Лексические средства характеризации атмосферы жизни А.И. Куприным (произведения по выбору) и возможность использования результатов преподавателем русского языка в школе
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования………………6
1.1. Специфика символьно-знаковых систем в контексте художественного произведения с точки зрения лингвистического анализа……………….…….6
1.2. Специфика понятий «лексема», «словарный состав языка» и их функционирование в системе языка…………………………………...……...10
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………...14
2.1. Особенности функционирования лексико-семантических и тематических групп языка……………………………………………………………………..14
2.2. Специфика функционирования тематической группы слов «атмосфера жизни» в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………..16
Глава 3. Методический экскурс в проблему исследования……………...19
3.1. Специфика использования материалов лексических средств характеризации атмосферы жизни на примере рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» в процессе преподавания русского языка в старших классах…………………………………………………………………………..19
3.2. Разработка комплекса упражнений по русскому языку для старших классов и рекомендаций для учителя с опорой на полученные результаты в ходе проведенного исследования ……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………..25
К примеру, в процессе изучения такой темы по русскому языку в 11-м классе, как «Согласование имен прилагательных с именами существительными» целесообразно дать следующее задание творческого характера школьникам: Составьте из представленных прилагательных, взятых из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», словосочетания с применением своих существительных: угрюмая, треклятый, туманный, застенчивая, порочный, настоящая.Книжную лексику, в рамках темы настоящего исследования, лексику атмосферы и образа жизни героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» необходимо использовать в процессе выполнения тех или иных упражнений по русскому языку только после непосредственного знакомства старшеклассников с этим произведением. Одной из эффективных форм работы в этом направлении считается непосредственная работа с текстом самого рассказа А.И. Куприна на уроках русского языка. К примеру, на уроках развития речи в процессе подготовки и последующего оформления письменной работы учитель предлагает написать сочинение на тему «Какой я вижу жизнь в начале ХХ века?» или «Мое представление жизни в период начала ХХ века». При написании сочинений на подобные темы учителю необходимо провести предварительную работу с учениками, которая будет касаться непосредственной лексической работы в рамках художественного произведения, а именно осуществление коллективной лексической выборки средств характеризации атмосферы и образа жизни героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Таким образом, следует отметить, что работа на уроках русского языка с материалом книжной лексики должна осуществляться как на уроках развития речи, так и на уроках усвоения новых знаний и уроках-повторениях. Систематическое обращение старшеклассников к книжной лексике позволит школьникам сформировать навыки грамотной устной и письменной речи, а использование в речи литературной (книжной) лексики позволит говорить о высоком уровне развития будущих выпускников школы. 3.2. Разработка комплекса упражнений по русскому языку для старших классов и рекомендаций для учителя с опорой на полученные результаты в ходе проведенного исследованияВ данном параграфе мы приведем разработку основных упражнений для проведения их на уроках русского языка в 10-х – 11-х классах, которые направлены на развитие навыков и умений использования в устной и письменной речи книжной лексики, а именно лексических средств характеризации атмосферы жизни, функционирующих в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»:Упражнение №1. Составьте предложения с данными лексическими выражениями. Определи значение каждого из представленных примеров: громадная трагедия души, забота о будущем счастье, единственная радость в жизни.Упражнение №2. Напишите небольшой текст-описание, используя в нем следующие эпитеты: угрюмый вид, единственное утешение, преклонные лета, нечаянная радость, временное и житейское, прекрасная душа, мертвый человек, громадное страдание.Упражнение №3. Как вы понимаете следующие выражения: громадное страдание, трагедия любви, чувствовать себя принужденным, большое впечатление, искрометная мысль, отчаянный жест, последние минуты жизни, умиротворенное выражение, застывший взгляд. Составьте с каждым из них сложное предложение.Упражнение №4. Составьте предложения со следующими наречиями: безмятежно, блаженно, покорно, радостно, спокойно, чудно, естественно, неподвижно, тяжело.Приведем основные рекомендации для педагогов в аспекте использования полученных результатов исследования в процессе преподавания русского языка:1. Использование лексики тематической группы «атмосфера жизни» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет») целесообразно только в старших классах, а именно в 11-м, после того, как старшеклассники ознакомятся с текстом художественного произведения на уроках литературы. В других случаях обращение к данной лексике не будет эффективно и продуктивно для учеников.2. Книжная лексика отличается сложной семантикой, многие слова для школьников будут непонятны, а вследствие этого необходима комплексная и систематическая работа с толковыми словарями для определения значений новых слов. 3. Учитель должен предупреждать детей, откуда взяты данные лексические единицы, а также необходима предварительная работа с лексическими средствами, которые будут использованы в качестве объекта изучения на уроке русского языка.4. Работа с лексическими средствами характеризации атмосферы жизни по рассказу А.И. Куприна должна осуществляться как коллективно, так и самостоятельно с обязательным последующим контролем учителя. Таким образом, работа на уроках русского языка слексическими средствами характеризации атмосферы жизни по рассказу А.И. Куприна «Гранатовыйбраслет» должна осуществляться с опорой на прочитанный школьниками текст произведения писателя так, чтобы ученики уже были знакомы с его содержанием и имели представление о том, характеристикой какого периода жизни является лексическая выборка. ЗаключениеВ настоящей курсовой работе нами был рассмотрен достаточно полно и подробно такой вопрос специфики функционирования лексических средств характеризации атмосферы жизни в произведении А.И. Куприна и дальнейшей возможности использования полученных результатов в процессе преподавания русского языка в старших классах. Настоящее исследование представлено нами тремя основными главами. В теоретической части работы, в Главе 1, мы рассматриваем специфику таких понятий, как«символьно-знаковая система», «лексема», «словарный состав языка». В главе 2 мы рассмотрелиособенности функционирования лексико-семантических и тематических групп в системе языка и выявили конкретные особенности лексики тематической группы «атмосфера жизни» в рамках рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В результате тщательного отбора основной научной литературы по теоретической и практической части курсовой работы мы пришли к следующим выводам. За основу своего научного исследования мы взяли определение Н.М. Шанского, который понимает под термином «лексико-семантической группы» определенную группу лексических единиц, которые тесно связаны друг с другом с одной стороны, а с другой – это группа лексических единиц, которые объединены посредством общей семы, которая называется архисема. Выполнив в практической части настоящего исследования анализ лексической выборки, отражающей атмосферу и образ жизни героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», мы выявили, что в контексте проанализированной лексики прослеживается настроение невозвратно ушедшей возможности, сожаления и тоски по тому, что уже не вернуть. Реальная жизнь героев словно не оправдывает надежды, которые на нее были возложены.В методической части настоящего исследования нами были рассмотрены вопросы непосредственного применения полученных результатов исследования в процессе преподавания русского языка в старших классах. Так, мы пришли к выводу, что работа на уроках русского языка с материалом книжной лексики должна осуществляться как на уроках развития речи, так и на уроках усвоения новых знаний и уроках-повторениях. Систематическое обращение старшеклассников к книжной лексике позволит школьникам сформировать навыки грамотной устной и письменной речи, а использование в речи литературной (книжной) лексики позволит говорить о высоком уровне развития будущих выпускников школы. В связи с этим следует заключить, что работа на уроках русского языка с лексическими средствами характеризации атмосферы жизни по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» должна осуществляться с опорой на прочитанный школьниками текст произведения писателя так, чтобы ученики уже были знакомы с его содержанием и имели представление о том, характеристикой какого периода жизни является лексическая выборка. Список использованной литературы:Адамович Г.В. Куприн // Г.В. Адамович Одиночество и свобода: очерки. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С. 228-234.Азарова Е.В., Никонова М.Н. Культурология, русский язык, культура речи. Ч.2. Русский язык: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 80 с.Акимова С.К. Типология образов интеллигентов в прозе А. И. Куприна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Вып. 7. – 2019. – С.39-43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2017. – 353 с.Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – С.91.Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 2015. – С.63.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2016. – С.110.Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. – СПб., 2003. – 35 с. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – 4-е изд. перераб. – М.: Худож. лит., 1981. – 360 с.Гауч О.Н. Особенности организации лексических групп предметно-бытовой лексики. – М., 2019. – С.193-198.Завер Т.В. Дом и бездомье героев русской городской прозы 2-й половины XX века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Архангельск, 2015. – 22 с.Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- ХХвв. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 370 с. Куприн А.И. Собрание сочинений. – Т.3. – М., 1958. – 700 с.Куприн А.И. Соч.: в 2 т. – Т.2: Романы. Рассказы. – М.: Худож. лит., 1980. – 398 с.Лотман Ю.М. Семиосфера. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб: Искусство, 2016. – 704 с.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970. – С. 30-69.Самарская Е.Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Краснодар, 2008. – 22 с.Семенюк Н.Н. Норма // Лингвистический энциклопедический словарь. – 5-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 2019. – 900 с.Соломоник А. Парадигма семиотики. – Минск: МЕТ, 2016. – С.11.Словарь лингвистических терминов. - Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Изд-во «Пилигрим» // под ред. Т.В. Жеребило. – М., 2020. – 543 с.Тарасова И.И., Федченко Н.Л. Своеобразие творческого метода А.И. Куприна: «Смешение» реализма и романтизма // Мир науки, культуры, образования. – №2 (81). – 2020. – С. 56-64.Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. 2-е изд., доп. – М., 2018. – 306 с. Шалацкая Т.П. Автобиографизм прозы А.И. Куприна // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – №2 (19). – 2018. – С.109-112.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: учебное пособие / Н.М. Шанский. – 2-е изд., перераб. – М.: Либроком, 2017. – 312 с.Шхапацева М.Х., Пазова Л.М. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. – Майкоп, 2014. – Вып. 1 (134). – С. 121-127.
1. Адамович Г.В. Куприн // Г.В. Адамович Одиночество и свобода: очерки. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – С. 228-234.
2. Азарова Е.В., Никонова М.Н. Культурология, русский язык, культура речи. Ч.2. Русский язык: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 80 с.
3. Акимова С.К. Типология образов интеллигентов в прозе А. И. Куприна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Вып. 7. – 2019. – С.39-43.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2017. – 353 с.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – С.91.
6. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 2015. – С.63.
7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2016. – С.110.
8. Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. – СПб., 2003. – 35 с.
9. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – 4-е изд. перераб. – М.: Худож. лит., 1981. – 360 с.
10. Гауч О.Н. Особенности организации лексических групп предметно-бытовой лексики. – М., 2019. – С.193-198.
11. Завер Т.В. Дом и бездомье героев русской городской прозы 2-й половины XX века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Архангельск, 2015. – 22 с.
12. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- ХХ вв. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 370 с.
13. Куприн А.И. Собрание сочинений. – Т.3. – М., 1958. – 700 с.
14. Куприн А.И. Соч.: в 2 т. – Т.2: Романы. Рассказы. – М.: Худож. лит., 1980. – 398 с.
15. Лотман Ю.М. Семиосфера. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб: Искусство, 2016. – 704 с.
16. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970. – С. 30-69.
17. Самарская Е.Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Краснодар, 2008. – 22 с.
18. Семенюк Н.Н. Норма // Лингвистический энциклопедический словарь. – 5-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 2019. – 900 с.
19. Соломоник А. Парадигма семиотики. – Минск: МЕТ, 2016. – С.11.
20. Словарь лингвистических терминов. - Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Изд-во «Пилигрим» // под ред. Т.В. Жеребило. – М., 2020. – 543 с.
21. Тарасова И.И., Федченко Н.Л. Своеобразие творческого метода А.И. Куприна: «Смешение» реализма и романтизма // Мир науки, культуры, образования. – №2 (81). – 2020. – С. 56-64.
22. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. 2-е изд., доп. – М., 2018. – 306 с.
23. Шалацкая Т.П. Автобиографизм прозы А.И. Куприна // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – №2 (19). – 2018. – С.109-112.
24. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: учебное пособие / Н.М. Шанский. – 2-е изд., перераб. – М.: Либроком, 2017. – 312 с.
25. Шхапацева М.Х., Пазова Л.М. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. – Майкоп, 2014. – Вып. 1 (134). – С.
Вопрос-ответ:
Какие лексические средства использует А. И. Куприн для характеризации атмосферы жизни в своих произведениях?
А. И. Куприн часто использует описательные прилагательные и существительные, чтобы передать атмосферу и настроение в своих произведениях. Он также использовал метафоры и эпитеты для создания более яркого образа окружающей среды и ее воздействия на героев. Однако каждое произведение имеет свою особенную лексическую палитру, в зависимости от того, какую атмосферу автор хочет передать.
Какие результаты исследования по использованию лексических средств в произведениях А. И. Куприна могут быть полезны преподавателям русского языка в школе?
Результаты исследования по использованию лексических средств в произведениях А. И. Куприна могут помочь преподавателям русского языка в школе показать учащимся, как использовать разнообразные лексические средства для создания атмосферы в художественных текстах. Это может способствовать развитию креативности и литературного вкуса у учащихся, а также приблизить их к пониманию и анализу литературы.
Какие лингвистические анализы позволяют выявить специфику символьно-знаковых систем в художественном произведении?
Для выявления специфики символьно-знаковых систем в художественном произведении можно использовать различные лингвистические анализы. Например, можно исследовать частотность использования определенных слов и лексических единиц, анализировать контексты, в которых они встречаются, а также изучать прямое и переносное значение этих слов и символов. Такой анализ может помочь понять, как автор использует языковые средства для передачи определенного значения или эмоциональной окраски в своих произведениях.
Какие понятия относятся к лексемам и словарному составу языка?
Лексема - это минимальная лингвистическая единица, имеющая самостоятельное значение и грамматическую форму. Словарный состав языка - это совокупность всех лексем, которые присутствуют в данном языке. Каждая лексема относится к определенной части речи и может иметь различные грамматические и лексические свойства.
Что такое лексические средства характеризации атмосферы жизни А.И. Куприным?
Лексические средства характеризации атмосферы жизни А.И. Куприным - это слова, выражения и выразительные средства языка, которые автор использовал для описания и передачи атмосферы жизни в своих произведениях.
Какие результаты исследования лексических средств характеризации А.И. Куприным может использовать преподаватель русского языка в школе?
Преподаватель русского языка в школе может использовать результаты исследования лексических средств характеризации А.И. Куприным для обогащения учебного материала, формирования лексического багажа учащихся, развития их языковых и коммуникативных навыков.
Какие символьно-знаковые системы можно выделить в художественном произведении с точки зрения лингвистического анализа?
В художественном произведении с точки зрения лингвистического анализа можно выделить различные символьно-знаковые системы, такие как символы, метафоры, эпитеты, аллегории и т.д. Все эти средства используются автором для передачи определенных смыслов и эмоций.
Что такое лексема и словарный состав языка?
Лексема - это единица языка, которая обозначает какой-либо предмет, явление, действие или качество. Словарный состав языка - это совокупность всех слов, которые принято использовать в данном языке.
Какие функции выполняют лексемы в системе языка?
Лексемы выполняют различные функции в системе языка, такие как именование предметов и явлений, обозначение действий и состояний, выражение отношений, передача эмоций и т.д. Они являются основными строительными блоками языка и обеспечивают его коммуникативную функцию.