Понимание идентичности в конструктивизме
Заказать уникальный доклад- 12 12 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 24.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
1 Вступление 3
2 Понятие и развитие идентичности 4
3 Конструктивистский подход к идентичности 5
4 Выводы 10
5 Литература 12
.. Складывается мозаичная система идентичностей, несущая на себе паттерны всех предыдущих парадигм, которые не только логически не связаны между собой, но и принципиально враждебны друг другу» [8, с. 256–257].
В связи с этим в русле конструктивизма следует определить и готовность индивида к свободе выбора идентичностей, предоставляемой современными общественными системами. Конструируя множественность идентичностей, человек зачастую хочет вернуться в привычный, понятный, защищенный мир, конструкт «я» в котором определен и задан предшествующими поколениями, он ясный и отчетливый, наполнен смыслом и содержанием, соответственно, не требуется «скакать» от одной идентичности к другой.
В этом русле актуализируется проблематика рефлексивной идентичности как продолжение проекта ее конструирования, поднятая Э. Гидденсом. Идентичность выступает своего рода социальным контролем. Речь идет о том, что она выполняет защитную функцию, придавая уверенность индивиду, способствуя через рефлексию формированию чувства безопасности от рисков в повседневных практиках. Идентичность становится рефлексивной, поскольку включает в себя знание и информацию о множественности миров, поведенческих практик, социальных институтов, моделей отношений и пр. Глобализация актуализирует самоидентификационные процессы, а рефлексия позволяет их «примерять».
Конструктивистский подход к анализу идентичности видится наиболее жизнеспособным в эмпирико-социологических проектах. Он позволяет концептуализировать и осмыслить «новые» и «старые» формы/виды идентичностей, часть из которых следует признать вызовами современному глобальному мироустройству. Так, раскол в Русской православной церкви можно рассматривать как вызов, порождающий кризис православной идентичности, охватывающий значительное число верующих по всему миру. Цифровая среда становится экспериментальной площадкой конструирования широкого спектра идентичностей, которые реализуются в определенных ситуациях и контекстах благодаря анонимности и разнообразию интернет-сообществ. Виртуальной личности, как отмечают А.К. Мамедов и Э.Д. Коркия, придаются неограниченные произвольные характеристики [9, с. 10].
В целом надо отметить, что методологический концепт конструктивизма имеет существенные перспективы в социологическом измерении феномена идентичности. Последняя предстает не как естественное состояние человека, но как динамический нелинейный процесс. Современный индивид – носитель множественных идентичностей, поскольку он включен в различные социальные группы и общности, социальные институты и практики.
Социальная идентичность предстает в качестве осознания индивидом себя как части некоего сообщества, принятия системы ценностей и вовлеченности в деятельность, направленную на поддержание существования этого сообщества. Актуализация той или иной идентичности зависит от конкретной ситуации, в которую включен индивид. Множественность идентичностей порождает противоречивый характер положения и бытия человека в глобальном мире, выступает проблемной зоной гармоничного их сосуществования, выдвигая на передний план социологического осмысления вопрос анализа идентичности как ценностного ориентира личности.
В условиях турбулентности современного социума, связанной прежде всего с трансформацией норм и ценностей, траектории жизненного пути индивида становятся неопределенными и рисковыми. Отсутствие авторитетов, разрыв социальных связей и отношений, тиражирование образцов бессемейного/бездетного существования, унификация и фрагментация социальной жизни ведут к тому, что рефлексивная идентичность становится компасом самоопределения человека, позволяющим справиться с состоянием неопределенности. Персонализированное «я» конструируется под давлением стандартизированных поведенческих практик, кризиса социальных институтов, инкорпорирования многочисленных сценариев статусного становления и личностного развития, мифологизации реальности. Стоит полагать, что конструирование идентичностей индивидом является не только актуальным, но и действенным проектом самого себя.
Список литературы:
Орлова Э.А. Концепции идентичности в социально-научном знании / Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 89-96.
Задворная Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 24-37.
Малахов, В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия // Электронная библиотека Института философии РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0139 aee26d501a6d86199339. Дата доступа: 10.06.2019.
Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / Ф. Барт [отв.ред.]. М. : Новое издательство, 2006. 200 с.
Лукина А.В. Новые подходы к исследованию национальной идентичности // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 33. С. 238–246 ;
Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 120 с.
Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования : хрестоматия. СПб., 2001. Ч. II. С. 136–163.
Шляков А.В. Номадизм постмодерна в свете краха идентичности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 255–257.
Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 9–12. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.2.1.
2/ 12
1. Орлова Э.А. Концепции идентичности в социально-научном знании / Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 89-96.
2. Задворная Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 24-37.
3. Малахов, В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия // Электронная библиотека Института философии РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0139 aee26d501a6d86199339. Дата доступа: 10.06.2019.
4. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / Ф. Барт [отв.ред.]. М. : Новое издательство, 2006. 200 с.
5. Лукина А.В. Новые подходы к исследованию национальной идентичности // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 33. С. 238–246 ;
6. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 120 с.
7. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования : хрестоматия. СПб., 2001. Ч. II. С. 136–163.
8. Шляков А.В. Номадизм постмодерна в свете краха идентичности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 255–257.
9. Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 9–12. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.2.1.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет термин "идентичность" в конструктивизме?
В конструктивизме идентичность понимается как субъективное восприятие себя и сознание принадлежности к определенной группе или культуре.
Как формируется и развивается идентичность в конструктивизме?
Идентичность формируется и развивается через социальное взаимодействие, осознание своих ролей и принятие образцов поведения, которые утверждаются в конкретной группе или культуре.
Что предлагает конструктивизм в отношении идентичности?
Конструктивизм подчеркивает важность активной роли индивида в формировании своей идентичности и отказа от принятия готовых образцов от других людей или культур.
Может ли идентичность в конструктивизме быть изменчивой?
Да, идентичность в конструктивизме может быть изменчивой, так как она зависит от социального контекста, взаимодействия с другими людьми и изменения образцов поведения в обществе.
Какие выводы можно сделать о понимании идентичности в конструктивизме?
Основными выводами о понимании идентичности в конструктивизме являются активная роль индивида в формировании своей идентичности, изменчивость идентичности в зависимости от социального контекста и важность принятия образцов поведения, которые лучше соответствуют собственным ценностям и интересам.
Что такое идентичность в конструктивизме?
Идентичность в конструктивизме - это сложная мозаичная система, которая содержит паттерны предыдущих парадигм. Она не только логически не связана между собой, но и принципиально враждебна друг другу.
Как развивается идентичность в конструктивизме?
Идентичность в конструктивизме развивается путем создания мозаичной системы, которая объединяет различные паттерны предыдущих парадигм. Это происходит в результате индивидуального выбора и сочетания разных идентичностей.
Какой подход к идентичности предлагается в конструктивизме?
Конструктивизм предлагает подход к идентичности, основанный на готовности индивида к свободному выбору и сочетанию различных идентичностей. В конструктивизме признается, что идентичность формируется в процессе активного конструирования и социального взаимодействия.
Что можно сказать в заключение о конструктивистском подходе к идентичности?
В заключение можно отметить, что конструктивизм предлагает новый взгляд на идентичность. Он признает ее сложность и мозаичность, а также акцентирует важность свободного выбора и сочетания различных идентичностей. Конструктивизм отвергает жесткие рамки и уделяет внимание процессу формирования идентичности в социальной среде.