реализация принципа наглядности на уроках информатики (на примере 7 класса)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 82 82 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 10.02.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Наглядность как важный фактор образовательного процесса в средней школе 6
1.2. Средства наглядности и их функции 14
1.3. Особенности применения принципа наглядности на уроках информатики… 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ 7 КЛАССА) 30
3.1. Результаты констатирующего эксперимента как отправная точка исследования 30
3.2. Проектирование план-конспектов по информатике с элементами наглядности в средней школе 33
3.3. Динамика результатов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

Фрагмент для ознакомления

Этот урок посвящен представлению данных в форме таблиц.Желательно обратить внимание учащихся на текст в начале учебника. После ознакомления с текстом для ответа на вопросы учащимся вновь придется обратиться к тексту. При увеличении числа играющих команд объем текста увеличится и станет еще труднее найти необходимую информацию. Учитель может построить мотивацию, используя в качестве примера таблицы классного журнала,прогноза погоды разных городов, расписания уроков и т.д.В разделе учебника «Деятельность» учащиеся заполняют таблицу в соответствии с информацией текста. Команда-победитель получает 3 балла, проигравшая - 0 баллов. Если игра завершилась вничью, каждая команда получает по 1 баллу. Таблицу можно приблизительно заполнить так:Класс7A7B7C7D7A0317B3007C0317D131Учитель может обратиться к учащимся с вопросами:Сколько игр закончилось вничью? (2)Какая команда набрала больше всего баллов? (7D)Какое количество баллов набрала команда-победитель? (5)Какая команда набрала меньше всего баллов? (7B)Сколько баллов набрала проигравшая команда? (3)Что удобнее для ответа на поставленные вопросы: таблица или текст?В этом разделе урока говорится об одном из видов информационной модели - таблице. Следует отметить, что таблицы имеют разное применение. Но, в основном, их используют для сравнения объектов одной группы, то есть для обработки данных используют именно табличную модель представления информации. Во время урока учитель может продемонстрировать различные таблицы из классного журнала, расписание уроков, календарь и т.д.При составлении таблиц необходимо соблюдать некоторые правила. Эти правила приведены в учебнике. Также даны примеры решения некоторых задач с помощью таблиц. Учитель может предложить и другие задачи.Задача. Алпай, Эльхан и Мурад, окончившие одну и ту же школу, встретились через 10 лет. Во время разговора выяснилось, что один из них стал физиком, другой - врачом, а третий - юристом. Алпай не врач, Эльхан не юрист, и они с Мурадом никогда не любили физику. Кто кем стал? Используя таблицу, эту задачу можно решить так:Решение.1-й этап. Так как Алпай не врач, значит, он или физик, или юрист. Соответствующая таблица будет выглядеть так:АлпайЭльханМурадФизикВрач-Юрист2-й этап. Так как Эльхан не юрист, он или врач или физик. Таблица соответственно будет выглядеть так:АлпайЭльханМурадФизикВрач-Юрист-3-й этап. Так как Эльхан и Мурад никогда не любили физику, значит, они не физики. Соответствующая таблица будет выглядеть так:АлпайЭльханМурадФизик--Врач-Юрист-Как видно из таблицы, Эльхан врач. Значит, Мурад не врач, то есть он юрист. Последний вариант таблицы будет такой:АлпайЭльханМурадФизик+Врач+Юрист+В разделе учебника «Изучим сами» можно предложить учащимся, выбрав любую тему по одному из школьных предметов, например «Реки Азербайджана», «Материки», «Планеты» и т.п., собрать информацию о них и составить таблицу. Желательно, чтобы учащиеся выбирали разные предметы. Им необходимо объяснить, что в строках таблицы обычно располагаются названия однотипных объектов, а в столбцах - их свойства. Но для обработки таблиц с большим количеством столбцов необходимо много времени, записи в них читаются с трудом. Поэтому, когда для сравнения выбирают много свойств (параметров), их записывают в строках, а название объектов - в столбцах.В блоке «Проверьте себя» учащиеся отвечают на данные вопросы и выполняют задания.Критерии оценивания:Объяснение, описание, составлениеI уровеньII уровеньIII уровеньIV уровеньНе может объяснить свойства объекта на основании табличной моделиЗатрудняется объяснить свойства объекта на основании табличной моделиЧастично объясняет свойства объекта на основании табличной моделиПолностью объясняет свойства объекта на основании табличной моделиЗатрудняется в приведении примеров таблицОписывает примеры таблиц с ошибками.Частично описывает примеры таблиц.Описывает примеры таблиц.Затрудняется в составлении табличной информационной модели объекта на основе его свойств.Затрудняется составить табличную информационную модель объекта на основе его свойств.Частично составляет табличную информационную модель объекта на основе его свойств.Самостоятельно составляет табличную информационную модель объекта на основе его свойств.Урок 8 / Тема: ТАБЛИЦА В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕПОДСТАНДАРТЫ2.1.3. Представляет информационную модель объекта в форме таблицы.3.2.2. Строит таблицы и диаграммы в текстовом редактореРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯСоздает табличную информационную модель объектаСтроит таблицу в текстовом редактореПри прохождении в 4-м классе темы «Упорядочение текстов в текстовом редакторе» учащиеся научились строить простые таблицы в программе WordPad. При этом они использовали клавишу TAB. Но такое упорядочение текстов имеет ряд недостатков: невозможно поменять места столбцов, строки, столбцы не разделены линиями, невозможно построить сложные таблицы, раскрасить нужные ячейки, дорисовать или стереть рамки столбцов и строк. На этом уроке учащиеся научатся составлять таблицы и вносить в них необходимые данные в одном из текстовых редакторов - OpenOffice.org Writer или Microsoft Word. В текстовом редакторе построить таблицу можно разными способами. В учебнике рассматривается создание таблиц с известным количеством строк и столбцов. Учитель может продемонстрировать и другие способы создания таблиц.Учитель может начать урок, используя способ, предложенный в учебнике или же иначе. Например, может попросить учащихся на обычном листе в форме таблицы изобразить то, что они узнали на предыдущих уроках или по другим предметам. Но часто возникает необходимость электронных версий этих таблиц. При исправлении неточностей в таблицах, составленных на обычных листах, возникает много проблем. Например, при редактировании информации в ячейках, добавлении-удалении строк, столбцов, изменении заголовков на листах остаются пятна, работа выглядит при этом неаккуратной. Если в таблице много строк, столбцов, то приходится дополнительно пользоваться линейкой. 60-70 лет назад люди для составления таблиц пользовались сначала механической, а чуть позже электронной печатной машинкой. Но и на этих машинках было трудно составлять и редактировать таблицы. Современные текстовые редакторы значительно облегчили эту работу.Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания, данного в блоке учебника «Деятельность», целесообразно открыть окно текстового редактора OpenOffice.org Writer или Microsoft Word и ознакомить их с меню Table.В зависимости от версии текстового редактора Microsoft Word таблица в документ вводится разными способами.В версии 2003 года в строке меню выбирается пункт Table^Insert Table, в версии 2007-2010 из меню Insert выбирается пункт Table^insert Table. Остальные пункты в целом похожи. Для того чтобы вписать данные в очереднуюучащимся, что от одной ячейки к другой можно перемещаться при помощи клавиш клавиатуры (Л ф, Ф,) или указателя мыши.Дифференцированное обучение. Учащимся со слабыми показателями обучения можно предложить более легкое задание. Например, составить таблицу из 2-х строк и 2-х столбцов и объединить две ячейки. Если при работе Целесообразно показать учащимся способы изменения размеров строк и столбцов таблицы. По завершении работы таблицы, составленные учащимися, сохраняются на компьютере в соответствующих папках.В блоке учебника «Изучим сами» учащимся предстоит составить таблицу, объединить несколько ее ячеек и получить заданную таблицу. Целесообразно сравнить первоначальную таблицу с полученной. При этом необходимо описать проделанную работу.Если будут сложности, им могут оказать помощь одноклассники. Учитель может продемонстрировать этим учащимся последовательность работы. Например:Сначала составляется такая таблица.Пот ом две ячейки на ее первой строке объединяются. В результате получаем представленную таблицу.Учащимся нужно объяснить, что прежде чем объединить ячейки, их необходимо выделить.В блоке «Проверьте себя» учащимся необходимо ответить на вопросы и выполнить задания. Задания 3 и 4 можно предложить выполнить дома. Выполнив задание, учащиеся переписывают его на флешку и приносят на очередной урок.Критерии оценивания:Составление модели, составление таблицыI уровеньII уровеньIII уровеньIV уровеньЗатрудняется в построении информационной модели объекта.Затрудняется в составлении информационной модели объекта в форме таблицы, определении необходимых свойств в построении таблицы.Для составления информационной модели объекта в форме таблицы определяет необходимые свойства, но затрудняется вписать их в соответствующие строки и столбцы таблицы.Для составления информационной модели объекта в форме таблицы определяет необходимые свойства, вписывает их в соответствующие строки и столбцы таблицы, самостоятельно строит таблицу.Затрудняется в построении таблицы в текстовом редакторе.Знает элементы таблицы в текстовом редакторе, но не правильно использует их.Знает элементы таблицы в текстовом редакторе и в основном правильно их использует.Самостоятельно строит таблицу в текстовом редакторе.Урок 9 / Тема: ДИАГРАММА В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕПОДСТАНДАРТЫ3.2.2. Строит таблицы и диаграммы в текстовом редактореРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ• На основе таблицы строит диаграммы в текстовом редактореВ начале урока можно обратиться к рисунку в учебнике и обсудить предложенные вопросы. Из диаграмм отчетливо видно, что в Лянкяране больше всего осадков выпадает в 10-м месяце года, в Загатале - в 5-м. В марте в Губе выпадает приблизительно 50 мм осадков.Урок можно начать иначе. Показать учащимся две разные формы представления одной и той же информации:Задаются вопросы:- Какая форма представления более наглядная? У кого самый низкий и самый высокий рост? В чем преимущество диаграмм?Учитель при сравнении объектов с одинаковыми свойствами может рассказать о преимуществах представления информации в графической форме.В блоке «Деятельность» учащимся необходимо составить и заполнить таблицу дней рождения своих одноклассников и на основе таблицы создать диаграмму. Чтобы облегчить задание может провести короткий опрос среди учащихся и определить количество учащихся, дни рождения которых приходятся на каждый сезон. Целесообразно после заполнения таблиц дать учащимся информацию о диаграммах. Каждый столбец в левой диаграмме и каждый сектор правой диаграммы соответствуют определенному сезону года.На каждом столбце необходимо указать соответствующее ему число, а высоту столбца начертить в соответствии с вертикальной шкалой.В круговой диаграмме секторы рисуются соответственно количеству учащихся. При этом кроме чисел в секторах указывается соответствующий им процент. Например, для следующих данныхдиаграммы будут выглядеть так:ВеснаЛетоОсеньЗимаКоличество учащихся51253Для того чтобы подсчитать процент для каждого сектора, необходимо количество учащихся, родившихся в определенный сезон, разделить на общее количество учащихся и результат умножить на 100. То есть: n = N/N -100. С формулой нахождения процента учащиеся знакомы из уроков математики.По сле обсуждения вопроса «Если бы вы составили таблицу по месяцам, какую бы диаграмму вы выбрали для ее графического изображения?», учитель может обсудить трудности при составлении диаграмм. Круговую диаграмму не используют, если число сравниваемых объектов большое. При этом уменьшаетсяплощадь для каждого сектора, что вызывает трудности при сравнении показателей. В таких случаях используют столбчатые диаграммы.В этом блоке дана краткая информации о диаграммах. При объяснении учащимся видов диаграмм можно привести примеры из периодической печати, газет, интернет-сайтов. Целесообразно при этом использовать проектор.В этом блоке учащиеся должны на основе таблицы, построенной в одном из текстовых редакторов, построить диаграмму. Задание в учебнике предусмотрено для выполнения в свободно распространяемом текстовом редакторе OpenOffice.org Writer. Если на компьютере установлен пакет Microsoft Office 2003, тогда в пункт 4 можно внести такие изменения: выделите при помощи курсора ячейки таблицы и выберите команды меню Insert (Вставка)^Picture (PucyHOk)^Chart (Диаграмма). При этом 5-й пункт будет отсутствовать. Вместе с диаграммой на экране будет выведена и таблица.Для того чтобы внести изменения в определенные ячейки, нужно выделить соответствующие ячейки таблицы. Потом, щелкнув по кнопке , закрыть окно с таблицей. Если необходимо внести изменения в диаграмму, необходимо дважды щелкнуть по диаграмме. В открывшееся окно добавить новый объект и обратить внимание на изменения. Если нужен заголовок диаграммы, необходимо установить указатель мыши на диаграмме и, нажав правую кнопку мыши, выбрать пункт Chat options. В открывшемся окне перейти на страницу Title и вписать название диаграммы. Если на компьютере установлена версия Microsoft Office 2007 или 2010, тогда алгоритм построения диаграммы будет следующим: при помощи курсора выделите ячейки таблицы и выберите команду меню Insert (Вставка)^ Chart (Диаграмма).В блоке учебника «Изучим сами» учащимся предлагается в программе MS Word построить диаграмму таблицы, которую они составили в начале урока на рабочих листах. Внося изменения в таблицу, созданную редактором, учащиеся могут проследить за тем, как меняется диаграмма.Критерии оценивания:Построение диаг]РаммыI уровеньII уровеньШ уровеньIV уровеньЗатрудняется в составлении таблицы и диаграммы в текстовом редакторе.С ошибками составляет таблицу в текстовом редакторе и на ее основе строит диаграмму.Составляет таблицу в текстовом редакторе, но затрудняется при построении диаграммыСоставляет таблицу в текстовом редакторе и строит на ее основедиаграмму.Урок 10 / Тема: АТРИБУТЫ РИСУНКАПОДСТАНДАРТЫ3.2.1. Изменяет атрибуты рисунка в графическом редакторе.РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯОписывает атрибуты рисунка в компьютере.Меняет атрибуты рисунка.В начале урока учитель может обратиться к учащимся с вопросами:- Какая из записей под рисунками вам знакома?Обычно учащимся, имеющим телефоны, компьютеры, знакомы графические изображения формата jpeg. Второй вопрос связан с размером изображений в памяти компьютера:- Какой вариант одного и того же рисунка займет в памяти компьютера больше места: черно-белый или цветной? (цветной)ф В этом блоке урока учащиеся должны один и тот же рисунок сохранить в памяти компьютера в разных форматах, а затем обратить внимание на размеры сохраненных файлов. Если учащийся сохранит рисунки в выделенной для него папке, содержимое ее будет выглядеть примерно так:По результатам работы учащиеся должны заполнить таблицу. Таблица может выглядеть примерно так:Тип файлаJPGGIFTIFFPNGBMPОбъем файла120 K6126 K6629 K6665 K6252 K6Если обратить внимание на качество файла, то можно заметить, что при переходе в формат gif размер рисунка уменьшается и качество его ухудшается, а при переходе в формат png качество улучшается. Поэтому на веб-страницах, в основном, пользуются форматами gif или jpg.Ф В этом блоке урока речь идет об основных атрибутах графического файла - формате файла (его типе), количестве пикселей (разрешении), размере изображения (ширине и высоте). Объясняя урок, можно использовать разные графические редакторы, например, программу Paint.NET.В блоке «Деятельность-2» учащиеся, изменяя параметры графического файла, должны обратить внимание на то, как при этом меняется его размер. В учебнике задание дано для версии Paint 2007. Если на компьютере установлена программа Paint XP, тогда для изменения атрибутов текста необходимо выбрать пункт Image-Stretch/Skew. В блоке Stretch открывшегося окна можно изменить размеры рисунка, меняя проценты как по вертикали (Vertical), так и по горизонтали (Horizontal).По окончании работы учащиеся должны заполнить таблицу. Например, так:Название файлаТип файла (Item type)Размеры изображения (Dimensions)Объем файла (Size)computer-1jPeg600x45140,4 Kbcomputer-2jPeg300x22629,9 KbВ блоке «Изучим сами» дано задание: собрать информацию о каждом атрибуте рисунка и подготовить реферат.Критерии оценивания:Описание, изменение атрибутовI уровеньII уровеньIII уровеньIV уровеньЗатрудняется в описании атрибутов рисунка на компьютере.Допускает ошибки, описывает атрибуты рисунка на компьютере.Частично описывает атрибуты рисунка на компьютере.Полностью описывает атрибуты рисунка на компьютере.Затрудняется в определении атрибутов рисунка.С ошибками определяет и изменяет атрибуты рисунка.Определяет атрибуты рисунка, но затрудняется при изменении их.Самостоятельно меняет атрибуты рисунка на компьютере.Урок 11 / Тема: РАБОТА СО СЛАЙДАМИПОДСТАНДАРТЫ3.2.3. Создает слайды различными способамиРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯДобавляет в презентацию слайды разными способамиСоздает презентацию при помощи WizardВ 6-м классе учащиеся для добавления слайдов в презентации использоваликнопки New slide или клавишу . На этом уроке они познакомятся сдругими методами создания новых слайдов.программах можно составлять презентации.В блоке учебника «Деятельность» создают слайды при помощи команд Copy, Paste. Выполнение задания предусмотрено в программе OpenOffice.org Impress. Но данное задание можно выполнить и в программах MS PowerPoint 2003, 2007. ф В этом разделе урока учащиеся получат информацию о Мастере автосодержания (Wizard). Обычно начинающие или те, кто готовится к лекции, создают презентации этим способом. Даже если программа PowerPoint не знает, что нужно пользователю, разработчикам программы хорошо известно, как лектору сделать свои презентации более успешными. С этой целью Мастер автосодержания(Wizard) предлагает пользователю дляпрезентации готовые макеты.Необходимо объяснить учащимся, что грамотная презентация имеет определенную структуру, и поэтому учащимся необходимо знать и пользоваться ею при создании презентаций.В блоке «Деятельность» учащиеся при помощи Мастера учатся разрабатывать презентации разного содержания и дизайна. Иногда содержание очередного слайда повторяет предыдущий. В этом случае самый эффективный способ - снять дубликат текущего слайда и вставить его в презентацию.В блоке «Изучим сами» учащиеся сравнивают метод создания слайдов и определяют, в каком случае каким методом удобнее пользоваться.№МетодПрименение1InsertoSlideДля создания пустого слайда2Copy, PasteДля создания копии слайда в любом месте презентации3From templateПри использовании готового шаблона4Dublicate SlideДля создания дубликата сразу после выделенного слайдаВ блоке «Проверьте себя» учащиеся отвечают на поставленные вопросы.Критерии оценивания:Создание слайда, создание презентации при помощи Мастера автосодержанияI уровеньII уровеньIII уровеньIV уровеньЗатрудняется в добавлении нового слайда в презентацию.Добавляет новый слайд в презентацию при помощи учителяЗатрудняется при помощи команд Copy, Paste вставить в презентацию дубликат слайдаДобавляет в презентацию слайды разными методамиЗатрудняется в составлении презентацию при помощи Мастера автосодержания.Допускает ошибки при составлении презентации при помощи Мастера автосодержания.При помощи Мастера автосодержания создает презентацию, допуская небольшие ошибки.Создает презентацию при помощи Мастера автосодержания.МАЛОЕ СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2 Используя таблицу, ответьте на вопросы 1-4.№Название пирамидыМесторасположениеВысота, мДлина стороны основания, м1СолнцаМехико-Сити752252ЧолулаПуэбла774403ДжосераСаккара601214ХеопсаГиза146233Сколько ячеек имеет таблица?A) 5 B) 25 C) 20 D) 4Свойства скольких объектов показаны в таблице?A) 1 B) 2 C) 3 D) 4В каком городе расположена пирамида с большей площадью основания?A) Гиза B) Мехико-Сити C) Пуэбла D) СаккараКакое название можно дать таблице?A) Египетские пирамиды B) Пирамиды МексикиC) Пирамиды D) Пирамида ХеопсаПрочитайте текст, представьте информацию об объектах в таблице.Встретились 4 друга, окончившие школу в один и тот же год. Каждый рассказал о себе. Эльчин стал учителем. Он работает в школе. Айнур выбрала профессию врача и работает в стоматологической клинике. Нигяр не работает, а Гусейн работает маляром на стройке.На как ом рисунке изображена столбчатая диаграмма?Какие параметры необходимы для создания информационной модели учащегося в классном журнале?Фамилия II. Имя III. Рост IV. Вес V. ОценкиA) I-II-III B) I-III-IV C) I-II-V D) I-IV-VПосредством какого меню в текстовом редакторе можно вставить таблицу в документ?A) Table B) Insert C) Edit D) FormatКакое меню в текстовом редакторе используют для вставки диаграммы в документ?A) Edit B) Insert C) Format D) Table10.Что не является графическим файлом?A) ff.bmp B) spravka.jpeg C) dom.ppt D) cat.gifЧто не является атрибутом рисунка?A) разрешение B) размеры C) тип D) количество символовКакой тип файлов наиболее широко используют в Интернете?A) gif B) bmp C) tif D) psdКакую команду используют в графическом редакторе Paint для изменения размеров рисунка? (ответывскобкахданыдля Paint Windows 7) A) Flip/Rotate (Rotate) B) Stretch/Skew (Resize and Skew) C) Edit-Cut (Cut)D) invert colorsКакое меню используется для дублирования слайда в компьютерной презентации?A) File B) Edit C) Insert D) FormatКакую команду необходимо задать для создания нового слайда в компьютерной презентации?A) Insert - New Slide B) Insert - Dublicate SlideC) Insert - ObjectD) View - SlideКакую команду необходимо выбрать для использования готового шаблона в презентации?A) From Templates B) Empty presentationC) Hide slideD) Custom animation3.3. Динамика результатовПосле первой диагностики с учащимися контрольной группы были проведены формирующие занятия.Затем вновь были протестированы учащиеся обеих групп.Результаты вторичной диагностики экспериментальной группы представлены в таблице 5.Таблица 5 - Результаты вторичной диагностики экспериментальной группы№Имя, Ф.Балл1Алексей В.82Алла Н.93Андрей У.83Антон К.104Виктория М.95Галина Р.87Дарья Ф.88Денис Л.109Дмитрий С.810Екатерина Б.1011Зинаида М.912Ирина Ч.813Кирилл Д.914Лариса Ю.715Леонид Ш.916Олег К.1017Полина Е.618Светлана Л.919Станислав Ш.720Тамара Ф.9Всего баллов по группе171Согласно результатам таблицы 5, в экспериментальной группе 1 учащийся получил 6 баллов, 2 учащихся - 7 баллов, 6 - 8 баллов, 7 - 9 баллов, и 4 человека - 10 баллов.В целом группа набрала 171 баллов, что по баллам вдвое больше, чем на первом этапе диагностики.Результаты вторичной диагностики учащихся контрольной группы представлены в таблице 6.Таблица 6 - Результаты вторичной диагностики контрольной группы№Имя, Ф.Балл1Александр О.52Анжела Ф.43Вадим Н.53Варвара Б.54Вероник Д.65Вячеслав Р.37Глеб И.68Денис Ч.59Евгений С.410Иван X.711Кирилл У.512Кристина 3.313Людмила Ж.514Мария Э.415Михаил К.416Наталья Ц.617Олеся Д.418Ольга М.519Тимофей Ш.320Эмиль Г.4Всего баллов по группе93Согласно результатам таблицы 6, контрольная групп показала: у 3 учащихся - 3 балла, у 6 - 4 балла, у 7 - 5 баллов, у 3 - 6 баллов и еще у 1 человек - 7 баллов.В целом группа набрала 93 балла, что ненамного выше, чем при первичной диагностике.На основании представленных выше таблиц, для подведения общих итогов проведенной опытно-экспериментальной работы, а также для более наглядной демонстрации результатов проведенной нами работы, были условно определены следующие три уровня:высокий уровень - 8-10 баллов;средний уровень - 5-7 баллов;низкий уровень - 1-4 балла.Далее были составлены диаграммы, в которых отразились качественные изменения на начало и конец опытно-экспериментальной работы (рисунок 1).Из рисунка 1 следует, что на начальном этапе диагностики учащиеся экспериментальной группы высокого уровня не показали, средний уровень у 20% и низкий у 80% учащихся. При этом у учащихся контрольной группы высокий уровень также не выявлен, средний уровень у 40% и низкий у 60% учащихся. Итак, в начале опытно-экспериментальной работы показатели групп были примерно одинаковы.После проведения с экспериментальной группой формирующих занятий результаты оказались следующими (рисунок 2).Из рисунка 2 следует, что на конечном этапе диагностики у обучающихся экспериментальной группы высокий уровень показали 85% учащихся, средний уровень у 15%, низкий уровень не выявлен. у обучающихся контрольной группы высокий уровень не выявлен, средний уровень у 55%, низкий у 45% обучающихся.Итак, результаты показывают, что в заключение опытноэкспериментальной работы, а именно - после проведения с экспериментальной группой формирующих занятий, в этой группе показатели значительно повысились. В то же время в контрольной группе, с которой такие занятия проведены не были, показатели повысились незначительно.ЗАКЛЮЧЕНИЕОпытно-экспериментальная работа проводилась в …Базой проведения эмпирического эксперимента были современные технологии в организации внеклассной работы по информатике в 7-х классах.Обучающиеся были распределены на экспериментальную и контрольную группы с целью определения эффективности эмпирического исследования.Изучение качественных изменений опытно-экспериментальной работы показали, что на начало опытно-экспериментальной работы обучающиеся из экспериментальной группы высокого уровня не показали, средний уровень выявлен у 20% и низкий у 80%. У обучающихся контрольной группы высокий уровень выявлен не был, средний уровень у 40% и низкий у 60% обучающихся.в заключение опытно-экспериментальной работы обучающиеся экспериментальной группы показали высокий уровень - 85%, средний уровень - 15%, низкий уровень не выявлен. у обучающихся контрольной группы высокого уровня не выявлено, средний уровень у 55%, низкий у 45% обучающихся.Результаты эмпирического исследования показали высокую эффективность вовлечения обучаюш,ихся в разнообразные виды внеклассной деятельности. Она обогаш,ает их опыт повседневной жизни, формирует глубокие знания в области информатики, развивает необходимые практические умения и навыки.Таким образом, исследование показало, что специально организованные педагогические условия с использованием наглядности в основной школе при обучении информатике, способствуют формированию и развитию у обучаюш,ихся исследовательских умений и повышению качества знаний, что подтверждает выдвинутую гипотезу.Задачи исследования выполнены, цель достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнисимова, Н.С. Теоретиᄀческие основы и методоᄀлогия использоᄀвания мультимедиᄀйных технологий в обучении: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н. С. Анисимова. СПб, 2002 - 36 с.Артемов В.А. Психоᄀлогия нагляднᄀости при обучении. - М.: Просвещеᄀние, 1998. - 176 с.Артемов В.А. Психоᄀлогия наглядᄀности при обучении. [Текст] - М.: Просвеᄀщение, 1998. - 176 с. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекᄀций и семинарᄀские занятия [Текст] /Под ред. Абдулᄀлиной О.А.. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с. ISBN 5-222-01982-9Бабанᄀский Ю.К. Методы обучеᄀния в современᄀной общеобразоᄀвательᄀной школе. [Текст] - М., 1985. - 112 с. Бобровская Л.Н. Учебная компьюᄀтерная презентᄀация в обученᄀии информаᄀтике как средство реалиᄀзации методиᄀческой системы учиᄀтеля: дис. . канд.пед.наук. Волгоград, 2008. - 163 с.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Компᄀлект плакатов по информаᄀтике в 5 - 7 классах: Методиᄀческое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатоᄀрия знаний, 2005.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.Босова, Л.Л. Информатика 7 класс: учебник / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. - Москва: Бином, 2013. - 226 с.Буланова-Топоркова, М.В.Педагогические технологии /Валицкая, А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А.П. Валицкая // Педагогика. - 2011. - № 7. - С.3-7.Винницкий, Ю.А., Нурмухᄀамедов, Г.М. Принципы разраᄀботки электронᄀных мультиᄀмедийных учебников для средней школы / Ю.А.Винницкий, Г.М. Нурмухаᄀмедов // Информаᄀтика и образование. — 2006. №10. — С. 95-98.Вишᄀтак, О.В. Дидактиᄀческие основы разработки педагогиᄀческого сценария мультимᄀедийного учебного пособия по информатике / О.В. Виштак // Информатика и образование. 2004. - №7. - С. 87 - 90.Войтов, А.Г. Учебᄀная наглядᄀность / А.Г. Войтов М.: 2007. - 240 с.Евсеев, Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс / Г.А. Евсеев, С.В. Симонович. - Москва: ACT, 2013. - 382 с.Егорова, Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе / Ю.Н. Егорова // Информатика и образование. 2004. - №7. - С. 99-102Захарова, И.Г. Информациᄀонные техноᄀлогии в образовании / И.Г. Захарова. — М.: Центр «Академия», 2005. 190 Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /Н.Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 173 с.Карпенко, A.B. Соотношение наглядности и моделирования в обучении / A.B. Карпенко // Начальная школа. 2004. - №4. — С. 32 - 36.Константинов Н.А. Наглядность как принцип обучения //Информатика и образование. - №3. – 2004Корнеева, И.Г. Использование презентаций на уроке / И.Г. Корнеева // Справочник заместителя директора школы. — 2008. — №2. — С. 36-39.Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. — Дубна: Феникс, 2000. 208 с.Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства: учеб.пособие / Э.М. Кравченя. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 320 с.Леванина Н.Н. В новый век - с новыми технологиями (информатизация учебного процесса). [Текст] // Начальная школа - 2007. - № 7. - С. 18. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики : учеб. пособие. – Воронеж : ВГПУ, 2005. – 271 с.Малеев, В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В.В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2015. - 272 с.Маликов, Р.Ф. Информатика классная и внеклассная / Р.Ф. Маликов, Р.Р. Сулейманов. - Уфа: Формула, 2014. - 88 с.Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point ХР / В.Г. Мануйлов // Информатика и образование. 2004. - №12. - С. 6175.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. инст. /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 2004.- 256 с.Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2003. - 624 с. 14. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 21.УгриновичН.Д.. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 173 сПедагогика /Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А. Смирнова. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с. Петров А. В., Попᄀова Н. Б. Классифиᄀкация средств наглядᄀности в современᄀной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92Плотникова Е.Б. Воспитательный потенциал обучения в современных условиях [Текст] // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 14-15 Подласый И.П. Педагогика. М. [Текст]: «Просвещение» Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.Преподавание информатики в 5-7 классах /Л.Л.Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. -342с. : ил.Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И.В. Роберт // Информатика и образование. — 2008.-№5.-С. 3-15.Розов, Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы / Н.Х. Розов // Информатика. — 2005. — №6. — С. 26 -29.Селевко, Г.К. Технологии компьютерного урока / Г.К. Селевко // Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: Сентябрь, 2003. - С. 112 - 129.Селевко, Г.К. Учитель проектирует компьютерный урок / Г.К.Селевко/ТНародное образование. 2005. — №8. - С. 136- 141.Семенова, Н.Г. Реализация мультимедиа технологий в лекционных курсах / Н.Г. Семенова // Педагогическая информатика. — 2006. — №2. — С.57-63.Суворова Н. Г. Методика критического мышления. Как лучше организовать урок // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984. Храмова, М.В. Образовательные технологии при обучении информатике в условиях ФГОС ООО / М.В. Храмова, М.А. Чабан // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 12. - C. 53-57.

1. Анисимова, Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н. С. Анисимова. СПб, 2002 - 36 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] /Под ред. Абдуллиной О.А.. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с. ISBN 5-222-01982-9
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] - М., 1985. - 112 с.
6. Бобровская Л.Н. Учебная компьютерная презентация в обучении информатике как средство реализации методической системы учителя: дис. . канд.пед.наук. Волгоград, 2008. - 163 с.
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов по информатике в 5 - 7 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
9. Босова, Л.Л. Информатика 7 класс: учебник / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. - Москва: Бином, 2013. - 226 с.
10. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии /
11. Валицкая, А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А.П. Валицкая // Педагогика. - 2011. - № 7. - С.3-7.
12. Винницкий, Ю.А., Нурмухамедов, Г.М. Принципы разработки электронных мультимедийных учебников для средней школы / Ю.А.Винницкий, Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. — 2006. №10. — С. 95-98.
13. Виштак, О.В. Дидактические основы разработки педагогического сценария мультимедийного учебного пособия по информатике / О.В. Виштак // Информатика и образование. 2004. - №7. - С. 87 - 90.
14. Войтов, А.Г. Учебная наглядность / А.Г. Войтов М.: 2007. - 240 с.
15. Евсеев, Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс / Г.А. Евсеев, С.В. Симонович. - Москва: ACT, 2013. - 382 с.
16. Егорова, Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе / Ю.Н. Егорова // Информатика и образование. 2004. - №7. - С. 99-102
17. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — М.: Центр «Академия», 2005. 190
18. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /Н.Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 173 с.
19. Карпенко, A.B. Соотношение наглядности и моделирования в обучении / A.B. Карпенко // Начальная школа. 2004. - №4. — С. 32 - 36.
20. Константинов Н.А. Наглядность как принцип обучения //Информатика и образование. - №3. – 2004
21. Корнеева, И.Г. Использование презентаций на уроке / И.Г. Корнеева // Справочник заместителя директора школы. — 2008. — №2. — С. 36-39.
22. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. — Дубна: Феникс, 2000. 208 с.
23. Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства: учеб.пособие / Э.М. Кравченя. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 320 с.
24. Леванина Н.Н. В новый век - с новыми технологиями (информатизация учебного процесса). [Текст] // Начальная школа - 2007. - № 7. - С. 18.
25. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики : учеб. пособие. – Воронеж : ВГПУ, 2005. – 271 с.
26. Малеев, В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В.В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2015. - 272 с.
27. Маликов, Р.Ф. Информатика классная и внеклассная / Р.Ф. Маликов, Р.Р. Сулейманов. - Уфа: Формула, 2014. - 88 с.
28. Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point ХР / В.Г. Мануйлов // Информатика и образование. 2004. - №12. - С. 6175.
29. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. инст. /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 2004.- 256 с.
30. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2003. - 624 с. 14. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 21.
31. Угринович Н.Д.. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 173 с
32. Педагогика /Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А. Смирнова. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с.
34. Петров А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92
35. Плотникова Е.Б. Воспитательный потенциал обучения в современных условиях [Текст] // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 14-15
36. Подласый И.П. Педагогика. М. [Текст]: «Просвещение» Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
37. Преподавание информатики в 5-7 классах /Л.Л.Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. -342с. : ил.
38. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И.В. Роберт // Информатика и образование. — 2008.-№5.-С. 3-15.
39. Розов, Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы / Н.Х. Розов // Информатика. — 2005. — №6. — С. 26 -29.
40. Селевко, Г.К. Технологии компьютерного урока / Г.К. Селевко // Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: Сентябрь, 2003. - С. 112 - 129.
41. Селевко, Г.К. Учитель проектирует компьютерный урок / Г.К.Селевко/ТНародное образование. 2005. — №8. - С. 136- 141.
42. Семенова, Н.Г. Реализация мультимедиа технологий в лекционных курсах / Н.Г. Семенова // Педагогическая информатика. — 2006. — №2. — С.57-63.
43. Суворова Н. Г. Методика критического мышления. Как лучше организовать урок // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.
44. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984.
45. Храмова, М.В. Образовательные технологии при обучении информатике в условиях ФГОС ООО / М.В. Храмова, М.А. Чабан // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 12. - C. 53-57.