Система национальных счетов и ее роль в макроэкономическом анализе
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 28.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Система национальных счетов и ее роль в макроэкономическом анализе 5
1.1. Понятие и структура системы национальных счетов 5
1.2. Использование системы национальных счетов в макроэкономическом анализе 11
2. Статистическое исследование субъектов Российской Федерации 17
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложения 41
Средняя ошибка выборки определяется по формуле (2.16):
* (1 – n / N), (2.16)
где – средняя ошибка выборки;
– дисперсия выборки (была определена ранее);
n - объем выборочной совокупности;
N - объем генеральной совокупности.
Предельная ошибка выборки рассчитывается по формуле (2.17):
, (2.17)
где – предельная ошибка выборки;
t – коэффициент доверия.
Для вероятности 0,954 коэффициент доверия равен 2,00.
Границы доверительного интервала в генеральной совокупности могут быть представлены в виде формулы (2.18):
или (2.18)
Средняя ошибка выборки составит:
23 830 млн.руб.
Предельная ошибка выборки составит:
47 660 млн.руб.
Границы доверительного интервала:
14 726 110 046.
С вероятностью 95,4% средний объем сельскохозяйственной продукции в генеральной совокупности (всех регионах России) будет находиться в пределах от 14 726 млн.руб. до 110 046 млн.руб.
7. Проведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между численностью населения (факторный признак х) и величиной валового регионального продукта (результативный признак у). Исходные данные приведены в приложении 1.
Предположим наличие линейной зависимости между признаками. В этом случае связь между признаками может быть выражена уравнением, приведенным в формуле (2.19):
. (2.19)
Коэффициенты уравнения в соответствии с методом наименьших квадратов определяются по формулам (2.20), (2.21).
. (2.20)
. (2.21)
Тесноту связи и степень линейной зависимости между признаками характеризует коэффициент корреляции, данный показатель определяется по формуле (2.22).
. (2.22)
Данные для расчета параметров уравнения регрессии и коэффициента корреляции приведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Данные для корреляционно-регрессионного анализа
№ Субъекты РФ Численность населения на 1 января 2019 г., тыс. человекxi Валовой региональный продукт в 2017 г., млн руб.yi xi2 xiyi y=46 891,9 + 329,2x yi2 1 Мурманская область 629,7 151 607,4 396 522,1 95 467 179,8 254 190,7 22 984 803 734,8 2 Магаданская область 1 547,4 785 646,7 2 394 446,8 1 215 709 703,6 556 299,8 617 240 737 220,9 3 Республика Карелия 795,5 213 287,8 632 820,3 169 670 444,9 308 772,5 45 491 685 628,8 4 Еврейская автономная область 834,7 200 868,2 696 724,1 167 664 686,5 321 677,2 40 348 033 771,2 5 Камчатский край 2 874,0 1 882 315,9 8 259 876,0 5 409 775 896,6 993 019,7 3 543 113 147 392,8 6 Республика Коми 1 009,4 417 065,0 1 018 888,4 420 985 411,0 379 188,9 173 943 214 225,0 7 Сахалинская область 1 065,8 300 651,1 1 135 929,6 320 433 942,4 397 755,9 90 391 083 931,2 8 Республика Хакасия 2 507,5 771 441,2 6 287 556,3 1 934 388 809,0 872 367,0 595 121 525 057,4 9 Костромская область 314,7 201 643,7 99 036,1 63 457 272,4 150 491,9 40 660 181 749,7 10 Ивановская область 1 114,1 360 573,1 1 241 218,8 401 714 490,7 413 656,3 130 012 960 443,6 11 Забайкальский край 1 902,7 777 833,5 3 620 267,3 1 479 983 800,5 673 265,4 605 024 953 722,3 12 Смоленская область 272,6 66 511,6 74 310,8 18 131 062,2 136 632,5 4 423 792 934,6 13 Новгородская область 2 332,8 508 756,0 5 441 955,8 1 186 825 996,8 814 855,3 258 832 667 536,0 14 Республика Калмыкия 1 269,6 384 036,5 1 611 884,2 487 572 740,4 464 847,3 147 484 033 332,3 15 Владимирская область 159,9 52 640,9 25 568,0 8 417 279,9 99 531,4 2 771 064 352,8 16 Псковская область 489,6 771 224,2 239 708,2 377 591 368,3 208 069,4 594 786 766 665,6 17 Чувашская Республика 1 318,1 365 173,0 1 737 387,6 481 334 531,3 480 813,6 133 351 319 929,0 18 Тверская область 218,9 44 571,9 47 917,2 9 756 788,9 118 954,3 1 986 654 269,6 19 Курганская область 3 086,1 623 392,6 9 524 013,2 1 923 851 902,9 1 062 843,5 388 618 333 734,8 20 Приморский край 141,2 157 626,4 19 937,4 22 256 847,7 93 375,3 24 846 081 977,0 21 Астраханская область 1 004,2 185 846,8 1 008 417,6 186 627 356,6 377 477,0 34 539 033 070,2 22 Калужская область 942,4 281 852,6 888 117,8 265 617 890,2 357 132,3 79 440 888 126,8 23 Рязанская область 830,2 574 376,7 689 232,0 476 847 536,3 320 195,8 329 908 593 502,9 24 Республика Мордовия 2 793,4 1 140 863,0 7 803 083,6 3 186 886 704,2 966 486,0 1 301 568 384 769,0 25 Тульская область 2 327,8 865 222,7 5 418 652,8 2 014 065 401,1 813 209,3 748 610 320 595,3 26 Орловская область 748,1 445 795,1 559 653,6 333 499 314,3 293 168,3 198 733 271 184,0 27 Тюменская область 536,2 207 579,1 287 510,4 111 303 913,4 223 410,3 43 089 082 756,8 28 Красноярский край 618,0 252 717,4 381 924,0 156 179 353,2 250 339,0 63 866 084 262,8 29 Новосибирская область 637,2 165 857,6 406 023,8 105 684 462,7 256 659,7 27 508 743 477,8 30 Пензенская область 1 016,0 300 553,7 1 032 256,0 305 362 559,2 381 361,6 90 332 526 583,7 31 Ленинградская область 2 795,2 665 422,4 7 813 143,0 1 859 988 692,5 967 078,5 442 786 970 421,8 32 Московская область 1 223,4 270 634,6 1 496 707,6 331 094 369,6 449 638,2 73 243 086 717,2 33 Республика Дагестан 1 478,8 555 941,9 2 186 849,4 822 126 881,7 533 716,5 309 071 396 175,6 34 Тамбовская область 1 365,8 415 569,1 1 865 409,6 567 584 276,8 496 516,6 172 697 676 874,8 35 Волгоградская область 739,5 214 310,0 546 860,3 158 482 245,0 290 337,1 45 928 776 100,0 36 Алтайский край 1 014,1 420 961,1 1 028 398,8 426 896 651,5 380 736,1 177 208 247 713,2 37 Ставропольский край 1 847,9 965 826,5 3 414 734,4 1 784 750 789,4 655 225,1 932 820 828 102,3 38 Воронежская область 600,3 269 357,3 360 360,1 161 695 187,2 244 512,1 72 553 355 063,3 39 Ростовская область 324,4 59 094,8 105 235,4 19 170 353,1 153 685,2 3 492 195 387,0 40 Белгородская область 4 202,3 1 347 142,8 17 659 325,3 5 661 098 188,4 1 430 299,3 1 814 793 723 591,8 Итого 50 929,5 18 641 791,9 99 457 863,7 35 129 952 282,2 18 641 791,9 14 423 626 226 085,5
Коэффициенты уравнения регрессии составят:
329,2.
46 891,9.
Таким образом, уравнение регрессии примет вид:
у = 46 891,9 + 329,2х.
Следовательно, при увеличении численности населения на 1 тыс.человек величина ВРП увеличится на 329,2 млн.руб. Усредненное влияние на величину ВРП неучтенных в модели факторов составляет 46 891,9 млн.руб.
В таблице 2.8 приведены рассчитанные по полученному уравнению регрессии прямой теоретические значения ВРП по регионам. Графическое отображение теоретических и фактических значений ВРП приведены на рисунке 2.5.
Рис.2.5 – Взаимосвязь между численностью населения и валовым региональным продуктом субъектов РФ
Коэффициент корреляции составит:
0,81.
В соответствии со шкалой Чеддока между результативным и факторным признаками отмечается прямая высокая связь.
Заключение
В теоретической части была рассмотрена роль системы национальных счетов (СНС) в макроэкономическом анализе.
СНС формирует обобщающие показатели развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимосвязывает данные показатели друг с другом. Отдельный счет (или группа счетов) соответствует каждой стадии воспроизводственного процесса (основные стадии – производство, первичное распределение доходов, вторичное распределение доходов, использование на конечное потребление и накопление и др.).
С точки зрения макроэкономического анализа СНС предоставляет экономическую информацию о состоянии основных сфер национального производства, являясь макроэкономической моделью рыночной экономики, так как в ней полностью отражены все процессы национального воспроизводства.
В рамках СНС рассчитываются показатели (ВВП, ЧВП, НД, личные располагаемые доходы и т.д.), которые представляют основные аспекты современной национальной экономики, параметры экономического роста, институциональную и отраслевую структуру национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, уровень инфляции, состояние торгового и платежного баланса. Поэтому информация СНС и ее аналитические обобщения в обязательном порядке применяются при подготовке и принятии политических и экономических решений.
СНС, представляя собой систему статистических данных о состоянии и динамике экономики, дает возможность измерения объема производства, представления функционирования экономики в долгосрочной перспективе, формирования государственной экономической политики, проведения международных сопоставлений.
В расчетной части работы было проведено статистическое исследование 40 случайно выбранных регионов России по следующим показателям: продукция сельского хозяйства всего в 2018 г.; численность населения на 1 января 2019 г.; валовой региональный продукт в 2017 г.
По группировочному признаку «Продукция сельского хозяйства» выбранные регионы были разделены на 6 групп. Наибольшее количество регионов (24 единицы) относятся к группе с наименьшей величиной продукции сельского хозяйства. 77,5% выбранных регионов находятся в двух группах с наименьшим объемом сельскохозяйственной продукции. В группе с наибольшим количеством продукции сельского хозяйства находятся 3 региона (или 7,5% от выборки). Можно сделать вывод о наличии регионов, специализирующихся на сельском хозяйстве.
В среднем 1 регион производил в 2018 г. 62 386 млн.руб. продукции сельского хозяйства. Однако средняя величина не является типичной для данной совокупности.
Наиболее распространенным значением показателя было 26 701 млн.руб. При этом в 25% регионов произведено до 19 531 млн.руб. сельскохозяйственной продукции, в 25% регионов произведено свыше 80 752 млн.руб. сельскохозяйственной продукции.
Было определено, что средняя величина сельскохозяйственной продукции всех регионов РФ будет находиться в пределах от 42 364 млн.руб. до 82 407 млн.руб. с вероятностью 95,4%.
Также был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости ВРП от численности населения региона. Между данными признаками выявлена прямая высокая связь, при росте численности населения на 1 тыс.человек ВРП возрастет на 329,2 млн.руб.
Библиографический список
Глебкова И.Ю., Качанова Н.Н. Социально-экономическая статистика: учебник. – М.: Кнорус, 2017. – 284 с.
Елисеева И.И., Ширина А.Н., Капралова Е.Б. Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа // Финансы и бизнес. – 2013. – №2. – С.20-32.
Каплан В.Е., Каплан А.В. Статистическая обработка и анализ экономических данных. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 330 с.
Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. – М.: АСА, 2017. – 880 с.
Практикум по статистике /под ред. Зинченко А.П. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 413 с.
Романова Е.В. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: Научная книга, 2017. – 160 с.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: Форум, 2018. – 608 с.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2019. – 234 с.
Симонова М.Д. Система национальных счетов. Счет производства: учебное пособие // М. Д. Симонова. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2007. – 232 с.
Толкачев С.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 410 с.
Статистическое подразделение Организации Объединенных Наций. Система национальных счетов 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_2Rev5r.pdf.
Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Национальные счета. Методология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/metod.htm.
Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Регионы России. Социально-экономические показатели 2019 (краткий статистический сборник) [Электронный ресурс]: режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm.
Приложения
Приложение 1
Основные социально-экономические показатели
Субъекты РФ Продукция сельского хозяйства - всего, млн руб. Численность населения на 1 января 2019 г., тыс. человек Валовой региональный продукт в 2017 г., млн руб. Псковская область 36 929 629,7 151 607,4 Белгородская область 257 038 1 547,4 785 646,7 Республика Мордовия 63 662 795,5 213 287,8 Курганская область 39 511 834,7 200 868,2 Красноярский край 77 914 2 874,0 1 882 315,9 Калужская область 43 851 1 009,4 417 065,0 Забайкальский край 22 904 1 065,8 300 651,1 Волгоградская область 128 275 2 507,5 771 441,2 Камчатский край 8 249 314,7 201 643,7 Рязанская область 56 895 1 114,1 360 573,1 Приморский край 39 963 1 902,7 777 833,5 Республика Калмыкия 26 559 272,6 66 511,6 Алтайский край 131 825 2 332,8 508 756,0 Тверская область 38 927 1 269,6 384 036,5 Еврейская автономная область 5 772 159,9 52 640,9 Сахалинская область 11 147 489,6 771 224,2 Пензенская область 82 455 1 318,1 365 173,0 Республика Алтай 11 700 218,9 44 571,9 Республика Дагестан 124 371 3 086,1 623 392,6 Магаданская область 2 723 141,2 157 626,4 Ивановская область 16 085 1 004,2 185 846,8 Смоленская область 24 147 942,4 281 852,6 Республика Коми 10 156 830,2 574 376,7 Новосибирская область 80 192 2 793,4 1 140 863,0 Воронежская область 219 151 2 327,8 865 222,7 Мурманская область 1 823 748,1 445 795,1 Республика Хакасия 13 824 536,2 207 579,1 Республика Карелия 4 498 618,0 252 717,4 Костромская область 15 929 637,2 165 857,6 Тамбовская область 127 308 1 016,0 300 553,7 Ставропольский край 195 858 2 795,2 665 422,4 Чувашская Республика 37 468 1 223,4 270 634,6 Тульская область 65 785 1 478,8 555 941,9 Владимирская область 29 651 1 365,8 415 569,1 Орловская область 72 247 739,5 214 310,0 Астраханская область 43 707 1 014,1 420 961,1 Ленинградская область 91 717 1 847,9 965 826,5 Новгородская область 25 982 600,3 269 357,3 Республика Тыва 6 141 324,4 59 094,8 Ростовская область 255 129 4 202,3 1 347 142,8
37
2. Елисеева И.И., Ширина А.Н., Капралова Е.Б. Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа // Финансы и бизнес. – 2013. – №2. – С.20-32.
3. Каплан В.Е., Каплан А.В. Статистическая обработка и анализ экономических данных. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 330 с.
4. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. – М.: АСА, 2017. – 880 с.
5. Практикум по статистике /под ред. Зинченко А.П. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 413 с.
6. Романова Е.В. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: Научная книга, 2017. – 160 с.
7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: Форум, 2018. – 608 с.
8. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2019. – 234 с.
9. Симонова М.Д. Система национальных счетов. Счет производства: учебное пособие // М. Д. Симонова. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2007. – 232 с.
10. Толкачев С.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 410 с.
11. Статистическое подразделение Организации Объединенных Наций. Система национальных счетов 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_2Rev5r.pdf.
12. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Национальные счета. Методология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/metod.htm.
13. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Регионы России. Социально-экономические показатели 2019 (краткий статистический сборник) [Электронный ресурс]: режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm.
Вопрос-ответ:
Что такое система национальных счетов?
Система национальных счетов - это стандартизированный методологический инструмент, используемый для измерения экономической активности и состояния экономики страны. Она представляет собой систему счетов и таблиц, которые позволяют отслеживать и анализировать различные аспекты экономики, такие как производство, распределение доходов, расходы и инвестиции.
Какова структура системы национальных счетов?
Структура системы национальных счетов включает в себя несколько основных счетов: счет производства, счет доходов, счет расходов и счет капитала. Счет производства отображает величину производства товаров и услуг в экономике. Счет доходов отслеживает, как этот доход распределяется между различными секторами и факторами производства. Счет расходов показывает, каким образом домашние хозяйства, фирмы и государство расходуют доходы. Счет капитала отражает инвестиции и накопление капитала в экономике.
Какую роль играет система национальных счетов в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов играет важную роль в макроэкономическом анализе, так как она предоставляет данные и информацию о различных аспектах экономики, которые могут быть использованы для изучения и понимания ее состояния и динамики. С помощью системы национальных счетов можно анализировать темпы роста экономики, уровень производства, структуру распределения доходов, общие расходы и инвестиции, а также исследовать взаимосвязи и зависимости между различными секторами экономики.
Как система национальных счетов используется в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов используется в макроэкономическом анализе для проведения различных исследований и оценок состояния экономики. Например, с ее помощью можно определить величину и темпы роста ВВП, анализировать секторальную структуру экономики, оценивать эффективность использования ресурсов, изучать структуру расходов на потребление и инвестиции, анализировать влияние экономической политики на экономику и многое другое.
Какова роль системы национальных счетов в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов играет важную роль в макроэкономическом анализе, так как предоставляет комплексную информацию о производстве, доходах и расходах экономики страны. Она позволяет анализировать и оценивать экономическую активность, изучать тенденции и взаимосвязи между различными секторами экономики, а также определять уровень жизни населения и экономическую эффективность деятельности государства.
Чем характеризуется структура системы национальных счетов?
Структура системы национальных счетов состоит из нескольких основных частей. Во-первых, это производственная составляющая, которая отражает величину и структуру выпускаемых товаров и услуг. Во-вторых, это доходная составляющая, которая включает информацию о доходах, полученных от производства и распределения. В-третьих, это расходная составляющая, которая показывает структуру потребления и инвестиций. Кроме того, система национальных счетов включает в себя балансовые счета, которые отражают финансовые операции, а также счета по образованию и распределению национального богатства.
Как используется система национальных счетов в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов используется в макроэкономическом анализе для изучения и оценки различных аспектов экономической активности страны. Она позволяет анализировать динамику производства, доходов и расходов, определять вклад различных секторов экономики в создание национального дохода, изучать взаимосвязи между секторами экономики, а также оценивать уровень жизни населения и эффективность деятельности государства. Благодаря системе национальных счетов экономисты и политики могут принимать информированные решения и разрабатывать стратегии развития экономики.
Какова роль системы национальных счетов в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов (СНС) является ключевым инструментом для измерения и анализа макроэкономических показателей. Она предлагает структурированный подход к учету и анализу производства, распределения доходов и соответствующих трансакций в экономике страны. С помощью СНС экономисты могут изучать важные аспекты экономической деятельности, такие как ВВП, национальный доход, инвестиции, потребление и многое другое.
Что включает в себя структура системы национальных счетов?
Структура СНС включает в себя несколько основных разделов. Основными компонентами системы являются счета производства, счета доходов, счета использования распределения доходов, а также счета капитала. Каждый из этих счетов предоставляет информацию о различных сторонах экономики, включая производство, доходы, расходы и накопление капитала.
Как система национальных счетов используется в макроэкономическом анализе?
Система национальных счетов используется в макроэкономическом анализе для измерения и оценки различных аспектов экономической активности на уровне страны. С помощью СНС экономисты могут определить уровень ВВП, национального дохода и потребления, а также проанализировать инвестиции и соответствующие трансакции между различными секторами экономики. Это позволяет лучше понять состояние и динамику экономики, а также разрабатывать эффективные политики и стратегии для стимулирования экономического роста и развития.
Какие исследования могут быть проведены с использованием системы национальных счетов для субъектов Российской Федерации?
С помощью системы национальных счетов можно проводить различные исследования для субъектов Российской Федерации. Например, можно анализировать структуру производства и доходов в регионе, изучать вклад отдельных секторов экономики в общий ВВП, оценивать эффективность использования ресурсов и капитала, и т.д. Это позволяет региональным властям более точно определить приоритеты развития и принимать более обоснованные решения для стимулирования экономического роста и улучшения жизни населения в конкретном регионе.