Система деятельности социального педагога в школе: специфика, основные направления и технологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 22.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5
1.1 Сущность и специфика деятельности социального педагога 5
1.2 Основные технологии деятельности социального педагога 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Диагностика социально-педагогической поддержки младших школьников 14
2.2 Экспериментальная работа по внедрению системы социально-педагогической поддержки младших школьников 21
2.3 Рекомендации по совершенствованию социально-педагогической поддержки младших школьников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33


Фрагмент для ознакомления

Работа будет сосредоточена на развитии групповой сплоченности эмпатии и развитии аффективности. [9, с. 54]Цель четвертого урока - развить сочувствие. В ходе курса вы будете работать над распознаванием эмоционального состояния человека. У школьников будет возможность почувствовать себя в центре внимания через групповое взаимодействие. Также важно развивать сочувствие.Пятый урок направлен на развитие умения эффективно общаться между учениками, находить точки соприкосновения и снимать эмоциональное напряжение.Цель шестого класса - развить способность выражать сочувствие и научиться удовлетворять потребности эмоциональной близости. Во время забега вы разовьете способность ставить себя на место другого человека, также научитесь выражать сочувствие, сопереживание.В седьмом классе ученики учатся понимать и принимать свои чувства и эмоции. Для этого в классе используется метод незавершенных предложений, а также игровое упражнение «Я и мое настроение».Восьмой урок заключается в формировании у школьника положительных чувств и эмоций.В ходе занятия у учащихся формируется доброжелательное отношение к другим людям, формируется умение видеть, прежде всего, положительные качества других людей. Каждому даётся возможность ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку. На девятом занятии осуществляется закрепление всех полученных знаний. Практикуется развитие способности понимать и изображать эмоции. Во время проведения исследования нами была изучена соответствующая литература различных авторов, посвященная проблеме финансовой грамотности. Были приведены мнения различных авторов и проведен их сравнительный анализ.На следующем этапе нами была на теоретическом уровне выделена и описана структура понятия «Эмоциональный интеллект», соответствующая мнениям различных авторов.В начале исследования мы выдвинули гипотезу, что программа, составленная нами позволить повысить уровень эмоционального интеллекта у младших школьников, принимавших участие в исследовании.По показателям математической статистики, полученной в результате исследования, можно заключить, что гипотеза подтверждается. В процессе проведения исследования появились тенденции к разделению выборки на две группы: учащихся до развивающих занятий и учащихся после развивающих занятий.В результате исследования можно сказать, что уровень вербализации и идентификации как основных структурных компонентов эмоционального интеллекта повысился после сеансов развития, поэтому можно ожидать долгосрочного результата. Это свидетельствует об эффективности классового комплекса. На уроках детям было интересно, что происходит, это разнообразило их школьную жизнь. [8]В целом задания детям давались легко, но при этом возникали сложности. Эти трудности выражались в непонимании эмоций других детей и своих собственных. Но в процессе выполнения заданий и нашей помощи мальчик справился с задачей. Большинству детей понравилась игра «Облака». В этой игре они играли роль облаков и показывали разные формы.Словом, можно сказать, что упражнения «полюбились» детям и на занятиях царила дружеская атмосфера. Результаты нашего исследования могут быть использованы для повышения уровня эмоционального интеллекта у школьников, а наша программа может применяться в различных тренировках, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта.2.3 Рекомендации по совершенствованию социально-педагогической поддержки младших школьниковЭкспериментальная апробация эффективности содержания педагогического сопровождения процесса социальной адаптации младших школьников на начальном этапе обучения включала в себя 3 направления. В первую очередь, нами была проанализирована работа специалистов в образовательной организации по проблеме социальной адаптации младших школьников. К таковым специалистам мы отнесли социального педагога, психолога, классного руководителя. [5, c.33]Был изучен опыт работы социального педагога Бакшаевой В. И. МАОУ СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов г. Перми. Основной целью работы социального педагога по указанной выше проблеме определена адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Профессиональная деятельность социального педагога в соответствии с требованиями направлена на решение следующих задач: - формирование адекватного представления о школьной жизни; - осознание ребенком специфики позиции школьника; - выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; - повышение школьной мотивации. Для достижения цели названным выше специалистом проводятся следующие мероприятия, о которых пойдет речь ниже. В данной учебной организации работает воскресная школа, в которой дети готовятся к обучению в школе. На начальном этапе обучения организуются классные часы, которые проводит классный руководитель, посвященные вопросам социальной адаптации ребенка в школе. Например, знакомство с правилами поведения в школе, помогающие ребенку овладеть ролью ученика. Далее происходит сбор информации о детях. Данная работа осуществляется совместно с психологом, который проводит различные диагностические методики по изучению уровня адаптации к школе. А также информация о типе семьи и всех ее особенностей. При необходимости посещаются семьи учащихся, что дает наиболее полную информацию о ребенке. Индивидуальные беседы с родителями также организуются по просьбе руководителя класса. По мере необходимости проводятся профилактические беседы с детьми и их родителями, а также индивидуальные беседы с детьми.При необходимости нанимается школьный инспектор для проведения профилактических бесед.Результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы. Количество детей с популярным статусом увеличилось на 2 человека (8%). Количество детей с льготным статусом увеличилось на 3 человека (12%). Количество брошенных детей уменьшилось на 4 человека (15%). Количество изолированных детей уменьшилось на 1 человека (4%). Поэтому дети с неблагополучным состоянием по данной методике к группе не относятся.Разработанная нами программа стала органичным дополнением существующей практики школьных специалистов по решению проблемы социальной адаптации учащихся на начальном этапе обучения.Кроме того, в рамках разработанной нами программы родители участвовали в совместных мероприятиях на эту тему, с которыми было организовано 2 встречи для координации действий школы и семьи. В пилотном исследовании мы поставили диагноз уровня социальной адаптации школьников: вход и выход.После формирующего опыта мы проводим контрольный эксперимент, цель которого - заново определить уровень развития ценностных и смысловых качеств школьников. В контрольном эксперименте применялись те же приемы, что и на стадии подтверждающего эксперимента.8 школьников показали высокий уровень развития ценностно-смысловых качеств.Дети готовы помочь, умеют быть благодарными, уважать пожилых людей, добрые, трудолюбивые, инициативные, активные в учебе и дальнейшем обучении, имеют творческую ориентацию, культуру речи и общения, их действия нравственны и ответственны, дети проявляют любовь к Родине, интерес к родной культуре и истории своего края, их отличает постоянное проявление школьного патриотизма.На промежуточном уровне было выявлено 15 школьников, которые не всегда готовы помочь, не всегда проявляют благодарность, менее дружелюбны, трудолюбивы, инициативны, активны в учебе и повышении квалификации, иногда стараются избегать ответственности за свои действия, имеют менее развитую речь и культура общения. В целом дети стали толерантнее к другим, положительно относятся к своей национальности и заботятся о малышах.У 2-х учеников низкий уровень, дети часто совершают ошибки, за которые не хотят нести ответственность, редко готовы помочь, не умеют быть благодарными, часто враждебны в общении со сверстниками, они отличаются безынициативностью и активностью в учебе и дальнейшем обучении, имеют низкий уровень развития культуры речи и общения, не интересуются культурой и историей своей Родины, не проявляют школьного патриотизма. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике уровня развития ценностно-значимых качеств школьников экспериментальной группы.Поэтому оказание педагогической поддержки учителем считается необходимым условием безопасного социального развития школьников в педагогическом процессе, способствующего сохранению нравственной целостности детской психики, развитию их социальных отношений, творческому развитию. ребенка и повышение его свободы принимать и воплощать творческие решения во всех сферах жизни.Итак, по результатам реализации программы, в соответствии с результатами анализа и обобщения полученных данных, ее участники приобрели средний и высокий уровень социальной адаптации, сформировались продуктивные модели поведения, способствующие учебной деятельности. Дети знают правила поведения в школе и придерживаются их, установлены благоприятные для учебной деятельности формы межличностных отношений. Сократилось количество детей со статусом отверженных, обособленных, безнадзорных, в группе испытуемых наблюдался только высокий и средний уровень академической мотивации. ЗАКЛЮЧЕНИЕПоступая в школу, ребенококазывается в принципиально новом для него пространстве. Он осваиваетновую социальную роль со своими особенностями, правилами иобязанностями. При организации педагогического сопровождения нужно учитывать, чтов принципиально изменившемся мире изменился сам человек.Информационный поток буквально заполнил собой весь мир человека, в связис чем, изменились потребности и возможности людей. Примечательно, что задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в соединении ребенка с обществом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном обучении. другой способ: помочь социализировать ребенка в мире. Это занятие нацелено на то, чтобы в корне изменить жизнь ребенка. Поэтому цель деятельности социального педагога - создать камфорное психологическое состояние ребенка, удовлетворить все его потребности с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, образовательных механизмов для предотвращения и преодоления явлений. негативы в семье, школе, ближайшем окружении и других обществах. Прежде чем приступить к своей работе, социальный педагог должен хорошо представлять и понимать особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Ребенок должен полностью доверять социальному педагогу и сталкиваться с другом, товарищем и помощником. Особенность процесса заключается в том, что ребенок не всегда осознает свою проблему социализации и по этой причине не может рассказать об этом социальному педагогу. Ребенок тоже может им отказать. Поэтому социальный педагог должен самостоятельно выявить проблемы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему в процессе социализации. Социальный педагог пытается вовлечь ребенка в разговор, после чего он начинает понимать проблемы ребенка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВАбдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебное пособие. – Москва: Академия, 2018. – 274 с.Амонашвили, Ш.А. Без сердца что поймем. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 326 с.Амонашвили, Ш.А. Истина школы. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 110 с.Архипова, И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 616 с.Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его. — М.: Знание, 2017. — 916 с.Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории– М.: Педагогика, 2016. – 1224 с.Веракса, Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 348 с.Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике. – М.: Проспект, 2017. - 1775 с.Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2017. – 440 с.Голоменникова, О. А. Психология. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 203 с.Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 332 с.Иваненко, И.А. Педагогика. М.: Проспект, 2017. – 412 с.Калачева Л. А. Педагогика. – М., 2018. – 135 с.Ключко. О.И. Гендерная психология и педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 443 сКозлова, Т.А. Школьная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 616 с.Колесова, Ю.В. Психология и педагогика. Учебник. В 2 частях. Часть 2. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 336 с.Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 1736 с.Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика. Учебник для СПО. – М.:Юрайт, 2017. – 427 с.Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 1272 с.Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 1488 с.Орлова, Г.А. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 1492 с.Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 1192 с.Подласый, И.П. Педагогика. В 2 томах. Том 2. Практическая педагогика. Учебник. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Юрайт, 2017. – 442 с.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.Сластенин, В.А. Психология и педагогика. В 2 частях. Часть 1. Психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 260 с.Торохтий, В.С. Социальная педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 442 с.Уварова, Р.П. Школьная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 434 с.Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 212 с.Фромм, Э. Кризис психоанализа. – М.: АСТ, 2017. – 236 с.Чернявский, А.Г. История образования и педагогической мысли. Том 1. История. – М.: Инфра-М, 2017. – 524 с.ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1 - Критерии и уровни развития эмоционального интеллекта младших школьниковКритерииУровниВысокийСреднийНизкийЭмоциональная отзывчивость на происходящие события;Гармония с окружающим миром и умение быстро реагировать на происходящие событияСпособность отзываться на происходящие событияНевозможность или низкая способность отзываться на происходящие событияСтепень готовности к переживанию возможных эмоцийНепосредственность и откровенность проявления своих эмоциональных переживанийАдекватное переживание различных эмоцийСильные эмоциональные реакции (грубость, оскорбления), склонность к депрессивным состояниямПонимание и осознание своих и чужих эмоций, чувств;Высокий уровень понимания и осознания своих и чужих эмоций, наличие стремления развиваться и помогать в этом окружающимСпособность понимать и осознавать свои и чужие эмоции, чувстваНевозможность или низкая способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Абдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебное пособие. – Москва: Академия, 2018. – 274 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Без сердца что поймем. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 326 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Истина школы. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 110 с.
4. Архипова, И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 616 с.
5. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его. — М.: Знание, 2017. — 916 с.
6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории– М.: Педагогика, 2016. – 1224 с.
7. Веракса, Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 348 с.
8. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике. – М.: Проспект, 2017. - 1775 с.
9. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2017. – 440 с.
10. Голоменникова, О. А. Психология. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 203 с.
11. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 332 с.
12. Иваненко, И.А. Педагогика. М.: Проспект, 2017. – 412 с.
13. Калачева Л. А. Педагогика. – М., 2018. – 135 с.
14. Ключко. О.И. Гендерная психология и педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 443 с
15. Козлова, Т.А. Школьная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 616 с.
16. Колесова, Ю.В. Психология и педагогика. Учебник. В 2 частях. Часть 2. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 336 с.
17. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 1736 с.
18. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика. Учебник для СПО. – М.:Юрайт, 2017. – 427 с.
19. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 1272 с.
20. Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 1488 с.
21. Орлова, Г.А. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 1492 с.
22. Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 1192 с.
23. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 томах. Том 2. Практическая педагогика. Учебник. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Юрайт, 2017. – 442 с.
24. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
25. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. В 2 частях. Часть 1. Психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 260 с.
26. Торохтий, В.С. Социальная педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 442 с.
27. Уварова, Р.П. Школьная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 434 с.
28. Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 212 с.
29. Фромм, Э. Кризис психоанализа. – М.: АСТ, 2017. – 236 с.
30. Чернявский, А.Г. История образования и педагогической мысли. Том 1. История. – М.: Инфра-М, 2017. – 524 с. 

Вопрос-ответ:

Какая роль и задачи у социального педагога в школе?

Социальный педагог в школе выполняет ряд важных ролей и задач. Он помогает воспитателям и учителям разрабатывать планы и программы работы по социализации и интеграции учащихся. Он также оказывает помощь детям, которые сталкиваются с проблемами в обучении, деятельности и внешними факторами. Основные задачи социального педагога - это формирование позитивной социальной среды в школе, предупреждение и предотвращение негативных явлений, а также поддержка социально незащищенных детей.

Какие технологии использует социальный педагог в своей работе?

Социальный педагог в своей работе использует различные технологии, которые помогают ему эффективно взаимодействовать с учащимися и решать проблемы. Некоторые из таких технологий включают в себя индивидуальные и групповые консультации, психокоррекцию, тренинги по развитию социальных навыков, работу с родителями и другими специалистами. Он также может применять игры, методы проектной деятельности и различные педагогические техники для разрешения конфликтных ситуаций и создания позитивной атмосферы в классе.

Какими инструментами социальный педагог пользуется для диагностики социально-педагогической поддержки младших школьников?

Для диагностики социально-педагогической поддержки младших школьников социальный педагог может использовать различные инструменты. Это могут быть анкеты и опросники для детей, родителей и учителей, наблюдения за поведением и активностью ребенка, беседы и интервью с учащимися, а также анализ школьной документации и результатов обучения. Такие инструменты позволяют социальному педагогу оценить текущую ситуацию, выявить возможные проблемы и разработать индивидуальные планы поддержки для детей.

Какие основные направления деятельности социального педагога в школе?

Основные направления деятельности социального педагога в школе включают: работу с учащимися, оказание социальной поддержки, разработку и проведение программ и проектов, взаимодействие с родителями и другими специалистами, выполнение организационных и административных задач.

Какую роль играет социальный педагог в работе с младшими школьниками?

Социальный педагог играет важную роль в работе с младшими школьниками. Он помогает детям справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами, развивает их социальные навыки, помогает им адаптироваться в новой среде, оказывает поддержку и помощь в решении различных проблем.

Какие технологии использует социальный педагог в своей работе?

Социальный педагог использует различные технологии в своей работе. К ним относятся: диагностические методы, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги и психологические практики, социально-педагогическое сопровождение, разработка и реализация программ и проектов.

Как происходит диагностика социально-педагогической поддержки младших школьников?

Диагностика социально-педагогической поддержки младших школьников происходит путем анализа различных аспектов их жизни, включая взаимоотношения с родителями, уровень самооценки, эмоциональное состояние, уровень социализации и многое другое. В результате диагностики определяется необходимость и форма социально-педагогической поддержки.

Какими результатами может завершиться экспериментальная работа социального педагога с младшими школьниками?

Экспериментальная работа социального педагога с младшими школьниками может завершиться различными результатами. Это может быть улучшение социальных навыков и адаптации детей, снижение конфликтов, повышение уровня самооценки, улучшение учебных показателей, развитие эмоциональной стабильности и другие положительные изменения.

Какой основной вопрос рассматривается в статье?

Основной вопрос, рассматриваемый в статье, - это система деятельности социального педагога в школе: ее специфика, основные направления и технологии.