Чувство вины в я-образе студентов инклюзивного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 26 26 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 29.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ
1.1. Сожержание феномена чувства вины 5
1.2. Чувство вины в Я-образе 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА ВИНЫ В Я-ОБРАЗЕ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методы и организация исследования. 18
2.2. Анализ результатов исследования. ..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Приложение………………………………………………………………………30
Фрагмент для ознакомления

Таблица 1 – Значимые результаты применения непараметрического критерия сравнения двух независимых групп U-Манна-УитниПараметрыСр. знач. (эксп. группа)Ср. знач. (конт. группа)U–Манна–УитниУр. знач. (р)Вина–черта24,416,6121,50,033Рисунок 1 – Показатели достоверных различий по параметру «Вина-черта» между группами студентов инклюзивного образования и здоровых студентовДля доказательства того, что студенты инклюзивного образования имеют специфические особенности чувства вины в Я-образе по сравнению со здоровыми студентами, был применён непараметрический критерий сравнения двух независимых групп U-Манна-Уитни (табл. 1, рис. 1). В результате исследования было выявлено одно значимое различие. Так, по параметру «Вина-черта» (U=121,5, р=0,033) отмечаются более низкие значения параметра (М=16,6) у контрольной группы, представленной здоровыми студентами, обучающимися на общих основаниях, чем значения параметра (М=24,4) у экспериментальной группы.Это свидетельствует о том, чтопониженный уровень эмоциональных переживаний по поводу нарушений интернализованных норм, которые человек совершил в своейпрошлой жизни на достаточно продолжительном отрезке времени;слабо выраженное чувство сожаления и неудовлетворенности собой по поводунекоторых своих поступков, а такжеслабо выраженная склонность к размышлениям о том, что если бы удалось заново начать жизнь, то многое из того, что уже совершено, он сделал бы по–другому наиболее выражено у студентов инклюзивного образования, чем у здоровых студентов.Таким образом, по результатам проведённого исследования было обнаружено, что пониженный уровень эмоциональных переживаний по поводу нарушений интернализованных норм, которые человек совершил в своей прошлой жизни на достаточно продолжительном отрезке времени; слабо выраженное чувство сожаления и неудовлетворенности собой по поводу некоторых своих поступков, а также слабо выраженная склонность к размышлениям о том, что если бы удалось заново начать жизнь, то многое из того, что уже совершено, он сделал бы по-другому наиболее выражено у студентов инклюзивного образования, чем у здоровых студентов.Из этого следует, что научная гипотеза подтвердилась.Выводы по главе.Подводя итоги, отметим, что нами было выявлено одно значимое отличие чувства вины в Я-образе у студентов инклюзивного образования по сравнению со здоровыми студентами, обучающимися на общих основаниях. Так, основным и единственным отличием является преобладание у студентов инклюзивного образования вины как черты личности, то есть пониженный уровень эмоциональных переживаний по поводу нарушений интернализованных норм, которые человек совершил в своей прошлой жизни на достаточно продолжительном отрезке времени; слабо выраженное чувство сожаления и неудовлетворенности собой по поводу некоторых своих поступков, а также слабо выраженная склонность к размышлениям о том, что если бы удалось заново начать жизнь, то многое из того, что уже совершено, он сделал бы по-другому наиболее выражен у студентов инклюзивного образования, чем у здоровых студентов.Таким образом, наша гипотеза о том, что студенты инклюзивного образования имеют специфические особенности чувства вины в Я-образе по сравнению со здоровыми студентами, полностью подтвердилась.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаше исследование было посвящено изучению феномена вины в современной психологической науке; понятию, природе и содержанию вины. В результате анализа литературы, нами были рассмотрены подходы к изучению вины в отечественной и зарубежной науке и особенности чувства вины в Я-образе студентов инклюзивного образования.Анализ литературных источников сформировал вывод о том, что на сегодняшний день психологические особенности чувства вины в Я-образе студентов инклюзивного образования остаются не до конца изученными. Но, несмотря на пробел в широком понимании, благодаря работам ученных по данной теме, нам удалось выяснить, что основным и единственным отличием является преобладание у студентов инклюзивного образования вины как черты личности, то есть пониженный уровень эмоциональных переживаний по поводу нарушений интернализованных норм, которые человек совершил в своей прошлой жизни на достаточно продолжительном отрезке времени; слабо выраженное чувство сожаления и неудовлетворенности собой по поводу некоторых своих поступков, а также слабо выраженная склонность к размышлениям о том, что если бы удалось заново начать жизнь, то многое из того, что уже совершено, он сделал бы по-другому наиболее выражен у студентов инклюзивного образования, чем у здоровых студентов.На основании выдвинутой в теоретической части работы гипотезы, с целью её проверки, нами были проведены следующие методики:Методика измерения чувства вины и стыда (ТОSCA Дж. Тангней, адаптация Белик);Опросник вины (К. Куглер, Уорен. Х. Джонс, адаптация Белик);Тест «Подвержены ли вы чувству вины?».В исследовании приняли участие 40 испытуемых мужского и женского пола. Среди них 20 мужчин и 20 женщин. Диапазон возрастных границ от 18 до 22 лет.Полученные данные, описанные в эмпирической части работы, указывают на то, что основным и единственным отличиемчувства вины в Я-образе у студентов инклюзивного образования по сравнению со здоровыми студентами является преобладание у студентов инклюзивного образования вины как черты личности. Таким образом, в ходе работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАдлер А.Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Акад. проект, 2007. 232 с.Адлер А.Понять природу человека. СПБ: Гуманитар. агентство "Академический проект", 2000. 253 с.Александрова Л. А. Посттравматический рост и развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование : методология практика и технологии. М., 2011. С. 214–218.Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально–психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология. М., 2013. С. 369–374.Андре К. Тест «Подвержены ли вы чувству вины?» // Psychologies, 2007. № 20. С. 156-160Асмолов А. Г. Психология личности : культурно–историческое понимание развития человека. М., 2007. 528 с.Бек А. Т., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2002. 350 с.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2008. 576 с.Бреслав Г. М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал ВШЭ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obida–kak–predmet–psihologicheskogo–izucheniya–ot–proscheniya–k–ego–otsutstviyu (дата обращения: 27.11.2020).Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI––XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. СПб.: Европейский университет в Санкт–Петербурге, 2011. 296 с.Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 368 с.Дмитриева Н. В., Антилогова Л. Н., Красовская Н. Р. Архетипическая терапия чувства вины // Инновации в науке. 2018. №5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipicheskaya–terapiya–chuvstva–viny (дата обращения: 27.11.2020).Дунаевская Э. Б. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в системе инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–samootnosheniya–podrostkov–obuchayuschihsya–v–sisteme–inklyuzivnogo–obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2020).Изард Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд–во МГУ,1980. 439 с.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752с.Коновалова М. Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Изв. Сарат. ун–та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–samoaktualizatsii–lichnosti–studentov–v–protsesse–inklyuzivnogo–professionalnogo–obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2020).Короткова Е. В. Социально–психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Дис. канд. психол. наук. Ростов Н/Д, 2002. 184 с.Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности : от проблемы к задаче // Третья Всерос. науч.–практ. конф. по экзистенциальной психологии : материалы сообщений. М., 2010. С. 114–120.Макогон И. К., Ениколопов С. Н. Проблемы оценки стыда и вины // Психология в России: современное состояние. 2013. 6 (4). с. 168–175.Мелехова В. М., Вязовова Н. В. Роль жизнестойкости и фрустрационной устойчивости в формировании жизненной перспективы студентов с ОВЗ // Гуманитарные науки . 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol–zhiznestoykosti–i–frustratsionnoy–ustoychivosti–v–formirovanii–zhiznennoy–perspektivy–studentov–s–ovz (дата обращения: 27.11.2020).Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. Спб.: Институт социологии РАН, 1995. 39с.Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. – 2012. – № 10. –С. 374–377.Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. 303 с.Приложение АСводная таблица данных по методикеизмерения чувства вины и стыда (ТОSCA Дж. Тангней, адаптация Белик) (%)№ИспытуемыеВинаСтыдЭкс–тьОтст–тьБГАГЭксп. группа263758356898Эксп. группа174796386376Эксп. группа834747255754Эксп. группа276355362225Эксп. группа855734473747Эксп. группа366425254852Эксп. группа852437156413Эксп. группа968648382424Эксп. группа275656456898Эксп. группа583526376376Эксп. группа963817475754Эксп. группа472583472225Эксп. группа553627633747Эксп. группа344785574852Эксп. группа252536646413Эксп. группа371585242424Эксп. группа483896866898Эксп. группа564527566376Эксп. группа252558355754Эксп. группа463847225835Конт. группа785863379638Конт. группа365657484725Конт. группа122564645536Конт. группа684624243447Конт. группа552386682525Конт. группа385756633715Конт. группа588035574838Конт. группа689847225645Конт. группа637663372525Конт. группа575457266898Конт. группа222522176376Конт. группа374737835754Конт. группа485248272225Конт. группа641358353747Конт. группа242496384852Конт. группа673147256413Конт. группа834655362424Конт. группа467334476898Конт. группа294825256376Конт. группа8539437155754Приложение БСводная таблица данных по методикеОпросник вины (К. Куглер, Уорен. Х. Джонс, адаптация Белик) (%)№ИспытуемыеВина–состояниеВина–чертаМоральные нормыЭксп. группа576898Эксп. группа806376Эксп. группа985754Эксп. группа762225Эксп. группа543747Эксп. группа254852Эксп. группа476413Эксп. группа522424Эксп. группа136731Эксп. группа248346Эксп. группа574673Эксп. группа806898Эксп. группа986376Эксп. группа765754Эксп. группа542225Эксп. группа254796Эксп. группа474747Эксп. группа526355Эксп. группа135734Эксп. группа566337Конт. группа355748Конт. группа472256Конт. группа633725Конт. группа572668Конт. группа221763Конт. группа378357Конт. группа482722Конт. группа583537Конт. группа566337Конт. группа355748Конт. группа472256Конт. группа633725Конт. группа572668Конт. группа221763Конт. группа378357Конт. группа482722Конт. группа583537Конт. группа566337Конт. группа355748Конт. группа472256Приложение ВСводная таблица данных по методикеТест «Подвержены ли вы чувству вины?» (в баллах)№ИспытуемыеПрофиль АПрофиль БПрофиль ВЭксп. группа611Эксп. группа413Эксп. группа521Эксп. группа125Эксп. группа530Эксп. группа215Эксп. группа413Эксп. группа323Эксп. группа116Эксп. группа215Эксп. группа413Эксп. группа314Эксп. группа710Эксп. группа314Эксп. группа521Эксп. группа512Эксп. группа314Эксп. группа431Эксп. группа341Эксп. группа314Конт. группа422Конт. группа521Конт. группа332Конт. группа512Конт. группа215Конт. группа422Конт. группа314Конт. группа116Конт. группа215Конт. группа314Конт. группа323Конт. группа413Конт. группа323Конт. группа215Конт. группа332Конт. группа314Конт. группа431Конт. группа422Конт. группа332Конт. группа314

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Акад. проект, 2007. 232 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. СПБ: Гуманитар. агентство "Академический проект", 2000. 253 с.
3. Александрова Л. А. Посттравматический рост и развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование : методология практика и технологии. М., 2011. С. 214–218.
4. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально–психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология. М., 2013. С. 369–374.
5. Андре К. Тест «Подвержены ли вы чувству вины?» // Psychologies, 2007. № 20. С. 156-160
6. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно–историческое понимание развития человека. М., 2007. 528 с.
7. Бек А. Т., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2002. 350 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2008. 576 с.
9. Бреслав Г. М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал ВШЭ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obida–kak–predmet–psihologicheskogo–izucheniya–ot–proscheniya–k–ego–otsutstviyu (дата обращения: 27.11.2020).
10. Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI––XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. СПб.: Европейский университет в Санкт–Петербурге, 2011. 296 с.
11. Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 368 с.
12. Дмитриева Н. В., Антилогова Л. Н., Красовская Н. Р. Архетипическая терапия чувства вины // Инновации в науке. 2018. №5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipicheskaya–terapiya–chuvstva–viny (дата обращения: 27.11.2020).
13. Дунаевская Э. Б. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в системе инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–samootnosheniya–podrostkov–obuchayuschihsya–v–sisteme–inklyuzivnogo–obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2020).
14. Изард Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд–во МГУ,1980. 439 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752с.
16. Коновалова М. Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Изв. Сарат. ун–та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–samoaktualizatsii–lichnosti–studentov–v–protsesse–inklyuzivnogo–professionalnogo–obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2020).
17. Короткова Е. В. Социально–психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Дис. канд. психол. наук. Ростов Н/Д, 2002. 184 с.
18. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности : от проблемы к задаче // Третья Всерос. науч.–практ. конф. по экзистенциальной психологии : материалы сообщений. М., 2010. С. 114–120.
19. Макогон И. К., Ениколопов С. Н. Проблемы оценки стыда и вины // Психология в России: современное состояние. 2013. 6 (4). с. 168–175.
20. Мелехова В. М., Вязовова Н. В. Роль жизнестойкости и фрустрационной устойчивости в формировании жизненной перспективы студентов с ОВЗ // Гуманитарные науки . 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol–zhiznestoykosti–i–frustratsionnoy–ustoychivosti–v–formirovanii–zhiznennoy–perspektivy–studentov–s–ovz (дата обращения: 27.11.2020).
21. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. Спб.: Институт социологии РАН, 1995. 39с.
22. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. – 2012. – № 10. –С. 374–377.
23. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. 303 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты исследования чувства вины включает 3 глава статьи?

В 3 главе статьи "Чувство вины в я образе студентов инклюзивного образования" рассматриваются теоретические аспекты чувства вины, а именно сущность феномена чувства вины и его проявление в я образе.

Какой персональный образ у студентов инклюзивного образования связан с чувством вины?

Чувство вины у студентов инклюзивного образования связано с "Я" образом, который формируется в процессе обучения и включает в себя их знания, умения, опыт и самооценку.

Какие методы и организация исследования использовались в эмпирической части статьи?

В эмпирической части статьи были использованы методы качественного и количественного исследования, а также методы статистического анализа и интерпретации данных. Организация исследования включала опросы и наблюдение за студентами инклюзивного образования.

Какие результаты были получены в исследовании чувства вины у студентов инклюзивного образования?

Анализ результатов исследования показал, что у студентов инклюзивного образования чувство вины проявляется в разной степени и связано с их самооценкой, ощущением ответственности и уровнем требовательности к себе. Были выявлены значимые результаты, которые приведены в таблице 1 приложения.

Какие источники были использованы в статье?

В статье были использованы различные источники, которые перечислены в списке использованных источников. Их общее количество составляет 25.

Какие аспекты исследования рассматриваются в 3 главе статьи?

Третья глава статьи рассматривает теоретические аспекты исследования чувства вины в я образе студентов инклюзивного образования.

Какое содержание рассматривается в феномене чувства вины?

Феномен чувства вины включает различные аспекты, связанные с эмоциональным и моральным опытом человека, его самооценкой и отношением к другим.

Какие методы и организация исследования использовались в эмпирической части работы?

В эмпирической части работы были использованы определенные методы и подходы для сбора и анализа данных, которые описаны во второй главе статьи.