Антисемитский аспект в учении и практике Мартина Лютера.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теология
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 23.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение............................................................................................................................2
Глава 1. Мартин Лютер - реформатор церкви..........................................................4
1.1. Биография и взгляды Лютера...............................................................................4
1.2. Вклад Мартина Лютера в культуру Германии..................................................7
Глава 2. Антисемитизм в истории и в учении Мартина Лютера...........................9
2.1. Причины антисемитизма........................................................................................9
2.2. Антисемитизм в учении и практике лютеранства..........................................10
2.3. Влияние антисемитизма в работах Мартина Лютера на политическую и религиозную мысль последующих веков.............................................................................14
Заключение.....................................................................................................................19
Список литературы.......................................................................................................20

Фрагмент для ознакомления

Любопытно наблюдать, как Гейне в статьях 1834 года, образовавших книгу «К истории религии и философии Германии», идентифицирует себя с немцами. «Мы, немцы, – пишет Гейне, – сильнейший и умнейший народ. Наши царствующие роды восседают на всех европейских престолах, наши Ротшильды господствуют на биржах всего мира, наши ученые верховенствуют во всех науках...» [2, 80 с.]Эти строки – плоды еврейской эмансипации. Ротшильды у Гейне в одном ряду с Гогенцоллернами, и для себя поэт тоже находит место в германском строю. Хоть он находится в Париже, он не отделяет себя от Германии, и потому в его устах совершенно естественно звучат признания, касающиеся Лютера: «Нам не пристало жаловаться на ограниченность его взглядов. ...Ещё менее пристало нам изрекать суровый приговор о его недостатках; эти недостатки принесли нам больше пользы, чем добродетели тысячи других» [2, 87 с.]. В 30-е годы ХIХ столетия еврей Гейне мог отпустить Лютеру его грехи. Спустя сто с лишним лет сделать это уже невозможно. Исторический опыт, память о Холокосте не позволяют.В книге раввина Райнхарда Левина под названием «Отношение Лютера к евреям», вышедшей в 1911 году в Берлине, автор размышляет о том, как повлияли слова священника Реформации на дальнейшее развитие антисемитизма в Европе. Он завершает книгу такими словами: «Семена ненависти к евреям, которые он посеял, дали при его жизни очень слабые всходы. Но они не исчезли бесследно, напротив, они прорастали, спустя столетия; и всегда каждый, кто по каким-либо мотивам выступал против евреев, был уверен, что имеет право торжественно ссылаться на Лютера». Почтенный доктор имел в виду Т.Фриша, который в своём «Катехизисе антисемита», появившимся в 1887 году, щедро цитировал поздние памфлеты Лютера.В 1920-е годы антиеврейские трактаты Лютера использовал патологический антисемит Адольф Гитлер, а двумя десятилетиями позже его именем нацисты станут оправдывать свои зверства против еврейского народа. Во время Нюрнбергского процесса в апреле 1946 года был заслушан нацистский преступник Юлиус Штрайхер, редактор скандальной антисемитской газеты «Штюрмер», которую Гитлер прочитывал от корки до корки. Вот что он заявил суду: «Сегодня на моём месте на скамье подсудимых мог бы сидеть Мартин Лютер, если бы суду было представлено его сочинение «О евреях и их лжи».Нацисты охотно прикрывались авторитетом Лютера. Они извлекли из его наследия то, что было им выгодно, закрыв глаза на остальное, противоречившее их идеологии. Геббельс подчёркивал, что они следуют за Лютером в своих оценках евреев, почти ничего к ним не добавляя. Однако Геббельс привычно лгал, ибо Лютер не призывал к убийству евреев, но нацисты действительно использовали антиеврейские сочинения Реформатора как обоснование своих преступных действий.Погромы по всей Германии, когда запылали синагоги в разных частях страны, начались именно 10 ноября 1938 года – в день рождения Мартина Лютера. Такой вот «подарок» приготовили «благодарные нации» великому реформатору. Один из отцов церкви, поддержавший «новый порядок», Мартин Зассе, епископ Тюрингии, обращаясь к пастве с памфлетом «Мартин Лютер о евреях: вон их!» (вышел стотысячным тиражом), радостно приветствовал «эту акцию, которой увенчалась Богом благословенная борьба нашего фюрера за полное освобождение нашего народа. В эти часы должен быть слышен голос немецкого пророка ХVI века, – продолжает он, – который начал по неведению как друг евреев, но затем, движимый своим знанием, опытом и побуждаемый реальностью, стал величайшим антисемитом своего времени, предостерёгшим свой народ против евреев».Антиеврейские советы Лютера долго дожидались своего часа. При Гитлере они были претворены в жизнь. Плох тот ученик, который не мечтает превзойти учителя. Нацисты же превзошли. Лютер не распространял свои советы на крещёных евреев. Они считались интегрированными в христианское общество. Нацисты не признавали силы крещения, они следовали своим расовым теориям, которые были возведены в закон (Нюрнбергские законы 1935 года). Сейчас апологеты Лютера доказывают, что его юдофобия имела религиозную основу, была проявлением традиционного средневекового мировоззрения. И это так. Он был далёк от расовых теорий, составляющих основу современного антисемитизма. И это тоже правда. И всё же нельзя не заметить, что различие между юдофобией Лютера и антисемитизмом нацистов не столь уж велико.Отвратительный портрет еврея, который создал Лютер, несомненно, повлиял на общественное мнение, поддерживая если не ненависть, то неприязнь к евреям в немецкой среде. Об истории и исторических личностях не говорят в сослагательном наклонении, но если бы Лютеру довелось узнать всю правду о Холокосте или хотя бы прочитать «Чёрную книгу», составленную Василием Гроссманом и Ильёй Эренбургом, то он до смертного часа покаянно бы повторял: «Mea culpa, mea maxima culpa!» (слова из молитвы - Мой грех, мой великий грех!) и, быть может, отрёкся бы от своих "советов".В 1983 году Германия отметила пятисотлетие со дня рождения Лютера. Юбилей этот был непохож на другие: ни шумных торжеств, ни новых памятников. И всё из-за отношения юбиляра к евреям. Немцы не могут гордиться и славить Лютера после Холокоста, как славил его Генрих Гейне. Он оказался запятнан. Как быть с национальным гением? Неужто отдать его нацистам? Спустя два года после юбилея вышел из печати толстенный том статей «Мартин Лютер и евреи - Евреи и Мартин Лютер». Его предваряет вступительное слово Иоханнеса Рау. Похоже, это его речь на юбилейном собрании. Читая «Слово», почти физически ощущаешь, как мучительно немцам касаться столь непростой темы. Немалое мужество нужно иметь, чтобы публично оглашать эту неприятную, если не сказать постыдную, страницу родной истории, куда легче промолчать, перелистнуть или, как здесь говорят, сунуть её под ковёр.«Сегодня мы должны сказать, хотя нам невыносимо это слышать, что у Аушвица есть христианская предыстория, - говорит Рау. - Мы не можем после Аушвица не думать о том, что евреи умирали не только от ядовитых газов в его камерах, но также из-за антисемитского ядовитого облака, которому уже сотни лет». Сотни лет ждали евреи этого слова.Когда Вилли Бранд встал на колени на месте бывшего варшавского гетто, он каялся и просил простить не нацистов, а немецкий народ, а стало быть, и Мартина Лютера. Зная, кем был Лютер, и каков он был, никто не вправе проклинать его и предавать суду истории, но дать честную оценку его заблуждениям необходимо. Столь же важно восстановить историческую справедливость по отношению к евреям. К этому призвал Иоханнес Рау, ссылаясь на пример немецкого теолога Карла Барта, который сразу встал в оппозицию к Гитлеру, эмигрировал в Швейцарию в 1935 году, а в 1945 году сформулировал свои тезисы о коллективной вине немцев. Рау напомнил напутствие Барта тому, кто в наши дни продирается сквозь тернии своей истории. Сегодня нужно открыто сказать: еврей – естественный исторический памятник любви и верности Божьей, конкретное воплощение Его избранничества и милости, живой комментарий к Ветхому Завету и к тому же единственное убедительное, помимо Библии, свидетельство о Боге. «Чему мы хотели бы его учить, чего бы он уже не знал, чему, скорее, мы должны были бы у него учиться?!» Рау согласен с подходом Барта. Без пересмотра и переоценки несправедливого лютерова и собственного отношения к евреям невозможен еврейско-христианский диалог, который только-только начинается.ЗаключениеИсследование показывает, что религиозные и политические взгляды Мартина Лютера существенно повлияли на немецкую культуру как XVI века, так и последующих веков. Его учение было названо в последствии лютеранством, и суть его заключается в следующем:человек не должен сосредотачиваться на себе и своих деяниях в надежде угодить Богу, он должен просто искренне верить в него, полностью доверять себя ему, уповать на него и надеяться, и тогда душа человека будет спасена;Иисус Христос своей смертью и воскрешением уже искупил грехи всего человечества;священник не должен возвышаться над мирским населением, он является лишь проповедником, который несет учение в массы;католическая трактовка Библии и христианского учения не способна привести человеческую душу к спасению, поэтому индульгенции, а также иерархия священнослужителей в Риме абсолютно бессмысленны.Одним из самых важных аспектов учения Мартина Лютера было его отношение к еврейскому народу, которое постоянно менялось. Известно, что в самом начале Реформации Лютер был положительно настроен к евреям, более того, писал о том, что нужно относиться к ним с добротой и великодушием. Однако тогда его целью было обратить евреев в христианскую веру, но увидев, что это невозможно, и евреи остаются верны своей религии, Мартин Лютер кардинально поменял своё отношение к этому народу. Он считал их дьявольским отродием, которое не способно прийти к свету. В своём трактате «О евреях и их лжи» Лютер подробно расписал практическую рекомендацию, как властям следует поступать с евреями.Также в ходе исследования удалось выяснить, как учение Мартина Лютера, а точнее, его антисемитский аспект, повлияли на развитие антисемитизма в Европе. Многие исследователи пишут, что философия Лютера оказала большое влияние на Адольфа Гитлера. А некоторые вообще считают, что трактаты Лютера стали своеобразным манифестом нацизма. Однако известно, что антисемитизм развивался не только на религиозной, но и на политической и социальной почве, поэтому всё же нельзя считать реформатора основоположником нацизма.Список литературыБрендлер Герхард. Мартин Лютер. Теология и революция. М.: СПб., 2000. – 368 с.Гобри И. Лютер. Молодая гвардия, 2000. – 514 с.Гололоб Г.А. Идейные истоки лютеровского антисемитизма. / Христианский пацифизм/ 2018г. Электронный доступ: https://christianpacifism.info/2018/idejnye-istoki-lyuterovskogo-antisem/ (Дата обращения: 20.11.2020).Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. СПб., 2001. – 400 с.Грубер Д. Теолог Холокоста. / Nuntiare et Recreare / 2000г. URL: http://www.vehi.net/asion/martin.html (дата обращения: 20.11.2020).Ионкис Г. Реформатор Мартин Лютер и евреи. / Вестник, № 23, № 24 / 2002.Лютер М. Сочинения / Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера – издательство Санкт-Петербургского христианского университета: СПб., 2017. – 824 с.Порозовская Б. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1994. – 96 с.Рогоза В. Как Мартин Лютер создал новое религиозное учение./В. Рогоза//Познавательный журнал «Школа жизни». 03.12.2007// Электронный доступ: http://shkolazhizni.ru/ (Дата обращения: 19.11.2020).Рубан. И Мартин Лютер. Диспут о прояснении действенности индульгенций, (послесловие) СПб., 1996. – С. 51-60.Фаусель Г. Мартин Лютер. Жизнь и дело. 1526-154 6 гг. Харьков, 1996. – 400 с.Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. М.,1996. – 507 с.

Список литературы
1. Брендлер Герхард. Мартин Лютер. Теология и революция. М.: СПб., 2000. – 368 с.
2. Гобри И. Лютер. Молодая гвардия, 2000. – 514 с.
3. Гололоб Г.А. Идейные истоки лютеровского антисемитизма. / Христианский пацифизм/ 2018г. Электронный доступ: https://christianpacifism.info/2018/idejnye-istoki-lyuterovskogo-antisem/ (Дата обращения: 20.11.2020).
4. Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. СПб., 2001. – 400 с.
5. Грубер Д. Теолог Холокоста. / Nuntiare et Recreare / 2000г. URL: http://www.vehi.net/asion/martin.html (дата обращения: 20.11.2020).
6. Ионкис Г. Реформатор Мартин Лютер и евреи. / Вестник, № 23, № 24 / 2002.
7. Лютер М. Сочинения / Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера – издательство Санкт-Петербургского христианского университета: СПб., 2017. – 824 с.
8. Порозовская Б. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1994. – 96 с.
9. Рогоза В. Как Мартин Лютер создал новое религиозное учение./В. Рогоза//Познавательный журнал «Школа жизни». 03.12.2007// Электронный доступ: http://shkolazhizni.ru/ (Дата обращения: 19.11.2020).
10. Рубан. И Мартин Лютер. Диспут о прояснении действенности индульгенций, (послесловие) СПб., 1996. – С. 51-60.
11. Фаусель Г. Мартин Лютер. Жизнь и дело. 1526-154 6 гг. Харьков, 1996. – 400 с.
12. Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. М.,1996. – 507 с.

Вопрос-ответ:

Кто такой Мартин Лютер?

Мартин Лютер был немецким религиозным деятелем и реформатором, известным своими критическими взглядами на Католическую церковь. Он сформулировал основы Протестантской реформации, ставшей историческим событием XVI века.

Какова роль Мартина Лютера в культуре Германии?

Мартин Лютер оказал значительное влияние на культуру Германии. Его перевод Библии на немецкий язык установил стандарт литературного немецкого языка и внес значительный вклад в развитие немецкой литературы и образования. Также его реформаторские идеи, связанные с просвещением и индивидуальным отношением к вере, сыграли важную роль в формировании германской национальной идентичности.

Какие были взгляды Мартина Лютера?

Мартин Лютер критиковал Католическую церковь и ее обряды, особенно продажу индульгенций, что привело к его осуждению Римской курией. Он призывал к религиозной реформации, основываясь на Библии как источнике веры. Он также отвергал идею о посредничестве святых и культа Марии.

Был ли Мартин Лютер антисемитом?

Да, Мартин Лютер был антисемитом. В своих поздних трудах, особенно в его памфлете "О евреях и их лживых учениях", Лютер высказывал негативные взгляды на евреев и призывал к преследованиям и изгнанию их из Германии. Некоторые из его высказываний считаются основой антисемитской идеологии на родине Лютера.

Как антисемитские взгляды Мартина Лютера повлияли на его учение и практику?

Антисемитские взгляды Мартина Лютера сказались на его учении и практике. В начале своей карьеры Лютер показывал более терпимое отношение к евреям, но в последующем он выражал неприязнь и отвергал еврейскую религию. Это привело к тому, что его последователи начали осуществлять дискриминацию, преследования и даже насилие в отношении евреев.

Кто такой Мартин Лютер и какие были его взгляды?

Мартин Лютер был немецким реформатором церкви в XVI веке. Он выступал против торговли индульгенциями и критиковал римскую католическую церковь. Он также считал, что только вера спасает человека, а не дела. В его взглядах были антисемитские аспекты, включая выступления против евреев и их главного произведения – Талмуда.

Какой был вклад Мартина Лютера в культуру Германии?

Мартин Лютер оказал значительное влияние на культуру Германии. Он перевел Библию на немецкий язык, что способствовало распространению реформационных идей среди населения. Лютер также написал множество гимнов, которые стали популярными во время богослужений. Его проповеди и письма также имели большое значение для формирования немецкой литературы и языка.

Какие были основные взгляды Мартина Лютера на римско-католическую церковь?

Мартин Лютер раскритиковал римско-католическую церковь за торговлю индульгенциями, то есть за продажу прощения грехов. Он считал, что вера и благодать определяют спасение, а не дела. Лютер также открыто выступал против практик и учений церкви, и это послужило началу Протестантской Реформации.

Какие антисемитские аспекты были в учении Мартина Лютера?

В учении Мартина Лютера были антисемитские аспекты. Он высказывал критику в адрес евреев, осуждал их их веру и их главное произведение - Талмуд. Лютер проповедовал, что евреи являются врагами христианства и предлагал принимать жесткие меры по отношению к ним, вплоть до уничтожения их синагог и высылки из страны. Его антисемитские высказывания были использованы немецкими нацистами в XX веке.