Управление государственным долгом и долговой устойчивостью Российской Федерации в современных условиях».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 30 30 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 26.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления государственным долгом и долговой устойчивостью РФ 5
1.1. Понятие государственного долга и его виды, формы обслуживания 5
1.2. Предельные значения государственного долга с системе критериев экономической безопасности государства и причины возникновения государственного долга 7
1.3. Управление государственным долгом 8
2. Анализ динамики и прогноз величины государственного долга России 10
2.1. Оценка государственного долга современной РФ 10
2.2. Оценка долговой устойчивости РФ 16
3. Перспективы развития государственной долговой политики современной РФ………………………………………………………………………………………29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления

Рисунок 8-Структура государственного долга субъектов по видам обязательств за 2019 г., %Проанализируем сумму государственного долга и долговую нагрузку 20 субъектов Российской Федерации (таблица 2.7). Таблица 7 показывает, что 38% регионального государственного долга приходится на эти 10 субъектов. В их бюджетах сосредоточено примерно 30% поступлений от налоговой и неналоговой деятельности от региональных доходов за исключением доходов г. Москва.Таблица 7- ТОП субъектов РФ по «долговым критериям», на 1.01.2019 г.Субъекты РФ с максимальнойсуммой долгаСумма госдолга,млрд. руб.Долговая нагрузка,%123Мордовия Республика56,2236,9Костромская обл.20,4115,2Псковская обл.16,392,0Хакассия Республика21,890,4Смоленская обл.29,390,4Чукотский автономный округ10,490,3Еврейская автономная обл.5,289,8Курганская обл.16,688,3Удмуртская Республика47,085,7Карачаево-Черкессия Республика5,384,7Волгоградская обл.51,172,7Краснодарский край140,266,6Нижегородская обл.75,155,9Красноярский край103,952,3Татарстан Республика95,040,4Самарская обл.54,737,5Саха-Якутия Республика50,636,4Свердловская обл.72,832,6Московская обл.128,828,1Таким образом, наибольшая долговая нагрузка составляет 236,9% и относится к Мордовии, сумма госдолга страны составляет 56,2 млрд. руб., затем 115,2% долговая нагрузка составляет у Костромской обл., сумма ее госдолга составляет 20,4 млрд. руб. На третьем месте располагается Псковская обл. долговая нагрузка составляет на 01.01.2019 г. 92,0% и сумма госдолга сложилась в размере 16,3 млрд. руб.Отметим, что долговая политика федераций оказалась тесно взаимосвязанной с проводимой субъектами политикой в области инвестиций только в период этапа выхода из сложившегося кризиса 2008-2010 гг. Подчеркнем, что именно в этот период инвестиционная деятельность властей в регионах должна была активизировать деятельность по заёмам и по долговой деятельности, а также сделать акцент на увеличение регионального долга. Это можно охарактеризовать как попытку развития долгового финансирования социально-экономического роста. Но на этапе увеличения социальных нагрузок местных бюджетов в 2012-2015 гг. и за этим последовавшего периода экономической экономии на первое место в заемной политике субъектов вышла социальная направленность госдолга регионов.Для субъектов нашей страны проблема государственного долга является более сложного характера, чем для РФ в целом, и это можно объяснить как экономическими причинами, так и политическими. В настоящее время в России можно наблюдать некоторые расхождения в определении «критерий эффективности долговой политики». Если учесть, что долговая политика приводит к увеличению долговых обязательств, а также к увеличению количества долговой нагрузки на федеральный бюджет и расходов на его обслуживание и погашение количества долга. Но, конечно, при этом долговая политика направлена на исполнение некоторых социальных обязательств, то в российских условиях, которые сложились на данный момент, региональные органы управления начинают давать определение такой политике как эффективная.В современный период структура расходов бюджета федераций имеет интерес потребления, который сложился в настоящий момент и связан с социально-экономическим развитием регионов. Большое количество непроизводительных расходов не дает должного развития экономического потенциала субъектов и способствует увеличению собственной базы, которая облагается налогами. «Остаточный» принцип финансирования соцсферы сменяется «остаточным» принципом финансирования местной экономической сферы, а также развития производства и развития региональной инфраструктуры.Стабильность структуры составляющих госдолга субъектов России в течение 3 последних лет нам показывает, что федеральный центр определяет текущую ситуацию как достаточно приемлемую, но, отметим, что вряд ли ситуацию можно охарактеризовать как таковую с точки зрения того, что обеспечение долговой устойчивости самих регионов не покрывает текущую сумму их госдолга. На основании исследования, проведенного в данном параграфе курсовой работы можно сделать вывод о том, что структура государственного долга имеет общую тенденцию к росту. Этот вывод подтверждён проведенным анализом, в частности:- наблюдается рост по объему бюджетных и коммерческих кредитов;- наблюдается повышение уровня и объёма долговой нагрузки на регионы РФ;- увеличивается объем внутреннего государственного долга РФ. В заключение исследования, проведенного во второй главе курсовой работы можно сделать вывод о том, что современная ситуация с государственным долгом РФ сложилась неоднозначная. В то время как Правительство страны снижает объем внешнего государственного долга, у РФ растет внутренний государственный долг. Перспективы развития государственной долговой политики современной РФВ данной главе курсовой работы рассмотрим основные перспективы развития управленческой деятельности РФ в отношении управления государственным долгом. В последние года, проводимая государственная политика в отношении формирования финансовой политик по управлению государственным долгом доказала свою целевую эффективность: - создан, успешно функционирующий на сегодняшний день механизм рыночного привлечения финансовых ресурсов;- объемы привлечённых ресурсов увеличиваются, а их стоимость нет;- активное развитие инвестиционной привлекательности страны, в частности для иностранных инвесторов;- достигнута сбалансированность долгового портфеля РФ со стороны валютных рисков и процентного риска. В целом в современной РФ долговой рынок соответствует всем современным критериям развитого рынка. Основным источником заемных средств для Министерства финансов России был и остается внутренний рынок капитала. Развитие этого рынка и совершенствование механизма размещения облигаций федерального займа (ОФЗ), номинированных в российских рублях, – абсолютный для нас приоритет. Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, на протяжении последних лет осуществляется в ограниченных объемах, имея целью сохранение присутствия России на международном рынке капитала в качестве суверенного заемщика и поддержание репрезентативной кривой доходностей в иностранной валюте для создания благоприятных ценовых условий для заимствований российских корпоративных эмитентов. Так, в 2019 г. сумма осуществленных внешних заимствований составила лишь около 16% от совокупного объема государственных заимствований Российской Федерации.В ближайшие 3 года стоит амбициозная задача по привлечению беспрецедентных объемов заемных средств – порядка 2,5 трлн руб. в 2020 и 2021 гг., а в 2022 г. данная цифра приближается к 3 трлн руб. Как и ранее, Правительство РФ намерено придерживаться принципа осуществления заимствований лишь на приемлемых финансовых условиях, без избыточного давления на российский долговой рынок.Что касается планов по внешним заимствованиям, то проектом бюджета на 2020–2022 гг. они предусмотрены в ограниченном объеме – в эквиваленте 3 млрд долл. США ежегодно.При неблагоприятной ситуации мы можем вообще воздержаться от внешних размещений и заместить указанный индикативный объем заимствованиями на внутреннем рынке.В заключение исследования, проведенного в третьей главе курсовой работы можно сделать вывод о том, что в последние года в РФ государственная управленческая деятельность достигла сбалансированности долгового портфеля и снизила минимальные риски. В основных направлениях перспективы развития управления государственным долгом можно выделить следующее: повышение инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов, привлечение заемных средств в объеме 2,5 трлн. руб. ЗаключениеВ заключение данного отчета по пройденной практике можно сделать вывод, что все поставленные задачи выполнены. В заключение исследования, проведенного в первой главе курсовой работы можно сделать вывод о том, что государственная долговая система представляет собой приоритетное направление государственной финансовой политики. Государственный долг представляет собой все виды обязательств и займов, полученных государством. В первом разделе курсовой работы была изучена теоретическая тема по государственному долгу РФ. В заключение исследования, проведенного во второй главе курсовой работы можно сделать вывод о том, что современная ситуация с государственным долгом РФ сложилась неоднозначная. В то время как Правительство страны снижает объем внешнего государственного долга, у РФ растет внутренний государственный долг. Государственный долг Российской Федерации в 2019 г. увеличился на 7585,4 млрд. руб. или в 2 раза по отношению к 2013 г., в том числе государственный внутренний долг составил 11602,2 млрд. руб. и государственный внешний долг 3531,5 млрд. руб.Обеспеченность расходов собственными доходами консолидированного бюджета субъекта страны в динамике 2011-2018 гг. увеличилась на +6,4% и в 2018 г. составила 83,8%. Внутренний госдолг РФ составил: в 2016 г. – 7207 млрд. руб., в 2017 г. – 8003 млрд. руб., в 2018 г. составил 9137 млрд. руб., что на 25,1% больше показателя 2016 г. Долговая нагрузка федерального бюджета в 2018 г. составила 46,9%, что больше показателя 2011 г. на 21,0%. Динамика государственного долга Российской Федерации в 2016-2018 гг. также имеет отрицательную динамику – 7,4% в 2018 г. по сравнению с 2016 г.Анализ структуры государственного долга РФ показал, что наибольший объем в общей структуре приходится на следующий вид обязательств: на кредиты от кредитных учреждений. Данный вид долга в общем объеме государственного долга РФ занимает 25,6- 42,5%. И второй вид долгового обязательства в общем объеме государственного долга приходится на бюджетные кредиты от других стран. Данный вид долга в общем объеме государственного долга РФ занимает 27,1- 43,6%.В современный период структура расходов бюджета федераций имеет интерес потребления, который сложился в настоящий момент и связан с социально-экономическим развитием регионов. Большое количество непроизводительных расходов не дает должного развития экономического потенциала субъектов и способствует увеличению собственной базы, которая облагается налогами. «Остаточный» принцип финансирования социальной сферы сменяется «остаточным» принципом финансирования местной экономической сферы, а также развития производства и развития региональной инфраструктуры.Стабильность структуры составляющих госдолга субъектов России в течение 3 последних лет нам показывает, что федеральный центр определяет текущую ситуацию как достаточно приемлемую, но, отметим, что вряд ли ситуацию можно охарактеризовать как таковую с точки зрения того, что обеспечение долговой устойчивости самих регионов не покрывает текущую сумму их госдолга. В основных направлениях перспективы развития управления государственным долгом можно выделить следующее: повышение инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов, привлечение заемных средств в объеме 2,5 трлн. руб. Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N 31. – Ст. 3823
2. Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 г. (ред. от 05.10.2016 г.). // Консультант Плюс (дата обращения 16.10.2020)
3. Светлова В.В. Экономическая безопасность коммерческих банков и ее значение для национальной безопасности страны// научная статья – Вопросы региональной экономики. 2016 год, стр. 85-95
4. АфонцевС. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности: практическое пособие / С. А. Афонцев. - м.: олма-пресс,2017. - с. 15.
5. Кормишкина Л.А. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. — м. : риор : инфра-м, 2018. — 293 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/22946 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/951723 читать. 978-5-369-01671-8. (дата обращения 16.10.2020)
6. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Е.И. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 239 c.
7. 8. Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 271 c.
8. Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность». Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / В.А. Богомолов. — М.: ЮНИТИ, 2018. — 279 c.
9. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев; Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: БИНОМ. ЛЗ, 2018. — 815 c.
10. Гущенская Н.Д. К вопросу о выработке интегрального показателя финансовой безопасности коммерческой организации // Пути реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курганской области / под общ. ред. С.Ф. Сухановой. – Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. – С. 64-69.
11. Гуренко А.А. Экономическая безопасность предприятия / А.А. Гуренко // В сборнике: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. - 2017. - С. 422-425
12. Кондратьева Э. Основные требования к правилам внутреннего контроля // Банк. обозрение. Прил. «БанкНадзор». 2017. № 2. С. 6-8.
13. Коновалов А.А. Риск-менеджмент в системе экономической безопасности предприятия / А.А. Коновалов, И.Ю. Лепетикова // Ростовский научный журнал. - 2017. - № 2. - С. 246-255.
14. Мухина Е.Г. Экономическая безопасность коммерческих организаций: понятие, сущность // Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса регионов РФ: материалы международной научнопрактической конференции. – Курган: Изд-во КурганскойГСХА, 2018. –С. 153-157
15. Малашенко Н.Л. Риск-менеджмент в системе экономической безопасности предприятия / Н.Л. Малашенко, К.О. Тернавщенко // В сборнике: Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. - 2017. - С. 95-98
16. Павлуцких М.В., Есембекова А.У., Палий Д.В. Оценка угроз финансовой безопасности сельскохозяйственных организаций курганской области // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. – С. 312-317.
17. Павлова И.Ю., Асташин Е.И., Нечунаев А.В. Финансовый анализ и его роль в обеспечении экономической безопасности организации // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. С.Ф. Сухановой. – Курган: Издво Курганской ГСХА, 2018. – С. 662-666.
18. Рознина Н.В., Соколова Е.С. Риск банкротства как угроза экономической безопасности организации // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Курган: Изд-во КурганскойГСХА, 2018. –С. 538-542.
19. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. — М.: РИОР: ИНФРА - М, 2017. — 304 с
20. Коваленко О.А., Ткаченко Д.Д., Малютина Т.Д. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие/ О.А. Коваленко, Д.Д. Ткаченко, Т.Д. Малютина.- М.: РИОР.- 2019 г. -359 с.
21. Вавилина А.В., Калашников И.Б. Экономическая безопасность и инновационная политика: учебное пособие/ ОА.В. Вавилина, И.Б. Калашников.- М.: Кнорус.- 2020 г. -196 с.
22. Савченко Е.О. Экономическая и промышленная безопасность организации: учебное пособие/ Е.О. Савченко.- М.: Прометей.- 2019 г. -268 с.
23. Вавилина А.В., Калашников И.Б. Экономическая безопасность и инновационная политика: учебное пособие/ ОА.В. Вавилина, И.Б. Калашников.- М.: Кнорус.- 2020 г. -196 с.
24. Кормишкина Л.А., Илякова И.Е., Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие/ Л.А. Кормишкина, И.Е. Илякова, Е.Д. Кормишкин. - М.: РИОР.- 2018 г. -293 с.
25. Корнилов М.Я., Юшин И.В. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Л.Я. Корнилов, И.В. Юшин. - М.: Проспект.- 2019 г. -320 с.
26. Коротченков А.М., Данилова У.В., Лелюхин С.Е. Экономическая безопасность в предпринимательской деятельности: учебное пособие/ А.М. Коротченков, У.В. Данилова, С.Е. Лелюхин. - М.: Проспект.- 2017 г. -336 с.
27. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Л.П. Гончаренко. - М.: Юрайт .- 2019 г. -340 с.
28. Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия: учебное пособие/ И.А. Сергеева, А.Ю. Сергеев. - М.: ПГУ .- 2017 г. -124 с.
29. Шеремед А.Д., Хорин А.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие/ А.Д. Шеремед, А.Н. Хорин. - М.: ИНФРА-М .- 2018 г. -389 с.
30. Филина С.Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика // Финансовый журнал. 2016. № 3. С. 89-97
31. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_politika_2017-2019.pdf (дата обращения 16.10.2020)
32. «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации / Р.С. Афанасьев, Л.Н. Богданов, Р.В. Гулидов, С.Н. Леонов // Пространственная экономика. – 2019. – Т 15. №1. – С. 132-156

Вопрос-ответ:

Какой вид государственного долга существует в России?

В России существуют два вида государственного долга: внутренний и внешний. Внутренний государственный долг представляет собой задолженность правительства перед резидентами страны. Внешний государственный долг - это задолженность перед нерезидентами, то есть перед иностранными инвесторами и кредиторами.

Какие формы обслуживания государственного долга существуют?

Формы обслуживания государственного долга могут быть различными. Одной из основных форм является выплата процентов по долгу. Кроме того, государство может возвратить сам долг, либо его часть, в соответствии с условиями займа. Еще одной формой обслуживания государственного долга является его рефинансирование, то есть замена старого долга на новый.

Какие критерии экономической безопасности государства могут влиять на предельные значения государственного долга?

Предельные значения государственного долга могут быть определены с учетом различных критериев экономической безопасности государства. К таким критериям относятся, например, уровень инфляции и безработицы, размеры бюджетного дефицита, стабильность финансовой системы и др. В частности, высокий уровень государственного долга может увеличить риск финансового кризиса и стать угрозой для экономической стабильности государства.

Какими методами можно управлять государственным долгом?

Управление государственным долгом может осуществляться различными методами. Одним из них является использование финансовых рынков, где государство может размещать облигации и привлекать инвестиции. Также государство может использовать методы рефинансирования и реструктуризации долга. Кроме того, важным инструментом управления государственным долгом является бюджетная политика, которая позволяет регулировать размер дефицита и объемы государственных займов.

Какое понятие включает государственный долг и какие виды формы обслуживания государственного долга существуют?

Государственный долг включает в себя накопленные за определенный период времени обязательства государства перед кредиторами, как домашними, так и иностранными. В зависимости от формы обслуживания, государственный долг может быть внутренним (основная часть кредиторов - жители самого государства) или внешним (основная часть кредиторов - иностранные государства или организации).

Какие предельные значения государственного долга существуют и на чем они основаны?

Предельные значения государственного долга связаны с системой критериев экономической безопасности государства. Они определяются на основе финансовых возможностей государства, его платежеспособности и готовности к восстановлению экономического равновесия.

Что такое управление государственным долгом и в чем заключаются его основные задачи?

Управление государственным долгом - это комплекс мер, которые позволяют государству эффективно управлять своими долговыми обязательствами. Основные задачи управления государственным долгом включают снижение рисков, связанных с долговыми обязательствами, обеспечение финансовой устойчивости государства и поддержание экономической безопасности.

Какова динамика и прогноз величины государственного долга Российской Федерации?

Динамика государственного долга Российской Федерации имеет тенденцию к увеличению. Прогнозируется, что величина государственного долга продолжит расти в силу различных факторов, включая масштабные государственные программы и социальные расходы.

Почему возникает государственный долг и какие причины его появления существуют?

Государственный долг возникает в результате накопления финансовых обязательств государства перед кредиторами. Основными причинами возникновения государственного долга являются несбалансированный бюджет государства, экономические кризисы, падение доходности государства, а также необходность долгосрочных инвестиций в развитие страны.

Какое значение имеет государственный долг и его устойчивость для Российской Федерации?

Государственный долг и его устойчивость имеют огромное значение для Российской Федерации. Государственный долг является суммарным задолженностью правительства перед кредиторами и инвесторами, включая иностранные и внутренние займы. Уровень государственного долга отражает финансовую устойчивость государства и его способность выполнять свои финансовые обязательства. Долговая устойчивость определяется способностью государства выплачивать проценты по долгу и осуществлять его погашение без кризисов и нестабильности в экономике. Если государство не может выполнять свои обязательства по долгу, то это может привести к финансовому кризису и экономическому снижению.