Аспекты изучения текста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика текста
  • 28 28 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 16.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ 5
1.1.Основы выполнения анализа текстов 5
1.2. Специфика выполнения анализа текста 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ 17
2.1. Антропоцентрический подход 17
2.2. Лингвоцентрический подход 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Достоинство данного подхода в том, что он позволяет определять функциональные свойства тех или иных единиц, особенности идиостиля определенного автора текста. Например, исследователи отмечают особый идиостиль Дж. К. Джерома, который прослеживается в повестях. Наиболее всего из художественно-выразительных средств автор использует эпитет, метафору, сравнение, повтор, метонимию, антитезу. Например, «Было зверски холодно. Ветер резал кинжалом…», «Мрачную жизнь вело это мрачное братство в благостном уголке, который Бог создал таким ярким и радостным! Как странно, что голоса Природы, звучавшие повсюду вокруг — в нежном пении вод, в шелесте прибрежных трав, в музыке шуршащего ветра — не научили их смыслу жизни более истинному…». Приведем пример лингвостилистического анализа стихотворения Андрея Вознесенского «Ну что тебе надо ещё от меня?..»Данное лирическое стихотворение относится к художественным текстам, что подтверждает образность, использование изобразительно-выразительных средств языка. Отметим, что в тексте присутствует также эмоциональность, которая выражена разными способами. Прежде всего, эмоциональность передается с помощью лексических языковых единиц (например, «музыка горя», «смертного дня» и др.). Эмоциональность также отражена с помощью синтаксических конструкций (например, использование вопросительных предложений: «Ты ангел?»; восклицательных предложений: «Я музыка горя, ты музыка лада, ты яблоко ада, да не про меня!». По содержанию и структуре данное стихотворение можно отнести к исповеди. Композиция текста выстроена в соответствии с содержанием основной темы стихотворения – это тема неразделенной женской любви. Автор в одном стихотворении представляет достаточно трагическую историю одиночества в любви. В композиции можно выделить несколько условных микротем. Первая микротема связана с отчуждением. С самого начала произведения автор ее задает следующим выражением: «Я музыка горя…да не про меня!». Далее трагичность и вызвыходность подчеркивается словами: «…Исчерпана плата до смертного дня». Потом от отчаяния случается переход в состояние боли, сопровождающаяся криком, а «победа оборачивается поражением, крик боли — шепотом мольбы». Связь между предложениями осуществляется с помощью лексических единиц, которые позволяют удерживать содержание главной темы в одном контексте. Также связь в предложении выстраивается с помощью грамматических конструкций, которое выражено в построении самих предложений. Например, использование вопросно-ответного приема. Среди языковых средств, которые передают единство темы, и отражают художественно-выразительное своеобразие данного текста отметим следующие. Автор использует ряд тропов: эпитеты «улыбка темна», «смертного дня», «поединка рокового» и др, сравнение «Ты ангел?», «лгал как змея», «как створки окна» и др.;олицетворение «крик боли», «шепот мольбы» и др.;аллегория «Божьего сада».Среди стилистических фигур отметим, анафору «Ну что тебе надо еще от меня?», антитеза «Ты музыка счастья, я нота разлада», риторический вопрос «Ты ангел?».Динамику тексту предает глаголы: «исчерпана», «горит», «был», «стал». Употребление местоимений «я», «ты» обеспечивают тексту личный характер, определенную интимность и откровенность. Таким образом, автор передал в своем произведении главную мысль о неразделенной женской любви. Автор завершает стихотворение появлением той самой героини – объекта любви героя. И теперь она повторяет слова «Ну что тебе надо еще от меня». Автор подчеркивает, что этой жизни все изменчиво. Однако есть ценности и идеалы. Одной из таких ценностей является любовь. Лингводидактический потенциал использования текстов русской литературы для обучения русского языка заключается в способствовании развития целого ряда компетенций (социокультурной, профессиональной, коммуникативной, межкультурной, медиакомпетенции и т.д.). Они позволяют улучшать все виды речевой деятельности, создавая аутентичную среду обучения, и тем самым повышая мотивацию изучения иностранного языка. Их применение в рамках обучения повышает информационную грамотность учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕГлобальные геополитические, коммуникационные и технологические процессы, происходящие в мире, существенно изменили традиционно сложившееся отношение к коммуникативной культуре личности и ее коммуникативной компетенции. Новая образовательная парадигма и уровень развития методического знания потребовали признания интегративного представления цели обучения анализа текста, ядерными элементами которой выступают способность и готовность личности осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие на изучаемом неродном языке, т.е. принимать участие в коммуникативном процессе.Определено, что при обучении выполнение анализу текстов необходимо учитывать национально-культурное своеобразие языка, который должен быть реализован при лексическом анализе текстов на русском языке. При этом особое внимание следует уделять при обучении лексическому анализу текстов студентов-филологов. Особую значимость приобретают тексты, которые отражают национальную специфику русского народа и имеют коммуникативное, познавательное и воспитательное значение. Одними из таких текстов являются рассказы Николая Сладкова о животных и природе для детей. В нашей работе данные тексты рассматриваются как учебный материал для изучения природоведения при обучении русскому языку с помощью художественных текстов. Русский язык в процессе обучения выступает не только как средство передачи и получения учебной информации, но и как цель обучения.Известно, что русская литература представляет определенную сложность для тех, кто изучает русский язык. Связано это, в первую очередь с образными характеристиками. Системная лексика русского языка, а также экспрессивные средства языка в данном аспекте представляют особенную проблему. Обусловлено это множественностью значений и особенностями реализации синонимии, антонимии и цветообозначений, которые передают авторские мысли. Выявлено, что существуют различные аспекты изучения текста. Нами были выбраны антропоцентрический и лингвоцентрический подход при изучении текста. Выборка материала реализуется на основании того, что вбирается определенный контекст, который раскрывается на основании антонимии, синонимии и цветообозначений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАхманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Высшая школа, 2004. – 800 с.Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. – М.: Либроком ,2017. – 191 с.Баринова, Е.А. И.И. Срезневский и его вклад в методику развития связной речи // Русский язык в школе. – 2000. – №.2 – С.27-34. Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Флин6та; Наука, 2009. – 298 с.Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Сост. И.Ф. Протченко, Л.А. Ходякова – М.: Либроком, 2014. – 512 с.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы. – М.: Наука, 1987. – 654 с.Галкина-Федорук, Е.М. Слово и понятие. – М :Учпедгиз, 1956. – 54 с.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 139 с.Зарубина, И.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. – М.: Русский язык, 2001. – 198 с.И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сб. науч. тр. / отв. ред. Г.А. Богатова, Е.В. Архипова. – Рязань: .Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2002. – 304 с. (ССС).Калинин, А.В. Лексика русского языка. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 232 с.Кудрявцева, Т.С. Учебный текст как объект лингводидакгического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1985. – 19 с.Лолуа, В.В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2003. – 345 с.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию речи учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1972. – 735 с.Львов, М.Р. Школа творческого мышления: учеб. пособие по рус.яз. для обучения в нач. кл. – М.: Дидакт, 2003. – 183 с.Мали, Л.Д. Речевое развитие младших школьников: метод, рекоменд. по орфограмме «Речь». 1 класс / Л.Д. Мали [и др.]. – Пенза, 2001. – 115 с.Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 2013. – 240 с.Новиков, Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.: Либроком, 2015 – 298 с.Пешковский, A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. – М., Л: Гос. изд-во, 1930. – 176 с.Пешковский, A.M. Принципы и приемы стилистической оценки художественной прозы. – М.: Государственная академия художественных наук, 1927. – 71 с.Попов, Ю.В. Текст: структура и семантика / Ю.В. Попов, Т.П. Трегубович. – М.: Русский язык, 2009. – 189 с.Приступа, Г.Н. Как анализировать литературное произведение: пособ. для уч-ся ст. кл. и абитуриентов. – Рязань, 2004. – 104 с.Программа «Введение в русскую словесность» для начальной школы / сост. Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова при участии Л.Ф. Климановой, Л.Д. Бокаревой, О.В. Прониной // Начальная школа. – 2005. – №10. – С. 9-26. (ПВРС).Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 2 кл.. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.Речевое развитие младших школьников: сб. статей / под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвешение, 2000. – 222 с.Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – СПб., 1861. – 183 с.Текст как явление культуры / Г.А. Антипов, О.А. Донских, А.Н. Маковина, Ю.А. Сорокин; отв. ред. А.П. Кочергин, К.А. Тимофеев. – АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. – 194 с. (ТЯК).Успенский, Л.В. Почему не иначе? Этимологический словарикшкольника. – М.: Детская литература, 1987. – 387 с.Чернухина, И.Я. Замысел-произведение (текст) - «вторичное про-изведение» (интерпретация) // Структура и семантика текста: межвуз. сб. на-уч. тр. / Воронеж, гос. ун-т им. Лен. комсомола / отв. ред. И.Я. Чернухина. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. – С. 13-21.Шанский, Н.М. Лексика // Современный русский язык: в 3 ч. Учеб. пособ. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 1981. – С.10-66.Шанский, Н.М Лингвистический анализ текста. – М: Флинта; Наука, 2008. – 460 с.Шмелев, Д.Н. Слово и образ. – М.: ОНИКС, 2006. – 120 с.Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях: в 2 ч. – М., 1960. – Ч. I. – 406 с.Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. – М.: Либроком, 2013. – 89 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Высшая школа, 2004. – 800 с.
2. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. – М.: Либроком ,2017. – 191 с.
3. Баринова, Е.А. И.И. Срезневский и его вклад в методику развития связной речи // Русский язык в школе. – 2000. – №.2 – С.27-34.
4. Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Флин6та; Наука, 2009. – 298 с.
5. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Сост. И.Ф. Протченко, Л.А. Ходякова – М.: Либроком, 2014. – 512 с.
6. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы. – М.: Наука, 1987. – 654 с.
7. Галкина-Федорук, Е.М. Слово и понятие. – М :Учпедгиз, 1956. – 54 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 139 с.
9. Зарубина, И.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. – М.: Русский язык, 2001. – 198 с.
10. И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сб. науч. тр. / отв. ред. Г.А. Богатова, Е.В. Архипова. – Рязань: .Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2002. – 304 с. (ССС).
11. Калинин, А.В. Лексика русского языка. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 232 с.
12. Кудрявцева, Т.С. Учебный текст как объект лингводидакгического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1985. – 19 с.
13. Лолуа, В.В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2003. – 345 с.
14. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию речи учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1972. – 735 с.
15. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: учеб. пособие по рус.яз. для обучения в нач. кл. – М.: Дидакт, 2003. – 183 с.
16. Мали, Л.Д. Речевое развитие младших школьников: метод, рекоменд. по орфограмме «Речь». 1 класс / Л.Д. Мали [и др.]. – Пенза, 2001. – 115 с.
17. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 2013. – 240 с.
18. Новиков, Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.: Либроком, 2015 – 298 с.
19. Пешковский, A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. – М., Л: Гос. изд-во, 1930. – 176 с.
20. Пешковский, A.M. Принципы и приемы стилистической оценки художественной прозы. – М.: Государственная академия художественных наук, 1927. – 71 с.
21. Попов, Ю.В. Текст: структура и семантика / Ю.В. Попов, Т.П. Трегубович. – М.: Русский язык, 2009. – 189 с.
22. Приступа, Г.Н. Как анализировать литературное произведение: пособ. для уч-ся ст. кл. и абитуриентов. – Рязань, 2004. – 104 с.
23. Программа «Введение в русскую словесность» для начальной школы / сост. Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова при участии Л.Ф. Климановой, Л.Д. Бокаревой, О.В. Прониной // Начальная школа. – 2005. – №10. – С. 9-26. (ПВРС).
24. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 2 кл.. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
25. Речевое развитие младших школьников: сб. статей / под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвешение, 2000. – 222 с.
26. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – СПб., 1861. – 183 с.
27. Текст как явление культуры / Г.А. Антипов, О.А. Донских, А.Н. Маковина, Ю.А. Сорокин; отв. ред. А.П. Кочергин, К.А. Тимофеев. – АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. – 194 с. (ТЯК).
28. Успенский, Л.В. Почему не иначе? Этимологический словарикшкольника. – М.: Детская литература, 1987. – 387 с.
29. Чернухина, И.Я. Замысел-произведение (текст) - «вторичное про-изведение» (интерпретация) // Структура и семантика текста: межвуз. сб. на-уч. тр. / Воронеж, гос. ун-т им. Лен. комсомола / отв. ред. И.Я. Чернухина. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. – С. 13-21.
30. Шанский, Н.М. Лексика // Современный русский язык: в 3 ч. Учеб. пособ. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 1981. – С.10-66.
31. Шанский, Н.М Лингвистический анализ текста. – М: Флинта; Наука, 2008. – 460 с.
32. Шмелев, Д.Н. Слово и образ. – М.: ОНИКС, 2006. – 120 с.
33. Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях: в 2 ч. – М., 1960. – Ч. I. – 406 с.
34. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. – М.: Либроком, 2013. – 89 с.




Вопрос-ответ:

Какие основы выполнения анализа текстов описаны в статье?

В статье описываются теоретико-методологические основы выполнения анализа текстов, включая аспекты изучения текста, основы выполнения анализа текстов и специфику выполнения анализа текста.

Какие подходы описаны в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи описываются антропоцентрический подход и лингвоцентрический подход к анализу текстов.

Чем отличается антропоцентрический подход от лингвоцентрического в анализе текстов?

Антропоцентрический подход в анализе текстов фокусируется на роли человека в создании текста и его восприятии, в то время как лингвоцентрический подход сосредотачивается на языковых особенностях и структуре текста.

Какое достоинство имеет подход, описанный в статье?

Главное достоинство данного подхода заключается в возможности определять функциональные свойства единиц текста, особенности идиостиля автора и другие особенности текста.

Что это за статья?

Описываются аспекты изучения текста в контексте выполнения анализа текстов, включая теоретико-методологические основы, специфику выполнения и практические аспекты анализа текстов.

Какие основы выполнения анализа текстов описаны в 3 главе 1 разделе статьи?

В 3 главе 1 разделе статьи описаны теоретико-методологические основы выполнения анализа текстов. Здесь рассматриваются основы изучения текстов, а также специфика выполнения анализа текста.

Какие подходы к анализу текстов описаны в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи описываются два подхода к анализу текстов: антропоцентрический и лингвоцентрический подходы. Антропоцентрический подход предполагает изучение текста с учетом его связи с автором и его индивидуальными особенностями, а лингвоцентрический подход сосредотачивается на особенностях языка и структуры текста.

Какое достоинство имеет подход, описанный в статье?

Достоинство данного подхода заключается в том, что он позволяет определять функциональные свойства единиц текста, а также выявлять особенности стиля конкретного автора. Например, исследователи могут использовать этот подход для изучения определенного тектста и анализа его стиля и идиостиля.