Социология массовых коммуникаций
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 09.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Массовые коммуникации в информационном обществе 6
1.1. Предпосылки становления информационного общества 6
1.2. Генезис представлений о специфике информационного общества 9
Глава 2. Феномен массовых коммуникаций в социологическом знании 12
1.2. Специфика массовых коммуникаций: социологический подход 12
2.2. Эффективность коммуникационного влияния массовых коммуникаций 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Реципиент подсознательно отделяет визуальные сообщения и воспринимает их не равноценно, поскольку визуальные образы требуют систематизации.В настоящее время человек одномоментно подвергается воздействию множества информационных потоков, в результате чего концентрация внимания снижается, а способность к фильтрации ухудшается, хотя значительная доля поступающей информации является либо информационным шумом, либо осуществляет психологическое воздействие, либо не представляет интереса для конкретного человека. Вместе с тем, визуальная информация, в отличие от текстуальной, является более доступной для восприятия, требует меньшего умственного напряжения для ее обработки, следовательно, визуальные образы с точки зрения оценки их «доступа» к реципиенту имеют приоритет перед текстуальными и иными формами трансляции информации. Это, собственно, и определило визуальный поворот в современной культуре и породило феномен, который во второй половине ХХ в. обозначили понятием «клиповое мышление». В ХХI в. данное понятие постепенно вытесняется понятием «визуальное мышление», которое представляет собой «человеческую деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку, делающих значение видимым». Визуальный образ начинает вытеснять реальный объект, а система визуальных образов становится самостоятельной реальностью.Близость визуального образа к механизму работы ментальных структур психики человека определяет значение данного вида коммуникаций в культуре. Как отмечает И. Инишев, образу присуща нормативность, то есть «способность переводить «метрические» отношения в «смысловые» и обратно», что фактически воспроизводит механизм формирования представлений у человека по цепочке от непосредственного восприятия к произвольному воспроизведению без участия стимула.Дж. Томпсон и Т. А. ван Дейк к важнейшим функциям экранных коммуникаций относили следующие. Механизм опредмечивания – социальные отношения могут быть утверждены и поддержаны путем репрезентации положения вещей как закономерного порядка; факты идеи подаются таким образом, как если бы они существовали вне временных контекстов. Механизм легитимации – рационализация существующего положения вещей. Механизм фрагментации – выделение отдельных фактов из определенной группы на основании произвольно определенного критерия. Механизм унификации – стандартизация положения вещей. Представляется, что телевидение является предпочтительным каналом при реализации эффективного коммуникационного воздействия, требующего обеспечения сильного манипулятивного, эмоционального воздействия на массовую аудиторию. Такой подход диктует не только ориентацию в выборе выразительных средств, но и критерии отбора информации для телевидения, стиль и форму подачи материала и т.д. Для специалиста по связям с общественностью с точки зрения эффективности коммуникационного воздействия особую роль играет также массовость аудитории телевидения, так как у данного параметра есть оборотная сторона: телевидение было и остается наиболее дорогим каналом коммуникации. На практике специалисты по связям с общественностью зачастую обращаются к телевидению даже в тех случаях, когда для эффективной реализации конкретной коммуникационной программы необходимо и достаточно обеспечить разработку и рассылку «директ-мейлов». Преимущества телевидения вполне очевидны: оно позволяет включить в сообщение визуальную составляющую, продемонстрировать процесс в действии, а благодаря возросшей специализации телеканалов обеспечивает доступ к специализированной части телеаудитории, наиболее близкой к целевой аудитории реализации конкретного коммуникационного проекта. Вместе с тем, в особенностях телевидения заключается и ряд потенциальных опасностей: неудачно подготовленное телесообщение способно нанести гораздо больший ущерб репутации продукта, предприятия, персоналии, чем если бы это же сообщение было размещено на радио или в печатном издании; ставка на телевидение как основной канал, как уже упоминалось, существенно увеличит расходы на реализацию коммуникационной программы; растущая «специализация» телеканалов затруднит выход на широкие слои населения, куда входят представители всех социальных категорий.В настоящее время наибольший интерес в контексте вопроса коммуникативного воздействия вызывает Интернет. Интернет, как уникальное коммуникативное пространство, является своеобразной платформой для отражения и разрешения социальных и культурных проблем на более индивидуальном уровне. Так, в частности, в интернет-пространстве абсолютно открыт канал взаимодействия индивидов из самых разных социальных классов и степеней политической активности. Интернет увеличивает реальную власть каждого человека. В 2009 г. по подсчетам NewYorkTimes, Интернет позволил противникам режима Мубарака вывести на улицы более 800000 египтян, большинство из которых были пользователями Twitterили Facebook. Эффективность коммуникационного воздействия Интернета обусловлена целым рядом факторов, среди которых следует назвать максимально широкий охват аудитории, возможность обратной связи, оперативность трансляции. Наиболее значимым, на наш взгляд, является фактор обратной связи, который позволяет оперативно реагировать и корректировать транслируемое сообщение, опираясь на реакцию аудитории. Однако можно выделить и негативные факторы. В первую очередь это то, что можно обозначить, как избыточность виртуального пространства – одномоментное существование в нем огромного количества сообщений повышает вероятность того, что конкретное сообщение «потеряется» на фоне других. Это диктует определенные требования к работе специалиста по связям с общественностью. Таким образом, в контексте интернета проблема эффективности разворачивается в новом ракурсе: сообщение должно быть не только передано максимально возможной аудитории (это требование выполняется практически автоматически), оно должно быть прочитано. Таким образом, представляется, что эффективное коммуникационное воздействие средств массовой информации опирается на анализ следующих факторов:специфика воздействия на аудиторию разных видов средств массовой коммуникации;«профиля» аудитории: качественные и количественные характеристики аудитории каждого вида средств массовых коммуникации, анализ которых фундируется на результатах медиаисследований;«психологического портрета» аудитории: представление о преобладающих настроениях, мотивах, системе ценностей части населения, являющейся аудиторией конкретного средства массовой коммуникации. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены подходы к анализу специфики массовых коммуникаций в социологии.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Информационное общество можно определить, как общество, в котором средства информационных технологий ориентированы на обеспечение максимально широкой доступности информации и её повсеместное внедрение во все сферы жизнедеятельности, а информация и знания становятся наиболее ценным ресурсом. Социология массовых коммуникаций исследует специфику данного феномена с точки зрения влияния новых коммуникативных стратегий и воздействия информационных потоков на социальные практики и бытие человека. Главным тезисом Торонтской школы коммуникации является утверждение о преобразовательной роли массовых коммуникаций и их влиянии на общества и человека. И Х. Иннис, и М. Маклюэн, используя метод ретроспективного анализа, исследуют влияние средств массовой коммуникации на развитие человечества. Х. Иннис приходит к выводу, что тот или иной тип средств массовых коммуникаций – временной или пространственный – непосредственно детерминирует вид государственного устройства и социальную иерархию. По мнению М. Маклюэна, главным результатом развития электронных средств массовой коммуникации является расширение центральной нервной системы человечества. Все сильнее включаясь в повседневную жизнь индивида, средства коммуникации служат одновременным расширением всех органов его восприятия и, соответственной, всей центральной нервной системы человечества. Идеи М. Маклюэна подвергались критике за его, как казалось исследователям, избыточную приверженность техническому детерминизму, однако, на наш взгляд, работы М. Маклюэна не опровергают значения культурных и иных факторов для развития общества.Природа средств массовых коммуникаций предопределяет их роль в повышении эффективности рекламы и PR, поскольку в основе их лежат единые коммуникационные процессы. Исходя из этого закономерно сделать вывод, что взаимодействие между собственно рекламным сообщением и конкретной коммуникативной системой представляет собой более сложный процесс, чем просто отношения между текстом и каналом его передачи. Специфика конкретного коммуникативного канала в силу своих особенностей оказывает определенное воздействие на само сообщение, видоизменяя его и, тем самым, делая его более эффективным или менее эффективным. Исходя из этого следует указать на необходимость предварительной оценки соответствия конкретного сообщения тому коммуникативному каналу, по которому планируется его трансляция. Очевидно, что рекламное сообщение, требующее визуального восприятия, безусловно критично потеряет в своей эффективности, если оно будет транслироваться через радиовещание. Также следует отметить, что каждый коммуникативный канал имеет определенную «репутацию» – устойчивый стереотип восприятия у реципиентов. И данный стереотип будет неизбежно экстраполироваться на те сообщения, которые по нему передаются.Таким образом, можно констатировать, что средства массовой коммуникации оказывают безусловное влияние на эффективность рекламы и PR, однако характер данного воздействия следует оценивать, исходя из конкретных показателей. Кроме того, следует принимать во внимание сложившийся в обществе устойчивый стереотип восприятия конкретной коммуникативной системы. Грамотное использование указанных факторов позволит добиться наибольшей результативности рекламы и PR и избежать снижения эффективности транслируемых сообщений.Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Наиболее перспективным направлением дальнейшего изучения массовых коммуникаций является исследование характера влияние конкретных коммуникативных каналов на содержание транслируемых сообщений.Список использованной литературыАмиржан К. Ж. Становление теории информационного общества/ К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54. Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.Бакулев Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс] / Г.П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. URL: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/. (Дата обращения: 10.01.2021).Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.Ваганов А. Четверть века с Терминатором / А. Ваганов // Независимая газета. – 28.10.2009. URL: http://www.ng.ru/style/2009-10-28/16_terminator.html) (дата обращения: 10.01.2021).Вайсман В. Б. Эфективное коммуникационное воздействие средств массовой информации / В.Б. Вайсман // Вестник Чувашского университета. – 2008. - № 1. – С. 259-267.Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс / В.В. Ворошилов – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А., 2004. – 600 с.Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург :УрО РАН, 2002. – 299 с.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И. Инишев // Логос. – 2012. - № 1 (85). – С. 184-211Калимуллин Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики / Д.Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. - № 1 (24). – С. 205-206.Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения: 10.01.2021).Мартин У. Информационное общество: реферат / У. Мартин // Теория и практика общественно-научной информации. – 1990. - № 3. – С. 115-123.Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева – Москва : РИП-Холдинг, 2002. – 361 с.Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / Д. Матисон – Москва : Изд-во «Гуманитарный центр», 2013. – 264 с.Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.Ращупкина М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М.Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. - № 2 (24). – С. 106-109.Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин – Москва : ЛЕНАНД, 2016. – 272 с. Селезнев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. - № 2 (54). – С. 125-132.Тулупов В. В. Композиционно-графическое моделирование и компьютерная технология впуска газеты / В.В. Тулупов // Акценты : новое в журналистике и литературе : альманах. – 1997. - № 1. – С. 55-72.Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации / В.Э. Шевченко // Научные ведомости. – 2013. - № 20. – С. 174-180.
2. Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.
3. Бакулев Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс] / Г.П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. URL: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/. (Дата обращения: 10.01.2021).
4. Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.
5. Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.
6. Ваганов А. Четверть века с Терминатором / А. Ваганов // Независимая газета. – 28.10.2009. URL: http://www.ng.ru/style/2009-10-28/16_terminator.html) (дата обращения: 10.01.2021).
7. Вайсман В. Б. Эфективное коммуникационное воздействие средств массовой информации / В.Б. Вайсман // Вестник Чувашского университета. – 2008. - № 1. – С. 259-267.
8. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс / В.В. Ворошилов – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А., 2004. – 600 с.
9. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург : УрО РАН, 2002. – 299 с.
10. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.
11. Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.
12. Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И. Инишев // Логос. – 2012. - № 1 (85). – С. 184-211
13. Калимуллин Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики / Д.Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. - № 1 (24). – С. 205-206.
14. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения: 10.01.2021).
15. Мартин У. Информационное общество: реферат / У. Мартин // Теория и практика общественно-научной информации. – 1990. - № 3. – С. 115-123.
16. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева – Москва : РИП-Холдинг, 2002. – 361 с.
17. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / Д. Матисон – Москва : Изд-во «Гуманитарный центр», 2013. – 264 с.
18. Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.
19. Ращупкина М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М.Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. - № 2 (24). – С. 106-109.
20. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин – Москва : ЛЕНАНД, 2016. – 272 с.
21. Селезнев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. - № 2 (54). – С. 125-132.
22. Тулупов В. В. Композиционно-графическое моделирование и компьютерная технология впуска газеты / В.В. Тулупов // Акценты : новое в журналистике и литературе : альманах. – 1997. - № 1. – С. 55-72.
23. Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации / В.Э. Шевченко // Научные ведомости. – 2013. - № 20. – С. 174-180.
Вопрос-ответ:
Что такое информационное общество?
Информационное общество - это социально-экономическое общество, в котором информация является основным ресурсом и движущей силой развития. Процессы производства, распространения и потребления информации играют важную роль в таком обществе.
Какие факторы способствовали становлению информационного общества?
Становление информационного общества было обусловлено несколькими факторами: развитием технологий связи и информационных технологий, увеличением доступности информации для большого количества людей, изменениями в экономике, переходом к постиндустриальным формам производства и др.
Каковы особенности массовых коммуникаций в информационном обществе?
В информационном обществе массовые коммуникации стали еще более распространенными и доступными благодаря развитию интернета и социальных сетей. Взаимодействие между медиа и аудиторией стало более динамичным, люди имеют возможность активнее участвовать в обмене информацией и выражении своего мнения.
Что такое коммуникационное влияние массовых коммуникаций?
Коммуникационное влияние массовых коммуникаций - это способность средств массовой информации воздействовать на мысли, чувства и поведение людей. Массовые коммуникации могут оказывать значительное влияние на формирование общественного мнения, ценностей и норм поведения.
Какие факторы влияют на эффективность коммуникационного влияния массовых коммуникаций?
На эффективность коммуникационного влияния массовых коммуникаций влияют такие факторы, как качество и содержание сообщений, контекст коммуникации, характеристики аудитории, степень вовлеченности реципиентов, их предыдущие знания и убеждения, а также социокультурный контекст общества.
Что такое информационное общество?
Информационное общество - это социальное общество, в котором информационные технологии и коммуникации играют центральную роль в процессе производства, распространения и использования информации.
Какие предпосылки привели к становлению информационного общества?
Становление информационного общества было обусловлено развитием информационных технологий, расширением доступа к информации, изменением экономической структуры и повышением роли информации во всех сферах жизни общества.
Как социологи рассматривают массовые коммуникации?
Социологи рассматривают массовые коммуникации как социальное явление, связанное с передачей сообщений между множеством людей с целью воздействия на их мировоззрение, поведение и ценности.
Каким образом массовые коммуникации оказывают влияние на своих получателей?
Массовые коммуникации оказывают влияние на своих получателей через создание общественной опинии, формирование стереотипов и представлений, манипуляцию сознанием и манипуляцию массами. Они могут также вызывать эмоциональные реакции и изменять поведение людей.