Современные дискуссии о цивилизационном своеобразии российского общества
Заказать уникальный доклад- 9 9 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 09.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
По его мнению, формирование гражданского общества есть проявление более масштабного явления – конвергенции, основной тенденции развития Европы XVIII-XX вв., которая в последние десятилетия трансформировалась в глобализацию мирового масштаба.Б. Н. Миронов указывает, что последние десятилетия тенденция состояла в движении России по западной модели и в ее конвергенции с Западом, и, следовательно, именно эти процессы и продолжатся. Таким образом, можно констатировать, что цивилизационное своеобразие российского общества не имеет столь кардинального характера, чтобы не позволить ему интегрироваться в мировое сообщество.Подытоживая вышесказанное, на наш взгляд, необходимо указать на следующие моменты.Несмотря на то, что в дискурс о цивилизационном своеобразии российского общества вошли такие относительно новые термины, как «идентичность», общее направление дискуссии по-прежнему берет начало в представлении о духовном и культурном противопоставлении России и Запада, восходя к полемике западников и славянофилов.При этом можно отметить и появление своего рода ответвления современного «славянофильства», когда истоки цивилизационного своеобразия усматриваются уже не в культуре Древней Руси, а в советском периоде истории, спровоцировавшем своего рода разрыв поколений и утрату предшествующей парадигмы.Также следует указать на то интересное обстоятельство, что аргументы сторонников культурной уникальности России и необходимости ее дальнейшего культивирования, лежат, как правило в идеалистической области, тогда как сторонники европейского пути развития России в большей степени апеллируют к политическим явлениям и фактам.Современные реалии таковы, что доминирование той или иной позиции по данному вопросу влечет за собой вполне реальные социальные и политические последствия, поскольку процессы глобализации объективны и носят всемирный характер. Однако в настоящее время трудно утверждать, что какая-то позиция доминирует. Напротив, в настоящее время на социальном и политическом уровне можно наблюдать определенные противоречия: с одной стороны, это акцент на возвращение к православной духовности, противостоящей материалистической концепции западных стран, с другой – активное формирование гражданского общества – главного инструмента интеграции в глобальный мир.Таким образом, можно предположить, что в ближайшие десятилетия можно будет наблюдать появление некой компромиссной социально-культурной модели, учитывающей цивилизационное своеобразие России, но активно использующей инструменты глобального сообщества.Список использованной литературыЖаде З. А. Место цивилизационной идентичности в идентификационной матрице россиян / З.А. Жаде // Южно-российский журнал социальных наук. 2007. № 1. С. 78-89.Зырянов С. Г., Лукин А. Н. Гражданское общество современной России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016. № 3. С. 7-16.Конашев М. Б. Эволюционная теория и идентификация российского общества в ХХ-ХХI вв. / М.Б. Конашев // Российский научный семинар «Цивилизационная идентичность современного российского общества» 19 июня 2009 года. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 12-13.Кочетков А. П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России / А.П. Кочетков // Власть. 2015. № 2 (24). С. 168-172.Культура как фактор модернизации России: Коллективная монография / отв. ред. А. В. Костина. – Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. – 318 с.Миронов Б. Н. О европейскости России: Россия с Европой или Азией? / Б.Н. Миронов // Российский научный семинар «Цивилизационная идентичность современного российского общества» 19 июня 2009 года. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 19-21.Покасова Е. В. Современная специфика национально-культурной идентичности / Е.В. Покасова // Вестник Новосибирского государственного университета. 2014. №. 12. С. 92-97.Пузенцева Ю. А. К вопросу о прогнозах развития гражданского общества в современной России / Ю.А. Пузенцева // Известия высших учебных заведений. 2013. № 1 (25). С. 40-49.Шафаревич И. Р. Две дороги к одному обрыву / И.Р. Шафаревич // Полное собрание сочинений : в 6 т., т. 2. – Москва: Институт русской цивилизации, 2014. С. 3-54.
1. Жаде З. А. Место цивилизационной идентичности в идентификационной матрице россиян / З.А. Жаде // Южно-российский журнал социальных наук. 2007. № 1. С. 78-89.
2. Зырянов С. Г., Лукин А. Н. Гражданское общество современной России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016. № 3. С. 7-16.
3. Конашев М. Б. Эволюционная теория и идентификация российского общества в ХХ-ХХI вв. / М.Б. Конашев // Российский научный семинар «Цивилизационная идентичность современного российского общества» 19 июня 2009 года. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 12-13.
4. Кочетков А. П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России / А.П. Кочетков // Власть. 2015. № 2 (24). С. 168-172.
5. Культура как фактор модернизации России: Коллективная монография / отв. ред. А. В. Костина. – Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. – 318 с.
6. Миронов Б. Н. О европейскости России: Россия с Европой или Азией? / Б.Н. Миронов // Российский научный семинар «Цивилизационная идентичность современного российского общества» 19 июня 2009 года. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 19-21.
7. Покасова Е. В. Современная специфика национально-культурной идентичности / Е.В. Покасова // Вестник Новосибирского государственного университета. 2014. №. 12. С. 92-97.
8. Пузенцева Ю. А. К вопросу о прогнозах развития гражданского общества в современной России / Ю.А. Пузенцева // Известия высших учебных заведений. 2013. № 1 (25). С. 40-49.
9. Шафаревич И. Р. Две дороги к одному обрыву / И.Р. Шафаревич // Полное собрание сочинений : в 6 т., т. 2. – Москва: Институт русской цивилизации, 2014. С. 3-54.
Вопрос-ответ:
В чем заключается особая историческая дорога и цивилизационная уникальность России?
Особая историческая дорога и цивилизационная уникальность России выражается в концепции "Москва - третий Рим", которая гласит, что после падения Византии Москва стала новым центром христианского мира. Также Россия имеет свои особенности в формировании гражданского общества и взаимодействии с другими государствами.
Какую роль играет формирование гражданского общества в России?
Формирование гражданского общества в России является проявлением более общего процесса развития Европы в XVIII-XX веках. Это процесс конвергенции, который в последние десятилетия превратился в глобализацию. Формирование гражданского общества важно для укрепления демократических институтов и обеспечения свободы граждан.
Что означает концепция "Москва - третий Рим"?
Концепция "Москва - третий Рим" гласит, что после падения Византии Москва стала новым центром христианского мира. Она выражает особую историческую роль России и ее значимость в мировой истории. Эта концепция является одним из проявлений цивилизационной уникальности России.
Какие примеры цивилизационной уникальности России можно привести?
Один из примеров цивилизационной уникальности России - это ее особый исторический путь и роль Москвы как третьего Рима. Также можно отметить специфические черты формирования гражданского общества и его соотношение с государством. Россия также имеет свои особенности во взаимодействии с другими странами.
В чем заключается глобализация и как она трансформировалась в последние десятилетия?
Глобализация - это процесс взаимозависимости и интеграции различных стран и регионов мира в экономической, политической, культурной и других сферах. В последние десятилетия глобализация претерпела трансформации под воздействием новых технологий и коммуникаций, а также изменений в мировой политике и экономике.
Чем особенна концепция "Москва - третий Рим"?
Концепция "Москва - третий Рим" выражает идею о том, что после падения Римской империи и Константинополя Москва должна стать третьим центром христианского мира. Она свидетельствует об особом историческом пути России и ее роли в формировании православной цивилизации.
В чем заключается особенность процесса формирования гражданского общества в России?
Формирование гражданского общества в России представляет собой проявление более общего процесса - конвергенции, который наблюдается в Европе с XVIII по XX век. Однако в России этот процесс проходит своеобразным и особенным путем, что связано с историческими и культурными факторами.
Какова связь между концепцией "Москва - третий Рим" и глобализацией?
Связь между концепцией "Москва - третий Рим" и глобализацией заключается в том, что последняя является эволюцией конвергенции - основной тенденции развития Европы. Глобализация трансформирует эту тенденцию, влияя на формирование и развитие гражданского общества в России и других странах мира.