Модель рынка несовершенной конкуренции и максимизация прибыли в условиях чистой монополии в работе Дж. Робинсон

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 39 39 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 22.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2

Глава 1. Виды конкуренции и их влияние на ценообразование 6
1.1 Сущность и понятие конкуренции и монополизма. 6
1.2 Структура рынков с совершенной и несовершенной конкуренцией 11
1.3 Модель рынков несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 14

Глава 2. Монополия как средство максимизации прибыли 17
2.1 Сущность монополии 17
2.2 Кривые издержек и спроса 20
2.3 Максимизации прибыли 23

Глава 3. Монополизация экономики России 28
3.1 Формирование монопольной структуры отраслей российской экономики 28
3.2 Потенциальные перспективы развития монопольных рынков России 31

Фрагмент для ознакомления

Глава 3. Монополизация экономики России3.1 Формирование монопольной структуры отраслей российской экономикиСущность естественного поля является возникновения такой ситуации, когда монополии оказывается наиболее эффективным механизмом функционированиятого или иного экономического сегмента в сравнении с конкурентным рынком,либо монополия обусловлено исключительным правом одного из участников рынка на те или иные ресурсы, обычно такими ресурсами являются какие-то технологии, право, ноу-хау. Так, например, государству выгодно иметь единую энергетическую систему, единую систему железнодорожных магистралей, единый механизм общественной безопасности.К ну этого, заметно факторы формирования естественной монополии является существенное снижение издержек, который может настолько сильно сказывается в определенных отраслях экономики, что монополизация становится наиболее эффективным способом их функционирования. Даже конкуренция не может достаточной степени снизить цены по сравнению с проявлением экономии от масштаба цен у монополиста.В России традиционно основными естественными монополистами являются предприятия, в которых государство контролирует значительную часть предприятия.Сложилась традиция,в соответствии с которой государственные органы слова пишутся в процесс управления такими предприятиями.Из сказанного следует, что практически все естественные монополии в России являются результатом функционирования государственных органов. Это связано с тем, что имеет место вполне определенные экономические доводы в пользу такого состояния.Естественные монополии в России становятся основным источником пополнения государственного бюджета. Так, например, только налоги корпорации "Газпром" составляет 19,1% от доходной части федерального бюджета.Именно естественные монополии, являются крупными, хорошо развитыми игроками, к тому же имеющими мощный государственную поддержку, намного устойчивее переносят кризисы,типа их итогам только увеличивается степень монополизации.Естественные монополии связанный с высоким уровнем капиталовложений в отрасли, чтобы максимизировать эффект масштаба, и делает выход на рынок крайне сложным, а деятельность монополий максимально эффективной.Одним из наиболее известных негативных факторов функционирования естественных монополий в российской федерации является то, что они фактически имеют возможность перекладывать свои расходы на конечного потребителя,наращиваю прибыль независимо от эффективности своей деятельности.Однако потребитель, особенно массовый, которым обычно является население, далеко не всегда способен оплатить полученные услуги. Эту проблему естественные монополии решают повышая тарифы в очередной раз, чтобы скомпенсировать доходы за счет тех, кто в состоянии платить. При этом и речи не идет о снижении издержек.Антимонопольная политика далеко не всегда в состоянии эффективно функционировать, что позволяет получать большую часть доходов, за счет которых он только усиливает свой контроль над рынком.Растут диспропорции между различными регионами государства, что, в свою очередь приводит к нарушению прям экономических связей между ними. Такое дробление государства на отдельные маленькие субъекты, в каждом из которых общегосударственный монополиста является практически непререкаемым авторитетом, только усиливает его воздействие на общий рынок и контроль над ним.Очевидно, что сформировавшаяся система не способствует эффективному функционированию естественных монополий и нуждается в дальнейшей корректировке. Для того, чтобы повысить экономическую эффективность механизма необходимо добиться улучшения следующих направлений деятельности.Повышение деятельности естественных монополий, в первую очередь за счет формирования механизма снижения издержек, реализации инновационных проектов, формирование долгосрочных соглашений с ними.Обеспечение равного, свободного доступа потребителей к товарам, производимым естественными монополиями, при этом особо учитывая возможности и положения наиболее уязвимых потребителей и слоев населения. Дополнительные резервы для реализации этого необходимо изыскивать не в росте тарифов и цен, а в снижении издержек.Улучшать состояние конкуренции в отрасли за счет роста инвестиционная привлекательность и секторов экономики, в которых действует естественные монополии.Сформировать конкурентные отношения внутри самой естественной монополии, формируя в отсутствие внешних хотя бы внутреннюю конкуренцию.Повышение эффективности государственных органов, контролирующих естественной монополии, оценивая их деятельность с точки зрения продуктивности, обеспечение прозрачности их функционирования.Естественно, мероприятия необходимо проводить комплексно и согласовано, поскольку именно от этого зависит эффективность их реализации и дальнейшего функционирования естественных монополий в экономике России.3.2 Потенциальные перспективы развития монопольных рынков РоссииВ некоторых отраслях естественная монополия может быть наиболее эффективным способом функционирования экономического механизма.Но как правило такие отрасли, даже минимальные изменения в которых весьма существенно воздействует на функционирование всей экономики страны. Так, например, незначительное индексация тарифов на услуги естественных монополий оказывает резки мультипликативный эффект, приводя к росту цен завершил, совершенно непропорциональное в изначальном роста тарифов. При этом, естественный монополист оправдывает свои действия тем, что он должен повышать тарифы в связи с ростом уровня цен, но и рост уровня цен, получается, во многом обусловлен ростом тарифов.При этом кроме роста самих тарифов существует ещё инфляционные ожидания населения о том, как изменятся ли тарифы, которые сами по себе, даже безфактических изменений тарифов воздействует на рыночную ситуацию.. Официальный определил понятие естественной монополии. При этом очевидно, что на текущий момент ситуация заметно изменилась, за прошедшие 15 лет роль, значение, особенности функционирования естественных монополий и поменялись. Это вызывает необходимость изменений, в соответствии с чем федеральная антимонопольная служба предложила новый законопроект, призванный регулировать механизм управления естественными монополиями.ФАСпредполагает поменять определение естественной монополии, указав что это такое состояние рынка при которой формирование конкурентной среды невозможно либо нецелесообразно в связи с особенностями производства и продажи того или иного товара.Одновременно с этим федеральная антимонопольная служба предлагает существенно сократить отрасли, в которых признается перспективными функционирования естественных монополий,мне сейчас таких отраслей 14, то предполагается оставить только в 8.Фактически после таких изменений естественные монополии могут остаться только инфраструктурные отрасли,такие как железнодорожные сети или системы трубопроводов, доставляющих энергетические ресурсы на рынок.Кроме того, сформировано собой национальный план развития конкуренции, в соответствии с которым доля государственных предприятий естественных монополий должна снижаться, для того чтобы формировались условия обеспечение нормальной конкуренции на рынках..Настоящее время естественной монополии является в какой-то степени основой экономики российской федерации, обеспечивающие стабильность, формирование бюджета, обеспечение значительной части социальных расходов. При этом деятельности естественных монополий, что является неизбежным, жестко связана с деятельностью государства, и государственное регулирование этой сферой деятельности проводится с определенной осторожностью. Это связано из особого значения этих отраслей для решение государственных задач,и с тем, что необходимо наращивать эффективность функционирования не просто отдельных предприятий, но целых секторов российской экономики.К сожалению, можно говорить о том, что действующая модель управления эффективностью естественных монополий не может работать достаточно качественно, в результате чего естественной монополии начали проявлятьхудшие черты монополиста на рынке.Проявляется рост цен, снижается уровень научно-технического развития, инновационного развития, падает качество предоставляемых услуг.Но при этом доля крупнейших естественных монополий в российской федерации в общем объеме валового внутреннего продукта страны доходит до 20%, при этом наибольшее монополизация имеется в наиболее важных отраслях, которые в первую очередь формируютдоходную часть государственного бюджета. Так, например, сырьевые отрасли, которая формирует до 35% национального бюджета, отличается наиболее высокой монополизация.Кроме того, именно естественные монополии обеспечивает работаю около 4% населения, занятого в российской экономике, а их механизм ценообразования и уровень цен непосредственно воздействует на экономический механизм российской федерации.ЗаключениеСчитается, что именно конкуренция позволяет эффективно развиваться рыночной экономике. Причём я положительное влияние сказывается не только на том, что увеличивается предложение на рынке, улучшается качество произведенных товаров, а также и в том, что благодаря конкурентной борьбе производители не имею полного контроля над ценами, и вынужденные сформировать цену на свой товар с учётом позиций конкурентов. Конкуренты с другими производителями приводит к тому, что цена товара становится более низкой, значит товар становится более доступной для массового покупателя.Кроме этого, не конкуренция позволяет отбирать наиболее сильных, эффективных производителей, а более слабые не способные выдерживать конкуренцию оказываются за пределами рынка.Именно в такой ситуации формируется то, что называется рынком с совершенной конкуренцией. Это рынок, на котором великолепно действует весь теоретический аппарат классической школы экономики. Но, к сожалению, очевидно, что выполнение этих условий фактически невозможно. Идеальный рынок совершенной конкуренции, как бы привлекательно он не видел в теоретических построениях, на практике практически не реализуем.Поэтому и формируются рынке несовершенной конкуренции.Ясно, что такие рынки появляются именно тогда, когда не работают какие-то из условия, необходимые для формирования рынка совершенной конкуренции. В первую очередь связано с тем, что нарушается принцип существования множества независимых объектов, равноправно участвующих в рыночной деятельности. Как правило возникают ситуации, когда участники рынка действуют согласованно, а могут и объединяться, формируя крупных участников рынка, имеющие значительную рыночную долю, вплоть до того, что весь рынок может быть занят одним продавцом (монополия) или покупателем (монопсония).Кроме этого, могут возникать ситуация, когда нарушается принцип свободы воли в действиях субъектов, участвующих в рыночной экономике, решения могут приниматься под давлением в той или иной форме. Это также ограничивает рынок совершенной конкуренции, превращая конкуренцию в несовершенную.Свой ключевой, важнейший труд, когда получил название «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон написала в достаточно молодом возрасте, однако это не делает его менее ценным для экономической науки. Фактически это был один из первых научных трудов, в котором детально, последовательно и логично были проанализированы имеющиеся ошибки и сбои, которая приводит к нарушениям в работе механизма к совершению рыночной конкуренции. Была показана, что развитие свободного рынка может приводить к формированию монополизации рынка, изменение принципов формирования цены на товар, и появлению так называемого монополистического ценообразования. Джоан Вайолет Робинсон видела ключевой признак монополизации рынка, который, в соответствии с теорией, является наличие дифференциации товара, которая отделяет монопольный рынок от иных предложений на рынке. При этом речь не идет о полной дифференциация, в первую очередь говорит о том, что этот товар не может быть полноценной компенсирован имеющимися иными приложениями.Робинсон сумела во многом предвосхитить положение, на которых формировалась кейнсианская экономическая теория, которая стала основой развития экономической науки на ближайшие десятилетия, до сих пор сохраняет свои позиции. Значение работ джоанробинсон во многом заключается в том, что она сумела показать несовершенство работы механизма рыночной конкуренции ещё тогда, когда это не было экономически мейнстримом. Это произошло до публикации ключевой работу джонамейнардакейнса, трубы которого robinson во многом предвосхитил точки кроме этого, оно показало каким образом можно полируется рынок и получается максимальной прибыли монополистом за счёт того, что он управляет этим рынком.Многие положения из работы Робинсон активно используются в академической науке до сих пор, является важнейшей составляющей современной экономической теории.Список использованной литературыВсемирная история экономической мысли : В 6 т. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. – М. : Мысль, 1987 – 450 сДж. Робинсон, Экономическая теория несовершенной конкуренции// М, «Прогресс» 1986г, 114 с.ИвашовскийС.Н. Экономика для менеджеров микро- и макроуровень //М, «Дело» 2005, 218с.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1999, с. 96Курс экономической теории. Под редакцией - ЧепуринаМ.Н., Киселевой Е.А. // 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006. — 832 с. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : Инфра-М, 1999. – 983 с.Макконнелл К.Р., Брю С.Л., ФлиннШ.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Уч. / пер. 19-e англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.Макроэкономика : учеб. пособие / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олиферова ; под общ. ред. Т. А. Яковлевой. – Комсомольск-на-Амуре :ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2014 – 137 с.Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Центр, 2017. 698 с.Микроэкономика : учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 439 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 353 с.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — Н90 6-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2016. — 572 с.Портер М. Конкурения. М.: Вильямс, 2010. 608 сРобинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1989. 302 с.Саталкина, Н. И.Макроэкономика для бакалавров : учебное пособие / Н. И. Саталкина, Г. И. Терехова, Ю. О. Терехова. – Тамбов : Изд-воФГБОУВПО «ТГТУ», 2014 – 108 с.Смит, Адам. Исследование о природе и причине богатств народов // М, Эксмо, 2016Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., ЛеусскийА.И. Макроэкономика: Учебник. — 6е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2016. — 654 с.Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 5–17ЧепуринМ.Н; КисилеваЕ.А. Курс экономической теории // Киров, изд. КПГУ, 2020г, 514 с.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / пер. с англ. – М. : Экономика, 1996. – 284 сЭкономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 592 с.Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.Экономическая теория: учебное пособие для высшего профессионального образования / [И.В. Скоблякова, В.В. Смирнов, Е.М. Родионова и др.]; под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.В.Смирнова. –Орел: ФГБОУВПО «Госуниверситет - УНПК», 2019. – 266 с.


1. Всемирная история экономической мысли : В 6 т. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. – М. : Мысль, 1987 – 450 с
2. Дж. Робинсон, Экономическая теория несовершенной конкуренции// М, «Прогресс» 1986г, 114 с.
3. Ивашовский С.Н. Экономика для менеджеров микро- и макроуровень //М, «Дело» 2005, 218с.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1999, с. 96
5. Курс экономической теории. Под редакцией - Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. // 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006. — 832 с.
6. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : Инфра-М, 1999. – 983 с.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Уч. / пер. 19-e англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Макроэкономика : учеб. пособие / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олиферова ; под общ. ред. Т. А. Яковлевой. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014 – 137 с.
9. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Центр, 2017. 698 с.
10. Микроэкономика : учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 439 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
11. Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 353 с.
12. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — Н90 6-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2016. — 572 с.
13. Портер М. Конкурения. М.: Вильямс, 2010. 608 с
14. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1989. 302 с.
15. Саталкина, Н. И. Макроэкономика для бакалавров : учебное пособие / Н. И. Саталкина, Г. И. Терехова, Ю. О. Терехова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014 – 108 с.
16. Смит, Адам. Исследование о природе и причине богатств народов // М, Эксмо, 2016
17. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 6е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2016. — 654 с.
18. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 5–17
19. Чепурин М.Н; Кисилева Е.А. Курс экономической теории // Киров, изд. КПГУ, 2020г, 514 с.
20. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / пер. с англ. – М. : Экономика, 1996. – 284 с
21. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 592 с.
22. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
23. Экономическая теория: учебное пособие для высшего профессионального образования / [И.В. Скоблякова, В.В. Смирнов, Е.М. Родионова и др.]; под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.В.Смирнова. –Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2019. – 266 с

Вопрос-ответ:

Что такое модель рынка несовершенной конкуренции?

Модель рынка несовершенной конкуренции - это экономическая модель, которая описывает ситуацию, когда на рынке существуют несколько компаний, каждая из которых имеет некоторую степень власти над ценами и производством.

Какой вид конкуренции влияет на ценообразование на рынке?

Вид конкуренции, который влияет на ценообразование на рынке, зависит от структуры этого рынка. Например, на рынке с совершенной конкуренцией, цены обычно определяются рыночными силами спроса и предложения. В случае несовершенной конкуренции, такой как монополия, цены контролирует одна компания.

Какая структура рынка называется монополией?

Монополия - это структура рынка, при которой на нем существует только одна компания, контролирующая все предложение товара или услуги. В таких условиях монополист может определять цены самостоятельно и максимизировать свою прибыль.

Что такое кривые издержек и спроса?

Кривые издержек и спроса - это графические представления зависимости издержек и спроса от количества произведенного товара или услуги. Кривая издержек показывает, как изменяются издержки в зависимости от объема производства, а кривая спроса - как изменяется спрос на товар или услугу в зависимости от цены.

Какая стратегия помогает максимизировать прибыль в условиях чистой монополии?

В условиях чистой монополии, максимизация прибыли достигается путем выбора оптимального уровня производства и цены. Монополист должен найти такое сочетание цены и количества, при котором его прибыль будет максимальной. Для этого монополист анализирует кривые издержек и спроса, чтобы определить оптимальный объем производства и соответствующую цену, при которой спрос и прибыль будут максимальными.

Что такое несовершенная конкуренция?

Несовершенная конкуренция - это форма рынка, на которой предприятия имеют некоторую степень власти над ценами и могут влиять на рыночную ситуацию. В отличие от совершенной конкуренции, где все предприятия являются ценовыми тейкерами, в несовершенной конкуренции предприятия обладают некоторой монополистической властью.

Какие бывают виды конкуренции?

Существуют различные виды конкуренции. Одним из них является совершенная конкуренция, при которой на рынке действует большое количество малых предприятий, продукция которых является однородной. Другой вид - несовершенная конкуренция, где предприятия имеют определенное влияние на цены и могут применять различные стратегии ценообразования.

Что такое монополия?

Монополия - это форма рынка, на которой единственное предприятие контролирует поставку товара или услуги на рынок и определяет цены. Монополия может возникнуть из-за ограниченности ресурсов, барьеров входа на рынок или других факторов.

Как предприятия в условиях монополии максимизируют прибыль?

Предприятия в условиях монополии максимизируют прибыль путем определения цены, которая максимизирует разницу между доходами и издержками. Для этого они могут использовать различные методы, такие как анализ кривых издержек и спроса, чтобы определить оптимальную цену, при которой доходы будут максимальными.

Что такое кривые издержек и спроса в контексте монополии?

Кривые издержек и спроса являются инструментами, используемыми предприятиями в условиях монополии для определения оптимальной цены. Кривая издержек отображает изменение общих издержек предприятия в зависимости от объема производства, а кривая спроса показывает зависимость объема продаж от цены товара. Анализ этих кривых позволяет предприятию определить оптимальную цену, при которой максимизируются доходы и, соответственно, прибыль.