ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общие права и обязанности в области охраны окружающей среды 5
1.1 Общая характеристика экологических прав граждан и некоммерческих организаций, их закрепление в нормативно-правовых актах государства 5
1.2 Права, способствующие реализации экологических прав граждан 11
1.3 Обязанности граждан в области охраны окружающей среды 15
Глава 2. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды 19
2.1 Права юридических лиц в области охраны окружающей среды 19
2.2 Обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды 19
2.3 Способы защиты прав в области охраны окружающей среды 23
Заключение 30
Список источников 31
Такое взаимодействие объективно продиктовано интересами объединения возможностей этих государственных структур. Прокуратура, будучи независимой от иных государственных органов, способна реально содействовать выполнению органами контроля своих функций, используя имеющиеся в ее распоряжении средства для ограждения органов контроля и надзора от постороннего влияния, для укрепления их авторитета, подключая механизм юридической ответственности как путем непосредственного принятия прокуратурой мер по устранению выявленных контрольными органами нарушений, так и путем инициирования ею действий государственных органов по устранению нарушений закона, привлечению к установленной законодательством ответственности виновных лиц, нейтрализации способствующих правонарушениям обстоятельств. В свою очередь, прокуратура может существенно укрепить свой правозащитный потенциал, используя силы и средства органов контроля в целях выявления и устранения правонарушений. Не менее важным является взаимодействие с общественными экологическими организациями, осуществляющих общественный контроль за соблюдением норм природоохранного законодательства, и осуществление экологического мониторинга интернет-ресурсов для получения информации о нарушении экологического законодательства, а также доведение до сведения населения с помощью средств массовой информации результатов деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законов в сфере экологии. Безусловно значимое место в системе органов прокуратуры занимают также специализированные природоохранные прокуратуры. Данные прокуратуры в силу своей конкретной направленности в полной мере проводят мониторинг и анализ всех компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов, характерных для соответствующего региона (субъекта РФ). Кроме того, ввиду территориального многообразия российских регионов, их экосистем, такая узкая специализация способствует более детально сконцентрироваться на решении местных экологических проблем, что благоприятно сказывается на эффективности реализации стоящих перед государством задач. В последнее время получили распространения проведение форумов прокуратуры с участием общественности для решения наиболее важных экологических проблем регионов. Так, 30 ноября 2017 года во Владивостоке прошел совместный открытый форум Прокуратуры Приморского края и Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, посвященный вопросам исполнения экологического законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, земель и водных объектов на территории регионов. Особо острой проблемой, требующей оперативного решения встали вопросы соблюдения прав граждан при осуществлении открытой перегрузки угля в морских портах Приморского края, где объективно необходимы корректировка действующего законодательства в части определения критериевоценки загрязнения воздуха угольной пылью и обеспечение сохранения экологически чистого атмосферного воздуха в населенных пунктах, в черте которых расположены морские порты. Законом предусмотрены следующие формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов (с учетом примеров): опротестование противоречащих закону актов (Обращение в суд с заявлением Первого заместителя прокурора г. Севастополя о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 22 июля 2016 г. N 727-ПП «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу г. Севастополя, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» ввиду его несоответствия положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также пункту 5.2.47 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219, поскольку федеральный законодатель не наделил субъекты РФ полномочиями устанавливать специальный порядок возмещения вреда окружающей среде, причиненного в отношении растений, животных и других живых организмов, занесенных в региональные красные книги); обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства (Обращение прокурора Мошковского района Новосибирской области в суд с иском с требованием о возложении на ОАО «Транссибнефть» обязанности произвести мероприятия, направленные на очистку и обезвреживание загрязненной территории старого русла реки Балта в районе 744 км МН «Омск-Иркутск»); направление материалов в органы предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ или возбуждение дела об административном правонарушении (выносится постановление) (В ходе проверки Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры был выявлен факт совершения директором ООО «Ж» гражданки П. транспортировки и иного обращения бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, создавшее угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде , сокрытие информации о событиях, фактах, создающих опасность для здоровья людей и окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. В действиях гражданки П. имелись признаки состава преступления, предусмотренные ст. 237 ч.1, 247 ч.1 УК РФ. Материалы проверки были направлены для решения о возбуждения уголовного дела в территориальное подразделение СУ СК РФ); внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона (Представление и.о. Амурского городского прокурора в адрес управления лесами Правительства Хабаровского края об устранении нарушений федерального законодательства в сфере лесопользования. В ходе проведенной Амурской городской прокуратурой проверки полноты осуществления государственного лесного контроля и надзора, согласно письму КГКУ «П. лесничество» от 18.01.2012 года, установлено, что за 2011 год сотрудниками КГКУ «П. лесничество» государственный лесной контроль и надзор осуществляется не в полном объеме, исковые заявления в суд и арбитражный суд не заявлялись. В связи с непредъявлением исковых заявлений по фактам незаконных лесных насаждений в отношении виновных физических лиц, ущерб, причиненный лесному фонду, не восполнен. По данным фактам 13.02. 2012 года N руководителю Управления лесами Правительства Хабаровского края и.о. Амурского городского прокурора внесено представление. объявление предостережения (Исполняющий обязанности Брянского природоохранного прокурора вручил генеральному директору ООО «П» гражданке С. предостережение о недопустимости нарушения градостроительного законодательства и законодательства о государственной экологической экспертизе – о недопустимости строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного значения, без соблюдения требований Федерального и областного законодательства.Если говорить о направлениях природоохранной деятельности общественных объединений, то здесь целесообразно выделить три сферы: Во-первых, это охрана окружающей среды в отдельных сферах хозяйственной и иной деятельности (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.). Проявлением такого участия общественных объединений в решении природоохранных задач может быть участие в ОВОС для обсуждения экологической опасности новых промышленных технологий, планируемых к внедрению. Во-вторых, это охрана отдельных видов природных объектов (вод, лесов, животного мира и т.д.). В-третьих, это участие общественных объединений в обеспечении режима охраны особо охраняемых природных территорий или зон экологического бедствия (когда последние будут созданы). Исходя из того, какие экологические правомочия и в какой сфере взаимодействия природы и общества используют те или иные общественные экологические объединения, их можно классифицировать в три группы. Во-первых, общественные объединения, осуществляющие открытый перечень неюридических видов экологической деятельности (научная, образовательная, воспитательная, культурно-оздоровительная и т.д.). Во-вторых, общественные объединения, занимающиеся конкретными экологическими проблемами, например, охраной животных (Центр защиты прав животных «ВИТА») или охраной птиц (Союз охраны птиц России). В-третьих, общественные объединения, участвующие в разработке нормативных правовых актов, парламентских слушаниях, осуществляющие защиту экологических прав граждан в судах и другую правовую помощь населению, проводящие общественные экологические экспертизы, участвующие в подготовке референдумов по экологическим вопросам и т.д. Из этого следует, что в законодательстве закреплено достаточно правовых инструментов, позволяющих общественным и иным некоммерческим объединениям принимать участие в охране окружающей среды. В этом смысле трудно согласиться с часто высказываемым в научной литературе мнением о том, то для повышения эффективности контроля общественности за реализацией права на благоприятную окружающую среду следует «разработать и принять законы об общественном экологическом контроле и об общественных экологических объединениях», а, кроме того, «сделать так, чтобы контроль был выгоден для проводящих его заинтересованных лиц».Итак, исследуемый принцип экологического законодательства, несмотря на отдельные дефекты юридической техники, получил достаточно подробный механизм реализации в экологическом законодательстве. Исследованные нормы не являются мертворожденными, и постоянно используются общественными экологическими объединениями в судах для защиты публичных экологических интересов. Анализ судебной практики по таким делам свидетельствует о том, что общественные экологические объединения не всегда обладают необходимой квалификацией для подготовки доказательственной базы, и нередко выходят за рамки природоохранной деятельности.ЗаключениеЦелями проводимой государством экологической политики являются значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, развитие прогрессивных технологий, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики, в том числе целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. В связи с этим представляется важным достижение такого состояния защищенности природной среды от возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности, при котором обеспечиваются все жизненно важные интересы человека при его минимальном негативном воздействии на окружающую среду. В Российской системе права экологическое право - это особое комплексное образование, которое представляет собой совокупность правовых норм , которые регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. На данный момент в предмет экологического права следует включать такие общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества, которые в юридической науке имеют два подхода. Один из них гласит, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в общественных отношениях рассматривается только в качестве предмета эколого-правового регулирования. Второй подход рассматривает также и включение в область общественных отношений использование природных ресурсов, помимо выше упомянутого в предмете экологического права.Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:право на благоприятное состояние природной среды;право на достоверную информацию о состоянии природы;право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.Список источниковАпелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 117-АПГ17-2//Консультант ПлюсВсемирная хартия природы (Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48-ом пленарном заседании 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)//Консультант ПлюсГражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)//Консультант ПлюсЗакон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)//Консультант ПлюсКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)//Консультант ПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсЛесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020)//Консультант ПлюсУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант ПлюсУголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант ПлюсУголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) (Утратил силу)//Консультант ПлюсУказ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"//Консультант ПлюсФедеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"//Консультант Плюс
1. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 117-АПГ17-2//Консультант Плюс
2. Всемирная хартия природы (Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48-ом пленарном заседании 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)//Консультант Плюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)//Консультант Плюс
4. Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)//Консультант Плюс
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)//Консультант Плюс
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020)//Консультант Плюс
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант Плюс
9. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант Плюс
10. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) (Утратил силу)//Консультант Плюс
11. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"//Консультант Плюс
12. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
13. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
14. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
15. Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"//Консультант Плюс
Вопрос-ответ:
Какие права имеют граждане и некоммерческие организации в области охраны окружающей среды?
Граждане и некоммерческие организации имеют ряд прав в области охраны окружающей среды. Это право на благоприятную окружающую среду, право на получение информации о состоянии окружающей среды, право на участие в принятии решений в этой области и многие другие.
Какие права помогают гражданам в осуществлении экологических прав?
Права, которые помогают гражданам в осуществлении экологических прав, включают право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на участие в общественных слушаниях, право на обращение в суд и многие другие.
Какие обязанности имеют граждане в области охраны окружающей среды?
Граждане обязаны бережно относиться к природным ресурсам, экономно использовать энергию и воду, вывозить и утилизировать отходы и многое другое. Также граждане обязаны соблюдать требования законодательства и норм экологической безопасности.
Какие права и обязанности имеют юридические лица в области охраны окружающей среды?
Юридические лица имеют право на получение информации о состоянии окружающей среды, право на участие в разработке и реализации экологически значимых проектов, а также право на защиту своих интересов в суде. Они также обязаны соблюдать требования законодательства, выполнять экологические требования и многое другое.
Какие последствия могут быть, если нарушены права и обязанности граждан и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды?
Если права и обязанности граждан и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды нарушены, могут возникнуть негативные последствия, такие как загрязнение окружающей среды, ухудшение состояния природных ресурсов, угроза здоровью людей и долгосрочные экологические проблемы.
Какие основные права и обязанности у граждан в области охраны окружающей среды?
Граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, а также на получение информации о состоянии и охране окружающей среды. Они обязаны бережно относиться к природным ресурсам, не нарушать экологические законы, участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды и проявлять ответственность по отношению к экологическим проблемам.
Какие права имеют некоммерческие организации в области охраны окружающей среды?
Некоммерческие организации имеют право на участие в разработке экологической политики, на получение информации о состоянии окружающей среды, на проведение экологических исследований, а также на участие в экологическом просвещении и образовании населения.
Какие обязанности граждан в области охраны окружающей среды?
Граждане обязаны использовать природные ресурсы экономично и целесообразно, не нарушать экологические правила и нормы, участвовать в экологических мероприятиях, соблюдать экологические требования в процессе деятельности, а также оказывать содействие органам власти в области охраны окружающей среды.
Какие права помогают гражданам реализовывать их экологические права?
Граждане имеют право на доступ к информации о состоянии окружающей среды, на участие в принятии решений по экологическим вопросам, на обращение в суд для защиты своих экологических прав и интересов, а также на получение компенсации в случае ущерба окружающей среде.
Какие права имеют юридические лица в области охраны окружающей среды?
Юридические лица имеют право на участие в разработке и реализации экологической политики, на получение информации о состоянии окружающей среды, на проведение экологических исследований, а также на участие в экологическом просвещении и образовании населения.