Развитие и укрепление мелкой моторики рук как условие развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Сущность и особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Средства, методы и технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Возможности развития и укрепление мелкой моторики рук в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста 16
1.4 Изучение основной образовательной программы «От рождения до школы» в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам развития и укрепление мелкой моторики рук 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Диагностика уровней развития связной речи детей младшего дошкольного возраста 22
2.2 Разработка проекта, направленного на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам развития и укрепления мелкой моторики рук 27
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Фрагмент для ознакомления

Например, прокатывания особенно массажных мячиков особенно между ладоней с обязательным проговариванием особенно стихотворения «Я катаю особенно мой орех, чтобы особенно был круглее всех!». Или особенно самомассаж с использованием особенно кольца Су Джок «Я колечко примеряю и особенно совсем не забываю особенно каждый пальчик особенно нарядить, чтобы мне здоровой быть!». С использованием особенно ребристого карандаша особенно или аппликатора «Покатаем, особенно покатаем, как особенно устанем – перестанем».
Обязательным особенно было ежедневное проведение особенно пальчиковой гимнастики, подобранной в особенно соответствии с лексическими особенно темами. Она особенно проводится как часть занятия, особенно используется как особенно физкультминутка на особенно занятиях, в индивидуальной особенно работе, на прогулке.
На основном особенно этапе велась работа с особенно детьми, включающая особенно манипуляции с предметами. Для особенно этого был подготовлен особенно игровой материал, особенно который дети используют в особенно свободной деятельности:
Игра «Волшебные дорожки»
Описание: особенно выкладывание бусин по особенно нарисованным линиям с одновременным особенно проговариванием стихотворения.
Игра «Найди и назови особенно животное»
Описание: детям особенно предлагаются карточки с особенно изображением домашних и диких животных и особенно маленькие муляжи (игрушки) особенно животных. Ребенку необходимо особенно правильно подобрать особенно животное к каждой особенно картинке, проговаривая при этом особенно стихотворение.
Игра «Веселая особенно гусеница»
Описание: выкладывание особенно цветных пробок по особенно заданному образцу с проговариванием особенно стихотворения
Так же дети с особенно интересом перекладывали особенно теннисные мячики особенно ложкой из одной емкости в особенно другую.
Выкладывали особенно буквы и цифры на особенно магнитную доску, особенно составляли узоры из мозаики.
«Счеты». Используются особенно как массажер и для особенно передвигания косточек. Можно одновременно особенно проговаривать стихотворение.
«Лабиринт»
Описание: передвигание особенно разноцветных бусин особенно по направляющим дорожкам с проговариванием особенно стихотворения.
«Мы играем в особенно паровоз, Погудим особенно немного. Ничего, особенно что нет колес, Зато есть особенно дорога!»
«Умные особенно шнурочки»
Описание: используя особенно цветные шнурки особенно ребенок продевает особенно их в отверстия, особенно составляет узор. Или особенно нанизывает на цветной особенно шнурок деревянные бусины разного особенно цвета и формы, составляя особенно бусы.
Заключительный особенно этап. На данном этапе были особенно сделаны выводы:
- Тема проекта особенно выбрана с учетом особенно возрастных особенностей особенно детей и актуальностью особенно проблемы.
- Использование особенно пальчиковой гимнастики особенно и других пальчиковых игр вызвало особенно интерес у детей, желание особенно выполнять упражнения на особенно развитие мелкой моторики.
- Речевая особенно активность детей особенно возросла, их речь стала особенно более ритмичной, эмоциональной.
- Родители особенно приняли участие в особенно реализации проекта, начали особенно использовать игры по развитию особенно мелкой моторики с особенно для развития связной особенно речи детей дома.

Выводы по главе 2
В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика уровней развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие воспитанники второй младшей группы ДС №45 в количестве 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек). Были использованы диагностические методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной: методика «Опиши игрушку», направленная на выявление уровня владения умением описания предмета, самостоятельного рассказывания; методика «Пересказ сказки», направленная на выявление уровня воспроизведения текста, построения пересказа; методика «Рассказ по картинке», направленная на выявление уровня владения умением связно высказываться.
По результатам диагностики было выявлено, что в основном дети находятся на среднем или низком уровнях развития связной речи. Отмечаются отдельные нарушения воспроизведения текста, смысловые несоответствия; нарушения структуры предложений, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Для достижения прочного, устойчивого развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста нами был разработан проект, направленный на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам развития и укрепления мелкой моторики рук.
Результатом проекта стало достижение следующих результатов:
- развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
- развитие и укрепление мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;
- пополнение предметно-развивающей среды группы;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение языка, становление и развитие всех сторон речи. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание.
В раннем детстве происходит становление форм связной речи, особенности ее развития на данном возрастном этапе определяют характер педагогических действий, направленных на формирование детской речи.
Существуют различные средства, методы и технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Развитие и укрепление мелкой моторики напрямую влияет на развитие всей психической сферы ребенка, особенно мыслительно-речевой. Мелкая моторика напрямую связана с речевой деятельностью, а, следовательно, остро нуждается в развитии, в особенности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ образовательных программ по проблеме развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам развития и укрепление мелкой моторики рук показал, что в программе «От рождения до школы» не уделяется достаточного внимания проблеме развития и укрепления мелкой моторики рук как условия развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. В то время как программа Д.И. Воробьевой «Гармония развития» предполагает создание условий для развития умственного особенно потенциала, речевой активности и ручной особенно умелости дошкольников.
В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика уровней развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие воспитанники второй младшей группы ДС №45 в количестве 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек). Были использованы диагностические методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной: методика «Опиши игрушку», направленная на выявление уровня владения умением описания предмета, самостоятельного рассказывания; методика «Пересказ сказки», направленная на выявление уровня воспроизведения текста, построения пересказа; методика «Рассказ по картинке», направленная на выявление уровня владения умением связно высказываться.
По результатам диагностики было выявлено, что в основном дети находятся на среднем или низком уровнях развития связной речи. Отмечаются отдельные нарушения воспроизведения текста, смысловые несоответствия; нарушения структуры предложений, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Для достижения прочного, устойчивого развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста нами был разработан проект, направленный на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам развития и укрепления мелкой моторики рук.
Результатом проекта стало достижение следующих результатов:
- развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
- развитие и укрепление мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;
- пополнение предметно-развивающей среды группы;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Таким образом, цели и задачи курсового исследования были достигнуты, доказана выдвинутая гипотеза о том, что развитие связной речи может быть сопряжено с развитием и укреплением мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста при соблюдении некоторых условий: 1) будут обоснованы направления работы по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на развитие и укрепление мелкой моторики детей; 2) будет разработан проект, направленный на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития и укрепления мелкой моторики рук.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 272 с.
Белая, А Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143с.
Большакова, Е.С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / Е.С. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С.495-497.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 46 с.
Гармония развития: Интегрированная программа развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2006 – 144 с.
Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду: методическое пособие для педагогов ДОУ / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
Ержанова, С.Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей / С.Е. Ержанова, А.А. Жумабекова, Г.С. Дынгырова. – Уфа: Лето,2015. – С.57-59.
Земляченко, М.В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Т.Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – С.169-172.
Кольцова, М.М. Двигательная и развитие мозга / М. М. // Роль анализатора в высшей деятельности – М.: Педагогика, 2013. – С. 188-202.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3-0307-1.shtml (дата обращения: 10.12.2020).
Лобанова, Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 595-596.
Нищева, Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво-пресс, 2008. – 64 с.
Новиковская, О.А. Логоритмика дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская – СПб.: Питер, 2015. – 143 с.
Османова, Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2013. – 112 c.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 325 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2 т. Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.
Свeтлoвa, И.E. Рaзвивaeм мелкую моторику и кooрдинaцию движeний рук / Т.Е. Светлова. – М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Просвещение, 2004. – 64 с.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
Шадрина, Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. – 2012. №4 (11). – C. 326-329.
Шаховская, С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей / С. Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
Шмелева, Е. Б. Пальчиковые игры: пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4лет / Е.Б. Шмелева. – М.: Ювента, 2008. – 48 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М. : 2007. – 384 с.
Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.
Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультации для родителей «Развитие и укрепление мелкой моторики рук как условие развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Важным фактором особенно в развитии связной речи особенно является уровень особенно развития мелкой моторики. Начинать особенно работу по развитию мелкой особенно моторики нужно с самого раннего особенно детства. Уже в младенческом особенно возрасте можно выполнять массаж пальчиков, особенно воздействуя тем самым на особенно активные точки, связанные с корой головного особенно мозга.
В раннем особенно и младшем дошкольном возрасте особенно нужно выполнять простые стихотворные особенно упражнения (например, «Сорока – белобока кашку варила»), не забывать о особенно развитии элементарных навыков особенно самообслуживания: застегивания и расстегивания особенно пуговиц, завязывания особенно шнурков и т. д. И, конечно, особенно в старшем дошкольном особенно возрасте работа по особенно развитию мелкой моторики и особенно координации движений руки особенно должна стать важной особенно частью подготовки к школе.
Родители, особенно которые уделяют должное особенно внимание упражнениям, играм, различным особенно заданиям на развитие особенно мелкой моторики и особенно координации движений руки, решают особенно сразу две задачи: особенно во-первых, косвенным особенно образом влияют на общее особенно интеллектуальное развитие особенно ребенка, во- вторых, готовят особенно к овладению навыком письма, особенно что в будущем поможет особенно избежать многих особенно проблем школьного особенно обучения, а также ускоряет особенно созревание речевых областей и стимулирует особенно развитие речи ребенка, что особенно позволяет при наличии дефектов звукопроизношения особенно быстрее их исправить.
Работа по развитию особенно движения рук должна особенно проводиться регулярно. Только тогда особенно будет достигнут наибольший особенно эффект от упражнений. Задания должны приносить особенно ребенку радость, не допускайте особенно скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься особенно с детьми, чтобы развить особенно ручную умелость?
- Запускать пальцами особенно мелкие волчки.
- Разминать особенно пальцами пластилин, особенно глину.
- Катать поочереди каждым особенно пальцем камешки, мелкие особенно бусинки, шарики.
- Сжимать и особенно разжимать кулачки, особенно при этом можно играть, особенно как будто кулачок бутончик особенно цветка (утром он проснулся и особенно открылся, а вечером особенно заснул- закрылся, спрятался).
- Делать особенно мягкие кулачки, которые особенно можно легко разжать и особенно в которые взрослый может особенно просунуть свои особенно пальцы, и крепкие, особенно которые не разожмешь.
- Показать особенно отдельно только особенно один палец – указательный, особенно затем два (указательный и особенно средний), далее три, особенно четыре, пять.
- Показать отдельно особенно только один палец – большой.
- Барабанить всеми особенно пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе особенно только пальцами.
- Кистями рук особенно делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши: особенно тихо и громко, в особенно разном темпе.
- Собирать все пальчики особенно в щепотку (пальцы особенно собрались вместе- разбежались).
- Нанизывать особенно крупные пуговицы, особенно шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую особенно проволоку в цветной обмотке особенно на катушку, на собственный палец особенно получается колечко особенно или спираль).
- Завязывать узлы особенно на толстой веревке, особенно на шнуре.
- Застегивать особенно пуговицы, крючки, молнии, особенно замочки, закручивать крышки, заводить механические особенно игрушки ключиками.
- Закручивать особенно шурупы, гайки.
- Игры с особенно конструктором.
- Складывание особенно матрешек.
- Игра с особенно вкладышами
- Рисование в особенно воздухе.
- Игры с песком, особенно водой.
- Мять руками особенно поролоновые шарики, особенно губку.
- Шить, вязать на особенно спицах.
- Рисовать, особенно раскрашивать, штриховать.
- Резать особенно ножницами.
- Рисовать особенно различными материалами (ручкой, особенно карандашами, мелом, цветными мелками, особенно акварелью, гуашью, углем и т. д.)
В ходе особенно пальчиковых игр дети, повторяя особенно движения взрослых, активизируют моторику особенно рук. Тем самым особенно вырабатывается ловкость, умение управлять своими особенно движениями, концентрировать особенно внимание на одном виде деятельности.
Очень важны особенно эти игры для развития особенно творчества детей. Если ребенок усвоит особенно какую-нибудь одну особенно пальчиковую игру, он особенно обязательно будет стараться придумать новую особенно инсценировку для других особенно стихов и песен.
Спасибо за внимание, буду рада ответить на ваши вопросы.








21

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 272 с.
3. Белая, А Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143с.
4. Большакова, Е.С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / Е.С. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
5. Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С.495-497.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 46 с.
7. Гармония развития: Интегрированная программа развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2006 – 144 с.
8. Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду: методическое пособие для педагогов ДОУ / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
9. Ержанова, С.Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей / С.Е. Ержанова, А.А. Жумабекова, Г.С. Дынгырова. – Уфа: Лето,2015. – С.57-59.
10. Земляченко, М.В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Т.Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – С.169-172.
11. Кольцова, М.М. Двигательная и развитие мозга / М. М. // Роль анализатора в высшей деятельности – М.: Педагогика, 2013. – С. 188-202.
12. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3-0307-1.shtml (дата обращения: 10.12.2020).
13. Лобанова, Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 595-596.
14. Нищева, Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво-пресс, 2008. – 64 с.
15. Новиковская, О.А. Логоритмика дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская – СПб.: Питер, 2015. – 143 с.
16. Османова, Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2013. – 112 c.
17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 325 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2 т. Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
19. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.
20. Свeтлoвa, И.E. Рaзвивaeм мелкую моторику и кooрдинaцию движeний рук / Т.Е. Светлова. – М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
21. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Просвещение, 2004. – 64 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
23. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
25. Шадрина, Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. – 2012. №4 (11). – C. 326-329.
26. Шаховская, С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей / С. Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
27. Шмелева, Е. Б. Пальчиковые игры: пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4лет / Е.Б. Шмелева. – М.: Ювента, 2008. – 48 с.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М. : 2007. – 384 с.
29. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Какая связь есть между развитием мелкой моторики рук и развитием связной речи?

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует улучшению координации движений и подготовке рук к осуществлению мелких движений, необходимых для формирования правильного произношения звуков, выполняния разных двигательных задач во время общения и настройке ручки на письмо. Это в свою очередь способствует развитию связной речи и способности выражать свои мысли.

Какие особенности развития связной речи присутствуют у детей младшего дошкольного возраста?

Связная речь у детей младшего дошкольного возраста характеризуется особенностями, такими как недостаточная грамматическая правильность, неполнота высказываний, отсутствие связных связей между словами и предложениями, ограниченные лексические возможности, использование конкретных предметов для обозначения абстрактных понятий. Развитие мелкой моторики рук способствует преодолению этих особенностей и улучшению связной речи.

Какие средства и методы наиболее эффективны для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста могут применяться различные средства, методы и технологии, такие как игры, рассказы, чтение книг, использование разных материалов для визуальной поддержки речи, песни и стихи, ролевые игры, дидактические игры и многое другое. Важно предоставлять детям возможность общаться, задавать вопросы, рассказывать истории, высказывать свои мысли и идеи.

Чем помогает развитие и укрепление мелкой моторики рук в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию правильного произношения звуков, улучшению подготовки рук к письму, развитию способности выполнения сложных двигательных задач, которые требуются для связной речи, таких как жестикуляция, использование пальцев при общении, использование ручки при письме и рисовании и т.д.

Какова роль развития мелкой моторики рук в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики рук является важным условием для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Через упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, дети улучшают координацию движений, что сказывается на качестве и точности их двигательных навыков. Это в свою очередь способствует развитию и укреплению речи, так как при разговорах и применении речевых навыков также требуется точность движений языка и губ.

Какими средствами и методами можно развивать связную речь у детей младшего дошкольного возраста?

Для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные средства и методы. Например, игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления и понимания, способствуют развитию связной речи. Также важно применять речевые упражнения, рассказы, сказки и рассказывать о происходящем ребенку, чтобы он мог научиться составлять связные речевые высказывания.

Какие возможности предоставляет развитие и укрепление мелкой моторики для развития связной речи?

Развитие и укрепление мелкой моторики рук позволяет детям младшего дошкольного возраста улучшить точность и координацию своих движений, что является важным аспектом для развития связной речи. Дети могут лучше контролировать движения языка и губ, что делает их речь более четкой и понятной. Более точные движения рук также помогают детям при выполнении упражнений, направленных на развитие речи.

Каковы особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста связная речь только начинает развиваться. Они только учатся составлять связные высказывания и понимать о чем им говорят. Поэтому важно использовать простые речевые конструкции и общаться с детьми на их уровне понимания. Также дети этого возраста часто хотят повторять за взрослыми, поэтому важно обращать внимание на свою речь и правильно моделировать ее для детей.

Какова связь между развитием мелкой моторики рук и развитием связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук помогает развивать координацию движений, усиливает мышцы рук и пальцев, а также развивает мелкую моторику, которая необходима для правильного формирования звуков речи. Поскольку речь и мелкая моторика рук являются взаимосвязанными процессами, развитие одного области может положительно сказываться на другой.

Какие средства, методы и технологии можно использовать для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, методы и технологии. Например, игры с использованием слов и предложений, чтение книг и рассказы, дидактические материалы, мультимедийные программы. Также эффективными средствами являются различные упражнения на развитие речевых навыков, игры-подвижные игры и многое другое. Важно подбирать такие методы, которые будут интересны и понятны детям, чтобы они с радостью участвовали в занятиях и активно развивали свою речь.

Какие возможности предоставляются для развития и укрепления мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста есть множество возможностей для развития и укрепления мелкой моторики рук. Например, использование различных игровых наборов, глины, пластилина, раскрасок и других материалов для рисования и лепки. Также полезно учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать, складывать конструкторы и собирать пазлы. Важно стимулировать детей к различным движениям рук, чтобы они развивали мелкую моторику и укрепляли мышцы рук и пальцев.

Зачем развивать мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики рук является важным условием для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Координация движений пальцев и рук позволяет детям уверенно пользоваться карандашом, распознавать буквы и цифры, составлять и разбирать конструкции. Эти навыки, в свою очередь, способствуют развитию и укреплению речи, так как дети могут более точно и свободно выражать свои мысли через письменные и устные формы коммуникации.