Основные направления судебной реформы 1992 — начала 2000-х годов в России
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 15.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основные направления судебной реформы 1992 — начала 2000-х годов в России 3
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Представляется, что можно выделить два этапа конституционного реформирования судебной системы Российской Федерации. Первый этап, включил в себя создание конституционных основ нормативного регулирования, необходимого для формирования правового обеспечения деятельности новой судебной системы в России. На этом этапе в Конституции закрепляются положения о судебной власти, устанавливается право каждого на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ), предусматриваются гарантии деятельности судей (ст. ст.120-122 Конституции РФ).Судебная власть, в современной России обладает требуемыми властными полномочиями. Однако наличие независимой судебной власти является необходимым, но не достаточным условием для ее эффективности. Реформирование судоустройства с целью упрочения его системности, началось с упорядочивания судопроизводства.Для создания новой модели, обеспечивающей единство подходов при осуществлении правосудия для разных видов судопроизводства было предложено сформировать один высший судебный орган по гражданским, административным и уголовным делам. Реорганизации судебной системы предшествовало принятие двух законов, вносящих изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Их принятие было направлено не только на решение теоретических проблем, но и предполагало решение вопросов унификации процессуального законодательства России. Прежде всего эти изменения были направлены на построение схожей системы инстанционной подсудности в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Учитывая, что устройство судов общей юрисдикции обусловлено административно-территориальным делением России, а арбитражные судебные округа не совпадают ни с границами субъектов РФ, ни с федеральными округами, в качестве аргумента использовался тезис о том, что вертикаль судов общей юрисдикции не совпадает с вертикалью арбитражных судов. Поэтому, с точки зрения ВАС РФ необходимо было сохранить систему арбитражных судов. Реформа судебной системы и была в первую очередь направлена на максимальное приближение суда к населению и на облегчение доступа обычных граждан к правосудию, именно этому вопросу придавалось принципиальное значение при реформировании судебной системы. Сегодня многие отмечают, что доступность правосудия затруднена и реформа судебной власти требует нового подхода и осмысления.Эффективное осуществление правосудия возможно в первую очередь при условии информированности общественности о компетенции судов, о порядке обращения в суд и защиты интересов граждан в судебном разбирательстве. Необходимым условием для приближения судов к населению является обеспечение открытости и доступности правосудия, повышения доверия к суду. Решение этой задачи следует рассматривать в сочетании организационных и функциональных принципов, т.е. приближения правосудия к населению и совершенствования процедуры судебного разбирательства. На это направлено, в первую очередь, реформирование судебной системы в сочетании с совершенствованием судопроизводства.В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе.Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.Таким образом, в2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.ЗаключениеВ начале 1990-х годов была разработана российским парламентом Концепция судебной реформы, целью которой провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей. Ставились задачи совершенствования судопроизводства, приведения российского законодательства в соответствие с современными нормами и принципами международного права. Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов — Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу. Началом становления судебной системы в современной России считается 24 октября 1991 года — день принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации Верховным Советом РСФСР. В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную президентом Борисом Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР. Начался период утверждения в России судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти.Список используемой литературыАрбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020)//Консультант ПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсУголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)//Консультант ПлюсФедеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации"//Консультант ПлюсА.А. Вологдин. История государства и права. – М.: Юрайт, 2016. – 784 с.А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. История государства и права России. – М.: РГСУ, 2019. – 454 с.Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2017. – 640 с.И.А. Исаев. История государства и права России. – М.: Проспект, 2018. – 336 с.И.А. Покровский. История права. – М.: Издание юридического книжного склада "Право", 2015. – 578 с.И.В. Абдурахманова. История государства и права. – М.: Инфра-М, АкадемЦентр, 2018. – 480 с.И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 696 с.И.С. Бердников. Церковь и Империя. История Православной симфонии отношений. – М.: ФИВ, 2019. – 512 с.И.Ю. Козлихин. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2014. – 304 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)//Консультант Плюс
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации"//Консультант Плюс
5. А.А. Вологдин. История государства и права. – М.: Юрайт, 2016. – 784 с.
6. А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. История государства и права России. – М.: РГСУ, 2019. – 454 с.
7. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2017. – 640 с.
8. И.А. Исаев. История государства и права России. – М.: Проспект, 2018. – 336 с.
9. И.А. Покровский. История права. – М.: Издание юридического книжного склада "Право", 2015. – 578 с.
10. И.В. Абдурахманова. История государства и права. – М.: Инфра-М, АкадемЦентр, 2018. – 480 с.
11. И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 696 с.
12. И.С. Бердников. Церковь и Империя. История Православной симфонии отношений. – М.: ФИВ, 2019. – 512 с.
13. И.Ю. Козлихин. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2014. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какой этап судебной реформы в России можно выделить?
Можно выделить два этапа судебной реформы в России. Первый этап включал в себя создание конституционных основ нормативного регулирования, необходимого для формирования правового обеспечения деятельности новой судебной системы в России.
Что произошло на первом этапе судебной реформы в России?
На первом этапе судебной реформы были созданы конституционные основы нормативного регулирования, необходимые для формирования правового обеспечения деятельности новой судебной системы в России.
Какие направления были важны на первом этапе судебной реформы в России?
На первом этапе судебной реформы в России были важны такие направления, как создание конституционных основ нормативного регулирования, обеспечивающих правовую деятельность судебной системы.
Сколько этапов конституционного реформирования судебной системы можно выделить в России?
Можно выделить два этапа конституционного реформирования судебной системы в России.
Что включает в себя первый этап конституционного реформирования судебной системы в России?
Первый этап конституционного реформирования судебной системы в России включает в себя создание конституционных основ нормативного регулирования, необходимого для формирования правового обеспечения деятельности новой судебной системы в России.
Какие основные направления судебной реформы были проведены в России в период с 1992 по начало 2000-х годов?
Основные направления судебной реформы в России в период с 1992 по начало 2000-х годов включали создание конституционных основ для новой судебной системы, формирование правового обеспечения деятельности судов, установление процедурных и организационных принципов судебной системы, передачу полномочий на разрешение споров судам, административным и арбитражным судам, внедрение новых принципов назначения и избрания судей.
Количественно, сколько этапов можно выделить в конституционном реформировании судебной системы Российской Федерации?
В конституционном реформировании судебной системы Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап был связан с созданием конституционных основ для новой судебной системы и формированием правового обеспечения её деятельности. Второй этап заключался в установлении процедурных и организационных принципов судебной системы, передаче полномочий на разрешение споров судам различных инстанций, а также внедрении новых принципов назначения и избрания судей.
На какие направления была сфокусирована судебная реформа в России в период с 1992 по начало 2000-х годов?
В период с 1992 по начало 2000-х годов в России судебная реформа была сфокусирована на нескольких основных направлениях. Это создание конституционных основ нормативного регулирования для новой судебной системы, формирование правового обеспечения деятельности судов, установление процедурных и организационных принципов судебной системы, передача полномочий на разрешение споров судам различных инстанций, а также внедрение новых принципов назначения и избрания судей.