Тенденции развития и проблемы федеративной формы организации государственной власти и управления в России
Заказать уникальный доклад- 27 27 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 24.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В ее основе лежит моделирование. Российская экономическая школа накопила значительный опыт системного исследования процесса воспроизводства. В системе социалистического планирования нашли применение прикладные модели: оптимизационная модель межотраслевого баланса (Ф.Н. Клоцвог), балансовая модель с обратной рекурсией (Б.М. Смехов, Ф.М. Уринсон), модель Н.Ф. Шатилова и другие. На основе методики Госкомстата РФ формируется МОБ СНС в рамках российской экономики. В то же время во многих субъектах РФ работы по формированию МОБ находятся в стадии разработки. Несмотря на попытки пересмотреть возможности системы методологии межотраслевого планирования, они остаются научно обоснованной, практически значимой основой изучения, управления региональным воспроизводственным комплексом. Обоснованию применения МОБ служат следующие положения: z пропорции воспроизводства, сформированные в рамках общесоюзной системы распределения труда, факторов производства, устойчивы. Это определяет возможность поиска связей между основными факторами воспроизводственного процесса; z регион — сложная, недетерминированная система. Использование межотраслевого планирования позволяет в рамках принимаемых ограничений сформировать основу управленческих решений. Другими словами, у органов управления появляется возможность владеть объективной информацией о состоянии экономических процессов, эффективно управлять ими. Предлагаемая методология позволяет учесть межрегиональные потоки продуктов. Потребители, производители, владельцы факторов производства могут находиться за пределами региона.Результаты кабинетного исследования Пример из официальной статистики или аналитикиЗаконодательно на сегодняшний день термин «отрасль управления» не закреплен, применяется приближенный неравнозначный термин «установленная сфера деятельности», в связи с чем определяется условность признания федерального министерства органом отраслевой компетенции.В качестве примера функционального структурирования органов исполнительной власти по отраслевому и межотраслевому принципам можно привести Закон Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», интерпретирующий органы исполнительной власти:- общей компетенции, осуществляющих государственного управление по вопросам своего ведения в пределах подведомственной территории, объединяющих и направляющих деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти отраслевой , межотраслевой и специальной компетенции;- отраслевой компетенции – орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управленческие функции в отношении порученной ему отрасли и сферы деятельности;- межотраслевой компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности;- специальной компетенции - орган исполнительной власти, осуществляющий отдельные распорядительные контрольные, разрешительные, координационные, организационные, регулятивные и иные специальные управленческие функции в определенной сфере деятельности.Межотраслевое управление в Татарстане представлено министерствами, государственными комитетами, инспекциями, центрами, палатами, департаментами, комиссиями, комитетами. Межотраслевое управления в Татарстане подразумевает вид управленческой деятельности, осуществляемый государственными органами, наделенными полномочиями межведомственного характера по отношению к организационно не подчиненным объектам управления, содержанием которых являются специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции. Пример из исследовательской статистикиЗаконодательное регулирование субъектами РФ часто сопряжено с детализацией порядка осуществления прав граждан и нередко — с их ограничением. Однако ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека исключительно федеральными законами. Конституционный Суд не раз указывал на недопустимость установления законами субъектов РФ оснований ограничения или условий реализации конституционных прав граждан. Так, Конституционным Судом РФ были признаны неконституционным положения оспариваемых региональных актов, вводящих разрешительный характер прописки; устанавливающих взимание платы за регистрацию с граждан, прибывающих на постоянное место жительства в данные регионы; вводящих квоты на поселение в ряде населенных пунктов; определяющих правила продажи лицензий предприятиям на право приглашения иногородних специалистов и др.Как правило, инициаторами проверки конституционности региональных законов выступают граждане или суды. Любопытно одно из недавних дел, которое было рассмотрено Конституционным Судом РФ по инициативе Законодательного Собрания Челябинской области. Его особенностью было признание Уставным судом Челябинской области нормы регионального закона не соответствующей Уставу (Основному закону) Челябинской области. Но Конституционный Суд РФ посчитал, что данная норма не противоречит Конституции РФ. Речь шла о праве пенсионеров, имеющих автомобили любой мощности, на налоговую льготу. В своем решении Конституционный Суд указал, что оспариваемое положение областного закона, отменившее сниженную налоговую ставку на легковые автомобили с мощностью двигателя более 150 л. с., не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти. «Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права». Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности. Проверка конституционности нормативных актов осуществляется по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Пример из научной работы зарубежных ученыхТеория и практика межотраслевого анализа динамично развиваются. Модификация, расширение исходной схемы «Затраты — выпуск» обусловлены необходимостью отражения особенностей, факторов регионального развития, содержания, структуры эмпирической базы. Наибольшее развитие и применение получили аналитические и прогностические возможности межотраслевого подхода. Вместе с тем, межотраслевой баланс представляет основу формулирования оптимизационных задач. На рис. 1 отражены направления использования в теоретических исследованиях, методологических, практических разработках межотраслевого баланса. Статическая модель межотраслевого баланса в матричной форме имеет вид: Х=АХ + Y. Уравнение отражает распределение валового продукта на промежуточное (производственное) и конечное потребление. Х — вектор производства n чистых отраслей, А — матрица прямых затрат, Y — вектор конечной продукции. Построение баланса позволяет рассматривать общественный продукт, с одной стороны, как элемент материальных затрат на производство продукции, с другой стороны, как поставку продукции отрасли потребителю. Такой подход реализует идею межотраслевого баланса — комплексное представление доходов, расходов в рамках экономической системы.3. Авторский мини исследовательский проект по профильной теме3.1Нормативно-правовые основыСубъекты РФ самостоятельно определяют приоритеты экономической политики, разрабатывают и используют методики анализа, прогнозирования, планирования региональной экономики. Основной документ, характеризующий результативность экономической политики государственной власти Республики Адыгея, — отчет о социально-экономическом развитии. В нем содержатся валовые и относительные показатели развития в разрезе отраслей, наиболее важных аспектов развития территории: промышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства, инновационной деятельности, малого предпринимательства, потребительского рынка, туризма, уровня цен, ценовой политики, рынка труда, внешнеэкономической деятельности, уровня жизни населения. Так, например, анализ по разделу «Промышленность» включает таблицу и пояснения относительно динамики показателей. Анализ expost позволяет определить направления динамики развития социально-экономической системы региона, провести сравнительный анализ в разрезе территорий ЮФО, муниципальных образований. Однако он не позволяет вскрыть причинно-следственные связи системы и лишь констатирует положение дел (описательная статистика). В то же время, объективны условия развития, возможности территорий, требования, предъявляемые федеральным центром к качеству регионального управления, определяют необходимость разработки и применения иной, в большей степени отвечающей задачам развития региона, методологии исследования региональной экономики.3.2Концептуальная авторская модель научного анализа вопроса и проблемыНаправления совершенствования межотраслевого планирования — предмет научной дискуссии. В современной научной литературе отмечаются недостатки межотраслевой модели, оптимизационной задачи. Например, коллектив авторов в работе обосновывает непригодность МОБ как инструмента планирования. Авторы статьи согласны с рядом критических положений, но в то же время считают, что, определяя пути совершенствования, недостатки не лишают МОБ аналитических и прогностических возможностей. В теории оптимизации экономических систем рассматривают критерии оптимизации. Смена экономической формации значительно не повлияла на выбор общего критерия оптимальности управления общественным воспроизводством — рост общественного потребления. Коренным образом изменилась роль государства в общественном воспроизводстве, механизмы воздействия на экономические процессы. В прикладных экономико-математических моделях используют упрощенные критерии оптимальности. Академик А.Г. Гранберг указал условия применения критериев оптимальности: соответствие критерия принципам выбора оптимального решения, схема оптимизационных расчетов должна содержать возможность изменения критериев.3.3Аргументы и факты по профильной теме государственного и муниципального управления и администрированияИспользование межотраслевого планирования позволяет провести вариантные расчеты, сценарии развития экономической системы региона. Такая возможность представляет особый интерес для органов государственного управления, так как позволяет адаптироваться к быстро изменяющимся условиям развития. Простая методика формирования аналитических, плановых МОБ делает возможной алгоритмизацию процессов управления с использованием программного обеспечения. Теория и практика межотраслевого анализа динамично развиваются. Модификация, расширение исходной схемы «Затраты — выпуск» обусловлены необходимостью отражения особенностей, факторов регионального развития, содержания, структуры эмпирической базы. Наибольшее развитие и применение получили аналитические и прогностические возможности межотраслевого подхода. Вместе с тем, межотраслевой баланс представляет основу формулирования оптимизационных задач.3.4 Теоретические выводы и практические рекомендацииРазработка, практическая реализация методологии регионального межотраслевого анализа требует решения следующих задач: формирование региональной системы счетов производства, обеспечивающей более адекватную возможностям и ограничениям межотраслевого планирования эмпирическую базу; организация статистического наблюдения недостающих эмпирических данных (продукция домашних хозяйств, непрофильная продукция отраслей, изменение межотраслевых связей, динамика предельных затрат промежуточного потребления и др.); создание форм представления данных субъектами хозяйствования, сравнение результатов функционирования регионального хозяйственного комплекса за различные промежутки времени.Список литературыКонституция РФ Бурковская В.А. Государственное единство РФ и разделение властей //Среднерусский вестник общественных наук. 2008 №3 С.64-66Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978. С. 361. Горшенина Е.В. Моделирование экономики региона. Тверь: ТГСХА, 2007. С. 123– 125. Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России // Издательство института современной политики, 2008Михайлова Н.В. Конституционно-правовые особенности федеративного устройства России// Вестник РУДН. Политология. 2004 №1 С.15-23Методологические положения по статистике. Вып. 1 / Госкомстат России. М.: Логос, 1996. Русяк И.Г., Кетова К.В. Математическое моделирование открытой региональной экономической системы // Успехи современного естествознания. 2005. № 10. С. 73–75. 5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ; Изд. «Питер Паблишинг», 1997. С. 257.
2. Бурковская В.А. Государственное единство РФ и разделение властей //Среднерусский вестник общественных наук. 2008 №3 С.64-66
3. Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978. С. 361.
4. Горшенина Е.В. Моделирование экономики региона. Тверь: ТГСХА, 2007. С. 123– 125.
5. Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России // Издательство института современной политики, 2008
6. Михайлова Н.В. Конституционно-правовые особенности федеративного устройства России// Вестник РУДН. Политология. 2004 №1 С.15-23
7. Методологические положения по статистике. Вып. 1 / Госкомстат России. М.: Логос, 1996.
8. Русяк И.Г., Кетова К.В. Математическое моделирование открытой региональной экономической системы // Успехи современного естествознания. 2005. № 10. С. 73–75. 5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ; Изд. «Питер Паблишинг», 1997. С. 257.
Вопрос-ответ:
Какие тенденции развития федеративной формы организации государственной власти и управления в России?
В России наблюдаются несколько тенденций развития федеративной формы организации государственной власти и управления. Во-первых, существует укрепление положения региональных органов власти на фоне централизации полномочий федерального правительства. Во-вторых, происходит активное развитие механизмов межрегионального сотрудничества и координации деятельности различных уровней власти. В-третьих, наблюдается повышение роли гражданского общества и общественных организаций в процессе принятия решений и контроля за деятельностью органов власти.
Какие проблемы существуют в федеративной форме организации государственной власти и управления в России?
Среди проблем, связанных с федеративной формой организации государственной власти и управления в России, можно выделить следующие. Во-первых, существует неравномерность развития регионов и неравномерное распределение финансовых ресурсов между ними. Во-вторых, наблюдается отсутствие эффективных механизмов координации и сотрудничества между различными уровнями власти. В-третьих, имеются проблемы с ограниченной автономией регионов и несоответствием между фактическими и формальными полномочиями.
Каков опыт Российской экономической школы в системном исследовании процесса воспроизводства?
Российская экономическая школа накопила значительный опыт системного исследования процесса воспроизводства. Она разработала прикладные модели, такие как оптимизационная модель межотраслевого баланса Ф.Н. Клоцвога, балансовая модель с обратной рекурсией Б.М. Смехова, модель Н.Ф. Шатилова и другие. Эти модели позволяют анализировать взаимодействие различных секторов экономики и оценивать их влияние на процесс воспроизводства.
Какие тенденции развития федеративной формы организации государственной власти и управления в России?
В России наблюдаются несколько тенденций развития федеративной формы организации государственной власти и управления. Во-первых, становится актуальным развитие и укрепление региональной самоуправляемости. Во-вторых, растет значение государственно-частного партнерства на уровне регионов. В-третьих, наблюдается укрепление финансовой независимости регионов. Наконец, важной тенденцией является укрепление роли субъектов Федерации в процессе принятия решений на федеральном уровне.
Какие проблемы существуют в федеративной форме организации государственной власти и управления в России?
Среди проблем федеративной формы организации государственной власти и управления в России можно выделить несколько основных. Во-первых, проблема неравномерного развития и неравномерного распределения ресурсов между регионами. Во-вторых, возникают проблемы согласования интересов между центром и регионами, что иногда приводит к конфликтам и недовольству. Наконец, проблемой является недостаточная эффективность федерального регулирования и координации деятельности регионов.
Какое моделирование лежит в основе развития федеративной формы организации государственной власти и управления в России?
Развитие федеративной формы организации государственной власти и управления в России базируется на моделировании процесса воспроизводства. Российская экономическая школа накопила значительный опыт системного исследования этого процесса. В системе социалистического планирования были использованы прикладные модели, такие как оптимизационная модель межотраслевого баланса Ф.Н. Клоцвога, балансовая модель с обратной рекурсией Б.М. Смехова, модель Н.Ф. Шатилова и другие.
Какая модель воспроизводства используется Российской экономической школой для исследования процесса воспроизводства?
Российская экономическая школа использует модель воспроизводства, основанную на моделировании процесса восстановления и развития экономики. Эта модель является системным исследованием и позволяет изучать взаимосвязи и влияние различных факторов на процесс воспроизводства, таких как инвестиции, производство, потребление и другие. Такая модель помогает предсказывать результаты различных экономических политик и принимать решения на основе анализа и экономических моделей.