Русская культура 19 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Развитие науки и образования 4
2.Развитие общественной мысли и философии 5
3.Литература, живопись, архитектура 10
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей.Необходимо заметить, что до 30-40-х годов в архитектуре России господствовал классицизм. Однако в конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господства классицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис. Его художественные идеалы, казавшиеся еще недавно незыблемыми, подвергаются сомнению, а затем начинают вызывать все более скептическое отношение. Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение и изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, и новые задачи, вставшие в связи с этим перед архитектурой, и новые идейно-художественные тенденции. Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана  классицизмом. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений.На рубеже веков зарождается уникальный феномен русской культуры – Серебряный век. Серебряный век – это период в отечественной культуре, который относится к началу 20 века. Также следует сказать о хронологическом совпадении эпохи Серебряного века с модернизмом. Эта уникальная эпоха была названа Серебряный веком уже после того, как завершилась – именно так ее стали называть русские эмигранты, считавшие, что эта эпоха является подлинным расцветом русской культуры, сопоставимым с Золотым веком (речь идет о пушкинской эпохе). В первую очередь, расцвет коснулся поэзии. Серебряный век отличается особым интересом к искусству, стремлением им заниматься, в особенности литературой и поэзией, а также живописью. Эпоха Серебряного века подарила нам множество выдающихся шедевров, в то время творили весьма интеллигентные и широко образованные люди. Важно заметить, что несмотря на расцвет искусства, эпоха Серебряного века отличалась такими чертами, как ностальгия, грусть по ушедшему, предчувствие скорой трагедии, краха всех прежних устоев. И все же, Серебряный век – это своего рода итог более обширной эпохи классического искусства в целом. Искусство той эпохи имело тягу к игре, его отличали стилизация, стремление уйти в фантастический мир, осуществить создание уникальной художественной реальности, которая бы имела кардинальные отличия от обыденной действительности. Примером может служить творчество художников петербургского объединения «Мир искусства» и русских поэтов «серебряного века». Именно ими был и создан неповторимый облик русского модерна.В целом, русское искусство Серебряного века основана на синтезе элементов, присущих Ар Нуво, стилизаций неоготического характера, модерна и классицизма. Необходимо также сказать о том, что поэзия Серебряного века связана с феноменом декаданса. Декаданс (франц. decadence – упадок)- это различные явления как общественной, так и духовной жизни, обладающие кризисным характером. Декаданс отличается неприятием окружающего мира и действительности, ярко выраженным индивидуализмом, чувством безнадежности, постоянной тоской по недостижимому идеалу. Декаденты имели острое чувствование бренности бытия, а также им было свойственно напряженно эмоционально переживать необратимость смерти. Что касается сферы искусства, то представители декаданса были разочарованы в старых академических формах, искали новые художественные решения, более сложные, многогранные, способны на хотя бы минимальное отражение противоречий того времени. Наконец, декаданс отличается утонченным эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом.В рамках традиционного искусствознания декадентство (декаданс) представлен в качестве обобщения всех кризисных явлений культуры Европы 2-й половины XIX — начала XX веков. Все эти явления сопровождались такими чертами, как уныние, пессимизм, безнадежность, болезненность, субъективизм, неприятие жизни. Если говорить о художественном выражении этих настроений, то они выражались в близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах, в таких аспектах, как пластика, композиционные построения, разного рода акцентуации. Заключение19 век в истории русской культуры – это период подлинного расцвета. Во-первых, важно сказать о научном расцвете, особенно в России. Во-вторых, наступает золотой век литературы. Пушкин, Гоголь, Тургенев, Лермонтов, Достоевский, Гончаров и многие другие писатели создали подлинные шедевры поэтического и прозаического творчества, поднимая при этом актуальные проблемы того времени и вечные проблемы бытия.Особое внимание нужно обратить на расцвет в области общественной мысли. Это направление ознаменовалось великим спором западников и славянофилов, актуальным до сих пор. Кроме того, религиозная философия готовила почву для последующего формирования самобытной культуры Серебряного века. В философии и культуре Серебряного века большая роль также принадлежит и религиозному направлению. Сугубо философско-теологическое направление представлено идеями Соловьева, Бердяева, Розанова и т.д. Их философские концепции объединяет попытка найти ответы на вопросы относительно места человека в мироздании, проблемы преодоления смерти, духовной реализации человека как личности. Серебряный век вошел в историю русской культуры как очень яркий и самобытный период, отмеченный глубокими духовными поисками. В искусстве Серебряного века, конечно же, на первый план выходит поэзия, наполненная символизмом, утонченным эстетизмом и индивидуальностью.Список литературыАнтюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др. , 2010. - 411 с.Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.phpИстория русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. - М., 2002. Розанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htmСоловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txtЦимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/

Список литературы

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др. , 2010. - 411 с.
2. Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.
3. Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
4. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.php
5. История русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. - М., 2002.
6. Розанов В.В. Русская церковь. М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htm
7. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
8. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.// https://www.twirpx.com/file/1493482/



Вопрос-ответ:

Какое место занимает развитие науки и образования в русской культуре 19 века?

Развитие науки и образования играло важную роль в русской культуре 19 века. В это время были созданы множество научных обществ и учебных учреждений, проведены значительные открытия и научные исследования.

Какие тенденции можно выделить в развитии общественной мысли и философии в 19 веке?

В 19 веке в России были заметны различные тенденции в общественной мысли и философии, включая западничество, славянофильство и народничество. Каждая из этих тенденций имела свою философскую основу и влияла на формирование общественного сознания.

Какое значение имеют литература, живопись и архитектура в русской культуре 19 века?

Литература, живопись и архитектура играли огромную роль в формировании русской культуры 19 века. В этот период было создано множество выдающихся литературных произведений, выпущены значительные произведения живописи, архитектура стала выражением национального духа и стремления к красоте.

Кто стал вершиной развития реалистического искусства в 70-80 годах 19 века?

Вершиной развития реалистического искусства в 70-80 годах 19 века стали творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Они создали множество шедевров, которые стали символом русской живописи.

Какие стили представлены в русской архитектуре 19 века?

В русской архитектуре 19 века распространялся эклектизм, позволяющий использовать элементы самых разнообразных стилей. Однако, стоит отметить, что к середине XIX века начался упадок архитектуры, и господствовал кл.

Какие направления развития были характерны для науки и образования в России 19 века?

В 19 веке в России были заложены основы для развития науки и образования. В этот период были созданы новые университеты и научные общества, открыты лаборатории и библиотеки. Произошло расширение учебных программ и улучшение материального обеспечения школ. Важное место занимали математика, физика, химия, астрономия, медицина и история. Эти направления стимулировали развитие науки и образования в России 19 века.

Как развивалась общественная мысль и философия в 19 веке в России?

В 19 веке в России произошли значительные изменения в общественной мысли и философии. Были созданы философские школы, в которых разрабатывались новые идеи и концепции. Важные темы для русской общественной мысли стали социальная справедливость, народность, национальная идентичность. Философские направления, такие как славянофильство и западничество, стали объектом обсуждения и дебатов. Общественная мысль и философия 19 века в России были разнообразны и прогрессивны.

Какой стиль преобладал в литературе, живописи и архитектуре России 19 века?

В 19 веке в России преобладал реализм как стиль в литературе, живописи и архитектуре. Реалистическое искусство стремилось изображать действительность такой, какая она есть, без излишнего идеализма. В литературе появились выдающиеся реалисты, такие как Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой. В живописи и архитектуре творили Илья Репин и Василий Суриков. Реализм был вершиной развития искусства в России 19 века.

Какие направления развивались в науке и образовании в России в 19 веке?

В 19 веке в России развивались такие направления в науке и образовании, как естественные науки, медицина, математика, физика, химия. В образовании особое внимание уделялось развитию гуманитарных наук, филологии, педагогике.

Какие философские и социальные идеи стали популярными в России в 19 веке?

В 19 веке в России стали популярными философские и социальные идеи романтизма, рационализма, идеи вольнодумия и социального прогресса. Возникло множество общественных и политических движений, которые выражали эти идеи и работали над изменением общественного и политического порядка.