Образ богини в культуре фино-угорских народов в декоративном искусстве ( на примере Богине земли Калтащ-Эква)
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 25.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Характеристика финно-угров …………………………………………………3
2. Сходства финно-угорской мифологии …………….………………………….5
3. Образ богини матери финно-угорских народов в обрядах, традициях песнях и былинах …………………………………………………………..……………...8
4. Образ Калтащ-эквы в декоративном искусстве …………..…………………10
5. Образ богини земли в наши дни ……………………...………………………16
Список Литературы ………………………..……………………………………17
Дополнения
В одной из призывных песен к Калтащ говорится: «На спину животного, спину имеющего, она опускается, в хорошем облике золотистой гусыни опускается» [2, с. 38–53]. Богиня-мать в угорской мифологии имела образ гусыни или утки. Кал- тащ-эква в верованиях манси была символом рождения, сотворения мира и человека, тем самым играла основную роль в сакральной жизни обских угров. Этнографами зафиксировано, что большинство предков – покровителей селений сочетало в себе черты воителя-богатыря и птицы – они «были богатырями, но могли принимать облик соответствующих им птицы» [2, с. 38–53]. Общее наименование предков в мансийском фольклоре «Семь крылатых и семь ног имеющих» [2, с. 38–53]. Многие находки были обнаружены во фрагментированном состоянии. Так, фигурка птицы, найденная в могильнике Высокий Борок, имела следы ремонта – спайки двух деталей. Голова птицы имеет уши; крылья и шея окаймленыполоской из прямоугольника. На груди сохранились остатки личины. Фигурка найдена в насыпи, в погребении верхнеобской культуры и датируется в пределах VI–VII веков. Другая бляха с личиной также выполнена в виде птицы с ушами. Она найденаслучайно и имеет на груди изображение сердцевидной личины с круглыми глазами и прямым плоским ртом. Имеются фигурки и без личины. Птица на бляхе из Юрт-Акбалыка-4 (VII век н. э.) не имеет ушей, вдоль крыльев расположены полоски с прямо- угольниками, соединяющиеся с такой же горизонтальной линией. Отверстий для нашивки нет. Фигурка из могильника СапоговоКемеровской области не имеет личи- ны и не имеет орнаментальных украшений [3, с. 95–102]. Голова объемная, прямоугольная, с круглой шишкой в центре. В верхней части головы имеетсяотверстие для подвешивания, хвост внизу расширяется. Изделие найдено в погребении с кремацией.Бляхи в виде птиц с распростертыми крыльями известны или найдены на большой территории. Все эти бляхи схожи тем, что изображают птиц с распростертыми крыльями – в полете – и в ряде случаев имеют личины на груди. Трактовка же деталей на всех бляхах различна. Сцена охоты изображена на бронзовой петле от ножен, обнаруженной в насыпи кургана 1 могильника Умна-2 рядом с человеческой личиной [3, с. 95–102]. В центральной части петли реалистично изображены две по- вернутые головами друг к другу птицы, одна из которых терзает жертву, воз- можно змею. Очень хорошо видны перья, клювы, когти. Птицы изображены на узенькой пластине, орнаментированной плетенкой, сверху они окаймленыудлиненной аркой, покрытой треугольниками. Петля имеет пять отверстий для прикрепления к ножнам, три из них включены в общую композицию, два нижних перерезают хвосты птиц. Аналогичная петля с изображениями, выполненными в зверином стиле, также восходящая к южным традициям, известна в Рёлке. Данные находки свидетельствуют об очень развитом и проработанном образе птицы в угорском декоративном искусстве (Рис 2).В ходу были бляхи, вы- полненные в виде филина, судя по всему, они же и нашивались на одеждуили служили подвесками. Орнитоморфныеизображения, либо образы, являются одними из главенствующих сюжетов всакральной жизни и повседневном быте древних и современных угорских народов [3, с. 95–102]. Таким образом, можно сделать вывод, что птица играла и играет огромную роль в угорской культуре и является ключевым персонажем, без которого не было бы ни мира, ни богов. С ними связаны многие поверья, сохранившиеся до наших дней. Изображения птиц на одежде или сопутствующих аксессуарах вряд ли являются случайными и, скорее всего, имеют ритуальную семантику. Образ птицы устойчив в угорской культуре и лежит в основе многих произведений народного творчества.5. Образ богини земли в наши дниНаша страна славится большим разнообразием народов и культур. Каждый народ по сути своей уникален: своими традициями, праздниками, народным эпосом. Особенно интересна жизнь коренных народов, которые не одну сотню лет проживают в самых разных уголках России. Мифология коренных угорских, народов настолько яркая и разнообразная, что до сих пор привлекает историков, краеведов, литераторов к ее изучению. И чтобы сохранить это наследие скульпторы и художники постоянно вдохновляясь легендами, сказками, мифами и былинами используют в своем творчестве эти сюжеты. Помимо эстетической функции также несут просветительскую и воспитательную, вызывая интерес к истории и древней культуре местного народа.В Ханты - Мансийске находится одно из таких творений, создатели которых – народный художник России Визель Г.М. и заслуженный художник - скульптор Саргсян В.А. На одной из центральных аллей столицы Югры нашли свое место ряд декоративных скульптур, созданных по мотивам преданий народов Манси и Хантов. Точно найденные по своей массе и габаритам к окружающим постройкам и деревьям, профессионально выверенное соотношение масс всех частей скульптурных изображений по отношению к постаменту и проходящему мимо человеку, они огранично формируют целостный художественный комплекс и расшифровывают идею замысла элементами декора и орнамента. Скульптуры выстраиваются по центральной оси аллеи в определенном порядке: «Космическое деление мира», «Сотворение земли», «Небесная Богиня – Мать Калтащ» (Рис.3), «Мир - суснэ - хум», «Дух леса», «Дух воды», «Вороний праздник». Список Литературы1. Бауло А. В. Люди Филина // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии. К 70-летию академика А. П. Деревянко. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2013. – С. 566–580. 2. Гемуев И.Н. Народ манси: воплощение мифа. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. 94 с. 3. Голоса древних культур / Ред.-сост.: Е. Главацкая, Е. Вершинин И. Захарова. Екатеринбург: Баско, 2008. 128 с. 4. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров / А.В. Головнев. – Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. – 606 с. 5. Зыков С.Н. САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПТИЦЫ В ПРЕДМЕТАХ ФИННО-УГОРСКОЙ ТЕМАТИКИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. – С. 1876-18806. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Восток. – М.; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 500 с. 7. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: Ханты. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1992. 136. 8. Кашлатова Л.В. Женский пантеон обских угров. Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2017. 158 с. 9. Попова С.А. Обрядовая деятельность народа манси. Обряды жизненного цикла: учеб.-методическое пособие. Ч. I. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. 111 с. 10. Природные богатства Югры в культуре обских угров / Под ред. Т.В. Володиной. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. 168 с. 11. ПятниковаТ.Р.Традиционные обряды хантовустьказымскогоПриобья. Екатеринбург: Баско, 2008. 80 с.12. Рейсон – Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера:социальные корни игры//Советская этнография №3, 1949, с.12013. Соколова З. П . Пережитки религиозных верований уобскихугров // Религиозные представленияи обряды народов Сибири в XIX –начале XX в. / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. Сб. МАЭ14. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья / А.М. Сязи. – Томск: Изд-во Том. унта, 2000. – 245 с. 15. Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи// Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. В.С. Сумарокова.Томск, 2000, вып. 3, с.7916. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН – 152 с. 17. ФатихСибагатуллин, «Признание финно-угорского происхождения могло бы усилить русскую идентичность», интервью от 14 октября 2017г.18. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2001. – 201 с. ДополненияРисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5
1. Бауло А. В. Люди Филина // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии. К 70-летию академика А. П. Деревянко. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2013. – С. 566–580.
2. Гемуев И.Н. Народ манси: воплощение мифа. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. 94 с.
3. Голоса древних культур / Ред.-сост.: Е. Главацкая, Е. Вершинин И. Захарова. Екатеринбург: Баско, 2008. 128 с.
4. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров / А.В. Головнев. – Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. – 606 с.
5. Зыков С.Н. САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПТИЦЫ В ПРЕДМЕТАХ ФИННО-УГОРСКОЙ ТЕМАТИКИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. – С. 1876-1880
6. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Восток. – М.; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 500 с.
7. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: Ханты. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1992. 136.
8. Кашлатова Л.В. Женский пантеон обских угров. Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2017. 158 с.
9. Попова С.А. Обрядовая деятельность народа манси. Обряды жизненного цикла: учеб.-методическое пособие. Ч. I. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. 111 с.
10. Природные богатства Югры в культуре обских угров / Под ред. Т.В. Володиной. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. 168 с.
11. Пятникова Т.Р.Традиционные обряды хантов усть казымского Приобья. Екатеринбург: Баско, 2008. 80 с.
12. Рейсон – Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера:социальные корни игры//Советская этнография №3, 1949, с.120
13. Соколова З. П . Пережитки религиозных верований уобских угров // Религиозные представленияи обряды народов Сибири в XIX –начале XX в. / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. Сб. МАЭ
14. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья / А.М. Сязи. – Томск: Изд-во Том. унта, 2000. – 245 с.
15. Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи// Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. В.С. Сумарокова.Томск, 2000, вып. 3, с.79
16. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН – 152 с.
17. Фатих Сибагатуллин, «Признание финно-угорского происхождения могло бы усилить русскую идентичность», интервью от 14 октября 2017г.
18. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2001. – 201 с.
Вопрос-ответ:
Кто такие финно-угоры и в чем заключается их характеристика?
Финно-угоры - это группа народов, которые говорят финно-угорскими языками. Они проживают на территории северной Европы и Сибири. Характеристика финно-угоров включает такие особенности, как сохранение традиционной культуры, глубокая связь с природой, развитая мифология и уникальные ремесленные техники.
Какие сходства можно выделить в мифологии финно-угорских народов?
В мифологии финно-угорских народов общими являются такие мотивы, как культ природы, вера в духов местности, богатство сказочных существ и водной тематики. Сходства можно найти и в образе богини матери, которая является одной из ключевых фигур в мифологии финно-угоров.
Каким образом образ богини матери проявляется в обрядах, традициях, песнях и былинах финно-угорских народов?
Образ богини матери пронизывает множество аспектов жизни финно-угорских народов. Она является покровительницей семьи, деторождением, плодородием земли. Ее образ воплощается в различных обрядах, традициях, песнях и былинах, которые отражают ее важность и значимость в жизни людей.
Каким образом образ богини земли Калташ Эква представлен в декоративном искусстве финно-угорских народов?
Образ богини земли Калташ Эква воплощается в декоративном искусстве финно-угорских народов через изображение женской фигуры, связанной с землей и плодородием. Ее образ изображается на различных предметах, таких как керамика, ковры, украшения, а также в росписях и гравюрах.
Каково значение образа богини земли в современном мире?
Образ богини земли в современном мире имеет большое значение как символ единения с природой и уважения к окружающей среде. Она воплощает идею о необходимости бережного отношения к земле и экологической устойчивости. В наши дни образ богини земли может использоваться как символ природы и равновесия в различных сферах жизни, включая искусство и дизайн.
Какую характеристику имеют финно-угорские народы?
Финно-угорские народы - это набор этнических групп, включающих финнов, эстов, мордвинов, марийцев и удмуртов. Они проживают на территории северной Европы и Западной Сибири. Характеристика этих народов включает общность языковой группы (финно-угорские языки), культуры и традиций. Они также известны своими мифологическими представлениями и декоративным искусством, которые часто связаны с образом богини.
Какие сходства есть в финно-угорской мифологии?
В финно-угорской мифологии есть несколько сходных мотивов и образов. Одним из таких образов является богиня матери. У разных финно-угорских народов она может иметь разные имена, но ее роль и функции обычно схожи. Богиня матери считается покровительницей земли, рождения, роста и плодородия. Она представляет собой символ женственности и материнства, и ее образ часто отражается в обрядах, традициях, песнях и былинах этих народов.
Каким образом образ богини матери проявляется в обрядах, традициях, песнях и былинах финно-угорских народов?
Образ богини матери в финно-угорской культуре проявляется в различных аспектах жизни этих народов. Она может быть отображена в обрядах и ритуалах, связанных с рождением детей, браками и празднованием плодородия. В традициях и народных праздниках богиня матери может быть олицетворена через костюмы, украшения и символы, связанные с женской силой и плодородием. Ее образ также присутствует в песнях и былинах, передающих народные предания и легенды.
Какие особенности характерны для финно-угорских народов?
Финно-угры - это семь неославянских народов, которые проживают в Северной и Восточной Европе. Они имеют ряд общих особенностей, таких как язык, культура, религия и традиции. Характерное для финно-угорских народов является преобладание рода символического и тотемного мышления, близость к природе, уважение к предкам и обрядовым ритуалам. Они также сохраняют свои национальные костюмы, музыку и танцы.