ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 26.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 4
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ 8
3. СНГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 24
В основе института, в частности, лежит заинтересованность в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР.Изначально характерной чертой организации была ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы объединения действовали за пределами СНГ. При этом высказывались мнения, что прямой целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости входящих в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) - Кавказ - Маршрут по Европе, в обход территории России.Проблема поставок нефти и газа на внешние рынки из Азербайджана, Туркменистана и Казахстана стала одной из ключевых проблем экономического развития стран ГУАМ. Политическими причинами создания альянса были желание противодействовать намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооруженных сил в Европе и опасения, что это может узаконить присутствие российских вооруженных контингентов в Грузии, Молдове и Украине, независимо от их согласия. Политическая ориентация ГУАМ стала еще более заметной после выхода Грузии, Азербайджана и Узбекистана из Договора о коллективной безопасности СНГ в 1999 году.Вышеуказанные причины привели к тому, что ГУАМ с самого начала получил существенную экономическую и политическую поддержку со стороны США, поскольку цели ГУАМ совпадали с их геополитическими целями.В сентябре 2003 года президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) - проекта экономической, а затем, возможно, и политической интеграции четырех стран СНГ, чтобы обеспечить свободное движение товаров, капитала и рабочей силы между сторонами соглашения посредством координации взаимной экономической политики. Однако Украина с первых дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь получить односторонние политические, и экономические преимущества. Когда к власти пришел новый президент Виктор Ющенко, новое руководство выдвинуло на первый план идею европейской интеграции (вступления в Европейский Союз и НАТО). Подводя итог, можно отметить, что влияние регионализации на общие интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств неоднозначно. С одной стороны, это разделяет единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, регионализация означает «мини-интеграцию» на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается сложной. При определенных обстоятельствах интеграция с разной скоростью может даже способствовать интеграционным процессам в целом, создавая «зоны кристаллизации», вовлекая другие страны в общую ткань сотрудничества.Препятствия на этом пути такие же, как и на уровне всего Содружества. Объективные интересы стран СНГ в различных сферах лежат в основе интеграции разной скорости.Конечный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин. Но главным фактором будут результаты развития российской рыночной экономики и российской политики в целом. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми странами.3. СНГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВАВ экономическом плане Содружество Независимых Государств (СНГ) - это группа стран, различающихся по степени социально-экономического развития, масштабам и структуре национальной экономики, доходам населения, состоянию платежного баланса и так далее.Распад Советского Союза показал,что резкий переход к рыночной экономике и проведениелиберальных экономических реформ в неокрепших государствахтолько усугубляет положение. Позже поняв необходимость в интеграционном объединение страны подписали ряд региональных экономических соглашений, некоторые из которых ставили довольно амбициозные, интеграционные цели, в частности, Таможенный союз между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, следствием которого стало создание единого экономического пространства, далее ЕАЭС.В конце 2011 года Россия, Армения, Кыргызстан, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Беларусь и Украина подписали соглашение о зоне свободной торговли, которое упростило торговый режим в странах СНГ. Его начали активно внедрять в середине 2012 года. Благодаря этому соглашению были отменены экспортно-импортные пошлины на некоторые товары. Кроме того, был упрощен внутренний режим валютного регулирования и контроля.Крупнейшей экономикой среди участников СНГ также является Российская Федерация, в которой в 2019 году объем ВВП был в десять раз выше, чем ВВП двух других крупнейших участников - Украины и Казахстана. На эти три страны приходилось 90% общего ВВП в 2019 году, страны СНГ, среди которых Российская Федерация - 76%.Развитию эффективности экономического сотрудничества стран СНГ препятствуют многие факторы, например: различия в экономическом потенциале, структуре, уровне, а также характере рыночных преобразований; невыполнение обязательств в рамках СНГ некоторыми странами; большие объемы теневой экономики; высокая доля минерального топлива и сырья в объеме экспорта между странами СНГ. Также важными проблемами в странах СНГ являются бюрократия и коррупция.Современное состояние интеграционных процессов стран СНГ характеризуется объемом импортно-экспортных операций стран-участниц.За последние 20 лет только такие страны, как Беларусь, Россия, Таджикистан и Украина поддерживали и улучшали свои торговые отношения со странами СНГ. В целом наблюдается тенденция к снижению связей стран между собой, что негативно сказывается на экономике государства.В целях создания дополнительных импульсов для экономического взаимодействия стран СНГ друг с другом и обеспечения его устойчивого развития была создана, разработана и утверждена Советом СНГ Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Главы Правительства 14 ноября 2008 г. в Кишиневе.Общие цели Стратегии экономического развития государств-участников СНГ:1) Формирование: согласованных условий для обеспечения устойчивого экономического развития; условия для формирования и развития рыночных отношений, обеспечивающие равные возможности и гарантии для всех субъектов хозяйствования; благоприятный инвестиционный климат для совместного использования финансовых ресурсов государств-участников СНГ; системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей.2) Обеспечение: экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности; доступ к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации.3) Развитие и улучшение: благосостояние населения; образование, здравоохранение, наука и культура; специализация производства и кооперация; трудовой и интеллектуальный потенциал.4) осуществление структурной и технологической перестройки народного хозяйства государств, с целью повышения эффективности производства.Систематическое решение поставленных задач позволит государствам-участникам СНГ перейти к модели инновационно-инвестиционного развития экономики, как на национальном уровне, так и на интеграционном, основанной на знаниях, что позволит задать качественно новый путь развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, следует отметить, что экономическое развитие государств-участников СНГ осуществляется в рамках свободной торговли. Целью взаимодействия государств Союза является налаживание экономического, политического, экологического, промышленного и военного сотрудничества. Аграрный сектор и промышленность являются основными секторами товарооборота компаний из стран СНГ.Россия - главный драйвер экономического развития стран СНГ. Именно Российская Федерация инициировала создание Таможенного союза и Евразийского экономического пространства.Говоря о политическом развитии стран-участниц СНГ, стоит отметить этот факт. В марте 1991 года во всех республиках СССР, кроме республик Прибалтики, Грузии, Армении и Молдовы, прошел референдум о судьбе СССР. 76,4% проголосовавших за сохранение СССР, 21,7% против. Наименьший процент сторонников СССР был в Украине (70,2%) и России (71,3%), наибольший - в Туркменистане (97,9%).Между тем в том же 1991 году СССР прекратил свое существование. При этом из трех лидеров, участников Беловежских договоренностей, положивших конец существованию СССР, только один (украинец Л. Кравчук) имел всенародный мандат в виде референдума о независимости Украины (1 декабря 1991 г.).В 1998 году в Казахстане был проведен опрос, результаты которого выявили особенности сознания не только жителей этой страны, но и населения СНГ в целом.Был задан вопрос, какая социальная система может решить проблемы казахстанского общества. 4,4% респондентов выбрали «коммунизм», 7,3 - «социализм», 5,9 - «капитализм», 2,8 - «демократию западного типа», 2,3 - «ислам» и 56,9% ответили - «любой, лишь бы был порядок».Все эти факторы создали предпосылки для дальнейшей интеграции государств на постсоветском пространстве.Стоит отметить, что весомый успех интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть многих разнообразным по своей природе причин. Но главным фактором будут результаты развития российской рыночной экономики и российского политического института в целом.СПИСОК ИСТОЧНИКОВВолков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции напостсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2017. — № 12. — С.38 - 48.Глобализация: проблемы конкуренции и интеграции [Текст]: сборник статей / Российский гос. гуманитарный ун-т; [сост.: М. И. Гельвановский]. - Москва: РГГУ, 2018. - 207 с.Зиядуллаев Н. С. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – N4. – С. 29–34Мозиас П. Экономическая политика государства в современных условиях. [В странах мира, в т. ч. в странах СНГ] // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – N1. – С. 48–52Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 2015. - С. 10 - 14Моисеев Е.Г. Содружество Независимых Государств: итоги и перспективы развития // Российский ежегодник международного права. 2019. СПб., 2019. – С.33- 37Межгосударственный статистический комитет СНГ [Электронный ресурс]. Режимдоступа: www.cisstat.comОфициальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. Режимдоступа: www.cis.minsk.by
1. Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической инте-грации на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2017. — № 12. — С.38 - 48.
2. Глобализация: проблемы конкуренции и интеграции [Текст]: сборник статей / Российский гос. гуманитарный ун-т; [сост.: М. И. Гельвановский]. - Москва: РГГУ, 2018. - 207 с.
3. Зиядуллаев Н. С. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – N4. – С. 29–34
4. Мозиас П. Экономическая политика государства в современных условиях. [В странах мира, в т. ч. в странах СНГ] // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – N1. – С. 48–52
5. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Госу-дарств. М., 2015. - С. 10 - 14
6. Моисеев Е.Г. Содружество Независимых Государств: итоги и перспективы развития // Российский ежегодник международного права. 2019. СПб., 2019. – С.33- 37
7. Межгосударственный статистический комитет СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cisstat.com
8. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cis.minsk.by
Вопрос-ответ:
Какие страны входят в Содружество Независимых Государств?
Содружество Независимых Государств включает 9 стран: Россию, Украину, Беларусь, Молдову, Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Каковы перспективы развития Содружества Независимых Государств?
Перспективы развития Содружества Независимых Государств включают укрепление экономического сотрудничества, развитие инфраструктуры и создание транспортного коридора на юге бывшего СССР. Также возможна более тесная интеграция стран-участниц и расширение сотрудничества в сфере безопасности и культуры.
Каким образом Содружество Независимых Государств влияет на политическое и социально-экономическое развитие стран-участниц?
Содружество Независимых Государств способствует тесному экономическому сотрудничеству, обмену опытом и ресурсами между странами-участницами. Это помогает укрепить и развить их экономики, а также повысить уровень социального благополучия населения.
Каково современное состояние Содружества Независимых Государств и его перспективы развития?
На сегодняшний день Содружество Независимых Государств продолжает существовать и развиваться. Его перспективы развития включают укрепление сотрудничества между странами-участницами, расширение экономических и политических связей, а также повышение уровня жизни населения в регионе.
Какая история создания Содружества Независимых Государств и какие были его первоначальные цели?
Содружество Независимых Государств было создано в 1991 году после распада Советского Союза. Основной целью создания организации было укрепление сотрудничества между независимыми государствами, поддержка экономического развития и укрепление безопасности в регионе.
Какая идея лежит в основе создания Содружества Независимых Государств?
В основе создания Содружества Независимых Государств лежала идея создания транспортного коридора на юге бывшего СССР, а также ориентация на европейские и международные стандарты и сотрудничество.
Какие страны входят в Содружество Независимых Государств?
В Содружество Независимых Государств входят следующие страны: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
Каково современное состояние и перспективы развития Содружества Независимых Государств?
Современное состояние Содружества Независимых Государств характеризуется продолжающимся сотрудничеством в различных сферах, включая экономику, политику и культуру. Однако организация сталкивается с некоторыми вызовами, такими как различия в политических системах и экономическом развитии между членами СНГ. В перспективе ожидается укрепление и расширение сотрудничества в рамках Содружества.
Какое политическое и социально-экономическое развитие было у стран СНГ?
Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ различается в зависимости от конкретной страны. Некоторые страны, такие как Россия и Казахстан, достигли значительных успехов в экономическом развитии и политической стабильности, в то время как другие страны, такие как Украина и Молдова, столкнулись с трудностями, связанными с политическими конфликтами и экономическим кризисом.
Какие источники можно использовать для получения более подробной информации о Содружестве Независимых Государств?
Для получения более подробной информации о Содружестве Независимых Государств можно использовать следующие источники: официальные веб-сайты СНГ и её членов, научные исследования, государственные отчеты и публикации, а также новостные и аналитические статьи в СМИ.
Какая история создания и перспективы развития Содружества независимых государств?
Содружество независимых государств (СНГ) было создано в 1991 году после распада Советского Союза. Главной целью создания СНГ было поддержание экономического и политического сотрудничества между бывшими республиками СССР. Однако, в последние годы СНГ столкнулось с рядом проблем, включая экономический спад и напряженные политические отношения между некоторыми государствами. Несмотря на это, СНГ продолжает существовать как организация и стремится к дальнейшему развитию.