Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
Заказать уникальную дипломную работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 12.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ 7
1.1.Теоретико-педагогические аспекты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования 11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ 16
2.1 Изучение исходного уровня художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 16
2.2.Разработка содержания НОД, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования 22
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Большинство дудл-рисунков и клубков зентангл базируется именно на кривых линиях. На занятиях мы изучаем дудлинг для начинающих, схемы этих уроков несложные, но они имеют важное значение, поскольку это базисные кирпичики, которые создают фундамент для дальнейшего познания все более сложных узоров. И в основе сложных узоров окажутся те же наши линии и точки.Упражнение 1. «Волнистые линии».В этом упражнении поработаем над рисованием волнистых линий, с определенными интервалами. Здесь развивается умение контролировать расстояние между линиями, и делать в определенных местах изменения, которые в итоге создадут интересный оптический эффект (рис.9).Рисуем изогнутую линию, добавляем параллельные линии, постепенно увеличивая между ними шаг. 2-5) Рисуем волну с глубокими изгибами, добавляем с каждой стороны линии на равном удалении. Между линиями одинаковое расстояние, поэтому рисунок остается плоским. Рис.9 Занятие 1, упражнение 1.Этот шаг упражнения похож на предыдущие, но здесь мы создаем не плоский, а объемный рисунок. Начинаем с дугообразной линии с небольшим искривлением. Следующую линию рисуем параллельно, но в области искривления (этот участок отмечен красным цветом), линию рисуем ближе к первой. Образуется оптическое углубление. На следующих шагах немного увеличиваем расстояние между линиями на «волне», оставляя небольшое расстояние в «углублении». Таким образом получается искривленная плоскость. Упражнение 2. «Волнистые линии и оптический эффект».В этом упражнении мы узнаем, как рисовать дудлинг с оптическим эффектом. Здесь приведен один из вариантов рисования объемных «трубок». Как видите, даже без спецэффектов – теней и бликов – желобки выглядят объемными, что достигается всего лишь изогнутыми линиями (рис.10).1-3) Основа задается волнистой линией. Далее можно пойти двумя путями: сразу нарисовать несколько базовых линий, и потом заполнять образовавшиеся дорожки (как в моем примере), либо нарисовать 2 линии, заполнить между ними пространство, и далее так добавлять по 1 линии и, соответственно, по 1 трубке.Рис.10 Занятие 2, упражнение 2.4-6. После того, как базовые линии, очерчивающие границы «трубок», созданы, начинаем рисовать параллельные линии в форме полукруга. Нарисованные поперечно они придают трубке округлость.Вот пример таких линейных рисунков. Интересный оптический эффект, создаваемый кривыми линиями, популярен не только в зенарте, но и весьма характерен для стиля оп-арт, основной концепт которого — это оптические иллюзии (рис.11).Рис.11 Оптические иллюзии.Упражнение 3. «Утолщения кривых линий».В этом блоке делаем разные утолщения, примерно, как на прямых линиях в предыдущем занятии.Здесь (рис.12) показано, как можно сделать эффект ленточки, утолщая линию по очереди то с одной, то с другой стороны. 2-3) Нарисуйте несколько волнообразных линий. Сначала поработайте над расширением линий с одной стороны. Затем на основе таких же параллельных линий сделайте узор с разными утолщениями. Рис.12 Занятие 2, упражнение 3.Далее поработаем с такой же основой из нескольких параллельных волнообразных линий и сделаем сетчатый узор. Схемы таких узоров являются базисными. Сетчатый узор это одна из основных схем построения орнамента.Рисуем несколько изогнутых параллельных линий. Между ними располагаем в шахматном порядке диагональные прямые линии. Смягчаем уголки линиями, как бы срезая их. Закрашиваем образовавшиеся в уголках пустоты. Получилась сетка из прямых и кривых линий. Такой узор хорош для клубков зентангла, и его можно по разному трансформировать и детализировать. Упражнение 4. «Экспериментируем».Это упражнение больше экспериментальное, поскольку вам следует не повторять рисунок, а создать свои фрагменты узоров. Схемы здесь только для образца, как иллюстрация задания (рис.13).1-3) Рисуйте прямые и кривые линии из одной точки.4-5) Рисуйте прямые и кривые линии из разных точек. Линии соединяем, чтобы получить эффект выпуклостей и углублений. Экспериментируйте, чтобы понимать, какие получаются эффекты и как их можно применять в композициях.Делим площадь рисунка на сектора. В каждом секторе размещаем в любом месте точку, из которой рисуем прямые и кривые линии. Рис.13 Занятие 2, упражнение 4Мы сделали несколько упражнений, которые помогут понять, как рисовать дудлинг. Теперь осталось закрепить все пройденное в финальном рисунке.Финальная композиция «Дудлинг с волнистыми линиями»Делаем композицию с использованием нескольких отработанных элементов.Для удобства ограничим пространство внешней границей. Можете нарисовать ее от руки в вольном стиле, начертить при помощи линейки.Дальше необходимо разделить площадь на сектора и уже в секторах располагать элементы. Либо можно начать с какого-либо места и продвигаться, заполняя всю площадь узорами. Действуйте, как вам нравится и постарайтесь включить в композицию разные отработанные варианты 1-го и 2-го занятий (рис.14).Рис.14 Заннятие 2, вариант финальной композиции.2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД,направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшегодошкольного возраста в процессе рисованияВ группе следующие результаты:Высокий -11 детей (50%)Средний- 10 детей (45%) Низкий - 1 ребенок 5%)Рис.3 Сравнительные результаты по методикам после проведения формирующего эксперимента в группеЭто подтверждает то, что повышению эффективности художественно-эстетического воспитаниядошкольников способствует посредством рисования в определенных условиях, если:актуализировать готовность детей к самостоятельному творчеству, развивать видение и восприятие прекрасного в окружающей личность действительности, знакомить детей с произведениями искусства и оценивать их с позиций, доступных их пониманию, проводить регулярно мониторинг эстетического воспитания.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе исследования были выполнены намеченные задачи. 1. На основании изученной литературы раскрыто понятие «эстетическое воспитание». Эстетическое воспитание – это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно-эстетической деятельности. Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты (А.Ю. Коджаспирова). 2. Выявлены особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются в следующем: в старшем дошкольном возрасте дети уже могут сосредоточенно и усидчиво слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также осмысленно их воспринимать, сопереживать, сочувствовать добру и осуждать зло. Дошкольники начинают проявлять свой интерес к конкретному виду художественной деятельности. У них активно развиваются художественные и творческие способности. Дети в этом возрасте сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. Они способны сами оценить творческие поделки как своих сверстников, так и свои собственные. Ребята могут совмещать в одной поделке разные методы нанесения штрихов и различные материалов.3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в эстетическом воспитании детей. Изобразительная деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в её продуктах, построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому (Е.А. Флерина). Основные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что ведущая роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников отведена искусству - музыкальному, изобразительному, литературному и хореографическому. Под художественно-эстетическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целенаправленное формирование их эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей.Нами были определены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности художественно эстетического воспитание в этом возрастном периоде. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования личности ребёнка в таких сферах, как повышении интеллекта, выработки нравственных черт, проявлении характера, силы воли; умении управлять эмоциями, физической подготовленности. Важной особенностью в деятельности старших дошкольников является целенаправленное развитие через творчество.По первоначальным полученным данным уровень художественно-эстетического развития дошкольников находится на низком уровне: отсутствие некоторой ориентировки в изображениях, части целого расположены хаотично, отсутствует стремление к полному раскрытию замысла рисунка, воспитанники мало проявляют самостоятельности в изобразительной деятельности и др. 4. Проведена педагогическая диагностика исходного уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа литературы были выделены следующие критерии и показатели эстетической воспитанности детей: когнитивный, проявляющийся в сформированности эстетических знаний (представлений и понятий), степени проявления интереса к эстетическим знаниям; эмоционально-волевой, проявляющийся в развитости эстетических чувств, в сформированности волевых качеств, необходимых для выполнения эстетической деятельности, в степени проявления усилий в совершенствовании своих эстетических способностей; деятельностный, проявляющийся в сформированности эстетических умений и навыков, активности, инициативности, самостоятельности в эстетической деятельности. 5. Спроектировано содержание работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности. Нами был разработан комплекс занятий «дудлингом», направленный на развитие выделенных показателей эстетической воспитанности у детей. Организовано взаимодействие с родителями по вопросам эстетического воспитания детей: проведено анкетирование родителей с обсуждением его результатов, проведено занятие на основе совместной художественной деятельности детей и родителей, организованы беседы, разработаны буклеты с рекомендациями по эстетическому воспитанию детей в семье, организации активной игровой и художественной деятельности детей дома.Таким образом, данное исследование показывает практическую значимость изучаемой проблемы. Результаты изучения данной проблемы позволяют сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие дошкольников не исчерпывает актуальности проблемы, а требует новых подходов и форм работы.Положительные результаты, достигнутые детьми в ходе практической работы, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, были подтверждены во время проверки уровня художественно-эстетического воспитания по средствам рисования по выделенным ранее критериям, и подтвердила высокую эффективность разработанной методики.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАзаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985. - 127с.Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп, 2005. - 829с.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. - М.: 1972, - 156с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ-ЛЮКС, 2005. - 670с.Выготский Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции. - 5-е изд. - М.: Лабиринт, 2004. - 413с.Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997. - 175с.Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. - Л., 1978. - 94с.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002. - 183с.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. - М.: Академия, 2012. - 256с.Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию / О.А. Бочкарева. М., 2012. 155 с. Бутенко Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дисс. докт. пед.наук. / Н.В. Бутенко. Челябинск, 2016. 444 с. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. М., 2017. 94 с. Волосовец Т.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т.В. Волосовец. М.: Русское слово, 2015. 216 с. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская. М., 2010. 256 с.Эльконинова Л.И. О внутренней картине позиционного действия старших дошкольников (на материале кукольного театра) / Л.И. Эльконинова, И.Я. Никитина. − Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 32-41.Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития [Текст] / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – C. 6-14.Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания [Текст] / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 128 с.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития): дис. на соискание уч. степени доктора пед. наук, Московский государственный социальный университет. – Москва. – 2013. – 372 с .Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Кетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4. – C. 50 – 53.Митуликина А.А, Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Митлукина // Вестник Академии знаний. – 2016. – № 2(17). – C. 64 – 71.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985. - 127с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп, 2005. - 829с.
3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. - М.: 1972, - 156с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ-ЛЮКС, 2005. - 670с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции. - 5-е изд. - М.: Лабиринт, 2004. - 413с.
7. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997. - 175с.
8. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. - Л., 1978. - 94с.
9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002. - 183с.
10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. - М.: Академия, 2012. - 256с.
11. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию / О.А. Бочкарева. М., 2012. 155 с.
12. Бутенко Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дисс. докт. пед.наук. / Н.В. Бутенко. Челябинск, 2016. 444 с.
13. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. М., 2017. 94 с.
14. Волосовец Т.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т.В. Волосовец. М.: Русское слово, 2015. 216 с.
15. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская. М., 2010. 256 с.
16. Эльконинова Л.И. О внутренней картине позиционного действия старших дошкольников (на материале кукольного театра) / Л.И. Эльконинова, И.Я. Никитина. − Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 32-41.
17. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития [Текст] / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – C. 6-14.
18. Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания [Текст] / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 128 с.
19. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития): дис. на соискание уч. степени доктора пед. наук, Московский государственный социальный университет. – Москва. – 2013. – 372 с .
20. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Кетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4. – C. 50 – 53.
21. Митуликина А.А, Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Митлукина // Вестник Академии знаний. – 2016. – № 2(17). – C. 64 – 71.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты художественно эстетического развития детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретико-педагогические аспекты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития этой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
В чем заключается особенность художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования?
Особенностью художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования является развитие их творческих способностей и воображения, формирование навыков наблюдения и восприятия цвета и формы, развитие эмоциональной сферы и самовыражения.
Какие результаты могут быть достигнуты в процессе художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через рисование?
В результате художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через рисование, могут быть достигнуты следующие результаты: развитие творческих и самовыраженческих способностей, улучшение восприятия цвета и формы, усиление эмоциональной сферы и развитие фантазии.
Какие теоретико-педагогические аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются такие теоретико-педагогические аспекты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, как развитие творческих способностей, формирование навыков наблюдения и восприятия цвета и формы, развитие эмоциональной сферы и самовыражения.
Какие возрастные группы детей рассматриваются в статье?
В статье рассматривается художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, то есть детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Что такое художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста?
Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста - это процесс развития у детей способности к восприятию, пониманию и оценке художественных произведений и процессов, а также формирование и развитие художественно-творческих способностей через рисование.
Какие теоретико-педагогические аспекты влияют на художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста?
Ряд теоретико-педагогических аспектов влияют на художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Это включает в себя такие аспекты, как физическое и эмоциональное развитие ребенка, социальное взаимодействие и коммуникация, развитие когнитивных способностей и воображения.
Какие особенности художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования?
В процессе рисования дети старшего дошкольного возраста развивают свои творческие способности. Они учатся выражать свои мысли и чувства через рисунок, развивают моторику рук, улучшают координацию движений. Рисование также помогает детям развивать воображение, образное мышление и ориентацию в пространстве.
Какова роль практической работы в художественно эстетическом развитии детей дошкольного возраста?
Практическая работа, особенно через рисование, играет важную роль в художественно эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Она помогает им развивать свои художественные способности, улучшать моторику рук, развивать воображение и креативное мышление. Практическая работа также способствует развитию эстетического восприятия и понимания искусства.
Какие навыки дети могут развивать через рисование в процессе художественно эстетического развития?
Через рисование в процессе художественно эстетического развития дети могут развивать такие навыки, как улучшение моторики рук и координации движений, воображение, креативное мышление, ориентацию в пространстве, а также способность выражать свои эмоции и мысли через изображение.
Какие теоретико-педагогические аспекты влияют на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе рисования?
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе рисования зависит от таких теоретико-педагогических аспектов, как развитие восприятия и воображения, обогащение эмоциональной сферы, развитие мелкой и крупной моторики, формирование представлений о форме, цвете и композиции.
Какие особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста можно выделить в процессе рисования?
В процессе рисования дети старшего дошкольного возраста проявляют особенности художественно-эстетического развития, такие как детализация изображений, более точная передача пропорций, использование разнообразных цветов и оттенков, развитие фантазии и элементов композиции.