Анархизм, как управленческая теория
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 09.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Анархизм как политико-идеологическая концепция 5
2. Особенности русского анархизма 10
3. Основные направления анархизма 18
Заключение 23
Список литературы 25
Причем одни из них борются за коллективное владение собственностью, а другие полностью отрицают само понятие собственности. Принципы анархо-индивидуализма были разработаны Максом Штирнером, Бенджамином Такером, Генри Дэвидом Торо, частично Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом и другими.Мутуализм родился в XVIII веке в массовых движениях английских и французских рабочих, еще до того, как они оформились в анархистские движения (что было связано с работами Пьера - Жозефа Прудона во Франции и других теоретиков в Соединенных Штатах). Идеи Прудона были распространены Чарльзом Даной, анархо-индивидуалистами в Соединенных Штатах, включая Бенджамина Такера и Уильяма Батчелдера Грина .Взаимный анархизм основан на принципах взаимопомощи, свободы ассоциации, добровольного договора, федерализма и кредита в денежной реформе. По мнению Грина, в системе взаимопомощи каждый работник будет получать справедливую заработную плату за свою работу.Социальный анархизм является одним из двух основных направлений анархизма, а также индивидуалистического анархизма. Понятие социального анархизма включает в себя коммунитарные формы анархизма, основанные на кооперации, сотрудничестве и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений. Социальный анархизм включает в себя анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарианский социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.Коллективистский анархизм, до сих пор называемый революционным социализмом, считается революционным направлением анархизма, обычно связанным с именами Михаила Бакунина и Иоганна моста. В отличие от сторонников мутуализма, коллективистские анархисты выступают против всех форм частной собственности на средства производства, считая, что такая собственность должна быть коллективизирована. Согласно концепции анархо-коллективистов, это может быть достигнуто только революционным путем, который рождается в актах насилия со стороны мелких революционных групп, которые должны революционизировать трудящиеся массы, коллективизирующие средства производства. Однако коллективизация не должна влиять на распределение доходов, так как заработная плата должна выплачиваться рабочим в соответствии с затраченным на работу временем. Это положение подверглось критике со стороны анархо-коммунистов, так как такая система "поддерживает систему наемного труда". Коллективистский анархизм возник одновременно с марксизмом, но был противопоставлен марксистской идее диктатуры пролетариата, несмотря на декларируемую цель создания коллективистского безгосударственного общества.Анархо-коммунисты убеждены, что истинная свободная форма социальной организации возможна только в том случае, если общество состоит из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства и в которых действует принцип прямой демократии.Однако некоторые анархо-коммунисты выступают против прямой демократии, видя в ней потенциальный барьер для индивидуальной свободы и отдавая предпочтение демократии согласия. Они видят в этих отношениях иерархические принципы, власть и основу для восстановления государственности. Поскольку денежная система ликвидирована при анархическом коммунизме, труд людей не будет прямым, но люди будут иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведенным коммуной. Согласно анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина и более поздним идеям Мюррея Букчина, вся необходимая работа будет выполняться людьми добровольно с пониманием преимуществ государственной собственности на предприятия и взаимопомощи.Особое место в течениях анархистской мысли занял анархо-синдикализм, возникший в начале XX века. Это направление ориентировано на рабочее движение. Синдикалисты представляют профсоюзы рабочих как силу , осуществляющую радикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремится отказаться от системы наемного труда и частной собственности. Они рассматривают средства производства как одну из важнейших причин разделения общества на собственников и наемных работников.Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются солидарность рабочих, прямое действие и рабочее самоуправление. Эти принципы также приемлемы в других ветвях анархизма, так что анархо-синдикалисты часто являются анархо-коммунистами или анархо-коллективистами.Ведущим теоретиком анархо-синдикализма первой половины XX века был Рудольф рокер. В своей брошюре 1938 года "Анархосиндикализм" он назвал предпосылки возникновения движения, его основные задачи и роль рабочего движения в будущем.Постанархизм-это синтез классической анархистской теории и постструктурализма, разработанный Солом Ньюманом. Основы постклассического анархизма также были заложены такими теоретиками, как Тодд Мэй, Жиль Делез и Феликс Гваттари. Это направление включает в себя широкий спектр идей, включая постмодернизм, автономистский марксизм, пост-левый анархизм, ситуационизм и постколониализм.Анархо-капитализм "основан на вере в свободное владение частной собственностью, отказе от любой формы государственной власти или [ее] вмешательства и поддержке конкурентного свободного рынка как основного механизма социального взаимодействия."Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольной основе, способствующих формированию такой социальной структуры, в которой будет существовать устойчивый правопорядок, санкционированный законом, охрана и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые объединения, но не будет государственной власти.Термин "анархо-капитализм" был впервые использован Ротбардом в 1960-х годах в Соединенных Штатах.На анархо-капитализм оказали влияние сторонники теории рынка, такие как Молинари, Фредерик Бастиа и Роберт Нозик, а также американские теоретики-индивидуалисты, такие как Бенджамин Такер и Лизандер Спунер.Анархо-феминизм-это синтез радикального феминизма и анархизма. Эта тенденция противостоит существующему государственному строю и патриархату как его фундаментальному проявлению. Анархо-феминизм родился в конце XIX века благодаря работам Люси Парсонс, Эммы Голдман, Вольтерианы де Клер и др. Анархо-феминистки выступают против традиционных представлений о семейных отношениях, образовании и гендерных ролях.Анархо-феминистки рассматривают Патриархат как фундаментальную социальную проблему и считают, что феминистская борьба против гендерной дискриминации и Патриархата является очень важной составляющей анархистской борьбы против государственности и капитализма. Сьюзен Браун, выражая свою точку зрения, сказала, что "поскольку анархизм-это политическая философия, которая противостоит любым отношениям власти, она является неотъемлемой частью феминизма."Зеленый анархизм фокусируется на проблемах охраны окружающей среды. Сегодня можно выделить такие важные направления, как социальная экология и анархо-примитивизм. Большинство приверженцев зеленого анархизма и примитивизма называют Фредди Перлмана основателем своих современных взглядов. К числу известных современных авторов, поддерживающих зеленый анархизм, относятся сторонники технологического развития Мюррей Букчин, Джанет бил, Даниэль Ходоркофф, антрополог Брайан Моррис и другие.Анархо-примитивисты часто критикуют другие анархистские движения за поддержку концепции цивилизации и современных технологий, которые, по мнению примитивистов, основаны на господстве и эксплуатации. Они отстаивают идею возвращения к корням, воссоединения с окружающей средой.ЗаключениеТаким образом, необходимо сделать следующие выводы: Анархизм-это философская, социально-политическая теория, содержащая множество направлений, некоторые из которых диаметрально противоположны друг другу. Это вызывает постоянные споры о некоторых аспектах теории анархизма, а также об определении понятия "анархист". Кроме того, некоторые анархисты считают, что анархизм-это философия, которая не имеет ничего общего с политикой, и поэтому неверно называть анархизм политической идеологией. Отношение между религией и анархизмом не менее сомнительно: традиционно анархизм считается атеистическим, но в то же время существует и христианский анархизм. Представители различных течений в анархизме занимают различные позиции по вопросам морали, этики, гуманизма и др. Анархизм имеет столь же сложную связь с понятиями прогресса, цивилизации и технологии.Учитывая сравнительно небольшой процент анархистов, трудно говорить о влиянии анархического сознания и поведения на общественную жизнь. Однако во времена социальной напряженности анархия часто становится философией масс, и ее влияние на общество значительно.В двадцать первом веке, антиглобалистское движение приобрело анархистскую окраску. Следуя анархистской традиции, левое крыло антиглобализма рассматривает государство как инструмент господства и угнетения и призывает к его замене самоорганизующимся обществом. Анархисты играют самую активную роль в осуществлении самых радикальных антиглобалистских акций, как это было в Сиэтле и Барселоне, Генуе и других городах, где проходили форумы мировой экономической и политической элиты.Представления анархистов о будущем общественном устройстве весьма расплывчаты, что и является причиной идеологической и политической неопределенности их действий. Стремление анархистов организовать общество на основе самоуправления, автономии общин и наций, на принципах свободы и равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации понимается солидарными с ними левыми партиями.Список литературыАнтология современного анархизма и левого радикализма. Том 1. Без государства. Анархисты. М.: Ультра. Культура, 2003.Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО, 2000.Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007.Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001.Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал // Сочинения / Сост., вст. ст. и коммент. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСМО, 1999.Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.Бученков Д.Е. Анархисты в России в конце XX века. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 150 с.Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // Бьюкенен Дж. Избранные труды. М.: Таурус Альфа, 1997. С. 207-443.Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480 с.Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест. М.: Новое издательство, 2009. 398 с.Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.Рябов П.В. Краткая история анархизма. Краснодар: Чёрное и красное, 2000.Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007.Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красными и белыми. М.: Яуза, Эксмо, 2005.Шубин А.В. Анархия - мать порядка. Между красными и белыми: Нестор Махно как зеркало Российской революции. М.: Эксмо: Яуза, 2005. 410 с.Эльцбахер П. Анархизм. Суть анархизма. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 350 с.Ясаи Э. де. Государство. М.: ИРИСЭН, 2008. 410 с.Boettke P.J. Anarchism as a Progressive Research Program in Political Economy // In E. P. Stringham (Ed.). Anarchy, State and Public Choice. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. 2005. P. 206-219.Carter A. Analytical Anarchism: Some Conceptual Foundations // Political Theory. 2000. vol. 28, no. 2, April 2000. P. 230-253.Cohen G.A. Karl Marx's Theory of History: A Defense. Oxford, UK: Clarendon. 1978. 442 p.Friedman D.D. The Machinery of Freedom. New York: Harper & Row. 1973. 132 p.Hoppe H.-H. Eigentum, Anarchie und Staat - Studien zur Theorie des Kapitalismus. Opladen: Westdeutscher Verlag. 1987. 200 s.Hoppe H.-H. Marxist and Austrian Class Analysis // The Journal of Libertarian Studies. 1990. vol. IX, no. 2. P. 79-93.Jasay A. de. Against Politics: on Government, Anarchy, and Order. New York: Routledge. 1997. 254 p.
2. Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО, 2000.
3. Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007.
4. Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001.
5. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал // Сочинения / Сост., вст. ст. и коммент. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСМО, 1999.
6. Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.
7. Бученков Д.Е. Анархисты в России в конце XX века. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 150 с.
8. Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // Бьюкенен Дж. Избранные труды. М.: Таурус Альфа, 1997. С. 207-443.
9. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480 с.
10. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.
11. Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест. М.: Новое издательство, 2009. 398 с.
12. Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.
13. Рябов П.В. Краткая история анархизма. Краснодар: Чёрное и красное, 2000.
14. Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007.
15. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.
16. Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красными и белыми. М.: Яуза, Эксмо, 2005.
17. Шубин А.В. Анархия - мать порядка. Между красными и белыми: Нестор Махно как зеркало Российской революции. М.: Эксмо: Яуза, 2005. 410 с.
18. Эльцбахер П. Анархизм. Суть анархизма. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 350 с.
19. Ясаи Э. де. Государство. М.: ИРИСЭН, 2008. 410 с.
20. Boettke P.J. Anarchism as a Progressive Research Program in Political Economy // In E. P. Stringham (Ed.). Anarchy, State and Public Choice. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. 2005. P. 206-219.
21. Carter A. Analytical Anarchism: Some Conceptual Foundations // Political Theory. 2000. vol. 28, no. 2, April 2000. P. 230-253.
22. Cohen G.A. Karl Marx's Theory of History: A Defense. Oxford, UK: Clarendon. 1978. 442 p.
23. Friedman D.D. The Machinery of Freedom. New York: Harper & Row. 1973. 132 p.
24. Hoppe H.-H. Eigentum, Anarchie und Staat - Studien zur Theorie des Kapitalismus. Opladen: Westdeutscher Verlag. 1987. 200 s.
25. Hoppe H.-H. Marxist and Austrian Class Analysis // The Journal of Libertarian Studies. 1990. vol. IX, no. 2. P. 79-93.
26. Jasay A. de. Against Politics: on Government, Anarchy, and Order. New York: Routledge. 1997. 254 p.
Вопрос-ответ:
Чем отличается анархизм от других политических идеологий?
Анархизм отличается от других политических идеологий тем, что он отрицает необходимость государства и иерархической власти. Анархисты стремятся к созданию общества, основанного на коллективном самоуправлении и отсутствии принудительных институтов.
Какие основные направления анархизма существуют?
В анархизме выделяются различные направления, включая коллективизм, коммунизм, мутуализм, анархо-индивидуализм и другие. Каждое из них имеет свои особенности и подходы к организации общества без государственной власти.
Какие принципы лежат в основе анархо-индивидуализма?
Анархо-индивидуализм основан на принципе абсолютного индивидуализма, признавая приоритет интересов отдельного индивида над интересами общества. Анархо-индивидуалисты отрицают иерархические отношения и стремятся к полной свободе человека в рамках общества без государственной власти.
Кто является основателем анархо-индивидуализма?
Принципы анархо-индивидуализма были разработаны такими мыслителями, как Макс Штирнер, Бенджамин Такер, Генри Дэвид Торо и другими. Они выдвигали идею абсолютной свободы индивида и отрицали не только государственную власть, но и институты собственности.
Какие особенности присущи русскому анархизму?
Особенности русского анархизма включают его революционный характер и активное участие анархистов в революционных движениях, таких как русская революция 1917 года. Русский анархизм также отличается сильным фокусом на народных и национальных интересах, а также на принципах самоорганизации и коллективного действия.
Что такое анархизм?
Анархизм - это политическая идеология, которая отрицает государственную власть и пропагандирует самоуправление и равенство. Основная идея анархизма заключается в том, что люди способны организовываться и управляться самостоятельно, без вмешательства авторитетных структур.
Какие основные направления анархизма существуют?
Существует несколько основных направлений анархизма, включая анархо-коммунизм, анархо-коллективизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм. Каждое из этих направлений предлагает свою концепцию организации общества без государства.
Какие особенности русского анархизма можно выделить?
Русский анархизм имеет свои особенности, такие как уклон в сторону анархо-коллективизма и анархо-синдикализма, активное участие в революционном движении и борьбе против авторитаризма. Русские анархисты также сильно влияли на развитие анархо-индивидуализма.
Кто разработал принципы анархо-индивидуализма?
Принципы анархо-индивидуализма были разработаны такими мыслителями, как Макс Штирнер, Бенджамин Такер, Генри Дэвид Торо, Алексей Боров и Мюррей Ротбард. Они выдвигали идею самостоятельности и свободы каждого индивида, отрицая принципы коллективного владения и собственности.
Какие принципы лежат в основе анархо-коллективизма?
Анархо-коллективизм пропагандирует коллективное владение собственностью и отклонение от идеи индивидуальной собственности. Основными принципами анархо-коллективизма являются равенство, справедливость и кооперация между членами общества.