Антропонимы в произведениях Н. В. Гоголя и их изучение в школе (лингвокультурологический аспект)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 78 78 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 10.11.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования антропонимов в художественной литературе
1.1 Сущность понятия «антропонимы» и их отражение в художественной литературе
1.2 Лингвокультурологический аспект изучения антропономических языковых единиц в художественных произведениях
1.3 Языковые особенности произведений Н. В. Гоголя
Глава 2. Лингвокультурологические особенности антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя
2.1 Антропонимикон произведений Н.В. Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2.2 Особенности форм и вариантов использования антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2.3. Лингвокультурологические особенности антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»
3 глава. Особенности изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в методике преподавания литературы
3.1 Методика изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в школе
3.2 Методические рекомендации по изучению антропономических особенностей в произведениях Н.В. Гоголя в школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Рассмотрев лингвокультурологические особенности имён в художественном тексте циклов «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», можно сделать вывод, что антропонимы в рамках данных произведений играют в основном стилеообразующую, экспрессивную и характерологическую функции. Система мужских и женских личных имен в каждой повести Гоголя отражает взгляды автора не только на характеры, типы и архетипы своих героев, на общество и эпоху, в которых они живут, но и на живую, отчетливую взаимосвязь их с библейскими временами, с античным, средневековым и предшествующим действию историческими периодами, с окружающей природой. Выводы по главе IIВо второй главе нами был проведен анализ лингвокультурологических особенностей антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ходе анализа было выявлено 240 антропонимических единиц, каждая из которых несет особую смысловую нагрузку и отражает национально-культурные украинские особенности. Анализ форм и вариаций используемых Гоголем антропонимов показал, что наблюдается тенденция широкого использования мужских имен в основном в народной и диалектных формах. Антропонимические единицы в художественном пространстве Гоголя несут смысловую нагрузку и обладают высокой эмоциональной оценочностью, что способствует передачи национального колорита. В рамках исследуемых повестей Гоголя были определены основные функции антропонимов, к которым относятся следующие: арактерологическая, текстообразующая, эмоционально-экспрессивная, стилистическая, функция передачи национально-культурного своеобразия. Анализ лингвокультурологических особенностей антропонимов показал, что система мужских и женских личных имен в каждой повести отражает характеры и типы героев, а также их связь с мифологией, библейской историей и фольклорными традициями. 3 глава. Особенности изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в методике преподавания литературы 3.1 Методика изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в школеТворчеству Н.В. Гоголя посвящены многочисленные литературоведческие исследования, накоплен значительный методический опыт, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала. Изучение творчества Н.В. Гоголя в рамках современной школы происходит поэтапно, начиная с пятого класса. Выделяются следующие этапы изучения творчества Н.В. Гоголя:- 5 класс - развитие способности ассоциирования, эмоциональной сопричастности эстетической системе писателя. Все виды деятельности направлены на формирование навыков анализа описаний, умения видеть красоту слов-образов, развитие синэстетического восприятия. Пятиклассники получают первоначальное представление о понятиях «юмор» («Ночь перед Рождеством») и «художественное пространство» («Майская ночь, или Утопленница»);- 6 класс - постижение внутреннего мира персонажа, основ человеческой жизни, специфики авторского повествования («идиллия» - повестьСтаросветские помещики»; «ирония» - «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). На данном этапе развивается стилистическая сопричастность к тексту, способность сопоставления элементов художественных систем разных авторов и определения их своеобразия;- 7 класс - познание текста как сознательно организованного художественного целого. Сопоставление редакций повести «Тарас Бульба».исторический комментарий, составление киносценария, обсуждение актерских интерпретаций образов героев способствуют аргументированному объяснению многомерности авторской оценки героев и ситуаций, целостному видению позиции писателя в пределах произведения, расширяют «ассоциативный фон» (круг идей, мотивов, образов);- 8 класс - осознание жанровой специфики драматического произведения, выявление связей между героем литературного произведения и характером эпохи. Система творческих заданий предполагает последовательность усложнения ученических интерпретаций: от чтения и сопоставления трактовок роли актерами различных эпох, создания декораций к спектаклю до попыток самостоятельных режиссерских интерпретаций комедии «Женитьба».- На завершающем этапе литературного образования (9 класс) делается упор на открытие мира художественного произведения в контексте культуры и литературы определенной эпохи; учениками приобретается умение видеть разность художественных систем мультипликации, живописи и их связь с литературой. Все виды эстетической деятельности направлены на развитие «интертекстуального слуха», лингвистического «чутья», чувства «антропологической гармонии» с гоголевским персонажем. Изучается поэма «Мертвые души». Методикой преподавания литературы накоплен значительный опыт в изучении творчества Н.В. Гоголя в школе, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала. Объясняется это, прежде всего, неисчерпаемостью и богатством внутреннего содержания художественных творений, постоянной изменяемостью исторической обстановки, с которой творчество вступает в эстетические отношения, интертекстуальной соотнесенностью с предшествующей и современной писателю литературой и культурой.При общей обеспокоенности литературным развитием ученика методисты предлагают разные подходы к изучению произведений классической литературы. Эти различия отчетливо просматриваются на примере анализа творчества Гоголя. В работе В.Я Стоюнина «О преподавании русской литературы» (1908 г.) представлены не уроки, а «образцы разборов как ответы на главные вопросы, связанные с разбираемым сочинением». Методист предлагает следующие вопросы к повести «Шинель»: «Над кем и почему смеется автор?» «Какое значение для Акакия Акакиевича имела шинель?» «Правдоподобны ли его чувства?» «За чиновничьи ли интересы вступается автор?» «Что смешит Гоголя в Акакии Акакиевиче и чем его смех отличается от оскорбительного смеха сослуживцев бедного чиновника?» «Как нужно смотреть на фантастическое окончание?» и другие. Все эти вопросы аналитического характера и самостоятельно ученику трудно на них ответить. Стоюнина волнует идея писателя, обнаружению которой и подчинен весь ход рассуждений. Центральным становится вопрос: «Чему смеется, о чем сожалеет, за что негодует автор?», а главной задачей - выявление авторской позиции к герою и обществу, причем все это имеет ярко выраженную «воспитательную направленность». Методист не обращает внимания на детали текста, на характер гоголевского повествования. Он ограничивается общими рассуждениями о человеке и человеческом достоинстве. Отстраненный от текста анализ приводит педагога к выводу о том, что цель Гоголя «не та, чтобы ставить нас враждебно к жизни, т.е. убеждать, что в ней неисполнимы и неосуществимы наши лучшие идеалы...», а в «примирении с жизнью...»[33]. Аналогичный подход к анализу произведения обнаруживается в главе о «Старосветских помещиках». Выделив в повести две основные части, В.Я. Стоюнин уже отвечает на вопрос о причине разрушения счастливой жизни помещиков, которая заключается, по мысли педагога, «в излишнем суеверии: Гоголь имел в виду представить, как непрочно счастье людей, слишком мало развитых умственно, хотя бы и в нравственном отношении они были прекрасные люди: собственною своею рукою, безсознательно они разрушают свое счастье и нередко губят свою жизнь» [33]. От основной идеи учитель переходит к разъяснению фрагментов, составляющих описательную часть повести, т.к. в них «Гоголь представляет читателю понятия, нравы и обстановку жизни своих героев»[33]. В анализе повести мы наблюдаем скорее общие размышления о человеке, о смысле его жизни, о составляющих человеческого счастья, чем выявление композиционной роли деталей, стилистических особенностей текста. В результате автор приходит к неточным выводам и о причинах изменения интонации во второй части повести, и о гоголевской концепции произведения. «Из подробного разбора вытекают очень важные психологические выводы. Счастье находится в тесной связи со всею духовной деятельностью человека, хотя, по-видимому, оно более состоит в удовлетворении сердечных стремлений к той жизни, идеальное представление которой создается воображением» [33]. Свой подход к изучению текстов Н.В. Гоголя В.Я. Стоюнин объясняет «имеющийся хорошей подготовкой учеников... подробно разбирать каждую отдельную картину и все части каждой статьи. Следовательно, упражнять его в классе такими разборами подробностей каждой картины было бы запоздалым трудом» [33]. Методист настаивает в своей работе на том, что ученикам полезнее идти от идеи к тексту: «Мы находим очень полезным долее останавливаться с учениками на главной идее произведения и на поверке ее во всех подробностях; через это ими лучше выясняется сама идея и законность всех частей произведения, тесно связанных идеей в одно стройное целое. Тогда лучше понимается художественная сторона формы, состоящая в соразмерности и гармонии отдельных частей» [33].Что касаемо языковых особенностей произведений Гоголя, то в методике обучения литературе практически отсутствуют примеры аналитической работы.В основном в 5-6-х классах анализ художественного произведения сводится к характеристике действующих лиц. Языковое своеобразие рассматривается как средство создания образа и затрагивается поверхностно. В 8-м классе по методике В.В. Голубкова вводится понятие типа и типичности героя, однако языковое своеобразие также не рассматривается вне сюжета и образов героев [14, с. 89]. Работу по выявлению культурно-исторических и фольклорных особенностей произведений Гоголя методистами рекомендуется начинать с анализа отдельных фрагментов повестей, что поможет составить целостное представление о природе авторского слова. Разбор антропонимов в произведениях Гоголя в основном осуществляется поверхностно и затрагивает основных героев без учета влияния значения имени на замысел произведения и историко-культурной составляющей имен. Между тем исследователями ономастики отмечается, что без разбора собственных имен исследование и анализ произведения нельзя назвать полным. Также без запаса собственных слов трудно представить изложение, сочинение или письмо, поэтому учащиеся должны постоянно расширять запас таких слов, изучать их особенности, иметь представление о сходстве имен собственных и различия между их разрядами [48, с. 262].Идеи А.В. Суперанской по этому вопросу развивает Т.М. Майорова, рассказывая о необходимости собрания ономастического материала, об организации такой работы в школе и вузе. Исследователь отмечает, что «ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен» [37, с. 44].В настоящее время изучение разделов ономастики (антропонимики, топонимики, теонимики, космонимики, эргонимики, хрононимики, поетонимики) начинается с 9-го класса, однако К.В. Свотинойотмечается что изучение имен собственных необходимо начинать уже с пятого класса, постепенно совершенствуя словарную работу [46]. Знакомство с литературной ономастикой является наиболее сложным для учащихся. При знакомстве с данным направлением в методике указывается необходимость особого внимания к явлению антропонимии, выявлению источников имен русской литературы. При изучении антропонимических единиц в художественных произведениях рекомендуется учитывать принципов персонализации, т.е. максимального привлечения на уроках языка личности ребенка, его биографического и речевого опыта. Такие уроки развивают наблюдательность, любознательность школьников, интерес к своей родословной, к истории родного края. Е.Ю. Птахина указывает на важность изучения истории возникновения русских имен для чего важно анализировать мирские, собственно русские по происхождению имена, христианские личные имена и прозвища. На богатство языка писателя, особенности его стиля указывает значение поэтонимов, которое является отражением творческого мышления писателя. Говорящие имена в художественном произведении ярче раскрывают художественный образ, что в свою очередь способствует раскрытию авторской позиции [43].Также в методике изучения антропонимических единиц на уроках литературы выделяются такие приемы, как: - составление словарей;- распределение имен на женские и мужские, - поиск значения того или иного имени героев, - этимология и определение основ фамилий и имен,- определение функций имен в художественном тексте,- переход имен собственных в разряд нарицательных.Таким образом, ономастика в школьном курсе не выделяется в самостоятельный учебный предмет, но отдельные темы и проблемы по литературной ономастике в школьной практике затрагиваются. Анализ методических источников по проблеме изучения антропонимов в художественных произведениях и творчестве Гоголя в частности, показывает недостаточность методических разработок по данной теме и говорит о необходимости поиска новых форм анализа имен собственных в художественных произведениях. 3.2 Методические рекомендации по изучению антропономических особенностей в произведениях Н.В. Гоголя в школеИсследование особенностей антропонимов в произведениях Гоголя невозможно осуществить без анализа стилистических и сюжетных особенностей текста. Поэтому изучение ономастической лексики предполагает использование лингвостилистического анализа, система которого была адаптирована под изучение антропонимических единиц. Алгоритм лингвостилистического анализа антропонимов в художественном тексте состоит из следующих пунктов:1) определение объекта анализа (все произведение или его часть);2) выявление в анализируемом тексте всех антропонимов;3) анализ значения выделенных антропонимов;4) анализ образов носителей антропонимов в художественном тексте;5) установление взаимосвязи между характером героя и значением антропонима;6) определение характеристик персонажа, мотивирующие автора на использование того или иного антропонима;7) определение авторской оценки персонажа через значение антропонима;8) стилистическая окраска антропонима, особенности используемой формы. Данный алгоритм может использоваться как в рамках изучения одного произведения, так и всего цикла произведений. Последовательность алгоритма и его наполненность также могут меняться в зависимости от рода, жанра литературного произведения и возраста учащихся. Так, в процессе изучения в пятом классе повести «Ночь перед Рождеством» можно предложить анализ антропонимов по следующей схеме:- определение главных героев повести;- выделение антропонимов основных персонажей;- поиск значений выделенных антропонимов;- определение характеристик главных героев;- определение авторского отношения к героям;- соотношения авторской оценки и значения имени;- определение того, как имя дополняет образ героя. Также для более углубленного изучения антропонимов в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»можно использовать следующие виды работы на уроке:- Написание сочинения об одном из центральных героев для более углубленного анализа образов героя. Темы сочинения могут быть следующими: «Как автор относится к Оксане?», «Является ли черт положительным персонажем?», «Мой любимый герой в повести», «В каких героях повестей выражено добро, а в каких зло» и др.- Подготовка сообщения о героях. Этот вид работы может как предшествовать работе с текстом, так и использоваться в процессе изучения текста. Подготовка сообщения предполагает глубокое изучение мифологической, фольклорной и исторической основы образов персонажей и предполагает также изучение этимологии имени. - Творческий проект. Этот вид работы предпочтительно использовать как итоговое задание, которое служит показателем качества знаний школьников. Выполнение такого проекта позволит детям персонализировать для себя значения имен и углубить понимание образов повести и ее замысла. В рамках изучения цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» возможно использовать следующий вид проекта на тему «Галерея имен в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»». Школьники делятся на четыре группы, каждая из которых получает свое творческое задание:- 1 группа создает презентацию по повести «Сорочинская ярмарка»;- 2 группа создает презентацию по повести «Вечер накануне Ивана Купала»;- 3 группа создает презентацию по повести «Майская ночь, или Утопленница»;- 4 группа создает презентацию по повести «Ночь перед Рождеством». Задачей каждой группы является найти иллюстрации с образами героев, обозначить их характеристики и выписать значения их имен. Целью каждой группы, в зависимости от изучаемой повести является проследить взаимосвязь значения имени и характеристик героев. После показа презентаций каждой группой можно задать общий вопрос: Как значения имен влияют на раскрытие замысла каждой повести? Также для понимания характеристики образов героев возможен такой формат групповой работы, как викторина. Для этого можно раздать карточки с описанием характеристик героев, по которым учащимся будет необходимо узнать , например:1. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке (Чёрт, «Ночь перед Рождеством»).2. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб (Старик-колдун, «Страшная месть»)3. Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова, и дьяк. И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. (Солоха, «Ночь перед Рождеством»). После викторины необходимо проведение словарной работы с именами героев, что способствует пониманию учащимися взаимосвязи образа персонажа или их наименований. Работу по изучению антропонимов на уроках литературы также возможно организовать во внеклассной деятельности. Так, в рамках внеклассного занятия возможна организации постановки театрализованного действия по повести «Вий» в 7-м классе. В процессе подготовки к постановке необходимо осуществить разбор имен Хомы Брута, Халявы, ритора Тиберия, образа панночки и сотника, непосредственно самого Вия. Значения имен и их взаимосвязь с образами героями усваиваются учащимися лучше в процессе театрализованной деятельности, т.к. ребенку необходимо вникнуть в образ для его передачи на сцене. Также в ходе изучения антропонимов возможно внедрение такой формы работы, как творческое задание. Так, при изучении повести «Тарас Бульба» можно предложить учащимся следующие творческие задания:1) описать жизнь Тараса и сыновей до начала событий;2) ответить письменно на вопрос «Почему основные женские персонажи в повести остались без имени?»;3) написать письмо от лица одного из героев повести с сохранением стилистики, присущей герою;4) определить связь сюжета повести с историей о Евстафии.В процессе изучения антропонимов важное место занимает словарная работа с включением антропонимов. Для более эффективного изучения значений имен и фамилий и для стимулирования интереса к дальнейшему изучению антропонимов необходимо вызвать персональный интерес учащихся к данному вопросу. С этой целью можно провести словарную работу по именам и фамилиям учащимся, а при изучении художественного произведения соотнести значения имен учащихся с именами героев. Для понимания историко-культурной специфики и для определения языковых средств создания украинского колорита в произведениях Гоголя возможно проведение урока-исследования. Ниже приведен фрагмент урока-исследования по повести «Тарас Бульба». Цель занятия: дать представление о влиянии имени на полноту раскрытия образа. Занятие может проводиться в три этапа. На первом этапе учитель рассказывает о понятии антропонима, о важности значения личных имен, дается краткий исторический экскурс о возможных прототипах Тараса Бульбы. На втором этапе организуется комментированное чтения первых глав повести с пояснением непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:- Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.- Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?На третьем этапе дети объединяются для групповой работы. Задача групповой работы – составить портрет Тараса. Первая группа составляет самохарактеристику героя, вторая – находит в тексте авторские ремарки, передающие отношение автора к герою, третья – опираясь на значение имени находит характеризующие героя реплики и ремарки. Итогом урока-исследования является выявление представлений о сюжетных и внесюжетных способах создания образа героя (имя, авторские ремарки, косвенные характеристики) и невозможности полноценной характеристики героя без учета их взаимосвязи.Представленные в параграфе виды работ являются только частью возможного применения материала данного исследования на уроках литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя. Возможно также использовать региональный компонент обучения, метапредметные связи различных дисциплин (русский язык, литература, ИЗО, география и др.), а также различные виды внеклассной работы. Выводы по главе IIIАнализ методической литературы по теме исследования показал, что в методике преподавания литературы мало затрагивается тема изучения антропонимов в художественных произведениях. При изучении творчества Н.В. Гоголя в школе языковое своеобразие писателя практически не затрагивается, как и отсутствует глубокое изучение значений имен в циклах «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». В методике изучения творчества писателя антропонимы рассматриваются только при изучении поэмы «Мертвые души», в то время как в указанных циклах наблюдается многообразие используемых антропонимических единиц, изучение которых позволит не только лучше понять представленные образы, но и воссоздать исторический фон. Для обогащения знаний учащихся об антропонимах и понимания специфики их употребления в творчестве Гоголя, нами были выявлены и разработаны методические рекомендации. Так, в рамках методических рекомендаций предлагается включать антропонимический материал на уроках литературы в форме творческих заданий и проектов, словарной работы, написания сочинения, викторины, составления сообщения о значениях именах, а также театрализованной деятельности. Все выделенные формы носят творческий характер и направлены на расширения антропонимических и культурно-исторических знаний школьников.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось проанализировать антропонимы в произведениях Н.В. Гоголя в лингвокультурологическом аспекте. Актуальность выбранной проблемы исследования заключается в недостаточной изученности антропонимикона произведений Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также обуславливается необходимостью разработки методики изучения антропонимов в художественном тексте на уроках литературы. В первой главе на основе анализа научных источников нами была выявлена характеристика понятий «имя собственное» и «антропоним» с тематической и функциональной стороны.Так, имена собственные служат для обозначения предметов безотносительно к описываемой ситуации, живут в различных формах человеческой деятельности и составляют один из самых многочисленных пластов словарного состава любого языка. Антропонимы в свою очередь являются одним из самых распространенных видов имен собственных. В художественном произведении антропонимы образуют свой неповторимый мир, содержат информацию о локальной и национальной принадлежности обозначаемых ими объектов, воссоздают исторический фон. Также в ходе теоретического анализа были выявлены особенности функционирования антропонимов в художественном тексте, в следствие чего были обозначены такие основные функции антропонимов, как номинативная, идентифицирующая, дифференцирующая, эмоциональная, экспрессивная, эстетическая, стилистическая функции. Как автор художественного текста Гоголь отображает в своих произведениях национальную языковую специфику, которая выражается с помощью различных языковых единиц, выражающей реалии, обычаи и традиции народа, поэтому ведущим видом анализа в данной работе стал лингвокультурологический подход, позволяющий определить степень проявлений культуры, закрепленных в используемых автором антропонимов. Во второй главе нами рассматривались особенности антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя. С помощью метода выборки нами был составлен антропонимикон циклов «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», основу которого составили 240 единиц. Определение семантического значения выделенных единиц также показало, что писателем используются только имена и фамилии со смысловой нагрузкой и стилистической окрашенностью. Анализ используемых Гоголем форм и вариаций антропонимов показал, что в циклах «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» превалирует документальная, народная и диалектная форма антропонимов. Также наиболее частой производной формой имен являлись имена с окончанием на –о, что подчеркивает украинскую специфику повествования. В ходе анализа также обнаружилось, что большинство используемых наименований относится к мужским, в то время как имена женские использовались редко и в уникальных случаях, где имя являлось важной характерологической особенностью. Лингвокультурологический анализ антропонимов также показал, что практически все имена основных героев повестей циклов «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» базируются на мифологических, исторических и фольклорных основах, что подтверждает национально-культурное своеобразие антропонимических единиц. Описание национально-культурных связей имен с образами героев также позволило выявить особенности функционирования антропонимов в конкретных художественных текстах, такие как: характерилогическая функция, текстообразующая, эмоционально-экспрессивная, стилистическая и функция передачи национально-культурного своеобразия. В третьей главе нами были проанализированы методические источники по вопросу изучения антропонимов в школе в произведениях Н.В. Гоголя. Учитывая недостаточность методических разработок по данной проблеме, нами были разработаны методические рекомендации по возможному использованию материала данного исследования приобучению литературе. По нашему мнению, перспективой данного исследования является детальная разработка универсальной классификации антропонимов по тематическим группам, а также выявление основных функций антропонимов в художественных произведений, что может поспособствовать выявлению дополнительных закономерностей их использования в художественных текстах. Немаловажным направлением выбранной проблемы исследования является разработка универсальной методики изучения антропонимов на уроках литературы. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для лингвистического и литературоведческого анализа функционирования антропонимов, использоваться в школьной практике и в научных исследованиях по выбранной тематике. Таким образом, цели и задачи данного исследования достигнуты.Список использованной литературыБарабаш Ю. «Своего языка не знает…», или Почему Гоголь писал по-русски? / Ю. Барабаш // Вопросы литературы. – М., 2011. – № 1. – С. 31- 45.Большой лингвистический словарь // Под ред. В.Д Стариченок. – Ростов н/Д : Большая Российская энциклопедия. 2008. – 811 с. Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Электронный ресурс] / под ред. В. Н. Ярцевой. – Режим доступа: http://www.tapemark.narod.ru/les/Бушаков В.А. Образ Басаврюка в повiстi М. В. Гоголя «ВечiрпротиIвана Купала» / В.А. Бушаков // Slavica та baltica в ономастицiУкраїни. Київ, 1999.Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста / Н.В.Васильева. - Изд. 2-е испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 223 с.Виноградов В. В. О языке ранней прозы Гоголя [Электронный ресурс] / Виноградов В. В. // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / РАН. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. - М.: Наука, 2003. - С. 5—53. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/vgog/vin-005-.htm?cmd=pВиноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка /В.В. Виноградов // Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. – М.: Наука, 2003. С. 54-96. Волоконская Т. А. Мотив заколдованного места в малороссийских циклах Н. В. Гоголя: от описаний к поискам первопричины [Электронный ресурс] / Т.А. Волоконская// Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-zakoldovannogo-mesta-v-malorossiyskih-tsiklah-n-v-gogolya-ot-opisaniy-k-poiskam-pervoprichiny (дата обращения: 01.10.2020).Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев// Филологические науки. – 2001. – № 1. – С. 64–73.Воробьёв В. В. Лингвокультурология: Монография / В.В. Воробьев. – М.: РУДН, 2008. – 336 с. Выготский Л. С. Мышление и речь: Сборник / Л.С. Выготский. – АСТ Москва: Хранитель, 2008. – 668 с.Гоголь Н.В. Миргород [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1070/index.htmlГоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа:https://ilibrary.ru/text/1088/index.htmlГолубков В.В. Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе [Электронный ресурс] / В.В. Голубков. – Режим доступа: https://golubkov.jimdofree.comГончаров С. А. Неопределенность текста/смысла и определенность интерпретации (тайна «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки») [Электронный ресурс] / С.А. Гончаров// Культура и текст. – 2005. – №10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neopredelennost-teksta-smysla-i-opredelennost-interpretatsii-tayna-ivana-fedorovicha-shponki-i-ego-tetushki (дата обращения: 02.10.2020).Донченко А.С. Особенности мужских именований в пьесах Н.В. Гоголя и А.П. Чехова / А.С. Донченко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4 (23). – С. 22-25Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. – Режим доступа: http://slovardalja.net/Есакова М. Н. Имя собственное как знак, характеризующий качество предмета / М.Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова // Материалы III международной научно-практической конференции Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного и переводе, Салоники. 2013. С. 386–393. Зиновьева, Е.И., Лингвокультурология: теория и практика / Е.И. Зиновьева,Е. Е. Юрков. –Спб.: ООО «Издательский дом «МИРС», 2009. 291 с.Зубкова Л.И. Русское имя второй половины ХХ века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина): автореф. диссер. на соискание уч. ст. д.ф.н. / Л.И. Зубкова. – Воронеж, 2009 г. – 40 с. Денисов В. Д. Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики. – 2014. №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-hristianskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-ranney-proze-pisatelya (дата обращения: 03.10.2020).Денисов В.Д. Гоголевский именослов: о форме и семантике личных имен в повестях «Миргорода» [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-povestyah-mirgoroda (дата обращения: 03.10.2020).Дюжева М. Б. Лингвокультурологические аспекты англоязычных названий музыкальных групп: дис. канд. филол. наук / М. Б. Дюжева. — Владивосток, 2007. – 23 с. Исаева Е.Ф. Функции антропонимов в художественном тексте:(на материале произведений испанских и русских авторов конца XX-начала XXI века): дис.канд. филол. наук / Е.Ф. Исаева. – Москва, 2012. – 19 с. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик; ВГПУ. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с. Ковалев Г.Ф. Истоки именника Н.В. Гоголя / Г.Ф. Ковалев // Русская речь. - 2017. - №2. - С. 93-100. Кондакова Ю. В. Ономастический код в художественном мире Н. В. Гоголя / Ю.В. Кондакова // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2 (63). – С. 292-297. Королева И. А. Ономастические пространства и поле в языке / И.А. Королева // Русская речь. – 2003. – №2. – С. 85–86.Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций / В.В. Красных. – М.: ИТДГК «Гнозис». 2002. 284 с.Крылова А.В. Семантические особенности «говорящих» имён в художественном тексте / А.В. Крылова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 1. С. 28-35.Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988. Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2011. – № 3 (58) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. – 244 с.Ланин Б.А. Методические подходыВ.Я.Стоюнина и становление читательского канона[Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №1 (35). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-v-ya-stoyunina-i-stanovlenie-chitatelskogo-kanona (дата обращения: 01.10.2020).Литвиненко Ю.Ю. Концепт возраст в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук / Ю.Ю. Литвиненко. – Омск, 2006. – 256 с. Лиюнь Я. Языковые особенности в творчестве Н.В. Гоголя / Я. Лиюнь// Статья в сборнике трудов. – 2019. – С. 112-118. Ляпина А.В.Методика преподавания литературы: Учебно-методическое пособие/ А.В. Ляпина. - Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2013. - 154 с. Майорова Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т.М. Майорова // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 43-46.Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 208 с.Мацарупа В. Индивидуальный стиль Гоголя и его характерные особенности / В. Мацарупа // Филологические науки. - Вып. 47 - 2009. - С. 57-64. Мымрина Д.Ф. Антропонимы Н.В. Гоголя: структурно-семантический и переводческий аспекты / Д.Ф. Мымрина// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34). – С. 147-150.Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя / В.Ф. Переверзев// Гоголь. Достоевский: Исследования. – М.: Советский писатель, 1982. – С. 40–187.Плешков, Е. С. Современные подходы к изучению имен собственных [Электронный ресурс] / Е. С. Плешков // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 914-917. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/25922/ (дата обращения: 02.10.2020).Птахина, Е. Ю. Имена собственные в школьной практике [Электронный ресурс] / Е. Ю. Птахина// Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 251-254. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/157/44363/ (дата обращения: 01.10.2020).Розов В. А. Традиционные типы малорусского театра XVII-XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя / В.А. Розов// Памяти Н. В. Гоголя: Сб. речей и статей. Киев: В типограф. Импер. ун-та св. Владимира, 1911. - С. 99169. Русская ономастика и ономастика России/ Под ред. О.Н.Трубачева. – М., 1994. Свотина К.В. Актуальность изучения ономастики в школе [Электронный ресурс] / К.В. Свотина// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №2 (6). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-izucheniya-onomastiki-v-shkole (дата обращения: 01.10.2020).Санжеева, Л. Ц. Когнитивный подход в изучении имен собственных / Л.Ц. Санжеева // Вестник Бурятского госуниверситета. 2009. № 11. С. 92–96. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. – М.: Наука,1983. – 340 с. Фасмер M. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. / М. Фасмер. – Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 448 с.Фонякова, О.И. Имя Собственное в художественном тексте/ О.И. Фонякова. - Л.: ЛГУ,1990. – 103 с.Формановская, Н.И. Имя человека в аспекте «Язык и культура»/Н.И.Формановская // Слово и текст в диалоге культур. - М., 2000. - С. 279-293.Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии / А.Т. Хроленко. – М.: Флинта, 2009. – 184 с. Шолохова А. С. Антропонимическая система «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в английских и немецких переводах[Электронный ресурс] // Новый филологический вестник. 2009. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antroponimicheskaya-sistema-vecherov-na-hutore-bliz-dikanki-v-angliyskih-i-nemetskih-perevodah (дата обращения: 03.10.2020).Эльсберг Я.Е. Стили Пушкина и Гоголя и русская культура / Я.Е. Эльсберг// Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. – М.: Наука, 1976. – С. 386–408.Юсупова П.Д. Художественные открытия Н.В. Гоголя: стилистические секреты писателя / П.Д. Юсупова // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2009. №2. С. 150-155.Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. М.: Наука, 2003. С. 1-53. Речь к диплому «Антропонимы в повестях Н.В.Гоголя и их изучение в школе (лингвокультурологический аспект)»Тема данной выпускной квалификационной работы - «Антропонимы в повестях Н.В.Гоголя и их изучение в школе (лингвокультурологический аспект)». Актуальность проблемы обусловлена необходимостью исследования антропонимов в лингвокультурологическом аспекте, что позволит выявить их влияние на языковое богатство художественной литературы. Цель работы – провести анализ антропонимов на примере произведений Н.В. Гоголя. В первой главе исследования рассматриваются теоретические основы исследования антропонимов в художественной литературе. Анализ источников показал, что антропоним, являясь неотъемлемой частью имени собственного, предназначен не только для идентификации объектов, но и в рамках художественной литературы оказывает влияние на язык произведения и передачи автором основного замысла произведения. Рассмотрение языковых особенностей творчества Н.В. Гоголя показало, что для автора характерно использование антропонимов с особой смысловой нагрузкой для характеристики образов и создания индивидуального стиля. Вторая глава исследования посвящена практическому исследованию антропонимов в циклах повестей Н.В. Гоголя «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализировав историко-языковые, эмоционально-экспрессивные и культурные особенности используемых писателем антропонимов, мы определили, что в рамках обоих циклов была выстроена система мужских и женских личных имен, с помощью которой автором был передан национально-культурный колорит локуса, характеры и типы основных героев, а также глубинный замысел произведений. В рамках третьей главы нами был проведен анализ методической литературы, показавший, что в методике мало затрагивается тема изучения антропонимов в художественных произведениях Гоголя. Итогом методической главы стала разработка методических рекомендаций по изучению антропонимов художественных произведений в школьной практике. В заключении были подведены итоги исследования и перспективы дальнейшего исследования проблемы, к которым, по нашему мнению, относится разработка единой классификации антропонимов по тематическим группам, а также универсальной методики изучения антропонимов на уроках литературы. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы
1. Барабаш Ю. «Своего языка не знает…», или Почему Гоголь писал по-русски? / Ю. Барабаш // Вопросы литературы. – М., 2011. – № 1. – С. 31- 45.
2. Большой лингвистический словарь // Под ред. В.Д Стариченок. – Ростов н/Д : Большая Российская энциклопедия. 2008. – 811 с.
3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Электронный ресурс] / под ред. В. Н. Ярцевой. – Режим доступа: http://www.tapemark.narod.ru/les/
4. Бушаков В.А. Образ Басаврюка в повiстi М. В. Гоголя «Вечiр проти Iвана Купала» / В.А. Бушаков // Slavica та baltica в ономастицi України. Київ, 1999.
5. Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста / Н.В.Васильева. - Изд. 2-е испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 223 с.
6. Виноградов В. В. О языке ранней прозы Гоголя [Электронный ресурс] / Виноградов В. В. // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. - М.: Наука, 2003. - С. 5—53. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/vgog/vin-005-.htm?cmd=p
7. Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка / В.В. Виноградов // Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. – М.: Наука, 2003.  С. 54-96.
8. Волоконская Т. А. Мотив заколдованного места в малороссийских циклах Н. В. Гоголя: от описаний к поискам первопричины [Электронный ресурс] / Т.А. Волоконская // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-zakoldovannogo-mesta-v-malorossiyskih-tsiklah-n-v-gogolya-ot-opisaniy-k-poiskam-pervoprichiny (дата обращения: 01.10.2020).
9. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – № 1. – С. 64–73.
10. Воробьёв В. В. Лингвокультурология: Монография / В.В. Воробьев. – М.: РУДН, 2008. – 336 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь: Сборник / Л.С. Выготский. – АСТ Москва: Хранитель, 2008. – 668 с.
12. Гоголь Н.В. Миргород [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1070/index.html
13. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1088/index.html
14. Голубков В.В. Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе [Электронный ресурс] / В.В. Голубков. – Режим доступа: https://golubkov.jimdofree.com
15. Гончаров С. А. Неопределенность текста/смысла и определенность интерпретации (тайна «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки») [Электронный ресурс] / С.А. Гончаров // Культура и текст. – 2005. – №10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neopredelennost-teksta-smysla-i-opredelennost-interpretatsii-tayna-ivana-fedorovicha-shponki-i-ego-tetushki (дата обращения: 02.10.2020).
16. Донченко А.С. Особенности мужских именований в пьесах Н.В. Гоголя и А.П. Чехова / А.С. Донченко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4 (23). – С. 22-25
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. – Режим доступа: http://slovardalja.net/
18. Есакова М. Н. Имя собственное как знак, характеризующий качество предмета / М.Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова // Материалы III международной научно-практической конференции Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного и переводе, Салоники.  2013.  С. 386–393.
19. Зиновьева, Е.И., Лингвокультурология: теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е. Е. Юрков. – Спб.: ООО «Издательский дом «МИРС», 2009.  291 с.
20. Зубкова Л.И. Русское имя второй половины ХХ века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина): автореф. диссер. на соискание уч. ст. д.ф.н. / Л.И. Зубкова. – Воронеж, 2009 г. – 40 с.
21. Денисов В. Д. Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики. – 2014.  №12.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-hristianskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-ranney-proze-pisatelya (дата обращения: 03.10.2020).
22. Денисов В.Д. Гоголевский именослов: о форме и семантике личных имен в повестях «Миргорода» [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики.  2017.  №1.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-povestyah-mirgoroda (дата обращения: 03.10.2020).
23. Дюжева М. Б. Лингвокультурологические аспекты англоязычных названий музыкальных групп: дис. канд. филол. наук / М. Б. Дюжева. — Владивосток, 2007. – 23 с.
24. Исаева Е.Ф. Функции антропонимов в художественном тексте:(на материале произведений испанских и русских авторов конца XX-начала XXI века): дис. канд. филол. наук / Е.Ф. Исаева. – Москва, 2012. – 19 с.
25. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик; ВГПУ. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
26. Ковалев Г.Ф. Истоки именника Н.В. Гоголя / Г.Ф. Ковалев // Русская речь. - 2017. - №2. - С. 93-100.
27. Кондакова Ю. В. Ономастический код в художественном мире Н. В. Гоголя / Ю.В. Кондакова // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2 (63). – С. 292-297.
28. Королева И. А. Ономастические пространства и поле в языке / И.А. Королева // Русская речь. – 2003. – №2. – С. 85–86.
29. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций / В.В. Красных. – М.: ИТДГК «Гнозис».  2002.  284 с.
30. Крылова А.В. Семантические особенности «говорящих» имён в художественном тексте / А.В. Крылова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология.  2017.  № 1.  С. 28-35.
31. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988.
32. Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2011. – № 3 (58) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. – 244 с.
33. Ланин Б.А. Методические подходы В.Я.Стоюнина и становление читательского канона [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика.  2017.  №1 (35).  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-v-ya-stoyunina-i-stanovlenie-chitatelskogo-kanona (дата обращения: 01.10.2020).
34. Литвиненко Ю.Ю. Концепт возраст в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук / Ю.Ю. Литвиненко. – Омск, 2006. – 256 с.
35. Лиюнь Я. Языковые особенности в творчестве Н.В. Гоголя / Я. Лиюнь // Статья в сборнике трудов. – 2019. – С. 112-118.
36. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы: Учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина. - Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2013. - 154 с.
37. Майорова Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т.М. Майорова // Русский язык в школе.  2000.  № 4.  С. 43-46.
38. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
39. Мацарупа В. Индивидуальный стиль Гоголя и его характерные особенности / В. Мацарупа // Филологические науки. - Вып. 47 - 2009. - С. 57-64.
40. Мымрина Д.Ф. Антропонимы Н.В. Гоголя: структурно-семантический и переводческий аспекты / Д.Ф. Мымрина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34). – С. 147-150.
41. Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя / В.Ф. Переверзев// Гоголь. Достоевский: Исследования. – М.: Советский писатель, 1982. – С. 40–187.
42. Плешков, Е. С. Современные подходы к изучению имен собственных [Электронный ресурс] / Е. С. Плешков // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 914-917. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/25922/ (дата обращения: 02.10.2020).
43. Птахина, Е. Ю. Имена собственные в школьной практике [Электронный ресурс] / Е. Ю. Птахина // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 251-254. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/157/44363/ (дата обращения: 01.10.2020).
44. Розов В. А. Традиционные типы малорусского театра XVII-XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя / В.А. Розов// Памяти Н. В. Гоголя: Сб. речей и статей. Киев: В типограф. Импер. ун-та св. Владимира, 1911. - С. 99169.
45. Русская ономастика и ономастика России / Под ред. О.Н. Трубачева. – М., 1994.
46. Свотина К.В. Актуальность изучения ономастики в школе [Электронный ресурс] / К.В. Свотина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.  2015.  №2 (6).  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-izucheniya-onomastiki-v-shkole (дата обращения: 01.10.2020).
47. Санжеева, Л. Ц. Когнитивный подход в изучении имен собственных / Л.Ц. Санжеева // Вестник Бурятского госуниверситета.  2009.  № 11.  С. 92–96.
48. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. – М.: Наука,1983. – 340 с.
49. Фасмер M. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. / М. Фасмер. – Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 448 с.
50. Фонякова, О.И. Имя Собственное в художественном тексте/ О.И. Фонякова. - Л.: ЛГУ, 1990. – 103 с.
51. Формановская, Н.И. Имя человека в аспекте «Язык и культура» / Н.И.Формановская // Слово и текст в диалоге культур. - М., 2000. - С. 279-293.
52. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии / А.Т. Хроленко. – М.: Флинта, 2009. – 184 с.
53. Шолохова А. С. Антропонимическая система «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в английских и немецких переводах [Электронный ресурс] // Новый филологический вестник.  2009.  №2.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antroponimicheskaya-sistema-vecherov-na-hutore-bliz-dikanki-v-angliyskih-i-nemetskih-perevodah (дата обращения: 03.10.2020).
54. Эльсберг Я.Е. Стили Пушкина и Гоголя и русская культура / Я.Е. Эльсберг // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. – М.: Наука, 1976. – С. 386–408.
55. Юсупова П.Д. Художественные открытия Н.В. Гоголя: стилистические секреты писателя / П.Д. Юсупова // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки.  2009.  №2.  С. 150-155.
56. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков.  М.: Наука, 2003.  С. 1-53.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы изучения антропонимов в художественной литературе представлены в статье?

В статье представлены теоретические основы, описывающие сущность понятия антропонимы и их отражение в художественной литературе. Также рассматривается лингвокультурологический аспект изучения антропономических языковых единиц в произведениях Н. В. Гоголя.

Какие языковые особенности присутствуют в произведениях Н. В. Гоголя?

В произведениях Н. В. Гоголя присутствуют различные языковые особенности, связанные с использованием антропонимов. Гоголь активно использует имена персонажей, которые отражают их характеристики и особенности. Также автор использовал различные фамилии, отображающие социальный статус и происхождение персонажей.

Какова сущность понятия "антропонимы" и как они отображаются в художественной литературе?

Сущность понятия "антропонимы" заключается в том, что это языковые единицы, которые обозначают имена людей. В художественной литературе антропонимы используются для создания образов персонажей и передачи информации о них. Они могут отражать характеристики, социальный статус, происхождение и другие особенности персонажей.

Какие особенности изучения антропономических языковых единиц в художественных произведениях рассматривает автор статьи?

Автор статьи рассматривает лингвокультурологический аспект изучения антропономических языковых единиц в художественных произведениях. Это означает, что он анализирует не только языковые особенности антропонимов, но и их связь с культурой и традициями общества, в котором созданы произведения.

Какие лингвокультурологические особенности имеют антропонимы в произведениях Н. В. Гоголя?

Антропонимы в произведениях Н. В. Гоголя имеют различные лингвокультурологические особенности. Они отображают социальный статус персонажей, их национальность и культурное происхождение. Также антропонимы могут иметь символическое значение и влиять на общую атмосферу произведений.

Какие особенности антропонимов можно выделить в произведениях Н.В. Гоголя?

Антропонимы в произведениях Н.В. Гоголя обладают определенными особенностями. Они часто несут символическую нагрузку и выступают в качестве ключевых элементов сюжета и характеризуют героев исходя из национальных особенностей. Кроме того, Гоголь активно использовал фамилии именно для передачи образов и типажей русской действительности. Его антропонимы отражают национальные черты и портретируют типичных представителей своего времени.

В чем заключается лингвокультурологический аспект изучения антропономических языковых единиц в художественных произведениях?

Лингвокультурологический аспект изучения антропономических языковых единиц в художественных произведениях заключается в анализе связи между языковыми единицами и культурой, обычаями и традициями определенного народа. Изучение антропонимов позволяет проследить исторические, этнографические и социальные аспекты общества, в котором действуют персонажи произведения, и раскрыть глубинный смысл и значение имен и фамилий.

Какие языковые особенности можно отметить в произведениях Н.В. Гоголя?

Произведения Н.В. Гоголя отличаются особым языковым стилем и манерой письма. Гоголь активно использовал народные обороты, живописные эпитеты, архаизмы и диалектные слова, чтобы передать особенности русской речи и создать живых, неповторимых героев. Он обладал изысканным чувством языка и умением создавать великолепные образы с помощью слов.

Почему антропонимы в произведениях Н.В. Гоголя имеют такое значение?

Антропонимы, используемые в произведениях Н.В. Гоголя, имеют большое значение, так как они позволяют создавать и раскрывать образы героев, передавать их характер и особенности, а также отражать национальные черты и особенности русского общества. Гоголь мастерски вписывает имена и фамилии в художественный текст, делая их неотъемлемой частью произведения и полноценными элементами повествования.

Что такое антропонимы?

Антропонимы - это имена собственные, которые обозначают людей и применяются для их идентификации и общения.