Особенности формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 15.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................................7
1.1.
Развитие речи в онтогенезе...........................................................................7
1.2. Психолого-педагогическое понятие общее недоразвитие речи................10
1.3. Развитие словаря дошкольников 5-6 лет III уровня развития....................19
Выводы по I главе.................................................................................................26
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...........................27
2.1. Организация и проведения констатирующего эксперимента....................27
2.2. Количественно качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента..........................................................................................................34
Выводы по II главе................................................................................................41
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.........................................43
3.1. Теоретические основы коррекционной логопедической работы по
формированию словаря старших дошкольников с ОНР...................................43
3.2. Методические рекомендации по формированию словаря детей старшего
дошкольного возраста с ОНР...............................................................................50
Выводы по III главе...............................................................................................61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................66
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................70
1Абысoва В.А., Хусаинова Э.Р. Реализация комплексного
подхода при планировании и организации занятий по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях
образовательного комплекса / В.А. Абысова, Э.Р. Хусаинова // Методист. –
2016 – № 1 – С. 64-68.
2
Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с
нарушением речи / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2011.– 64 с.
3
10Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособие по
обучению детей ст. дошк. возраста / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2016 – 64
4
11Белова-Давид
P.A.
Клинические
особенности
детей
дошкольного возраста с недоразвитием речи / P.A. Беловой-Давид //
Нарушения речи у дошкольников. – М.: Знание, 2016 – С.41-55.
5
Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в
развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) / Е.А. Белошеина // Ребенок в детском саду. –
2008 – №1. – С. 20 – 25
6
Борякова Н.Ю., Маатросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-
грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и
речевого развития: монография / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. – М.: В.
Секачев, 2010 – 51 с.
7
12Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного
и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. – М.:
АСТ, 2015 – 127 с.
8
Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной
диагностики / Г.А. Воолкова. – СПб.: Детство – Пресс, 2018 – 144 с.
9
14Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х Психологическая помощь
дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова// Психолингвистика и современная логопедия. – М.:Академия, 2016 – С. 31-
40
10
15Воробьева В.К. Обучение детей с ОНР первоначальному
навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева //
Дефектология. – 2011 – № 4 – С. 66-71.
11
17Вренёва Е. Готовим к школе с системным недоразвитием речи /
Е. Вренёва // Здоровье детей. – 2007 – № 15.– С. 37-41.
12
18Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.
Выготский. – СПб.: Союз, 2014 – 224 с.
13
20Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития
ребенка / П.Я. Гальперина // Вопр. психологии. –1969. – №1. – С.15-25.
14
25Гурьянов Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду / Е.В.
Гурьянов // Дефектология. – 2014 – №2. – С.36 - 38
15
29Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.
Ефименкова. – М.: Медицина, 2015 – 374 с.
16
30Жукова Н.С., Мастюкова Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Т.Б.
Филичева // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. – М.: МГПУ,
2014 –С. 100-112.
17
32Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. –
М, 2015 – 266 с.
18
Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги. Формирование связной
речи детей с ОНР. От глагола к предложениям / Н.Е. Ильякова. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 28 с.
19
34Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических
занятиях / Т.И. Исаева // Школьный логопед. – 2006 – № 4 – С. 17-29.
20
37Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с
нарушением речи: метод. пособие / А.Н. Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2016 –
120 с.21
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова. – СПб.: Союз. 2006 – 218 с.
22
39Левина P.E. Опыт изучения неговорящих детей / Р.Е. Левина //
Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 2014 – С. 36-63.
23
Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов /
Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. –
Кн. 1 – М.: ВЛАДОС, 2006 – 680 с.
24
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2006
– 192 с.
25
Матросова Т.А. Рекомендации логопедам и педагогам по
организации и проведению коррекционных занятий с детьми дошкольного
возраста с речевой патологией / Т.А. Матросова. – М.:«Сфера», 2005 – 112 с.
26
Матросова Т.А. Формирование лексико-грамматического строя
речи у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. …
канд. пед. наук / Т.А. Матросова. – М. 2006 – 28 с.
27
43Методы обследования речи у детей / под ред. В.В. Чиркиной,
И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО; 2016 – 254 с.
28
Новотворцева Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.
Новотворцева. – М.: Росмэн, 2015 – 192 с.
29
44Обучение детей с задержкой психического развития / под ред.
В.И. Лубовского. – Смоленск, Ин-т коррекционной педагогики РАО; изд-во
«Россияне», 2015 – 356 с.
30
Поливара З.В. К вопросу формирования глагольной лексики у
детей с общим недоразвитием речи / З.В. Поливара // Архивариус. – 2016 –
№ 2 – С. 6 – 9
31
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его
коррекции: учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. – М.: Классике
Стиль, 2003 – 160 с.32
46Специальная психология / под ред. Р.Е. Левиной. – М.:
Просвещение, 2015 – 288 с.
33
47Спирова Л.Ф. Особенности психического развития детей с
тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2015 – 257
с.
34
Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке
дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.:
Просвещение, 2016 – 432 с.
35
48Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в
специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Маяк., 2016
– 258 с.
36
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2006 – 314 с.
37
Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря
дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей / И.А.
Чистякова. – СПб.: КАРО, 2005 – 96 с.
38
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР /
С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997 –
С. 41-47.
39
Шашкина Г.Р., Зимина И.А. Логопедическая работа с
дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина – М., 2003 –
211 с.
40
54Якунина, О.В. Уровень развития общей и мелкой моторики как
фактор формирования графомоторных навыков младших школьников / О.В.
Якунина // Извес. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. Акмеология образования.
Психология развития. – 2014 – № 2 – С. 194-198.
Вопрос-ответ:
Какие особенности формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи часто наблюдаются задержки в формировании словарного запаса. Это связано с трудностями в восприятии и запоминании слов, а также с ограниченностью речевых возможностей. Для таких детей важно организовать специальные занятия по развитию словарного запаса, которые будут учитывать их особенности и помогут им активно усваивать новые слова.
Какие психолого-педагогические аспекты влияют на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи?
Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи зависит от множества психолого-педагогических аспектов. К ним относятся уровень интеллектуального развития, особенности психомоторного развития, уровень развития устной и письменной речи, а также условия обучения и воспитания. Все эти факторы следует учитывать при разработке программы и методов работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Какой аспект развития речи является основным для старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Один из основных аспектов развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи - это формирование словарного запаса. Знание большого количества слов позволяет детям лучше выражать свои мысли и адекватно воспринимать окружающий мир. Поэтому в работе с такими детьми особое внимание следует уделить расширению и углублению их словарного запаса.
Какие методы и подходы используются в работе с детьми с общим недоразвитием речи для формирования словаря?
В работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи используются различные методы и подходы для формирования словаря. Это могут быть игровые упражнения, работа с карточками с изображением предметов, рассказы, чтение книг, а также использование компьютерных программ и интерактивных уроков. Все эти методы и подходы помогают детям лучше усваивать новые слова и активно использовать их в речи.
Какие особенности формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Одной из особенностей формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неполноценное и неравномерное пополнение лексикона. У них может быть ограниченный запас слов и они могут испытывать трудности в использовании и понимании новых слов. Также, они могут проявлять проблемы с выдерживанием смысловых связей между словами и затрудняться в правильном употреблении слов в контексте.
Какое психолого-педагогическое понятие об особенностях формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи есть?
Психолого-педагогическое понятие, связанное с особенностями формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, включает в себя понятия различных этапов развития речи в онтогенезе. Это означает, что словарь ребенка формируется постепенно с учетом его возрастных особенностей и психологического развития.
Какие есть этапы развития речи в онтогенезе?
В развитии речи в онтогенезе выделяют несколько этапов. Первый этап - переход от бессознательной к сознательной регуляции процессов речедеятельности. Второй этап - формирование словесного словаря, где ребенок начинает активно использовать и запоминать новые слова. Третий этап - формирование абстрактно-логического мышления и развитие речи как средства мыследеятельности. На каждом из этих этапов формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть свои особенности.
Что может вызывать трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в использовании и понимании новых слов?
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в использовании и понимании новых слов по нескольким причинам. Одна из причин - ограниченный словарный запас, что затрудняет усвоение новых слов. Другая причина - недостаточное понимание основных значений слов в контексте и затруднение в применении слов в нужных ситуациях.
Что такое общее недоразвитие речи у старших дошкольников?
Общее недоразвитие речи у старших дошкольников - это патологическое состояние, при котором наблюдается задержка или отклонение в развитии речи детей данного возраста. Оно может проявляться в различных формах, включая недостаточный словарный запас и ограниченную грамматическую компетенцию.
Как происходит формирование словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Формирование словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи может происходить с определенными трудностями. Они могут испытывать затруднения в запоминании и усвоении новых слов, а также в использовании их в речи. Необходимо использовать специальные методы и приемы для помощи детям в расширении словарного запаса и развитии речи.
Какое психолого-педагогическое понятие связано с развитием речи у старших дошкольников?
С развитием речи у старших дошкольников связано понятие "онтогенез". Онтогенез - это процесс индивидуального развития ребенка, в том числе исследуемый в контексте формирования словаря и развития речи. В ходе онтогенеза у детей происходят изменения и преобразования в познавательной, эмоциональной и социальной сферах, включая развитие речи.
Какие особенности развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть выделены?
Особенности развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включают недостаточный словарный запас, ограниченную грамматическую компетенцию, трудности в произношении звуков и формулировке мыслей. Такие дети могут испытывать затруднения в общении и нуждаются в специальной помощи для развития речи.