Библейские основы устроения человеческого естества
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 13.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Сотворение человека по Образу Божьему 4
1.1.Сотворение человека в Священном Писании 4
1.2.Образ Адама 10
Глава 2.Цель земной и духовной жизни человека согласно Священному Писанию 17
2.1.Преодоление греха как цель человеческой жизни и проблема свободы человеческой воли 17
2.2.Ветхозаветный и новозаветный человек: проблема спасения человеческой души 23
Заключение 32
Список литературы 34
Для восстановления человека необходимо, чтобы Бог реально соединился с ним, небесное с тленным, «Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который в последние времена сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, то есть человека с Богом» (Пр. ер. 4.20.4.)Человечество остро нуждалось в научении, поскольку у Адама и Евы отсутствовало понимание совершенного образа жизни, это был пример духовного младенчества. Приход Спасителя в мир являлся актом восстановления во Христе всего. Говорит св. Ириней также и о субъективной стороне спасения.Согласно воззрению свщм. Иринея, спасение для человека является свободно-нравственным, сознательным состоянием, в котором ему надлежит утратить способность к совершению зла. Тот человек, который проявил веру, стремление к добру, готовит себя к тому, чтобы принять спасительные блага. Эта готовность к спасительному благу и есть единство со Христом. Соответственно, св. Ириней говорит о необходимости реализации принципа любви в жизни человека, поскольку данный принцип является единственным и главным в жизни: «Кто здесь спасаются и получают вечную жизнь? – св. отец отвечает: Не те ли, которые любят Бога и верят Его обетованиям и злобою сделались младенцами?» (Пр. ер. 4.28.3.). Также Святой Ириней пишет о том, что следует уделить внимание чистоте как души, так и тела. Причем, речь идет не о строгом аскетизме, а о полной нормализации жизни, внутренней гармонии тела и души. Другие Отцы Церкви были сторонниками аскетизма. Аскетизм есть путь достижения святости, а без борьбы с плотью невозможно постичь Божественный Свет. Великие аскеты, Святые Отцы стремились победить плотские стремления, чтобы прийти к главному – к обожению. Понятие святости является богословским пониманием духовной жизни истинного христианина и правилом научения этому деланию всех христиан, которые стремятся к тому, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Святость воспринимается скорее как исключение, высший подвиг, это правильно, однако, как гласят учения Святых Отцов, Писания Ветхого и Нового Заветов, наставления церковнослужителей, все христиане, которые прошли таинство Крещения и Миропомазания обязаны учиться и исполнять основы догматического вероучения аскетизма, изложенные в Символе веры, то есть, стремится к самосовершенствованию, приближению к идеалу святости. Святость является подлинным знанием, пониманием, исполнением всех законов жизни духовной. Посредством веры и преодоления плоти человек восстанавливает в себе утраченное единство и онтологически становится «самим собой», преодолевая в себе «иной закон, противоборствующий закону» его ума и делающий его пленником закона греховного, находящегося в его членах (Рим 7. 23).Но все же, Ириней Лионский не говорит о необходимости строгого аскетизма. Конечно же, в духовной жизни есть место и борьбе, постоянным усилиям. В преодолении страстей и пороков св. Ириней Лионский и видит путь ко Христу. Итак, согласно позиции свщм. Иринея Лионского, субъективная сторона спасения складывается из двух факторов: божественного (благодатной помощи Божией) и человеческого (свободной деятельности человека), которые действительны при взаимном сочетании и восполнении.В христианстве (католичество православии) оправдание (спасение) не может пониматься как правовой акт, ибо прощение само по себе не исправляет грешника. Да, допустим, оправдание «засчитывается», но ведь человек испорчен изнутри. И такое оправдание не исцелит его и будет нелепостью в очах Божиих, ибо преступник прощался бы только для того, чтобы он творил новые преступления, ведь он остается злым и грех продолжает управлять им. В Православии прощение, оправдание и спасение грешника неотделимо от его внутренней чистоты. Оправдание или искупление представляет собой в учении Православной Церкви одно из основных понятий, которыми выражена сама суть христианства. По этой причине иногда оно носит название религии Искупления. Проповедь об Искуплении смертию Богочеловека является главным предметом проповеди апостольской и вера в Искупление представляет собой средоточие нашего верования во Христа.Если мы рассмотрим понятие Искупление в широком смысле, то здесь речь идет о том, что было совершено Иисусом Христом ради спасения человечества. Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Он спас человечество. Как указано в Первом Послании апостола Петра, для спасения Сын Божий был предназначен ещё до того, как был создан мир (1 Петр.1: 20). После воплощения Его помазали Духом святым (Лук.4: 18-21), Иисус Христос Сам назвал служением (Матф. 20: 28; Марк. 10: 45). Служение, посредством которого Иисусом было совершено Искупление или Спасение людей, как Мессия или Христос (что означает помазанный, то есть по человечеству преисполненный всеми дарами Духа Святаго), является по характеру своему трояким – пророческим, первосвященническим и царским. Открытие пророческого достоинства осуществляется в учении Христа, его пророчествах и чудесах, первосвященническое – в том, что Он принес Себя в жертву ради того, чтобы принести искупление роду человеческому, царское – во владычестве или самодержавии Христа над Божиим Царством. В узком смысле оправдание или искупление приурочено к первосвященническому служению Христа, то есть здесь подразумевается, что Иисус принес Себя в жертву для искупления всего человечества. В Библии преимущественно под Искупление подразумевают именно первосвященническое служение Иисуса Христа. Это следует и из изречений Святых Отцов Церкви.Если мы рассмотрим значение славянского слова «искупление», то увидим, что оно означает избавление, освобождение из рабства путём выкупа, и предполагает наличие состояния несвободы, рабства. От того, какой характер носит это рабство, зависит и то, каким будет освобождение. Таким образом, вся земная жизнь Иисуса Христа является умилостивительной жертвой за грехи мира, но преимущественно Его страдания и смерть суть истинная жертва для искупления людей, суть истинная жертва спасения (Евр.7:27; 10: 8-12). Через свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдания и освящения. В предлагаемых стихах (напримерИоан. 3:16; 20:31; Деян. 10:43), якобы подтверждающих идею о спасении “только верой”, нет слова «только». Эти стихи говорит о необходимости веры, но не говорит о ее достаточности. То есть, в православии важно покаяние.На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.Священное Писание о добродетелиПервым о покаянии в Новом Завете возвещает Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2).Ему вторит Сам Спаситель теми же словами после того, как выходит на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).Когда Господь посылает на проповедь своих учеников, они также говорят о покаянии: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12).После Пятидесятницы проповедует покаяние святой апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).Проповедует покаяние и апостол Павел: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21).Таким образом, просматривая Новый Завет, мы видим, как покаяние красной нитью, главным стержнем проходит через весь текст Нового Завета.Певцом покаяния является Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения» (Леств.5:1).Один из современных подвижников святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии следующее: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому… Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце».Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное – вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.Покаяние неразрывно связано с верой, поскольку оно приближает человека к нравственному совершенству.Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Если человек верит в Искупителя, то у него начинается новая жизнь во Христе, эта жизнь управляется Духом Божиим и Божественным Провидением. Вера подразумевает, что мы принимаем Христа всем своим человеческим существом, а значит, мы не можем жить без покаяния, так как покаяние становится для нас духовной необходимостью. Итак, если человек верит и живет по вере, если он кается, то он получает оправдание, возрождение, он уже не осуждаем, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор.5: 19). Искупительные заслуги Христа настолько сильны, что искуплены все грехи человечества, причем, не имеет значения, насколько тяжким является грех. Человек, если верит, то очищается посредством веры и покаяния, которые неразрывно связаны, и получает освобождение.Святые Отцы Церкви постоянно писали о том, что покаяние согласно писанию Нового завета имеет столь же большое значение, как и вера. Покаяние воспитывает в человеке все необходимые добродетели, в частности, смирение и смиренномудрие. Если вера истинна, то человек испытывает духовную потребность в покаянии и добрых делах.ЗаключениеДогмат о сотворении мира из ничего является основой христианского вероучения о сотворении мира. Согласно ему, Бог выступает в качестве Первопричины появления нашего мира. Мир рождается из ничего благодаря силе Божественного волеизъявления. Возможность сотворения мира из ничего объясняется тем, что Бог является абсолютной Личностью, которой не нужны материалы для совершения акта творения. Несмотря на то, что мир был создан Богом без зла, зло родилось в нем за счет того, что мир населен сущностями, обладающими свободой и разумом, кроме того, мир ограничен, так как лишен Божественной природы. Тем не менее, в Божьих очах этот грешный мир все равно имеет большую ценность. Наконец, важно отметить, что если бы Бог создал изначально совершенный и лучший из миров, то в нем было бы невозможно нравственное и духовное развитие человека, ради которых человек и приходит в этот мир. Согласно христианскому догмату человек приближается к Богу только через посредника – богочеловека Иисуса Христа. В основе христианского вероучения вера в то, что Иисус Христос является одновременно человеком и богом. Христос является вторым Адамом, это Воплощенное Слово, Бог становится человеком, обретает человеческую природу, чтобы даровать человечеству мир. Служение, посредством которого Иисусом было совершено Искупление или Спасение людей, как Мессия или Христос (что означает помазанный, то есть по человечеству преисполненный всеми дарами Духа Святаго), является по характеру своему трояким – пророческим, первосвященническим и царским. Открытие пророческого достоинства осуществляется в учении Христа, его пророчествах и чудесах, первосвященническое – в том, что Он принес Себя в жертву ради того, чтобы принести искупление роду человеческому, царское – во владычестве или самодержавии Христа над Божиим Царством. В узком смысле оправдание или искупление приурочено к первосвященническому служению Христа, то есть здесь подразумевается, что Иисус принес Себя в жертву для искупления всего человечества. Ветхозаветное человечество не знало спасения, поскольку оно нуждалось в подготовительном воспитательном этапе. Приход Христа состоялся именно в тот момент, когда человечество достигает достаточного уровня нравственной духовной зрелости. Также посредством спасительной жертвы Христа стал для человека возможен путь достижения обожения. Для исцеления человечества возникла нужда в особой Божественной помощи, искупительной жертве Спасителя, посредством которой обновилось само естество человечества, которое нарушилось вследствие грехопадения. Вследствие этого изменились отношения между Богом и человеком, поскольку при сложившихся отношениях между Богом и человеком после грехопадения подобная помощь оказалась невозможной. Вся история Ветхого Завета – это свидетельство того, что через естественную человеческую праведность невозможно обрести спасение. Для спасения человека вера крайне важна, однако истинная вера предполагает осознание греховности и обязательное покаяние, таким образом, именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. Все основные добродетели являются связанными между собой, то есть, без покаяния мы не можем стать смиренными, в полной мере постичь величие Искупительный Жертвы Христа. Список литературыГригорий Палама. Беседы (Омилии). / Пер. арх. Амвросия (Погодина). В 3-х чч. – М.: Паломник, 1993. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. – СПб, 2007. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 1840 с.Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903Иоанн Златоуст, свт. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlИоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Ириней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/Каплан И. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/Киприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/Киприан (Керн), арх. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003.//http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_06-all.shtmlМихаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogomМожно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404Никифоров М. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26. С. 437.Помазанский М., прот. Православное Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/3_3Священное Писание Нового завета.// http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/svjashhennoe-pisanie-novogo-zaveta-posobie_1.shtmlСергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898. Филипп (Сампсонов), диакон. Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского.// http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=5212Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.
2. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. – СПб, 2007. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/
3. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 1840 с.
4. Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903
5. Иоанн Златоуст, свт. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
6. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
7. Ириней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/
8. Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/
9. Каплан И. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/
10. Киприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/
11. Киприан (Керн), арх. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/
12. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003.// http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_06-all.shtml
13. Михаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom
14. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404
15. Никифоров М. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26. С. 437.
16. Помазанский М., прот. Православное Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/3_3
17. Священное Писание Нового завета.// http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/svjashhennoe-pisanie-novogo-zaveta-posobie_1.shtml
18. Сергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898.
19. Филипп (Сампсонов), диакон. Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского.// http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=5212
20. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.
Вопрос-ответ:
Каковы основы устроения человеческого естества согласно библейскому учению?
Основы устроения человеческого естества согласно библейскому учению прописаны в Священном Писании. Адам был создан по образу Божьему и обладал свободной волей. Человеку даны возможности выбирать и добро, и зло. Основной целью человеческой жизни согласно Священному Писанию является преодоление греха и спасение души.
Как описывается сотворение человека в Священном Писании?
Сотворение человека описывается в Священном Писании в книге Бытия. Там говорится, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Человеку была дана власть над животными и он был установлен Богом над всеми тварями. Бог сотворил человека из праха земли и вдохнул в его ноздри дыхание жизни.
Каким образом адам отражал образ Божий?
Адам отражал образ Божий благодаря своему созданию по образу Божьему. Он обладал разумом, волей и эмоциями, которые были подобны Божественным качествам. Адам также обладал свободной волей, что позволяло ему делать выбор между добром и злом. Он был изначально безгрешным и жил в гармонии с Богом.
Какова цель земной и духовной жизни человека согласно Священному Писанию?
Цель земной и духовной жизни человека согласно Священному Писанию состоит в преодолении греха и спасении души. Человек должен стремиться к исполнению воли Божьей, совершения добрых дел и приближения к Богу. Земная жизнь служит испытанием и возможностью для духовного роста в пути к Богу.
В чем состоит проблема свободы человеческой воли и как она связана с преодолением греха?
Проблема свободы человеческой воли заключается в том, что человек может выбирать между добром и злом. Это связано с преодолением греха, так как человек имеет возможность сознательно согрешать и отступать от Божьей воли. При этом, для преодоления греха необходимо принятие верховных нравственных ценностей и стремление к исполнению Божьих заповедей.
Каковы библейские основы устроения человеческого естества?
Основы устроения человеческого естества в Библии основываются на учении о том, что человек сотворен по образу Божьему.
Что говорит Священное Писание о сотворении человека?
Священное Писание говорит о том, что человек был сотворен Богом в Своем образе, что подразумевает присутствие в нем некой божественной природы и способности к божественным качествам.
Какая цель земной и духовной жизни человека согласно Священному Писанию?
Согласно Священному Писанию, цель земной и духовной жизни человека заключается в преодолении греха и спасении души. Это достигается путем повиновения Богу и принятия Его благодати.