Консервация и реставрация музейных предметов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музееведение
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.11.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ 3
1.1История развития реставрационного дела 4
1.2Музейная консервация и реставрация 7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА 13
2.1 Реставрация и консервация изделий из дерева 13
2.2Основные принципы реставрации и консервации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Фрагмент для ознакомления

Одной из основных теоретических предпосылок, на которых базируются современные представления о реставрации, является признание того, что художественно ценный объект, определяющий ее направление, является не творческой идеей древнего мастера, а существующим в наше время памятником с его утратой и утратой более поздние слои. и налаженные связи с архитектурной и пространственной средой. Полностью отвергается старая система представлений, согласно которой реставрация понималась как новое адекватное воплощение замысла. Идея повторного творческого акта, в котором реставратор отождествляется с создателем восстанавливаемого произведения, - иллюзия, не учитывающая огромной разницы в художественном мировоззрении мастеров прошлых эпох. Реставратор влияет не на идеальный художественный образ памятника, а на его материальную структуру. Памятник в своей реальности предстает хранителем художественной и исторической информации, которая, однако, может присутствовать в нем не только явно, но и в скрытой форме, как бы потенциально. Вмешательство реставратора способно раскрыть скрытую часть этой информации, в лучшем случае - с более или менее исчерпывающей полнотой [5].Еще одно общее требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности. Подлинность важна со многих точек зрения. Древнее сооружение, замененное новой копией, теряет ценность как исторический свидетель прошлого, сохраняя ценность только наглядной иллюстрации. Как памятник материальной культуры он больше не существует. Но даже в качестве художественного произведения копия не может претендовать на соответствие оригиналу, как бы идеально она ни была выполнена. Более того, осознание зрителем его подлинности становится непременным условием полноценного восприятия произведения искусства. Частичная потеря подлинности также чувствительна, так или иначе почти неизбежная при реставрации. Отсюда, в первую очередь, особое отношение к замене поврежденных элементов здания. В отличие от обычной ремонтно-строительной практики следует отдавать предпочтение специальным методам армирования, и только в крайних случаях допускается замена исходного материала, что следует считать неизбежным злом. Это общее утверждение в разной степени справедливо в разных случаях. Неважно, идет ли речь о сооружении многовековой древности или относительно недавнем строительстве, о наиболее художественно активных элементах памятника - резных деталях, фресках, обычной кладке стен или скрытых конструкциях. Чем больше исторической или художественной информации несет тот или иной элемент памятника, тем актуальнее становится требование сохранения аутентичности [9].Принцип историзма в реставрации предполагает использование результатов исторических исследований, архивных материалов, изучение технологий и методов при проведении работ по реконструкции памятников. Знание исторических материалов и технологий необходимо при разработке проекта реставрации и помогает мастерам при работе на месте. Использование сохранившихся авторских рисунков, иконографических и фотоматериалов дает возможность провести реставрационные работы и воссоздать исторический памятник с достаточно высокой степенью достоверности. Таким образом, соблюдение принципа историзма является основой комплекса реставрационных задач [11].Эти положения фиксируют только самые общие принципы восстановления. Практически все теоретические работы в этой области отмечают бесконечное множество памятников и реставрационных работ, не допускающих догматического подхода. Поэтому нет и не может быть набора жестких требований, которые реставратор должен выполнять механически. Реставрацию следует рассматривать как специфический творческий процесс. При этом решение о судьбе памятника нельзя доверить одному человеку, каким бы высококвалифицированным он ни был, а подтверждается авторитетным кругом специалистов [9].ЗАКЛЮЧЕНИЕУ истоков создания коллекции культурных ценностей возникла задача их сохранения, актуальная и по сей день. Важность физической сохранности культурных ценностей подтверждается простым фактом: они со временем подвержены процессам разрушения, то есть неизбежно стареют. Таким образом, сохранение их физической основы можно рассматривать как важнейшую задачу общества, которое всегда стремилось сохранить историческую память, которую также несут музейные коллекции. Можно предположить, что важность сохранения материальных объектов культурного наследия со временем будет возрастать, так как с каждым годом возраст артефактов увеличивается, и вместе с тем усугубляются их «возрастные» изменения [1].Развитие науки и технологий в современном мире дает возможность продлевать жизнь культурных ценностей, создавая их качественные копии. Также сложно переоценить важность реставрации, которая сейчас имеет серьезную научную основу и все возможности современных технологий. Однако истинной ценностью является подлинность артефакта, сохранение которого остается приоритетной задачей мирового музейного сообщества. В свете вышеизложенного сохранение музейных коллекций становится одним из важнейших направлений музейной работы [8].Обращение к истории вопроса позволило составить общее представление об условиях и способах хранения художественных коллекций в разные годы, что имеет решающее значение для их современного состояния сохранности.Хорошо известно, что революционные и военные действия являются причиной разрушения и уничтожения культурных ценностей. Однако ретроспективный анализ истории хранения коллекций произведений искусства показал, что до 21 века они часто хранились в неудовлетворительных условиях как из-за отсутствия необходимых знаний, так и из-за недостаточного места для хранения. Тем не менее забота о сохранении культурных ценностей, особенно после Второй мировой войны, стала причиной возникновения и развития научных исследований в этой области, началом формирования представлений о сохранении культурного наследия. Это находит свое отражение в создании многочисленных музейных служб и организаций, которые сегодня считают профилактическую консервацию приоритетом в сохранении произведений искусства, а также методом сохранения художественной и исторической аутентичности объекта. При этом профилактическая консервация определяется как все меры, направленные на снижение вероятности повреждения, разрушения и утраты музейных предметов [11].Консервация и реставрация музеев - трудная и чрезвычайно ответственная работа. Ведь неправильно подобранный или недостаточно проверенный метод устранения повреждений может привести к гибели объекта. Поэтому вопрос о целесообразности, возможностях, последствиях и методах консервации музейной реставрации решают специальные комиссии или реставрационные советы. Их заключение заносится в протокол, а этапы и результаты практической работы с предметом реставраторы музея отражают в специальном документе. Эта информация в сочетании с другой информацией, накопленной за годы и десятилетия реставрационных работ, помогает улучшить их методологию [10].СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М., 2017.Подъяпольский С.С. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов/С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев, T. М. Постникова; Под общ. ред. С. С. Подъяпольского.— М.: Стройиздат, 2018.— 264. с.Чернышева Е.К. Научные и методологические проблемы реставрации: этические аспекты профессиональных отношений // Материалы научно-практической конференции «Реставрация в храме-памятнике» (СПб, 6-7 декабря 2006 г.). № 2, 2006Юренёва, Т.Ю. Музееведение [Текст] : Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренёва. – 3-е изд. испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2016. – 560 с. – («Gaudeamus»).Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 2018.Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации: Справ. пособие. Л., 2010. 302 с.Алмазов Ю.А. Учёт и хранение музейных экспонатов / Ю.А. Алмазов // Советский музей. - 2015. - № 4. - С. 26-40.Беляева И.М. Превентивная консервация как перспективное направление обеспечения сохранности фондов научных библиотек : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Беляева Ирина Михайловна ; - СПбГУКИ ; науч. рук. В.П. Леонов. -Санкт-Петербург, 2011. - 207 с.Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия / Ю.Г. Бобров. - Москва: Эдсмит, 2014. - 344 с.:ил.Девина P.A. Характеристика музейных зданий страны и их технического оборудования (по материалам анкет) / P.A. Девина, И.В. Илларионова, В.А. Бойко // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. ВЦНИЛКР. -Москва, 2018. - Вып. 4(34). - С. 152-168.Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2012. - 224 с.Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. М., 2006, 36 с. журнал "Мир музея", 2007, № 2 (приложение), 36 с.Брюшкова Л.П. Учет культурных ценностей как новое направление научных исследований // Актуальные проблемы современного музейного дела. Выпуск 8. М., 2010, с.27-34.Славошевская JI.B. Методы защиты музейных коллекций от биоповреждений в Государственном Эрмитаже / J1.B. Славошевская, В.А.Социальные функции музея: споры о будущем / Е.Г. Ванслова [и др.] // На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры; под ред. Н.А.Никишина. -Москва, 2019.-С. 186-204.Странский 3. Понимание музееведения / 3. Странский // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. / НИИ культуры ; отв. ред. Е.Е. Кузьмина. - Москва, 2011. -с.8-26.Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение / Д.И. Тверская // Музейное дело. Музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. - Москва, 2012. - с.61-90.Успенская C.B. Биологический контроль в музее: методич. рекомендации / С.В.Успенская, В.И.Кобякова, Л.В.Славошевская. - Санкт-Петербург: ИПЦ СПГУТД, 2017. - Вып. II: хранителю военного музея. - 72 е.: ил.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: учеб. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов / Л.М. Шляхтина, C.B. Фокин. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2010. -160 с.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. - Москва: Высшая школа, 2010. - 183 с.:ил.

1. Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М., 2017.
2. Подъяпольский С.С. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов/С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев, T. М. Постникова; Под общ. ред. С. С. Подъяпольского.— М.: Стройиздат, 2018.— 264. с.
3. Чернышева Е.К. Научные и методологические проблемы реставрации: этические аспекты профессиональных отношений // Материалы научно-практической конференции «Реставрация в храме-памятнике» (СПб, 6-7 декабря 2006 г.). № 2, 2006
4. Юренёва, Т.Ю. Музееведение [Текст] : Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренёва. – 3-е изд. испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2016. – 560 с. – («Gaudeamus»).
5. Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 2018.
6. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации: Справ. пособие. Л., 2010. 302 с.
7. Алмазов Ю.А. Учёт и хранение музейных экспонатов / Ю.А. Алмазов // Советский музей. - 2015. - № 4. - С. 26-40.
8. Беляева И.М. Превентивная консервация как перспективное направление обеспечения сохранности фондов научных библиотек : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Беляева Ирина Михайловна ; - СПбГУКИ ; науч. рук. В.П. Леонов. -Санкт-Петербург, 2011. - 207 с.
9. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия / Ю.Г. Бобров. - Москва: Эдсмит, 2014. - 344 с.:ил.
10. Девина P.A. Характеристика музейных зданий страны и их технического оборудования (по материалам анкет) / P.A. Девина, И.В. Илларионова, В.А. Бойко // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. ВЦНИЛКР. -Москва, 2018. - Вып. 4(34). - С. 152-168.
11. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2012. - 224 с.
12. Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. М., 2006, 36 с. журнал "Мир музея", 2007, № 2 (приложение), 36 с.
13. Брюшкова Л.П. Учет культурных ценностей как новое направление научных исследований // Актуальные проблемы современного музейного дела. Выпуск 8. М., 2010, с.27-34.
14. Славошевская JI.B. Методы защиты музейных коллекций от биоповреждений в Государственном Эрмитаже / J1.B. Славошевская, В.А.
15. Социальные функции музея: споры о будущем / Е.Г. Ванслова [и др.] // На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры; под ред. Н.А.Никишина. -Москва, 2019.-С. 186-204.
16. Странский 3. Понимание музееведения / 3. Странский // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. / НИИ культуры ; отв. ред. Е.Е. Кузьмина. - Москва, 2011. -с.8-26.
17. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение / Д.И. Тверская // Музейное дело. Музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. - Москва, 2012. - с.61-90.
18. Успенская C.B. Биологический контроль в музее: методич. рекомендации / С.В.Успенская, В.И.Кобякова, Л.В.Славошевская. - Санкт-Петербург: ИПЦ СПГУТД, 2017. - Вып. II: хранителю военного музея. - 72 е.: ил.
19. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: учеб. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов / Л.М. Шляхтина, C.B. Фокин. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2010. -160 с.
20. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. - Москва: Высшая школа, 2010. - 183 с.:ил.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются при реставрации и консервации музейных предметов из дерева?

При реставрации и консервации музейных предметов из дерева используются различные методы, включая чистку, укрепление и восстановление поврежденных элементов, покрытие защитными составами и т. д.

Какие основные принципы лежат в основе реставрации и консервации музейных предметов из дерева?

Основными принципами реставрации и консервации музейных предметов из дерева являются сохранение и восстановление их исторической и художественной ценности, использование безопасных и устойчивых материалов и методов, а также соблюдение этических норм и принципов музейного дела.

Как исторически развивалось реставрационное дело?

Реставрационное дело имеет давнюю историю, которая начинается еще в древности. Однако современные представления о реставрации и консервации музейных предметов из дерева формировались в течение последних нескольких столетий и связаны с развитием научных методов и технологий, а также с изменениями в понимании целей и задач реставрации.

Что включает в себя музейная консервация и реставрация?

Музейная консервация и реставрация включают в себя комплекс мероприятий по сохранению, восстановлению и представлению музейных предметов для их экспозиции и исследования. Это включает в себя не только ремонт и восстановление поврежденных элементов, но и разработку и применение методов сохранения и защиты музейных предметов от вредных воздействий окружающей среды и времени.

Какие источники были использованы при написании статьи о консервации и реставрации музейных предметов?

При написании статьи использовались различные источники, включая научные публикации, книги, статьи в специализированных журналах, а также материалы исследовательских и музейных учреждений. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какова история развития реставрационного дела?

История развития реставрационного дела включает в себя множество этапов. В древние времена реставрация и консервация музейных предметов осуществлялись, преимущественно, для сохранения их внешнего вида и привлекательности. В средние века использовались различные техники и материалы, которые не всегда соответствовали современным стандартам. В XIX веке появились первые систематические научные исследования в области реставрации и консервации. Сегодня реставрация и консервация основаны на применении современных научных методов исследования и технологий.

Чем отличается музейная консервация от реставрации?

Музейная консервация и реставрация имеют свои особенности и задачи. Музейная консервация направлена на сохранение музейных предметов без вмешательства в их структуру и оригинальность. Этот процесс включает в себя описание, исследование, документирование, упаковку и хранение предметов. Реставрация же осуществляется при необходимости восстановления или воссоздания внешнего вида музейных объектов с использованием различных методов и материалов.

Какие методы используются при реставрации и консервации предметов из дерева?

При реставрации и консервации предметов из дерева применяются различные методы. Один из основных методов - это удаление утраченных или поврежденных элементов и замена их новыми, с сохранением оригинальной формы и стиля. Также используется метод стабилизации, который направлен на укрепление деревянных элементов с помощью специальных консервационных материалов. Еще один метод - ретушь, который позволяет воссоздать утраченные детали или закрыть повреждения. При реставрации и консервации изделий из дерева также применяются методы очистки, защиты от вредителей, и регулировки влажности и температуры для сохранения предметов.

Как выглядит история развития реставрационного дела?

История развития реставрационного дела представлена во 2 главе статьи "Консервация и реставрация музейных предметов".