Бидермейер живописи России Австрии и Германии
Заказать уникальную дипломную работу- 107 107 страниц
- 83 + 83 источника
- Добавлена 18.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Бидермайер как направление живописи 9
1.1. Возникновение бидермайера как направления в изобразительном искусстве 9
1.2. Сущность и характеристики бидермайера 14
Выводы по Главе I 23
Глава II. Стилевое направления «бидермайер» в австрийской и немецкой живописи 25
2.1. Бидермайер в австрийской живописи 25
2.2. Бидермайер в немецкой живописи 39
Выводы по Главе II 50
Глава III. Стилевое направления «бидермайер» в русской живописи 51
3.1 Бидермайер в русской живописи 51
Выводы по Главе III 64
Заключение 65
Библиографический список 68
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 77
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 80
До него живопись в России была интернациональна не только по форме, но и по содержанию, и шла в русле развития европейского изобразительного искусства.Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. С детства он любил рисовать и даже пытался самостоятельно копировать картины известных мастеров живописи в Эрмитаже.В 1807 году Венецианов поступил на должность директора почт в Санкт-Петербурге. В это же время он познакомился с известным художником В. Боровиковским, у которого начал учиться живописи.В 1818 году художник купил небольшое имение в Тверской губернии и стал помещиком. Он много занимается живописью, пишет портреты крестьян и крестьянских женщин. В 1820 году он организовал в имении школу живописи для одаренных детей разных классов, многие из которых впоследствии стали художниками.Художник погиб в результате несчастного случая 4 декабря 1847 года. На спуске с крутой горы лошадей унесло, Венецианова выбросило из саней, рука его запуталась в вожжах.Характерно, что он, как и Тропинин, не принадлежал к академической корпорации и в этом смысле был своего рода одаренным дилетантом. Но в 20-30-е годы только за пределами Академии можно было увидеть средство развития живописи, которая все больше погружалась в рутину ремесла и все дальше уходила от живой действительности. Путь к восстановлению единства искусства и жизни пролегал через повседневную картину, которая, как мы уже отмечали, практически отсутствовала в этот период в России. Причем предметом этой картины должны быть не аристократические увеселения и досуг высшего сословия, а жизнь простых людей, не утративших своих искренних чувств и связи с природой. А. Н. Бенуа находит свои корни в идейном движении, заявившем о себе в XVIII веке, но оно проявилось уже в начале XIX века, благодаря появлению романтического понимания важности каждого народа и особенно событий Отечественной войны, впервые сплотивших нацию перед лицом внешнего врага и заставивших забыть о кастовом подчинении. Описывая нравственную революцию, постигшую многих представителей русской элиты в 1812 году, Ю. М. Лотман писал: «...Они видели, прежде всего, не свои невзгоды - они видели Россию, страдания людей».Открытие образованным классом мира народной жизни, подготовленное сентиментализмом Н. М. Карамзина и усиленное патриотическим подъемом военного времени, стало одним из главных фактов в истории русской культуры начала века. Размышления о «крестьянской России» были многогранны и неоднозначны, но идеализация национального уклада, оказавшая позднее влияние на славянофилов, стала явной доминантой отношения к ней.В Петербурге, куда в 1807 году будущий художник Венецианов впервые попадает, его наставником становится В. Боровиковский - крупный мастер сентиментальных портретов. Но своим профессиональным развитием Венецианов был обязан Эрмитажу, который уже подготовил Кипренского и сформировал сильную альтернативу официальной академии как школерусской живописи первой трети XIX века. Однако ориентирами Венецианова в эрмитажной коллекции были не великие караваджисты, а скромные «маленькие» голландцы, от которых русский художник взял главный императив: учиться не у образцов, а у самой жизни. Кроме того, они унаследовали интерес к бытовым сценам, заключенным во внутреннее пространство, созерцательную статику композиций и ощущение бесконечно продолжительного времени. Произведение «Утро помещицы» (Ил. 26) демонстрирует блестящее усвоение этих уроков голландского бытового жанра. Венецианова пленила необычная светотеневая направленность этого полотна, результатом которой стала особая одушевленность предметов. Он уходит в специально приобретенное имение в Тверской губернии и посвящает целых три года решению задачи, подобной той, которую решал французский живописец. Наконец, в 1824 году ему представилась возможность подарить государю картину «Гумно» (Ил. 27) - блестящий результат его отшельничества. Венецианов также имел прямые контакты с представителями немецкого бидермайера. В частности, русский художник был лично знаком с Ф. Крюгером, который много работал при дворе императора Николая I.Но овладение пространством само по себе не было предметом Венецианова. Ученик Боровиковского, он усвоил определенные традиции прошлого века, в его творчестве, как и в живописи Тропинина, всегда присутствует узнаваемая нотка сентиментализма. Но гораздо определеннее отношение Венецианова к романтизму: он сознательно отвергает романтические начала, как в эстетике, так и в этике. Высшим нравственным идеалом для него является верность природе (природе) — как в жизни, так и в искусстве. Венецианов создает целую галерею анонимных образов крестьянских женщин и девушек, каждая из которых выглядит как олицетворение мировой гармонии: «Крестьянка с косой и граблями» (Ил. 28).Венецианов исполнил едва ли не первые изображения обнаженного женского тела в русской живописи. В годы, когда женская натура не ставилась даже в Академии, он написал своих «Купальщиц» (Ил. 29). Сложнейшая живописная задача изображения обнаженного тела в пейзаже здесь не только не решена, но даже не поставлена. Очевидно, что фигуры и фон были нарисованы отдельно и соединены чисто механически. Тем не менее Венецианов открывает в русской живописи целую тему, предвосхищая последующие обнаженные натуры академиков, а по прямоте и прямоте сюжета, лишенного мифологического обоснования, и превосходя эти последние.В жанровых картинах Венецианова, не являвшихся в собственном смысле пейзажами, впервые появляется образ русских пейзажей, которые благодаря непрерывности линии горизонта, необъятности спокойного ясного неба и необъятности пространств приобретают некое эпическое, вселенское значение: «На пашне. Весна» (Ил. 30). Алленов отмечает характерную особенность этих центральных венецианских произведений, которые так заманчиво причислить к бытовым сценам: в них вообще нет жизни, нет увлекательной суеты и курьезности положений, которые отличали бы сцены П. Федотова. Атрибуты крестьянского труда здесь, как и на портретах, не вызывают ассоциаций с полевыми работами. Всеобщее в работах Венецианова преобладает над конкретным-бытовым, промышленным и вообще преходящим и изменчивым. Эта «бытийность» крестьянского жанра Венецианова не позволяет полностью отождествить его с Европейским Бидермейером. Гораздо ближе к последним были ученики Венецианской школы, творчество которых, однако, отражало не только педагогические, но и художественно-эстетические взгляды самого мастера.Педагогическая карьера Венецианова началась на рубеже 1810-1820-х годов, и его школа была необычным явлением во всех отношениях. Его ученики были выходцами из низших слоев общества, в том числе из крепостных крестьян. И живописная система Венецианова, которую он преподавал, была явно полемична по отношению к Академии и принятым в ней методам обучения. Венецианов отвергал иерархию жанров и сюжетов, не разделяя их на «высокие» и «низкие», а также не признавал артистизма и виртуозности, предпочитая наивность и простоту в трактовке видимого мира. Простота или даже простота взгляда на вещи воспитывала интуицию — качество, которое не характерно для художника академической традиции, привыкшего ко всякого рода правилам, канонам и готового исправлять природу в соответствии с этими правилами. Венецианов же наоборот возвел природу в ранг единственной истины и учителя художника. Поскольку такое понимание природы осуществлялось на определенном этапе развития русской живописи, скромные занятия венецианских учеников были включены в большой процесс усвоения новых жанров и художественных задач. Наиболее интересны те работы, которые представляют тщательно выстроенные интерьеры в перспективе. Интерьер-излюбленный предмет живописи немецкогобидермайера, который преследовал задачу реалистчного изображения жизни. Русские художники Венециановского круга были, несомненно, далеки от этого, но по объективным причинам они пользовались принятыми в свое время жанровыми шаблонами. Если для академического искусства целью изображения была человеческая фигура, то для Венецианова и его учеников человек превращается в один из элементов пространственного космоса, теряющийся среди обстановки.Метафизическое измерение пространственной перспективе придается в работе талантливейшего Венецианского ученика Григория Васильевича Сороки (1823-1864) «Кабинет Милюкова в Островах» (Ил. 31). Частный бытовой мотив читается как метафора щемящей тоски по неведомой и недоступной свободе, что становится понятным в контексте трагической судьбы художника.Особый интерес представляют пейзажи венецианских учеников. В них антиромантическая программа этого мастера реализуется с необычайной последовательностью. Романтическая динамичность жизни под грозовым небом, изменчивость природных условий, драматическое освещение пейзажа Венецианского круга в противовес остальному жаркому полудню или тихому летнему вечеру, неподвижность вод, кристально чистая перспектива.Привитое Венециановым стремление к объективному взгляду на предмет изображения и воплощение этого взгляда в живописи, пожалуй, достигло своей крайности в творчестве Сергея Константиновича Зарянко (1818-1871), который, однако,брал уроки в Академии художеств. В 1850-х годах он стал чрезвычайно популярным светским портретистом, точно воспроизводя внешний вид модели, а также фотографию, которая тогда широко использовалась. Эту «порочность» взгляда художника можно засвидетельствовать, например, в его «Портрете Э. Х. Абамелек-Лазаревой» (Ил. 32) и другие произведения. Однако принцип верности натуре, возведенный С. Зарянко в некий абсолют, заслонил перед ним актуальные живописные задачи, сведя жанр портрета к уровню фиксации внешнего вида модели.Ещё одним представителем российского бидермайера является Павел Андреевич Федотов. Одной из наиболее известных картин данного художника, связанных с искусством бидермайера, является картина «Вдовушка» (Ил. 33). Следует отметить, что сюжет картины связан с реальными событиями. Так, сестра П.А. Федотова, которая была беременна вторым ребёнком, внезапно потеряла супруга. Это повлекло за собой отсутствие средств для существования. На картине «Вдовушка» показана молодая женщина, переживающая траур. В комнате повсюду видны белые ярлыки с красными печатями. Это означает, что имущество описано за долги. Выражению тихой созерцательной грусти соответствуют цветовые сочетания, данные в экземпляре из Третьяковской галереи (так называемый «вариант с лиловыми обоями»). Друг Федотова П.С. Лебедев вспоминал, что художник «целые месяцы просиживал над своею картиною. После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон картины с ярко-розовым цветом и тусклым мерцанием сальной свечи при ярком дневном свете». Показательно, что Федотов не удовлетворился этим произведением. Он хотел сделать более тягостной атмосферу, окружающую бедную женщину, передать настроение ее безотрадной тоски, наполнить картину социальным смыслом. Таким образом, вслед за своими западными коллегами, российские живописцы первой половины XIX века обратились в бидермайеру. Однако в нём отразились особенности российской действительности: русская деревня, жизнь крестьян. Российские представители бидермайера также большое внимание уделяли портретам, показывая в них энергетику и душевное состояние людей. Выводы по ГлавеIIIНа развитие российского бидермайера оказали влияние черты классицизма. Наиболее известными представителями российского бидермайера стали В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов. В работах В.А. Тропинина элементы, восходящие к традиции европейского бидермайера, выражаются в том, что его портреты выглядят как фрагменты большого идиллического полотна, выполненного в жанре бытовой живописи. Данное явление не было характерно для российской живописи до 1830-х гг. Стиль бидермайера, характерный для В.А. Тропинина, часто сочетается с классическим исполнением, что особенно заметно в женских портретах.Для творчества А.Г Венецианова ориентирами стали голландцы, от которых русский художник взял главный императив: учиться не у образцов, а у самой жизни. Метафизическое измерение пространственной перспективе придается в работе талантливейшего Венецианского ученика Григория Васильевича Сороки.ЗаключениеТермин «Бидермейер» (используется примерно с 1900 года) относится к стилю искусства XIX века, который процветал в живописи, дизайне интерьера и архитектуре, поскольку неоклассическое искусство уступало место романтизму. Это был период между 1815 годом Венского конгресса (который переработал европейские границы в конце наполеоновской войны) и 1848 годом континентальных беспорядков и революций. Обычно название художественного движения отражает его сущность или интеллектуальную программу его основателей; иногда он даже критикует прошлые движения. Название Бидермейер, с другой стороны, - это имя вымышленного персонажа (Готлиб Бидермейер), который регулярно появлялся в сатирическом журнале того времени (MunichFliegendeBlatter). Характер бидермейера - метафора немецкого среднего класса, потому что стиль бидермейера был нацелен на эту аудиторию. С романтическим поворотом Бидермейер был, по сути, своего рода ранним современным искусством, призванным заверить респектабельных людей, что жизнь была безопасной и что их ценности были правильными. Он привлекал как реалистов, так и романтических художников.Эстетический бидермейер возник из двух этапов немецкой истории начала XIX века: во-первых, растущей индустриализации страны, которая привела к новому городскому среднему классу; во-вторых, растущего политического угнетения после Наполеоновских войн, заставляющего людей сосредоточиться на бытовых, а не политических вопросах. Таким образом, художники бидермейера рисовали историческую фантастику и деревенскую жизнь, изображая удобное домашнее существование. Эта атмосфера изменилась во время революций в Европе в 1848 году. По сути, Бидермейер дал внутреннюю интерпретацию благородного стиля неоклассической империи, подчеркнув домашнее. В своем дизайне интерьера формальный язык мебелибидермайера и внутреннего пространства напоминает неоклассицизм, но синтаксис между различными элементами прост, плавен и упрощен. Например, ни один дом бидермейера не был полным без его секретаря для написания писем или его пианино для регулярных вечеров. Такие случаи усиливали культурные интересы среднего класса в чтении литературы и поэзии.Бидермейер развивался в живописи в основном в Германии и на обширных территориях Австро-Венгерской Империи. Характеризуемые предметами, которые настолько доступны, что граничат с банальным, он включает составные семейные портреты, тщательно выполненные натюрморты и небольшие повседневные сцены, напоминающие голландский семнадцатый век. жанровые картины. В целом, бидермайер описывает общество и жизнь без больших полетов фантазии, но с четко определенными ограничениями. Важно отметить, что чувство национальной гордости, не выраженное героически и индивидуально, а разделяемое всем сообществом, также пронизывает эти работы. Наиболее представительными немецкими художниками являются Карл Шпицвег (Carl Spitzweg), Август Тишбейн (August Tischbein), Мориц фон Швинд (Moritz von Schwind), Людвиг Рихтер (Ludwig Richter) и другие.Выдающимися австрийскими художниками бидермейера являются Фердинанд Георг Вальдмуллер (1793-1865), Фридрих фон Амерлинг (1803-87), Иоганн Баптист Рейтер (1813-90), Питер Фенди (1796-1842), ЙосипТоминц (1790-1866), Фридрих Гауэрманн (1807-62), Майкл Недер (1807-82), Йозеф Данхаузер (1805-45), Эдмунд Луи Эдуард Водик (1806-86) и другие.Работы бидермейерапредставлены в некоторых из лучших художественных музеев Германии и Австрии. Самая большая индивидуальная коллекция венских картин бидермейера в настоящее время находится в музее дворца Бельведер в Вене.Величайшими представителями бидермайера в России стали В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов. Примечательно, что, несмотря на то что данные живописцы творили в одном направлении, они находились в разных социальных статусах: В.А. Тропинин был крепостным. Которому длительное время понадобилось, чтобы получить вольную, а А.Г. Венецианов был из купеческого сословия. В австрийском, немецком и российском искусстве бидермайера имелись как черты сходства, так и некоторые черты отличия. Сходства проявлялись в естественности изображений, невероятной динамичности. Особое значение имеет некоторый психологизм: художникам удавалось даже запечатлеть черты лица героев, что придавало картинам ещё большей схожести с реальностью.Далее рассмотрим особенности бидермайера в вышеперечисленных странах.Австрийское искусство бидермейера отмечено сентиментальным и благочестивым взглядом на мир, написанным реалистично. Темы бидемайера были направлены на укрепление чувства безопасности, избегая любых политических и социальных комментариев. Картины бидермейера были разработаны не только как повествование о прошлых временах,но и как изображение настоящего. Пожалуй, в австрийском бидермайере прослеживается тесная связь с романтизмом.Немецкое искусство бидермайера отличалось очень чёткими правильными чертами. При этом рациональность картин сочеталась с их естественностьюСпецифика российского бидермайера проявилась в том, что в отличие от европейского направления, он не получил в нашей стране широкого распространения. Отличительной особенностью российского бидермайера стала полная включенность в формирование стиля обычных людей, в основном, помещиков и их семей. Быт провинциальной дворянской усадьбы окончательно оформляет этот стиль в нашей стране.Библиографический списокЛитератураАбызов, А.А. Преломление готического мотива тайны в немецком бидермайере // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – № 4. – С. 185-190.Аверкина, С.Н. своеобразие поэтики высокого бидермайера // EuropeanSocialScienceJournal. – 2013. – № 8-1 (35). – С. 197-205.Бакалов, А.С. Немецкая поэзия в контексте бидермайера // Бидермейер в славянском и европейском контексте. Полубояринова Л.Н., Войтех М., Аникина Т.Е., Ярош И., Лошакова Г.А., Дудкина А.И., Скороспехова З., Бурделёва И., Факторова В., Туречек Д., Мних Р., Бакалов А.С. коллективная монография. Сер. "COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA" Санкт-Петербургский государственный университет. Sankt-Petersburg; Siedlce, 2016.– С. 169-210.Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. – С. 162-166.Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.).– 177 с.Грачёва, И.В. «Черты давно поблекших лиц». Герои портретов В.А. Тропинина // Наука и жизнь. – 2008. – № 2. – С. 48-54.Дайхин, Т.Л. О. де Бальзак и бидермайер // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. – 2014. – С. 35-37Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3.– С. 252.Долгих, Е.В. Богемское стекло в стиле бидермайер // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2006. – № 4. – С. 4-17.Евсеева, Е.Д. К вопросу о раннем московском периоде творчества А.Г. Венецианова // Третьяковские чтения. 2014. Материалы отчетной научной конференции. ред. кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. – 2015. – С. 105-114.Звездина, Ю.Н. Эмблематический натюрморт и восприятие предмета и символа в XVIII – XX веках // Контекст: Литературно-теоретические исследования. –1996. – Т. 1994-1995. –С. 245-276Иванова, Н. В. Актуальные направления ландшафтно-архитектурного формирования образовательной среды университетов // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – 2014. – Т. 3. – С. 59-65.Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016.– 224 с.Купрюшина, В.Н. Стиль бидермайер как символ немецкого уюта в интерьере дома // ПРИОРИТЕТЫ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 71-73.Лошакова, В.А. «Бидермайеровская» специфика персонажей Йозефа Шрейфогеля // EuropeanSocialScienceJournal. – 2013. – № 10-1 (37). – С. 119-126.Макаров, К.В. Эстетика бидермайера в альманахе «Утренняя заря» (1838 - 1843) // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 339. – С. 15-18.Микитов, Н.В. Восприятие художественного пространства в картинах А.Г. Венецианова и Г.В. Сороки // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА. Материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 113-121.Павлова, Н.В. Крестьянские портреты-типы А.Г. Венецианова 1830 – 1840-х гг и академические жанры // Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12Павлова, Н.В. Проблема портретности в творчестве А.Г. Венецианова 1819 – 1847 гг // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.– Москва, 2008.– 42 с.Павлова, Н.В. Роль портрета в становлении жанровой картины А.Г. Венецианова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2008. – № 61.– С. 193-196.Панченко, И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. –№ 82-1. – С. 263-270.Полубояринова, Л.Н. и др. Бидермайер в славянском и европейском контексте. Коллективная монография / Санкт-Петербургский государственный университет. Sankt-Petersburg; Siedlce, 2016. Сер. COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA Том XXII. – 776 с.Полякова, И.П. Повседневность как предмет исследования гуманитарных наук // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. –2009. – № 3 (151). – С. 9-12.Пышновская, З.С. Бидермайер и его роль в истории немецкого искусства // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2012. – № 2. – С. 57-66.Романова, Л.В. Венский бидермайер и альбом из Гавриловки // Дискуссия. – 2011. – № 7. – С. 49-54.Ростиславлева, Н.В. Идеи Вильгельма фон Гумбольта в ракурсе понятия «бидермайер» // DialiguewithTime. – 2008. – № 25-1. – С. – 376-390.Сидорова. Т.В. О феномене «русский бидермайер» (на примере живописи первой трети XIXвека)// Дом Бурганова. Пространство культуры. –2011. – № 3. – С. 84-99.Сидорова, Т.В. Бидермайер и русская живопись первой половины XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Московская государственная академия. Художественный институт им. В.И. Сурикова. Москва, 2011. – 44 с.Сидорова-слюсаренко, Т.В. Бидермайер: буржуазный стиль или высокая классика // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2012. – № 5-6 (40-41). – С. 76-87.Сидорова-слюсаренко, Т.В. Русский бидермайер: История и предрассудки // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2012. – № 2.– С. –67-80.Современные проблемы художественно-эстетического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственные редакторы И.П. Кузьмина, А.Н. Садриева. 2018.- 342 с.Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.Стернин, Г.Ю. К проблемам русского искусства последний десятилетий XIX века // Обсерватория культуры. – 2008. – № 5. – С. 62-70.Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007.– № 10.– С. 110-112.Тарасов, Ю.А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и постромантического времени // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Межвузовский сборник. Сер. "Вопросы отечественного и зарубежного искусства" Ленинградский государственный университет. Ленинград, 1990. – С. 69-82.Тропининский вестник. Материалы Всерос. науч. конф. "Юбилейн. Тропин. чтения", 1 - 2 июня 2005 г. : к 225-летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина / отв. ред.: Петерс Т. П., Москва, 2005.– 386 с.Устюгова, Е.Н. Бидермайер как стилевой феномен // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2016.– Т. 11. № 2 (152).– С. 161-174.Федотова, Е.Д. Бидермайер – феномен немецко-австрийского искусства. К истории возникновения термина // Успехи современной науки. 2017. – Т. 6.– № 2. – С. 91-93.Федотова, Е.Д. Портрет в творчестве мастеров немецко-австрийского бидермайера // Успехи современной науки и образования.– 2017. –Т. 2. –№ 3. – С. 183-185.Хан-Магометова, В. Гордость Вены // Декоративное искусство стран СНГ.– 2014. – № 1. – С. 105-109Хлюпина, М.С. Женские образы в русском портрете XIX века // Мир науки и искусства. Сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых. – 2020. – С. 207-213.Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.Чеснокова, Л.В. Бидермайер: эпоха буржуазной приватности в европейской культуре // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. – № 5. – С. 61-72.Шабатура, Л.Н. Реальное и идеальное как эстетические ценности. К вопросу о влиянии немецкой философии на русскую культуру эпохи бидермайера. Феномены культуры. сборник научных статей по материалам конференций. отв. ред. Л. Л. Мехришвили. – 2019. – С. 127-130.Иностранная литератураBroer, W.Epochen der Kunst / W. Broer, O. Kammerlohr. — München :Oldenbourg, 1994. — Bd. 4 : 19. Jahrhundert :vomKlassizismuszu den Wegbereitern der Moderne. — 288 р.Constantin von Wurzbach. Schwind, Moriz Ritter von. In: BiographischesLexikon des KaiserthumsOesterreich. Band 33. Verlag L. C. Zamarski, Wien 1877,– S. 127—191.Francisca Schmid: Danhauser, Josef. In: New German biography (NDB). Т. 3, Duncker & Humblot, Berlin 1957, ISBN 3-428-00184-2 ,– р. 506Giuseppe Tominz. RKD – Netherlands Institute for Art History. Retrieved 20 May 2020.Holland H.Spitzweg, Karl // Allgemeine Deutsche Biographie — 1893. –Vol. 35. – S. 226–230.Karl Weiss: Danhauser, Josef .В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Т. 4, Duncker & Humblot, Leipzig 1876, – pp. 726-729Louis Katzenstein: Tischbein, Johann Heinrich. В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 38. Duncker & Humblot, Leipzig 1894, – S. 362—371Ludwig August Frankl. Friedrich von Amerling. EinLebensbild. Hartleben, Wien u. a. ––1889Maisak P. Goethe und Tischbein in Rom. – Frankfurt/M; Leipzig: Insel, – 1994.Max Osborn: Franz Krüger. Edited and with a foreword by Kerstin Englert. Berlin: Gebr. Mann, 1997Painters: 200th Birthday of Peter Fendi". AEIOU, Federal Ministry for Education, Science and Culture (Austria). Retrieved 7 February 2010.Parsons, Nicholas., Vienna: A Cultural History, Oxford University Press US. – 2008Peter Fendi und sein Kreis : [erscheintanlässlich der Ausstellung "Peter Fendi und sein Kreis", Albertina, Wien, 22. Märzbis 7. Juni 2007] / hrsg. von Klaus Albrecht Schröder, Maria LuiseSternath ; mitBeitr. von Sabine Grabner [et al.]. - Wien : Albertina, 2007.Rupert Feuchtmüller: «Friedrich Gauermann 1807—1862». RosenheimerVerlagshaus, Rosenheim, 1989Vaughan, William. German Romantic Painting. New Haven and London: Yale University Press, 1980Wurzbach D. C. v. Schwind, Moriz Ritter von (нем.) // BiographischesLexikon des KaiserthumsOesterreich: enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigenPersonen, welcheseit 1750 in den österreichischenKronländerngeborenwurdenoderdaringelebt und gewirkthaben — Wien: 1856. — Vol. 33. — S. 127Электронные ресурсыРоссийская национальная библиотека, Санкт- Петербург // [Электронный ресурс] - URL: http://nlr.ru/ (Дата обращения: 11.10.2020 г.)Государственная Третьяковская галерея //[Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ (Дата обращения: 17.10.2020 г.)ALTEPINAKOTHEK, Munich // [Электронный ресурс ] - URL: https://www.pinakothek.de/en/visit/sammlung-schack (Дата обращения: 11.10.2020 г.)GalerieBelvedere ,Wien //[Электронныйресурс] - URL: https://www.belvedere.at/ (Дата обращения: 06.11.2020 г.)GaugermanMuseum :FriedrichGauermannScheuchenstein // [Электронныйресурс ] - URL: https://www.gauermannmuseum.at(Дата обращения: 08.08.2020 г.)MuseumderbildendenKünste ,Leipzig // [Электронныйресурс] - URL: https://mdbk.de/ (Дата обращения: 11.07.2020 г.)PalaisLiechtensteinGmbH // [Электронныйресурс] - URL: https://www.palaisliechtenstein.com/ (Дата обращения: 26.09.2020 г.)Staatsgalerie, Stuttgart // [Электронныйресурс] - URL: https://www.staatsgalerie.de/ (Дата обращения: 10.09.2020 г.)Каталоги выставокЛики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки. М., 2009.Немецкая живопись XVII-XIX веков. Выставка (1930; Москва).: Каталог выставки / Гос. музей изящных искусств. – М. : 1930 (тип. ГЦКП РСФСР). - 22 сОт Фридриха до Диркса. Немецкая живопись из Дрезденовской галереи новых мастеров. Каталог выставки. – СПб. – 2008Савинская Л.Ю. Венский бидермайер в контексте русско-австрийских связей // Бидермайер. Из коллекций князя Лихтенштейнского. Каталог выставки. М., 2009Agnes Hussein-Arco, Sabine Grabner: Michael Nader. Without compromise. Munich: Hirmer, 2013 (exhibition catalog in Vienna).Biedermeyer. From the collections of the Prince of Liechtenstein — Austrian art of the first half of the XIX century. Exhibitioncatalog. Moscow, 2009.Eschenburg B. «Darstellungen von Sitte und Sittlichkeit.» // BiedermeiersGlueck und Ende. . diegestoerteIdylle 1815-1848. KatalogderAusstellung. Muenchen, 1987.Glaser H. «Souveraenitaet und Integration LeitschienenbayerischerPolitikimVormaerz» // BiedermeiersGlueck und Ende. . diegestoerteIdylle 1815-1848. KatalogderAusstellung. Muenchen, 1987.Krafft B. «Vergissmeinniccht das Sinnige in Biedermeier» // BiedermeiersGlueck und Ende. . diegestoerteIdylle 1815-1848. KatalogderAusstellung. Muenchen, 1987.LotharSchultes: Bilder des Lebens. Johann Baptist Reiter und der Realismus des 19. Jahrhunderts, (каталогвыставки) Museum Francisco-Carolinum, 1990Ottomeyer H. Synopsis zu den Illustrationen // BiedermeiersGlueck und Ende. . diegestoerteIdylle 1815-1848. KatalogderAusstellung. Muenchen, 1987.RussischeMalerei der Biedermeierzeitim Dialog mitGemaeiden der NeuenGalerie Kassel. KatalogderAusstellung. Kassel, 1999.СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙФридрих фон Амерлинг. Погружённая в мечты, 1835. Холст, масло. 55х45. Музей Лихтенштейн Фридрих фон Амерлинг. Принцесса Мари Франциска фон Лихтенштейн в возрасте двух лет. 1836. Картон, масло. 33х24. Музей ЛихтенштейнФридрих фон Амерлинг. «Портрет Рудольфа фон Артхабера и его детей», 1837. Холст, Масло. 46 х 36. Музей ЛихтенштейнПетер Фенди. Подглядывающая, 1833. Доска, масло. 31х23,2. Частная коллекцияПетер Фенди. Семейный портрет Каролины Августы Баварской, 1834. Холст, Масло. 55х45. Музей ВеныДжузеппе Томинц, Три Брата, 1843. Холст, Масло. 46х35. Музей ВеныФридрих Гауэрман. Буря. 1857. Холст, масло. 108х86. Частная коллекция Йозеф Данхаузер. Материнская любовь, 1839. Холст, Масло. 55х45. Частная коллекцияКарл Шпицвег. Перехваченное любовное письмо, 1829. Холст, масло. 66 х 49. Частная коллекцияКарл Шпицвег. Книжный червь, 1850. Холст, масло. 58 х 47, частная коллекция.Карл Швицвег. Любитель кактусов, 1845. Холст, масло. 54 х 32. Частная коллекция.12. Карл Швицвег. Бедный поэт, 1839. Холст, масло. 36 х 45. Частная коллекцияАвгуст Тишбейн. Портрет Принцессы Вильгельмины Прусской, 1789. Холст, Масло. 175х135. Маурицхейс.Морис фон Швинд. Состязание певцов, 1846. Холст, Масло. 77х60. Частная коллекцияЛюдвиг Рихтер. Переправа у скалы, 1836. Холст, масло. 157х117. Частная коллекцияФранц Крюгер. Фредрик Вильгельм III – король Пруссии, 1819. Холст, масло. 54 – 33. Национальный музей СтокгольмаГеорг Керстинг. Вышивальщица, 1812. Холст, Масло. 76х53. Частная коллекция.В. А. Тропинин. Кружевница, 1823. Холст, масло. 75,5х79,5. Музей В.А. Тропинина.В.А. Тропинин. Мальчик с жалейкой. 1820-е. Холст, масло. 60,2х45,8.ГТГВ.А. Тропинин. Портрет сына. 1818. Холст, масло. 57,6х43,5. ГТГВ.А. Тропинин. Портрет А. Булахова, 1823. Холст, масло. 62,3х49,3. Музей В.А. Тропинина.В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина, 1827. Холст, масло. 59х47. Музей В.А. Тропинина.В.А. Тропинин. Портрет Ю. Ф. Самарина в костюме охотника, 1846. Холст, масло. 101х86.Музей В.А. Тропинина.В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850. Холст, масло. 69х50. Музей В.А. Тропинина. В.А. Тропинин. Крестьянин, точащий костыль, 1834. 71х56. Музей В.А. Тропинина.А.Г. Венецианов. Утро помещицы, 1823. Холст, масло. 45х32. ГРМ. А.Г. Венецианов. Гумно, 1822 – 1823. Холст, масло. 66х80. ГРМА.Г. Венецианов. Крестьянка с косой и граблями, 1824. Холст, масло. 57х46. ГРМА.Г. Венецианов. Купальщицы, 1829. 52х36. ГРМ.А.Г. Венецианов. На пашне. Весна, 1820-е. Холст, масло. 51,2 × 65,5. ГТГ.Г.В. Сорока. Кабинет Милюкова в Островках. 1844. Холст, масло. 56 х 34. ГТГС.К. Зарянко. Портрет Е. X. Абамелек-Лазаревой. 1854. Холст, масло. 53 х 31. Нижегородский государственный художественный музей.П.А. Федотов. Вдовушка. 1851 – 1852. Холст, масло. 57 х 46. ГРМАЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙФридрих фон Амерлинг. Погружённая в мечты, 1835Фридрих фон Амерлинг. Принцесса Мари Франциска фон Лихтенштейн в возрасте двух лет. 1836.Фридрих фон Амерлинг. «Портрет Рудольфа фон Артхабера и его детей», 1837Петер Фенди. Подглядывающая, 1833Петер Фенди. Семейный портрет Каролины Августы Баварской, 1834Джузеппе Томинц, Три Брата, 1843.Фридрих Гауэрман. Буря. 1857Йозеф Данхаузер. Материнская любовь, 1839.Карл Шпицвег. Перехваченное любовное письмо, 1829Карл Швицвег. Книжный червь, 1850Карл Швицвег. Любитель кактусов, 1845Карл Швицвег. Бедный поэт, 1839Август Тишбейн. Портрет Принцессы Вильгельмины Прусской, 1789.Морис фон Швинд. Состязание певцов, 1846Людвиг Рихтер. Переправа у скалы, 1836. Холст, масло. 157х117. Частная коллекцияФранц Крюгер. Фредрик Вильгельм III – король Пруссии, 1819Георг Керстинг. Вышивальщица, 1812В.А. Тропинин. Кружевница. 1823.В.А. Тропинин. Мальчик с жалейкой. 1820-е ггВ.А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818 г.В. А. Тропинин. Портрет П. А. Булахова. 1823В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827В.А. Тропинин. Портрет Ю. Ф. Самарина в костюме охотника, 1846В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850В.А. Тропинин. Крестьянин, точащий костыль, 1834А.Г. Венецианов. Утро помещицы. 1823А.Г. Венецианов. Гумно, 1822 – 1823А.Г. Венецианов. Крестьянка с косой и граблями, 1824А.Г. Венецианов. Купальщицы, 1829А.Г. Венецианов. На пашне. Весна, 1820-еИл. 31. Г.В. Сорока. Кабинет Милюкова в Островках. 1844Ил. 32. С. К. Зарянко. Портрет Е. X. Абамелек-Лазаревой. 1854Ил. 33. П.А. Федотов. Вдовушка. 1851- 1852
4. Аверкина, С.Н. своеобразие поэтики высокого бидермайера // European Social Science Journal. – 2013. – № 8-1 (35). – С. 197-205.
5. Бакалов, А.С. Немецкая поэзия в контексте бидермайера // Бидермейер в славянском и европейском контексте. Полубояринова Л.Н., Войтех М., Аникина Т.Е., Ярош И., Лошакова Г.А., Дудкина А.И., Скороспехова З., Бурделёва И., Факторова В., Туречек Д., Мних Р., Бакалов А.С. коллективная монография. Сер. "COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA" Санкт-Петербургский государственный университет. Sankt-Petersburg; Siedlce, 2016. – С. 169-210.
6. Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. – С. 162-166.
7. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.
8. Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.
9. Грачёва, И.В. «Черты давно поблекших лиц». Герои портретов В.А. Тропинина // Наука и жизнь. – 2008. – № 2. – С. 48-54.
10. Дайхин, Т.Л. О. де Бальзак и бидермайер // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. – 2014. – С. 35-37
11. Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3. – С. 252.
12. Долгих, Е.В. Богемское стекло в стиле бидермайер // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2006. – № 4. – С. 4-17.
13. Евсеева, Е.Д. К вопросу о раннем московском периоде творчества А.Г. Венецианова // Третьяковские чтения. 2014. Материалы отчетной научной конференции. ред. кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. – 2015. – С. 105-114.
14. Звездина, Ю.Н. Эмблематический натюрморт и восприятие предмета и символа в XVIII – XX веках //
Контекст: Литературно-теоретические исследования. –1996. – Т. 1994-1995. –С. 245-276
15. Иванова, Н. В. Актуальные направления ландшафтно-архитектурного формирования образовательной среды университетов // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – 2014. – Т. 3. – С. 59-65.
16. Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.
17. Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.
18. Купрюшина, В.Н. Стиль бидермайер как символ немецкого уюта в интерьере дома // ПРИОРИТЕТЫ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 71-73.
19. Лошакова, В.А. «Бидермайеровская» специфика персонажей Йозефа Шрейфогеля // European Social Science Journal. – 2013. – № 10-1 (37). – С. 119-126.
20. Макаров, К.В. Эстетика бидермайера в альманахе «Утренняя заря» (1838 - 1843) // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 339. – С. 15-18.
21. Микитов, Н.В. Восприятие художественного пространства в картинах А.Г. Венецианова и Г.В. Сороки // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА. Материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 113-121.
22. Павлова, Н.В. Крестьянские портреты-типы А.Г. Венецианова 1830 – 1840-х гг и академические жанры // Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
23. Павлова, Н.В. Проблема портретности в творчестве А.Г. Венецианова 1819 – 1847 гг // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. – Москва, 2008. – 42 с.
24. Павлова, Н.В. Роль портрета в становлении жанровой картины А.Г. Венецианова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 61. – С. 193-196.
25. Панченко, И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. –№ 82-1. – С. 263-270.
26. Полубояринова, Л.Н. и др. Бидермайер в славянском и европейском контексте. Коллективная монография / Санкт-Петербургский государственный университет. Sankt-Petersburg; Siedlce, 2016. Сер. COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA Том XXII. – 776 с.
27. Полякова, И.П. Повседневность как предмет исследования гуманитарных наук // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. –2009. – № 3 (151). – С. 9-12.
28. Пышновская, З.С. Бидермайер и его роль в истории немецкого искусства // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2012. – № 2. – С. 57-66.
29. Романова, Л.В. Венский бидермайер и альбом из Гавриловки // Дискуссия. – 2011. – № 7. – С. 49-54.
30. Ростиславлева, Н.В. Идеи Вильгельма фон Гумбольта в ракурсе понятия «бидермайер» // Dialigue with Time. – 2008. – № 25-1. – С. – 376-390.
31. Сидорова. Т.В. О феномене «русский бидермайер» (на примере живописи первой трети XIX века)// Дом Бурганова. Пространство культуры. –2011. – № 3. – С. 84-99.
32. Сидорова, Т.В. Бидермайер и русская живопись первой половины XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Московская государственная академия. Художественный институт им. В.И. Сурикова. Москва, 2011. – 44 с.
33. Сидорова-слюсаренко, Т.В. Бидермайер: буржуазный стиль или высокая классика // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2012. – № 5-6 (40-41). – С. 76-87.
34. Сидорова-слюсаренко, Т.В. Русский бидермайер: История и предрассудки // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2012. – № 2. – С. –67-80.
35. Современные проблемы художественно-эстетического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственные редакторы И.П. Кузьмина, А.Н. Садриева. 2018.- 342 с.
36. Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.
37. Стернин, Г.Ю. К проблемам русского искусства последний десятилетий XIX века // Обсерватория культуры. – 2008. – № 5. – С. 62-70.
38. Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.
39. Тарасов, Ю.А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и постромантического времени // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Межвузовский сборник. Сер. "Вопросы отечественного и зарубежного искусства" Ленинградский государственный университет. Ленинград, 1990. – С. 69-82.
40. Тропининский вестник. Материалы Всерос. науч. конф. "Юбилейн. Тропин. чтения", 1 - 2 июня 2005 г. : к 225-летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина / отв. ред.: Петерс Т. П., Москва, 2005. – 386 с.
41. Устюгова, Е.Н. Бидермайер как стилевой феномен // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2016. – Т. 11. № 2 (152). – С. 161-174.
42. Федотова, Е.Д. Бидермайер – феномен немецко-австрийского искусства. К истории возникновения термина // Успехи современной науки. 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 91-93.
43. Федотова, Е.Д. Портрет в творчестве мастеров немецко-австрийского бидермайера // Успехи современной науки и образования. – 2017. –Т. 2. –№ 3. – С. 183-185.
44. Хан-Магометова, В. Гордость Вены // Декоративное искусство стран СНГ. – 2014. – № 1. – С. 105-109
45. Хлюпина, М.С. Женские образы в русском портрете XIX века // Мир науки и искусства. Сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых. – 2020. – С. 207-213.
46. Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.
47. Чеснокова, Л.В. Бидермайер: эпоха буржуазной приватности в европейской культуре // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. – № 5. – С. 61-72.
48. Шабатура, Л.Н. Реальное и идеальное как эстетические ценности. К вопросу о влиянии немецкой философии на русскую культуру эпохи бидермайера. Феномены культуры. сборник научных статей по материалам конференций. отв. ред. Л. Л. Мехришвили. – 2019. – С. 127-130.
Иностранная литература
49. Broer, W. Epochen der Kunst / W. Broer, O. Kammerlohr. — München : Oldenbourg, 1994. — Bd. 4 : 19. Jahrhundert : vom Klassizismus zu den Wegbereitern der Moderne. — 288 р.
50. Constantin von Wurzbach. Schwind, Moriz Ritter von. In: Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich. Band 33. Verlag L. C. Zamarski, Wien 1877, – S. 127—191.
51. Francisca Schmid: Danhauser, Josef. In: New German biography (NDB). Т. 3, Duncker & Humblot, Berlin 1957, ISBN 3-428-00184-2 , – р. 506
52. Giuseppe Tominz. RKD – Netherlands Institute for Art History. Retrieved 20 May 2020.
53. Holland H. Spitzweg, Karl // Allgemeine Deutsche Biographie — 1893. –Vol. 35. – S. 226–230.
54. Karl Weiss: Danhauser, Josef . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Т. 4, Duncker & Humblot, Leipzig 1876, – pp. 726-729
55. Louis Katzenstein: Tischbein, Johann Heinrich. В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 38. Duncker & Humblot, Leipzig 1894, – S. 362—371
56. Ludwig August Frankl. Friedrich von Amerling. Ein Lebensbild. Hartleben, Wien u. a. ––1889
57. Maisak P. Goethe und Tischbein in Rom. – Frankfurt/M; Leipzig: Insel, – 1994.
Max Osborn: Franz Krüger. Edited and with a foreword by Kerstin Englert. Berlin: Gebr. Mann, 1997
58. Painters: 200th Birthday of Peter Fendi". AEIOU, Federal Ministry for Education, Science and Culture (Austria). Retrieved 7 February 2010.
59. Parsons, Nicholas., Vienna: A Cultural History, Oxford University Press US. – 2008
60. Peter Fendi und sein Kreis : [erscheint anlässlich der Ausstellung "Peter Fendi und sein Kreis", Albertina, Wien, 22. März bis 7. Juni 2007] / hrsg. von Klaus Albrecht Schröder, Maria Luise Sternath ; mit Beitr. von Sabine Grabner [et al.]. - Wien : Albertina, 2007.
61. Rupert Feuchtmüller: «Friedrich Gauermann 1807—1862». Rosenheimer Verlagshaus, Rosenheim, 1989
62. Vaughan, William. German Romantic Painting. New Haven and London: Yale University Press, 1980
63. Wurzbach D. C. v. Schwind, Moriz Ritter von (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich: enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 33. — S. 127
Электронные ресурсы
64. Российская национальная библиотека, Санкт- Петербург // [Электронный ресурс] - URL: http://nlr.ru/ (Дата обращения: 11.10.2020 г.)
65. Государственная Третьяковская галерея //[Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ (Дата обращения: 17.10.2020 г.)
66. ALTE PINAKOTHEK, Munich // [Электронный ресурс ] - URL: https://www.pinakothek.de/en/visit/sammlung-schack (Дата обращения: 11.10.2020 г.)
67. Galerie Belvedere , Wien //[Электронный ресурс] - URL: https://www.belvedere.at/ (Дата обращения: 06.11.2020 г.)
68. Gaugerman Museum :Friedrich Gauermann Scheuchenstein // [Электронный ресурс ] - URL: https://www.gauermannmuseum.at (Дата обращения: 08.08.2020 г.)
69. Museum der bildenden Künste , Leipzig // [Электронный ресурс] - URL: https://mdbk.de/ (Дата обращения: 11.07.2020 г.)
70. Palais Liechtenstein GmbH // [Электронный ресурс] - URL: https://www.palaisliechtenstein.com/ (Дата обращения: 26.09.2020 г.)
71. Staatsgalerie, Stuttgart // [Электронный ресурс] - URL: https://www.staatsgalerie.de/ (Дата обращения: 10.09.2020 г.)
Каталоги выставок
72. Лики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки. М., 2009.
73. Немецкая живопись XVII-XIX веков. Выставка (1930; Москва).: Каталог выставки / Гос. музей изящных искусств. – М. : 1930 (тип. ГЦКП РСФСР). - 22 с
74. От Фридриха до Диркса. Немецкая живопись из Дрезденовской галереи новых мастеров. Каталог выставки. – СПб. – 2008
75. Савинская Л.Ю. Венский бидермайер в контексте русско-австрийских связей // Бидермайер. Из коллекций князя Лихтенштейнского. Каталог выставки. М., 2009
76. Agnes Hussein-Arco, Sabine Grabner: Michael Nader. Without compromise. Munich: Hirmer, 2013 (exhibition catalog in Vienna).
77. Biedermeyer. From the collections of the Prince of Liechtenstein — Austrian art of the first half of the XIX century. Exhibition catalog. Moscow, 2009.
78. Eschenburg B. «Darstellungen von Sitte und Sittlichkeit.» // Biedermeiers Glueck und Ende. . die gestoerte Idylle 1815-1848. Katalog der Ausstellung. Muenchen, 1987.
79. Glaser H. «Souveraenitaet und Integration Leitschienen bayerischer Politik im Vormaerz» // Biedermeiers Glueck und Ende. . die gestoerte Idylle 1815-1848. Katalog der Ausstellung. Muenchen, 1987.
80. Krafft B. «Vergissmeinniccht das Sinnige in Biedermeier» // Biedermeiers Glueck und Ende. . die gestoerte Idylle 1815-1848. Katalog der Ausstellung. Muenchen, 1987.
81. Lothar Schultes: Bilder des Lebens. Johann Baptist Reiter und der Realismus des 19. Jahrhunderts, (каталог выставки) Museum Francisco-Carolinum, 1990
82. Ottomeyer H. Synopsis zu den Illustrationen // Biedermeiers Glueck und Ende. . die gestoerte Idylle 1815-1848. Katalog der Ausstellung. Muenchen, 1987.
83. Russische Malerei der Biedermeierzeit im Dialog mit Gemaeiden der Neuen Galerie Kassel. Katalog der Ausstellung. Kassel, 1999.
Вопрос-ответ:
Что такое бидермейер в изобразительном искусстве?
Бидермейер - это стилевое направление в изобразительном искусстве, которое возникло в начале XIX века. Оно характеризуется мирными, простыми и незамысловатыми сюжетами, не романтизирующими реальность. Главными чертами бидермейера являются обыденность, семейная идиллия, национальные традиции и нравы.
Какие особенности имеет бидермайер в австрийской живописи?
Бидермайер в австрийской живописи отличается акцентом на семейной жизни, уюте и домашнем укладе. Художники этого периода изображали простые сцены из повседневной жизни, основными героями которых были домохозяйки, дети, семьи на прогулках. Цветовая палитра яркая, но не перенасыщенная, а композиции простые и сбалансированные.
В чем заключаются особенности бидермайера в немецкой живописи?
Бидермайер в немецкой живописи отражает обыденную немецкую жизнь. Художники изображали повседневные сцены, такие как обеды, прогулки, домашние занятия и т.д. Герои картин - обычные люди, представители разных классов и возрастов. Художественный стиль отличается точностью и реалистичностью, а цветовая гамма скромная и приглушенная.
Какие черты характерны для бидермайера в русской живописи?
В русской живописи бидермайер привнес акцент на национальные особенности и красоту русской природы. Художники изображали простые сцены из жизни крестьянства, однако передавали ее с особым вниманием к красоте и гармонии. Цвета яркие и насыщенные, а композиции часто олицетворяли символику и эмоциональные состояния.
Какие выводы можно сделать на основе рассмотренных глав?
Из рассмотренных глав можно сделать вывод, что бидермайер - это стилевое направление в живописи, которое характеризуется простыми и мирными сюжетами, не романтизирующими реальность. В различных странах этот стиль имел свои особенности, отражая местные нравы и традиции. Важным элементом бидермайера являлся акцент на простоту и обыденность, создавая ощущение уюта и домашнего очага.
Что такое бидермейер как направление в изобразительном искусстве?
Бидермейер - это стилевое направление в искусстве, которое возникло в первой половине XIX века в Германии и затем распространилось на Австрию и Россию. Оно характеризуется простотой и натуральностью, уходом от пафоса и идеализации, а также увлечением бытовыми темами.
Какие характеристики присущи бидермайеру?
Бидермейер характеризуется простотой и натуральностью в изображении, уходом от пафоса и идеализации. Он предпочитает мир бытовых тем, отражает повседневную жизнь и человеческие отношения. В живописи этого направления важна точность передачи деталей и реалистичность в изображении.
Бидермайер в австрийской живописи - каковы особенности?
Бидермайер в австрийской живописи был очень популярным и распространился на многих австрийских художников. Особенности этого направления включают простоту и натуральность в изображении, уход от пафоса и избегание героических сюжетов. Австрийские художники бидермайера часто изображали повседневную жизнь, домашний очаг и семейное счастье.
Какое место занимает бидермайер в немецкой живописи?
Бидермайер в немецкой живописи также был популярным направлением. Он основывался на принципах простоты, натуральности и изображении повседневной жизни. Немецкие художники бидермайера уделяли внимание деталям и точности в изображении. Они часто изображали сельскую местность, интерьеры домов и городские пейзажи.
Какое место занимает бидермайер в русской живописи?
Бидермайер в русской живописи занимает особое место. Он был востребован в XIX веке и нашел свое отражение в творчестве таких художников, как А. А. Иванов, И. Н. Крамской, К. П. Брянский и др. Русский бидермайер отличается особой чувственностью и национальными особенностями. Художники этого направления представляли простые сцены из жизни, семейные портреты и романтические пейзажи.
Какое место занимает бидермейер в изобразительном искусстве?
Бидермейер занимает особое место в изобразительном искусстве, являясь одним из направлений живописи. Он был популярен в начале XIX века в России, Австрии и Германии.