Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 21.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА: ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА, ЛЕЧЕНИЕ 5
1.1 Этиология и патогенез 5
1.2 Клиническая картина 8
1.3 Принципы диагностики бронхиальной астмы 10
1.4 Особенности лечения бронхиальной астмы и вопросы профилактики 12
Выводы по главе 1. 15
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ 17
2.1 Особенности реабилитации пациентов с бронхиальной астмой 17
2.2 Участие медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой 18
Выводы по главе 2. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 27
Дыхательная физическая терапия и дыхательная гимнастика, такие как постуральный дренаж, поколачивание грудной клетки, вибромассаж, управляемый кашель направленные на улучшение отхождения мокроты, а также энергосберегающие техники, формирующие дыхательный паттерн, такие как дыхание через сомкнутые губы, дыхательные тренажеры, диафрагмальное дыхание, дыхание в согнутом положении не улучшают легочную функцию, но имеют вспомогательное значение.В глобальной инициативе по бронхиальной астме (GINA) большое внимание уделяют обучению пациентов индивидуальному подходу. Информированность больных о своем заболевании в целом, методах терапии, правилах пользования ингаляторами и пикфлоуметром, о поведении при приступе БА имеет огромное влияние на достижение контроля заболевания. И в этом роль медицинской сестры просто неоспорима [8]. Для лечения БА существуют различные противоастматические лекарственные средства, разные типы ингаляторов и небулайзеров. Эти факторы могут вызвать немалые затруднения у пациентов.Медицинские сестры учат больного пользоваться ингалятором (рис. 1), так как, большинство пациентов, используют карманный ингалятор неправильно, вследствие чего, состояние ухудшается. Необходимо рассказывать пациенту, что с собой всегда нужно носить карманный ингалятор и следить обязательно за тем, чтобы он был полным. Рисунок 1 - Правила пользования карманным ингаляторомЕсли у пациента начался приступ, нужно его успокоить и проконтролировать совершенную ингаляцию пациентом, так как во время приступа больной склонен применять дозировку больше необходимой и это может привести к передозировке препаратом, что приведет к усилению удушья и снижению реакции пациента на другие препараты.Таким образом, в обязанности медицинской сестры входит контроль за правильностью выполнения той или иной ингаляции с учетом группы медикаментов и типа используемого устройства [6]. Немаловажное значение имеет контроль над течением БА. С целью оценки степени контроля заболевания лучше использовать валидизированные инструменты, такие как AsthmaControlTest (ACT) и опросник AsthmaControlQuestionnaire (ACQ). Они могут использоваться больными для самооценки, позволяют определять изменения клинических симптомов. С помощью данных тестов можно анализировать достигнутые результаты выполненной терапии.Для контроля БА и раннего выявления обострений важно проводить пикфлоуметрию. При начальных признаках обострения астмы наблюдается устойчивое снижение утренней величины пиковой скорости выдоха (ПСВ). Данную процедуру можно сравнить с контролем артериального давления при гипертонии и с измерением уровня глюкозы при сахарном диабете. ПСВ измеряют пикфлоуметром и также ПСВ является важным средством в диагностике и контроле лечения БА. Пикфлоуметры удобны с целью ежедневного мониторирования в амбулаторных условиях. Целесообразно проведение пикфлоуметрии 2 раза в сутки: 1) утром сразу после подъема,2) спустя 12 ч – вечером.Систематическое выполнение этой рутинной методики дает возможность вовремя распознать признаки начинающегося обострения БА и предупредить ухудшение состояния. Измерение ПСВ, ведение дневника помогает больным лучше взаимодействовать с медицинскими работниками, а при ухудшении состояния – самим регулировать свое лечение. Это несомненно снижает зависимость от болезни и дает возможность больным с БА вести активный образ жизни, что трудно переоценить в современных условиях. Обучение пациентов с БА является доказано эффективным.Выводы по главе 2.1. Обучение и реабилитация пациентов – это неотъемлемый в системе медицинской помощи при различных острых и хронических патологиях, в том числе и при бронхиальной астме.2. В медицинскую реабилитацию и обучение больных БА входит комплекс мероприятий, направленных на достижение надежной компенсации заболевания и достижения удовлетворительного контроля астмы (медикаментозное лечение, гипоаллергенный режим, лечебная физкультура, диетотерапия, массаж, физиотерапия, пикфлоуметрия).3. Важный участник в процессе обучения имедицинской реабилитации пациентов с БА – это медицинская сестра. Специфика функций медицинской сестрызаключается в том, что она должна принимать участие в течение всего периода лечения и реабилитации пациента, причем в часто меняющихся условияхи различных отношениях с пациентом и его семьей.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе данной работы была определена роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой.Были ершены следующие задачи данной работы:1)Рассмотрена этиология и патогенез бронхиальной астмы;2)Описана клиническая картина заболевания;3)Определены принципы диагностики бронхиальной астмы;4)Описаны особенности лечения бронхиальной астмы и вопросы профилактики;5)Рассмотрены особенности реабилитации пациентов с бронхиальной астмой;6)Определено участие медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой.Бронхиальной астма – это широко распространенное заболевание органов дыхания, которое занимает ведущее место в структуре хронических бронхолегочных заболеваний.Среди основных симптомов бронхиальной астмы, выделяют следующие наиболее характерные: приступ удушья, кашель. Лечение обострения БА - это важный компонент предотвращения прогрессирования заболевания и развития неблагоприятных исходов. Оказание эффективной помощи пациенту с обострением астмы включает комплекс лечебных мероприятий на амбулаторном и стационарном этапах. Комплексная оценка состояния пациента, своевременно начатая терапия в необходимом объеме, адекватный анализ ее эффективности является основой успешного лечения обострения БА.В медицинскую реабилитацию и обучение больных БА входит комплекс мероприятий, направленных на достижение надежной компенсации заболевания и достижения удовлетворительного контроля астмы(медикаментозное лечение, гипоаллергенный режим, лечебная физкультура, диетотерапия, массаж, физиотерапия, пикфлоуметрия).Важный участник в процессе обучения и медицинской реабилитации является медицинская сестра. Специфика функций медицинской сестры заключается в том, что она должна принимать участие в течение всего периода лечения и реабилитации пациента, причем в часто меняющихся условиях и различных отношениях с пациентом и его семьей. При работе с пациентом с БА, медсестра должна научить пациента пользоваться современными приспособлениями для проведения ингаляций, объяснить их преимущества, последовательность и правила применения лекарственных средств. Медицинская сестра обязана следить за своевременностью и продолжительностью самостоятельных занятий пациента, вовремя информировать врача обо всех неадекватных реакциях на физическую нагрузку.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева И. В., Стецюк О. У. Инфекции дыхательных путей: новый взгляд на старые проблемы // Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. - №9. - С. 83-90.Бродская О.Н., Белевский А.С. План действий при обострении бронхиальной астмы // Практическая пульмонология. 2018. №2. С. 100-104. Визель А.А., Визель И.Ю., Салахова И.Н. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких: возможности лечения расширяются // Астма и аллергия. 2016. №3. С. 21-24.Добрынина О.Д., Мещеряков В.В. Возможные инструменты для ранней диагностики бронхиальной астмы // Вестник СурГУ. 2016. №4. С:23-25.Кузнецова Э. Ю. Тактика медицинской сестры по уходу за пациентами с бронхиальной астмой в пожилом возрасте / Э. Ю. Кузнецова //Медицина: Прошлое. Настоящее. Будущее: МатериалыМежрегион. ежегодной студен. научно-практ.конф. (Екатеринбург, 1 июня 2017 г.) – Екатеринбург: ГБПОУ «СОМК», 2017. - С. 177-180.Крутова Л.Н., Котлярова Г.А., Карпунина С.А. Организация сестринского ухода при заболевании бронхиальной астмой в стационаре // Вестник научных конференций. 2016. №3. С. 77-78.Мухина Н. А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 848 с.Пальмова Л. Ю., Ишмурзин Г. П., Подольская А. А. Роль медицинских сестер стационара в обучении и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой // Вестник современной клинической медицины. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-meditsinskih-sester-statsionara-v-obuchenii-i-reabilitatsii-patsientov-s-bronhialnoy-astmoy (дата обращения: 04.11.2020).Тумаренко А. В. Астма-школа // Медицинская сестра. 20145. №8. С. 8-13. Трухан Д.И., Багишева Н.В. Актуальные аспекты диагностики бронхиальной астмы на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи // ConsiliumMedicum. 2017. №3. С. 80-85. Федосеев Г.Б., Трофимов В.И., Шапорова Н.Л., Александрин В.А., Филиппова Н.А., Крякунов К.Н. В поисках истины: что такое бронхиальная астма? // Пульмонология. 2015. №2. С. 5-18.Чучалина А. Г. Пульмонология. Национальное руководство. Краткое издание. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 304 с.СПИСОК СОКРАЩЕНИЙАЛТР - антагонисты лейкотриеновых рецепторовБА – бронхиальная астмаИГКС - ингаляционные глюкокортикостероидыОФВ1 - объем форсированного выдоха за 1-ю секунду ПСВ - пиковая скорость выдоха
1. Андреева И. В., Стецюк О. У. Инфекции дыхательных путей: новый взгляд на старые проблемы // Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. - №9. - С. 83-90.
2. Бродская О.Н., Белевский А.С. План действий при обострении бронхиальной астмы // Практическая пульмонология. 2018. №2. С. 100-104.
3. Визель А.А., Визель И.Ю., Салахова И.Н. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких: возможности лечения расширяются // Астма и аллергия. 2016. №3. С. 21-24.
4. Добрынина О.Д., Мещеряков В.В. Возможные инструменты для ранней диагностики бронхиальной астмы // Вестник СурГУ. 2016. №4. С:23-25.
5. Кузнецова Э. Ю. Тактика медицинской сестры по уходу за пациентами с бронхиальной астмой в пожилом возрасте / Э. Ю. Кузнецова // Медицина: Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы Межрегион. ежегодной студен. научно-практ. конф. (Екатеринбург, 1 июня 2017 г.) – Екатеринбург: ГБПОУ «СОМК», 2017. - С. 177-180.
6. Крутова Л.Н., Котлярова Г.А., Карпунина С.А. Организация сестринского ухода при заболевании бронхиальной астмой в стационаре // Вестник научных конференций. 2016. №3. С. 77-78.
7. Мухина Н. А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 848 с.
8. Пальмова Л. Ю., Ишмурзин Г. П., Подольская А. А. Роль медицинских сестер стационара в обучении и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой // Вестник современной клинической медицины. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-meditsinskih-sester-statsionara-v-obuchenii-i-reabilitatsii-patsientov-s-bronhialnoy-astmoy (дата обращения: 04.11.2020).
9. Тумаренко А. В. Астма-школа // Медицинская сестра. 20145. №8. С. 8-13.
10. Трухан Д.И., Багишева Н.В. Актуальные аспекты диагностики бронхиальной астмы на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи // Consilium Medicum. 2017. №3. С. 80-85.
11. Федосеев Г.Б., Трофимов В.И., Шапорова Н.Л., Александрин В.А., Филиппова Н.А., Крякунов К.Н. В поисках истины: что такое бронхиальная астма? // Пульмонология. 2015. №2. С. 5-18.
12. Чучалина А. Г. Пульмонология. Национальное руководство. Краткое издание. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие принципы диагностики бронхиальной астмы?
Диагностика бронхиальной астмы основана на клинической картины и специальных функциональных исследованиях. Принципы диагностики включают в себя анализ симптомов, проведение физикального обследования, а также функциональных тестов для оценки объемов и скорости дыхания. Также важным этапом является проведение аллергических тестов для определения возможных аллергенов, вызывающих астматические приступы.
Какие особенности лечения бронхиальной астмы и вопросы профилактики?
Лечение бронхиальной астмы обычно включает в себя применение ингаляционных препаратов, таких как бронходилататоры и глюкокортикостероиды. Для контроля более тяжелых случаев астмы могут быть назначены системные глюкокортикостероиды. Основным принципом профилактики является избегание контакта с аллергенами, вызывающими астматические приступы, а также регулярное проведение реабилитационных мероприятий, таких как физическая активность и дыхательная гимнастика.
Какова роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой?
Медицинская сестра играет важную роль в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой. Она осуществляет мониторинг состояния пациента, контролирует прием медикаментов, проводит необходимые процедуры (например, ингаляции), обучает пациента правильным приемам лекарств и дыхательной гимнастике, а также консультирует и поддерживает пациента в процессе лечения и реабилитации.
Какие особенности реабилитации пациентов с бронхиальной астмой?
Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение физической активности, контроль симптомов и обучение пациента самостоятельному управлению болезнью. Особенности реабилитации включают проведение физических упражнений, дыхательных упражнений, обучение правильным приемам лекарств и контролю симптомов, а также психологическую поддержку пациентов.
Какие принципы диагностики бронхиальной астмы?
Принципы диагностики бронхиальной астмы включают в себя проведение анамнеза и физикального обследования пациента, функциональные исследования легких, анализ крови на наличие воспалительных маркеров, а также проведение специфических аллергологических тестов.
Какие особенности лечения бронхиальной астмы и вопросы профилактики?
Лечение бронхиальной астмы включает контроль симптомов, предупреждение приступов и улучшение качества жизни пациента. Для этого применяются лекарственные препараты, такие как бронходилататоры и противовоспалительные средства. Также очень важна профилактика астматических приступов, которая включает избегание триггеров, вакцинацию и регулярное наблюдение у врача.
Какие особенности реабилитации пациентов с бронхиальной астмой?
Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой особенно важна для улучшения их физического и эмоционального состояния. Ключевыми моментами реабилитации являются обучение пациента правильному применению лекарств, проведение физической терапии, дыхательной гимнастики и психологической поддержки.
Какие методы диагностики используются при бронхиальной астме?
При диагностике бронхиальной астмы применяются различные методы исследования, такие как спирометрия, провокационные тесты, пульсоксиметрия, рентгенография грудной клетки, компьютерная томография и бронхоскопия.