Внедрение СМК и бережливых технологий в организации
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 28.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Проблемы совместного использования системы менеджмента качества и бережливого производства в организациях здравоохранения
6
1.1 Теоретические аспекты совместного применения системы менеджмента качества и бережливого производства в организациях здравоохранения 6
1.2 Анализ процесса разработки и внедрения системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 18
Рекомендации по разработке системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 29
2.1 Интеграция системы менеджмента качества и бережливого производства в БУЗ ВО «ВГП 18» 29
2.2 Предложения по совершенствованию работ по внедрению системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 33
Проект внедрения системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 40
3.1 План и организационные аспекты проекта внедрения системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 40
3.2 Оценка рисков и эффективности проекта внедрения системы менеджмента качества в БУЗ ВО «ВГП 18» 46
Заключение 56
Список использованных источников 62
Регистраторы также отмечают напряженность рабочего графика после внедрения проекта.Таким образом, каждая вторая медицинская сестра БУЗ ВО «ВГП №18» испытывает психологический и физический дискомфорт, связанный с адаптацией к новым условиям работы, что требует внимания со стороны руководства БУЗ ВО «ВГП №18». Обращают на себя внимание и признаки, связанные с конфликтом. Казалось бы число конфликтов статистически достоверно снизилось, однако это односторонняя оценка. Причиной конфликтов может быть и поведение медицинского персонала.Результаты опроса медицинских сестер и регистраторов БУЗ ВО «ВГП №18» по данному вопросу свидетельствуют о том, что новые условия труда, связанные с большей самостоятельностью и ответственностью, являются стрессогенными факторами и нуждаются в коррекции.Итак, основными проблемными зонами в организационном контексте реализации проекта являются многолетние стереотипы в работе сестринского персонала, сформировавшиеся работой под контролем врача. Самостоятельная деятельность и, связанная с этим ответственность сестринского персонала, являющиеся неотъемлемой составной частью культуры медицинской организации, требуют постоянного мониторинга и поддержки. Новые условия труда, связанные с большей самостоятельностью и ответственностью, являются стрессогенными факторами, требуют внимания со стороны руководства медицинских организаций и нуждаются в коррекции.Оптимизация работы городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» на основе концепции бережливого здравоохранения позволила сократить общее время пребывания пациента в поликлинике. Основные потери времени пациента городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» были связаны с необходимостью ждать своей очереди у различных кабинетов (40 минут – 2 часа). В практику деятельности БУЗ ВО «ВГП №18» были внедрены:- электронная запись через сайт,- электронный талон в регистратуре.Пациенту для каждого кабинета от регистратуры до самого кабинета врача выдается талон (человеку присваивается номер, он уходит в кабинет, его вызывает врач). В холле первого этажа БУЗ ВО «ВГП №18»напротив регистратуры, находится стойка администратора, в функции которого входит разведение потоков пациентов, для разъяснения кого, в каком направлении отправить и т.д. Для удобства посетителей поликлиники функционирует система голосового вызова пациентов по электронной очереди в процедурном кабинете. Для более быстрой ориентации разработаны навигационные указатели и информационные таблички, позволяющие быстро сориентироваться в поликлинике. Оформлены информационные стенды и памятки, в которых указаны возможные способы записи на прием.Ранее БУЗ ВО «ВГП №18» был не информативен и пациентам было сложно ориентироваться из-за большого количества записей. На данный момент для замены данного стенда заказано информационное табло с указанием номера очереди, направлением и временем ожидания пациента.Информационный стенд предназначен для разделения потоков пациентов с разным цветом указателей и стрелочек (чтобы пациент не обращался в регистратуру, а шел сразу в нужном направлении).Происходит постепенный уход от бумажного талона, сейчас электронная запись осуществляется в кабинете врача. Теперь выписка льготных лекарственных препаратов, листков нетрудоспособности, направлений, запись на повторный прием и дополнительные методы исследования (УЗИ, ФГС, анализы) производятся намного быстрее из кабинета врача. Ранее в БУЗ ВО «ВГП №18» забор и приём биологического материала осуществляется: с 7:30 до 10:00 в процедурном кабинете и боксе.В связи с тем, что цель программы - минимизировать временные затраты пациента на посещение врачебных кабинетов, оптимизировать работу регистратуры, врачей и клинической лаборатории, было принято решение о том, что биологический материал в лабораторию можно сдать до 12.00, а не только утром.Решение разработано на основе: «ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа», что позволяет принимать пациентов в любое время суток, оставлять биологический материал в холодильнике и анализировать на следующий день.Организовано картохранилище с доставкой карт в кабинет врача; создан cаll-центр, в котором операторы осуществляют запись на прием по телефону и вызовов врачей на дом. В целях организации call – центра выделены 4 штатные единицы, которые отвечают на телефонные звонки. Кроме того, с целью выравнивания нагрузки на медицинский персонал изменен алгоритм маршрутизации пациентов. В результате реализации проекта стало возможной предварительная запись к другому специалисту, в кабинете врача во время приема, сейчас пациенту не надо обращаться в регистратуру, а сразу идти на прием. Пациенту присваивается электронный талон, при посещении врача, следующий врач сам увидит талон в программе АИС «КВАЗАР». Ведется электронная история болезни в АИС «КВАЗАР».Доврачебный кабинет открыт специально на первом этаже, часть пациентов пришедших повторно не идут, например, к терапевту, а направляются непосредственно к своему специалисту.Это облегчило нагрузку сотрудников на: выписку листа нетрудоспособности, рецепта (повторно), санаторно-курортной карты и прочей помощи не требующей осуществления приема врача.Организован платный блок для приема пациентов, для разведения потока ОМС и платных приемов.Поскольку ключевой критерий оптимизации процесса - это время протекания, то каждый из элементов процесса необходимо хронометрировать. Важно определить, сколько времени занимает та или иная операция. Для этого используется процедура хронометража.В целях изучения перемещения пациентов произведено наблюдение за потоками, с фиксацией времени пребывания в городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» представлены в таблице 9.Таблица 9.Наблюдение за потоками и временем пребывания пациентов в поликлинике№ п/пВид наблюденияБылоСтало1Обращение в регистратуру15 - 30 мин7 - 10 минут2Посещение процедурного кабинета1,5 - 2 часа15 - 20 минут3Посещение врача терапевта40 - 60 мин20 - 30 минут4Посещение кабинета неотложной помощи2 часа5 - 60 минут5Посещение кабинета доврачебной помощи2 часа5 - 60 минут6Посещение узкого специалиста40 - 60 мин20 - 30 минутПо данный таблицы можно отметить, сокращение времени пребывания пациентов в поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18»: время обращения пациентов в регистратуру сократилось с 30 до 10 минут, значительно снизилось время посещения процедурного кабинета БУЗ ВО «ВГП №18» (с 2 – х часов до 20 минут), вдвое сократилось время посещения кабинетов врача терапевта, неотложной помощи, доврачебной помощи, а также кабинета узкого специалиста.Данные потери устранены путем организации приёма пациентов врачами строго по талонам в рамках указанного времени. Ещё 15 - 30 минут потерь времени были связаны с необходимостью уточнить в регистратуре наличие карточки пациента у врача, что не является обязательной процедурой - её исключили.Время обращения в регистратуру сократилось до 7-10 минут.Среднее время, затрачиваемое врачом на проведение осмотра и установления диагноза при текущем подходе к организации работы кабинета терапевта составило 20 минут.Как положительный момент внедрения принципов бережливого производства в городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» отметим увеличение числа посещений доврачебного кабинета, что в свою очередь снизило количество посещений (выдаваемых талонов) на смену врача. В свою очередь это уменьшает нагрузку на одного специалиста и увеличивает время, которое врач может уделить пациенту во время осуществления приема.Таблица 10.Число посещений доврачебного кабинетаПоказатель1 поликлиникавсе поликлиникиДо внедренияПосле внедренияДо внедренияПосле внедренияитого в год465262401365815929среднее в месяц38852011381327Рассчитаем коэффициент роста числа посещений доврачебного кабинета городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» в результате внедрения принципов бережливого производства:К роста = 6240 / 4652 = 1,34Рассчитаем коэффициент роста числа посещений доврачебного кабинета всех поликлиник, в результате внедрения принципов бережливого производства:К роста = 15929 / 13658= 1,17.Итак, мы видим, что в городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» темп роста числа посещений доврачебного кабинета выше, чем в других поликлиниках.В таблице 11 приведены данные по числу посещений доврачебного кабинета в 2020 годуТаблица 11.Число посещений доврачебного кабинета за 3 месяца 2020 года1 поликлиникавсе поликлиникидо врачебный кабинетитого в год25997831среднее в месяц8662610Как видим, среднее число обращений в месяц на порядок выше предыдущего года.После внедрения принципов бережливой поликлиники число довольных пациентов увеличилось.Итак, в рамках внедрения программы в городской поликлинике БУЗ ВО «ВГП №18» появились современная регистратура, электронное расписание работы врачей и инфоматы для предварительной записи на прием. Для консультативной работы с пациентами работает администратор, выведенный в холл поликлиники. Прилегающую к больнице территорию благоустроили и установили поручни, новые ступеньки на крыльце и вывески. Сейчас диспансеризацию можно пройти в обособленном отделении в течение дня.Введенные изменения позволили сократить время ожидания оказания услуг в три раза.Обобщенная оценка эффективности внедрения принципов бережливого производства в практику БУЗ ВО «ВГП №18» представлена в таблице 12.Таблица 12. Обобщенная оценка эффективности внедрения принципов бережливого производства в практику БУЗ ВО «ВГП №18»ПоказательДо внедренияПосле внедрениявыполнение плана посещения пациентов65%85%кол-во новых привлеченных пациентов42 чел112 челснижение потерь на ожидание, в регистратуре, возле кабинетов42 %12 %пропускная способность в кабинет врача, больше внимания на пациентов65 %95 %сокращение времени пребывания в поликлинике130 мин45 минстепень удовлетворенности пациентов45 %85 %В таблице 13представлена эффективность внедрения проекта «Бережливая поликлиника» исходя из выявленных ранее проблем.Таблица 13.Эффективность внедрения проекта «Бережливая поликлиника»Проблема Предполагаемое решениеЭффектТип потери1. Не все результаты анализов востребованы впоследствии врачами. Дублирующие анализыКорректировка стандартов, исключающая дублирование анализов на различных этапах работы с пациентомСнижение объема назначаемых анализов на 15 %Перепроизводство2. Талоны выдаются со сроком действия 5 дней, непрогнозируемая дневная загрузкаОрганизация электронной очереди на анализыСокращение времени ожидания пациентом с 40 до 14 минутПовышение удовлетворенности пациентаПерепроизводствоОжидание3. Живая очередь 22 – 26 человек, нервозность, недовольствоВозможность взять талон на конкретнее время на неделю впередОжидание4. Световой сигнал вызова на входе загорается быстро. Пациенты не всегда успевают зафиксироватьУстановлен экран с указанием номера очереди и номера рабочего места медсестры, к которой необходимо подойтиОжидание5. Низкая загрузка операторов. Ожидание окончания манипуляций медсестры. Накапливается очередь к медсестрамОптимизация загрузки работ медсестры и операторовРавномерная загрузка медсестер на 100 %+12 % пропускной способности потокаОжиданиеИзлишние запасы6. Медсестра занимается не лечебной функциейСтандартизации работы медсестры, предусматривающее рациональное размещение мединструмента в рабочей зонеЛишние движения7. Несколько журналов с частично дублирующей информациейИсключение дублирования информации за счет ведения единого журналаЛишняя обработка8. Потери на перемещения – 276 м в смену каждой медсестройПерепланировка помещения и рабочих мест, исключающая перемещения медсестрыЛишние перемещения9. Пациенту сложно подойти к месту забора крови, обходит чистую зонуОбеспечение простого доступа к месту забора крови пациентаЛишние перемещения10. Невозможность обеспечить пропускную способность в 150 человек, даже после улучшенийОрганизация 3го рабочего места, перепланировка под 3 рабочих места, вывод операторов из кабинета в коридор (стойка)Повышение выработки медсестры на 15%ОжиданиеИзлишние запасыИтак, мы выявили, что ошибочно считать, что для управления пациентопотоком достаточно организовать онлайн-запись, разделив рабочий день каждого врача на равные промежутки времени и выложить график приемов в Интернет. На самом деле онлайн-запись эффективна не во всех случаях. Жизнь больницы динамична и непредсказуема. Время, которое тратит врач на обслуживание больного, определяется индивидуально. Живая очередь конкурирует с электронной. В результате – конфликты, дискомфорт, очереди. Благодаря оптимизации работы регистратуры запланировано сокращение времени оформления записи на прием к врачу. Запись на прием к врачу оформляется не только в регистратуре, но и через интернет и установленные инфоматы. Терминалы электронной очереди позволяют регулировать поток пациентов.Проект также нацелен на сокращение очереди на прием к врачу и увеличение времени работы врача непосредственно с пациентом. Для освобождения врача от бумажной работы вводится электронный документооборот, в том числе Электронная медицинская карта пациента.Еще одно направление в реализации проекта – это оптимизация процесса забора биологического материала (анализов) для лабораторных исследований. Отдельно в рамках проекта предусмотрено обучение сотрудников БУЗ ВО «ВГП №18» принципам бережливого производства.В результате реализации проекта создается комфортная и доступная среда для пациентов БУЗ ВО «ВГП №18», а главное - сокращается время ожидания очереди в регистратуре и очереди на прием к врачу.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:1) Система менеджмента качества - это динамическая, постоянно изменяющаяся система, в зависимости от условий среды.Бережливое производство – этопроект, направленный на совершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг, увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь, а также в организации рабочих мест, с учетом безопасности и комфорта.Проблема интеграции СМК и бережливого производства в организациях здравоохранения заключается в следующем в том, что выполнение требований, а также учет будущих потребностей и ожиданий позволяет организации отвечать на вызовы динамично растущей и все более сложной окружающей среды.В сложившейся ситуации медицинские организации все чаще испытывают потребность в формировании нового подхода к процессам менеджмента качества. Внедрение принципов бережливого производства в работу медицинской организации как раз и дает возможность выстроить процессы менеджмента качества таким образом, чтобы оптимизировать ресурсное обеспечение, повысить качество и доступность медицинской помощи. 2) В результате анализа процесса разработки и внедрения системы менеджмента качества в БУЗ ВО «Воронежская государственная поликлиника №18» были выявлены следующие проблемы :-Не все результаты анализов востребованы впоследствии врачами. Дублирующие анализы-Талоны выдаются со сроком действия 5 дней, непрогнозируемая дневная загрузка-Талоны выдаются со сроком действия 5 дней, непрогнозируемая дневная загрузка-Живая очередь 22 – 26 человек, нервозность, недовольство- Световой сигнал вызова на входе загорается быстро. Пациенты не всегда успевают зафиксировать- Низкая загрузка операторов. Ожидание окончания манипуляций медсестры. Накапливается очередь к медсестрам- Медсестра занимается не лечебной функцией- Несколько журналов с частично дублирующей информацией- Потери на перемещения – 276 м в смену каждой медсестрой- Пациенту сложно подойти к месту забора крови, обходит чистую зону- Невозможность обеспечить пропускную способность в 150 человек, даже после улучшений3) Описана интеграция системы менеджмента качества и бережливого производства в БУЗ ВО «Воронежская государственная поликлиника №18»;Внедрение принципов бережливого производства в работу БУЗ ВО «ВГП №18» как раз и дает возможность выстроить процессы менеджмента качества таким образом, чтобы оптимизировать ресурсное обеспечение, повысить качество и доступность медицинской помощи. Проект «Бережливая поликлиника» предполагает решение следующих задач:- оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу (создание возможности записи на прием по разным каналам: телефон, интернет, личная запись в регистратуре и т.д.);- перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (рутинное обследование);- значительное уменьшение ожидания больного человека в очереди;- уменьшение «писанины» у врача с увеличением времени на работу с пациентом;- устранение несвойственных врачу функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);- рационализация врачебного рабочего места.5) Изучен план и организационные аспекты проекта внедрения проекта в БУЗ ВО «Воронежская государственная поликлиника №18»;Комплекс задач для повышения эффективности работы БУЗ ВО «ВГП №18» включает в себя: - организация записи на прием к врачу через терминал, интернет или cаll-центр;- организация единого электронного расписания, возможность записи врачом с рабочего места- уход от бумажного талона на прием к врачу, на электронный- ведение электронной истории болезни в АИС «КВАЗАР»;- консультирование персонала БУЗ ВО «ВГП №18» по вопросам бережливого производства, создание обучающих буклетов;- организация забора анализов без очередей в течении всего дня за счет увеличения пропускной способности кабинетов; - объединение амбулаторной карты пациента с лабораторным анализатором, для более быстрого получения результатов исследований;- перераспределение потоков пациентов: проф-, медосмотры, здоровые, больные;- наглядная, понятная навигация внутри поликлиники;- организация кабинета неотложной помощи на первом этаже с отдельным входом;- перемещение доврачебного кабинета на первый этаж;- перераспределение функционала работников регистратуры;- вывод администратора за пределы регистратуры, стойка специалиста в зале, для разъяснительной работы с пациентами;- организация картохранилища с доставкой карт в кабинет врача; - создание cаll-центра;- оснащение БУЗ ВО «ВГП №18» современным оборудованием.6) Оценены риски и эффективность проекта в БУЗ ВО «Воронежская государственная поликлиника №18».Медицинская услуга должна удовлетворить запросы конкретного пациента в наименьшие сроки в условиях ограниченности финансирования. Переход в недалеком будущем на персонализированную медицину должен уже сейчас заставить медицинские организации внедрить этот принцип в систему управления. Врачу необходимо будет оказывать большую часть времени пациенту, а не занимать его на заполнение документации, работой в ЕМИАС, устранением трудностей в организации процессов взаимодействия с вспомогательными службами, проблем, связанных с нехваткой ресурсов и т.д. Рабочее время врача не должна отнимать «борьба» с «непрофильными» проблемами, а пациент не обязан тратить свое время на переезды, чтоб попасть к врачу, ожидания в очередях, и, особенно недопустимо, на исправление врачебных ошибок, которые в большинстве своем обусловлены неэффективным управлением медицинской организацией. При организации оказания медицинских услуг действуют те же принципы бережливого производства: сократить действия, которые не добавляют «ценности» медицинской услуги и качества на всем ее жизненном цикле, а именно:- потери из-за избыточных медицинских вмешательств;- потери времени из-за ожидания;- потери при нерациональной маршрутизации;- потери из-за процессов при оказании медицинской услуги, не добавляющих ее ценности;- потери из-за лишних запасов;- потери из-за дефектов оказания медицинской помощи, которая повлекла ухудшение здоровья или смерть;- потери из-за нереализованного профессионального творческого потенциала сотрудников.«Бережливая поликлиника» призвана минимизировать временные затраты пациента на посещение врачебных кабинетов, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории. Таким образом, планируется увеличение пропускной способности и снижение времени обслуживания без потери качества. В рамках проекта предусматривается проведение ремонтных работ в учреждениях с целью улучшения приемно-информационной зоны, разделение потока пациентов с введением маршрутизации.Поликлиника БУЗ ВО «ВГП №18» действует на основе следующего документа - «Организационный стандарт работы амбулаторно-поликлинических подразделений».Проект предполагает решение следующих задач:- оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу (создание возможности записи на прием по разным каналам: телефон, интернет, личная запись в регистратуре и т.д.);- перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (рутинное обследование);- значительное уменьшение ожидания больного человека в очереди;- уменьшение «писанины» у врача с увеличением времени на работу с пациентом;- устранение несвойственных врачу функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);- рационализация врачебного рабочего места.Благодаря оптимизации работы регистратуры запланировано сокращение времени оформления записи на прием к врачу. Запись на прием к врачу оформляется не только в регистратуре, но и через интернет и установленные инфоматы. Терминалы электронной очереди позволяют регулировать поток пациентов.Проект также нацелен на сокращение очереди на прием к врачу и увеличение времени работы врача непосредственно с пациентом. Для освобождения врача от бумажной работы вводится электронный документооборот, в том числе Электронная медицинская карта пациента.Еще одно направление в реализации проекта – это оптимизация процесса забора биологического материала (анализов) для лабораторных исследований. Отдельно в рамках проекта предусмотрено обучение сотрудников БУЗ ВО «ВГП №18» принципам бережливого производства.В результате реализации проекта создается комфортная и доступная среда для пациентов БУЗ ВО «ВГП №18», а главное - сокращается время ожидания очереди в регистратуре и очереди на прием к врачу.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный проект «бережливая поликлиника»применение методов бережливого производства вмедицинских организациях. Потоксоздания ценностикартирование начальный уровень. Методические рекомендации. Москва 2017 год.Богатова И.В., Шильникова Н.Ф. Оценка эффективности первичной медико-санитарной помощи // Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения РНИМУ. - М.: 2018. - С. 34-36.Брескина Т.Н. Принципы Кайдзен в деятельности медицинских организаций URL: http://ru.scribd.com/doc/24276876/Кайдзен-10-принципов (дата обращения: 20.11.2020).Бухалков М.И., Кузьмин М.А. Организационно-экономические основы бережливого производства. Организатор производства. – М.: Прогресс, 2020. – С. 63-68 .Верзилин Д.Н., Кустов О.М. Взаимообусловленность общественного здоровья и экономической безопасности в системе здравоохранения // Многопрофильная клиника XXI века. Передовые медицинские технологии: материалы международного научно-практического конгресса. СПб.: Человек, 2017. С. 47-48.Данилова Л.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., Гильмутдинов Р.Г. Проблемы информатизации регионального здравоохранения // Медицинский альманах, 2018. - №6 (30). - С. 12-15.Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании (Модели менеджмента ведущих корпораций). - М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. 474с.Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.11.2020). Иванова А.А. Научное обоснование системы мер по формированию здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи: диссертация д-ра мед. наук. - М.: Прогресс, 2016. - 48 с.Ковач А. С., Плотников В.А. Эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2019. - № 4 (26). - С. 10-14.Корчуганова Е.А., Алешко Е.В. Практическое применение принципов «бережливого производства» в медицинской организации // ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, 2019. - № 3Кучеренко В. З., Флек В. О. и др. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гэотар-Мед, 2018. – 106 с. Кучеренко В.З., Разливанских Л.П., Мартыненко В.Ф. Методические подходы к оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения: мониторинговые индикаторы, показатели, критерии, определения // Экономика здравоохранения, 2016. - № 8. - С. 29–36.Майкл Вэйдер Выживут только бережливые // Вестник Лиин, 2019. - №1. Медведская Д. Р., Бадаев Ф. И., Чернова Т. В., Ползик Е. В. Комплексная оценка медицинской эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений областного центра // Экономика здравоохранения, 2016. - № 9. - С. 14-18.Менеджмент качества. URL. http://www.kpms.ru/General_info/Lean_Production.htm (датаобращения: 20.11.2020)Минздрав нашел серьезные ошибки в рейтинге Bloomberg по здравоохранению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20160929/1478150933.html (дата обращения:20.11.2020).Минфин России. Статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics (дата обращения:20.11.2020).Модестов А.А., Спивак И.М. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях // Российский педиатрический журнал. 2016. Т. 19, №1. С. 39-44.Назаренко Г.И., Гулиев Я.И. Информационные системы в управлении лечебно-профилактическим учреждением // Врач и информационные технологии, 2016. - № 4. - С. 64-67.Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство. Под ред. Стародубова В.И., Щепина О.П. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 98Применение в ЛПУ технологий бережливого производства / И.С. Кицул [и др.] // Здравоохранение, 2014. - № 8. - С. 94-100.Черепанова Ю.О. Организация бережливого производства в здравоохранении / Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», 17-21 ноября 2015 г. - Томск: 2019. - 473-477 с.Шибанов В.Е., Рвачева Г.В., Алешко О.В., Карпов А.В., Антонов А.Р. Современные информационные технологии для эффективного управления муниципальными учреждениями здравоохранения // Современные наукоемкие технологии, 2018. - № 9. - С. 212-214.Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л., Применение системы менеджмента качества в организациях здравоохранения / журнал Клинико-лабораторный консилиум. - Санкт-Петербург, 2015. - №2. - С. 4-12.Электронный источник / Выступление Министра Вероники Скворцовой на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2017/10/12/6268 (дата обращения: 20.11.2020)ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200072566Bogatova IV, Shil'nikova NF. Otsenkaeffektivnostipervichnoymedikosanitarnoypomoshchi [Assessment of the effectiveness of primary health care]. MaterialyVserossiyskoykonferentsii s mezhdunarodnymuchastiem, posvyashchennoy 90-letiyu kafedryobshchestvennogozdorov'yaizdravookhraneniya, ekonomikizdravookhraneniya RNIMU [Materials of the All-Russian Conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the Department of Public Health and Health, Health Economics of RNIMU]. Moscow; 2014. Р. 34-6. (inRussian) Burt, R.S. The Network Entrepreneurship / R.S. Burt // Entrepreneurship: Social Science View. ‒ Oxford: OxfordUniversityPress, 2014.Donna M. Daniel. Lean Principles. URL: ttp://www. slideshare.net/Jackie72/lean-principles-donna-m-danielphd (датаобращения 12.10.2017)Druker, P. Marketing in Business Momentstrile N.Y., 2005.Farrakhov FZ. Nauchnoeobosnovaniesovershenstvovaniyaregional'noysistemyokhranyzdorov'yadetskogonaseleniya [Scientific substantiation of the improvement of the regional system of protecting the health of the child population]: Doct. Diss. (Med. Sci.). Moscow; 2015. (inRussian) Fedotkina SA. Kompleksnoesosial'nogigienicheskoeissledovaniesamosokhranitel'nogopovedeniyaizdorov'yamolodezhiRossii [Comprehensive sociohygienic study of self-preserving behavior and health of young people in Russia]: Doct.Diss. (Med. Sci.). Moscow; 2014. 43 р. (inRussian)Gridnev OV. O sovershenstvovaniiambulatornoypomoshchi v Moskve [On the improvement of out patient care in Moscow]. Byulleten' Natsional'nogonauchno-issledovatel'skogoinstitutaobshchestvennogozdorov'ya [Bulletin of the National Research Institute of Public Health]. 2013; 1: 129-31. (inRussian)
2. Богатова И.В., Шильникова Н.Ф. Оценка эффективности первичной медико-санитарной помощи // Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения РНИМУ. - М.: 2018. - С. 34-36.
3. Брескина Т.Н. Принципы Кайдзен в деятельности медицинских организаций URL: http://ru.scribd.com/ doc/24276876/Кайдзен-10-принципов (дата обращения: 20.11.2020).
4. Бухалков М.И., Кузьмин М.А. Организационно-экономические основы бережливого производства. Организатор производства. – М.: Прогресс, 2020. – С. 63-68 .
5. Верзилин Д.Н., Кустов О.М. Взаимообусловленность общественного здоровья и экономической безопасности в системе здравоохранения // Многопрофильная клиника XXI века. Передовые медицинские технологии: материалы международного научно-практического конгресса. СПб.: Человек, 2017. С. 47-48.
6. Данилова Л.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., Гильмутдинов Р.Г. Проблемы информатизации регионального здравоохранения // Медицинский альманах, 2018. - №6 (30). - С. 12-15.
7. Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании (Модели менеджмента ведущих корпораций). - М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. 474с.
8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.11.2020).
9. Иванова А.А. Научное обоснование системы мер по формированию здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи: диссертация д-ра мед. наук. - М.: Прогресс, 2016. - 48 с.
10. Ковач А. С., Плотников В.А. Эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2019. - № 4 (26). - С. 10-14.
11. Корчуганова Е.А., Алешко Е.В. Практическое применение принципов «бережливого производства» в медицинской организации // ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, 2019. - № 3
12. Кучеренко В. З., Флек В. О. и др. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гэотар-Мед, 2018. – 106 с.
13. Кучеренко В.З., Разливанских Л.П., Мартыненко В.Ф. Методические подходы к оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения: мониторинговые индикаторы, показатели, критерии, определения // Экономика здравоохранения, 2016. - № 8. - С. 29–36.
14. Майкл Вэйдер Выживут только бережливые // Вестник Лиин, 2019. - №1.
15. Медведская Д. Р., Бадаев Ф. И., Чернова Т. В., Ползик Е. В. Комплексная оценка медицинской эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений областного центра // Экономика здравоохранения, 2016. - № 9. - С. 14-18.
16. Менеджмент качества. URL. http://www.kpms.ru/General_info/ Lean_Production.htm (дата обращения: 20.11.2020)
17. Минздрав нашел серьезные ошибки в рейтинге Bloomberg по здравоохранению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20160929/1478150933.html (дата обращения: 20.11.2020).
18. Минфин России. Статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics (дата обращения: 20.11.2020).
19. Модестов А.А., Спивак И.М. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях // Российский педиатрический журнал. 2016. Т. 19, №1. С. 39-44.
20. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И. Информационные системы в управлении лечебно-профилактическим учреждением // Врач и информационные технологии, 2016. - № 4. - С. 64-67.
21. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство. Под ред. Стародубова В.И., Щепина О.П. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 98
22. Применение в ЛПУ технологий бережливого производства / И.С. Кицул [и др.] // Здравоохранение, 2014. - № 8. - С. 94-100.
23. Черепанова Ю.О. Организация бережливого производства в здравоохранении / Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», 17-21 ноября 2015 г. - Томск: 2019. - 473-477 с.
24. Шибанов В.Е., Рвачева Г.В., Алешко О.В., Карпов А.В., Антонов А.Р. Современные информационные технологии для эффективного управления муниципальными учреждениями здравоохранения // Современные наукоемкие технологии, 2018. - № 9. - С. 212-214.
25. Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л., Применение системы менеджмента качества в организациях здравоохранения / журнал Клинико-лабораторный консилиум. - Санкт-Петербург, 2015. - №2. - С. 4-12.
26. Электронный источник / Выступление Министра Вероники Скворцовой на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2017/10/12/6268 (дата обращения: 20.11.2020)
27. ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200072566
28. Bogatova IV, Shil'nikova NF. Otsenka effektivnosti pervichnoy medikosanitarnoy pomoshchi [Assessment of the effectiveness of primary health care]. Materialy Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 90-letiyu kafedry obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya, ekonomiki zdravookhraneniya RNIMU [Materials of the All-Russian Conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the Department of Public Health and Health, Health Economics of RNIMU]. Moscow; 2014. Р. 34-6. (in Russian)
29. Burt, R.S. The Network Entrepreneurship / R.S. Burt // Entrepreneurship: Social Science View. ‒ Oxford: OxfordUniversityPress, 2014.
30. Donna M. Daniel. Lean Principles. URL: ttp://www. slideshare.net/Jackie72/lean-principles-donna-m-danielphd (дата обращения 12.10.2017)
31. Druker, P. Marketing in Business Momentstrile- N.Y., 2005.
32. Farrakhov FZ. Nauchnoe obosnovanie sovershenstvovaniya regional'noy sistemy okhrany zdorov'ya detskogo naseleniya [Scientific substantiation of the improvement of the regional system of protecting the health of the child population]: Doct. Diss. (Med. Sci.). Moscow; 2015. (in Russian)
33. Fedotkina SA. Kompleksnoe sosial'nogigienicheskoe issledovanie samosokhranitel'nogopovedeniya i zdorov'ya molodezhi Rossii [Comprehensive sociohygienic study of self-preserving behavior and health of young people in Russia]: Doct.Diss. (Med. Sci.). Moscow; 2014. 43 р. (in Russian)
34. Gridnev OV. O sovershenstvovanii ambulatornoy pomoshchi v Moskve [On the improvement of out patient care in Moscow]. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya [Bulletin of the National Research Institute of Public Health]. 2013; 1: 129-31. (in Russian)
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при совместном использовании СМК и бережливых технологий в организациях здравоохранения?
Возникают проблемы с несовместимостью принципов и подходов между СМК и бережливым производством, сложность внедрения обеих систем одновременно, отсутствие понимания сотрудниками целей и преимуществ совместного использования и т.д.
Какие теоретические аспекты существуют при совместном применении СМК и бережливого производства в организациях здравоохранения?
Теоретические аспекты включают в себя изучение и анализ принципов и преимуществ каждой системы, разработку моделей интеграции двух систем, оценку эффективности и результатов и т.д.
Как происходит процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества в организациях здравоохранения?
Процесс включает в себя анализ существующих процессов и проблем, разработку плана внедрения, обучение сотрудников, внедрение системы, мониторинг и анализ результатов, корректировку системы и т.д.
Какие рекомендации можно дать по разработке системы менеджмента качества в организациях здравоохранения?
Рекомендации включают в себя участие всех уровней и сотрудников организации в процессе разработки, проведение анализа потребностей и ожиданий пациентов, использование стандартов и руководств по СМК, учет особенностей здравоохранения и т.д.
Как осуществляется интеграция системы менеджмента качества и бережливого производства в организациях здравоохранения?
Осуществление интеграции включает в себя выявление общих целей и преимуществ, разработку моделей интеграции, обучение сотрудников обеих систем, совместное участие в улучшении процессов и т.д.
Каковы проблемы совместного использования системы менеджмента качества и бережливого производства в организациях здравоохранения?
Проблемы совместного использования системы менеджмента качества и бережливого производства в организациях здравоохранения могут включать несовместимость методологий и подходов, отсутствие четких регламентов и инструкций, недостаток сотрудничества и взаимодействия между различными отделами и уровнями организации, а также недостаток обучения и осведомленности сотрудников о преимуществах и методах внедрения этих систем.