Гамсун и Ницше
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 13.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………3
1. Творчество Гамсуна К…………………………………………………..5
2. Фридрих Ницше и кнут Гамсун: аполлонийское и дионисийское в творчестве……………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………....15
Гамсуновский Пан, по сути, и есть Дионис Ницше: «Это название романа – «Пан» задает определенный настрой, ориентирует читателя на обращение к греческой мифологии, к образу Господа, духу леса. При этом образ Господа не занимает такого важного места в творчестве Гамсуна, как, например, образ Диониса у Ницше. Однако эти образы действительно очень похожи, и, возможно, Гамсун, чтобы не идти по мощеной тропе, проложенной ему Ницше, использовал имя другого языческого бога, чтобы выразить то же явление... Господь, как и Дионис, является воплощением стихии, таинственные, мистические силы, существующие в природе и влияющие на человека. Находясь в свите Диониса, Господь часто изображается как его друг, поклонник и одновременно слуга великого бога» [5, с. 7]. Будучи захвачен идеями Ницше, Гамсун видел себя одним из тех, кто находился в авангарде европейской духовной аристократии, отказавшейся от всех псевдо-ценностей и пребывавшей в поисках тайн природы, развивая высокую моральную шкалу и систему ценностей, основанные на органическом, природном законе-мировоззрении. Он был одним из последних мужчин в этом мире скопцов и женоподобных кастратов. Гамсуну претило стяжательство мира третьего сословия, и, всякий раз в нем стихийно и спонтанно прорывался импульс "отдать и отстранить" в отличие от мелкобуржуазного "забрать, сохранить, приобрести, умножить"В формировании взглядов Ф. Ницше, как и Гамсуна, этих «аристократов духа», на культуру и природу человека значительную роль сыграло влияние философии А. Шопенгауэра и его учение о воле. Шопенгауэровская категория представления тождественна аполлонизму, а категория воли –дионисийству. Но если Шопенгауэр стремился к подавлению воли, то Ницше и Гамсун – к принятию природного начала в человеке и возвышению его вопреки торжеству псевдопрогресса, рационализма, отождествляемого ими с позитивизмом, демократизмом (либерализмом), раскрывая бессознательные, иррациональные структуры бытия как мирообразующие. ЗаключениеКнут Гамсун отнюдь не является однозначной фигурой в истории литературы и Норвегии, хотя он и является лауреатом Нобелевской премии. В Норвегии ему не воздвигнут памятник, хотя он бесспорный гений и гордость Норвегии.Сегодня о нем поставлено больше фильмов, чем показано его работ. Его жизнь и история, его дух и поступки, его философия настолько необычны, так поучительны и значимы, так созвучны современному человеку с его заботой о свободе и правах человека, желанием понять смысл жизни, размышлениями о гендерных отношениях и природе любви. Русскому интеллектуалу конца девятнадцатого - начала двадцатого веков не нужно было объяснять, кто такой Гамсун, его влияние было огромным. Каждое его произведение сразу переводилось на русский язык, выходили они иногда раньше, чем в Норвегии. Именно в России были сняты первые фильмы по произведениям Гамсуна (в 1916 и 1917 годах), о нем восторженно отзывались Горький, Чехов, Блок, Куприн.Гамсун прожил долгую жизнь и впитал в себя множество иллюзий и ошибок ХХ века. Спустя годы он оказался в лагере политической реакции. Трагедия писателя заключалась в том, что, мечтая о высокой, совершенно человеческой личности, он стал защитником фашизма - одного из самых бесчеловечных режимов в мировой истории. Жизненный опыт, который дал ему материал на всю оставшуюся жизнь и сформировал его писательскую личность, он приобрел во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где занимался физическим трудом. Наряду с Горьким, Гамсун стал одним из первых писателей новой формации, «поднявшейся со дна» общества.От Ницше у него пренебрежительное отношение к «массе», к демократии, к идее всеобщего равенства. В духе произведений Ницше («Утренняя заря», «Человек, слишком человечный», «Забавная наука») он терпит крах против английского либерализма, позитивистской этики, всякого рода «компактного большинства». Гамсун кланяется некой «духовной аристократии», которая развивается. В знаменитых словах Гамсуна о «беспредельном хаосе ощущений, причудливой жизни фантазий, тайне нервных явлений, то есть всей подсознательной душевной жизни», которые он хочет отразить в своих произведениях, у него утонченная, избранная натура. произведения искусства, явная приверженность особой интерпретации человеческой личности. В нем неороманский стиль соединил противоположности - романтический поиск идей и пробуждаемую натурализмом уверенность в естественных порывах плоти. Изучение тайн подсознания естественно предполагало для Гамсуна абсолютную свободу самовыражения, без которой субъективно-психологическое искусство просто немыслимо. «Истина - это не объективность, а бескорыстная субъективность» - такой эпиграф к книге Гамсуна «О духовной жизни современной Америки», как бы дающий право заранее высказывать мнение любого автора. Самое главное, чтобы они были искренними. «Бескорыстная субъективность» определяет образную структуру произведений Гамсуна, призванную адекватно передать «динамику душевного состояния» персонажей. Поэтому в романах Гамсуна 1890-х годов преобладает ярко выраженное лирическое начало. Список использованной литературы:Будур Н. Кнут Гамсун. Мистерия жизни - М.: Молодая гвардия, 2008.Гамсун Кнут. Американская культура: Поли. Собр. Соч. в 5-ти гг., - СПб 1910., т.1., - 326 с.Гамсун Кнут. У врат царства. // Полн. собр. соч.: в 5-ти тт., - СПб., 1910 -т.4, - 201 с.Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в пяти томах. - «Издание А. Ф. Маркса», 1980 г.Кнут Гамсун. Собрание сочинений в шести томах. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000 гг..Коллоен, ИнгарСлеттен. Гамсун. Мечтатель и завоеватель: Пер. с норвеж. Э.Л. Панкратовой, А.А. Сельницина. М.: ОГИ, 2010.Лауреаты Нобелевской премии. Т. 1 - 2. М., 1992. С. 303-304Творчество и судьба Кнута Гамсуна. М., 2001.Knut Hamsun Selected letters. 1898-1952. V.2, - Norvic Press.,1998, - 326 р.Robert Ferguson. Enigma. The life of Knut Hamsun. Hutchinson. 1987, - 157 р.Wiehr, Joseph. “Knut Hamsun; his personality and his outlook upon life' Smith College Stulies in Modern Languages, 3 (1921-22), - 552 р.
1. Будур Н. Кнут Гамсун. Мистерия жизни - М.: Молодая гвардия, 2008.
2. Гамсун Кнут. Американская культура: Поли. Собр. Соч. в 5-ти гг., - СПб 1910., т.1., - 326 с.
3. Гамсун Кнут. У врат царства. // Полн. собр. соч.: в 5-ти тт., - СПб., 1910 -т.4, - 201 с.
4. Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в пяти томах. - «Издание А. Ф. Маркса», 1980 г.
5. Кнут Гамсун. Собрание сочинений в шести томах. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000 гг..
6. Коллоен, Ингар Слеттен. Гамсун. Мечтатель и завоеватель: Пер. с норвеж. Э.Л. Панкратовой, А.А. Сельницина. М.: ОГИ, 2010.
7. Лауреаты Нобелевской премии. Т. 1 - 2. М., 1992. С. 303-304
8. Творчество и судьба Кнута Гамсуна. М., 2001.
9. Knut Hamsun Selected letters. 1898-1952. V.2, - Norvic Press.,1998, - 326 р.
10. Robert Ferguson. Enigma. The life of Knut Hamsun. Hutchinson. 1987, - 157 р.
11. Wiehr, Joseph. “Knut Hamsun; his personality and his outlook upon life' Smith College Stulies in Modern Languages, 3 (1921-22), - 552 р.
Вопрос-ответ:
Как связаны творчество Гамсуна и Ницше?
Творчество Гамсуна и Ницше имеет много общих черт и взаимосвязей. Оба писателя в своих работах затрагивают философские и психологические темы, обращаются к греческой мифологии и демонстрируют интерес к образам Диониса и Аполлона.
В чем заключается взаимосвязь между аполлонийским и дионисийским в творчестве Ницше и Гамсуна?
В творчестве Гамсуна и Ницше прослеживается концепция аполлонийского и дионисийского начал. Аполлонийское представляет собой разум, порядок, гармонию, тогда как дионисийское олицетворяет интуитивность, хаос и эмоциональность. Оба писателя обращаются к этим противоположным началам в своих работах, создавая интересные и сложные образы.
Что означает название романа "Пан" и как оно связано с творчеством Ницше и Гамсуна?
Название романа "Пан" указывает на обращение к греческой мифологии и конкретно к образу Господа духу леса. В своем творчестве Ницше и Гамсун оба обращались к мифологии и создавали образы, символизирующие силу природы и эмоциональности. Это название романа ориентирует читателя на подобную тематику и атмосферу произведения.
Как важная роль занимает образ Господа в творчестве Гамсуна и Ницше?
Образ Господа, или Диониса, занимает весьма значительное место в творчестве Ницше и Гамсуна. Они оба используют его как символический и метафорический образ, олицетворяющий жизненную силу, природу и духовное начало. Оба писателя обращаются к образу Господа, чтобы передать свои философские и эстетические идеи.
Какую тему освещает статья?
Статья освещает творчество Нобелевского лауреата Кнута Гамсуна и его связь с философией Фридриха Ницше.
Какие аспекты творчества Гамсуна освещаются в статье?
Статья освещает влияние греческой мифологии, появление образа Господа духу леса в романе "Пан" и его связь с философией Ницше.
Какой настрой создает название романа "Пан"?
Название романа "Пан" создает определенный настрой, ориентирующий читателя на обращение к греческой мифологии и образу Господа духу леса.
Какой образ занимает важное место в творчестве Гамсуна?
Образ Господа духу леса, представленный в романе "Пан", занимает важное место в творчестве Гамсуна.
Как связаны творчество Гамсуна и философия Ницше?
Творчество Гамсуна связано с философией Ницше через присутствие аполлонийского и дионисийского начал в их работах.
Как связаны творчество Гамсуна и Фридрих Ницше?
Творчество Гамсуна и Фридриха Ницше связано темой аполлонийского и дионисийского начал в искусстве. Оба писателя обращались к греческой мифологии и описывали противоположные стороны человеческой натуры. Однако, у каждого из них был свой уникальный подход к этой теме.
Какова роль образа Пана в романе "Пан" Гамсуна?
В романе "Пан" образ Пана выполняет функцию символа Диониса, бога лесов и природы. Гамсун использует этот образ для передачи своей философии идеалов и свободы. Пан также представляет собой противоположность Господу, образу аполлонийской гармонии. Этот дуализм позволяет писателю исследовать конфликты и противоречия человеческой природы.