Тема женской эмансипации в отечественном кинематографе рубежа 1970-1980-х годов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История кино
  • 99 99 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 24.01.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История женской эмансипации в России 7
1.1. Понятия феминизма и эмансипации 7
1.1.1. Разница между понятиями эмансипация и феминизм 8
1.1.2. Тема гендера и феминизма Джуди Батлер 10
1.2. Путь эмансипации в России XIX - начала XX века. Этапы женского движения 13
1.2.2. Политическая ситуация в России во второй половине XIX века. Первый этап женского движения 13
1.2.3. «Русская душа» Аполлинарии Сусловой 19
1.2.4. Женское движение до 17 года. Второй этап 23
1.3. Феминизм в Советском Союзе 26
1.4. История репрезентации проблемы эмансипации в Советском кино 32
1.4.1. Язык кино 32
1.4.2. Анализ фильма «Крестьяне» Фридриха Эрмлера 36
1.4.3. Раскрытие темы эмансипации на примере анализа киноленты «Член правительства» 46
2. Тема женской эмансипации в русском кинематографе на рубеже 55
1970-1980 годов 55
2.1. Странная женщина 59
2.2. Москва слезам не верит 71
2.3. Служебный роман 74
Заключение 80
Список литературы: 85
Приложение 1 89
Приложение 2 91
Приложение 3 93
Приложение 4 95
Фрагмент для ознакомления

Муж Евгении, Андрей, также отказывает ей в традиционном уважительном отношении к женщине. Но, в сцене за обедом в начале фильма, сослуживец Андрея видит его отношение к жене. Он своими репликами, обходительными фразами и теплыми словами в ее адрес, пытается нивелировать неуважительное поведение жениного мужа. Поскольку в фильме нет случайностей и поведение всех персонажей выверено, создатели кино хотят нам показать, что позиция Жениного мужа в отношении женщин имеет альтернативу, существует и подобающее отношение к женщинам. Но, далее, возникает вопрос, если Андрианов окажется на месте Жениного мужа, не станет ли он по отношению к ней вторым Андреем? Сцена с телефоном служит ярким подтверждением данного предположения. Необходимо сказать, что сцена с телефоном решена в плане эмоционального воздействия на зрителя необычайно и интересно. Телефонный шнур, включаемый и выключаемый из розетки является определенным сигналом, кодом, расшифровывающим смысл происходящего. Это как раз тот эпизод в фильме, где режиссерская идея воплощается не через диалог, не только через зрительные образы, речь, мимику, жесты, костюмы, а через определенный символический смысл, заложенный в выключенный либо включенный телефонный аппарат. Если аппарат отключен, то герои отгорожены от внешнего мира и сосредоточены друг на друге. Если же аппарат включен, то внешний мир, как-бы вторгается в жизнь героев, разъединяя их.Причем Андрианов использует вторжение внешнего мира осознанно, он не готов к отношениям с Женей. Это его ширма.Разберем сцену по элементам. В диалоге между Женей и Адриановым после признания Евгении в том, что она ушла от мужа, она говорит: «но что это меняет». Адрианов ей отвечает: «Это меняет очень многое» и включает в розетку телефон. То есть то, чтоЖеня ушла от мужа значит, что на него ложится ответственность за ее судьбу, которая ему не нужна. И, в знак протеста со стороны инженера, телефон вклинивается в их жизнь. Проигрывается модель будущей совместной жизни. Места Жени в ней нет, как и в ее жизни с Андреем.Невозможно переоценить значения в фильме костюма, одежды. В сцене с телефоном герой Ланового одет в строгий костюм. Тогда как в предыдущих сценах он был в светлом пуловере. Теперь мы видим перед собой прежде всего человека делового, а не влюбленного мужчину. Романтика закончилась. Сфера работы врывается домой, разрушая личное пространство влюбленных.И, понятие самого дома отступает на задний план, нивелирующая значение самого дома до мизерной промежуточной величины. Примечательно, что в сцене Женя почти все время молчит и за себя говорит ее мимика, взгляд, движения фигуры. Разрешается сцена тем, что Женя говорит Адрианову, что все выдумала, ни от какого мужа она не уходила и их отношения по-прежнему не серьезны. И сразу же возвращается пространство дома. Андрианов оживает, он снова влюблен, счастлив, и вырывает из розетки телефонный шнур.Первый мужской персонаж, Андрей выводится как личность в фильме несколькими яркими штрихами. Этот человек типичный карьерист, брак ему нужен для того, чтобы он соответствовал статусу женатого человека. В начале фильма, в сцене с гостями за обедом, Андрей говорит о том чувстве дома, которое испытывает человек, когда возвращается домой, и поднимает тост за «Мамашу», забывая про жену. Становится понятно, что между супругами нет близости. Другая сцена, когда чета Шевелевых находится в командировке за рубежом и Женя объявляет мужу о своем уходе и о том, что брак, где супруги не любят друг друга просто является преступлением, так же характеризует Андрея. Его волнуют исключительно взаимные обязательства, а не чувства. Женя возражает: «Какая цена этим обязательствам, если нет любви. К чертовой матери эту любовь!», Но, позиция Андрея другая: «Люди делом заняты!». Единственное, что признает Женя ценное в своей семье, - это сын. Но, мать Андрея всеми силами пытается лишить Женю авторитета и в этом вопросе. Какую же картину семейной жизни рисует нам режиссер в начале фильма, как не типично зависимые отношения в семье, только на современный лад. Мы видим модель патриархального «делового» брака, но в современное время.Третий мужской персонаж в фильме, это Юрий Агапов, инженер (Андрей Вавилов), являет собой образ того самого рыцаря, Ромео, о котором говорила Женя Николаю Сергеевичу. Юра испытывает к Жене истинные чувства. Увидев ее впервые на вокзале, Юра влюбляется в Женю с первого взгляда. Ради того, чтобы завоевать любовь Евгении Михайловны, Юра переезжает в тот город, где она живет, разыскивает Женю. Он говорит о том, что хочет всегда находиться рядом с ней. В диспуте на заводе, молодые люди обсуждают современные взаимоотношения между юношами и девушками. Один молодой человек спрашивает, могут ли в наш век происходить убийства из ревности, самоубийства из-за неразделенной любви, драки на дуэли, существуют ли в наше время Ромео, существуют ли где-то в современности такие отношения, как во времена рыцарства. Так вот, мужской типаж, который являет собой Юра – именно образ Ромео. На той же лекции, Юрий проговаривает свою позицию в слух Он говорит, что очень плохо, если в наш век мы стали рассудочнее, стали бояться больших чувств и стыдиться большой настоящей любви, что мелкие интрижки, которыми подменяются истинные чувства, не только унижают женщину, но калечат человека как такового, делают его хамом и циником, Также представляет интерес фраза Юры, которую он говорит Евгении Михайловне, что слова о рассудочности в наше время, сказанные ею на диспуте, «повторяют на каждом перекрестке».То есть, в фильме подчеркивается, что истинные чувства почтения к женщине, которые испытывает Юрий, является в наше время скорее редкостью. Юра Агапов готов добивается любви женщины, в которую он безоглядно влюьился в течение первых пяти минут знакомства. Он совершает поступки ради любимой женщины, вопреки тому, что его отвергают, являет собой тип именно такого мужчины, о котором мечтает Евгения Михайловна. «К чему это может привести», - спрашивает Женя Юру про их отношения. «К тому, что мы будем всегда вместе», – отвечает ей Юрий. Правда, Женя разочарована предыдущим жизненным опытом. Она замкнулась в себе, потеряла веру, не пережила разочарование и не готова пока открыться любви, так как уже один раз получила от судьбы удар: «Какое несчастье, что я полюбила в этот век». Да, именно в тот век, когда на каждом углу «говорят о рассудочности». Фильм весь наполнен символами. Например, в сцене, когда Юра впервые видит Женю на вокзале, промежуточный персонаж у буфетной стойки кричит ей: «Прижми шайбу, Джульетта!». Женина роль обозначается, как роль Джульетты. То есть, в такой иронической форме всплывает та самая тема Ромео и Джульетты, о которой в начале фильма говорила Женя Андрианову. Потом упоминание о Ромео звучит из уст молодого человека на лекции. Получается, Ромео и Джульетта – это некий код фильма. Евгения Михайловна в начале фильма обозначает свою позицию, сказав про век Ромео. Женин муж и Андрианов в один голос иронизируют над Ромео и Джульеттой, относя их историю к прошлому, говоря, что их времена давно прошли. И, Женя говорит, что какой ужас, что она полюбила именно в этот прагматичный век. Но, алкоголик у буфетной стойки видит в Евгении Джульетту, видит в ней настоящую женщину. Как раз в момент, когда звучат эти слова, Юра впервые видит Евгению и влюбляется в нее. Слово «Джульетта» является переломным в ходе фильма. Женина мечта осуществляется, а также, выясняется, что ее позиция относительно взаимоотношений в любви была правильной. В следующий раз упоминание о Шекспировских влюбленных происходит на лекции, когда Мягков, повар столовой номер двенадцать, говоря о веке Ромео, невольно очерчивает мужскую позицию Юры. Женя называет Юру, его роль, ролью Ромео. Так замыкается композиционный круг в фильме. Мы помним, что Ромео и Джульетте, самому классическому сюжету о влюбленных, не удалось стать счастливыми, их любви противостоял внешний мир. И мы видим ту же модель взаимоотношений влюбленных и внешнего мира, но на современный лад. А чем окончится история молодых людей мы не знаем, у фильма открытый финал. Режиссер нам говорит иносказательным языком о том, что в мире с течением времени ничего не меняется в отношениях между людьми, что женщины в современном мире так же имеют право на любовь, что за любовь надо бороться, и, тогда у людей есть шансы быть счастливыми.Еще один композиционный прием в фильме: В начале фильма Женя говорит, что мечтает об отношениях «Со шпагой в руке, вернуться к рыцарским временам». Она говорит, что это нужно не только женщинам, а, в первую очередь самим мужчинам, так как они тогда старались бы становиться «лучше, благороднее, мужественнее и умнее». Женя говорит: «Наденька, ведь жить с человеком, которого не любишь, это же унизительно, просто безнравственно!»;«Ну и ладно. Пусть все рушится. Обновляется и меняется, но я не хочу, чтобы все это заглушило во мне женщину. Я не хочу быть партнером!»; «Ну вот объясни мне, почему в этом вашем ЮНЕСКО есть огромная комиссия по охране окружающей среды и нет никакой захудалой комиссии по охране человеческих чувств?». Не те же ли самые слова повторяет Юра во второй половине фильма. «Потому что плохо. Почему-то мы стали бояться больших чувств. Стыдиться настоящей большой любви. Вот и начинаем подменять ее мелкими интрижками, грошовыми однодневными радостями, а это… самое страшное, что только может быть… потому что человека это калечит. Он становится циником, хамом, приучается наплевательски относиться абсолютно ко всему».Вывод: Кино во все времена являлось средством эмоционального и идеологического воздействия на зрителя, видеомоделью идеологической картины жизни, в которую предлагают поверить зрителю. Недаром, в сцене, где Женя сидит на скамейке в зале ожидания, гражданин в шляпе произносит слова о том, что в кино одна жизнь, а в действительности – она другая. Необходимо учитывать, что факторидеологического воздействия всегда находится в соответствии с историческим временем создания фильма. Идеология конца семидесятых годов, когда образ эмансипированных женщин, показанных в кино, решал их судьбу по большей части в личном плане фатально одинокими, начала порождать фильмы о женщинах, золушках-наоборот. Не карьера - главное в жизни для женщины, говорят нам с экранов фильмов. И, героиня Ирины Купченко, доходит в своем стремлении быть в первую очередь женщиной, в своей потребности личного счастья до того, что ее начинают называть «странной женщиной». Но, не только женский взгляд на данный вопрос показывают нам создатели фильма. Нам раскрывают несколько разных мужских взглядов на роль женщины в их жизни, на право женщин на личное счастье. И Юрий Агапов, итакже повар столовой номер двенадцать, молодой юноша, говорят о ценности истинно мужского отношения к женщинам. Они говорят, что век Ромео и Джульетт имеет свое право на существование всегда, то есть, соглашаются со стремлением «странной» героини Ирины Купченко. Значит, не все потеряно в нашем мире, считают постановщики фильма. Фильм грустный до пронзительности, потому что поиски личного счастья оказываются слишком тяжелыми в условиях социума, по большей части придерживающегося совершенно других взглядов. Героиня Ирины Купченко, личность цельная и бескомпромиссная, стремящаяся к справедливости, что, кстати и обусловило выбор ею профессии юриста, слишком много сил своей души и смелости потратила на уход из семьи, где не было любви. Но, разочарование, которое ее постигло, заставило Евгению закрыться. Последние кадры фильма говорят нам о надежде на счастливый конец. Юра едет вслед за Женей в соседнем вагоне. Он не отступает в своем стремлении к счастью. Значит, есть настоящие мужчины на свете и есть истинные чувства, и возможно, героиобретут своё счастье. Также нужно сказать о роли материнства в фильме. Ради сына Женя готова пожертвовать всем. В фильме утверждается еще одно, самое главное предназначение женщины, кроме права любить – быть матерью. Кроме того, Женя меняет престижную профессию юрисконсульта на работу адвокатом в Караевске, маленьком провинциальном городке. Но, работу, где она может выносить справедливые решения, бороться в жизни за правду, а не за карьеру. Не зря женя в начале фильма говорит Андрианову: «Хотела стать юристом, а стала юрисконсультом, какая скука».Фильм «Странная женщина утверждает вечные жизненные ценности. Он говорит зрителю о том, что настоящие чувства самые ценные, что работа по душе важнее карьеры, что женщине нужно быть образованной, иметь работу, но, она от этогоне перестает быть женственной и не перестает нуждаться в личном счастье. Что женщина, прежде всего – это мать, дочь, что в настоящей семье можно обрести защиту. И, что любовь для женщины необходимаво все времена.Неподвластность времени женской позиции, женской сути, о которой говорит нам фильм, можно доказать еще и тем, что в какой-то момент героиня «Странной женщины» перекликается с Тургеневской Лизой Калитиной из «Дворянского гнезда», которая в XIX веке являлась идеалом характера русской женщины. Лиза Калитина, не сумев обрести счастливой в любви, уходит в монастырь. Женя, разочаровавшись, потеряв веру в любовь, уезжает в Караевск, а затем собирается посвятить о свою жизнь служению своему сыну, отказываясь от личного счастья.Одной из основных форм эмоционального воздействия на зрителя в данном фильме является речь. Диалоги героев, их рассуждения несут в себе решающую смысловую нагрузку.Очень важное значение имеет женский костюм. Образ женщины в деловом костюме и образ женщины в женственном платье в кино рисует зрителю две диаметрально противоположные женские жизненные роли.Москва слезам не веритФильм, снятый Владимиром Меньшовым в 1979 году, и вышедший в прокат в 1980 году. Героиней ленты становится Екатерина, женщина, приехавшая в Москву из провинции, недобравшая баллов в институт и пошедшая работать на завод. Со временем Екатерина становится директором химкомбината, но в личной жизни счастья у нее по-прежнему нет. В молодости у нее родилась дочка, Александра, которую Катерина вырастила одна. Фильм показывает судьбу Кати в два разных периода ее жизни, в юности и то. Как сложилась жизнь, спустя двадцать лет.Судьба Катерины – это не единственная женская линия в сюжете. Героинь трое: Катя – сдержанная, целеустремленная, способная, Антонина – простая девушка и Людмила, которая собирается покорить Москву. Все три девушки приезжают в Москву из провинции. У них впереди целая жизнь и надежды на личное счастье. Фильм повествует о том, как складываются их судьбы.Антонина обретает личное счастье в браке спростым, добрым и надежным человеком. Людмила, расстается со своим мужем-футболистом, который не смог перенести окончания спортивной карьеры, опустился и начал пить. Но Людмила не теряет своей веры в то, что когда-то Москва рано или поздно упадет к ее ногам и она обретет личное счастье в союзе с достойным человеком, желательно обладающим высоким статусом.Судьба Катерины – самая пронзительная линия в фильме.В аспекте рассмотрения темы нашего исследования интересна именно ее судьба. Поневоле Антонине приходится стать эмансипированной женщиной. Не по совей воле, не обретя желанного личного счастья. Катерина рожает дочку и остается в жизни совершенно одна, правда, с поддержкой своих друзей. Пройдя через все жизненные испытания, Катерина встает на ноги, получает недополученное в юности образование, достигает больших высот в профессиональном плане, воспитывает прекрасную дочку. Но, по ночам Катя плачет в подушку. Всего того, что видят окружающие люди днем – самодостаточную и уверенную в себе женщину-лидера, мать, принимающую решения, руководящую людьми, живущую в прекрасно устроенной квартире, лишь ширма, вынужденное благополучие. Да, Катерина справилась и справилась с задачей женской эмансипации неплохо. Даже очень. Но, хотела ли она этого? Вот какой вопрос задают нам создатели фильма. На самом деле, Катерина просто не сумела обрести еще в молодости личного счастья, да и на протяжении двадцати последующих лет ей не встретился достойный человек. Режиссер фильма говорит нам о проблеме женского счастья, об правильном осмыслении понятия эмансипации, о женском одиночестве другим языком, чем в фильме «Странная женщина». Если в фильме «Странная женщина», женщина, исходно занимающая в жизни самостоятельную позицию в профессиональном плане, но терпящую неудачу в браке, стремится к любви и счастью, то в фильме «Москва слезам не верит» мы видим женщину, вынуждаемую жизнью стать эмансипированной.Да, Владимир Меньшов показывает нам, что женщины в нашей стране – сильные, что, к сожалению, сложно встретить достойного мужчину (кстати, эта линия превосходства женщин над мужчинами в моральном плане перекликается с первым фильмом). Но, так же. Как и создатель кино «Странная женщина», Владимир Меньшов говорит нам в итоге фильма, что не все потеряно, настоящие мужчины есть. Но их, может быть просто меньше. Это и муж Антонины, и конечно же Гога (Алексей Баталов), который появляется через двадцать лет ожидания в жизни Катерины, и она говорить ему в конце фильма знаменитую фразу: «Как долго я тебя ждала».Правда, режиссер поднимает на рассмотрение еще одну проблему. Это проблема соответствия мужчины и женщины в социальном статусе и принятия мужчиной факта женской эмансипации. Герою Баталова сложно признать, что женщина могла достичь больших высот в профессиональном плане,чем он. Но, пережив эту травму. Герой находит в себе силы принять право женщины быть в жизни самостоятельной и равной с мужчиной, даже в чем-то занимать более успешные позиции. Тем не менее, Гога – настоящий мужчина, он должен все решать сам, он хочет брать доминирующую мужскую роль в семье в свои руки в соответствии с исторически сложившимися гендерными представлениями о распределении ролей между мужчиной и женщиной. Фильм заканчивается воссоединением влюбленных. Так, нам картина «Москва слезам не верит» говорит о том, что женщина и мужчина могут занимать в жизни равные положения, что любовь необходима женщине, что патриархальное распределение сил в семье в самом лучшем понимании этого слова никто не отменял. Другие линии, характеры, которые показывает зрителю режиссер, говорят нам о том, что не так в жизни все решается просто и однозначно, что характеры и позиции людей разные. Но, линией судеб своих героев и своим отношением к ним. Режиссер показывает нам ту позицию, которую он считает единственно верной.Фильм «Москва слезам не верит» говорит зрителям о том, что женская эмансипация не отменяет ее гендерной женской роли, что мужчины также это понимать и принимать, и что любовь и семейное счастье по-прежнему женщинам необходимы, как и во все времена, чтобы она была счастливой. Также фильм утверждает, что существуют настоящие мужчины, опровергающие реплику Нонны Мордюковой из фильма «Родня»: «Хороший ты мужик, но не орел!». Гоша, избранник Катерины, именно орел, так как он умен, талантлив, добр, и является настоящим мужчиной, в полном понимании этого слова. Я не считаю, что кинематограф 80-х годов говорит нам о проблеме женского одиночества и несостоятельности идеи эмансипации. Я считаю, что кинематограф говорит нам о переосмыслении значения этого слова и о внутреннем понимании правильности данного процесса, происходящего в обществе. Жизнь идет вперед, она меняет внешнюю форму, но вечные ценности остаются прежними. Не правда ли, идея фильма перекликается с идеей о вечности шекспировского сюжета Ромео и Джульетты в фильме «Странная женщина»!Музыка и песни к фильму необычайно выразительны. Слова песни «Не сразу все устроилась, Москва не сразу строилась, она горела столько раз передают, заложенную в фильме идею. Слова к песне написаны Ю.Визбором, Музыка и исполнение С. Никитина.Служебный романГероиня фильма «Служебный роман» - Людмила Прокопьевна Калугина, директор статистического учреждения, «…приходит на службу раньше всех, а уходит позже вех, из чего понятно, что она, увы, не замужем». Среди сотрудников Людмилу Прокопьевну за глаза называют «нашей мымрой». Я думаю, что в фильме «Служебный роман» соединены два сказочных сюжета. Это не только «перевернутый» сюжет сказки о Золушке, но также и история о Спящей красавице, которую поцеловал прекрасный принц. Прекрасный принц разбудил своим поцелуем Спящую красавицу, заколдованную злой мачехой. Мачехой, заколдовавшей Людмилу Прокопьевну, была ее несложившаяся женская судьба. А судьба эта явилась следствием взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, но и просто частично случайностью.Получив негативный опыт в жизни. Героиня нашего фильма замкнулась, убрала из своей жизни подруг, забыла о своей женской сути, словно заснула, и стала исключительно работать. А так, как женщины, по своей сути целенаправленны, дисциплинированны, ответственны. К тому же личные качества героини, такие, как способности и ум, также помогли ей, и стала она директором НИИ, в котором работал герой ее романа, ничем не примечательный сотрудник инженер Новосельцев Анатолий Ефремович, кроме как тем, что воспитывает один двух сыновей: «мальчика, и еще мальчика».Сразу же хочу сказать о роли женского костюма в фильме. Этот прием кинематографа имеет неизбежный успех в выражении сути женского начала. Деловой костюм Людмилы Прокопьевны превосходит по своим качествам все другие деловые женские костюмы других фильмов. Отсутствие восприятия женского начала в этом костюме возведено до абсолюта. Костюм невероятного коричневого цвета и формы, полностью обезличивает его владелицу, лишая малейших признаков женственности. Скорее, тут играет решающую роль цвет одежды. Непередаваемый оттенок коричневого цвета в совокупности с фасоном,призван не подчеркнуть, а, наоборот половые признаки его владелицы, обезличить ее. Конечно, этот костюм – прекрасный режиссерский ход. Костюм «мымры» - это прием гротеска в фильме в области одежды. Опять мы видим контраст между женским костюмом деловой женщины и женским платьем, которое надевает Людмила Прокопьевна, когда наступает ее преображение. Платье, клипсы, атрибуты женственности, являются языком кинематографа. Нарративный взгляд на женственность в кинематографе всегда остается неизменным. Опять мы видим мужскую позицию относительно женской личности. Режиссер –мужчина рассказывает нам о том, в чем видит проблемы современного общества. Сказочный сюжет со счастливым концом вселяет надежду. Личность Новосельцева перекликается с личностью Гоши из «Москва следам не верит», но в менее категоричном аспекте. Хотя, Новосельцев и говорит: «Вы кто. Вы директор, талантливый руководитель. Вы эффектная женщина. А я , кто я. Я оядовой сотрудник с рядовой зарплатой и сомнительной внешностью… Я боюсь вас». «Как обидно», отвечает Калугина. Мы видим ту же тему неравенства социальных статусов. Что и в фильме «Москва слезам не верит». Но Новосельцев прежде всего видит в Людмиле Прокопьевне женщину, у него нет амбиций. Для него проблема некоторого несоответствия социальных ролей в ее архаическом восприятии отходит на задний план. Он просто полюбил женщину. За личиной начальника он увидел прекрасного человека. Может быть, в этом фильме даже закодирован сюжет еще одной сказки. Сказки оцаревне-лягушке. «Она не старуха!», -изрекает свою,запомнившуюся миллионам зрителей фразу Новосельцев. И вот мы видим преобразившуюся «мымру». Людмила Прокопьевна встречает Новосельцева у себя в доме.Накрыт празднично стол. Свечи, канделябры. И она,красавица, женственная, робкая, взволнованная, в том самом женском платье, которое у советской женщины так мало поводов бывает надеть. «Я, конечно, не умею всего этого носить», - говорит Калугина.И пораженный её открывшейся красотой и женственностью Новосельцев отвечает: «Вы красавица, Людмила Прокопьевна». Фильм стал культовым, знаменитым. Эльдару Рязанову удалось совершенно гениально подать, обставив совершенно лубочной, сказочной атмосферой проблему вечных взаимоотношений мужчины и женщины с торжеством женственности. Это сказка о всепобеждающей силе любви. Не зря ее любят миллионов зрителей и смотрят из года в год перед Новым Годом. Этот фильм дает людям веру, надежду. А это так много!Роль музыки в кино «Служебный роман», песен, также невозможно переоценить. «Моей душе покоя нет, весь день я жду кого-то…». Эти строчки буквально можно поставить в эпиграф темы «Фильмы о женщинах 70-80-х годов».Другая женская роль в фильме, роль Оли, Ольги Петровны Рыжовой, безответно влюбленной в Самохвалова, также выведена не случайно. В этой роли так и сквозит нереализованная потребность женщины в счастье, которой она не успела дополучить от жизни, вечно торопясь на работу и с работы, ухаживая за детишками и за мужем, и недополучая внимания, не ощущая себя женщиной. Слова Новосельцева о том, что Оля оптимистка, что бы не стряслось, только подчеркивают ту самую вторую половину фразы: «что бы не стряслось». Разве может женщина не искать подсознательно любви, если вся ее жизнь состоит из непрерывного потока преодоления трудностей, если она вынуждена на свои плечи взвалить все тяготы жизни.Режиссер картины показывает нам типичную судьбу многих женщин, которая продолжает складываться по старинному патриархальному укладу, когда на женщине лежали все заботы по дому, детишкам, но теперь к этому прибавилась еще и работа. Вот такое искаженное восприятие эмансипации, к сожалению, частое явление в нашей жизни, словно говорит на Эльдар Рязанов. Оля выглядит так наивно в своей любви к Самохвалову, она беззащитна и уязвима, и, к сожалению, становится жертвой своих чувств, не разглядев в выдуманном ею идеале человека непорядочного. Тут и выводится в фильме контраст между двумя мужскими ролями. Смешная фигура инженера Новосельцева, живущего от зарплаты до зарплаты, неуверенного в себе человека, ничем не примечательного кроме того, разве, что его даже жена бросила и он один воспитывает двоих детей, и успешного Юрия Григорьевича Самохвалова, человека непорядочного и холодного, расчетливого, типичного карьериста, по отношении к Оле, подлеца. Режиссер показывает нам, что прекрасная душа может прятаться за образом рядового человека, за образом безличной безвозрастной мымры, и нужно уметь разглядеть в человеке прекрасное, его душу, и тогда можно в эту душу влюбиться. Внутренняя красота обратится и красотой внешней, и люди друг друга смогут найти, понять и стать счастливыми.Образ секретарши Верочки, «любопытной, как все женщины, и женственной, как все секретарши», в исполнении Лии Ахеджаковой, также преисполненженственности иважен нам для понимания, решаемого в нашем исследовании вопроса. На своем непередаваемом языке образов кино Эльдар Рязанов показал нам образ обыкновенной женщины, кокетливой, естественной: «Но я сейчас не могу! Я освобождаюсь только в пять!». – говорит Верочка своему любимому на мысль о том, что им нужен ребенок.Многие фразы из фильма стали летучими, текст ленты знает каждый из нас почти наизусть.Как героиня русских народных сказок, мымра из фильма «Служебный роман» превращается в Царевну –лебедь, просыпается ото сна своей замороженной женственности, а ее герой – товарищ Новосельцев становится самым настоящим прекрасным принцем, так как умеет сделать Людмилу Прокопьевну счастливой. Но, фильм, несмотря на сказочность сюжета, на эмоциональнуюположительную окраску, на легкость и увлекательность сюжета,на самом деле кино затрагивает очень важные вопросы, которые волнуют человеческое общество на современном этапе.Особое внимание следует уделить музыке к фильму. Вся музыка написана композитором Андреем Петровым. Исполнение - оркестраГОСкино под управлением Арама Хачатуряна. Песни в фильме поют сами артисты, и музыкальное оформление фильма играет очень важную роль в создании эмоциональной атмосферы и для выражения идеи фильма. Так что, кроме великолепной актерской игры. Режиссерской постановки, костюмов, диалогов, очень важным выразительным средством в этом фильме является музыка. Обстановка в фильме воспроизводит модель типичного НИИ современного выходу фильма времени. рты личностей героев и их судьбы взяты из жизни, но автор фильма прибегает к приему гротеска. Отрицательный персонаж, герой Басилашвили выведен также гротескно, но такой тип карьеристов, безусловно, присутствует в нашей жизни. И, так как в сказках добро всегда побеждает зло, а этот фильм - прекрасная сказка, которая имеет право случиться в жизни, то кино заканчивается на прекрасной ноте: «Через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».Во второй главе нашего исследования мы изучили вопросы женской эмансипации, отраженные в советском кинематографе 70-80-х годов на примере трех знаковых фильмов этого периода времени: «Москва слезам не верит», «Служебный роман» и «Странная женщина».ЗаключениеВ ходе проведенного нами исследования мы проследили историю развития женской эмансипации напротяженииста лет со второй трети XIX века и до 80-х годоввека. Мы исследовали, какова роль идеологического воздействия кинематографа и проследили путь развития темы женской эмансипации в советском кино, начиная с 30-х до 80-х годовXX столетия. Советская страна стала первой в мире страной, где победил феминизм. Но, данные женщинам революцией свободы превратились в их обязанность. Произошла подмена понятий. Были нарушены гендерные роли. Женщины, добившиеся равноправия с мужчинами, стали восприниматься, как бесполые. Как сказал герой ильма «Странная женщина»: Равенство во всем. В труде, в образовании, в постели. Вы получили наши должности и стали партнерами по всём, включая отношения между мужчиной и женщиной.Мы в нашем исследовании провели анализ двух разных временных этапа жизни кинематографа, в аспекте раскрытия темы эмансипации в советском кино.Сначала был проведен анализ кинематографа сталинского периода 30-4—х годов, а, затем, кинематографа постоттепельного периода 70-80-х годовXX века.Кино всегда обладало силой идеологического воздействия на людей и было призвано разобраться во многих проблемах, в том числе и в проблеме эмансипации на советский лад тоже.Советское кино было призвано было разобраться в вопросе равноправия полов, эмансипации и истинного соотношения гендерных ролей. Кино тридцатых годов, так называемое киножанра реализма эпохи сталинского «киномифа» показало народу идеал женщины, поднявшейся от полностью бесправного положения в обществе, от положения батрачки, от бесправного отношения мужниной жены, на самую большую высоту – на пост члена правительства. Женскийидеал, создаваемый кинематографом, призван был воодушевлять других женщин на трудовые подвиги, так как стране в тот период времени очень нужны были рабочие руки. Героиня фильма «Член правительства» становится депутатом Верховного Совета. Александра Соколова в исполнении Веры Марецкой становится символом женских достижений советской эпохи 30-4—х годов. Феномен того времени заключался в том, что кинематограф обладал огромной силой воздействия на людей, как молодой, невиданный ранее вид искусства. Он гипнотизировал, подчинял себе общественное сознание.В кино постоттепельного периода женщины сходят с пьедестала, в том смысле, что они перестают являться символами. Теперь героини фильмов – уже живые женщины. Но, тем не менее, по-прежнему актуальным остается сюжет, когда социальные достижения женщины выше, чем у мужчины. Режиссеры рассуждают о том, что некоторым мужчинам удобно воспринимать женщин, как партнеров по жизни, это их избавляет от ответственности. Также они рассуждают о том, что подчас и в современном времени отношение в семье и к женщине остаются патриархальными, женщина по-своему может быть бесправна в семье, но на современный лад. Зато, появляется новая особенностьв соотношении полов – женщину подчас перестают воспринимать, как прекрасный пол. И, из этого комплекса проблем появляется образ одинокой женщины. Одинокой, не обретшей личного счастья, или не имеющей его в семье. Происходит это по разным причинам. Меньше, чем хотелось бы, встречается на их пути в жизни достойных мужчин, женщина всего добивается сама и ее воспринимают обезличенно, и так далее. Тяготы жизни по-прежнему ложатся на женские плечи, а мужчины устраняются, считая, что теперь она справится со всем сама, или, наоборот, как раньше, справится со всем сама. И вот, появляется целая серия фильмов о проблеме одиноких женщин, о необходимости женского счастья. Фильмы эти призваны разобраться, что же на самом деле необходимо женщине для счастья и каковы ошибкивосприятия понятия эмансипации в обществе, как эти проблемы надо решать.Советские женщины 70-80 годов еще принадлежали к той культуре, в которой нивелировалсь женственность, а равноправию придавалось несколько искаженное значение. Встав на одну ногу с мужчинами, женщины продолжали нести на своих плечах бремя забот о доме, нагрузка на них только увеличивалась, а соответствующее отношение – уменьшалось. И, несмотря на изменения в жизни, героини страдающие, бунтующие, продолжали появляться на экранах кино. Все чаще в фильмах главной темой становится проблема женского одиночества.Мы исследовали в нашей работе три фильма периода 80-х годов. Эти три фильма очерчивают те проблемы, которые стоят перед людьми в обществе, где женщины достигли «эмансипированного» положения. Три режиссера пытаются найти ответы на волнующие их вопросы о женской эмансипации. В результате проведенного анализа фильмов выясняется, что процесс эмансипации затрагивает моральные аспекты взаимоотношений обоих полов. И,правильное отношение к женщине, без ее гендерного обезличивания, не менее важно для мужчин, чем для женщин. В фильме «Странная женщина» идет рассуждение об отношениях между мужчинами и женщинами с позиций вечных шекспировского сюжета о Ромео и Джульетте, с позиций рыцарского отношения к женщине. Режиссер картины делает вывод, что такое отношение к женщине необходимо во все времена. Что эмансипация не лишает женщину гендерных аспектов ее пола. Героиня фильма Евгения говорит о том, что может быть именно теперь, в эпоху эмансипации, женщинам как никогда важно чувствовать себя женщинами в полном смысле этого слова, чтоб за них дрались на дуэлях со шпагой в руке.Все три режиссера рассуждают в своих фильмах,показывая проблему женской эмансипации с разных сторон, приводя разные типы отношений к этой проблеме, но все сходятся в едином мнении, что женщине очень важно всегда оставаться женщиной, а значит и иметь семью, обрести свое женское счастье.В фильме «Москва слезам не верит» нам показывают историю успешной женщины, также, прошедшей долгий путь от простой рабочей на заводе до директора химкомбината. Но, без любви, героиня фильма не может чувствовать себя счастливой. Её избранник, Георгий, болезненно воспринимает более высокий социальный статус своей любимой. Он считает, что мужчина должен быть опорой во всем, крепким плечом, но и выше женщины по всем статусам. В результате развития сюжета Гога идет навстречу своей любимой,принимая ее вместе с ее жизненными достижениями.«Служебный роман», любимый всей страной фильм Эльдара Рязанова, также посвящен проблеме женственности и необходимости личного счастья. За ширмой обезличенной «мымры» , директора НИИ по статистике, ничем не примечательный работник инженер Новосельцев сумел разглядеть ранимую нежную женщину и влюбился в нее.Все фильмы в один голос говорят зрителю с экрана, что женщина всегда должна оставаться женщиной, что это важно не только них, но и для мужчин.Одним извыразительных средств кинематографа является его зрелищность,нарративность. Образ женщины всегда была объектом сильного эмоционального воздействия в кино, особенно для мужского взгляда. Мы в нашем исследовании опирались на труды таких исследователей киноа, как Лаура Малви. Следует особо подчеркнуть роль женского костюма, как одно из выразительных средств кинематографа. Одежда является определителем, кодом раскрываемого на экране женского образа. Роба и костюм показывают нам женщину-рабочую, женщину-юриста, женщину- директора. Зачастую строгая одежда в кинематографе того периода призвана обезличить женщину, лишить ее пола, сделать «унисекс».И именно через женское платье, которое как правило героиня в фильме надевает один раз в решающих сценах, показывает нам кино проступающую женственность.В фильме «Москва слезам не верит» нам показывают Катерину в робе на заводе. У станка, одетая в мужскую робу, девушка не имеет шансов вызвать ответные чувства у обманутого ею кинооператора. В «Странной Женщине» мы видим Женю в строгом деловом костюме и только один раз в обычном женском платье, делающей ее беззащитной, в сцене объяснения с инженером Андриановым.В «Служебном романе» Людмила Прокопьевна настолько обезличена своим рабочим костюмом, что контраст в ее облике в тот момент, когда она надевает женское платье так силен, то Новосельцев буквально теряет дар речи и только и может произнести: «Людмила Прокопьевна, вы красавица!» Так что роль женского костюма, как выразительного средства кинематографа переоценить невозможно.В проделанном исследовании мы проследили этапы развития эмансипации в России со второй трети XIX века и до середины XX века. Выяснили, какова роль женского образа в кинематографе.Мы проследили, как менялись женские образы в кинематографе Советского кино с 30-х по80-е годыXX столетия.Выяснили, какова связь идеологии кино и идеологии общества современного ему периода на каждом этапе. Выяснили, каков же путь женской эмансипации в России и на экранах кино за этот исследуемый нами период.Выяснили, в чем идеологическое значение кино, какие проблемы, связанные с эмансипацией в Советском Союзе оно вскрывало и как их решало. Мы исследовали, каковы же на самом деле гендерные роли женщины и какие ошибки их восприятия допускались в советском обществе.Список литературы:История и теория феминизма – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.gender.cavater-info.net/– (Дата обращения 14.12.20г.).Гапова Е.И. Усманова А.Р. Лаура Малви Онтология гендерной теории/ Е.И. Гапова, Е.И. Усманова. – /Европейский Университет, Санкт-Петербург, Россия: Пропилен. – 2000 г. – 19 Стр.Как развивался советский кинематограф – [Электронный ресурс] – режим доступа:https://osssr.ru/kultura/film/kak-raz/– (Дата обращения 18.12.20г.).Куприна И.В. Феминистское движение в России во второй половине 19-начале 20в/И.В. Куприна //автореферат диссертации. – 07.00.02. – М. 2000г.Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики/Ю.М. Лотман–Таллин: ЭэстиРаамат, – 1973 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=134093&p=1/, – 57 Стр. – (Дата обращения 10.12.20г.).Мазур М.Н. Сельская семья в Советской России (1920-1991гг. Особенности репрезентации в художественном кинематографе) / М.Н. Мазур// – 2017 г. –УДК 94(47).084:316.356.2.. Стр. 371-387.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yadi.sk/i/1_WMF2R5iN-aJQ?uid=551617953– (Дата обращения 14.12.20г.).Малви Лаура Антология гендерной теории Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Малви– Режим доступа: https:/file:///C:/Users/K/Downloads/laura_malvi_vizualnoe_ud/– (Дата обращения 17.12.20г.).– 19 Стр.Мартынов К. Гендер и политика в работах ДжудитБатлер/ К. Мартынов. – 27.11.2015 г. –[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/54963/ – (Дата обращения 11.12.20г.).Мищенко Т.А. Женщины из советских фильмов (по материалам журнала «советский экран» 1960-1968 гг./ Т.А. Мищенко // Вестник Брянского государственного университета. - 2012 г.Наседкин Н.Н. Достоевский Энциклопедия/ Сост. Н.Н. Наседкин. – М: Алгоритм, Эксмо, Око. – 2008 г. – 800 Стр.Невская Е.Аполлинария Суслова – первая «Эмансипантка» России /Е. Невская. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/3155073/post189333565/// / – (Дата обращения 9.12.20г.).Пиетров-Эннкер Бианка «Новые люди России» развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции/ Б. Пиетров-Эннкер М: Российский государственный гуманитарный университет, 2005 г. – 442 Стр.Рейфман Б.В. Явное и сокрытое (о некоторых типичных для советского кинореализма сталинской эпохи свойствах структуры фильма «Юность Максима») / Б.В. Рейфман – //Глазовский филиал Ижевского государственного технического университета. – Россия, 427620, г.Глазов.E-mail: – brief@udmnet.ru. – 12.02.2009 г.Рязанов Эльдар Неподведенные итоги/ Э. Рязанов. – Ленинград: Ленинградское отделение творческо-производственного объединения «Союзтеатр», 1991 г. – 590 Стр.Сальникова Е.В. «Советская культура в движении от середины 1930-х к середине 1980-х гг. Визуальные образы, герои, сюжеты». М., 2010.Смагина С.А. Образ «Новой женщины» в кинематографе переходных исторических периодов/С.А. Смагина//автореферат диссертации – специальность 17.00.03 – Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова М. – 2019 г.Соловьева В.В. Советский художественный фильм 1930-1940-х годов, как аудиовизуальный исторический источник/В.В. Соловьева г. Екатеринбург. - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50670/1/97/– (Дата обращения 15.12.20г.).Сталин И. Головокружение от успехов/ И. Сталин. – интернет ресурс Дилетант режим доступа:https://diletant.media/articles/35171382/ - Дата обращения (16.12.20).Туровская Майя Женщина и кино: Майя Туровская о феминистской критике /М. Туровская. - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://kinoart.rutextszhenschina-i-kino/– (Дата обращения 15.12.20г.).Феминизм РОССИЯ – Сайт о феминизме. История феминизма. –– [Электронный ресурс] – режим доступа: http://feminism-russia.ru/i– (Дата обращения 14.12.20г.).Фёдоров А. Странная женщина/ А. Федоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/strannaia-jenscina-5d179f59a710a500adce5610 – (Дата обращения 15.12.20г.).Фёдоров А. Тысяча и один самый кассовый советский фильм. Мнения кинокритиков и зрителей Монография/А. Фёдоров. – М:ОД, 2021 г.–1134 Стр.Фильм «Крестьяне» – Фридрих Эрмлер–1935 г.–[Электронный ресурс] – режим доступа: /– (Дата обращения 15.12.20г.). – 1.47.56 мин.Фильм «Москва слезам не верит» – Владимир Меньшов–1979 г.–[Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search/– (Дата обращения 21.12.20г.). – 2.28.17 мин.Фильм «Служебный роман» – Эльдар Рязанов–1977 г.–[Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text/– (Дата обращения 21.12.20г.). – 2.36.40. мин. Фильм «Странная женщина» – Юлий Райзман–1977 г.–[Электронный ресурс]–https://yandex.ru/video/preview/ – режим доступа: /– (Дата обращения 18.12.20г.). – 2.18.24 мин.Член правительства Художественный фильм 1939 г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vc44og-wO9o– (Дата обращения 15.12.20г.).Шабалкина К.В. Русские мыслители века о роли женщины во обществе/К.В. Шабалкина// Автореферат диссертации 09.00.03. – Мурманск. – 2007г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://disserсat.com– (Дата обращения 12.12.20г.).Эмансипация и феминизм– [Электронный ресурс] – режим доступа:https://womanadvice.ru/emansipaciya-i-feminizm-v-/– (Дата обращения 15.12.20г.).Юкина Ирина Русский феминизм, как вызов современности/ И. Юкина. – СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2007 г. – 541 стр.Ягункова Л. Вера Марецкая Народная не только по званию/ Л. Ягункова. – М: Изд-во Эксмо, 2003 г. – 512 Стр.Приложение 1Фото 1. (49.50 мин.).Фото 2 (20.01.мин.).Фото 3. 27.15 мин.Приложение 2Фото 4. 4.41 мин.Фото 5. 38.36 мин.Фото 6. 54.54 мин.Фото 7. 1.36.52 мин.Приложение 3Фильм «Странная женщина»Фото 8. Женя (Ирина Купченко) в роли деловой женщины 2.18 мин.Фото 9. 1.08.29 мин.Москва слезам не веритФото 10. 51,20 мин.Фото 11. 1.50.40. мин.Приложение 4Служебный романФото 12. 2.26 мин.Фото 13. 1.13.20.Фото 14. 1.57.41.мин.

1. История и теория феминизма – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.gender.cavater-info.net/ – (Дата обращения 14.12.20г.).
2. Гапова Е.И. Усманова А.Р. Лаура Малви Онтология гендерной теории/ Е.И. Гапова, Е.И. Усманова. – /Европейский Университет, Санкт-Петербург, Россия: Пропилен. – 2000 г. – 19 Стр.

3. Как развивался советский кинематограф – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://osssr.ru/kultura/film/kak-raz/– (Дата обращения 18.12.20г.).
4. Куприна И.В. Феминистское движение в России во второй половине 19-начале 20в/И.В. Куприна //автореферат диссертации. – 07.00.02. – М. 2000г.
5. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики/Ю.М. Лотман – Таллин: Ээсти Раамат, – 1973 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=134093&p=1/, – 57 Стр. – (Дата обращения 10.12.20г.).
6. Мазур М.Н. Сельская семья в Советской России (1920-1991гг. Особенности репрезентации в художественном кинематографе) / М.Н. Мазур // – 2017 г. – УДК 94(47). 084:316.356.2.. Стр. 371-387. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yadi.sk/i/1_WMF2R5iN-aJQ?uid=551617953– (Дата обращения 14.12.20г.).
7. Малви Лаура Антология гендерной теории Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Малви – Режим доступа:
8. https:/ file:///C:/Users/K/Downloads/laura_malvi_vizualnoe_ud/– (Дата обращения 17.12.20г.). – 19 Стр.
9. Мартынов К. Гендер и политика в работах Джудит Батлер/ К. Мартынов. – 27.11.2015 г. ¬¬ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/54963/ – (Дата обращения 11.12.20г.).
10. Мищенко Т.А. Женщины из советских фильмов (по материалам журнала «советский экран» 1960-1968 гг./ Т.А. Мищенко // Вестник Брянского государственного университета. - 2012 г.
11. Наседкин Н.Н. Достоевский Энциклопедия/ Сост. Н.Н. Наседкин. – М: Алгоритм, Эксмо, Око. – 2008 г. – 800 Стр.
12. Невская Е. Аполлинария Суслова – первая «Эмансипантка» России /Е. Невская. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/3155073/post189333565/// / – (Дата обращения 9.12.20г.).
13. Пиетров-Эннкер Бианка «Новые люди России» развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции/ Б. Пиетров-Эннкер М: Российский государственный гуманитарный университет, 2005 г. – 442 Стр.
14. Рейфман Б.В. Явное и сокрытое (о некоторых типичных для советского кинореализма сталинской эпохи свойствах структуры фильма «Юность Максима») / Б.В. Рейфман – //Глазовский филиал Ижевского государственного технического университета. – Россия, 427620, г. Глазов. E-mail: – brief@udmnet.ru. – 12.02.2009 г.
15. Рязанов Эльдар Неподведенные итоги/ Э. Рязанов. – Ленинград: Ленинградское отделение творческо-производственного объединения «Союзтеатр», 1991 г. – 590 Стр.
16. Сальникова Е.В. «Советская культура в движении от середины 1930-х к середине 1980-х гг. Визуальные образы, герои, сюжеты». М., 2010.
17. Смагина С.А. Образ «Новой женщины» в кинематографе переходных исторических периодов/С.А. Смагина//автореферат диссертации – специальность 17.00.03 – Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова М. – 2019 г.
18. Соловьева В.В. Советский художественный фильм 1930-1940-х годов, как аудиовизуальный исторический источник/В.В. Соловьева г. Екатеринбург. - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50670/1/97/ – (Дата обращения 15.12.20г.).
19. Сталин И. Головокружение от успехов/ И. Сталин. – интернет ресурс Дилетант режим доступа: https://diletant.media/articles/35171382/ - Дата обращения (16.12.20).
20. Туровская Майя Женщина и кино: Майя Туровская о феминистской критике /М. Туровская. - [Электронный ресурс] – режим доступа: https://kinoart.rutextszhenschina-i-kino/ – (Дата обращения 15.12.20г.).
21. Феминизм РОССИЯ – Сайт о феминизме. История феминизма. – – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://feminism-russia.ru/i– (Дата обращения 14.12.20г.).
22. Фёдоров А. Странная женщина/ А. Федоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https:// zen.yandex.ru/media/filmhistory/strannaia-jenscina-5d179f59a710a500adce5610 – (Дата обращения 15.12.20г.).
23. Фёдоров А. Тысяча и один самый кассовый советский фильм. Мнения кинокритиков и зрителей Монография/А. Фёдоров. – М: ОД, 2021 г. – 1134 Стр.
24. Фильм «Крестьяне» – Фридрих Эрмлер – 1935 г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: / – (Дата обращения 15.12.20г.). – 1.47.56 мин.
25. Фильм «Москва слезам не верит» – Владимир Меньшов – 1979 г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search/ – (Дата обращения 21.12.20г.). – 2.28.17 мин.
26. Фильм «Служебный роман» – Эльдар Рязанов – 1977 г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text/ – (Дата обращения 21.12.20г.). – 2.36.40. мин.
27. Фильм «Странная женщина» – Юлий Райзман – 1977 г. – [Электронный ресурс] – https://yandex.ru/video/preview/ – режим доступа: / – (Дата обращения 18.12.20г.). – 2.18.24 мин.
28. Член правительства Художественный фильм 1939 г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vc44og-wO9o– (Дата обращения 15.12.20г.).
29. Шабалкина К.В. Русские мыслители века о роли женщины во обществе/К.В. Шабалкина// Автореферат диссертации 09.00.03. – Мурманск. – 2007г. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://disserсat.com – (Дата обращения 12.12.20г.).
30. Эмансипация и феминизм– [Электронный ресурс] – режим доступа: https://womanadvice.ru/emansipaciya-i-feminizm-v-/ – (Дата обращения 15.12.20г.).
31. Юкина Ирина Русский феминизм, как вызов современности/ И. Юкина. – СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2007 г. – 541 стр.
32. Ягункова Л. Вера Марецкая Народная не только по званию/ Л. Ягункова. – М: Изд-во Эксмо, 2003 г. – 512 Стр.

Вопрос-ответ:

Какова история женской эмансипации в России?

История женской эмансипации в России имеет свои корни в XIX веке, когда начало формироваться женское движение. На протяжении многих десятилетий женщины боролись за свои права, включая равные возможности в образовании, профессиональное развитие и политическое участие. Это движение сыграло значительную роль в формировании современной женской эмансипации в России.

Чем отличается понятие "феминизм" от понятия "эмансипация"?

Понятие "феминизм" относится к активному и организованному движению, направленному на борьбу за равные права и возможности для женщин. "Эмансипация", в свою очередь, означает самостоятельное освобождение и самоутверждение женщин, их освобождение от традиционных ролей и ограничений. Феминизм является инструментом эмансипации, однако не все эмансипированные женщины являются феминистками.

Какую роль играет тема гендера и феминизма в теории Джуди Батлер?

В теории Джуди Батлер гендер и феминизм рассматриваются с точки зрения конструкционизма. Она утверждает, что гендер является социальным конструктом, который мы создаем и поддерживаем, а не неотъемлемой чертой личности. Феминизм, согласно Батлер, должен бороться не только за равные права для женщин, но и за отказ от установленных норм и стереотипов гендера.

Какие этапы прошло женское движение в России XIX - начала XX века?

Женское движение в России в этот период прошло через несколько этапов. На первом этапе, во второй половине XIX века, женщины боролись за образование и профессиональные возможности. Однако политическую активность иметь было затруднительно из-за цензуры и репрессий. Второй этап отмечен участием женщин в революционных событиях начала XX века, а третий этап, связанный с рабочим движением, начал формироваться в 1917 году и продолжался до конца Гражданской войны.

Какое влияние на женскую эмансипацию оказывали феминизм и эмансипация?

Феминизм и эмансипация имеют влияние на женскую эмансипацию, поскольку эти два понятия направлены на борьбу за равноправие женщин и освобождение их от социальных, политических и экономических ограничений. Феминизм подразумевает активную борьбу женщин за свои права и осознание своей ценности, в то время как эмансипация означает самоосвобождение женщины от подавления и угнетения. Оба этих понятия способствуют развитию женского движения и продвижению женской эмансипации в обществе.

Какая разница между понятиями эмансипация и феминизм?

Разница между понятиями эмансипация и феминизм заключается в их смысловом наполнении. Эмансипация означает освобождение и освобождение от всех форм угнетения и ограничений, в то время как феминизм является социальным и политическим движением, предназначенным для борьбы за равноправие и права женщин. Эмансипация подразумевает индивидуальное освобождение, в то время как феминизм обращается к коллективному действию и объединению женщин для достижения общих целей.

Какая связь между темой гендера и феминизма Джуди Батлер?

Тема гендера и феминизма Джуди Батлер связана с исследованием идеологической конструкции пола и его социальной и политической значимости. Батлер в своих работах анализирует, как гендерное неравенство основано на бинарных представлениях о мужском и женском, и предлагает концепцию гендерной перформативности, согласно которой пол является социальным конструктом, к которому привязываются определенные роли и ожидания. Ее работы имеют прямое отношение к феминизму, поскольку раскрывают механизмы формирования и поддержания гендерного неравенства и предлагают новые стратегии борьбы за равноправие женщин.

Какое значение имеют понятия феминизма и эмансипации?

Понятие феминизма связано с борьбой за равноправие полов и социальной справедливости для женщин. Оно выражает идею о том, что женщинам должны быть предоставлены те же возможности и права, что и мужчинам. Эмансипация, в свою очередь, относится к освобождению женщин от стереотипов и ограничений, которые были накладываются на них в обществе.

Какая разница между понятиями эмансипация и феминизм?

Разница между этими понятиями заключается в том, что эмансипация подразумевает освобождение женщин от ограничений и стереотипов, а феминизм является более широким движением, которое борется за полное равенство между полами во всех сферах общественной жизни.

Какая связь между гендером и феминизмом по мнению Джуди Батлер?

Джуди Батлер, известная американская философ и гендерный исследователь, утверждает, что идея пола является социально созданным конструктом. Она считает, что основной задачей феминизма является деконструкция существующих гендерных норм и стереотипов, что в свою очередь способствует освобождению женщин от социальных ограничений и дискриминации.

Какие этапы прошло женское движение в России XIX - начала XX века?

Женское движение в России на этот период можно разделить на несколько этапов. Первый этап (середина XIX века) связан с обращением женщин к правительству с просьбой предоставить им больше прав и свобод. Второй этап (конец XIX - начало XX века) характеризуется организацией женских обществ и союзов, работой над повышением их политического и социального статуса. Третий этап (начало XX века) отмечается активным участием женщин в политической жизни страны, особенно во время революции 1905 года.