Проблемное обучение как средство творческого мышления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 30 30 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 06.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты использования проблемной ситуации как средства развития творческого мышления учащихся 4
1.1 Понятие творческого мышления в психолого-педагогической науке 4
1.2 Создание проблемной ситуации как метод обучения 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Использование проблемной ситуации как метод обучения 17
2.1 Анализ педагогического опыта использования проблемной ситуации на уроках физики 17
2.2 Разработка методов использования проблемной ситуации как средства развития творческого мышления учащихся на уроках физики 21
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Решение проблемной ситуации может происходить как в групповой работе, так и в работе учеников по парам.3)третий этап – проверка того решения, который предложили ученики для проблемной ситуации. В качестве проверки можно предложить ученикам решить те задачи, которые они решали раньше с использованием новых полученных знаний.Критерием для оценивания того уровня знаний, которые усвоили ученики, будет не столько количество этих знаний у самих учеников, сколько степень той самостоятельности, которая была в них развита благодаря работе на уроках с проблемной ситуацией.В саму сущность физики как науки заложена идея о том, что в процессе своего развития в ней возникают и исчезают противоречия в процессе познания окружающего пространства человека. С каждым новым открытым фактом все прежние представления об окружающей действительности у людей исчезали, а на их месте возникали новые парадигмы научного пространства мира.На уроках физики создание любой проблемной ситуации включает в себя выработку всех возможных противоречий, которые могут возникать у учеников в процессе их обучения.Существуют три типа противоречий, использование которых возможно на уроках физики с целью создания проблемной ситуации. Это:1)противоречие между жизненным опытом и текущими знаниями у учеников2)противоречие между ранее обладаемой информацией на уроках и новыми знаниями, которые углубляют проблематику изучаемого явления3)объективные противоречия, которые связаны с восприятием окружающего пространства человеком.Примером проблемной ситуации на уроках физики может послужить изучение явления света. Для начала ученикам будет задан вопрос о том, какими способами тела воздействуют друг на друга?В результате такого обсуждения будет выявлено 2 ответа:1)через перенос частиц вещества из одного тела в другое2)через окружающую средуЗатем следует теоретическая часть, впоследствии которой ученики узнают о том, что существует два взгляда на основы переноса света. Теорию частиц и теорию волн.Впоследствии теоретической части учитель постепенно подводит учеников к тому, что А. Эйнштейн выдвинул гипотезу о том, что на самом деле свет обладает свойствами дуализма, соединяя в себе и частицы и волны.Когда учитель задаст вопрос почему же свет является электромагнитной волной, ученики смогут на основе теоретического материала, который они ранее прослушали, дать ответ на заданный вопрос, тем самым решив проблемную ситуацию природы переноса света в пространстве.При изучении температурных явлений учитель рассказывает своим ученикам о том, что тела обладают одинаковой температурой при длительном контакте друг с другом.Далее предлагается ученикам самим убедиться в этом, измеряя температуру разных предметов, расположенных по классу. У учеников возникнет вопрос о том, что почему-то температура одинаковая, но ощущается она по-разному.Именно этим вопрос будет достигнуто полное создание проблемной ситуации, которая будет разрешаться в процессе урока по физике.Проблемные ситуации на уроках физики могут иметь разные сценарии своего развития. Каждый отдельный вид проблемных ситуаций обладает своими собственными свойствами, поэтому необходимо понимать и знать какие разновидности ситуацию применимы на уроках физики. К основным видам проблемных ситуаций на уроках физики относят:1)ситуация конфликтаПримером такой разновидности ситуации может послужить противоречие между законом электродинамики Максвелла и теми результатами своих опытов по электродинамике, которые были получены А. Майкельсоном.С одной стороны, такие конфликтные ситуации могут возбудить интерес у учеников к их изучению, а с другой показать, что в мире науки происходит постоянная смена научных парадигм. А для этого необходимо мыслить проблемными ситуациями.2)ситуация несоответствияТакая ситуация возникает тогда, когда весь накопленный жизненный опыт учениками приходит в несоответствие с теми данными, которые они узнают на уроках физики.Так, при изучении свободного падения на уроках физики многие ученики убеждены о том, что предметы разной массы падают с разной скоростью.Учитель может процитировать такое же высказывание Аристотеля, и многие ученики будут согласны с ним, далее ученикам будет предложено самим попробовать свободное падение на разных по массе предметах. Таким образом, они получат новые сведения и знания о рассматриваемом явлении.3)ситуация неожиданностиПримером такой ситуации может послужить изучение учениками на уроке физике закона Бернулли.В результате такой ситуации ученикам сначала будут задаваться вопросы, связанные с силой ветра и почему он может принимать разные формы и силы. Впоследствии узнав ответ, он может привести учеников в искреннее удивление о новой полученной информации.4)ситуация опроверженияДанная проблемная ситуация заключается в том, что ученикам необходимо опровергнуть с научной точки зрения несостоятельность какого-либо явления в современной окружающем мире.Например, идея о вечном двигателе или философском камне.Выводы по второй главе.Использование проблемных ситуаций на уроках физики может не только разнообразить получаемую информацию для учеников, но также и привести множество различных путей по её усвоению.Проблемное обучение на уроках физики способно приводить к более успешному усвоению учениками получаемой информации, а также расширить кругозор и улучшить их критическое мышление.Существуют различные виды проблемных ситуаций на уроках физики. К таким ситуациям можно отнести:1)ситуация опровержения2)ситуация несоответствия3)ситуация конфликта4)ситуация неожиданностиСистема по разработке этапов урока физики на основе проблемного обучения состоит из:1)подготовительного этапа2)этапа составления проблемной ситуации3)этапа целеполагания4)этапа разработки форм и методов ведения урокаКаждый из рассматриваемых этапов обладает своей собственной важностью, так как при упущении какого-либо этапа возможно полное разрушение всей системы урока с проблемной ситуацией.Физика – это особый предмет, на котором желательно задействование различных видов проблемных ситуаций. Каждый отдельный вид проблемной ситуации, который можно применять на уроках физики, уникален по своей структуре.Каждую ситуацию можно использовать в различных комбинациях с другими видами проблемных ситуаций, тем самым усиливая педагогический эффект на самих учеников. К примеру, ситуацию неожиданности возможно комбинировать с ситуацией опровержения. Ситуацию опровержения можно комбинировать с ситуацией несоответствия.Каждый вид проблемных ситуаций на уроках физики способен не только сделать материал более доступным и понятным для учеников, но также и развить в них навыки по самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций, а также развитие в них творческого мышления при решении таких ситуаций.ЗаключениеПроблемное обучение играет важную роль при построении любой модели обучения учеников на каждом уровне в образовательной программе, начиная с младших классов и заканчивая старшей школы.Уникальность проблемного обучения заключается в том, что его использование имеет преемственный характер. Таким образом, постепенно развивая навыки проблемного рассмотрения проблем и ситуаций учениками у них постепенно будет развиваться навыки критического мышления, а также творческие подходы к рассмотрению проблемных ситуаций.Для проблемного обучения особо важным элементом является творческая подготовленность учеников, которая заключается в том, что ученики будут решать стоящие перед ними проблемные ситуации в креативном характере.Креативность – дополнительная сторона творчества. Креативность необходима для обучения решения проблем с тех сторон, которые невозможно увидеть, следуя по инструкциям и методическим указаниям. Креативность развивается в результате долгих тренировок и работы с учеником по проблемному изучению всего того учебного материала, который предоставляет преподаватель во время уроков.Проблемное обучение на уроках физики также играет важную роль, так как физика – это сложный предмет, который занимается исследованием свойств окружающих человека предметов, а также тех явлений, которые происходят в окружающем пространстве.С помощью использования методов проблемного изложения материала весь материал, который ученики будут разбирать на уроках, будет приобретать более понятный характер для восприятия.Существуют различные виды проблемных ситуаций на уроках физики. К таким ситуациям можно отнести:1)ситуация опровержения2)ситуация несоответствия3)ситуация конфликта4)ситуация неожиданностиСистема по разработке этапов урока физики на основе проблемного обучения состоит из:1)подготовительного этапа2)этапа составления проблемной ситуации3)этапа целеполагания4)этапа разработки форм и методов ведения урокаТаким образом, такая развёрнутая система по проблемному изложению материала позволяет физике быть одновременно сложной, но интересной дисциплиной для изучения.Главным критерием по эффективности проведения любого образовательного процесса будет наличие в нём элементов проблемного обучения, так как данный вид обучения наиболее приближен к современным реалиям общества, в котором изменения в научной сфере с каждым десятилетием ускоряется в сторону всё больше расширения знаний и устаревания тех знаний, которые больше не вписываются в современную парадигму мира.Список использованной литературы.Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12.Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.-128 с.. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.- 204 с.Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Вица школа, 1977. 94 с.. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Таткнигоиздат, 1975. -160 с.. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. -Казань, 1994. 139Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45.Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с.Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1-1985 г.Кривопуст Н. Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс – жиры в нашей пище// Школа и производство.- 2009,- № 1-2Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432с.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., : Знание. 1991.- 80 с. (серия «Педагогика и психология», №4Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 1974. – 64 с.Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 1988. – 133 с.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977., 240 с.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., «Просвещение», 1975, 148 с.Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL:http://e-koncept.ru/2013/53572.htmФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пос. для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика 1983. - №11. - С.46230. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. - 32 с.Юбилей ученого: /60-летие М.И.Махмутова, действительного члена АПП СССР // Советская педагогика. 1986. - №4. - С. 141-142.Юбилей ученого. Поздравляем юбиляров. // Педагогика. 1996. - №2. -С. 125-126.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144с.. Ялалов Ф.Г. Дидактические основы проблемно-развивающих технологий обучения: Научный вестник / Нижнекамский муниципальный институт. Нижнекамск: Изд.-во «Чишмэ», 2ООО. С.4-10

Список использованной литературы.
1. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12.
2. Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
4. Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.
6. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.-128 с.
7. . Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.- 204 с.
8. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Вица школа, 1977. 94 с.
9. . Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Таткнигоиздат, 1975. -160 с.
10. . Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. -Казань, 1994. 139
11.

12. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45.
13. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
14. Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с.
15. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
16. Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1-1985 г.
17. Кривопуст Н. Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс – жиры в нашей пище// Школа и производство.- 2009,- № 1-2
18. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432с.
19. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., : Знание. 1991.- 80 с. (серия «Педагогика и психология», №4
20. Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 1974. – 64 с.
21. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 1988. – 133 с.
22. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.
23. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977., 240 с.
24. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., «Просвещение», 1975, 148 с.
25. Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с.
26. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL:http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пос. для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
29. Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика 1983. - №11. - С.46
30. 230. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. - 32 с.
31. Юбилей ученого: /60-летие М.И.Махмутова, действительного члена АПП СССР // Советская педагогика. 1986. - №4. - С. 141-142.
32. Юбилей ученого. Поздравляем юбиляров. // Педагогика. 1996. - №2. -С. 125-126.
33. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
34. . Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144с.
35. . Ялалов Ф.Г. Дидактические основы проблемно-развивающих технологий обучения: Научный вестник / Нижнекамский муниципальный институт. Нижнекамск: Изд.-во «Чишмэ», 2ООО. С.4-10

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет проблемное обучение в развитии творческого мышления учащихся?

Проблемное обучение играет важную роль в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует активному включению учащихся в процесс обучения, развивает их критическое и аналитическое мышление, позволяет развивать способности к самостоятельному поиску решений и формированию новых идей.

Что можно понимать под творческим мышлением?

Творческое мышление - это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения задач, а также критически мыслить и анализировать информацию. Оно позволяет учащимся быть гибкими в мышлении, находить необычные связи и создавать новые знания.

Как создать проблемную ситуацию в процессе обучения?

Создание проблемной ситуации требует преподавателя отбора материала, который может вызвать интерес учащихся и стать исходной точкой для исследования и поиска решений. Это может быть задача, противоречие, нестандартная ситуация, требующая анализа и критического мышления.

Какие примеры использования проблемной ситуации в уроках физики?

Проблемная ситуация может быть использована на уроках физики для стимулирования учащихся к поиску решений, применению теоретических знаний на практике. Например, задание, требующее разобраться в необычном физическом явлении или разработать эксперимент для проверки гипотезы.

Какие психолого-педагогические аспекты могут быть учтены при использовании проблемной ситуации?

При использовании проблемной ситуации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их познавательные и интеллектуальные возможности, интересы и потребности. Также важно создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно при решении сложных задач.

Какое значение имеет проблемное обучение в развитии творческого мышления учащихся?

Проблемное обучение играет важную роль в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует активному мыслительному процессу, формирует гибкость мышления, развивает критическое и творческое мышление, способность искать нестандартные решения проблем. Проблемная ситуация создает необходимую психологическую напряженность, которая стимулирует учащихся к поиску новых идей и способов решения проблемы.

Как определить понятие "творческое мышление" в педагогической науке?

Творческое мышление - это высший уровень мыслительной деятельности, который характеризуется способностью генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и совершать творческие открытия. Творческое мышление включает в себя такие компоненты, как гибкость мышления, оригинальность, глубина и проницательность. Развитие творческого мышления учащихся позволяет им быть успешными и креативными в решении различных задач и проблем.

Каким образом проблемная ситуация используется как метод обучения?

Проблемная ситуация используется как метод обучения путем создания условий, которые требуют от учащихся активного поиска решений. Она ставит перед учащимися новые и нетипичные задачи, которые требуют применения творческого мышления и нестандартных подходов. Проблемная ситуация активизирует мыслительную активность учащихся, развивает их критическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, искать альтернативные пути решения.