Государственная Дума в дореволюционной России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.01.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2
ГЛАВА 1 Общая характеристика процесса развития идеи народного
представительства в дореволюционной России...............................................4
1.1.
Историческая характеристика развития отечественных институтов
народного представительства............................................................................4
1.2.
Анализ российского процесса формирования представительных
органов законодательной власти в европейской парламентарной истории. .9
ГЛАВА 2 Основные исторические характеристики формирования и
деятельности Государственной думы в дореволюционной России.............12
2.1. Процес политико-правового оформления Государственной Думы в
качестве представительного парламентского органа власти........................12
2.2. Особенности формирования и деятельности Государственной Думы в
дореволюционной России.................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................27
Фрагмент для ознакомления

В-третьих, для разных регионов устанавливались отличные друг от друга схемы выборов. В-четвертых, существенным противовесом Думе становился назначаемый императором Госсовет, который превращался в верхнюю палату, наделённую в сравнении с Думой более широкой компетенцией и исключительными полномочиями.В-пятых, Дума не обладала законодательной властью и создавалась для предварительной разработки и обсуждений законодательных положений, направляемых из министерств.Резюмируя , может быть сделан вывод о том, что учреждение такой Думы не меняло основ политического режима и продолжало тактику дозирования реформ. Таким образом, посредством учреждения Думы фактически была институализирована новая структура в рамках прежней политической системы.При указанных недостатках «документов 6 августа», нельзя отрицать, что перечисленные акты безусловно обозначили некую новую политическую демаркационную линию в противоборстве власти и общества вокруг идеи народного представительства. Несмотря на ограниченность предложенного варианта Думы, произошло отступление самодержавия от своей абсолютистской позиции. Впервые в истории России в политическую систему был введён постоянный всесословный выборный орган.Однако явные недостатки системы народного представительства обуславливали постоянное наростание опозиционных настроений.9 октября 1905 года С. Ю. Витте была направлена императору записка с критикой изложенной в Положении о Думе системы представительства. Автором было заявлено, что необходимо создание условий для осуществления всеобщего избирательного права. В тот же день председателю Госсовета Д. М. Сольскому была представлена С. Е. Крыжановским записка «К преобразованию Государственного совета», смысл которой состоял в реформировании Госсовета, как оплота излишне радикальных проектов Думы. В результате изучения указанных записок, 19 октября был составлен проект царского указа о реформировании Госсовета. Но в ситуации октябрьской всеобщей политической стачки, в которой активно участвовали служащие и рабочие типографии Государственного совета, опубликован этот указ не был. Стачка охватила крупнейшие города России. В такой обстановке перед императором была поставлена дилемма: установить военную диктатуру либо обещать народу конституцию. В итоге, было принято решение о конституционных уступках, выступающих как средство, способное сохранить царскую власть. Главной из таких уступок было обещание создания законодательной Думы.Издание 17 октября 1905 г. Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» ознаменовало собой новый этап в преобразовании государственного строя России.Правительство было вынуждено предпринять конкретные шаги по разработке законодательства о народном представительстве для подавления массовых волнений в стране. В результате, было предусмотрено создание двухпалатной системы представительной власти, состоящей из выборной Думы с законосовещательными полномочиями и назначаемого императором Госсовета.Начался период практической реализации идеи народного представительства в России - одиннадцатилетний думский период, продолжавшийся с рубежа 1905-1906 года до 1917 года.2.2. Особенности формированияи деятельности Государственной Думыв дореволюционной РоссииХарактеризуя порядок формирования Государственной думы в дореволюционной России, следует указать на то, что в соответствии с Манифестом от 20 февраля 1906 г. и новой редакции Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г. , Государственный совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом обеих палат. Государственная дума избиралась на 5 лет, но по инициативе императора могла быть распущена. Одновременно объявлялось назначение новых выборов и времени созыва. Этим правом Николай II пользовался дважды для роспуска Государственной думы первого и второго созывов.Выборы в первую (апрель - июль 1906 г.) и вторую (февраль - июнь 1907 г.) Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 г. и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».Выборы в первую Государственную думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г. Партии, желающие стать парламентскими, вели свою агитационную работу среди различных страт избирателей. Наибольшую активность здесь проявили представители Конституционно-демократической партии (кадеты). В эту партию входили крупные ученые, интеллектуалы, университетская профессура, т.е. люди, привыкшие иметь дело со словом и аудиторией. В результате в составе первой Думы оказались: кадеты - 161 (в конце работы - 176); трудовики (группа депутатов из крестьян и интеллигентов народнического направления, образовавшаяся уже в Думе) - 107; октябристы - 13; социал-демократы - 18 и более 100 беспартийных.Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехстепенные, для рабочих -трехстепенные, для буржуазии и дворян - двухстепенные. Такой порядок обеспечивал представителям крестьянства большинство в Думе. Правительство надеялось таким образом отвлечь крестьян от революции. Выборы не носили всеобщего характера: женщины, молодежь до 25 лет, студенты, поденные рабочие, а также некоторые национальные меньшинства не наделялись избирательными правами.Депутаты первой Государственной думы переоценили свои возможности воздействия на власть, свое значение в глазах народа, не учли особенности исторического момента и не смогли наладить разумный и продуктивный диалог с правительством.Первая Дума проработала всего 72 дня.Выборы в третью (ноябрь 1907 - июнь 1912 г.) и четвертую (ноябрь 1912 -октябрь 1917 г.) Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 г. «О роспуске II Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», а также нового избирательного закона. Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии .Государственная дума второго созыва оказалась еще более радикально настроенной, чем предыдущая и отклонила все правительственные законопроекты, в т.ч. и самый насущный законопроект о бюджете. В свою очередь, правительство не принимало законопроекты, исходящие из Думы. Сложилась ситуация конституционного кризиса. В результате 3 июня 1907г. Николай II распустил Думу, одновременно опубликовал измененный избирательный закон и назначил выборы в новую Думу на 1 ноября 1907 г.Государственная дума четвертого созыва менее интересна для исследования с точки зрения ее роли в жизни государства, т.к. главные законодательные проекты оставались за правительством. Выборы в нее проходили осенью 1912 г., и действовала она с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г.После Октябрьской революции 1917 г. в связи с изменением государственной политической системы, Госсовет и Государственная дума прекратили свое существование. В отношении порядка деятельности дореволюционного отечественного парламента, необходимо указать на то, что по общему правилу законодательные предположения рассматривались в Государственной думе и после одобрения поступали в Государственный совет. Однако, законодательные инициативы Государственного совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали императору…на усмотрение. ЗАКЛЮЧЕНИЕИнформация, изложенная в настоящей работе наглядно демонстрирует, что российский парламентаризм рождался в ходе острого социального напряжения в стране. Менее чем за год, в начале XX века был оформлен новый политический облик Российской империи, составными частями отечественной политической системы стали выборный общеимперский законодательный орган - Государственная дума в качестве нижней палаты и реформированный полувыборный Государственный совет в качестве верхней палаты. Выборное законодательное представительство стало официально признанным политическим институтом, компонентом политического процесса, участником политической жизни страны. Оценивая опыт работы Государственной думы в царской России, можно сделать обоснованный вывод о том, что хотя первый российский парламент и не стал самостоятельным законодательным органом власти, однако установившийся именно в Государственной думе открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, попытки осуществления контроля за деятельностью правительства и парламентская критика властей - все это безусловно способствовало развитию демократических принципов в сфере отечественного публичного управления. Также нельзя не отметить, что требования о введении народного представительства, обстоятельства их радикализации в начале XX , в отечественной истории тесно смыкаются с проблематикой революционных сил и имеют много общего с тактикой последних. Отечественный процесс формирования институтов народного представительства во власти прошел сложный путь, однако тот факт, что движение по пути демократизации институтов власти было исторически обоснованно и необходимо для полноценного государственного развития России не вызывает сомнений. Нельзя отрицать, что первые четыре Думы Российской империи, при всех несовершенствах выполнили свою историческую миссию, продемонстрировав необходимость перманентного поиска новых путей взаимодействия власти и народа.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПолн. собр. законов Рос. империи. Собр. 3-е (ПСЗ III). Т. XXV, № 26656.Российское законодательство X-XX веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно демократических революций. М. :Юрид. лит., 1994. Буркова Т.В., Патрикеева О.А. 2003. Выборы в I и II Государственные думы Российской империи: историография проблемы - Россия и мир. Гуманитарные проблемы: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. СПб: Изд-во СПбГУВК.Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М. : Наука, 1991. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М. : Книга, 1990. Пуздрач, Ю. В. История российского конституционализма ХК-ХХ веков. СПб. :Юрид. центр Пресс, 2004Сперанский, М. М. План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.). М. : Рус. мысль, 1905. Всеобщая история государства и права: учебник / под ред. К. И. Батыра. М., 1999. С. 312.Конституция Германской империи от 11 августа 1919 г. Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. С. 333.Конституционная хартия Пруссии от 31 января 1850 г. Ст. 62, 64. Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. С. 157.Конституционализм : исторический путь России к либеральной демократии : сб. док. / авт.-сост.: А. В. Гоголевский, Б. Н. Ковалев. М. : Гардарики, 2000.Никитин А. К. Австро-Венгрия, Германия и Россия (конец XIX в. — 1918 г.): возможности и границы трансформации авторитарной монархии (к постановке проблемы) // Европейские сравнительно-исторические исследования. Политическое измерение истории: сб. науч. тр. / отв. ред. А. А. Улунян. Вып.1. М., 2002. Васильева, Н. И. Первая российская революция и самодержавие // Государственно-правовые проблемы / Н. И. Васильева, Г. Б. Гальперин, А. И. Королев. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1975.Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1892. Т. 14. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900. Т. 58 Денильханов Асланбек Хаважович Зарождение российского парламентаризма: к вопросу о выборах в I-IV государственные Думы Российской империи//Власть. 2018. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-rossiyskogo-parlamentarizma-k-voprosu-o-vyborah-v-i-iv-gosudarstvennye-dumy-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 05.10.2020).Куликов C. В. Парламент без парламентаризма: Государственная Дума в царской России (1906-1917гг.)//Ленинградский юридический журнал. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlament-bez-parlamentarizma-gosudarstvennaya-duma-v-tsarskoy-rossii-1906-1917-gg (дата обращения: 05.10.2020).Лобачев Сергей Вадимович Положения о законосовещательном народном представительстве в начале ХХ столетия: основные этапы разработки // Вестник ЧелГУ. 2014. №14 (343). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozheniya-o-zakonosoveschatelnom-narodnom-predstavitelstve-v-nachale-hh-stoletiya-osnovnye-etapy-razrabotki (дата обращения: 05.10.2020).Савенкова Лилия Витальевна История развития народного представительства в дореволюционной России // Армия и общество. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-narodnogo-predstavitelstva-v-dorevolyutsionnoy-rossii (дата обращения: 05.10.2020).Циунчук Р.А. Идея народного представительства в России в 1904 - 1905 гг. : от совещательной к законодательной модели // ВЭПС. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-narodnogo-predstavitelstva-v-rossii-v-1904-1905-gg-ot-soveschatelnoy-k-zakonodatelnoy-modeli-1 (дата обращения: 05.10.2020).

1 Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 3-е (ПСЗ III). Т. XXV, №
26656
2 Российское законодательство X-XX веков. Т. 9 Законодательство
эпохи буржуазно демократических революций. М. : Юрид. лит.,
1994
3 Буркова Т.В., Патрикеева О.А. 2003 Выборы в I и II
Государственные думы Российской империи: историография
проблемы - Россия и мир. Гуманитарные проблемы: межвузовский
сборник научных трудов. Вып. 7 СПб: Изд-во СПбГУВК.
4 Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее
политическом и гражданском отношениях. М. : Наука, 1991
5 Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М. : Книга, 1990
6 Пуздрач, Ю. В. История российского конституционализма ХК-ХХ
веков. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004
7 Сперанский, М. М. План государственного преобразования
(введение к уложению государственных законов 1809 г.). М. : Рус.
мысль, 1905
8 Всеобщая история государства и права: учебник / под ред. К. И.
Батыра. М., 1999 С. 312
9 Конституция Германской империи от 11 августа 1919 г. Цит. по:
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под
ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. С. 333
10 Конституционная хартия Пруссии от 31 января 1850 г. Ст. 62, 64
Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2
/ под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996 С. 15711 Конституционализм : исторический путь России к либеральной
демократии : сб. док. / авт.-сост.: А. В. Гоголевский, Б. Н. Ковалев.
М. : Гардарики, 2000
12 Никитин А. К. Австро-Венгрия, Германия и Россия (конец XIX в. —
1918 г.): возможности и границы трансформации авторитарной
монархии (к постановке проблемы) // Европейские сравнительно-
исторические исследования. Политическое измерение истории: сб.
науч. тр. / отв. ред. А. А. Улунян. Вып.1. М., 2002
13 Васильева, Н. И. Первая российская революция и самодержавие //
Государственно-правовые проблемы / Н. И. Васильева, Г. Б.
Гальперин, А. И. Королев. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1975
14 Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А.
Ефрон. СПб., 1892 Т. 14
15 Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А.
Ефрон. СПб., 1900 Т. 58
16
Денильханов Асланбек Хаважович Зарождение российского
парламентаризма: к вопросу о выборах в I-IV государственные
Думы
Российской
империи
//
Власть.
2018
№4.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-rossiyskogo-
parlamentarizma-k-voprosu-o-vyborah-v-i-iv-gosudarstvennye-dumy-
rossiyskoy-imperii (дата обращения: 05.10.2020).
17 Куликов C. В. Парламент без парламентаризма: Государственная
Дума в царской России (1906-1917гг.) //Ленинградский юридический
журнал. 2005 №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlament-bez-
parlamentarizma-gosudarstvennaya-duma-v-tsarskoy-rossii-1906-1917-gg
(дата обращения: 05.10.2020).
18.Лобачев Сергей Вадимович Положения о законосовещательном
народном представительстве в начале ХХ столетия: основные этапыразработки // Вестник ЧелГУ. 2014 №14 (343).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/polozheniya-o-zakonosoveschatelnom-
narodnom-predstavitelstve-v-nachale-hh-stoletiya-osnovnye-etapy-
razrabotki (дата обращения: 05.10.2020).
19
Савенкова Лилия Витальевна История развития народного
представительства в дореволюционной России // Армия и общество.
2010 №4.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-
narodnogo-predstavitelstva-v-dorevolyutsionnoy-rossii (дата обращения:
05.10.2020).
20.Циунчук Р.А. Идея народного представительства в России в 1904 -
1905 гг. : от совещательной к законодательной модели // ВЭПС.
2009 №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-narodnogo-
predstavitelstva-v-rossii-v-1904-1905-gg-ot-soveschatelnoy-k-
zakonodatelnoy-modeli-1 (дата обращения: 05.10.2020).

Вопрос-ответ:

Что такое Государственная Дума?

Государственная Дума была законодательным органом в дореволюционной России. Она была создана в 1905 году во время первой русской революции и существовала до Февральской революции 1917 года. Это был представительный орган, состоящий из представителей различных социальных и политических групп.

Как развивалась идея народного представительства в дореволюционной России?

Идея народного представительства начала активно развиваться в России уже в конце XIX века. Она стала популярной благодаря реформистским движениям и росту политического сознания общества. Одним из основных этапов развития этой идеи было создание Государственной Думы в 1905 году. В ходе дальнейшего развития идеи народного представительства, активной роли играли политические партии и общественные организации, выступавшие за представительность и гласность в политической системе.

Какие были особенности развития институтов народного представительства в России?

Развитие институтов народного представительства в России было неоднозначным. Первым шагом в этом направлении было создание Государственной Думы в 1905 году. Однако, реформы и развитие демократических институтов были затруднены политическими и социальными проблемами страны. Особенно значительное влияние на развитие институтов народного представительства оказала Первая мировая война и Февральская революция 1917 года.

Какие политические партии и общественные организации активно поддерживали идею народного представительства в России?

В России в период дореволюционной эпохи существовало множество политических партий и общественных организаций, которые активно поддерживали идею народного представительства. Некоторые из них включали в себя Кадетскую партию, Трудовую партию, Социал-демократическую рабочую партию и другие. Эти политические силы выступали за представительность, гласность и участие народа в управлении государством.

Какой был процесс развития идеи народного представительства в дореволюционной России?

В дореволюционной России идея народного представительства развивалась постепенно. Она начала зарождаться еще в конце XIX века, когда формировались первые политические партии и общественные движения. Однако реальное развитие идеи народного представительства произошло в начале XX века, в период 1905-1907 годов, когда в России произошла первая революция. В результате этой революции было создано законодательное собрание - Государственная Дума, которая стала первым органом народного представительства в России.

Какие отечественные институты народного представительства можно выделить в дореволюционной России?

В дореволюционной России можно выделить несколько отечественных институтов народного представительства. Основным из них была Государственная Дума, которая была создана в результате первой революции 1905-1907 годов. Также можно отметить другие формы народного представительства, такие как Земство, Городская дума, Собрания трудящихся и т.д. Все эти институты имели свои функции и полномочия, и вместе они составляли систему народного представительства в дореволюционной России.

Какие российские политические партии поддерживали идею народного представительства в дореволюционной России?

В дореволюционной России идею народного представительства поддерживали различные политические партии. Одним из главных сторонников идеи была Кадетская партия (Конституционная демократическая партия), которая выступала за создание законодательного собрания и расширение полномочий народа. Также эту идею поддерживали Трудовая партия, Социал-революционная партия, а также некоторые крупные профессиональные и социальные организации, такие как Товарищество взаимного кредита и др.

Какой процесс развития идеи народного представительства происходил в дореволюционной России?

В дореволюционной России происходил постепенный процесс развития идеи народного представительства. В начале 19 века она только начинала формироваться, основываясь на западноевропейском опыте. Позже, в 1864 году, была принята Судебная реформа, которая ввела понятие представительства и создала государственные институты народного представительства. Однако эти институты были ограничены и не имели полных полномочий. За всю дореволюционную историю России были несколько попыток усовершенствования системы народного представительства, однако полноценное развитие идеи произошло лишь после революции 1905-1907 годов.

Что можно сказать о развитии отечественных институтов народного представительства в дореволюционной России?

Развитие отечественных институтов народного представительства в дореволюционной России имело неоднородный характер. С одной стороны, были созданы первые органы представительной власти, такие как Земские собрания, губернские и городские думы. Однако эти органы обладали ограниченными полномочиями и контролировались царским правительством. Кроме того, часть населения (например, крестьяне и рабочие) была лишена права избирать и быть избранными. В целом, можно сказать, что отечественные институты народного представительства в дореволюционной России были в стадии формирования и не имели полной демократической легитимности.

Какие изменения произошли в системе народного представительства после революции 1905-1907 годов в дореволюционной России?

После революции 1905-1907 годов в дореволюционной России произошли значительные изменения в системе народного представительства. В результате реформ был создан Государственный Совет, который стал высшим совещательным органом правительства. Также была введена палестная система выборов, что обеспечило большую пропорциональность представительства различных слоев населения. Однако несмотря на эти изменения, система народного представительства в России оставалась недемократической, так как мысли о перестройке государства и политической системы уже подавлялись прежним режимом.