банковские валютные позиции и риски
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 06.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Понятие и сущность валютного риска и валютной позиции 6
1.1 Экономическая природа валютного риска 6
1.2 Характеристика валютной позиции 9
1.3 Хеджирование валютных исков 13
2 Практические аспекты валютного риска на современном этапе 17
2.1 Оценка динамики валютного курса рубля 17
2.2 Прогноз курса рубля 20
2.3 Анализ состояния валютных рисков на современном этапе 22
3 Проблематика и направления режима курса рубля и поддержки его валютного курса в рамках функционирования банковской системы 25
3.1 Тенденции ликвидности в банковском секторе 25
3.2 Проблема взаимосвязи режима курса валюты рубля на банковскую систему 28
3.3 Ожидания и направления поддержки по стабилизации валютных рисков 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Хотя, конечно, фиксированный обменный курс – это прямой и более эффективный механизм таргетирования инфляции. Россия сталкивается с проблемой макроэкономической нестабильности из-за резких колебаний цен на нефть. Изменение цен на нефть на мировых рынках определяет основные макроэкономические показатели страны. Какой режим валютного курса должен выбрать банк России?В режиме фиксированного курса изменения цен на нефть не повлияют на конкурентоспособность отечественной продукции. Снижение стоимости нефти не повлияет на уровень цен в стране, так как цены на импортные продукты расти не будут. Внутренний спрос останется стабильным.Это обеспечит стабильность российской экономики в условиях циклических колебаний цен на нефть. Несмотря на колебания цен на нефть на мировом рынке, внутренние цены страны будут наиболее стабильными, так как фиксированный курс национальной валюты сам по себе является номинальным якорем денежно-кредитной политики.В отличие от фиксированного курса, доходы федерального бюджета в ходе цикла роста и падения цен на нефть будут более стабильными: при низких ценах они будут выше, а при высоких ценах – ниже, чем при фиксированном курсе. Это создает автоматический механизм повышения сбалансированности федерального бюджета в условиях режима свободного судоходства. Этот механизм можно рассматривать как своего рода эквивалент механизма стабилизационного фонда, созданного в странах-экспортерах нефти.Напротив, при фиксированном обменном курсе государство должно создать стабилизационный фонд для обеспечения сбалансированности бюджета. В этой связи рассмотрим следующий пример. Предположим, что цена на нефть колеблется между 20 и 100 долларами. баррель, а также вмененные затраты (затраты + норма прибыли) на добычу и транспортировку нефти являются условно постоянной величиной и составляют 800 рублей.Это условное постоянство обусловлено тем, что издержки предприятий в основном формируются в народном хозяйстве и выражаются в рублях . Возьмем фиксированную ставку, равную 40 рублям. за один доллар, а диапазон колебаний курса рубля от соотношения 1 доллар. = 28 рублей . $ 1. = 80 руб. в картине. 2 отражено, что поддержание курса рубля на уровне неизменного (40 руб. за доллар).) приводит к значительным колебаниям поступлений от естественной ренты (в виде налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины на нефть) в федеральный бюджет (от 0 до 3200 руб.).В условиях режима свободного плавания доход от естественной ренты менее волатилен(от 800 до 2000 руб.). Здесь изменение курса национальной валюты автоматически корректирует доходы федерального бюджета, выполняя функцию их стабилизации. Однако эта корректировка не является полной.Полностью компенсировать доходы федерального бюджета от снижения цен на нефть путем установления более высокого курса национальной валюты невозможно.Таким образом, можно сделать вывод, что фиксированный курс приводит к большим колебаниям доходов федерального бюджета, чем при свободном плавании. В условиях свободного движения изменение курса национальной валюты является автоматическим механизмом балансирования федерального бюджета.Этот механизм снижает величину колебаний деноминированных в национальной валюте бюджетных доходов в условиях колебаний цен на нефть на мировых рынках. При фиксированном обменном курсе Банк России может столкнуться с ловушкой денежно-кредитной политики, когда цены на нефть растут, он должен накапливать валютные резервы при одновременном укреплении национальной валюты.Это требует отрицательной переоценки международных резервов и снижения капитала Банка России до отрицательного значения. Фиксированный валютный курс обязывает накапливать значительные валютные резервы и лишает национальную экономику внутренних финансовых ресурсов. Переход к свободному валютному курсу снимает ограничение направления размещения финансовых ресурсов (внутри или вне национальной экономики).Когда страна-экспортер выбирает валютный режим свободного плавания, это позволяет ей автоматически сглаживать поступления из федерального бюджета.3.3 Ожидания и направления поддержки по стабилизации валютных рисковКак правило, при снижении геополитической напряженности в мире инвесторы начинают активно скупать рискованные активы. Поэтому улучшение торговых отношений между США и Китаем может оказать положительное влияние на курс рубля.В случае возникновения торгового спора спрос на рискованные активы может возрасти. Это затронет не только российский рынок, но и все развивающиеся рынки, такие как наш. За счет такого роста спроса на рисковые активы рубль также может укрепиться", - пояснил Денис Иконников.Более того, в 2020 году политика Центрального банка может оказать серьезное влияние на российскую валюту.Российская валюта была одной из самых прибыльных в 2019 году, и Центральный банк намеренно снизил свою ставку, возобновив глобальную тенденцию к смягчению денежно-кредитной политики.Вполне вероятно, что ЦБ продолжит эту работу и в 2020 году. Регулятор может снизить сегодняшнюю ставку с 6, 25% до 5, 5-6% годовых.Для российской валюты 2019 год стал периодом роста и укрепления. За прошедший год доллар США подорожал с 71 до 62 рублей, а евро-с 60...Со временем снижение ставки ЦБ приведет к снижению доходности по российским облигациям, поэтому инвесторы стараются заранее покупать гособлигации по выгодной цене. В результате акции ЦБ могут увеличить приток иностранных инвестиций на российский долговой рынок и тем самым поддержать рубль.Помимо снижения ставки ЦБ, позитивными факторами для рубля могут стать низкая инфляция, большой объем золотовалютных резервов и профицит бюджета России.Таким образом, иностранные инвесторы положительно оценивают стабильность экономических показателей страны и начинают более уверенно инвестировать в российские активы.Часть динамики курса рубля будет зависеть от динамики мировых цен на нефть. В 2019 году эталонная нефть марки Brent подорожала более чем на 20% до $ 66-67. По словам Александрова, в 2020 году котировки могут начать падать и оказать небольшое давление на российскую валюту.В то же время влияние стоимости нефти будет ограничено бюджетным правилом, которое предусматривает, что при росте цен на углеводороды Минфин покупает иностранную валюту и тем самым оказывает давление на рубль.В то же время в случае обвала энергетического рынка министерство прекращает свою деятельность — и давление на рубль ослабевает. В результате этих действий снижается зависимость национальной валюты от цен на нефть.В последнее время действие бюджетного правила ослабило отношения между рублем и нефтью, поэтому игроки валютного рынка стали реже реагировать на изменение цен на сырьевые товары.Если сравнивать динамику стоимости нефти и фондовых рынков, то рубль действительно хорошо отреагировал на рост фондовых бирж в 2019 году. В то же время национальная валюта была практически полностью освобождена от колебаний цен на нефть.В то же время эксперты, опрошенные RT, не ожидают чрезмерного укрепления национальной валюты в течение всего 2020 года. Таким образом, для поддержки российских экспортеров Минфин и Центробанк могут начать активно скупать иностранную валюту и тем самым усилить давление на рубль.Укрепление национальной валюты не всегда выгодно государству. Поскольку российский бюджет исчисляется в рублях, а цены на нефть-в долларах, укрепление рубля снижает доходы казны.Например, когда курс доллара снижается на 1 рубль, это обходится бюджету в среднем в 150-160 миллиардов рублей в год. Поэтому финансовые органы обязаны сбалансировать благоприятные валютные курсы, экспортные поступления, бюджетные поступления и рост ВВП..В целом в 2020 году курс доллара останется в районе 61-65 рублей. Аналогичная ситуация будет и с курсом евро. В начале года мы увидим значение меньше 69 рублей, а на протяжении всего 2020 года курс будет находиться в районе 68-71 рубля.Существует три сценария развития российского валютного рынка в 2020 году, мы считаем, что наиболее вероятным является нейтральный сценарий.Речь идет о сохранении стабильности цен на нефть и отсутствии новых санкций. В этом случае курс доллара будет находиться в диапазоне 65-66 рублей. В то же время существует низкая вероятность негативного сценария развития событий. .Если в отношении России будут введены дополнительные санкции и цены на нефть упадут ниже 50 долларов за баррель, то доллар может достичь 70 рублей и более, но это маловероятно.Если текущая ситуация на внешних рынках и развитие российской экономики будут лучше прогнозов, курс доллара может опуститься ниже 60 рублей. В этом случае валютный коридор может составить 56-59 рублей.Учитывая стабильный курс рубля, необходимы усилия по ускорению расширения производства средств производства и комплектующих изделий, а также по восполнению пробелов в материально-техническом обеспечении отраслей промышленности, в том числе по локализации иностранного производства на территории России.Обесценивание рубля не считается предпочтительным вариантом ни для кого, кроме экспортеров массовой стандартизированной продукции.Для обрабатывающей промышленности в целом девальвация сегодня невыгодна. Ущерб, вызванный ростом стоимости импортных комплектующих, перевешивает выгоды от повышения ценовой конкурентоспособности на внутреннем рынке. экспорт не рассматривается большинством как альтернатива внутреннему рынку.Укрепление рубля будет способствовать росту промышленного производства в широком спектре отраслей до тех пор, пока выгоды от импорта дешевого оборудования не сравняются с издержками потери ценовой конкурентоспособности и расширения присутствия иностранных производителей на рынке.Достижение "точки разрыва" определяется запасом рентабельности продукции, зависимостью от импортного оборудования и наличием нетарифных преимуществ перед импортной продукцией.Политика укрепления рубля требует существенной поддержки спроса на российские средства производства. С возможностью долгосрочного развития отрасли в целом придется распрощаться: экспорт станет намного сложнее, а внутренний рынок будет удовлетворен уже через несколько лет.ЗаключениеСуть валютного курса заключается в том, что все внешнеэкономические операции связаны с обменом одной валюты на другуюСуществуют методы девальвации и переоценки, с помощью которых официальные обменные курсы соотносятся с рыночным спросом и предложением.Вы можете классифицировать котировки по месту проведения биржи, по стране, в которой совершается сделкаПопулярными валютами являются доллар и евро, которые используются огромным количеством стран, которые держат часть своих резервов в своих валютах, поэтому эти валюты имеют более стабильное положение.С другими валютами ситуация совсем иная, они зависят от валют других стран. Ярким примером может служить российский рубль, курс которого зависит от мировой цены на сырьевой ресурс – нефть.При такой модели валютного регулирования в России существует ряд негативных факторов, способных дестабилизировать денежно-кредитную и финансовую сферу нашей страны:- зависимость экономики от сырьевого сектора, низкий уровень конкуренции-производственные мощности, а также отсутствие диверсификации в структуре экономики;- высокая степень оттока капитала из страны;- преобладание доли краткосрочных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику страны.Методы регулирования валютных курсов также включают валютные ограничения, направленные на ограничение и контроль операций, связанных с валютными ценностями.Валютные ограничения вводятся в первую очередь тогда, когда платежный баланс становится крайне несбалансированным (отрицательным). В этой ситуации иностранная валюта поступает в страны-кредиторы.В целом российская либеральная модель валютного регулирования характеризуется отменой валютных ограничений, свободной конвертируемостью валют и переходом от фиксированного обменного курса к плавающему.Номинальный обменный курс является объектом пристального внимания хозяйствующих субъектов и государства, поскольку его стабильность характеризует стабильность национальной валюты, которая необходима для поступательного экономического развития и благосостояния населения страны.В современной России денежно-кредитный режим является более гибким, поскольку обменный курс национальной валюты не является фиксированным, а Центральный банк воздействует на денежную систему путем изменения процентных ставок, резервирования форм и выдачи краткосрочных кредитов под залог ценных бумаг.Укрепление национальной валюты не всегда выгодно государству. Поскольку российский бюджет исчисляется в рублях, а цены на нефть-в долларах, укрепление рубля снижает доходы казны. Например, когда курс доллара снижается на 1 рубль, это обходится бюджету в среднем в 150-160 миллиардов рублей в год. Поэтому финансовые власти вынуждены балансировать между благоприятным обменным курсом, экспортными доходами, доходами бюджета и ростом ВВПОжидается, что целевые показатели импортозамещения будут достигнуты к 2020 году. В среднем зависимость отрасли от импорта должна составлять около 50% (при показателе около 60% для критического диапазона), то есть определенная зависимость от импортной продукции никуда не исчезнет.Между тем эпидемия коронавируса, вызвавшая падение цен на нефть и ослабление рубля, частично поддержала российскую валюту, резко сократив потребность в иностранных деньгах.Подводя итог, можно сделать вывод, что фиксированный курс приводит к большим колебаниям доходов федерального бюджета, чем при свободном плавании. В условиях свободного плавания изменяющийся курс национальной валюты является механизмом сбалансированности федерального бюджета. Данный механизм снижает амплитуду колебаний бюджетных доходов, выраженных в национальной валюте в рамках колебаний цен на нефть на мировых рынках. Список использованной литературы1.Астраханцева И. А. Совершенствование процессов идентификации и управления рисками коммерческого банка в условиях цифровой трансформации экономики / И. А. Астраханцева, Е. В. Коровкина, А. С. Кутузова //Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2018. – №. 4. – С. 3-7.2.Ахмедова, Н.Х. Сравнительный анализ характеристик моделей оценки кредитного риска коммерческого банка /Н.Х. Ахмедова // Материалы 71-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 23-й научной конференции студентов и магистрантов: (секция фин.-экон. фак.). – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2018.– С. 51–56.3.Гордина, В.В. Кредитный скорринг в системе банковского риск менеджмента / В.В. Гордина // Финансы и кредит.— 2017.— № 23 (455).— С. 47-52.4.Дахаева Ф. Д. Совершенствование механизма комплексной модели управления рисками в банковской сфере //Миллионщиков-2019. – 2019. – С. 207-214.5.Дурдыева, Д.Р. Управление кредитными рисками в коммерческом банке / Д.Р. Дурдыева // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 3. - С. 44-466.Едемская, И.Ю. Анализ кредитных рисков в коммерческом банке / И.Ю. Едемская // Academy. - 2016. - № 2 (2). - С. 23-24.7.Заболотских, Н.С. Совершенствование системы управления кредитным риском в коммерческих банках / Н.С. Заболотских // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 8 (32). - С. 24-27.8.Кошелава А.В,Введение в цифровую экономику / под общ. ред. А.В. Кошелава / ВНИИГеосистем. М., 2017, с. 52 9.Магомаева Л. Р. Риски в розничном банке: направления совершенствования и развития информационной кибер-безопасности //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – №. 2-6. – С. 90-9710.Сабанчиев А. Х. Формирование стратегии государственного регулирования инновационной деятельности / А. Х. Сабанчиев, А. Ю. Аджиева, И. А. Дикарева //Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2017. – С. 85-88.11.Солнышкова Ю.Н. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах. M.: Альфа-Пресс, 2018. (29). С. 50–58.12.Солнышкова Ю.Н. Пути повышения эффективности проведения налоговых проверок // Наука и общество. 2017. № 11, с. 15-1713.Хейфец Б.А. Глобальные дисбалансы и реформа мировой валютно-финансовой системы // Деньги и кредит. 2018. № 7. С. 48–56. 14.Шевченко Л.М., Романенко О.А. К вопросу о государственных финансах как важнейшей сферы финансовой системы РФ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 110–115. 15.Официальный сайт проекта «РосБизнесКонсалтинг. Рейтинги» (дата обращения: 03.05.2020 г.).URL:http://rating.rbc.ru/articles/2013/02/21/33889469_tbl.shtml?2013/02/20/33888863 16.Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России), URL: http://www.cbr.ru/analytics/fi n_stab/ –(дата обращения 04.12.202017.Информационно-правовая система Гарант, URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7157 057011. (дата обращения 03.12.2020 г.)18. COVID - 19 заберет у банков не менее 200 миллиардов долларовURL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/16/5e6b4f919a79478b720611df (дата звонка 03.12.2020)19. О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2020 года https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27835/razv_bs_20_03.pdf (дата звонка 03.12.2020)20. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году, Информационно-аналитический материал, URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/25854/razv_bs_19_12.pdf (дата звонка 03.12.2020)21. Основные направления единой национальной денежно-кредитной политики на 2020 год и периоды 2021 и 2022 годов: https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on_2020 (2021-2022). pdf (дата звонка 03.12.2020)22. Экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, сильно повредит" здоровью " банков, URL: https://expert.ru/2020/04/20/2_5-trilliona-poter---esche-ne-krah / (дата звонка 03.12.2020)23. Российская банковская система осенью может столкнуться с проблемами URL:https://www.interfax.ru/business/705719 (дата звонка 03.12.2020)24. Политика распределения: почему бы не заработать зарплатные кредиты URL: https://www.rbc.ru/opinions / финансы/21/04/2020/5e9d802a9a7947506f3487a2 (дата звонка 03.12.2020)25. Президент провел совещание в режиме видеоконференции с членами правительства. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63204 (дата звонка 03.12.2020)
Список использованной литературы
1. Астраханцева И. А. Совершенствование процессов идентификации и управления рисками коммерческого банка в условиях цифровой трансформации экономики / И. А. Астраханцева, Е. В. Коровкина, А. С. Кутузова //Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2018. – №. 4. – С. 3-7.
2. Ахмедова, Н.Х. Сравнительный анализ характеристик моделей оценки кредитного риска коммерческого банка /Н.Х. Ахмедова // Материалы 71-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 23-й научной конференции студентов и магистрантов: (секция фин.-экон. фак.). – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2018.– С. 51–56.
3. Гордина, В.В. Кредитный скорринг в системе банковского риск менеджмента / В.В. Гордина // Финансы и кредит.— 2017.— № 23 (455).— С. 47-52.
4. Дахаева Ф. Д. Совершенствование механизма комплексной модели управления рисками в банковской сфере //Миллионщиков-2019. – 2019. – С. 207-214.
5. Дурдыева, Д.Р. Управление кредитными рисками в коммерческом банке / Д.Р. Дурдыева // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 3. - С. 44-46
6. Едемская, И.Ю. Анализ кредитных рисков в коммерческом банке / И.Ю. Едемская // Academy. - 2016. - № 2 (2). - С. 23-24.
7. Заболотских, Н.С. Совершенствование системы управления кредитным риском в коммерческих банках / Н.С. Заболотских // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 8 (32). - С. 24-27.
8. Кошелава А.В,Введение в цифровую экономику / под общ. ред. А.В. Кошелава / ВНИИГеосистем. М., 2017, с. 52
9. Магомаева Л. Р. Риски в розничном банке: направления совершенствования и развития информационной кибер-безопасности //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – №. 2-6. – С. 90-97
10. Сабанчиев А. Х. Формирование стратегии государственного регулирования инновационной деятельности / А. Х. Сабанчиев, А. Ю. Аджиева, И. А. Дикарева //Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2017. – С. 85-88.
11. Солнышкова Ю.Н. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах. M.: Альфа-Пресс, 2018. (29). С. 50–58.
12. Солнышкова Ю.Н. Пути повышения эффективности проведения налоговых проверок // Наука и общество. 2017. № 11, с. 15-17
13. Хейфец Б.А. Глобальные дисбалансы и реформа мировой валютно-финансовой системы // Деньги и кредит. 2018. № 7. С. 48–56.
14. Шевченко Л.М., Романенко О.А. К вопросу о государственных финансах как важнейшей сферы финансовой системы РФ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 110–115.
15. Официальный сайт проекта «РосБизнесКонсалтинг. Рейтинги» (дата обращения: 03.05.2020 г.).URL:
http://rating.rbc.ru/articles/2013/02/21/33889469_tbl.shtml?2013/02/20/33888863
16. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России), URL: http://www.cbr.ru/analytics/fi n_stab/ –(дата обращения 04.12.2020
17. Информационно-правовая система Гарант, URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7157 057011. (дата обращения 03.12.2020 г.)
18. COVID - 19 заберет у банков не менее 200 миллиардов долларов
URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/16/5e6b4f919a79478b720611df (дата звонка 03.12.2020)
19. О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2020 года https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27835/razv_bs_20_03.pdf (дата звонка 03.12.2020)
20. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году, Информационно-аналитический материал, URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/25854/razv_bs_19_12.pdf (дата звонка 03.12.2020)
21. Основные направления единой национальной денежно-кредитной политики на 2020 год и периоды 2021 и 2022 годов: https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on_2020 (2021-2022). pdf (дата звонка 03.12.2020)
22. Экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, сильно повредит" здоровью " банков, URL: https://expert.ru/2020/04/20/2_5-trilliona-poter---esche-ne-krah / (дата звонка 03.12.2020)
23. Российская банковская система осенью может столкнуться с проблемами URL:https://www.interfax.ru/business/705719 (дата звонка 03.12.2020)
24. Политика распределения: почему бы не заработать зарплатные кредиты URL: https://www.rbc.ru/opinions / финансы/21/04/2020/5e9d802a9a7947506f3487a2 (дата звонка 03.12.2020)
25. Президент провел совещание в режиме видеоконференции с членами правительства. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63204 (дата звонка 03.12.2020)