Разработка плана и программы проведения кадрового аудита системы обучения персонала .
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 31.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 5
1.1. Понятие, цели и виды обучения персонала 5
1.2. Аудит системы обучения персонала 12
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АРТ-КОМПЛЕКС» 18
2.1. Общая характеристика ООО «Арт-комплекс» 18
2.2. Анализ системы управления ООО «Арт-комплекс» 19
2.3. Анализ системы управления персоналом ООО «Арт-комплекс» 21
2.4. Анализ подсистемы: аудит обучения персонала 29
Выводы по Главе 2 32
ГЛАВА 3. ПЛАН И ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА И ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 33
Вывод по Главе 3 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Наименование показателейЧисленность работниковОтклонение 2018 к 2017 годуОтклонение 2019 к 2018 году2017 год2018 год2019 годАбс.Отн.%Абс.Отн.%Численность персонала на начало года40043054030107,5110125,6Принято работников5025027020050020108,0Выбыло работников, в том числе2011010090550-1090,9- в связи с сокращением численности0000000,0- по собственному желанию2011010090550-1090,9Численность на конец года430570710140132,6140124,6Коэффициент оборота по приему работников0,120,50,380,38416,7-0,1276,0Коэффициент оборота по выбытию0,050,220,160,17440-0,0672,7Коэффициент текучести кадров0,050,220,160,17440-0,0672,7Коэффициент постоянства0,960,860,89-0,189,60,03103,5Из таблицы 2.7 видно, что коэффициенты оборота по приему работников и оборота по выбытию невысоки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ООО «Арт-комплекс» работает персонал, который соответствует своему образованию и занимаемой должности, а также идет поддержка молодых специалистов. 2.4. Анализ подсистемы обучения персоналаИтак, в целях анализа основных проблем эффективного использования трудовых ресурсов ООО «Арт-комплекс» было проведено анкетирование.Были опрошены руководители ООО «Арт-комплекс».Результаты ответа на вопрос № 1 анкеты.Рисунок 2.5 - Результаты ответа на вопрос № 1 анкеты – «Часто ли в Вашем учреждении происходит обучение персонала?»Таким образом, из рисунка 2.5 видно, что 37% опрошенных руководителей заявили, что обучение персонала в ООО «Арт-комплекс» происходит не очень часто, 27% считают, что обучение персонала происходит часто, 25% считают, что обучение персонала на предприятии происходит очень часто, 11% опрошенных считают, что обучение персонала происходит редко.Руководству ООО «Арт-комплекс»рекомендуем чаще проводить обучение персонала.Рисунок 2.6 - Наличие опыта профессиональной деятельности при поступлении на работуКак видно из рисунка 2.6 более половины опрошенных (55%) не имели опыта профессиональной деятельности до устройства на работу.Рисунок 2.7 - Наличие карьерного ростаКак видно из рисунка 2.7 большинство сотрудников не могут точно сказать устраивает ли их карьерный рост (35% ответили, что скорее да, 31% - скорее нет), устраивает карьерный рост 22% опрошенных, не устраивает – 12%.Изучим, повлияло ли повышение квалификации на карьерный рост сотрудников ООО «Арт-комплекс»Рисунок 2.8 - Влияние повышения квалификации на карьерный ростТаким образом, из данной таблицы мы видим, что большинство опрошенных ответили, что повышение квалификации повлияло на карьерный рост. На рисунке 2.9 представлена заинтересованность в повышении квалификации и в карьерном ростеРисунок 2.9 - Заинтересованность в повышении квалификации и в карьерном ростеИз рисунка видно, что большинство сотрудников (70%) заинтересованы в подготовке и повышении по карьерной лестнице, 21% не заинтересованы, а 9% затрудняются ответить. Таким образом, сотрудники заинтересованы в карьерном росте.На основе анализа системы обучения сотрудников в ООО «Арт-комплекс» были выявлены ряд недостатков: - в организации отсутствует «Положение об обучении персонала»; существующая системаобучения персонала направлена на обучение в основном руководителей и специалистов; - отсутствуетобучение новых сотрудников, в связи с чем требуется разработка рекомендаций в сфере совершенствования обучения (рис. 2.10.).Рис. 2.10. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации обучения персонала в ООО «Арт-комплекс»Выводы по Главе 2В 2019 году на предприятии работало 710 человек, что превышает показатель за предыдущий год на 140 человек. Данная динамика вызвана увеличением персонала в следующих категориях: в категории «руководители» наблюдается увеличение численности персонала на 28 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом; в категории «специалисты» наблюдается увеличение кадров на 7 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом; в категории «рабочие» наблюдается увеличение списочного состава на 105 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом. ГЛАВА 3. ПЛАН И ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА И ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛАОбщий план аудита системы обучения персонала в ООО «Арт-комплекс» Таблица 3.1 - Общий план аудита системы обучения персонала в ООО «Арт-комплекс»Проверяемая организацияООО «Арт-комплекс»Период аудитас 06.02.21 по 21.02.21Количество человеко–часов76Руководитель аудиторской группыМакарова А.А.Состав аудиторской группыМакарова А.А., Камалов С.А.Планируемый аудиторский риск3%Планируемый уровень существенности22 тыс. руб. (2%)123Планируемые виды работПериод проведенияИсполнители1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. 06.02.-07.02.2021Макарова А.А. 2. Аудит документообеспечения обучения персонала в организации08.02-10.02.2021Камалов С.А.3. Проверка методов используемых в обучении персонала13.02.-14.02.2021Камалов С.А.Макарова А.А.4. Аудит качества и результативности обучения персонала в организации14.02-16.02.2021Камалов С.А.5. Проверка обоснованности направлений на повышение квалификации17.02.2021Макарова А.А. 6. Оформление результатов проверки20.02.-21.02.2021Макарова А.А. Камалов С.А.Руководитель аудиторской фирмы ______________ Руководитель аудиторской группы ______________ Таблица 3.2 - Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Арт-комплекс»Проверяемая организацияПериод аудита ООО «Арт-комплекс»с 06.02.21 по 21.02.21Количество человеко–часов 76Руководитель аудиторской группыМакарова А.А. Состав аудиторской группыМакарова А.А. , Камалов С.А.Планируемый аудиторский риск 3%Планируемый уровень существенности 22 тыс. руб. (2%)Перечень аудиторских процедурПериод проведенияИсполнителиПроверяемые документы12341. Проверка соблюдения положений законодательства о труде1.1.Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение)06.02..21Макарова А.А. Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки 1.2.Проверка правильностиОформления результатов аттестации06.02..21Макарова А.А. Тарификационный список, штатное расписание, результаты аттестаций, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Арт-комплекс»2. Аудит документообеспечения обучения персонала в организации2.1. Проверка обоснованности обучения08.02.21Камалов С.А.Положение о деловой оценке персонала, трудовые договора, личные карточки,расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание2.2. Проверка должностных инструкций09-11.02.21Камалов С.А.Должностные инструкции, Положение об отделе кадров3. Проверка методов используемых в обучении персонала3.1. Проверка результатов анкетирования персонала13.02.21Камалов С.А.Анкетирование, опрос3.3. Проверка эффективностиметодов обучения13-14.02.21Макарова А.А. Положение об отделе кадров Должностные инструкции Положение о деловой оценке персонала4 4. Аудит качества и результативности обучения персонала в организации4.1. Проверка качества обучения персонала в организации14.02.21Макарова А.А. тестирование, анализ отчетности4.2. Проверка результативности обучения персонала в организации15.02.21 – 16.02.21Макарова А.А. тестирование, анализ отчетности5. Проверка обоснованности направлений на повышение квалификации5.1. Проверка соответствия результатов аттестации уровню образазования17.02.21Камалов С.А.тестирование, анализ отчетностиаттестационные листыПоложение о деловой оценке персонала 6. Оформление результатов проверки6.1. Оформление результатов проверки20.02. – 21.02.21Камалов С.А.Макарова А.А. Руководитель аудиторской фирмы ______________ Руководитель аудиторской группы ______________ Таблица 3.3 - Результативность мероприятий ООО «Арт-комплекс»ПоказателиЗначения показателей, тыс. р.Изменения, тыс. р.до проведения мероприятий (2019г.)после проведения мероприятий (2020 г.)Выручка, тыс. р.525 398527 762,3+ 2364,3Себестоимость продаж, тыс. р.508 739510 305,9+ 1566,9Прибыль от продаж, тыс. р.16 65917 456,4+ 797,4Затраты на обучение (инвестиции), тыс.р.-43, 750Срок окупаемости затрат на обучение (инвестиций), г.-0,050Рентабельность инвестиций, %-1822,630Среднесписочная численность персонала, чел.35350Производительность труда, тыс.р./чел.15 011,3715 078,9267,55Средний разряд выполняемых работ3,8083,8080Средний разряд рабочих2,473,80,85Коэффициент текучести кадров0,30,23- 0,07Коэффициент обучения0,20,340,14В результате проведения данных мероприятий по совершенствованию организации обучения персонала произойдет: снижение текучести кадров, укрепление корпоративной культуры организации, увеличение уровня квалификации персонала предприятия, рост способности работать в команде, рост коммуникативных связей между работниками предприятия, снижение вероятностей аварий и поломок оборудования, улучшение координации действий работников.Вывод по Главе 3Таким образом, после проведения мероприятий по совершенствованию организации обучения в ООО «Арт-комплекс», средний разряд рабочих станет выше среднего разряда выполняемых работ, следовательно, снизится текучесть кадров.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ России существует достаточное множество причин неэффективной системы профессионального обучения персонала, среди них:- отсутствие единой методической базы;- недостаток ресурсов;- недооценка работника как важного стратегического инструмента системы управления;- применение устаревших методов профессионального обучения.Устранение существующих проблем в системе управления персоналом предприятия в практике отечественных предприятий возможно только при переосмыслении / реформировании устаревших концепций системы профессионального обучения и системы управления персоналом в целом. Автор считает, что инвестирование средств в человеческий капитал и осмысление работодателями работника как «золотого запаса» должно в корне изменить систему профессионального обучения.В 2019 году на предприятии работало 710 человек, что превышает показатель за предыдущий год на 140 человек. Данная динамика вызвана увеличением персонала в следующих категориях: в категории «руководители» наблюдается увеличение численности персонала на 28 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом; в категории «специалисты» наблюдается увеличение кадров на 7 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом; в категории «рабочие» наблюдается увеличение списочного состава на 105 человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом. На основе аудита системы обучения сотрудников в ООО «Арт-комплекс» были выявлены ряд недостатков: - в организации отсутствует «Положение об обучении персонала»; существующая система обучения персонала направлена на обучение в основном руководителей и специалистов; - отсутствует обучение новых сотрудников, в связи с чем требуется разработка рекомендаций в сфере совершенствования обучения.Таким образом, после проведения мероприятий по совершенствованию организации обучения в ООО «Арт-комплекс», средний разряд рабочих станет выше среднего разряда выполняемых работ, следовательно, снизится текучесть кадров.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУправление персоналом: деловая карьера: учеб. пособие / Под ред. М.М. Кудаевой, Э. Саруханова. – Новосибирск: НГУЭУ, 2018. – 384 с.Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации / К.Э. Оксинойд [и др.] – М.: Проспект, 2017. – 64 с.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст.3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст.7598.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. – № 31. – Ст.4398.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст.3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст.7598.Веснин В.Р. Методы набора, отбора и оценки персонала: учеб. пособие для экономических колледжей и вузов / В.Р. Веснин. – М.: ВГНА, 2019. – 312 с.Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно – практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 с.ИванцевичДж.М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцекич. – М.: Гардарика, 2017. 313 с.Магура М.И. Современные персонал-технологии: учебное пособие / М.И. Магура. – М.: «Управление персоналом», 2018. – с. 261.Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. /А .П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 532 с.Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика / С.К. Мордовин.– СПб.: Питер, 2017. 288 с.Управление деловой карьерой: книга / Под ред. Г.Г. Зайцева, Г.В. Черкасской. – СПб: Издательство «Речь», 2018. – 297 с.Международные стандарты ИСО 9004 – 1 – 94 управление качеством и элементами системы качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.isuct.ru/e-publ/portal/sites/ru.epubl.portal/files/dep/pe/iso%209004-1-94.pdf (13.10.2020)Маевский А. Внутрифирменное обучение // Служба кадров и персонал. – 2016. – № 2. – С. 56.Мирошин Д.Г. Зарубежный опыт корпоративного обучения персонала и его применение в российских организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/05/3393.pdf (13.10.2020)Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 227 с.Масалимова А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальное, неформальной и информальной моделей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.science-education.ru/103-6296 (13.10.2020)Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие / Под ред. В.М. Зуева, П.М. Новикова – М.: РГАТиЗ, 2017. – 266 с.Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно – практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 с.Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. - № 5. – 114 с.
2. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации / К.Э. Оксинойд [и др.] – М.: Проспект, 2017. – 64 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст.3.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст.7598.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. – № 31. – Ст.4398.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст.3.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст.7598.
8. Веснин В.Р. Методы набора, отбора и оценки персонала: учеб. пособие для экономических колледжей и вузов / В.Р. Веснин. – М.: ВГНА, 2019. – 312 с.
9. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно – практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 с.
10. Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцекич. – М.: Гардарика, 2017. 313 с.
11. Магура М.И. Современные персонал-технологии: учебное пособие / М.И. Магура. – М.: «Управление персоналом», 2018. – с. 261.
12. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. /А .П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 532 с.
13. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика / С.К. Мордовин.– СПб.: Питер, 2017. 288 с.
14. Управление деловой карьерой: книга / Под ред. Г.Г. Зайцева, Г.В. Черкасской. – СПб: Издательство «Речь», 2018. – 297 с.
15. Международные стандарты ИСО 9004 – 1 – 94 управление качеством и элементами системы качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.isuct.ru/e-publ/portal/sites/ru.epubl.portal/files/dep/pe/iso%209004-1-94.pdf (13.10.2020)
16. Маевский А. Внутрифирменное обучение // Служба кадров и персонал. – 2016. – № 2. – С. 56.
17. Мирошин Д.Г. Зарубежный опыт корпоративного обучения персонала и его применение в российских организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/05/3393.pdf (13.10.2020)
18. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 227 с.
19. Масалимова А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальное, неформальной и информальной моделей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.science-education.ru/103-6296 (13.10.2020)
20. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие / Под ред. В.М. Зуева, П.М. Новикова – М.: РГАТиЗ, 2017. – 266 с.
21. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно – практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 с.
22. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. - № 5. – 114 с.
Вопрос-ответ:
Что такое кадровый аудит системы обучения персонала?
Кадровый аудит системы обучения персонала - это процесс анализа и оценки эффективности системы обучения, проводимый с целью выявления сильных и слабых сторон, а также разработки плана и программы для ее улучшения.
Какие цели могут быть у обучения персонала?
Цели обучения персонала могут быть разными в зависимости от компании и ее потребностей. Они могут включать в себя повышение квалификации, освоение новых навыков и технологий, развитие лидерских качеств и многое другое.
Какие виды обучения персонала существуют?
Существует несколько видов обучения персонала, таких как внутреннее обучение (проводимое внутри компании с использованием собственных ресурсов), внешнее обучение (проводимое с привлечением внешних тренеров или образовательных организаций), онлайн-обучение (проводимое через интернет) и др.
Как проводится аудит системы обучения персонала?
Аудит системы обучения персонала проводится путем анализа различных аспектов, таких как доступность обучения, качество образовательных программ, его соответствие потребностям компании, эффективность применяемых методов и инструментов обучения, а также уровень удовлетворенности сотрудников обучением и его результатами.
Какие выводы можно сделать по анализу организационно-хозяйственной деятельности ООО "Арт комплекс"?
По анализу организационно-хозяйственной деятельности ООО "Арт комплекс" можно сделать выводы о том, что у компании имеется некоторый уровень развитой системы управления и системы управления персоналом. Однако, возможно, есть некоторые недостатки или проблемы, которые требуют внимания и улучшения.
Что такое кадровый аудит системы обучения персонала?
Кадровый аудит системы обучения персонала - это процесс систематического исследования с целью выявления и оценки эффективности системы обучения персонала в организации. Он позволяет выявить проблемы и недостатки в обучении и развитии сотрудников, а также определить направления для улучшения образовательных программ и методик.
Какие виды обучения персонала существуют?
Существует несколько видов обучения персонала. Одним из них является внутреннее обучение, которое проводится внутри организации с использованием собственных ресурсов и кадров. Вторым видом является внешнее обучение, которое включает в себя обучение сотрудников в специализированных образовательных учреждениях или учебных центрах. Также существует комбинированное обучение, когда используются как внутренние, так и внешние ресурсы.
Как происходит аудит системы обучения персонала?
Аудит системы обучения персонала происходит в несколько этапов. На первом этапе проводится сбор и анализ информации о текущей системе обучения, включая программы, методики и процессы. Затем происходит оценка эффективности системы и выявление проблемных областей. На основе результатов аудита разрабатываются рекомендации и план дальнейших действий для улучшения системы обучения.
Какими инструментами аудита пользуются при анализе организационно-хозяйственной деятельности компании?
При анализе организационно-хозяйственной деятельности компании используются различные инструменты аудита. Одним из таких инструментов является анализ структуры организации и ее функциональных подразделений. Также используется анализ процессов управления и контроля в организации. Дополнительно проводится анализ кадрового потенциала, анализ финансовой отчетности и другие подходы, которые могут быть применимы в конкретной ситуации.
Что такое ООО Арт комплекс?
ООО Арт комплекс - это организация, занимающаяся какой-то конкретной деятельностью (не указанной в статье). Она является объектом анализа в рамках данной статьи и используется в качестве примера для иллюстрации процесса аудита системы обучения персонала.
Что такое кадровый аудит системы обучения персонала?
Кадровый аудит системы обучения персонала - это процесс, включающий анализ и оценку эффективности образовательных программ и практик, используемых в организации для подготовки и развития своего персонала.