Зарубежный опыт защиты судей
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 13.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЗАЩИТЫ СУДЕЙ 5
1. Зарубежный опыт защиты участников уголовного судопроизводства 5
2. Особенности системы защиты судей в зарубежных странах 9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Обеспечение защиты судей в Российской Федерации 17
2. Направления совершенствования процессов защиты судей в России на основе зарубежного опыта 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
В течение 2019 года такие группы привлекались к обеспечению безопасности уже в 948 случаях.По статистике в России происшествия в судах происходят практически ежедневно. Ежегодно в стране гибнут до десяти судей и членов их семей, а количество нападений на их жизнь и имущество достигает сотен..В 1995 году, Госдума приняла закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Иностранные эксперты сравнивали этот документ с западными законами о защите свидетелей. Судебным департаментом при Верховном суде вместе с МВД России были приняты меры в целях обеспечения безопасности федеральных и мировых судей. И если в адрес судей поступали угрозы, Судебный департамент ставил об этом в известность полицию. Полиция должна была охранять судей, их дома, выдавать оружие и вывозить судей в безопасные места. Следующим шагом по обеспечению безопасности судей и участников процесса стало вступление в силу 17 марта 2007 года изменений в Федеральный закон «О судебных приставах», согласно которым они получили право проверять у посетителей суда документы и проводить личный досмотр.Однако проблема безопасности судей остается крайне острой. Власти пошли на радикальные меры и по первому требованию приняли решение вооружить судей боевым оружием.В 2007 году Судебный департамент при Верховном суде РФ закупил для судей более 12 тысяч пистолетов. Право на ношение оружия реализовали около 20 процентов судей. Кроме того в большинстве случаев, женщины возглавляют краевые, областные, республиканские суды. Всего на сегодняшний день более 60 процентов судейских мест занимают женщины. При этом они составляют 72 процента от общего числа судей арбитражных судов. Конечно, подавляющее большинство женщин не привыкли обращаться с огнестрельным оружием. Поэтому от таких «подарков» почти всегда отказываются.Предложений много, но подавляющее большинство сводится к одному - увеличению количества судебных приставов-исполнителей, остающихся в суде. По общим данным, в судах не хватает более 50 тысяч человек Среди альтернативных методов обеспечения безопасности судей практикуется дистанционное проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи. Планировалось законодательно разрешить судье записывать любые звонки, поступающие при рассмотрении дела, что могло бы защитить его от внешнего давления. Однако эта законодательная инициатива не былаподдержана.По мнению большинства судей,требуется усиление ответственности за угрозы в их адрес, большее, чем в действующем УК. В качестве примера приводится США, где за нападение на судью рецидивисту может грозить заключение в тюрьму на несколько десятков лет.В любом случае судьи и судебные приставы, а также законодатели должны принять меры предосторожности, чтобы найти «золотую середину» между безопасностью и открытостью. С одной стороны, в судах должна быть создана беспрецедентная система безопасности, но при этом не должен быть затронут важнейший принцип открытости и прозрачности судебного разбирательства.Правительством РФ утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы». В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области. Но, указанная программа рассчитана в первую очередь на защиту свидетелей и потерпевших.И хотя неприкосновенность судей четко прописана в Конституции, на практике им постоянно угрожают. В 2019 году у входа в здания Московского суда было изъято более 600 травматического оружия и 1500 единиц холодного оружия.По словам АндреяКлишас, являющегося полномочным представителем Совета Федерации в Конституционном Суде и Генпрокуратуре, в Москве семь судей находятся под государственной защитой. В 2017 и 2018 их было шесть, а в 2019 году за весь период их было 16».Судьи подвергаются преследованиям в интернете, социальных сетях, родственники и друзья также подвергаются преследованиям в Интернете. По словам Андрея Клишаса, когда судьям угрожают, они подвергаются не только физическому, но и психологическому и моральному давлению.Проблема настолько серьезна, что ставит под угрозу безопасность не только самих судей, но и всей судебной системы страны. Ведь под угрозой невозможно управлять судебной системой. А поскольку 30 тысяч российских судей несут колоссальную нагрузку (до 30 миллионов рассматриваемых дел в год), любое давление на судью просто необходимо снять. Неважно где: в реальной жизни или в Интернете.Проведенное исследование государственной защиты судей в РФ позволило сделать следующие выводы:- на Западе любые противоправные действия против судей являются тяжкими, так как они расцениваются как преступления против общества в целом. В РФ должно быть также, ведь судья выносит решения от имени Российской Федерации, а не от себя лично;- интеграция России в мировое сообщество, в том числе, вступление в Совет Европы, требует реализации в российском законодательстве рекомендаций международного сообщества, которые связаны с обеспечением безопасности судей. Применение общепризнанных международных стандартов предполагает дальнейшее развитие правовой системы, которая регулирует деятельность в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Полагаем, что разработка самого механизма обеспечения безопасности невозможна без опыта зарубежных стран, где уже давно действуют правовые акты, гарантирующие эффективную защиту данных лиц от преступных посягательств.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования особенностей защиты судей в зарубежных странах могут быть сформулированы следующие выводы:- правосудие может быть эффективным лишь при условии строгого соблюдения закона, как представителями судебной власти, так и другими должностными лицами и гражданами. Поэтому закон предусматривает уголовную ответственность за посягательства на интересы правосудия;- безопасность является важнейшей государственной гарантией независимости судей, установленной Законом;- обеспечение безопасности судей в зале судебного заседания — это одна из ключевых обязанностей сотрудников службы судебных приставов;- целесообразно принять единый нормативный документ, который содержалбы основные положения о системе безопасности в отношении всех участников уголовного процесса;- по статистике, в России почти ежедневно случаются происшествия в судах. Ежегодно в стране погибает до десяти судей и членов их семей, а число покушений на их жизнь и имущество исчисляется сотнями;- неприкосновенность судей закреплена в Конституции, на практике они постоянно сталкиваются с угрозами;- на данный момент к устным или письменным угрозам добавились угрозы в сети Интеренет;-в западных странах все противоправные действия против судей классифицируются как тяжкие преступления, так как они считаются преступлениями против всего общества. В России должно быть так же: судья принимает решения от имени Российской Федерации, а не от своего имени. Интеграция России с мировым сообществом, в частности присоединение к Совету Европы, требует выполнения рекомендаций международного сообщества относительно применения мер безопасности в российском законодательстве;- сближение законодательства с общепризнанными международными стандартами предполагает дальнейшее развитие правовой системы, которая регулирует деятельность в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, при этом разработка самого механизма обеспечения безопасности невозможна без опыта зарубежных стран, где уже давно действуют правовые акты, которые связаны с эффективной защитой данных лиц от преступных посягательств.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКМеждународные нормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года// Библиотечка «Российской газеты».1995 г. № 11 с.10Рекомендации о положении потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса. Приняты Комитетом министров Совета ЕС на 387-м заседании заместителей министров в 1985 г// Российская юстиция № 7, 1997гРекомендации по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты. Приняты Комитетом министров Совета ЕС в 1997 г.// https://base.garant.ru/2541415/Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Принята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10 – 17 апреля 2000 годаМеры по борьбе с международным терроризмом. (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.)//Сборник правовых актов. 1998 г., выпуск 10, 40 с.Основные принципы независимости судебных органов. Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 годаРимский статут Международного уголовного суда, принят в г. Риме 17 июля 1998 г., распространен в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 годаРекомендация NRec (2010)12 Комитета министров Совета Европы «О судьях: независимость, эффективность и ответственность». Принята 17.11.2010 на 1098-ом заседании Комитета министровРезолюция Комиссии по правам человека ООН 2004/33Нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // «Российская газета». - 1993. – 25 декабря. - № 237 Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 11 августа 2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1792.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 01 января 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст.1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 27 октября 2020 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст.4921Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. от 27 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3590.Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы»Приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2016. — № 7ЛитератураВенецианская комиссия о проблемах правосудия в современном мире: сборник аналитических материалов Венецианской комиссии Совета Европы / сост. Т.Я. Хабриева, А.И. Ковлер, Е.А. Фокин, С.В. Чиркин; под ред. Т.Я. Хабриевой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. — 456 с.Бикмулина, А. М. К вопросу об обеспечении безопасности судей судебными приставами по установлению порядка деятельности судов / А. М. Бикмулина// Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 91-93. Зуева С.В., М., 2020. Информационные технологии в уголовном процессе зарубежных стран. Пантелеев В. А.. Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20800/ (дата обращения: 11.11.2020)Яшин А.В. НЕКОТОРЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 579-581
2. Рекомендации о положении потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса. Приняты Комитетом министров Совета ЕС на 387-м заседании заместителей министров в 1985 г// Российская юстиция № 7, 1997г
3. Рекомендации по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты. Приняты Комитетом министров Совета ЕС в 1997 г.// https://base.garant.ru/2541415/
4. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Принята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10 – 17 апреля 2000 года
5. Меры по борьбе с международным терроризмом. (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.)//Сборник правовых актов. 1998 г., выпуск 10, 40 с.
6. Основные принципы независимости судебных органов. Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года
7. Римский статут Международного уголовного суда, принят в г. Риме 17 июля 1998 г., распространен в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года
8. Рекомендация N Rec (2010)12 Комитета министров Совета Европы «О судьях: независимость, эффективность и ответственность». Принята 17.11.2010 на 1098-ом заседании Комитета министров
9. Резолюция Комиссии по правам человека ООН 2004/33
Нормативные правовые акты
10. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // «Российская газета». - 1993. – 25 декабря. - № 237
11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 11 августа 2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1792.
12. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 01 января 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст.1.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 27 октября 2020 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст.4921
14. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. от 27 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3590.
15. Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы»
16. Приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2016. — № 7
Литература
17. Венецианская комиссия о проблемах правосудия в современном мире: сборник аналитических материалов Венецианской комиссии Совета Европы / сост. Т.Я. Хабриева, А.И. Ковлер, Е.А. Фокин, С.В. Чиркин; под ред. Т.Я. Хабриевой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. — 456 с.
18. Бикмулина, А. М. К вопросу об обеспечении безопасности судей судебными приставами по установлению порядка деятельности судов / А. М. Бикмулина// Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 91-93.
19. Зуева С.В., М., 2020. Информационные технологии в уголовном процессе зарубежных стран.
20. Пантелеев В. А.. Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20800/ (дата обращения: 11.11.2020)
21. Яшин А.В. НЕКОТОРЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 579-581
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет система защиты судей в зарубежных странах?
В зарубежных странах система защиты судей обладает своими особенностями, которые различаются от системы защиты в России. В некоторых странах судьи пользуются высоким уровнем охраны и физической безопасности, имеют право на конфиденциальность и анонимность. Также, в зарубежных странах часто применяются меры дисциплинарного преследования и наказания за нападения на судей. Возможно наличие специальных отделов или органов, отвечающих за защиту судей.
Как обеспечивается защита судей в России?
В России обеспечение защиты судей осуществляется государственными службами безопасности, такими как Федеральная служба безопасности (ФСБ), и другими ответственными органами. Судьи могут обратиться за помощью в случае угрозы своей безопасности или нападения на них. Также, судьи могут получить конфиденциальность и анонимность при необходимости. Охрана судей и их безопасность являются приоритетными задачами в российской системе юстиции.
Какие направления совершенствования процессов защиты судей в России можно выделить на основе зарубежного опыта?
Одно из направлений совершенствования процессов защиты судей в России, который можно выделить на основе зарубежного опыта, - это повышение уровня физической безопасности судей и ужесточение наказания за нападение на них. Также, важно усилить меры дисциплинарного преследования в отношении лиц, угрожающих судьям. Другое направление - это улучшение системы информационной безопасности с целью защиты персональных данных судей и обеспечения их конфиденциальности.
Какой опыт в защите судей есть за рубежом?
Зарубежный опыт защиты судей включает в себя ряд особенностей. Одна из них - система защиты участников уголовного судопроизводства. Также существуют различные направления совершенствования процессов защиты судей на основе зарубежного опыта.
Каким образом в зарубежных странах осуществляется защита судей?
В зарубежных странах существуют различные системы защиты судей. Они могут включать в себя государственную защиту, обеспечение безопасности судей и направления совершенствования процессов защиты. Такие системы обеспечивают независимость судей и их защиту от давлений со стороны других участников судебного процесса.
Как обеспечивается защита судей в Российской Федерации?
В Российской Федерации защита судей осуществляется через государственные механизмы. Это включает в себя обеспечение безопасности судей и направления совершенствования процессов защиты на основе зарубежного опыта. Защита судей является важной составляющей правосудия и независимости судей.
Какие особенности есть в системе защиты судей за рубежом?
Особенности системы защиты судей в зарубежных странах включают в себя государственную защиту судей, обеспечение их безопасности и совершенствование процессов защиты на основе международного опыта. Эти особенности позволяют обеспечить независимость судей от внешних влияний и гарантировать справедливость судебного процесса.
Как можно улучшить процессы защиты судей в России на основе зарубежного опыта?
На основе зарубежного опыта можно совершенствовать процессы защиты судей в России. Это может быть направлено на улучшение государственной защиты, обеспечение безопасности судей и внедрение новых методов защиты, основанных на международных стандартах. Такие улучшения позволят повысить независимость судей и обеспечить их защиту от давлений со стороны других участников судебного процесса.
Какие особенности есть в защите судей в зарубежных странах?
В защите судей в зарубежных странах существуют различные особенности, такие как независимость и неприкосновенность судей, высокий уровень правовой защиты, наличие специальных организаций и механизмов, ответственных за обеспечение безопасности судей и т. д.