Семьи и ее исторические изменения.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 28.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Семья как понятийный аппарат
2.Исторические изменения семьи.
2.1.Исторические изменения семьи как социального института
2.2.Исторические изменение семьи как социальной группы.
3.Кризис семьи, пути и методы борьбы с кризисом.
3.1.Кризис в семье как в социальном институте
3.2.Кризис в семье как в социальной группе
Заключение
Литература
Кризисные отношения в современных семьях приводят к потере ими своей главной функции - социализации и воспитания детей .Современные семьи сталкиваются в своей повседневной жизни с целым набором проблемных ситуаций, которые могут привести к краху "семейной жизни".
Основные проблемы современной семьи в основном сводятся к следующим аспектам:
Катастрофическое падение "семейных ценностей" в современном
общественном сознании. На сегодняшний день семья как малая социальная
группа перестала представлять собой ценность в глазах населения страны. Семья перестала быть первоначальной ячейкой общества, его опорой.
Наше население все больше начинает походить на "общество индивидуумов", разрозненных и разобщенных. Данная ситуация характерна
не только для России. Схожие тенденции отмечаются и западными социологами, занимающимися вопросами развития современных обществ.
Постиндустриальное, информационное общество, ориентированное на
ценности потребления оказывает разрушительное воздействие на ценность
семьи.
Повышение уровня конфликтных отношений в современных семьях.
Сложность во взаимоотношениях членов семей. Разобщенность родителей становится главной причиной распада современных семей. Постоянно
растет количество разводов по отношению к заключаемым бракам. Это
является прямым следствием современного отношения общества к семье.
Молодые люди, вступая в брак, очень часто не имеют представления о той
ответственности и мудрости, которую им предстоит проявить в новой
роли.
Отсутствие детей в семьях. Тяжелое материальное положение становится серьезным препятствием для молодых семей, когда они решают завести ребенка. Все больше становится семей только с одним ребенком.
Но не только экономические причины составляют основу тенденции к сокращению детей в семьях. В глазах общества семья больше не является
"репродуктивным институтом". Также сюда может быть отнесена проблема
бесплодия родителей, что само по себе является серьезной психологической травмой для взрослых членов семьи. Различные социально (материально)-психологические ситуации:
Потеря (утрата) одного из членов семьи (неполные семьи).Утрата одного из членов семьи может произойти в силу разных причин. Это может
быть и смерть, и развод родителей. Так или иначе, семья оказывается
неполной, что негативно сказывается, в первую очередь, на детях в
Инвалидность одного из членов семьи. Инвалидность становится серьезным испытанием для всей семьи. В случае утраты дееспособности старшими членами семьи это автоматически ведет к ухудшению материального положения, осложнению взаимоотношений родителей, появлению напряжения, ослаблению стрессоустойчивости семьи.
В случаях, когда инвалидами в семьях по тем или иным причинам оказываются дети, это приводит к дополнительной психологической нагрузке на родителей, становится серьезным вызовом и угрозой благополучию семьи.
Алкоголизм, наркомания, преступность в семье. При появлении этих
серьезных социальных недугов в семье, особенно в случае возникновения
наркотической зависимости у кого-либо из взрослых членов, "пассивное" развитие событий может привести к разрушению семьи. Из семьи в переносном, а чаще даже в буквальном смысле "изымается" один из
родителей и она становится неполной.
Насилие в семье. В данном случае речь идет не только о сексуальном насилии в семьях, но также о причинении любого физического или психологического вреда кому-либо из членов семьи. Чаще всего объектами насилия в семье становятся младшие члены (дети). В случаях же применения "силовых" методов разрешения конфликтных ситуаций между родителями, у ребенка формируется неправильное восприятие семейных отношений, и в дальнейшем деформированная модель взаимоотношений может быть им воспроизведена уже в "своей семье во взрослой жизни".
Тяжелое материальное положение семьи. Экономические реформы 90-х
годов прошлого столетия подорвали материальное благополучие большинства населения нашей страны.Не всем удалось приспособиться к
новым экономическим реалиям современной жизни России. В большинстве случаев каждая семья в отдельности предоставлена "сама себе", не рассчитывая на помощь извне.
Отсутствие жилья ("жилищный вопрос"). Эта проблема особенно актуальна для молодых семей.В некоторых случаях "жилищный вопрос" становится непреодолимой преградой для молодых людей на пути создания собственной семьи. В случаях же проживания молодых семей с родственниками, нередки ситуации "возрастного непонимания" старшими членами семей молодых супругов, что является благодатной почвой для возникновения конфликтов.
Различные стрессовые ситуации. Составить полный перечень всех возможных проблемных ситуаций современных семей очень сложно. "Все
счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные - несчастны
по-своему".
Стоит лишь перечислить наиболее распространенные: потеря имущества, различного рода трагедии (автокатастрофы, терроризм и т.д.), потеря родителями работы, вынужденное переселение (беженцы, миграция и т.д.) и многое другое...
К тому же, в 1992 году в России впервые после Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное ситуации, когда государство находится в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число россиян старше 60 лет превысило количество несовершеннолетних до 15 лет в 1999 году. И до сих пор превышает.
Демографическая политика российского государства, направленная на повышение рождаемости, развивается по двум направлениям:
улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения - сюда входит
предоставление семье жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей;
увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей;
увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж;
пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст .
Второе направление считается приоритетным в демографической политике России, поскольку считается, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни»
Таким образом, система государственной политики (реакция на следствие, но не на причину) не эффективна в достаточной степени.
Наиболее действенной может стать только активность самого общества, готового бороться с социальными недугами. Вернуть себе здоровое поколение можно лишь самим родителям, заинтересованным в успешности своих детей.
Сегодня, наконец-то, произошел отказ от репрессивной государственной системы воспитания молодого поколения и переход к социозащитным принципам работы с детьми.
В стране стали создаваться детские реабилитационные центры, приюты и иные учреждения, которые ставят своей задачей усиление внимания к конкретному ребенку с его конкретной проблемой, а не работу с классом, группой, отрядом как бы по общему воспитанию и образованию детей. И это стало новым.
Термин "трудная жизненная ситуация"- открытый, понятный и доступный. В трудную жизненную ситуацию можно включить разные
обстоятельства. И вполне добропорядочные граждане, и дети из вполне
нормальных семей оказываются в этих ситуациях.
Но сегодня абсолютно понятно,что более раннее включение в кризисную семью, адекватная помощь взрослым и детям - это есть перспектива. И эта помощь может быть не только государственной, но и
общественной. К тому же все существующие государственные, региональные, муниципальные программы, учреждения раздроблены и
разобщены. Нет координирующего центра, способного адекватно проводить
сбор информации и направлять общественный интерес в нужное русло.
Поэтому представляется целесообразным создание Общественного движения (рабочее название "Обеспокоенные родители"), в задачи которого входило бы выявление и оказание реальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день видится несколько направлений деятельности
создаваемой общественной организации:
оказание социальной помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации;
оказание психологической помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации;
оказание правовой помощи семьям, оказавшимся в сложной
ситуации;
ведение активной информационно-рекламной кампании в обществе;
- содействие реализации программ по "досуговой занятости" Подростков
оказание общественного давления на государственные институты власти в вопросах социальной политики.
оказание социально-психологической помощи.
Самым главными является налаживание конструктивного диалога с
властью, результатом которого должно стать четкое осознание чиновниками всех уровней всей сложности и важности поставленной задачи"Воспитание здорового нового поколения граждан Российской Федерации".
Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными,
память о своих предках и воспитание потомков - все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи" ( Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).
Заключение
Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:
семья – малая социальная группа общества;
семья – важнейшая форма организации личного быта;
семья – супружеский союз;
семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
На протяжении всей своей истории институт семьи служил в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутри взаимосвязи “общество-семья-индивид” приобрела противоположный вид, и теперь это взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене - корень модернизации института семьи в России.
Эта перемена проявляется, прежде всего, в отсутствии на сегодня единого исторического типа семьи и наличии возможности выбора.
В ходе развития общества традиционные семейные роли изменились. Деление семейных ролей и обязанностей на исключительно мужские и женские отошло в прошлое .
Говоря о будущем семьи, по мнению ряда ученых, современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупности семейных функций.
На всём протяжении истории человечества семья постоянно видоизменялась, приспосабливаясь к экономическим условиям. Однако в современных условиях форма супружества уже зависит не только от них, но и от личностных интересов. Поэтому супругам желательно иметь представление о других формах супружества, чтобы лучше понять роли мужчины и женщины в современной семье.
Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.
Таким образом, семья сталкивается с особыми трудностями, которые сопровождаются необходимостью перестройки всей семейной системы, перераспределения семейных ролей и обязанностей. Однако сделать это мгновенно практически невозможно. Поэтому в семье возникает закономерный кризис, сопровождающий ее при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой. Такой кризис характеризуется тем, что прежние внутрисемейные отношения уже неприемлемы, а новые еще не созданы.
Литература
В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г. 231с.
Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.432с.
О.Голованов. Краткий словарь по социологии, 2001.132с.
Экологическое законодательство РФ. – 2004.42 с .
Устав Санкт-Петербурга от 28.02.98 г / Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга N 1(5), 2003.31 с.
А. Г Харчев. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- 342с.
.Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 567 с.
Т.В Андреева. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. 51с.
Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.71с.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.44с.
Н.Н.Посысоев Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.79с.
И. В Гребенников. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1991. - 275 с.
В. В. Касьянов Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 288 с. - Серия «Сдаем экзамен».
А. И Кравченко. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.
Т.К.Прокопов Основы социологии: Учебное пособие - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 192 с.
А. А.,Радугин ,К. А. Радугин Социология: Курс лекций. - 3-е изд., дополн.и перераб. - М.: Центр, 2001. - 224 с.
В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. -Социология: Учебник для вузов М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
Ж. Т Тощенко. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
А.А Радугин., К.А Радугин. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Социология. – М., 2000. 248с.
Ж.Т. Тощенко Социология. – М., 2000.69с.
Н.Х. Орлова Семья как объект социально-философского исследования/Автореф канд. философ. наук. – СПб., 2003. - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/28844.
Н.Х Орлова. Семья как объект социально-философского исследования: Дис. ... канд. филос. наук: СПб., 2000.56с.
Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3. Ч.1.Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
Ю.И. Семенов Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие.// Социальная философия: Курс лекций. Учебник/ Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003. 76с.
Журнал «Родина» №8 / 2001.30с.
http://www.maltsevvitaly.ru/files/5-27.zip
http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ecology/news/arc2005
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/141/221/238?page=1
В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г. 231с.
Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.432с.
А. Г Харчев. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- 342с.
Ж.Т. Тощенко Социология. – М., 2000.69с.
О.Голованов. Краткий словарь по социологии, 2001.132с.
Экологическое законодательство РФ. – 2004.42 с .
А. А.,Радугин ,К. А. Радугин Социология: Курс лекций. - 3-е изд., дополн.и перераб. - М.: Центр, 2001. - 224 с.
Ю.И. Семенов Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие.// Социальная философия: Курс лекций. Учебник/ Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003. 76с.
Т.К.Прокопов Основы социологии: Учебное пособие - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 192 с.
В. В. Касьянов Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 288 с. - Серия «Сдаем экзамен».
Н.Н.Посысоев Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.79с.
Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.71с.
А.А Радугин., К.А Радугин. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Социология. – М., 2000. 248с.
Журнал «Родина» №8 / 2001.30с.
Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 567 с.
Ж. Т Тощенко. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
http://www.maltsevvitaly.ru/files/5-27.zip
Н.Х. Орлова Семья как объект социально-философского исследования/Автореф канд. философ. наук. – СПб., 2003. - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/28844.
А. И Кравченко. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.
В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. -Социология: Учебник для вузов М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/141/221/238?page=1
И. В Гребенников. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1991. - 275 с.
http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ecology/news/arc2005
Устав Санкт-Петербурга от 28.02.98 г / Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга N 1(5), 2003.31 с.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.44с.
Т.В Андреева. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. 51с.
Ю.И. Семенов Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие.// Социальная философия: Курс лекций. Учебник/ Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003. 76с.
2
1)В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г. 231с.
2)Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.432с.
3)О.Голованов. Краткий словарь по социологии, 2001.132с.
a.Экологическое законодательство РФ. – 2004.42 с .
4)Устав Санкт-Петербурга от 28.02.98 г / Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга N 1(5), 2003.31 с.
5)А. Г Харчев. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- 342с.
6).Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 567 с.
7)Т.В Андреева. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. 51с.
8)Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.71с.
9)Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.44с.
10)Н.Н.Посысоев Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.79с.
11)И. В Гребенников. Основы семейной жизни: учебное пособие для¬ студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1991. - 275 с.
12)В. В. Касьянов Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 288 с. - Серия «Сдаем экзамен».
13)А. И Кравченко. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.
14)Т.К.Прокопов Основы социологии: Учебное пособие - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 192 с.
15)А. А.,Радугин ,К. А. Радугин Социология: Курс лекций. - 3-е изд., дополн.и перераб. - М.: Центр, 2001. - 224 с.
16)В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. -Социология: Учебник для вузов М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
17)Ж. Т Тощенко. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
18)А.А Радугин., К.А Радугин. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Социология. – М., 2000. 248с.
19)Ж.Т. Тощенко Социология. – М., 2000.69с.
20)Н.Х. Орлова Семья как объект социально-философского исследования/Автореф канд. философ. наук. – СПб., 2003. - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/28844.
21)Н.Х Орлова. Семья как объект социально-философского исследования: Дис. ... канд. филос. наук: СПб., 2000.56с.
22)Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3. Ч.1.Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
23)Ю.И. Семенов Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие.// Социальная философия: Курс лекций. Учебник/ Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003. 76с.
24)Журнал «Родина» №8 / 2001.30с.
25)http://www.maltsevvitaly.ru/files/5-27.zip
26)http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ecology/news/arc2005
27)http://www.humanities.edu.ru/db/sect/141/221/238?page=1
Вопрос-ответ:
Что понимается под термином "семья"?
Семья - это социальная группа, состоящая из родителей и их детей, объединенных брачными и родственными связями.
Какие изменения произошли со семьей на протяжении истории?
Исторически семья претерпела значительные изменения в своей структуре и функциях. В различные периоды времени менялись формы семейной организации, роль мужчины и женщины, функции семьи в обществе и т.д.
Какие изменения произошли со семьей как социальным институтом?
Семья как социальный институт прошла через ряд изменений. В современном обществе стало распространено гражданское бракосочетание, количество одиноких родителей увеличилось, упала значимость традиционной семьи и т.д.
Какие изменения произошли со семьей как социальной группой?
Семья как социальная группа также прошла ряд изменений. Увеличилось количество разводов и одиноких родителей, стало более распространено многодетное материнство, меняются роли мужчины и женщины в семье и т.д.
Каковы пути и методы борьбы с кризисом в семье?
Для борьбы с кризисом в семье существует ряд методов, таких как психологическая поддержка, семейная терапия, обращение за помощью к специалистам, улучшение коммуникации и взаимоотношений между членами семьи, поиск компромиссов и т.д.
Какие изменения происходят семьей со временем?
Семья как социальный институт и социальная группа претерпевают изменения в различных аспектах. Например, состав семьи, роль гендеров внутри семьи, функции семьи, а также образ жизни и ценности, которыми руководствуется семья. Эти изменения оказывают влияние на взаимоотношения внутри семьи и на ее общественное значение.
Что такое семья как понятийный аппарат?
Семья как понятийный аппарат является совокупностью представлений и представлений о семье в обществе. Включая определение семьи, ее функции, роли и обязанности членов семьи и другие аспекты, формирующие общественное восприятие того, что такое семья.
Какие пути и методы борьбы с кризисом в семье существуют?
Кризис в семье можно преодолеть с помощью различных методов и путей. Важно обратиться за помощью к специалистам, таким как психологи или семейные консультанты, чтобы получить поддержку и руководство. Также важно общаться и работать над проблемами внутри семьи, устанавливать здоровые границы, строить коммуникацию и поиск решений вместе. Кризис может быть и сигналом для изменений и роста внутри семьи.