Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектной деятельности по иностранному языку.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 26.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности использования проектной методики на уроках иностранного языка 4
1.1. Метод проекта в системе развивающего обучения 4
1.2.Особенности развития познавательной активности при использовании проектной технологии в обучении иностранным языкам 9
Глава 2. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников на уроках иностранного языка, посредством проектной деятельности 14
2.1.Программа опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности 14
2.2. Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка, для развития познавательной активности 19
Заключение 29
Список литературы 33
Для анализа опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников нами были вновь реализованы представленные диагностические методики. Проанализируем полученные результаты. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина.Рис. 4 Мотивы развития познавательной активности в КГ и ЭГ группах (контрольный этап)После реализации формирующего этапа эксперимента с детьми из ЭГ было определено, что в указанной группе увеличилось число детей с ориентацией на мотив долга и ответственности в контексте познавательной активности, при этом важно отметить, что у детей младшего школьного возраста сформировался мотив содержания учения – 25%, что указывает на становление активной позиции детей в рамках познавательного развития (Рис. 4). Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской. Рис. 5 Уровень познавательной активности в КГ и ЭГ группах (контрольный этап) Анализируя данные из рисунка 5, стоит отметить, что после применения средств информационных технологий в процессе обучения детей из ЭГ отметилась положительная динамика в рамках познавательной активности детей. Это определено тем, что в ЭГ полностью отсутствуют дети с низким показателем познавательной активности, при этом увеличилось число детей младшего школьного возраста с высоким уровнем познавательной активности, а также со средним показателем, что также указывает на положительную динамику в контексте формирования познавательной активности. Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской. Рис. 6 Уровень познавательной самостоятельности в КГ и ЭГ группах (контрольный этап)Ориентируясь на данные из рисунка 6 выделим, что у детей из ЭГ также повысился уровень познавательной самостоятельности. Это определено тем, что у младших школьников на этапе контрольного эксперимента у детей определен высокий показатель познавательной активности – 58%, а также в ЭГ отсутствуют дети с низким уровнем познавательной активности.Итак, контрольный этап эксперимента показал, что в рамках ЭГ наблюдаются положительные изменение, касающиеся формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста. Это выражается в том, что дети стали ориентироваться на мотив содержания учения. При этом необходимо выделить повышения уровня познавательной активности и самостоятельности, что способствовало сокращению числа детей с низким показателем познавательной активности.Представленные результаты контрольного этапа эксперимента указывают на эффективность проведенной работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности по иностранному языку. Выводы по 2 главеАнализ опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников базировался на трех этапах работы: 1 этап - констатирующий эксперимент 2 этап - формирующий эксперимент 3 этап – контрольный экспериментаМетодики исследования:Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина).Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. ГорчинскойМетодика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской.По итогам контрольного этапы было определено, что дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень познавательной активности и самостоятельности, при этом они не ориентируются на мотив содержания учения. На контрольном этапе было определено, что реализованная программа имеет эффективность, что выражается на повышении уровня познавательного интереса и познавательной активности. ЗаключениеАнализ литературы по проблеме исследования показал, что познавательная активность младших школьников представляет собой целенаправленный процесс по изучению предметов и явлений. Проблема формирования и развития познавательной активности младших школьников рассматривается в рамках психологических, возрастных и личностных особенностей детей. Развитие познавательной активности зависит от специфики выбранных методов работы, направленных на формирование у детей мотивации к дальнейшему процессу развития.На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование уровня познавательной активности младших школьников.при помощи следующих методик:Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина).Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. ГорчинскойМетодика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской.Диагностика помогла оценить уровень познавательной активности детей. На констатирующем этапе было выявлено, существуют различия между контрольной и экспериментальной группой.Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы. Нами была разработана система работы, основанная на реализации ИКТ в различной форме, а именно:- игровая деятельность;- метод проекта;- тренажеры-презентации и тренажеры-программы. Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень развития познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп, а также проводился сравнительный анализ полученных данных.Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп показывает значительное преобладание положительной динамики у детей экспериментальной группы. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы по формированию познавательной активности у младших школьников средствами проектной деятельности по иностранному языку.К числу факторов, обуславливающих необходимость использования проектной технологии, следует отнести: 1) ее ярко выраженную коммуникативную направленность; 2) расширение кругозора обучаемых, развивающую, образовательную и воспитательную ценность; 3) повышение мотивации и интереса к изучению иностранного языка; 4) развитие навыков и умений самостоятельной работы; 5) более широкие для учителя возможности изучения индивидуальных особенностей каждого ученика. В совокупности всех данных факторов проектная технология готовит учащихся к реальному межкультурному общению, обеспечивая таким образом практическую возможность использования иностранного языка в ситуациях, максимально приближенных к естественным.В настоящее время широко используется метод проектов в связи с активным внедрением информационных технологий в образовательном процессе. В методике преподавания иностранных языков в настоящее время всё острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, «в их реальном участии в различных мероприятиях». Как сформировать стойкую положительную мотивацию учеников к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста учеников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – метод проектов. В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Метод проектов может быть включен в различные формы общей системы работы над изучаемым языком. Проектная деятельность помогает расширить кругозор, обогащает учеников творческим и практическим опытом. Используя метод проектов, удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Метод проектов формирует у учеников коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Метод проекта ценен тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это, как известно, является необходимым компонентом образования в настоящее время. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что именно студент, а не преподаватель определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация. Иными словами, проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oo-kalina.ru/fgosАриян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: Флинта: Наука, 2017.Богатырко А.О. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при обучении иностранному языку / А.О. Богатырко [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2015. - № 12. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5143Бычковская, Е.В., Гончаренко, А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников / Е.В.Бычковская // Иностранные языки в школе. - 2018. - 201с.Григорьева Е.Я., Резникова А.И. Методические рекомендации по работе с иноязычными комиксами на занятиях по иностранному языку // Иностр. языки в школе. - 2016. - № 4. - С. 30-34. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка./Т.В. Душеина. -Иностранные языки в школе./ --2013.-№5 https://refdb.ru/look/1623106.html https://refdb.ru/look/1623106.html https://kopilkaurokov.ru/ http://nsportal.ru/ http://pandia.ru/Калянова, Л.М. Использование интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку / Л.М. Калянова // Перспективы науки. - Тамбов : ТМБпринт. - 2014. - № 10(61). -С.31-34.Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2012.Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itlt/edu.nstu.ru/.Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. //Народное образование. - 2015. - № 2.Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика. 2011. № 17. С. 21.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2014.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; подред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста // ИЯШ. - 2013. - № 5.Панфилова, Л.В. Доклад на тему: Использование метода проектов на уроках немецкого языка. / Л.В. Панфилова. – Инфоурок / Иностранные языки/. 2016. – https://infourok.ruПахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2015. - 112 с.Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : пособие для учителей и учеников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2013. - 112 с.Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2. - С. 3-10.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. /Е.С.Полат. – Иностранные языки в школе. 2010. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2018. - 272 с.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2017.Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. - М. - Киров: ВятГГУ, 2013.Сальникова Т. П. Педагогические технологии. - М.: Сфера, 2010.Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб, пособие. М., 2015.Силкина, И.В. Проектная деятельность как способ реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка. /И.В.Силкина. – Школа./иностранные языки/. 2015.- http://nsportal.ru/Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Российская школа и Интернет: тезисы докладов на Всероссийской науч.-практ. конф. СПб., 2011.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку. URL: http://www. eidos.ru/journal/2018/0201-8.htm.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: eidos/journal/2015/1212. htm.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: метод, пособие. 2-е изд. М., 2013.Шаповалова Л.И., Еорбачева А.Д. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку учащихся средней школы // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 3. С. 101.
2. Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: Флинта: Наука, 2017.
3. Богатырко А.О. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при обучении иностранному языку / А.О. Богатырко [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2015. - № 12. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5143
4. Бычковская, Е.В., Гончаренко, А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников / Е.В.Бычковская // Иностранные языки в школе. - 2018. - 201с.
5. Григорьева Е.Я., Резникова А.И. Методические рекомендации по ра¬боте с иноязычными комиксами на занятиях по иностранному языку // Иностр. языки в школе. - 2016. - № 4. - С. 30-34.
6. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка./Т.В. Душеина. -Иностранные языки в школе./ --2013.-№5 https://refdb.ru/look/1623106.html https://refdb.ru/look/1623106.html https://kopilkaurokov.ru/ http://nsportal.ru/ http://pandia.ru/
7. Калянова, Л.М. Использование интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку / Л.М. Калянова // Перспективы науки. - Тамбов : ТМБпринт. - 2014. - № 10(61). -С.31-34.
8. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3.
9. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2012.
10. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itlt/edu.nstu.ru/.
11. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. //Народное образование. - 2015. - № 2.
12. Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной обла¬сти «Информатика и информационные техно-логии» // Информатика. 2011. № 17. С. 21.
13. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2014.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; подред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
15. Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста // ИЯШ. - 2013. - № 5.
16. Панфилова, Л.В. Доклад на тему: Использование метода проектов на уроках немецкого языка. / Л.В. Панфилова. – Инфоурок / Иностранные языки/. 2016. – https://infourok.ru
17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2015. - 112 с.
18. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : пособие для учи¬телей и учеников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2013. - 112 с.
19. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.
20. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Ино-странные языки в школе. - 2010. - № 2. - С. 3-10.
21. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. /Е.С.Полат. – Иностранные языки в школе. 2010.
22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2018. - 272 с.
23. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2017.
24. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образо¬вательной среды ученика. - М. - Киров: ВятГГУ, 2013.
25. Сальникова Т. П. Педагогические технологии. - М.: Сфера, 2010.Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидак¬тика: учеб, пособие. М., 2015.
26. Силкина, И.В. Проектная деятельность как способ реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка. /И.В.Силкина. – Школа./иностранные языки/. 2015.- http://nsportal.ru/
27. Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Российская школа и Интернет: тезисы докладов на Все¬российской науч.-практ. конф. СПб., 2011.
28. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение но¬вых учебных Интернет-материалов в обуче¬ние иностранному языку. URL: http://www. eidos.ru/journal/2018/0201-8.htm.
29. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: eidos/journal/2015/1212. htm.
30. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образова¬тельной среде: метод, пособие. 2-е изд. М., 2013.
31. Шаповалова Л.И., Еорбачева А.Д. Примене¬ние информационно-коммуникационных тех¬нологий в процессе обучения иностранному языку учащихся средней школы // Образова¬ние. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 3. С. 101.
Вопрос-ответ:
Какая методика использовалась для формирования познавательной активности младших школьников по иностранному языку?
Для формирования познавательной активности младших школьников по иностранному языку использовалась методика проектной деятельности.
Какие особенности имеет проектная методика на уроках иностранного языка?
Проектная методика на уроках иностранного языка имеет следующие особенности: она позволяет учащимся самостоятельно исследовать тему, формировать навыки коммуникации на иностранном языке, развивать творческое мышление и применять полученные знания на практике.
Как проектная технология влияет на развитие познавательной активности учеников?
Проектная технология в обучении иностранным языкам позволяет развивать познавательную активность учеников, так как они самостоятельно исследуют тему, ищут информацию, анализируют ее, формулируют вопросы и выводы, что способствует активизации мышления и развитию критического мышления.
Какие результаты были получены в результате опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников?
В результате опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников были получены следующие результаты: ученики стали более активными и инициативными в процессе изучения иностранного языка, развили умение самостоятельно исследовать тему, нашли интерес в изучении нового материала и применении его на практике.
Какие преимущества имеет применение проектной деятельности при изучении иностранного языка у младших школьников?
Применение проектной деятельности при изучении иностранного языка у младших школьников имеет следующие преимущества: повышение мотивации учеников, формирование коммуникативных навыков, развитие творческого мышления, активизация учебной деятельности и применение знаний на практике.
Какие методики можно использовать для формирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка?
Одной из эффективных методик является проектная деятельность, которая позволяет развивать познавательные способности учащихся, активизировать их участие в уроке и стимулировать самостоятельность и творческое мышление.
Как проектная методика способствует развитию познавательной активности у младших школьников?
Проектная методика позволяет младшим школьникам активно участвовать в процессе обучения, выбирать интересующие их темы для изучения, самостоятельно искать информацию, анализировать ее и применять полученные знания на практике. Таким образом, ученики развивают свою познавательную активность и приобретают навыки самостоятельной работы.
Какие особенности развития познавательной активности младших школьников при использовании проектной технологии в обучении иностранным языкам?
При использовании проектной технологии в обучении иностранным языкам, младшие школьники развивают свою познавательную активность через самостоятельное изучение языка, поиск и анализ иноязычной информации, организацию презентаций и проектов на иностранном языке. Это помогает им усвоить язык более глубоко и эффективно, а также развивает их коммуникативные навыки и творческое мышление.
Как опытно-экспериментальная работа помогла формированию познавательной активности у младших школьников на уроках?
Опытно-экспериментальная работа показала, что использование проектной деятельности на уроках иностранного языка способствует формированию познавательной активности учащихся. Ученики становятся более заинтересованными в изучении языка, активно принимают участие в проектах, сами ищут информацию и решают задачи. Это помогает им развить свою познавательную активность и стимулирует интерес к изучению иностранного языка.
Какая роль проектной деятельности в формировании познавательной активности младших школьников по иностранному языку?
Проектная деятельность играет важную роль в формировании познавательной активности у младших школьников по иностранному языку. Она позволяет активизировать учащихся, развивать их коммуникативные и когнитивные навыки, а также стимулирует интерес к изучаемому предмету.