Энциклопедизм возрожденческой культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Мировая
  • 16 16 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Энциклопедизм в философии и науке Возрождения 4
2.Проявления энциклопедизма в деятельности Микеланджело и Леонардо да Винчи 12
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Микеланджело – это поистине титаническая и гениальная личность переходной эпохи. Как известно, Ренессанс можно в полной мере рассматривать как переход от Средневековья к Новому времени, а XVI век – это есть переход от Возрождения к эпохе рационализма. И ярчайшая фигура данного времени – это Микеланджело Буонарроти.Согласно мнению современников и последователей Микеланджело, этот творец – гений, поскольку его творения проникнуты великой и могущественной силой, которая не может быть познана посредством разума. Также для творений Микеланджело была характерна так называемая устремленность к высшей трансцендентности. Титанизм Микеланджело в том, что он старается воплотить и провести в мир великую идею, а не следовать природе, как это было характерно для предшественников великого мастера.Ярким примером может служить «Давид» - здесь мы видим, что Микеланджело доносит идею универсальности и целостности, тогда как единичность и портретность ему не интересны. Микеланджело разрабатывает уникальный подход к изображению, а именно, у него отсутствует выраженная гармония пропорций, как кажется, Микеланджело специально подчеркивает уродливые черты в статуе, огромную грудь, непропорционально узкие бедра. Все произведение проникнуто иррациональным началом. Данная скульптура является синтезом внешнего натурализма, с дионисийским началом античности, содержание которого противостояло христианскому началу. Микеланджело, беря за основу языческое мировосприятие библейского сюжета, демонстрирует уникальное и самобытное понимание героизма, не свойственное тому времени. Он стремится усилить духовное начало. Давид накануне битвы внешне спокоен, однако он изображен в состоянии вызова врагу, мы видим, как напряжены все его внутренние силы. Это ситуация судьбоносного выбора, весьма драматичная и полная концентрации. Именно Микеланджело стоял у истоков репрезентации в искусстве ценностей индивидуализма. Но индивидуализм великого мастера ничего не имеет общего с пассивностью и созерцательностью, человек в творчестве Микеланджело – творец самого себя, это выражение силы и сама сила. В Давиде Микеланджело привлекает ситуация рождения и становления личности. Показывая героя перед схваткой, скульптор создает новый канон в изображении, он выступает как автор, который творит как демиург, разрушая общепринятые подходы, методы, создает новые подходы, трактовки. Именно благодаря Микеланджело искусство обретает статус свободной духовной деятельности. Разрушая все стереотипы, Микеланджело открывал перед искусством новые пути. Он смог показать последующим поколениям, что жизнь человека должна иметь богатое духовное содержание, что человеку надлежит творить себя самому, не надеясь на божественную поддержку. Индивидуализм и творчество Микеланджело не пассивны, а принципиально активны и созидательны. Идея личности репрезентована Микеланджело в скульптуре Моисея, которая является ведущей в гробнице Юлия II. Моисей – это пророк и носитель новых ценностей. Образ Моисея в представлении Микеланджело – это отражение силы, мощи. Стоит заметить, что Микеланджело никогда не шел по пути уже созданного, разработанного. Он не отвергал существующего в искусстве, он наоборот все произведения, созданные до него, тщательно изучал, рисовал, постигал технику, замысел авторов. Но создавал свои шедевры, открывая свое видения сюжета, замысливал все то, что будет сложнее, чем уже созданное. Как и его герои, Микеланджело являлся новой личности, которая способна вынести всю тяжесть свободы и ответственности. Микеланджело – это новый тип художника, который не боится трудностей и одиночества, противостояния с природой. Микеланджело утверждает идею постепенного совершенствования души, ее стремления к абсолюту, преодолению низшего. Как уже отмечалось ранее, Микеланджело оказал значительное влияние на развитие искусства. В первую очередь, разработанные им принципы стали основой для появления стиля барокко в архитектуре и скульптуре. Мощь, объемность и замысловатые формы — вот то, что отличает барокко. Главные черты данного стиля представлены разнообразием орнамента, пластичностью, многообразием форм и деталей, пышностью, вычурностью и большой эмоциональной насыщенностью. Все эти черты и принципы последовательно прививал архитектуре великий Микеланджело Буонарроти.ЗаключениеЭпоха Возрождения является эпохой, обладающей мировым значением для истории европейской культуры, она сменила Средневековье, а также предшествовала Просвещению и Новому времени. Хронологические рамки Возрождения начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последняя четверть XVI века и в некоторых странах — первые десятилетия XVII века. Эпоха Возрождения отличалась светским характером культуры, гуманизмом и антропоцентризмом, энциклопедизмом, особым вниманием к наследию античности. Главными особенностями эпохи Возрождения стали следующие направления и концепции, отвечающие античным идеалам: антропоцентризм (человек – центр мироздания), гуманизм, пантеизм (обожествление мира), воспевание свободы как возможности неограниченного развития человека и его творческих сил.Эти мировоззренческие концепции сильно повлияли на научный прогресс. Выдающиеся научные достижения Возрождения связаны с деятельностью Коперника, Галилея, Бруно.В искусстве идеи и принципы энциклопедизма нашли отражение в деятельности Леонардо да Винчи и Микеланджело. Леонардо да Винчи смог сделать новые открытия в разных областях научного знания, а также создать выдающиеся художественные произведения. Микеланджело – яркий представитель Возрождения, подлинный гений, титан и новатор в области искусства. До сих пор феномен его личности представляет собой предмет для научных исследований и дискуссий. Микеланджело в своем искусстве смог отразить все идеалы Возрождения, в частности, у него присутствуют как героический пафос, так и состояние гуманистического миропонимания и созерцания. Все произведения Микеланджело проникнуты пластической мощью, образным драматизмом, внутренней напряженностью, монументальностью, преклонением перед человеческой красотой. Список литературыБаткин, Л.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vozrozhdenie/leonardo_da_vinchi_i_osobennosti_renessansnogo_tvorcheskogo_myshlenija_batkin_l_m_1990/9-1-0-2336Диас, Хосе Луис Уэртас. По кругу с Землёй. Коперник. Гелиоцентризм // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 16.Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. — 1998. — № 6. — С. 28—36.Кузанский Н. Об ученом незнании. [Электронный ресурс] – URL: http://fanread.ru/book/9033139/ Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика. — 2009. — № 6.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982 Семенов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/1-semyonov-ssorin.pdfФролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с. [Электронный ресурс] - URL: www.gumer.info Шумеева Т. Подвиг Джордано Бруно.// https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52451

1. Баткин, Л.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vozrozhdenie/leonardo_da_vinchi_i_osobennosti_renessansnogo_tvorcheskogo_myshlenija_batkin_l_m_1990/9-1-0-2336
2. Диас, Хосе Луис Уэртас. По кругу с Землёй. Коперник. Гелиоцентризм // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 16.
3. Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. — 1998. — № 6. — С. 28—36.
4. Кузанский Н. Об ученом незнании. [Электронный ресурс] – URL: http://fanread.ru/book/9033139/
5. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика. — 2009. — № 6.
6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982
7. Семенов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/1-semyonov-ssorin.pdf
8. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с. [Электронный ресурс] - URL: www.gumer.info
9. Шумеева Т. Подвиг Джордано Бруно.// https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52451

Вопрос-ответ:

В чем заключается энциклопедизм в философии и науке Возрождения?

Энциклопедизм в философии и науке Возрождения представляет собой широкий охват различных областей знания, включая искусство, науку, философию, архитектуру и т.д. Возрождение было периодом, когда люди стремились к знанию, исследованию и пониманию мира.

Какие примеры проявления энциклопедизма приводятся в статье?

В статье приводятся примеры проявления энциклопедизма в деятельности Леонардо да Винчи и Микеланджело. Их работы отражают не только искусство, но и научный и философский подход к творчеству. Они совмещали различные области знания и умения, создавая полные и универсальные произведения искусства.

Какие именно аспекты энциклопедизма присутствуют в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело?

В работах Леонардо да Винчи и Микеланджело можно найти множество аспектов энциклопедизма. Они сочетали различные дисциплины, такие как живопись, скульптура, архитектура, механика и анатомия. Они также исследовали природу и человеческую анатомию, стремясь узнать и объяснить различные аспекты мира.

В чем заключается титанизм в искусстве Возрождения?

Титанизм в искусстве Возрождения отражает стремление художников к совершенству и величию. Искусство Возрождения восхваляло человека и его способности, а также выражало его величие и могущество. Титаны были мифологическими существами, которые считались богами-творцами и воплощали в себе величие и силу.

Что такое энциклопедизм в философии и науке Возрождения?

Энциклопедизм - это подход к познанию и описанию мира, который стремится объединить в себе все области знания и искусства. В философии и науке Возрождения энциклопедизм проявлялся в стремлении объединить различные дисциплины, такие как математика, геометрия, астрономия, философия, медицина и другие, и создать единую систему познания.

Какие яркие примеры проявления энциклопедизма можно найти в деятельности Леонардо да Винчи и Микеланджело?

Леонардо да Винчи и Микеланджело были центральными фигурами Возрождения, реализовавшими научно-художественный энциклопедизм. Леонардо был универсальным гением и совмещал знания в различных областях - искусстве, науке, инженерии. Он занимался изучением анатомии, оптики, механики, ботаники и других наук, применяя полученные знания в своих творческих работах. Микеланджело также проявлял энциклопедический подход в своем искусстве, внимательно изучая анатомию человеческого тела и применяя свои знания в скульптурных и живописных работах.

Как энциклопедизм и титанизм проявились в искусстве Возрождения?

В искусстве Возрождения энциклопедизм и титанизм проявились через стремление художников объединить все области знания и искусства в своих произведениях. Художники исследовали природу, анатомию, искусство античности, создавая произведения, которые отображали их широкий кругозор и мастерство в различных областях. Они не ограничивались одной сферой искусства, а творили в разных жанрах и стилях, объединяя их в единое художественное видение.

Что представляет собой энциклопедизм в философии и науке Возрождения?

Энциклопедизм в философии и науке Возрождения означает стремление к объединению и систематизации знаний о мире, гуманистическое понимание общего образования и многостороннего развития личности.

Как проявлялся энциклопедизм в деятельности Микеланджело и Леонардо да Винчи?

Микеланджело и Леонардо да Винчи были яркими представителями энциклопедического подхода. Они стремились охватить в своем творчестве различные области знаний, включая искусство, архитектуру, науку и философию. Их произведения обладали многогранной глубиной и изображали широкий спектр тем и идей.

Какие яркие примеры энциклопедизма можно выделить в творчестве Микеланджело?

В творчестве Микеланджело энциклопедический подход проявляется в его работах как скульптора, живописца и архитектора. Например, скульптурные работы, такие как "Давид" и "Пиета", демонстрируют его виртуозное владение формой и прекрасное понимание анатомии человеческого тела. Также он был автором фресок в Сикстинской капелле, где изобразил сцены из Библии великолепными картинаеми, что является ярким примером его энциклопедического подхода в искусстве.

Какие выражения энциклопедизма можно найти в творчестве Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был мастером многих областей знания и искусства. В его работах можно найти выражения энциклопедического подхода. Например, известные картины "Мона Лиза" и "Тайная вечеря" демонстрируют его виртуозное владение кистью и понимание перспективы. Он также был изобретателем и ученым, занимавшимся различными научными исследованиями, что также является проявлением его энциклопедического подхода.