Методика обучения детей лепке в подготовительной группе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 08.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения детей дошкольного возраста лепке 6
1.1 Значение лепки как вида изобразительной деятельности 6
1.2 Виды лепки детей дошкольного возраста 9
1.3 Методы и приемы обучения детей лепке 12
Глава 2. Практическая работа по обучению детей лепке в подготовительной группе 16
2.1 Изучение уровня сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста 16
2.2 Содержание работы по обучению лепке детей старшего дошкольного возраста 19
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
Фрагмент для ознакомления

Создать условия для использования разных инструментов и материалов при оформлении букв. Продолжить закреплять навык раскатывания соленого теста (формирование «колбасок»). Предложить детям самостоятельно найти способы соединения деталей Окрашенное соленое тесто, полный алфавит, приспособления для нанесения рисунка на тесто (печатки, штампы, палочки) День космонавтики Продолжать освоение техники рельефной лепки: предложить детям вместе создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения, способов декорирования образов (скручивание и свивание удлиненных цилиндров для хвоста кометы, наложение слоев в солнечной короне). Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотворчеству Соленое тесто, стеки, скалки, колпачки фломастеров или авторучек, формочки для выпечки, фольга золотистая и серебристая, бусинки, мелкие пуговицы, трубочки для коктейлей или мягкая проволока, клеенки, салфетки, клей ПВА, кисточки
Работа проводилась поэтапно. Первое занятие является ознакомительным и обучающим. Детей знакомили с предметами и явлениями окружающего мира, которые им предстояло изображать, обучали способам и приемам лепки из соленого теста. На последующих занятиях умения и навыки формировались и закреплялись; мы побуждали детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание лепки. На завершающем этапе занятия проводились с целью активизации творческого воображения детей.
Для этого использовались следующие задания:
1. «Слепи что-нибудь необычное». Предлагается детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
2. «Ожившая фигурка». Задание: «Ты волшебник, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?».
3. «Поможем скульптору». Задание: «Скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему».
4. «Загадки и отгадки». Задание: «Сейчас вы будете слушать загадки и отгадывать их необычным способом – лепить отгадки, не произнося отгадку вслух». По очереди загадываются загадки и предлагается детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Можно объединить отгадки в общую композицию.
5. «Придумай как можно больше». Предлагается детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста.
В работе с детьми мы использовали три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводился как по заданию, так и по замыслу детей. Также использовались коллективные формы организации детского творчества.
После проведенных занятий организовывались выставки работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служила стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.
Для обыгрывания изделий и поделок использовались игры. Обыгрывание предметов (игрушек) помогало привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
На занятиях осуществлялась взаимосвязь тестопластики с музыкальной, литературной и театрализованной деятельностью. Одно из занятий проведено по мотивам сказок (Приложение). Такой интегрированный подход, по нашему мнению, может способствовать развитию детского творчества, формированию ярких, образных представлений, развитию воображения дошкольников.
Также была организована работа с родителями. Во-первых, был оформлен наглядный стенд в приемной группы, где представлены темы занятий, выставка детских работ, консультации, выдержки из научных статей о значение лепки из соленого теста в развитии творческого воображения дошкольников. Во-вторых, был проведен семинар-практикум по обучению родителей приемам лепки из соленого теста, объяснены принцип составления композиций, изготовления цветов, украшений и других изделий. В-третьих, по итогам проведенной работе был объявлен конкурс на самую вкусную и красивую домашнюю выпечку, приуроченный к весеннему празднику с последующим чаепитием, на котором были подведены итоги работы.
Таким образом, работа проведена в форме занятий по обучению лепке из соленого теста. Работа проводилась поэтапно. На первом этапе дети знакомились с приемами лепки из соленого теста, на втором этапе – создавали поделки в процессе предметной, сюжетной и коллективной лепки, на третьем этапе – дети учились проявлять творческий подход и самостоятельность. Также было организовано взаимодействие с родителями.
Заключение

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что лепка имеет большое значение для умственного, физического, эстетического воспитания детей. В процессе лепки происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. В процессе лепки дети изучают несколько способов создания формы: конструктивный, пластический, комбинированный. Конструктивный способы – это создание формы предмета из отдельных частей. Пластический способ – это лепка предмета из одного куска материала, из которого вытягиваются все части. Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы.
Дети старшего дошкольного возраста в подготовительной группе совершенствуют все приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, приемы рельефной лепки и др. Эти приемы дети применяют при создании предметной, сюжетной и декоративной лепке, в индивидуальной и коллективной работе. Детям старшего дошкольного возраста доступны различные материалы – пластилин, глина, соленое тесто.
Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось через обучение лепке из соленого теста. Для достижения данной цели были организованы занятия. Для этого был разработан план занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста лепке из соленого теста.
Список литературы

Абдрахманова, А.А. Лепка из соленого теста как эффективное средство для творческого развития ребенка [Текст] / А.А. Абдрахманова // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. – М., 2015. – С. 9-11.
Бархатова, Л.А. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности [Текст] / Л.А. Бархатова, Н.А. Иванова, Е.Г. Фролова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы. – М., 2013. – С. 20-24.
Бувалец, Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке [Текст] / Л.Н. Бувалец // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798-802.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ООО «Книга по требованию, 2012. – 432 с.
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебн. пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
Гусева, И.В. Игрушки из солёного теста [Текст] / И.В. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 64 с.
Казакова, Т.Ю. Тестопластика на железнодорожную тематику [Текст] / Т.Ю. Казакова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4 (109). – С. 28-31.
Квитко, Л.А. Развитие творческих способностей дошкольников через тестопластику [Текст] / Л.А. Квитко // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2014. – С. 23-25.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 214 с.
Куликова, С.Н. Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством лепки из соленого теста [Текст] / С.Н. Куликова, В.Я. Яримович // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 162-166.
Лыкова, И.А. Вкусная лепка для детей и взрослых [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И.А. Лыкова, В.А.Шипунова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 112 с.
Мясоедова, С.П. Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки [Текст] / С.П. Мясоедова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 174-176.
Невская, Н.В. Творческие игры как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Невская // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 6 (111). – С. 57-63.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Т.Ю. Шведова. – М.: Азбука, 2016. – 920 с.
Слепенькина, С.В. Что творит соленое тесто [Текст] / С.В. Слепенькина, Г.И. Красикова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – № 1. – С. 60-63.
Тихомирова, С.В. Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой [Текст] / С.В. Тихомирова // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников / отв. ред. С.Б. Шухардина. – М., 2015. – С. 149-153.
Тупичкина, Е.А. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой [Текст] / Е.А. Тупичкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 186 с.
Приложение


Конспект занятия «Чудо-дерево» (коллективная лепка)
Цель: развитие творческого воображения.
Задачи: вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов – раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию (чувство формы), чувство юмора. Формировать навыки сотрудничества (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционной основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.
Предварительная работа: чтение сказки К.И. Чуковского «Чудодерево». Упражнение в шнуровке. Изготовление композиционной основы из картона – чудо-дерево с парными отверстиями для подвешивания чудо-плодов. Экспериментирование с разными пластическими материалами. Знакомство со способом получения изображения с помощью формочек (выдавливание, вырезание). Приготовление соленого теста (в присутствии детей) по рецепту: два стакана муки, полстакана соли, стакан теплой воды, ложка растительного масла. Тесто можно окрасить гуашевыми красками, для этого необходимо разделить его на части, скатать в шарики, сделать углубления, влить понемногу густой краски и хорошо перемешать.
Материалы, инструменты, оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, доска разделочная, предметы для отпечатков (штампики, колпачки фломастеров), мелкие бытовые предметы (бусины, бисер) и природный материал (горох, фасоль) для украшения поделок; салфетки, трубочки для коктейлей, шнурки или тесьма декоративная. Силуэт чудо-дерева из картона с парными отверстиями для подвешивания чудо-плодов.
Содержание занятия.
Педагог читает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Чудо-дерево» (по выбору), демонстрирует макет дерева (картонный силуэт) и предлагает детям превратить его в чудо-дерево.
Затем показывает формочки (кондитерские или для игр с песком) и предлагает повесить их на чудо-дерево, выдерживает паузу и предлагает подумать, может быть, можно как-то иначе использовать формочки для изготовления чудо-плодов. Дети вспоминают, что с помощью формочек можно вырезать (выдавить) разные фигурки из песка, глины, соленого теста.
Педагог раздает детям по кусочку соленого теста, напоминает, что тесто нужно раскатать в пласт с помощью скалки или расплющить в ладошках и затем выдавить (вырезать) фигурки с помощью специальных формочек. Интересуется, каким образом чудоплоды можно будет повесить на чудодерево. Дети предлагают свои варианты. Педагог советует сделать на поделках из соленого теста отверстия для петелек. Показывает две-три фигурки с подвесками из шнурков (узкой тесьмы, декоративной ленты). Обращает внимание на то, что чудоплоды украшены отпечатками, бусинами, пуговицами, фасолинами, горохом и т.д.
Дети выбирают формочки и с их помощью создают из соленого теста плоды для чуда-дерева: цветы, яблоки, листочки, бабочек, птичек, булочки, бантики, звездочки и т.д. Затем проделывают в поделках отверстия (например, с помощью трубочек для коктейлей или острием карандаша) и украшают по своему желанию мелкими бытовыми предметами (бусинами, бисером, пуговицами) или природным материалом (горохом, фасолью, скорлупой фисташек и пр.).
После лепки проводится выставка работ.











7

1. Абдрахманова, А.А. Лепка из соленого теста как эффективное средство для творческого развития ребенка [Текст] / А.А. Абдрахманова // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. – М., 2015. – С. 9-11.
2. Бархатова, Л.А. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности [Текст] / Л.А. Бархатова, Н.А. Иванова, Е.Г. Фролова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы. – М., 2013. – С. 20-24.
3. Бувалец, Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке [Текст] / Л.Н. Бувалец // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798-802.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ООО «Книга по требованию, 2012. – 432 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебн. пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
6. Гусева, И.В. Игрушки из солёного теста [Текст] / И.В. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 64 с.
7. Казакова, Т.Ю. Тестопластика на железнодорожную тематику [Текст] / Т.Ю. Казакова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4 (109). – С. 28-31.
8. Квитко, Л.А. Развитие творческих способностей дошкольников через тестопластику [Текст] / Л.А. Квитко // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2014. – С. 23-25.
9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 214 с.
10. Куликова, С.Н. Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством лепки из соленого теста [Текст] / С.Н. Куликова, В.Я. Яримович // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 162-166.
11. Лыкова, И.А. Вкусная лепка для детей и взрослых [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И.А. Лыкова, В.А.Шипунова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 112 с.
12. Мясоедова, С.П. Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки [Текст] / С.П. Мясоедова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 174-176.
13. Невская, Н.В. Творческие игры как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Невская // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 6 (111). – С. 57-63.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Т.Ю. Шведова. – М.: Азбука, 2016. – 920 с.
15. Слепенькина, С.В. Что творит соленое тесто [Текст] / С.В. Слепенькина, Г.И. Красикова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – № 1. – С. 60-63.
16. Тихомирова, С.В. Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой [Текст] / С.В. Тихомирова // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников / отв. ред. С.Б. Шухардина. – М., 2015. – С. 149-153.
17. Тупичкина, Е.А. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой [Текст] / Е.А. Тупичкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 186 с.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно обучать детей лепке в подготовительной группе?

Обучение детей лепке в подготовительной группе имеет несколько целей. Во-первых, лепка развивает мелкую моторику рук у детей, улучшает координацию движений и сенсорику. Во-вторых, это вид изобразительной деятельности, который позволяет развивать творческое мышление, воображение и фантазию. Кроме того, лепка способствует развитию таких качеств, как терпение, настойчивость и внимательность. Все эти навыки и качества являются важными в дальнейшем обучении детей.

Какие виды лепки существуют для детей дошкольного возраста?

Для детей дошкольного возраста существуют различные виды лепки, в зависимости от материала и техники работы. Например, это может быть пластилиновая лепка, глиняная лепка, песочная лепка или деревянная лепка. Каждый вид лепки имеет свои особенности и предполагает использование определенного материала и инструментов. Выбор конкретного вида лепки зависит от возраста детей, их интересов и целей обучения.

Какие методы и приемы используются при обучении детей лепке?

При обучении детей лепке используются различные методы и приемы, которые помогают создать благоприятную обучающую среду и эффективно развивать изобразительные навыки. Например, детям предлагаются разные задания и упражнения, которые способствуют развитию творческого мышления и фантазии. Также используются демонстрация и объяснение правил и приемов работы с материалом, а также индивидуальное корректирование и поддержка каждого ребенка в процессе обучения.

Как проводится практическая работа по обучению детей лепке в подготовительной группе?

Практическая работа по обучению детей лепке в подготовительной группе начинается с изучения уровня сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста. Затем проводятся занятия, на которых детям предлагаются различные упражнения и задания по лепке. В процессе работы применяются различные материалы и инструменты в зависимости от возраста и уровня подготовленности детей. Важным аспектом проведения практической работы является индивидуальный подход к каждому ребенку, корректировка и поддержка его творческой деятельности и развития.

Какое значение имеет лепка в обучении детей дошкольного возраста?

Лепка является важным видом изобразительной деятельности, которая способствует развитию моторики, воображения, творческого мышления и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Какие виды лепки используются при обучении детей дошкольного возраста?

В обучении лепке детей дошкольного возраста используются различные виды лепки, такие как лепка из пластилина, глины, соленого теста и прочие материалы с подходящей консистенцией.

Какие методы и приемы применяются при обучении детей лепке?

При обучении детей лепке используются различные методы и приемы, такие как демонстрация техники лепки, поэтапное объяснение процесса, поддержка и похвала ребенка, создание условий для свободного творчества и экспериментирования.

Как проводится изучение уровня сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста?

Изучение уровня сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью наблюдения за их работы, анализа и оценки их творческих произведений, а также проведения специальных заданий и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование этих умений.

Какие виды работ проводятся при обучении детей лепке в подготовительной группе?

При обучении детей лепке в подготовительной группе проводятся различные виды работ, включающие в себя создание предметных композиций, аппликаций, скульптурных форм, использование различных материалов и техник лепки.

Какую роль играет лепка в обучении детей дошкольного возраста?

Лепка является одним из видов изобразительной деятельности, которая имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста. Она развивает мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление, воображение и творческие способности ребенка.