Развитие фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 17.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 7
1.1. Понятие фонетического навыка в методике обучения иностранному языку 7
1.2. Особенности обучения английскому языку на начальном этапе в школе 11
1.3. Способы и трудности развития фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста 15
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ 24
2.1. Лингвометодический потенциал стихотворений как средства развития фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе 24
2.2. Методика работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обучения 30
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Чтение русских слов, фраз, стихотворений с иностранным «акцентом» особенно эффективно во время классных занятий, когда учитель может проконтролировать уклад органов речи при артикулировании звуков (зрительный контроль), а такжеотсутствие смягчения согласных (слуховой контроль).В ходе нашего исследования мы провели анализ фонетических упражнений УМК "Spotlight" для 3 класса, результаты которого представлены в приложении (см. прил. 1).Далее приведем примеры работы с разными вариантами стихотворений с использованием различных методов и приемов.Эффективными методами формирования фонетических навыков в начальной школе являются фонетические игры и видео [Давыдова, 2010, с. 34-38; Саблина, 2020]. Установлено, что процесс обучения иностранному языку становится более эффективным при использовании различных приемов визуализации учебного материала и информации урока. Поэтому особую значимость приобретает использование ярких и занимательных компьютерных слайдов, анимации, видеофильмов и мультипликационных фильмов. Использование видео на уроках иностранного языка способствует расширению доступа к информации, увеличению выразительных возможностей её предоставления, соединению рациональных и эмоциональных аспектов, включению игровых элементов, широкой вариантности в выборе методических средств, тиражированию и совершенствованию методических материалов и упрощению их передачи на расстояние, индивидуализации образовательного процесса и его вариативности, новым возможностям в организации межпредметных связей.Приведем пример задания по обучению фонетике с использованием видеокурса к УМК "Spotlight" для 3 класса, разработанного нами самостоятельно (ресурс:Spotlight 3 DVD Английский в фокусе для 3 классаhttps://www.youtube.com/watch?v=R-Lng1Iqy-w).Упражнение"Пляшущие человечки".После просмотра видеофрагмента со стихотворением (Min. 7:55-8:55)учащимся предлагается "таинственная надпись" из одного слова, которое встречалось в фильме. Нужно разгадать это слово, зашифрованнoе с помощью специального шифра (правильный ответ: chimp).Шифр для разгадывания слова:Еще одной инновационной технологией обучения иностранному языку являются джазовые чанты. Ее суть состоит в том, что учащиеся повторяют за диктором (в записи) или преподавателем слова или фразыиностранного языка под музыку в определенном ритме. JazzChants, таким образом, являются своеобразным представлением иностранного языкав комплексном ритме: в нем переплетаются ритмы разговорного американского варианта английского языка и ритмы традиционного американского джаза. Функциональное наполнение чантов состоит в их методическом потенциале для отработки ритма,интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. Предлагается следующаяпоэтапность в работе с чантами на уроке иностранного языка: 1 этап - установочный. Осуществляется установка на первое восприятиечанта и проводится предварительная беседа, связанная с его содержанием.2 этап - презентационный.Происходит музыкальное предъявление чанта, а также знакомство с ритмом, темпом.3 этап - текстовой. Учитель предъявляет печатный текст (при необходимости) иотрабатывает с учащимися каждую линиючанта, заостряя внимание на трудных звуках или новых грамматических структурах.4 этап - собственно фонетический.На этом этапе идет фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т.д.).5 этап - повторение и закрепление в группах, парах.Идет повторное прослушивание с опорой на текст и отработка чанта в группах, парах.Приведем пример заданий по работе с джазовымичантами на уроке английского языка с целью формирования фонетических навыков. Упражнение “LINE-BY-LINE MINGLE”. Суть задания состоит в построчном составлении чанта. Например: урок «Where’sChuckles?» («Где Чаклз?»), в котором можно использовать прием “Line-by-linemingle” (УМК "Spotlight" для 3 класса). При помощи этого чанта дети учатся:1) спрашивать о местонахождении членов семьи: Where’s?2) отвечать, где находятся члены семьи: She/he’sin;3) употреблять в речи глагол-связку tobe;4) правильно произносить новые слова и выражения: Where’s Chuckles? He’s in the house! Oh no! He’s in the house! Where’s Mummy? She’s in the kitchen! Where’s Daddy? He’s in the bedroom! Chuckles, come here! Chuckles, come here! Chuckles is in the house!Упражнение“WE ARE AUTHORS OF THE JAZZ CHANTS!” Детям предлагается сначала сопоставить звуки с картинками, а затем создать свое стихотворение. Для выполнения упражнения с использованием джазовых чантов учителю остается только подобрать нужную музыку и отработать с учащимися чант по приведенной выше схеме этапов.Упражнение “THIS, THAT, THESE, THOSE”Это упражнение направлено на формирование фонетических навыков как компонента умений аудирования. Чанткороткий и воспроизводится под музыку, подобранную учителем, с использованием прихлопываний.This, that, these, those.Snap your fingers, touch your toes.This, that, those, these.Shrug your shoulders, bend your knees.Подборку чантов с музыкой для выполнения этого вида упражнений можно найти по ссылке:http://english-study-cafe.ru/index.php/180-video-uroki/892-dzhazovye-chantyВ ходе нашего исследования мы дополнительно разработали следующие упражнения на развитие фонетических навыков младших школьников. Упражнение "GNOMES".Обучающимся предлагается задание на аудирование.Им необходимо послушать стихотворение в аудиозаписи, найти слова из стихотворения на картинке и повторить за диктором. После повторения и усвоения данных лексических единиц можно провести игру "Гномы". Учитель предлагает учащимся поиграть. 4 ученика будут "гномами", которые будут искать в классе каждый свои "сокровища". Просит их на некоторое время выйти из класса и затем по команде учителя вернуться. Задание для "гномов": в звучащем тексте будут произнесены названия сокровищ (текст тот же, что и прослушивался ранее). Первому "гному", как самому старшему, нужно запомнить первые 4 слова и попытаться отыскать в классе эти предметы-"сокровища". Второму, третьему и четвертому "гному" нужно послушать по 2 слова и запомнить их (то есть 2 "гном" запоминает 5 и 6 слово, 3 "гном" – 7 и 8 слово, 4 "гном" – 9 и 10 слово).Предметы-"сокровища" остальные учащиеся заранее прячут в классе в коробочках, ящиках и т.д. Для "гномов" учитель готовит колпаки и бороды. После того, как "гномы" найдут каждый свои "сокровища", они должны встать перед всем классом и вместе с остальными учащимися повторить все новые слова, обращая внимание на верное произношение.Упражнение"FLY SWATTER". Суть игры заключается в следующем. Учащиеся прослушивают стихотворение, опираясь на картинку. После отработки и закрепления лексических единиц учитель предлагает учащимся игру "Flyswatter". На доске прикреплены картинки с данными словами. Учащиеся делятся на 2 команды и становятся в две колонки. Первые учащиеся получают мухобойки. Правила игры: учитель будет называть по порядку новые слова (по одному слову за раунд), учащиеся после восприятия слова на слух должны подбежать к доске и хлопнуть по нужному слову мухобойкой, вернуться на место и передать ее следующему учащемуся. Побеждает команда, быстрее всех справившаяся с заданиями. Далее идет работа со стихотворением, нецеленная на отработку звуков и заучивание его наизусть.Также мы разработали следующие приемы работы со стихотворениями:Игра "Забывчивый учитель": учитель как будто «забывает» конец стихотворения, а ученики напоминают ему, производя строчку."Нарисуй стихотворение": учитель читает стихотворение, сначала полностью, затем по строчкам. Каждую строчку ученики зарисовывают.Придумываниесинквейна (специфического стихотворения (без рифмы), состоящего из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме)."Письмо незнакомки": учащиеся получают "рассыпавшееся" стихотворение, их задача состоит в том, чтобы собрать его в единое целое и прочесть с выражением.Итак, методика работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обученияпредполагает ее реализацию в соответствии с тремя основными этапами – ориентировочно-подготовительным, стереотипизирующе-ситуативным и ситуативно-вариативным и включает комплекс упражнений, в том числе специальные фонетические, игровые упражнения, работу с видео и джазовыми чантами.Выводы по Главе 2Лингвометодический потенциал стихотворений как средства формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе заключается в том, что поэтические тексты способствуют увлекательной организации урока, созданию эмоционального настроя, передаче определенных лингвострановедческих знаний и введению игровых элементов. Интонация иноязычной речи, слова, словосочетания и целые предложения усваиваются в контексте культуры.Методика работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обученияпредполагает ее реализацию в соответствии с тремя основными этапами – ориентировочно-подготовительным, стереотипизирующе-ситуативным и ситуативно-вариативным и включает комплекс упражнений, в том числе специальные фонетические, игровые упражнения, работу с видео и джазовыми чантами.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроисходящие в настоящее время в российском обществе изменения в экономике, социальной сфере и образовании актуализируют изучение иностранных языков как средства межкультурного, делового и личного общения. Современные тенденциив развитии образовательной теории и практики обусловливают повышение интереса к проблемам раннего обучения иностранным языкам. Иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в средней и старшей, но и в начальной школе. Раннее изучение иностранного языка дает возможность заинтересовать младших школьников в аспекте языкового и культурного разнообразия мира. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. В связи с этим сфера научных изысканий в области обучения иностранным языкам в начальной школе неизбежно расширилась. Результатом этого стала разработка новых концепций и теорий иноязычного образования, которое, по мнению ведущих методистов, должно быть в начальной школе развивающим.Иноязычное образование в начальной школе нацелено на развитие личности школьника и его способностей, на формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных качеств и ценностей. Важной составляющей процесса иноязычного образования младшего школьника является формирование универсальных учебных действий и коммуникативной компетенции во всех ее составляющих, в том числе фонетических навыков.Обучение произношению имеет значительный методический потенциал, поскольку от его эффективности зависит овладение устной речью на иностранном языке. В исследованиях ученых установлено, что большие отклонения от произносительных норм ведут к непониманию речи собеседника, а также вызывают нарушения процесса обмена мыслями в устной форме.В нашей работе мы предприняли попытку рассмотрения методики обучения иностранному языку учащихся начальной школы в процессе иноязычного образования и пришли к выводу, что эффективность данной методики зависит от ее направленности на развитие когнитивных, языковых, коммуникативных способностей учащихся при обучении иноязычной фонетике.Фонетические навыки понимаются как способность осуществить синтезированное действие, совершающееся в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы, а также как способность воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватновоспроизводить.В лингводидактике наибольшее распространение имеет разделение фонетических навыков на слухопроизносительные и ритмико-интонационные. В ходе нашего исследования мы установили, что основными трудностями, возникающими в процессе формирования фонетических навыков обучающихся начального этапа, являются:создание слухопроизносительной базы изучаемого языка у разных обучающихся происходит по-разному; для овладения фонетической базой иностранного языка необходимо усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка; при определении содержания работы по постановке произношения необходимо уделить внимание отбору фонетического материала и его организации;формирование фонетических навыков испытывает отрицательное влияние со стороны родного языка обучающихся. Формирование фонетических навыков с процессуальной точки зрения осуществляется на основе определенных способов, основными из которых являются имитативный и аналитико-имитативный.Формирование фонетических навыков у обучающихся начальной ступени сопряжено с особенностями детей данного возраста и предполагает использование ярких, занимательных форм работы и материалов, одними из которых являются стихотворные произведения.Стихотворение рассматривается как небольшое по объему произведение, написанное по правилам стихосложения – комплекса организации поэтического текста с помощью различных приемов и других элементов, из которых состоит стихотворная система. Мы установили, что работа со стихотворениями и рифмовками при изучении английского языка совершенствует произносительные навыки, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.Лингвометодический потенциал стихотворений как средства формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе заключается в том, что поэтические тексты способствуют увлекательной организации урока, созданию эмоционального настроя, передаче определенных лингвострановедческих знаний и введению игровых элементов. Методика работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обученияпредполагает ее реализацию в соответствии с тремя основными этапами – ориентировочно-подготовительным, стереотипизирующе-ситуативным и ситуативно-вариативным и включает комплекс упражнений, в том числе специальные фонетические, игровые упражнения, работу с видео и джазовыми чантами.Мы полагаем, что цель исследования достигнута, его задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Бозорова,В.М., Максудова, М.У. Игровые технологии обучения иностранным языкам.Фонетические игры [Электронный ресурс] / В.М. Бозорова, М.У Максудова. - Режим доступа: http://goo.gl/LNM5S3.- Дата обращения: 15.08.2020.Верещак, С.А. Фонетические игры на уроках английского языка [Электронный ресурс] / С.А. Верещак. - Режим доступа:http://goo.gl/NwhsaB.- Дата обращения: 15.08.2020.Волкова, Т. Стихи и рифмовки как средство мотивации при изучении английского языка [Электронный ресурс] / Т. Волкова // Иностранные языки. Foreignlanguages. 24 июня, 2015. - Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/.- Дата обращения: 15.08.2020.Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко //Иностранные языки в школе. - 1994. -№ 1. - С. 8-16.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: АРКТИ, 2003. – 192 с. Грибанова, К. И. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на материале поэтических произведений/ К.И. Грибанова //Иностранные языки в школе. - 2011. - № 1. - С. 70. Гущина, Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков [Электронный ресурс] / Л.А. Гущина. - Режим доступа:http://goo.gl/IQcKIJ.- Дата обращения: 15.08.2020.Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ З.М. Давыдова // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 34-38. Долганина, В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков / В.В. Долганина // Иностранные языки в школе.-2008.-№3. - С. 35-40.Лобанова,Е. А. Формированиенавыкованглийскогопроизношениясучетомспецификифонологическихсистемизучаемогоиродногоязыков/ Е.А. Лобанова // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам : сборник материалов V научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т иностр. яз., Каф. иностр. яз. ; под ред. О. П. Казаковой. - Екатеринбург, 2012. - С. 80-86.Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 597-599.Ляпустина, Л.И. Особенности когнитивного развития младшего школьника в рамках развивающего иноязычного образования / Л.И. Ляпустина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 162–164.Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей/ Под ред. В.М.Филатова. - Ростов н/Д: АНИОН, 2003.– 416 с.Методы и приемы работы над фонетической стороной иноязычной речевой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-angliyskogo-yazyka-metody-i-priemy-raboty-nad-foneticheskoy-storonoy-inoyazychnoy-rechevoy-deyatelnosti.html. - Дата обращения: 15.08.2020.Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л.Ф. Низаева // Молодой ученый. - 2016. - № 28. - С. 933-935.Никитенко, З.Н. Иностранный язык Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика: учебник / З.Н. Никитенко. - Изд-во "Флинта", 2020. - 328 с.Никитенко, З.Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе/ З.Н. Никитенко. - Издательство «Прометей», 2019. - 356 с.Никитенко, З.Н. Специфика предмета «Иностранный язык» в системе начального общего образования (в рамкахединой образовательной области «Филология») / З.Н. Никитенко// Иностранные языки в школе. - 2010. - № 4. - С. 92-97.Никитенко, З.Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. ... доктора пед. Наук / З.Н. Никитенко. - Нижний Новгород, 2011. - 45 с.Павлова, Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка – эффективное средство усвоения языкового материала / Е.А. Павлова// Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 25-30.Пассов, Е.И., Кибирева, Л.В., Колларова, Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и её реализация)/ Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - С.-Пб.: Златоуст, 2007. – 199 с.Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного/ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с. Пассов, Е.И. Серия книг «Методика как наука». Книга девятая. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов. - Липецк: МУП «Типография» г. Ельца, 2016. – 736 с.Пассов, Е.И. Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под ред. Е.И. Пассова)/ Пассов Е.И. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.Подходы к формированию фонетических навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/uEVMs1.- Дата обращения: 15.08.2020.Романовская, О. Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английского языка в школе/ О.Е. Романовская //Иностранные языки в школе. - 2008. - № 8. - С. 16-17. Саблина, В. В. Фонетические игры-задания [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://goo.gl/rvr6L4.- Дата обращения: 15.08.2020.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2005. - 239 с. Специфика начального этапа обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://goo.gl/ZKZ0fy.- Дата обращения: 15.08.2020.Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://fgos.ru/.- Дата обращения: 02.11.2020.Форопонова,А.А. Фольклорнаялирикакаксодержательнаяосноваиноязычногообразованиявначальнойшколе/ А.А. Форопонова// Ученыезаписки: электронныйнаучныйжурналКурскогогосударственногоуниверситета. - 2012. - №1(21). - С. 2-8.Шолпо, И. Л.Как научить дошкольника говорить по-английски: учеб.пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей иучилищ по специальности «Преподавательиностранного языка в детском саду»/ И.Л. Шолпо.- СПб., 1999. - 150 с.Calabrese, R., Dawes, B. Earlylanguagelearningandteachertraining: aforeignlanguagesyllabusforprimaryschoolteachers. StudidiGlottadidattica. - 2008. -№ 1. - pp. 32–53. Kelly Gerald How to teach pronunciation. – Pearson Education Limited, 2000. – 161 p. Kentworthy Joanne Teaching English Pronunciation. – (Longman handbooks for language teachers), 1987. – 180 p.ПРИЛОЖЕНИЕРезультаты анализа фонетических упражнений УМК "Spotlight" для 3 классаУМК, номер упражнения, страницаОбразец упражненияЦель выполнения фонетического упражнения Пул возможных методических приемов для работы с упражнением«Spotlight 3» Ex. 3p. 5совершенствование фонетических навыков игра-пантомима: группа учащихся показывает предметы, остальные учащиеся угадывают и произносят их фонетически правильно«Spotlight 3» Ex. 1 p. 42контроль сформированностифонетических навыков, совершенствование продуктивных лексических навыков словоупотребления «Flyswatter»: из стихотворения выписаны слова и изготовлены карточки с ними. Карточки прикреплены на доске в случайном порядке. Учащиеся делятся на 2 команды и получают «мухобойки». Учитель называет слово на русском языке, представители команд должны подбежать к доске и «мухобойкой» хлопнуть по этому слову, вернуться и произнести его английский вариант;Задание: создать собственное меню по образцу упражнения, продиктовав нужные слова в партнеру.«Spotlight 3» Ex. 2 b p. 16совершенствование фонетических навыков, лексических навыков приём «Фонетическийкубик».На плоскостях кубика с помощью скотча прикрепляются картинки, которые изображают действия из стихотворения. Учитель передает кубик по очереди каждому ученику. Задача ученика – верно произнести слово, которое расположено на обращенной к нему грани кубика и выполнить нужное действие.«Spotlight 3» Ex. 2p. 48контроль сформированностифонетических навыков, продуктивных лексических навыков словоупотребленияМини-квест «Gnomes»: 4 ученика выступают в роли гномов, которые должны в классе найти каждый свое сокровище(предметы из стихотворения), назвать его нужным словом и верно произнести
Современные тенденции развития системы школьного образования связаны с приоритетом личностной составляющей обучения. В обновлении этой системы ведущая роль отводится начальной ступени как важному этапу в развитии ученика, его способностей, нравственных качеств, умений и желания учиться. Немаловажное значение в реализации данного процесса отводится иностранному языку. Вместе с тем анализ современной образовательной ситуации позволяет сделать вывод о том, что названные выше задачи реализуются не в полной мере, и результативность и качество овладения учащимися начальной школы иностранным языком оставляет желать лучшего. Первой методологической причиной, по мнению автора терминов "начальное иноязычное образование" и "развивающее иноязычное образование" З.Н. Никитенко, является ориентация урока иностранного языка на обучение, а не на иноязычное образование. Вторая причина заключается в недостаточном понимании того, что есть качественный урок иностранного языка.
Ценностью урока иностранного языка и иноязычного образования в целом является формирование личности ученика и его способности к межкультурному общению на основе бережного духовно-нравственного, когнитивного и речевого развития, а также комплекса его способностей к успешному овладению языком. Младший школьник благодаря изучению иностранного языка обретает ценности, качества и способности, необходимые ему для взаимодействия с поликультурной и многоязычной действительностью.
Если Е.И. Пассов ввел в терминосистему методики понятие "иноязычное образование", то З.Н. Никитенко, дополнив его новым компонентом и содержанием, получила новый термин – "развивающее иноязычное образование", верно полагая, что в начальной школе должно быть именно такое образование. Оно предполагает коммуникативное, когнитивное и духовно-нравственное развитие младшего школьника.
Данная концепция полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в котором зафиксированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы.
В предметных результатах относительно изучения иностранного языка в частности значится: формирование начальных коммуникативных навыков, необходимых для общения с носителями иностранного языка с учетом речевых возможностей и потребностей; усвоение знаний вербального и невербального поведения; усвоение начальных лингвистических представлений, расширение лингвистического кругозора; формирование толерантного отношения к представителям иной лингвокультуры и др.
С позиций нашего исследования ценным с исследовательской и практической точки зрения представляется формирование начальных коммуникативных навыков (элементарной коммуникативной компетенции) и формирование лингвистических представлений. Поскольку никакое общение на иностранном языке невозможно без прочно сформированных фонетических навыков, нам кажется важным обобщение существующих разработок и методик формирования данных навыков у учащихся начальной школы в контексте развивающего иноязычного образования.
Особое место в процессе формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе занимают стихотворные произведения, поскольку они соответствуют коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержат интересную для учащихся информацию.
Данные положения обусловливают актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – процесс формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе.
Предмет исследования – лингвометодический потенциал стихотворений как средства формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе.
Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования стихотворных произведений на начальном этапе обучения английскому языку в школе и проектирование методики формирования фонетических навыков с использованием стихотворных произведений на английском языке.
Задачи исследования:
1) определить сущность и содержательно-смысловое наполнение понятия "фонетический навык" в методике обучения иностранному языку;
2) описать особенности обучения английскому языку на начальном этапе в школе;
3) описать способы и трудности развития фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста;
4) определить лингвометодический потенциал стихотворений как средства развития фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе;
5) спроектировать и описать методику работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Степень изученности темы. Проблема развития фонетических навыков была исследована в теории и методике преподавания иностранных языков (Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова и др.); лингводидактике (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез); в аспекте коммуникативного подхода в теории и методике преподавания иностранных языков (И.Л. Бим, Е.Н. Соловова); в аспекте социокультурного подхода (Е.И. Пассов, В.В. Сафонова и др.), а также концепции иноязычного образования, начального иноязычного образования и развивающего иноязычного образования (З.Н. Никитенко, Е.И. Пассов и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: критический анализ специальной литературы; вероятностное прогнозирование; анализ и синтез; классификация; обобщение; проектирование; моделирование;
• эмпирические: наблюдение за организацией педагогического процесса и деятельностью учителя и обучающихся во время прохождения педагогической практики; анкетирование; тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы и разработанные фрагменты урока могут быть использованы в процессе обучения английскому языку в школе для более эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции в целом и повышения мотивации школьников к изучению английского языка, а также студентами при написании рефератов по теории преподавания иностранного языка.
Описание исследуемого материала и источниковедческой базы исследования. Работа была проведена с использованием учебно-методического комплекта: Spotlight 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.И. Быкова, Дж. Дули и др.]. 6-е изд., доп. и перераб. М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2017. - 178 с.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе определены сущность и содержательно-смысловое наполнение понятия "фонетический навык" в методике обучения иностранному языку, описаны особенности обучения английскому языку на начальном этапе в школе, а также способы и трудности развития фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.
Во второй главе определен лингвометодический потенциал стихотворений как средства развития фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе, а также спроектирована и описана методика работы со стихотворными произведениями на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы лежат в основе развития фонетических навыков у детей младшего школьного возраста при изучении английского языка?
Основными теоретическими основами развития фонетических навыков у детей младшего школьного возраста при изучении английского языка являются понятие фонетического навыка в методике обучения иностранному языку, особенности обучения английскому языку на начальном этапе в школе, способы и трудности развития фонетических навыков в процессе обучения.
Какие понятия связаны с развитием фонетических навыков детей при изучении английского языка на начальном этапе обучения?
Понятия, связанные с развитием фонетических навыков детей при изучении английского языка на начальном этапе обучения, включают в себя понятие фонетического навыка в методике обучения иностранному языку, особенности обучения английскому языку на начальном этапе в школе, а также способы и трудности развития фонетических навыков в процессе обучения.
Какие особенности имеет обучение английскому языку на начальном этапе в школе?
Обучение английскому языку на начальном этапе в школе имеет следующие особенности: изучение фонетических основ, начальное ознакомление с лексикой и грамматикой, акцент на устной речи и развитие фонетических навыков, использование игр и песен в процессе обучения, формирование базовых навыков и умений коммуникации на английском языке.
Какие способы и трудности возникают при развитии фонетических навыков детей в процессе обучения английскому языку?
В процессе развития фонетических навыков детей при обучении английскому языку могут возникать следующие способы и трудности: изучение звукового строя английского языка, правильное произношение звуков и интонации, умение различать и произносить тонкие различия между звуками, перевод навыков говорения на письмо и наоборот, осуществление слухового восприятия на незнакомых материалах.
Что такое фонетический навык?
Фонетический навык - это умение правильно произносить звуки, слова и фразы на иностранном языке.
Какие особенности есть при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста?
При обучении английскому языку детей младшего школьного возраста есть особенности, связанные с их возрастными особенностями, такими как быстрая запоминаемость и высокая пластичность мозга.
Какие способы развития фонетических навыков используются в процессе обучения иностранному языку?
В процессе обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста используются различные способы: слушание и повторение после учителя, игры с использованием звуков и слов, мнемонические упражнения и др.
Какие трудности могут возникнуть при развитии фонетических навыков?
При развитии фонетических навыков могут возникать трудности, связанные с особенностями звукового строя английского языка, непривычностью для детей младшего возраста произношения определенных звуков, а также с лексико-грамматическими особенностями английского языка.