анализ внутренних коммуникаций
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические основы внутренних коммуникаций компании 6
1.1. Понятие и содержание внутренних коммуникаций в организации 6
1.2. Проблемы внутренних коммуникаций 11
1.3. Пути решения коммуникационных проблем 14
2. Внутренние коммуникации в ООО «Love Суши» 20
2.1. Характеристика ресторана ООО «Love Суши» 20
2.2. Состояния внутренних коммуникаций в ООО «Love Суши» 23
2.3.Совершенствование внутренних коммуникаций в ресторане ООО «Love Суши» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Например, у ДОН ведущая функция - оценка внутреннего содержания и потенциальных способностей объекта, слабая точка - оценка отношений между людьми и их к себе.
У ДЮМ - ведущая функция - человеческие отношения, эстетика, комфорт, слабая - оценка деловой выгоды и эффективности.
В паре и сильные, и слабые стороны складываются, в результате чего эта пара будет себя чувствовать уверенно в ситуации инновационного предпринимательства, где нужно уметь оценивать внутреннее содержание, потенциальные способности создаваемого дела и его гармонию в мире бизнеса, качества людей, вовлеченных в это дело.
А вот на фондовой бирже пара ДОН-ДЮМ будет чувствовать себя неуверенно и, скорее всего, быстро разорится, так как они не умеют оценить деловую выгоду, эффективность (таблица 6).
Таблица 2.6 - Таблица выбора руководителей с помощниками для ООО «Love Суши»
Уровень руководства Лучший вариант Спокойная ситуация Ситуация конкуренции, реорганизации Высший (директор, заместитель директора, начальник филиала) ЛОН - ТЕД
ТИР - ДОС КОР - ЕСН
ЛЕО - БАЛ Средний (заведующий отделом, начальник цеха) ДОН - ДЮМ
ГЕК - ГБН ВПК - РОБ
ГАЛ - МАК
Формальным лидером дуальной пары обычно бывает экстраверт, неформальным - интроверт (есть «голова» - она думает и принимает решения, но есть и «шея», которая поворачивает эту голову).
Существуют четыре квадры. Каждая квадра образуется соединением двух дуальных пар - одной иррациональной (предпринимательской), другой рациональной (менеджерской).
В результате образуется прочная самодостаточная конструкция. Все квадры могут успешно заниматься бизнесом, и команда, составленная из представителей одной квадры, является наилучшей, наиболее совместимой для эффективной деятельности.
Анализ показывает, что квадры также имеют свои предпочтения - у них существуют предпочтительные направления деятельности.
Занимаясь именно такого рода работой, квадра в наибольшей степени может реализовать себя и достичь успеха большего, чем любая другая менее совместимая команда:
Квадра α (ДОН, ДЮМ, ВИК, РОБ): наука; инновационная деятельность; разработка программного обеспечения; инвестиционная деятельность компании, оценка эффективности капиталовложений; страховая деятельность; обучение.
Квадра β (КОР, ЕСН, ГАЛ, МАК): финансовая деятельность компании, экспертная и аудиторская деятельность; менеджмент; промышленное производство; управление объектами, требующими централизованной системы управления (оборонное производство, ядерная энергетика, транспорт, электроэнергетика).
Квадра γ (ЛОН, ТЕД, ЛЕО, БАЛ): строительство; розничная торговля; шоу-бизнес; реклама и СМИ; брокерская деятельность; промышленное производство; менеджмент, связанный с реорганизацией, реконструкцией компании, бизнеса.
Квадра δ (ТИР, ДОС, ГЕК, ГБН): производство товаров массового спроса; оптовая торговля; оказание услуг населению; медицинская и психологическая деятельность; дизайн, кутюрье; деятельность, связанная с полным циклом разработки и создания продукции.
Для отдела, возглавляемого коммерческим директором, целесообразна квадра γ (команда) (рисунок 5):
Условные обозначения:
Д – дуальные отношения (Приложение 5);
А – отношения активации;
З – зеркальные отношения.
Рисунок 2.5 - Использование соционики для учета
психологической совместимости работников
Таким образом, с точки зрения соционики, целесообразно, чтобы коммерческий директор в ООО «Love Суши» был специалист с психотипом ЛЕО:
ЛЕО - политик, тактик. Любит рисковать, легко воспринимает идеи других и быстро применяет их. Легко подбирает себе команду или адаптируется к существующей. Для ЛЕО подходит высший уровень руководства в ситуации конкуренции, а ресторанный бизнес характеризуется высоким уровнем конкуренции.
Отдел снабжения в ООО «Love Суши» лучше возглавлять специалисту с псиотипом БАЛ:
БАЛ - стратег-теоретик, генератор идей. Одновременно выступает в роли критика, скептика. Так как снабжение ресторана ООО «Love Суши» материальными ценностями по объемам гораздо больше, чем сбыт через отдел доставки, то снабженческую деятельность можно считать второй по важности в отделе, управляемом коммерческим директором, после деятельности самого коммерческого директора. То есть, фактически, снабженец является заместителем коммерческого директора.
Рекламу и сбыт в ООО «Love Суши» наиболее эффективно сможет осуществлять специалист с псиотипом ЛОН:
ЛОН - организатор, стратег, практик. Обеспечивает связи между членами квадры. Проводит в жизнь стратегическую линию квадры. Умеет убеждать, поэтому ему лучше заниматься рекламой и сбытом.
Доставку суши и роллов на дом лучше всего длать специалисту с псиотипом ТЕД:
ТЕД - ревизор, финансист-аудитор. Следит за соблюдением законов, инструкций. Контролирует и исправляет отношения между членами квадры. Ему подойдет работать в отделе доставки, так как для данной работы необходим тщательный контроль за качеством исполнения заказа, сервисом, своевременностью, точностью.
4) Снижение до минимума конфликтов между персоналом ООО «Love Суши» и посетителями ресторана:
Важным фактором оптимизации социально-психологического климата в коллективе является снижение до минимума конфликтов между персоналом ООО «Love Суши» и посетителями ресторана.
Необходимо создать определенные стандарты, внутрифирменный документ «Схема работы с претензиями», по которому будут действовать сотрудники «Love Суши» в конфликтных ситуациях. Для этого необходимо систематизировать все зафиксированные жалобы и конфликты.
Задача генерального директора и администратора ресторана – натренировать официантов и показать им, что не нужно спорить с тем, кто предъявляет претензии, а следует попытаться сразу их удовлетворить. Ведь посетители могут быть разные – злые, уставшие, нервные, и надо найти подход к каждому.
Таким образом, в «Love Суши» можно использовать следующие меры повышения качества внутренний коммуникаций: разработка положений о структурных подразделениях, доработка должностных инструкции; разработка действенной системы мотивации труда работников; применение научно обоснованного подбора кадров; комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников (использование данных соционики); ограничение количества лиц, подчиненных одному руководителю (создание оптимальной организационной структуры); отсутствие лишних работников и вакансий; служебный этикет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы был анализ и разработка путей совершенствования внутренних коммуникаций.
В ходе решения теоретических задач, было выявлено, что функция внутренних коммуникаций - обмен информацией как от руководства компании к персоналу, так и в обратном направлении. В процессе обмена информацией происходит её накопление, что служит дополнительной базой для разработки и принятия управленческих решений. Идущие в обратном направлении коммуникации помогают понять персоналу компании свою причастность к общему процессу.
При нарушении функционирования каналов внутренних коммуникаций возникает угроза принятия неправильного управленческого решения, которое может повлечь за собой негативные последствия для компании. В силу вышеперечисленных причин внутренние коммуникации очень важны для любой компании, а проблемы, связанные с ними всегда остаются актуальными.
В ходе решения практических задач было выявлено, что ресторан «Love Суши» специализируется на изготовлении блюд из морепродуктов, при этом суши - это основной состав меню. Руководит предприятием генеральный директор. В управляющий персонал входят коммерческий директор, администратор, заведующий производством и главный бухгалтер.
В ресторане ООО «Love Суши» можно использовать следующие меры повышения качества внутренних коммуникаций: разработка положений о структурных подразделениях, доработка должностных инструкции; разработка действенной системы мотивации труда работников; применение научно обоснованного подбора кадров; комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников (использование данных соционики); ограничение количества лиц, подчиненных одному руководителю (создание оптимальной организационной структуры); отсутствие лишних работников и вакансий; служебный этикет.
Список использованных источников
Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 337 с.
Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учебное пособие. – Мн.: Экоперспектива, 2014. – 390 с.
Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие – М.: Гелан, 2020. – 507 с.
Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012. – 413 с.
Виханский О.С. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2018. – 432 с.
Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Омега-Л, 2013. – 371 с.
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – С.-Пб.: Питер, 2018. – 470 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: Нимб, 2019. – 338 с.
Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: Инфра-М, 2013. – 271 с.
Заказнов А.П. Реализация стратегии – путь к успеху // Стратегический менеджмент. - 2020. - № 1. – С. 7-14.
Кибанов А.Я. Комплексное проектирование системы управления. – М.: Экономика, 2018. – 391 с.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: Приор, 2013. – 378 с.
Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2019. – 360 с.
Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент. - 2020. - № 5. – С. 3-7.
Наумов В.М. Методика принятия стратегических решений // Стратегический менеджмент. - 2020. - № 3. – С. 9-17.
Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: Еврознак, 2013. – 352 с.
Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учебное пособие. – М.: Знание, 2017. – 272 с.
Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. - М: ФиС, 2014. – 618 с.
Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: Банки и биржи, Юнити-Дана, 2018. – 423 с.
Ховард К. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2018. – 405 с.
Ярных В.И. Проблема внутренних коммуникаций // Менеджмент сегодня, 2020. - № 4.- С. 13-17.
Приложение 1
Текст опросника К. Томаса
«Выявления стиля поведения в конфликтной ситуации»
Приложение 2
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по Фидлеру
Инструкция:
Приложение 3
Протокол
«Методика оценки психологической атмосферы в коллективе»
(по А. Ф. Фидлеру)
№
ФИО Друже-
любие Согла-
сие Удовлет-
воренность Продук-
тивность Теплота Сотруд-
ничество Взаим-
ная под-
держка Увлечен-
ность Занима-
тель-
ность Успеш-
ность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1. Алексеева В.С. 4 5 4 5 3 4 4 5 3 3 2. Андрю-щин А.М. 4 3 4 6 2 4 3 3 4 4 3. Баховина К.В. 1 2 2 3 2 1 2 1 1 3 4. Бузин Р.Д. 3 2 2 3 6 5 6 3 4 4 5. Георгиев М.В. 3 5 5 4 5 3 3 4 1 2 6. Гончаров Г.С. 4 3 2 4 6 3 4 2 4 5 7. Дальни-ченкова О.М. 3 4 2 3 1 2 7 3 3 2 8. Данова Л.С. 1 3 3 4 1 3 4 5 1 1 9. Демин К.В. 4 4 4 5 3 2 2 1 6 3 10. Димчев А.В. 6 4 6 4 2 3 4 5 5 5 11. Дальгер Н. М. 3 2 2 3 2 1 3 4 4 4 12. Елирова В.К. 3 4 3 4 1 4 5 3 6 2 13. Зинченко Д.М. 4 3 2 4 5 3 3 5 4 2 14. Калашни-кова К.Р. 3 5 4 3 2 3 2 1 3 4 15. Караби-нин Р.П. 1 2 2 3 4 1 3 4 5 1 16. Киряков Л.С. 3 4 1 5 1 5 4 2 2 3 17. Колодова П.А. 4 3 5 4 5 2 2 4 3 4 18. Колчев П.О. 6 1 2 6 2 4 1 4 1 4 19. Крец А.В. 1 5 3 3 1 3 2 3 6 5 20. Криворук П.М. 4 5 4 5 3 4 4 5 3 3 21. Курдог-лов Р.П. 4 3 4 6 2 4 3 3 4 4
Окончание приложения 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 22. Куцарин В.А. 1 2 2 3 2 1 2 1 1 3 23. Лучин Л.А. 4 4 4 5 3 2 2 1 6 3 24. Минина О.Р. 6 4 6 4 2 3 4 5 5 5 25. Памалин Е.А. 3 2 2 3 2 1 3 4 4 4 26. Раткова М.П. 1 3 3 4 1 3 4 5 1 1 27. Раткова Е. М. 4 4 4 5 3 2 2 1 6 3 28. Романюк А.В. 6 4 6 4 2 3 4 5 5 5 29. Фокшин Р.П. 3 2 2 3 2 1 3 4 4 4 30. Хильман К. М. 3 4 3 4 1 4 5 3 6 2 31. Черняков А.М. 4 3 2 4 5 3 3 5 4 2 Σ 107 106 99 125 81 88 102 103 117 101 100 Сред-нее 3,3 3,4 3,3 4,0 2,6 2,8 3,3 3,3 3,7 3,3 3,2 Приложение 4
Характеристика психотипов
КОР – Жуков – Сенсорно-логический экстраверт:
Жуков - прекрасный организатор. Чем бы он ни занимался - рано или поздно становится руководителем. Он может оказаться как во главе небольшого подразделения, так и целого государства.
ЛЕО – Наполеон – Сенсорно-этический экстраверт:
Наиболее подходящими являются профессии, в которых необходимо общение с людьми на всех уровнях. Это и политическая деятельность и служба в армии, юриспруденция, преподавание и в школе и в вузе.
ГБН – Габен – Сенсорно-логический интроверт:
Наиболее подходящий род занятий - практическая индивидуальная деятельность. Мастер своего дела, любит работать самостоятельно в небольшом коллективе. Не стремится к руководящей деятельности.
ДЮМ – Дюма – Сенсорно-этический интроверт:
Он - созидатель всего того, что приносит радость и доставляет удовольствие. Дарить удовольствие для Дюма так же приятно, как и получать его. Представители этого типа великолепно работают в медицине.
ДОН – Дон Кихот – Интуитивно-логический экстраверт:
Наиболее ярко проявляется способности Дон-Кихота в научной работе, в фундаментальных исследованиях. Представителями этого психотипа удается стать начинателями новых направлений в науке.
ГЕК – Гексли – Интуитивно-этический экстраверт:
Благодаря не тривиальности мышления представителей Гексли могут хорошо реализовать себя в научной работе, с легкостью предлагая неожиданный взгляд на проблему.
БАЛ – Бальзак – Интуитивно-логический интроверт:
Способности Бальзака находят себе применение, где требуется стратегический прогноз. Это может быть политика, сфера финансов, военное дело. Могут успешно реализовать себя в научной работе.
ЕСН – Есенин – Интуитивно-этический интроверт:
Самая подходящая для Есенина деятельность - гуманитарная. Это могут быть занятия музыкой, литературой, искусствоведение, работа в печатных органах, ведение телевизионных передач, интервью и т.д.
ТИР – Штирлиц – Логико-сенсорный экстраверт:
Может реализовать свои возможности в любой практической деятельности, способен хорошо организовать производство, наладить выпуск продукции высокого качества, быть умелым администратором.
ЛОН – Джек Лондон – Логико-интуитивный экстраверт:
Умение почувствовать малейшие изменения ситуации, быстрая реакция, инициатива, практицизм в сочетании с творческой жилкой делают его хорошим предпринимателем, менеджером.
МАК – Горький – Логико-сенсорный интроверт:
Незаменим, где требуется четкое соблюдение инструкций, правил, нормативов. Он идеальный работник, например в фармацевтической промышленности, где ошибки недопустимы.
РОБ – Робеспьер – Логико-интуитивный интроверт:
Обладает всеми данными для исследовательской аналитической работы. Умение найти общие закономерности явлений окружающего мира позволяет найти свое применение в любой научной лаборатории.
ВИК – Гюго – Этико-сенсорный экстраверт:
Наиболее полно реализовать сильные стороны могут в сфере услуг. Работа с людьми им нравится: объяснить, помочь, посоветовать, любезно ответить на все, порой не очень корректные требования клиентов.
ГАЛ – Гамлет – Этико-интуитивный экстраверт:
Наиболее эффективно применение способностей Гамлета в тех областях деятельности, где требуется увлечь аудиторию. Это, прежде всего театральные подмостки. Гамлет также прекрасный педагог, артистичный и вдохновенный.
ТЕД – Драйзер – Этико-сенсорный интроверт:
Прирожденный работник социальной сферы. Он прекрасно реализует свои способности в медицине, в уходе за слабыми и немощными, в любой хозяйственной деятельности.
ДОС – Достоевский – Этико-интуитивный интроверт:
Наилучшим образом способности Достоевского могут быть реализованы в области духовных знаний, религии, просветительства. Могут также быть успешными педагогами, особую тягу многие
Приложение 5
Взаимоотношения между психотипами
Зеркальные отношения:
В этих отношениях партнеры довольно схожи. То, о чем говорит или размышляет один, без лишних слов реализует другой. Им есть чему поучиться друг у друга, - правда, это иногда приводит к искушению поучать партнера.
Отношения активации:
Отношения эти - благоприятные. Два активатора очень быстро находят общий язык, легко сходятся. Люди, имеющие в семье активатора, более энергичны, деятельны, организованы. Поссориться также невозможно, так как при этом типе отношений сердятся по одному.
Дуальные отношения - дополняющие отношения:
Самым лучшим и необходимым для человека является отношение дополнения. Дополняющие передают друг другу в общении ту информацию, которая наиболее необходима, защищают психологически наиболее чувствительные места.
Дуал воспринимает дуала как надежного партнера в любом деле - идет ли речь о работе или о семейной жизни.
Практически дополняющие не могут ссориться, а если и ссорятся, то сердится лишь один из них.
Ярных В.И. Проблема внутренних коммуникаций // Менеджмент сегодня, 2020. - № 4
Ярных В.И. Проблема внутренних коммуникаций // Менеджмент сегодня, 2020. - № 4
Анопченко Т., Болошин Г., Моисеенко Е., Маличенко И., Чернышев М., Чалова А. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – М.: Феникс, 2010. – С. 23.
Смирнов А.В. Коммуникационная политика предприятия. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 26.
Пашенцев Е. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2012. – С. 35.
Желудь П.Е. Внутренние и внешние коммуникации в коммерческой организации. М.: Инфра-М, 2015. - С. 102
Смирнов А.В. Коммуникационная политика предприятия. – М.: Инфра-М, 2016. – С. 26.
Пашенцев Е. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2012. – С. 35.
Пашенцев Е. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2012. – С. 35.
Блинов А.О. Искусство управления персоналом: Учебное пособие – М.: Гелан, 2020.
Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: Нимб, 2019, с. 33.
Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2018, с. 20.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: Приор, 2013, с. 98.
Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012, с. 89.
Желудь П.Е. Внутренние и внешние коммуникации в коммерческой организации. М.: Инфра-М, 2008. - С. 102
Анопченко Т., Болошин Г., Моисеенко Е., Маличенко И., Чернышев М., Чалова А. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – М.: Феникс, 2017. – С. 23.
Ворошилов В. Теория и практика массовой информации. Учебник. – М.: КноРус, 2014. – С. 71.
Пашенцев Е. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2015. – С. 35.
Куценко А., Лашкова Е. Организация и проведение коммуникационных кампаний. Учебник. – М.: Academia, 2014. – С. 33.
Желудь П.Е. Внутренние и внешние коммуникации в коммерческой организации. М.: Инфра-М, 2018. - С. 102
Куценко А., Лашкова Е. Организация и проведение коммуникационных кампаний. Учебник. – М.: Academia, 2014. – С. 33.
Желудь П.Е. Внутренние и внешние коммуникации в коммерческой организации. М.: Инфра-М, 2018. - С. 102
Анопченко Т., Болошин Г., Моисеенко Е., Маличенко И., Чернышев М., Чалова А. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – М.: Феникс, 2016. – С. 23.
41
Генеральный
директор
Коммерческий
директор
Главный бухгалтер
Заведующий производством
Администратор
Экспедитор
Бухгалтерия
Отдел
доставки
Технический персонал
Официанты
Бармены
Отдел снабжения
Хозяйственный отдел
Повара
Отдел сбыта
Руководитель
(посредник)
Официант А
Официант Б
Генеральный
директор
Коммерческий
директор
Главный бухгалтер
Заведующий производством
Администратор
Экспедитор
Бухгалтерия
Отдел
доставки
Технический
персонал
Официанты
Бармены
Отдел
снабжения
Хозяйствен-
ный отдел
Повара
Отдел рекламы и сбыта
Технолог
Управляющий делами
ЛЕО (коммерческий директор)
А
ЛОН (реклама и сбыт)
З
БАЛ (снабженец)
ТЕД (доставка)
Д
Д
З
А
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 337 с.
2. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учебное пособие. – Мн.: Экоперспектива, 2014. – 390 с.
3. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие – М.: Гелан, 2020. – 507 с.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012. – 413 с.
5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2018. – 432 с.
6. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Омега-Л, 2013. – 371 с.
7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – С.-Пб.: Питер, 2018. – 470 с.
8. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: Нимб, 2019. – 338 с.
9. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: Инфра-М, 2013. – 271 с.
10. Заказнов А.П. Реализация стратегии – путь к успеху // Стратегический менеджмент. - 2020. - № 1. – С. 7-14.
11. Кибанов А.Я. Комплексное проектирование системы управления. – М.: Экономика, 2018. – 391 с.
12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: Приор, 2013. – 378 с.
13. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2019. – 360 с.
14. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент. - 2020. - № 5. – С. 3-7.
15. Наумов В.М. Методика принятия стратегических решений // Стратегический менеджмент. - 2020. - № 3. – С. 9-17.
16. Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: Еврознак, 2013. – 352 с.
17. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учебное пособие. – М.: Знание, 2017. – 272 с.
18. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. - М: ФиС, 2014. – 618 с.
19. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: Банки и биржи, Юнити-Дана, 2018. – 423 с.
20. Ховард К. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2018. – 405 с.
21. Ярных В.И. Проблема внутренних коммуникаций // Менеджмент сегодня, 2020. - № 4.- С. 13-17.