организация кассовой работы в банках
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 28.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы осуществления кассовых операций 5
1.1. Понятие, сущность и роль кассовых операций в деятельности коммерческого банка 5
1.2. Регулирование кассовой работы Центральным банком РФ 9
2. Практические аспекты кассовой работы в банке на примере ПАО «МИнБанк» 14
2.1. Характеристика банка 14
2.2. Анализ кассовых операций в ПАО «МИнБанк» 15
2.3. Современные проблемы кассового обслуживания клиентов в коммерческих банках и пути их решения 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
В иных случаях для банкоматов приём и выдача денежных средств рассматриваются как две отдельные функции. При этом постоянно необходима как инкассация денег, так и загрузка купюр, поскольку данные потоки не пересекаются. При кеш-ресайклинге такой оборот части денежных средств происходит внутри банкомата, а одна из основных задач устройства - избежать выдачи «ненадёжных» поступивших банкнот. Это могут быть ветхие купюры, а также не прошедшие проверку по всем признакам подлинности. Поэтому принимаемые устройством банкноты распределяются по двум кассетам. Из одной они выдаются, а из другой - инкассируются и транспортируются в банк для дальнейшей обработки. Функция кеш-ресайклинга позволяет банку частично избегать инкассации внесённых клиентами денег, снижая операционные затраты. В то же время устройства с такой функцией стоят дороже, чем без неё. Данное обстоятельство привело к необходимости провести обзор преимуществ и недостатков данной функции и сделать вывод об эффективности внедрения такого рода банкоматов в пользование банками на территории России.Наличные деньги считались (и вообще обрабатывались) исключительно вручную совсем не так давно по историческим меркам, а обслуживание клиентов «вручную» по большому счёту до сих пор остается главным способом их обслуживания. И тем не менее развиваются не только технологии безналичных платежей. Работа по оптимизации вообще и автоматизации (строго говоря, пока просто механизации), в частности наличного оборота, также ведется.Ресайклинг - одно из последних слов на рынке такой автоматизации, саму технологию которого как замкнутого оборота наличных называть новой не очень корректно. Ресайклер является вполне логичным этапом развития техники, заменяющей кассира: сначала машины только выдавали деньги, потом начали принимать, потом стали выдавать и принимать одновременно, но два этих процесса были связаны только логически, через управление. В этот период ресайклер уже очень напоминает кассира-человека в классической кассе, функциональность и алгоритм работы при рассмотрении «в крупную клетку» практически не отличаются.Первый и вполне разумный вопрос, который возникает при знакомстве с ресайклером любой конфигурации и любыми функциональными особенностями: для чего? Какие проблемы возможно решить, внедрив технику? Если дело касается кассы, часто (если не в большинстве случаев) мотивацией является автоматизация труда, как следствие, повышение его производительности, а конечная цель - сократить численность кассовых работников с соответствующей экономией на фонде оплаты труда. Однако очень редко бывают случаи, когда конечная цель была достигнута.Примером может служить ситуация из практики крупного частного банка. На рубеже 1990-х и 2000-х банк внедрил в эксплуатацию автоматическое устройство по обмену валюты. Для уровня автоматизации и технологии тех лет это было что-то практически «на грани», но банк добился того, что аппарат с некоторыми ограничениями по функциональности, но довольно исправно менял доллары США на рубли. Уже на этапе внедрения стало ясно, что экономического смысла в работе аппарата будет не очень много. Но необходимость внедрения была обусловлена, в частности, требованиями клиента, на объекте которого находился аппарат, а экономический смысл в работе с этим клиентом был, и очень заметный. Суть в том, что при очень высокой цене приобретения и эксплуатации таких устройств ручной труд кассиров часто оказывается не просто выгодней, а выгодней, как говорится, без вариантов. И при существующем в России уровне оплаты труда специалистов кассы и уровне цен на их продукцию экономически обоснованное внедрение таких устройств как минимум весьма сложная задача.Нередко необходимость внедрения обусловливается не простым желанием получить прямую экономию, а потребностями в увеличении производительности труда без капитальных затрат, выстраивании новых процессов, новой технологии и идеологии обслуживания клиентов - и это как раз представляется куда более разумной мотивацией и даже похоже на действительно интенсивный путь развития.К примеру, банку требуется повысить производственные мощности по кассовому об-служиванию клиентов, пусть даже для простых операций по тому же обмену валюты или приему стандартных платежей, выплатам и т. п. При этом возможности по увеличению площадей и количества рабочих мест уже исчерпаны. Установка ресайклинговых устройств на рабочих местах операционистов в подобных случаях уже применяется многими банками в стране как способ решения таких проблем: фактически получены полноценные универсальные рабочие места без строительства, переездов, дообучения сотрудников и пр.Если вопрос об использовании ресайклинговых устройств не касается непосредственно кассовой работы в офисах (любого обслуживания персоналом клиентов в этих офисах, когда производится прием или выдача наличных денег), а речь идет об автономных устройствах самообслуживания, по формату условно аналогичных банкоматам, ситуация несколько упрощается. В данном случае она сводится к сравнению цен, набора функций, преимуществ и недостатков ресайклинговых устройств по сравнению с устройствами, обеспечивающими только прием, только выдачу или прием и выдачу в разомкнутом цикле без ресайклинга.Использование же ресайклера как дополнительного средства автоматизации труда кассира сродни использованию iPad в качестве разделочной доски для овощей: это удобно, даже красиво, но вряд ли разумно. Прирост производительности и гипотетическое снижение уровня рисков просчетов и нарушений, вряд ли выдержат даже минимальную критику. Техника подобного уровня сложности и цены, возможно, должна использоваться не только как устройство для приема и выдачи наличных, но и как комплексное полноценное кассовое решение для обслуживания клиентов, предоставляющее максимально возможные для него набор функций и уровень сервиса.Операции, которые можно выполнять с использованием банкомата с функцией cash- recycling, представлены на рисунке 4.Рисунок 4 – Банковские операции, которые возможно выполнять с использованием банкомата с функцией cash-recycling.Преимущества и недостатки устройств ресайклинга.Первый и главный недостаток - цена. Не только цена приобретения, но и цена владения. Устройства технически сложные, от них требуются высокая точность и надежность, а деньги - вещь буквально грязная. Отсюда следует необходимость качественного обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии достаточного количества устройств.Второй недостаток также связан с ценой. Если обратить пристальное внимание на состояние парка банкоматов даже в крупных городах страны, становится понятно, что у банков не всегда хватает средств даже на достойное содержание и обновление уже имеющихся, часто более чем устаревших, устройств. Что уж говорить о замене их на устройства с функцией ресайклинга - технику следующих поколений. Приобретение принципиально новых машин чаще происходит в рамках отдельных проектов развития, которых тоже не так много, как хотелось бы.Среди недостатков ресайклинга часто называют возможность выдачи ранее принятых фальшивых или неплатежных купюр. При этом качество детекции на входных трактах устройств сейчас достаточно хорошее даже на относительно простых счетчиках банкнот. Производители блоков детекции реагируют на оперативную обстановку достаточно быстро, а проблемы с отдельными клиентами, купюрами и сотрудниками кассы вполне решаемы, если банк занимает конструктивную позицию, а не ищет виноватых по принципу «только не мы».К преимуществам устройств с функцией ресайклинга, прежде всего, следует отнести возможность оптимизировать расходы на фондирование и инкассацию. Также необходимо подчеркнуть о том, что устройства с функцией ресайклинга - фактически первые устройства, которые реализуют практически полный технический функционал «классической» кассы. Это, несомненно, открывает перспективы для замены ручного труда кассира машинным. Повысится ли в итоге качество обслуживания клиентов - сейчас сказать трудно, но сама возможность такого развития событий как альтернативы чрезвычайно интересна и полезна.Проведенное исследование о необходимости внедрения банкоматов с функцией рейсалинга позволяет сделать вывод о том, что российские банки массово использовать банкоматы и иные устройства с функцией ресайклинга для замены кассовых работников или как автономные устройства для обслуживания клиентов с наличными деньгами в ближайшие годы не будут. Несмотря на все достоинства, их функции все же несколько избыточны для штатных ежедневных потребностей банков.Но по мере роста популярности этой технологии, а также изменения самой структуры сектора банковских услуг, на рынке появляется все больше доступных конфигураций таких устройств. Так что, вероятнее всего, в скором времени банкоматы-ресайклеры получат еще большее распространение.ЗаключениеСогласноПоложения Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» при осуществлении кассовых операций кредитная организация осуществляет идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Операции по приему наличных денег от клиентов должны осуществляться кассовым работником на основании приходных кассовых документов: объявлений на взнос наличными, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, квитанции, ордера;приходных кассовых ордеров; препроводительных ведомостей к сумкам, представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомости, накладной, квитанции.Банк ПАО «МИнБанк» принимает наличные деньги в валюте Российской Федерации для осуществления срочных денежных переводов от физических лиц - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, резидентов и нерезидентов Российской Федерации, за исключением случаев, когда перевод осуществляется между физическими лицами - резидентами и нерезидентами. Срочные денежные переводы осуществляются между структурными подразделениями Банка ПАО «МИнБанк» России без открытия счета. Количество принятых срочных денежных переводов увеличилось на 139% или на 1 543 шт. и составило в 2019 году 2 653 перевода. В целом наблюдался рост количества принятых срочных денежных переводов. Они возросли на 233% или на 6 050 переводов и составили в 2017 году 8 643 перевода. По операциям с наличной валютой наблюдается незначительное увеличение как по купле так и продаже валюты.Проблемы, связанные с процессом осуществления кассовых операций, в большей степени связаны с наличием следующих затрат:материальных, связанных с транспортировкой, хранением, обработкой и производством монет и банкнот;временных, связанных с сокращением продолжительности обслуживания клиентов; трудовых, связанных с раздутым документооборотом, который в большей степени обрабатывается вручную. Таким образом, на наш взгляд, все перечисленные проблемы можно устранить путем применения компьютерных технологий: специальных программ планирования и управления денежными потоками, а также широким внедрением программно-технических средств, в частности, банкоматов с функцией кеш-ресайклинга. Список использованных источниковПоложение Банка России от 29.01.2018 № 630-П (ред. от 07.05.2020) «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».Демидович, А. А. Анализ экономической безопасности банкоматов с функцией CASH- RECYCLING / А. А. Демидович, И. А. Демидович // Вектор экономики. - 2018. - № 10 (28). - С.68-74.Демироглу, Н.Б. Развитие системы управления наличностью в банковской сфере / Н.Б. Демироглу, Л.З. Мерджанова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2020. – № 1 (67). – С. 79-83Дуракова, А.С. Организация кассовых операции коммерческих банков / А.С. Дуракова // Финансово-аналитические аспекты развития национальной экономики: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции молодых ученых. – 2018. – С. 71-76.Жаровня, А.Г. Проблемы и перспективы развития расчетнокассового обслуживания корпоративных клиентов. / А.Г. Жаровня // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития, 2016. – С. 84-85.Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки. / Е.Ф. Жуков. М.: ЮНИТИ- ДАНА. - 2015. - С.413.Ивлиев, М. И. Анализ состояния и перспективы функционирования банковских программно-технических устройств самообслуживания в Российской Федерации / М. И. Ивлиев, Н. В. Коротаева // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 11. - С. 18-23.Кривошапова, С.В., Литвин, Е.А. Актуальные проблемы и перспективы развития расчетно-кассовых операций клиентов кредитными организациями РФ / С.В. Кривошапова, Е.А. Литвин // Современные научные исследования и инновации – 2014. – № 11. – С. 23-24.Лаврушин, О.И. Банковское дело. / О.И. Лаврушин. – М.: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА», 2017. - С.686.Матвейчук, А. А. Вопросы безопасности платежных терминалов и банкоматов / А. А. Матвейчук // Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. - № 6. - С. 115-120.Мочалов, А. С. Биткойн-банкоматы - как найти лояльный к биткойну банк / А. С. Мочалов // Актуальные вопросы экономики : сборник научных трудов. - Чебоксары : Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, 2019. - С. 201-204.Одерякова, К.И. Кассовые операции коммерческих банков и перспективы их развития / К.И. Одерякова // Актуальные вопросы экономики. Сборник научных трудов. – Чебоксары, 2019. – С. 223-227. Самосюк, А. А. Использование технологии биометрии при взаимодействии с банкоматом / А. А. Самосюк, С. В. Макрушин // Взгляд молодых учёных на проблемы устойчивого развития : сборник научных статей по результатам IV Международного конгресса молодых учёных по проблемам устойчивого развития «Вызовы технологий и ожидания общества. - М. : Издательство ООО «Русайнс», 2019. - С. 252-258.Снурник, А.О. Проблемы кассовых операций / А.О. Снурник // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. – 2018. – С. 143-146.
СогласноПоложения Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» при осуществлении кассовых операций кредитная организация осуществляет идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию