Схема тьюторского сопровождения в детском саду

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 10.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения в детском саду 4
1.1 Специфика тьюторского сопровождения в детском саду 4
1.2 Психологические особенности дошкольников 9
1.3 Принципы организации тьюторского сопровождения 12
Глава 2 Практические аспекты тьюторского сопровождения 17
2.1. Этапы тьюторского сопровождения 17
2.2 Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо». Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности дошкольниковв жизни ДОУ [24]. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи: выяснять индивидуальные потребности и мотивы дошкольников;формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;создавать в группе детей атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки; стимулировать познавательную активность различными интерактивнымиметодами обучения; организовывать и поддерживать общение детей друг с другом. Функция планирования (организации деятельности) заключается в упорядочении действий дошкольников и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно. Эффективное планирование в образовательном процессе ДОУ основывается на умении: формировать умения и знания у дошкольников с учетом анализа результатов предварительной диагностики,формировать стратегии и тактики собственной деятельности с детьми,определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами,разрабатывать структуру занятий как завершенный цикл деятельности с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности,распределять время занятий с учетом целей, содержания итехнологий обучения, а также особенностей группы.Функция коррекции состоит из следующих действий:умение помочь ребенку в трудной ситуации,анализировать особенности ребенка,реализация поощрений, использование подсказок,корректировать деятельность обучающихся в соответствии срезультатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся); вести мониторинг развития;Функция контроля. Никакое развитие, обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения [3]. Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: анализировать деятельность дошкольников, определяя степень успешности,комментировать недочеты и ошибки,оценивать качество выполненной работы,оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.2.2 Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения.Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения проходит по следующему плану. 1.Основания для программы развития в условиях тьюторского сопровождения, включает себя историю возникновения ДОУ, ее основные достижения, партнерские связи со общеобразовательной школой. 2. Предыдущий опыт работы и его приобретение, включает в себя тьюторское сопровождение индивидуальных программ; индивидуальные программы в младшей группе, средней, старшей, подготовительной группе.3. Образ будущего ДОУ по результатам реализации программы развития, разработка стратегических целей.4. Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития ДОУ. Внутренние результаты для всех групп ДОУ, результаты для родителей, педагогов. Внешние результаты работы для самого учреждения, городской системы образования [19].5.Основные направления программы развития: Цели обеспечения доступности образования в ДОУ,Реализация концепции индивидуализации образования на всех возрастных ступенях групп: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных группах. 6. Реализация концепции «Образовательный центр», например. ДОУкак часть образовательной группы нескольких детских садов и одной школы. 7. Материальное обеспечение программы. 8. Реализация основных направлений программы.Реализация концепции индивидуализации на всех возрастных ступенях, реализация концепции «Образовательный центр»9. Календарный план реализации программы. 10. План график реализации программы: нормативно-правовое обеспечение нововведений,график событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы,совершенствование методического мастерства педагогов реализация компетентностного подхода,использование ИКТ, разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику, повышение квалификации работников образования.ЗаключениеДанная работа посвящена актуальной теме, схеме тьюторского сопровождения в детском саду. Тьюторство - явление новой в российской педагогике, хотя в Европе оно встречается практически везде. Тьюторское сопровождение отвечает целям и задачам современного образования, базируется на основных государственных стандартах и законах.В ходе написания работы были изучены работы таких авторов как, Беспаловой Г.А., Власенко В.А., Дудчик С.В, Ефремова О.И., Зоткина А., Иванова А.М. и другихВ ведении была обозначена цель работы, которая заключается в изучении оптимальной схемы тьюторского сопровождения в детском саду.В ходе написания работыбыли решены следующие задачиизучена литература по теме исследования,рассмотрена и проанализированаспецифика тьютерского сопровождения,проанализированыпрактические аспекты схемы тьюторского сопровождения.В ходе написания работы были даны определения понятия тьюторство, которое звучит как,«Тьютор» произошло от английского tutor, что означает наставник, опекун и от латинского «наблюдаю», «забочусь». Тьютерство как исторически сложившаяся система, возникло в европейских странах, оно представляет собой педагогическую позицию, направленную на обеспечение индивидуальных образовательных программ и программ пребывание дошкольника в детском саду, в школе, и ВУЗе. Были перечислены законодательные акты:•ФГОС ДО от 01.01.2014,•Приказ Минздравсоцразвития,•Профессиональный стандарт тьютора.Далее были рассмотрены психологические особенности дошкольников, особенно интерес представляет характер дошкольников, который отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Кроме этого в работе были раскрыты следующие вопросы:принципы организации тьюторского сопровожденияобщие этапы работы тьютора. схема тьюторского сопровождения ребенка в ДОУфункции тьютораСписок литературыАтертон Дж. Теория тьюторства Изд-во ERGO2013 – 32 с.Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-Беспалова, Г. А, Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты / Г. Беспалова// Управление образованием. - 2008.-№4. - С.83-92.Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний... / В. А. Власенко / Народное образование. - 2013.-№3. - С.140-146.Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. - 2012.-№4. - С.213-222.Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016. – 184 c.- URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44244/1/978-5-7186-0774-1_2016.pdfДудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история,технология,опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007.- № 1. - С.82-88.Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова / Воспитание школьников. - 2010.-№1. - С.21-26.Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха/ Народное образование. - 2008.-№5. - С.186-192.Иванов, А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов// Школьные технологии. - 2009.-№3. - С.109-116.Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 198с. - (Образовательный процесс).Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 2: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 403с. - (Образовательный процесс). - Библиогр. с.359-369.Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – 243с. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications.Кирикович, Т.Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т. Е. Кирикович, Л. А. Косолапова, Е. А. Тотьмянина // Воспитание школьников. - 2010.-№6. - С.39-45.Кобыща, Е.И. Вызовы современности и необходимость реализации идеи тьюторского сопровождения / Е. И. Кобыща // Школьные технологии. - 2012.-№6. - С.132-139.Ковалева, Т. Плечо поддержки / Т. Ковалева// Директор школы. - 2016.-№9. - С.53-58.Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности / Т. М. Ковалева// Педагогика. - 2013.-№5. - С.51-56.Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева// Вопросы образования. - 2011.-№2. - С.163-180.Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е. Б. Колосова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с. - (Библиотечка "Первого сентября", Серия "Управление школой". Вып.24).Концепция тьютерского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного профессионального образования: монография / [под ред. А.В. Золотаревой]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 228с.Крылова, Н.Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова// Завуч. - 2009.-№5. - С.61-70.Овчинников, Ю.Д. Организация деятельности тьютора в системе образования / Ю. Д. Овчинников// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2014.-№4. - С.83-87.Романова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога по отношению к обучаемым / И. В. Романова// Методист. - 2015.-№1. - С.9-12.Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Опыт и перспективы нормативно-правового регулирования/материалы Пятой международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования»,Изд - во: Московский педагогический государственный университет, АПК и ППРО.-2012 – 180 с.Управление инновациями в образовательном учреждении: Образовательные практико-ориентированные технологии / авт.-сост. М.В.Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с. - (В помощь администрации школы).Усова, С. Потенциал и ресурс тьюторства на этапе введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования / С. Усова// Коррекционно-развивающее образование. - 2012.-№4. - С.13-17.

1. Атертон Дж. Теория тьюторства Изд-во ERGO 2013 – 32 с.
2. Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-
3. Беспалова, Г. А, Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты / Г. Беспалова// Управление образованием. - 2008.-№4. - С.83-92.
4. Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний... / В. А. Власенко / Народное образование. - 2013.-№3. - С.140-146.
5. Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. - 2012.-№4. - С.213-222.
6. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016. – 184 c.- URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44244/1/978-5-7186-0774-1_2016.pdf
7. Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007.- № 1. - С.82-88.
8. Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова / Воспитание школьников. - 2010.-№1. - С.21-26.
9. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха/ Народное образование. - 2008.-№5. - С.186-192.
10. Иванов, А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов// Школьные технологии. - 2009.-№3. - С.109-116.
11. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 198с. - (Образовательный процесс).
12. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 2: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 403с. - (Образовательный процесс). - Библиогр. с.359-369.
13. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – 243с. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications.
14. Кирикович, Т.Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т. Е. Кирикович, Л. А. Косолапова, Е. А. Тотьмянина // Воспитание школьников. - 2010.-№6. - С.39-45.
15. Кобыща, Е.И. Вызовы современности и необходимость реализации идеи тьюторского сопровождения / Е. И. Кобыща // Школьные технологии. - 2012.-№6. - С.132-139.
16. Ковалева, Т. Плечо поддержки / Т. Ковалева// Директор школы. - 2016.-№9. - С.53-58.
17. Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности / Т. М. Ковалева// Педагогика. - 2013.-№5. - С.51-56.
18. Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева// Вопросы образования. - 2011.-№2. - С.163-180.
19. Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е. Б. Колосова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с. - (Библиотечка "Первого сентября", Серия "Управление школой". Вып.24).
20. Концепция тьютерского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного профессионального образования: монография / [под ред. А.В. Золотаревой]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 228с.
21. Крылова, Н.Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова// Завуч. - 2009.-№5. - С.61-70.
22. Овчинников, Ю.Д. Организация деятельности тьютора в системе образования / Ю. Д. Овчинников// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2014.-№4. - С.83-87.
23. Романова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога по отношению к обучаемым / И. В. Романова// Методист. - 2015.-№1. - С.9-12.
24. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Опыт и перспективы нормативно-правового регулирования/материалы Пятой международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования»,Изд - во: Московский педагогический государственный университет, АПК и ППРО.-2012 – 180 с.
25. Управление инновациями в образовательном учреждении: Образовательные практико-ориентированные технологии / авт.-сост. М.В.Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с. - (В помощь администрации школы).
26. Усова, С. Потенциал и ресурс тьюторства на этапе введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования / С. Усова// Коррекционно-развивающее образование. - 2012.-№4. - С.13-17.

Вопрос-ответ:

Что такое тьюторское сопровождение в детском саду?

Тьюторское сопровождение в детском саду - это система организации образовательного процесса, при которой опытные воспитатели, тьюторы, помогают детям в их развитии и обучении, а также поддерживают их социальную адаптацию.

Какие основные принципы организации тьюторского сопровождения в детском саду?

Основными принципами организации тьюторского сопровождения в детском саду являются индивидуальный подход к каждому ребенку, сотрудничество с родителями, развитие самостоятельности и саморегуляции, создание условий для развития личностных качеств детей.

Какие психологические особенности у дошкольников нужно учитывать при тьюторском сопровождении?

При тьюторском сопровождении дошкольных детей необходимо учитывать их особенности развития, такие как индивидуальный темп усвоения информации, потребность в игровой деятельности, эмоциональная и социальная напряженность, формирование самооценки и самоопределения.

Какие этапы проходит тьюторское сопровождение в детском саду?

Тьюторское сопровождение в детском саду проходит через следующие этапы: знакомство с ребенком и его потребностями, планирование индивидуальных образовательных программ, осуществление образовательного процесса, оценка и коррекция достижений ребенка.

Как проектируются образовательные программы в условиях тьюторского сопровождения?

Образовательные программы в условиях тьюторского сопровождения проектируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Они предусматривают разнообразные образовательные задачи, игровую и творческую деятельность, а также систему оценки и поддержки достижений ребенка.

Какая цель тьюторского сопровождения в детском саду?

Целью тьюторского сопровождения в детском саду является предоставление индивидуальной поддержки и помощи детям в освоении программы дошкольного образования.

Какие принципы организации тьюторского сопровождения учитываются в детском саду?

Организация тьюторского сопровождения в детском саду основана на следующих принципах: индивидуальный подход к каждому ребенку, сотрудничество с родителями, использование игровых и развивающих методов обучения, создание благоприятной образовательной среды.

Какие этапы включает в себя тьюторское сопровождение?

Тьюторское сопровождение включает в себя несколько этапов: определение образовательных потребностей каждого ребенка, разработку индивидуальной образовательной программы, реализацию программы с использованием тьюторских методов, оценку прогресса и корректировку программы при необходимости.

Какие психологические особенности дошкольников учитываются при тьюторском сопровождении?

При тьюторском сопровождении в детском саду учитываются психологические особенности дошкольников, такие как стремление к самостоятельности, игровая активность, своеобразие мышления, развитие социальных навыков и эмоциональной сферы.