Сестринская помощь при ишемическом инсульте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 17.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 Понятие, этиология, патогенез, классификация ишемического инсульта 6
1.2 Клиническая картина, диагностика ишемического инсульта 10
1.3 Лечение, профилактика ишемического инсульта 15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИШЕМИЧЕСКОМ ИНСУЛЬТЕ 19
2.1. Особенности сестринской деятельности при уходе за пациентами с острым нарушением мозгового кровообращения 19
2.2. Пример сестринского ухода за пациентом с острым нарушением мозгового кровообращения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Первичная заболеваемость ишемическим инсультом на территории РФ в 2011-2017 гг. 31

Фрагмент для ознакомления

Пациентка третий ребенок в семье, беременность и роды проходили без осложнений, развитие соответствовало возрасту. Образование – среднее специальное, до пенсии трудилась поваром. Вдова, 3 детей. В настоящее время проживает в благоустроенной 3-х комнатной квартире с дочерью.Перенесенные заболевания: в детстве ветрянка, ОРВИ. Хронические заболевания: Атеросклеротическое поражение сосудов головного мозга. ДЭПIII степени. Гипертоническая болезнь III степени.Аллергологический анамнез не отягощен.Наследственность не отягощена.При осмотре пациента в удовлетворительном состоянии, положение в постели активное, сознание ясное. Температура тела – 36,60С. Кожные покровы бледные, лицо гиперемировано, пигментных пятен, травм на кожных покровах не обнаружено. Слизистые оболочки розового цвета, без особенностей. Подкожно-жировая клетчатка развита умеренно, отеков нет. Лимфатические узлы без особенностей.Система пищеварения, мочевыделения, эндокринная, опорно-двигательная система, органы дыхания без особенностей. ЧСС – 92 удара в минуту, АД – 190/100 мм рт.ст. Отмечается расширение левой границы сердца влево. Пациентка в сознании, речь затруднена (диартрия). Общемозговые и менингеальные симптомы не выявлены. Зрение снижено. Отмечается выпадение правых полей зрения обоих глаз. Правая глазная щель расширена, D > S. Отмечается парез взора вправо, установка взора влево. Правая носогубная складка сглажена, асимметрия при улыбке, положительный симптом «паруса». Движение руки справа ограничены. Рефлекс Бабинского справа, положительный рефлекс орального автоматизма. Справа отсутствует поверхностная, глубокая, сложная чувствительность.В соответствии со сказанным выше медицинская сестра может выявить такие нарушенные потребности как: есть, пить, отдыхать, двигаться, одеваться, раздеваться, быть чистой, быть в безопасности, общаться.Проблемами пациентки могут быть:Слабость, ортостатические нарушения, риск падения.Двигательные нарушения.Нарушение чувствительности.Нарушение речи.Нарушение глотания, обезвоживание и голод.Дефицит навыков самообслуживания.Когнитивные нарушения.Депрессия. Риск формирования психический нарушений.Риск повторного инсульта.Риск развития осложнений инсульта.План сестринской деятельности представлен в таблице 1.Таблица 1 План сестринской деятельности при уходе за пациенткой Ивановой И.С. Проблем пациентаЦель сестринского вмешательстваСестринское вмешательствоСлабость, ортостатические нарушения, риск паденияКраткосрочная: В период нахождения в отделении пациент не потеряет равновесие и не получит травму из-за паденияДолгосрочная: Пациент будет обучен приемам поддержания стабильного вертикального положенияОбеспечить безопасную среду (убрать препятствия, опасные предметы).Запретить пациенту перемещаться по отделению без контроля медицинских работников. Обеспечить пациента средствами поддержания устойчивости (ручки, поручни, коляска, каталка, трость, ходунки).Провести обучение пациента и его родных правилам безопасности, приемам поддержания стабильного вертикального положения.Двигательные нарушенияКраткосрочная: К окончанию госпитального этапа лечения пациент улучшит свои навыки в ходьбе и мелкой моторике.Долгосрочная: Пациент будет обучен методам тренировки навыков ходьбы и мелкой моторики.Ранняя виртуализация и двигательная активность сразу после разрешения врача.Обеспечить пациенту возможность для занятий ЛФК.Обучить пациента и его близких упражнениями по развитию мелкой моторике, механике шага, проводить с пациентом занятия по развитию мелкой моторики, дозированной ходьбе, лечение положением.Контролировать уровень понимания пациентом и его близкими значения ЛФК.Обеспечение пациента при выписке методической литературой по занятиям ЛФК. Нарушение чувствительностиКраткосрочная: Пациент не получить травму из-за нарушения чувствительности. Долгосрочная: В случае отрицательного результата реабилитации и стабильно сниженной чувствительности в результате обучения пациент будет владеть навыками контроля своей безопасностиКонтролировать состав и температуру пищи пациента, убрать в безопасное место все опасные жидкости, предметы.Обучить пациента методам контроля над безопасностью окружающей средыНарушение речиКраткосрочная: Пациент не будет испытывать дефицита в общении Долгосрочная: У пациента частично или полностью восстановится речь, разовьются навыки компенсации дефектов речиОбеспечить пациенту занятия с логопедом.Обеспечить пациента средствами для самостоятельных занятий.Контролировать произношение звуков и слов пациентом.Обучить и контролировать правильность проведения пациентов речевой гимнастики. Нарушение глотания, обезвоживание и голодКраткосрочная: Пациент не будет испытывать дефицита в приеме пищи, водыДолгосрочная: У пациента не разовьется дефицит питательных веществ, влаги, анорексияОбеспечить пациента лечебным питанием.Дать пациенту и его близким рекомендации п рациональному питанию (приложение 5).Дефицит навыков самообслуживанияКраткосрочная: Пациент не будет испытывать дефицита в гигиенических и иных потребностях Долгосрочная: Пациент обучится самостоятельно себя обслуживать Оценить уровень нарушений.Обеспечить пациента оборудованием дляоблегчение самообслуживания.Восполнить дефицит самообслуживания в необходимой мере с соблюдением правил этики и деонтологииОбеспечить пациенту возможности пройти курс трудотерапии.Обучить пациента приемами компенсации сформировавшихся стойких двигательных нарушений.Когнитивные нарушенияКраткосрочная: Пациент будет в безопасности на всем протяжении пребывания его в отделенииДолгосрочная: У пациента улучшатся когнитивные навыкиОбеспечить консультацию невролога, психолога, психиатра. Успокаивать пациента, беседовать с ним.Проводить с пациентом занятия по тренировке памяти, внимание и т.д.Провести с близкими пациента беседу о необходимости тактичного отношения к больному, обеспечения для него адекватного ухода и уровня безопасности Депрессия. Риск формирования психический нарушенийКраткосрочная: У пациента снизится тревожность.Долгосрочная: У пациента не разовьется депрессия, психопатические состоянияРасположить пациента к себе.Обеспечить консультацию невролога, психолога, психиатра. Выполнять назначения врача.Обеспечить пациенту покой.Риск повторного инсультаУ пациента не разовьется повторный инсультПровести с пациентом беседу о необходимости модификации образа жизни.Обеспечить пациента методическими материалами по питанию при инсульте Риск развития осложнений инсультаУ пациента не разовьется осложнений инсультаПровести с пациентом беседу о необходимости модификации образа жизни.Выполнять назначения врача.Обеспечить консультации смежных специалистовВ результате реализации приведенного плана, пациента отметила достижение поставленных целей. Пациентка была выписана в отделение реабилитации. Медицинская сестра провела с пациенткой и ее родственниками беседу на тему правильного питания, правил ухода за пациенткой, особенностей реабилитации при ОНМК. Таким образом, медицинская сестра выступает важным звеном в системе оказания медицинской помощи пациентам с ОНМК. В частности, она входит в междисциплинарную бригаду по оказанию медицинской помощи пациенту с ОНМК, при этом являясь самостоятельным специалистом, который выявляет проблемы пациента, составляет и реализует план по их решению. На конкретном клиническом примере мы изучили возможности медицинской сестры по оказанию помощи пациенту с ОНМК. ЗАКЛЮЧЕНИЕМы провели анализ проблемы сестринской деятельности при оказании помощи пациентам с ОНМК. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы:ИИ – это широко распространенная тяжелая патология головного мозга, относящаяся к группе ОНМК, вызванная рядом эндогенных и экзогенных факторов, некоторые из которых вполне могут быть предупреждены довольно простым набором профилактических мер, большая часть из которых связана с модификацией образа жизни пациента. Клиника ИИ имеет особенности, связанные с локализацией поражения.Выявление, лечение, профилактикаИИ, имеют комплексный характер, этапность, целостность, цели и метода для реализации каждого этапа. На практическом примере было показано, что исключительно важно, чтобы сестринская деятельность по уходу за пациентами с ОНМК имела систематический характер, велась в соответствии с потребностями пациента и соблюдением как профессиональных стандартов, так и норм этики и деонтологии.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИНа основании представленных данных следует представить следующие рекомендации:Цереброваскулярные патологии всегда проще предупреждать, чем лечить. Это обусловлено тяжестью поражения при таких патологиях. Часто такие пациенты имеют очень низкий, близкий к нулевому, реабилитационный потенциал. Именно поэтому медицинская сестра должна прикладывать все возможные усилия по профилактике цереброваскулярных патологий в целом и ИИ в частности. Для этого важно приводить диспансеризацию, обучение пациентов.Диспансеризация в нашей стране имеет ряд недостатков. В частности, она имеет низкий охват. Медицинская сестра должна вести учет населения, которое подлежит диспансеризации, принимать меры по ее организации. Большой вклад медицинская сестра может внести и в повышение тщательности диспансерного обследования, уделяя больше времени опросу пациента.Обучение пациента – это также одна из задач медицинской сестры. Здесь важно увеличивать охватывать обучаемых, предоставлять объективную информацию в интересной, доступной, удобной для пациента форме. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВМонографии, учебники, учебные пособияГусев Е.И. Неврология и нейрохирургия: учебник: в 2 т. Т. 1. Неврология / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И. Скворцова. – 4-е изд., доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 640 с.Инсульт. Современные подходы диагностики, лечения и профилактики: методические рекомендации / под ред. Д.Р. Хасановой, В.И Данилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 352 с.Инсульт: Руководство для врачей / Под ред. Л.В. Стаховской, С.В. Котова. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. – 400 с.Инсульт: современные технологии диагностики и лечения: руководство для врачей / под ред. М.А. Пирадова, М.М. Танашян, М.Ю. Максимовой. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 360 с.Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 688 с.ПирадовМ.А. Инсульт: пошаговая инструкция. Руководство для врачей / М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова, М.М. Танашян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с.СуслинаЗ.А. Нарушения мозгового кровообращения: диагностика, лечение, профилактика / З.А. Суслина, Т.С. Гулевская, М.Ю. Максимова, В.А. Моргунов. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 536 с.ШамаловН.А. Криптогенный инсульт / Н.А. Шумалов, М.А. Кустова // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2014. – №S2. – С. 42-49.ШнякинП.Г. Профилактика инсульта: учебное пособие для врачей / П.Г. Шнякин, Н.В. Исаева, А.В. Протопопов. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 127 с.Интернет-ресурсыГеморрагический инсульт у взрослых. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kokb45.ru/wp-content/uploads/2018/06/Gemorragicheskij-insult-u-vzroslyh.pdf (дата обращения: 30.12.2020).Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://npcpn.ru/doc/2020/rf-kr-insult.pdf (дата обращения: 24.12.2020).Клинический протокол «Ишемический инсульт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcrz.kz/docs/clinic_protocol/Терапия/Неврология%20взрослая/Ишемический%20инсульт.pdf (дата обращения: 30.12.2020).Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 24.12.2020).ПРИЛОЖЕНИЕ А. Первичная заболеваемость ишемическим инсультом на территории РФ в 2011-2017 гг.Рисунок А1 – Первичная заболеваемость ИИ на территории РФ в 2011-2017 гг (составлено автором по данным Минздрава [13])

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании представленных данных следует представить следующие рекомендации:
1. Цереброваскулярные патологии всегда проще предупреждать, чем лечить. Это обусловлено тяжестью поражения при таких патологиях. Часто такие пациенты имеют очень низкий, близкий к нулевому, реабилитационный потенциал. Именно поэтому медицинская сестра должна прикладывать все возможные усилия по профилактике цереброваскулярных патологий в целом и ИИ в частности. Для этого важно приводить диспансеризацию, обучение пациентов.
2. Диспансеризация в нашей стране имеет ряд недостатков. В частности, она имеет низкий охват. Медицинская сестра должна вести учет населения, которое подлежит диспансеризации, принимать меры по ее организации. Большой вклад медицинская сестра может внести и в повышение тщательности диспансерного обследования, уделяя больше времени опросу пациента.
3. Обучение пациента – это также одна из задач медицинской сестры. Здесь важно увеличивать охватывать обучаемых, предоставлять объективную информацию в интересной, доступной, удобной для пациента форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Гусев Е.И. Неврология и нейрохирургия: учебник: в 2 т. Т. 1. Неврология / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И. Скворцова. – 4-е изд., доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 640 с.
2. Инсульт. Современные подходы диагностики, лечения и профилактики: методические рекомендации / под ред. Д.Р. Хасановой, В.И Данилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 352 с.
3. Инсульт: Руководство для врачей / Под ред. Л.В. Стаховской, С.В. Котова. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. – 400 с.
4. Инсульт: современные технологии диагностики и лечения: руководство для врачей / под ред. М.А. Пирадова, М.М. Танашян, М.Ю. Максимовой. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 360 с.
5. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 688 с.
6. Пирадов М.А. Инсульт: пошаговая инструкция. Руководство для врачей / М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова, М.М. Танашян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с.
7. Суслина З.А. Нарушения мозгового кровообращения: диагностика, лечение, профилактика / З.А. Суслина, Т.С. Гулевская, М.Ю. Максимова, В.А. Моргунов. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 536 с.
8. Шамалов Н.А. Криптогенный инсульт / Н.А. Шумалов, М.А. Кустова // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2014. – №S2. – С. 42-49.
9. Шнякин П.Г. Профилактика инсульта: учебное пособие для врачей / П.Г. Шнякин, Н.В. Исаева, А.В. Протопопов. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 127 с.
Интернет-ресурсы
10. Геморрагический инсульт у взрослых. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kokb45.ru/wp-content/uploads/2018/06/Gemorragicheskij-insult-u-vzroslyh.pdf (дата обращения: 30.12.2020).
11. Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://npcpn.ru/doc/2020/rf-kr-insult.pdf (дата обращения: 24.12.2020).
12. Клинический протокол «Ишемический инсульт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcrz.kz/docs/clinic_protocol/Терапия/Неврология%20взрослая/Ишемический%20инсульт.pdf (дата обращения: 30.12.2020).
13. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 24.12.2020).


Вопрос-ответ:

Какова этиология и патогенез ишемического инсульта?

Ишемический инсульт возникает в результате нарушения кровообращения в мозге, которое обусловлено закупоркой сосуда (обычно атеросклеротическим тромбом) или сужением его (в результате спазма или сдавления), что приводит к недостаточному поступлению кислорода и питательных веществ к мозгу. Основной причиной развития инсульта является атеросклероз, а также диабет, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия и другие факторы риска. Патогенез инсульта связан с нарушением кровотока, развитием ишемии и отмиранием нервных клеток в пораженной области мозга.

Как проявляется клиническая картина ишемического инсульта?

Клиническая картина ишемического инсульта зависит от места поражения мозга. Основные симптомы инсульта включают резкое нарушение функций мозга, такие как потеря сознания, паралич или слабость в одной половине тела, нарушение координации, проблемы со зрением, речью и пониманием речи, головокружение, тяжелая головная боль и другие. У пациентов часто наблюдаются нарушения чувствительности, изменения в работе внутренних органов, а также нарушения психической деятельности.

Как проводится диагностика ишемического инсульта?

Диагностика ишемического инсульта включает в себя клинический осмотр пациента, анамнез (включая учет факторов риска), нейровизуализацию (например, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию), анализ крови на наличие маркеров повреждения мозга, электроэнцефалограмму и другие методы. Диагностика также включает исключение других возможных причин симптомов пациента.

Что такое ишемический инсульт?

Ишемический инсульт это состояние, при котором происходит нарушение кровоснабжения мозга из-за закупорки или сужения сосудов, что приводит к повреждению мозговой ткани.

Какие симптомы могут быть при ишемическом инсульте?

При ишемическом инсульте могут наблюдаться следующие симптомы: паралич или ослабление мышц, нарушения речи и зрения, головная боль, головокружение, тошнота, изменение сознания и другие.

Как происходит диагностика ишемического инсульта?

Диагностика ишемического инсульта включает проведение нейрологического обследования, МРТ или КТ головного мозга, анализ крови и другие дополнительные исследования, которые помогают определить наличие ишемического инсульта и его характеристики.

Каковы особенности сестринской деятельности при уходе за пациентами с ишемическим инсультом?

При уходе за пациентами с ишемическим инсультом, сестра должна обеспечить постоянное наблюдение за пациентом, помочь ему с выполнением основных ежедневных нужд, обеспечить правильное положение тела, применять специальные методы реабилитации и следить за прогрессом восстановления.

Как проводится лечение и профилактика ишемического инсульта?

Лечение ишемического инсульта может включать применение лекарственных препаратов, физиотерапию, регулярные занятия реабилитацией и другие методы. Профилактика включает контроль давления, поддержание здорового образа жизни, правильное питание и другие меры, направленные на снижение риска развития инсульта.

Что такое ишемический инсульт?

Ишемический инсульт — это состояние, которое возникает из-за нарушения кровообращения в мозге и приводит к недостаточному поступлению крови и кислорода в определенную область мозга.

Какие симптомы могут быть при ишемическом инсульте?

Симптомы ишемического инсульта могут варьироваться в зависимости от того, какая область мозга пострадала. Они могут включать потерю чувствительности в определенных областях тела, нарушение координации движений, проблемы с речью и зрением, головокружение и другие.

Какую роль играет медицинская сестра при ишемическом инсульте?

Медицинская сестра играет важную роль в оказании помощи пациентам с ишемическим инсультом. Она следит за состоянием пациента, помогает контролировать давление и температуру тела, осуществляет необходимые манипуляции (например, введение лекарственных препаратов), а также обеспечивает пациента комфортной и безопасной средой для восстановления.