Развитие математических представлений у детей пятого года жизни по средствам дидактических игр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 07.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1.Обоснование разработки программы развития математических представлений у детей пятого года жизни
1.2. Содержание программы развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Организация исследования, описание выборки
2.2. Анализ результатов исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА



Фрагмент для ознакомления

Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Направления движения устанавливает с ошибками.

2.2. Анализ результатов исследований

Разработанная программа, направленная на развитие математических представлений у детей пятого года жизни (среднего дошкольного возраста) посредством дидактических игр была апробирована на занятиях с детьми экспериментальной группы. Дети контрольной группы занимались только на основе базовой программы Васильевой).
В таблицах 2 и 3 приведены результаты диагностики развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста соответственно до (констатирующее исследование) и после (контрольное исследование) проведения с детьми экспериментальной группы занятий по разработанной программе.
Таблица 2
Результаты констатирующего исследования развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, средние баллы

Представления Контрольная группа Экспериментальная группа Количественные 2,1 2,2 О величине 1,9 1,8 О геометрических фигурах 2,2 2,1 Пространственные 2,2 2,2 Общий средний балл 8,4 8,3
Анализ средних результатов по группам испытуемых показал, что уровень развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста обеих групп в целом близок к среднему уровню (средний балл в контрольной группе 8,4; в экспериментальной группе 8,3 из 12 баллов).
Наибольшие трудности у детей обеих групп вызвали задания, позволяющие оценить представления о величине, в особенности - задание не глядя разложить палочки разной длины в порядке возрастания.




Таблица 3
Результаты контрольного исследования развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, средние баллы

Представления Контрольная группа Экспериментальная группа Количественные 2,2 2,6 О величине 2,0 2,4 О геометрических фигурах 2,3 2,6 Пространственные 2,4 2,7 Общий средний балл 8,9 10,3
Анализ результатов контрольной диагностики показал, что после проведенной работы по разработанной программе по всем показателям у детей экспериментальной группы отмечена значительная положительная динамика (рис.2.).
У детей контрольной группы также отмечена небольшая положительная динамика (рис.1.), которую можно объяснить тем, что с детьми контрольной группы проводились занятия по базовой программе ДОУ (Васильевой).
Таким образом, в целом выявлена значительная положительная динамика по всем показателям развития математических представлений у детей ЭГ по сравнению с детьми КГ (рис. 3), что подтверждает эффективность проведенного формирующего эксперимента - занятий по разработанной программе.

Рис.1. Динамика развития математических представлений у детей контрольной группы

Рис.2. Динамика развития математических представлений у детей экспериментальной группы



Рис.3. Сравнительные показатели динамики развития математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп


Таким образом, анализ результатов экспериментального исследования позволяет сделать вывод о том, что гипотеза экспериментального исследования подтверждена: использование дидактических игр на занятиях повышает уровень развития математических представлений у детей пятого года жизни.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда осуществляется большая работа по проведению в жизнь образовательной реформы, особенно важно совершенствовать систему образования, повышать уровень обучения и воспитания детей, в том числе уровень развития элементарных математических представлений.
Наиболее эффективным инструментом формирования математических представлений у детей пятого года жизни являются разнообразные дидактические игры. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников. Дидактические игры учат детей понимать математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства.
Дидактическая игра интересует детей намного более, чем обычное задание. Дидактическая игра привлекает интерес ребенка и тем самым способствует развитию внимания, памяти, мышления, сенсорного развития, воображения. Это постепенно подготовит дошкольников к последующему обучению в школе. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Нами разработана программа, направленная на развитие математических представлений у детей пятого года жизни (среднего дошкольного возраста) посредством дидактических игр. Программа содержит 4 раздела, ориентированные на основные разделы формирования математических представлений базовой программы М.А.Васильевой. Предложенные дидактические игры проводятся как отдельно (например, на прогулках), так и включаются в занятия, проводимые в соответствии с программными требованиями. Разработано содержание двух форм развивающих интегрированных занятий с использованием игровых приемов в процессе обучения дошкольников математическим представлениям.
Для оценки эффективности применения дидактических игр в процессе развития математических представлений у детей пятого года жизни нами проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методики исследования и тестовые задания подбирались в соответствии с целью исследования и учетом возрастных особенностей испытуемых дошкольников.
Результаты экспериментального исследования показали значительную положительную динамику по всем показателям развития математических представлений у детей экспериментальной группы, с которыми проводились занятия по разработанной программе, по сравнению с детьми контрольной группы, с которыми занятия по разработанной программе не проводились.
Анализ результатов экспериментального исследования позволяет сделать вывод о том, что гипотеза экспериментального исследования подтверждена: применение игровых приемов в процессе обучения повышает уровень развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. -М.: Учпедгиз, 1934.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях – М.: “Просвещение”, 1987.
Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .
Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
Корнеева ГА., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - Алма-Ата : Мектеп, 1982.
Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1984.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1985.
Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
Парамонова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система занятий в группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М.: Аркти, 2003.
Сай М. К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: “Народная Асвета”, 1990.
Сербина Е.В. Математика для малышей – М.: “Просвещение”, 1982.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1988.
Тарунтаева Т.В.Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - М.:Просвещение, 1973.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. С.3.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С.104.

Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974. С.198.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974. С.199.
Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. С.91.

Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006. С.38.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003. С.57.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003. С.46.

См. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007; Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.














2



0

2

4

6

8

10

12

Средний балл

До ФЭ

После ФЭ

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

ЛИТЕРАТУРА

1.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
2.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
3.Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. -М.: Учпедгиз, 1934.
4.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
5.Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях – М.: “Просвещение”, 1987.
6.Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .
7.Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
8.Корнеева ГА., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
9.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
10.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - Алма-Ата : Мектеп, 1982.
11.Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1984.
12.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1985.
13.Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
14.Парамонова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система занятий в группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
16.Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М.: Аркти, 2003.
17.Сай М. К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: “Народная Асвета”, 1990.
18.Сербина Е.В. Математика для малышей – М.: “Просвещение”, 1982.
19.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.
20.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1988.
21.Тарунтаева Т.В.Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - М.:Просвещение, 1973.
22.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
23.Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
24.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005.
25.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Вопрос-ответ:

Какие игры можно использовать для развития математических представлений у детей пятого года жизни?

Для развития математических представлений у детей пятого года жизни можно использовать различные игры, например, игры с числами (счет, сравнение, составление чисел), игры с геометрическими фигурами (сортировка по форме, соединение фигур в образы), игры с измерениями (измерение длин, весов, объемов), игры со временем (распознавание временных интервалов, составление расписаний).

Почему важно развивать математические представления у детей в раннем возрасте?

Развитие математических представлений у детей в раннем возрасте важно, потому что оно способствует формированию логического мышления, абстрактного мышления, умения решать проблемы и анализировать информацию. Кроме того, развитие математических представлений помогает детям развивать навыки счета, понимания чисел, геометрических форм, измерений, а также развивает предметно-образное мышление.

Какая программа развития математических представлений предлагается для детей пятого года жизни?

Для детей пятого года жизни предлагается программа развития математических представлений, основанная на использовании дидактических игр. Эта программа включает в себя игры, направленные на развитие счета, сравнения чисел, составления чисел, сортировки по форме, измерения длин, объемов, весов, и другие виды игр, которые способствуют развитию математических представлений детей.

Какие результаты показывает исследование эффективности развития математических представлений у детей пятого года жизни?

Исследование эффективности развития математических представлений у детей пятого года жизни показывает, что использование дидактических игр способствует значительному улучшению этих представлений. Дети, участвующие в играх, показывают большую заинтересованность в математике, большую мотивацию к обучению и более высокий уровень математической компетенции, включая навыки счета, понимания чисел, геометрии, измерений и пространственного мышления.

Как развить математические представления у детей пятого года жизни с помощью дидактических игр?

Развитие математических представлений у детей пятого года жизни можно осуществить с помощью дидактических игр, которые помогут им усвоить основные понятия и навыки в области математики, такие как счет, числа, формы, пространство и т.д. Во время игры дети будут активно использовать математический язык, сравнивать, классифицировать, анализировать и решать различные задачи. В результате они разовьют логическое мышление, внимание, память и абстрактное мышление.

Почему разработка программы развития математических представлений у детей пятого года жизни является необходимой?

Разработка программы развития математических представлений у детей пятого года жизни является необходимой, так как именно в этом возрасте происходит активное формирование математических представлений и навыков. Важно обеспечить интегрированный подход к обучению математике, используя разнообразные дидактические игры, которые будут стимулировать интерес и желание детей изучать математику. Это поможет им усвоить базовые понятия этой науки и развить математическое мышление.

Какие понятия и навыки в области математики будут развиваться у детей пятого года жизни в процессе игры?

В процессе игры дети пятого года жизни будут развивать различные понятия и навыки в области математики. Они научатся считать, распознавать и называть числа, выполнять простейшие арифметические операции, определять форму и размер предметов, работать с геометрическими фигурами, различать цвета, сравнивать и классифицировать предметы, анализировать данные и решать простейшие задачи. Все эти навыки помогут им развить логическое мышление и подготовят их к дальнейшему обучению математике.

Какие математические представления развиваются у детей пятого года жизни?

У детей пятого года жизни развиваются такие математические представления, как представление о числе и количестве, представление о пространстве и форме, представление о времени и последовательности.

Что такое дидактические игры?

Дидактические игры - это специально разработанные образовательные игры, которые помогают детям развивать определенные навыки и представления, в данном случае математические представления.

Почему разработка программы развития математических представлений у детей пятого года жизни важна?

Разработка программы развития математических представлений у детей пятого года жизни важна, так как в этом возрасте формируются основные математические представления, которые будут использоваться в дальнейшем обучении.

Какие исследования проводятся для изучения эффективности развития математических представлений у детей пятого года жизни?

Для изучения эффективности развития математических представлений у детей пятого года жизни проводятся исследования, в которых используются различные методы и подходы, а также проводятся эксперименты с применением дидактических игр и образовательных программ.