Эмпирические методы научного познания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение 3
1. Наблюдение 5
2. Измерение 8
3. Эксперимент 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Основные этапы эксперимента: проектирование и планирование (цель, характер, средства, способы проведения и др.); контроль; интерпретация результатов.Структура эксперимента (т. е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):а) экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);б) объект эксперимента (т. е. явление, на которое осуществляется воздействие);в) система приборов и другоенаучное оборудование;г) методика проведения эксперимента;д) гипотеза (идея), которая подлежитподтверждению или опровержению[4].Устройства являются своеобразным усилителем чувств, который позволяет им исследовать то, чего последнее недоступно. Современные экспериментальные установки состоят из большого количества инструментов, выполняющих различные функции. В процессе эксперимента возможно случайное (даже негативное) воздействие прибора на исследуемый объект. Следовательно, результаты эксперимента могут отличаться от его целей. Однако исследователь примет соответствующие меры для минимизации этих эффектов. Последние иногда называют намеренно, а потому специально изучаются («рандомизация» эксперимента).У эксперимента есть две взаимосвязанные функции: экспериментальная проверка гипотез и теорий и формирование новых научных концепций. Эксперименты различают по функциям: исследовательские (исследования), тестовые (контрольные), репродуктивные, изолирующие и т. д. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу приводит к совершенствованию экспериментальной техники.По характеру объектов существуют физические, химические, биологические, социальные эксперименты и т. д. В современной науке важен решительный эксперимент, призванный опровергнуть одно и подтвердить другое из двух (или более) конкурирующих концепций. Это различие относительное: эксперимент, предназначенный для подтверждения, может привести к опровержению, и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит из вопросов, специфичных для природы, ответы на которые должны давать информацию о ее законах.Один из простейших типов научного эксперимента - это качественный эксперимент, предназначенный для установления наличия или отсутствия гипотезы или теории явления. Более сложный количественный эксперимент обнаруживает количественную определенность любого свойства рассматриваемого явления.В современной науке широко распространен мысленный эксперимент: система мыслительных процедур, выполняемых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый работает не с реальными объектами и условиями их существования, а с их концептуальными образами.Социальные эксперименты развиваются все больше и больше. При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты часто затрудняется и осложняется такими факторами, как:а) случайные внешние помехи, искажающие ход рассматриваемого процесса;б) случайные и систематические погрешности приборов, использованных в эксперименте;в) субъективные ошибки самого экспериментатора[2].Таким образом, эксперимент - это активное и целенаправленное вмешательство в ход рассматриваемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.ЗаключениеИсходяиз вышеизложенного, сделаем следующие выводы.Основныеэмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.Наблюдение направлено на объективное отражение действительности, это эмпирическая проверка теории, которая отражает и фиксирует знания о свойствах объекта. Наблюдение - это первичный и элементарный познавательный процесс на эмпирическом уровне научного знания. Как научное наблюдение, оно состоит из целенаправленного, организованного и систематического восприятия предметов и явлений внешнего мира.Измерение - это метод исследования, который основан на сравнении объектов по сходным свойствам, характеристикам, взаимосвязям с использованием эталона и установлении их количественных характеристик. Измерение относится к количественным методам, онтологической основой которых являются количественные отношения, выраженные в количестве и величине. Он предполагает наличие в среде деятельности определенной шкалы (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения и измерительного устройства. Измерение - это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за стандарт.Эксперимент - это искусственное создание условий для научного исследования, целенаправленный эксперимент, построенный по предложенной исследователем программе. Основа эксперимента - прибор. Цель эксперимента - выявить желаемые свойства объекта. Эксперимент состоит из подготовительной, рабочей и регистрационной частей и, как правило, не является «аккуратным», так как не учитывает влияние посторонних факторов.Список использованной литературыКалмыков, В.Н. Философия: учебное пособие / В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2006Лешкевич, Т.Г. Философия науки /Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2006.Лукашевич, В.К. Философия и методология науки /В.К. Лукашевич. – Мн.: Современная школа, 2006.Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / Л.А. Микешина. — М.: МПСИ Флинта, 2005Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект, 2015.Сухотин, А. Превратности научных идей. - М.: Высш. шк., 1991Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие / В.П. Кохановский и др. — Ростов н/Д: Феникс, 2016Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания /В.А. Штоф. - М.: Знание, 1978

1. Калмыков, В.Н. Философия: учебное пособие / В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2006
2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки /Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки /В.К. Лукашевич. – Мн.: Современная школа, 2006.
4. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / Л.А. Микешина. — М.: МПСИ Флинта, 2005
5. Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект, 2015.
6. Сухотин, А. Превратности научных идей. - М.: Высш. шк., 1991
7. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие / В.П. Кохановский и др. — Ростов н/Д: Феникс, 2016
8. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания /В.А. Штоф. - М.: Знание, 1978

Вопрос-ответ:

Какие методы научного познания относятся к эмпирическим?

К эмпирическим методам научного познания относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Чему служит метод наблюдения?

Метод наблюдения служит для получения первичных данных о явлениях и объектах, которые изучает наука.

Какие этапы включает в себя эксперимент?

Эксперимент включает в себя проектирование и планирование, определение цели и характера эксперимента, выбор средств и способов проведения, контроль и интерпретацию результатов.

Что представляет собой структура эксперимента?

Структура эксперимента определяет, что и кто необходимы для его проведения. Это включает экспериментаторов, объект эксперимента (явление, на которое осуществляется воздействие) и научное оборудование.

Какие методы используются для контроля и интерпретации результатов эксперимента?

Для контроля и интерпретации результатов эксперимента могут использоваться статистические методы, анализ полученных данных, сравнение с теоретическими моделями и объяснение полученных результатов на основе научных принципов.

Что такое эмпирические методы научного познания?

Эмпирические методы научного познания - это методы, основанные на наблюдении, измерении и эксперименте, которые позволяют получить знания о фактах, явлениях и закономерностях окружающего мира на основе опыта.

В чем состоят основные этапы эксперимента?

Основные этапы эксперимента включают проектирование и планирование, определение цели и характера эксперимента, выбор средств и способов проведения, контроль и интерпретацию результатов.

Какова структура эксперимента?

Структура эксперимента включает определение цели эксперимента, выбор средств и способов проведения, наличие экспериментаторов и объекта эксперимента (явления, на которое осуществляется воздействие), а также использование научного оборудования и системы приборов.

Кто является экспериментаторами?

Экспериментаторами могут быть различные ученые, в том числе физики, которые планируют и проводят эксперимент с целью получения новых знаний или подтверждения гипотез.

Что такое объект эксперимента?

Объект эксперимента - это явление или система, на которое осуществляется воздействие в рамках проводимого эксперимента. В зависимости от цели эксперимента, объектом может быть различное явление или предмет исследования.

Что такое эмпирические методы научного познания?

Эмпирические методы научного познания - это методы, основанные на наблюдении, измерении и эксперименте, которые позволяют получать объективные данные о явлениях и процессах в природе.