Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 10.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей дошкольного возраста посредством игры 5
1.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте 5
2.2. Игра как средство воспитания дошкольников 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению влияния игры на воспитание детей дошкольного возраста 16
2.1 Диагностика уровня развития игровых навыков у детей дошкольного возраста 16
2.2. Перспективный план работы по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста 20
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 35
Также нами был разработан перспективный план работы с родителями на 2020-2021 год (Приложение 3).
В перспективе мы планируем продолжить работу по развитию игровой деятельности дошкольников, продолжать работу с родителями, пополнять картотеку игр.
Выводы по второй главе
После проведенной экспериментальной работы был сделан вывод о том, что уровень развития игровых навыков у детей дошкольного возраста определяется в целом как недостаточный, в связи с чем, необходимо проведение целенаправленной работы по созданию условий для формирования более высокого уровня развития игровых навыков.
На основании этого нами был разработан перспективный план перспективный план работы по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста, который может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных учреждениях для коррекции педагогического воздействия на детей среднего дошкольного возраста.
Заключение
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
После проведенной экспериментальной работы был сделан вывод о том, что уровень развития игровых навыков у детей дошкольного возраста определяется в целом как недостаточный, в связи с чем, необходимо проведение целенаправленной работы по созданию условий для формирования более высокого уровня развития игровых навыков.
На основании этого нами был разработан перспективный план перспективный план работы по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста, который может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных учреждениях для коррекции педагогического воздействия на детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
Список литературы
Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум,2009. – 144 с.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 317 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.: Просвещение, 2003. – 203 с.
Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Академия, 2000. – 414 c.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего педагога дошкольного учреждения. – 2016. –№ 34. – С. 40.
Кудрявцева Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра: электронное пособие. – М.: Учитель, 2015. – 198 с.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова Как играть с ребенком. – 3-е изд. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 с.
Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я. – 2003. – №6. – С. 43-48.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. – 256 с.
Психология детства / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 350 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-ое изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез. 2011.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения 10.01.2021)
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitaniidetej_1976/go,6;fs,0/ (дата обращения 10.01.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва] – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2012. – 567 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое издание. – М.: Владос, 2006. – 383 с.
Приложение 1
Диагностика уровня сформированности игровых навыков по методике Р.Р. Калининой
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий соответственно оценивается по 4 соответственно уровням. При этом, соответственно несмотря на то, что соответственно не существует жесткой соответственно зависимости между возрастом соответственно и уровнем развития игровой соответственно деятельности, представляется соответственно целесообразным установить следующие соответственно возрастные рамки для соответственно каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки соответственно позволяют как планировать соответственно работу с детьми того или иного соответственно возраста по формированию соответственно игровых навыков, так соответственно и отслеживать эффективность соответственно этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие соответственно распределения ролей; соответственно роль выполняет тот, соответственно кто «завладел» ключевым соответственно атрибутом (надел белый соответственно халат — врач, взял соответственно поварешку — повар). соответственно
2 уровень — распределение соответственно ролей под руководством соответственно взрослого, который задает соответственно наводящие вопросы: «Какие роли есть соответственно в игре? Кто будет играть роль соответственно Белочки? Кто хочет быть соответственно Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное соответственно распределение ролей при соответственно отсутствии конфликтных соответственно ситуаций (например, когда одну соответственно роль желают играть 2 и более человек). При наличии соответственно конфликта игровая группа соответственно либо распадается, либо дети обращаются соответственно за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное соответственно распределение ролей, соответственно разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание соответственно игры
1 уровень — действие с соответственно определенным предметом, соответственно направленное на другого («мама» кормит соответственно дочку-куклу, неважно, соответственно как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответственно соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, соответственно определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, соответственно то он не будет никого соответственно кормить).
4 уровень — выполнение соответственно действий, связанных с соответственно отношением к другим людям. Здесь важно, соответственно к примеру, не чем «мама» кормит соответственно ребенка, а «добрая» она или соответственно «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль соответственно определяется игровыми действиями, соответственно не называется.
2 уровень — роль называется, соответственно выполнение роли сводится соответственно к реализации действий.
3 уровень — роли ясно соответственно выделены до начала игры, соответственно роль определяет и направляет соответственно поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение соответственно наблюдается на всем соответственно протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра соответственно заключается в однообразном соответственно повторении 1-го игрового действия (например, соответственно кормление).
2 уровень — расширение спектра соответственно игровых действий (приготовление пищи, кормление, соответственно укладывание спать), игровые соответственно действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия соответственно многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия соответственно имеют четкую последовательность, разнообразны, соответственно динамичны в зависимости соответственно от сюжета.
5) Использование атрибутики и соответственно предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики соответственно при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное соответственно прямое использование соответственно атрибутики (игрушечная посуда, соответственно муляжи продуктов, флакончики соответственно от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование соответственно атрибутивных предметов, в том числе в качестве соответственно заместителей (игрушечная тарелка соответственно как прицеп к грузовику, кубики как соответственно продукты и т. д.); на предметное соответственно оформление игры уходит значительная соответственно часть времени.
4 уровень — использование соответственно многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и соответственно т. д.) и при необходимости соответственно изготовление небольшого количества соответственно ключевых атрибутивных соответственно предметов. Предметное оформление игры занимает соответственно минимальное время (если, например, соответственно нет посуды, могут быть использованы соответственно листы бумаги, ладошки или соответственно просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой соответственно речи
1 уровень — отсутствие ролевой соответственно речи, обращение к играющим соответственно по имени.
2 уровень — наличие соответственно ролевого обращения: обращение соответственно к играющим по названию роли («дочка», соответственно «больной» и т. д.). Если спросить соответственно играющего ребенка: «Ты кто?», назовет соответственно свое имя.
3 уровень — наличие ролевой соответственно речи, периодический соответственно переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая соответственно ролевая речь на всем соответственно протяжении игры. Если спросить играющего соответственно ребенка: «Ты кто?», назовет соответственно свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие соответственно правил.
2 уровень — правила явно соответственно невыделены, но в конфликтных соответственно ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила соответственно выделены, соблюдаются, соответственно но могут нарушаться соответственно в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение соответственно заранее оговоренных правил соответственно на всем протяжении игры
Результаты наблюдения удобно соответственно представлять в сводную соответственно таблицу. Против фамилии соответственно каждого ребенка отмечается соответственно его возраст и уровень игровых навыков по соответственно каждому критерию, который соответственно он демонстрирует в игровой деятельности.
Если ребенок соответственно выполнял заданный критерий соответственно ему ставился (+), если нет, то (-), за соответственно каждый (+) - 1 балл. Оценивается соответственно уровень развития игровой деятельности.
6-7 баллов – высокий соответственно уровень, 3-5 баллов – средний соответственно уровень, 3 балла и меньше – низкий.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в исследовании. Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения.
1. Часто ли Ваш ребенок играет дома?
Да
Нет
Свой вариант _______________
2. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?
Меньше 1 часа
От 1 до 2 часов
Свой вариант
3. Играете ли Вы вместе с ребенком?
Да
Нет
Иногда
4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает?
Предлагаю я, по мере надобности
Выбирает самостоятельно
Свой вариант ________________
5. Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?
Из игр детского сада
Телевидения и компьютерных игр
Свой вариант_________________
6. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок
Подвижные
Настольные
Сюжетно-ролевые (Дочки-матери, Магазин и др.)
Свой вариант _________________________
7. Настаиваете ли вы на выборе игры, если ребенок не высказывает особого желания?
Да
Нет
Свой вариант___________________________
8. Как выбираются вами игры для ребенка?
На свое усмотрение
На усмотрение ребенка
9. Какое значение, по Вашему мнению, имеет игра в жизни ребёнка игра?
10. Нужна ли Вам консультация по руководству сюжетно-ролевыми играми?
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 год
Месяц Содержание работы Сентябрь Анкетирование на тему «Игра с ребенком в вашей жизни».
Консультация для родителей: «Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Октябрь Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: «Игра с ребенком в вашей жизни». Ноябрь Проведение конкурса для родителей: «Игра для сенсорного развития детей руками родителей» Декабрь Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: «Вся жизнь насыщена игрой» Январь Проведение индивидуальной консультации: «Чем занять ребенка дома». Февраль Картотека игр: «Подвижные игры»; «Пальчиковые игры»; «Потешки». Март Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: «Игры с ребенком для успешной адаптации к детскому саду». Апрель Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: «Игра – это серьезно». Май Совместное мероприятие «Вечер игр». Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год
2
1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум,2009. – 144 с.
2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 317 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
5. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.: Просвещение, 2003. – 203 с.
6. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Академия, 2000. – 414 c.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
8. Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего педагога дошкольного учреждения. – 2016. –№ 34. – С. 40.
9. Кудрявцева Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра: электронное пособие. – М.: Учитель, 2015. – 198 с.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
11. Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова Как играть с ребенком. – 3-е изд. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 с.
12. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я. – 2003. – №6. – С. 43-48.
13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. – 256 с.
14. Психология детства / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 350 с.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-ое изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез. 2011.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
17. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения 10.01.2021)
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
19. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitaniidetej_1976/go,6;fs,0/ (дата обращения 10.01.2021).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва] – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2012. – 567 с.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое издание. – М.: Владос, 2006. – 383 с.
Вопрос-ответ:
Как игра может быть использована в воспитании детей дошкольного возраста?
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и может быть использована в воспитательной работе для развития различных навыков и качеств у детей.
Почему игра считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте?
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, так как через игру дети учатся и отрабатывают различные навыки, развивают фантазию и творческое мышление, учатся сотрудничать и решать проблемы.
Какая роль игры в воспитании дошкольников?
Игра играет важную роль в воспитании дошкольников, так как через игру дети учатся общаться, развивают эмоциональную сферу, учатся правилам и нормам поведения, развивают физические и интеллектуальные способности и умения.
Каким образом проводилось исследование влияния игры на воспитание детей дошкольного возраста?
Исследование влияния игры на воспитание детей дошкольного возраста проводилось через диагностику уровня развития игровых навыков у детей, а также через проведение экспериментальной работы, чтобы выявить конкретные результаты влияния игры на воспитание.
Каковы выводы первой главы статьи?
Выводы первой главы статьи заключаются в том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и может быть использована в воспитании детей для развития различных навыков и качеств.
Какая роль игры в воспитании детей дошкольного возраста?
Игра играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию физических, эмоциональных, социальных и когнитивных навыков. Через игру дети учатся сотрудничать, развивать воображение, общаться с другими детьми, исследовать мир и учиться решать проблемы.
Почему игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте?
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, потому что она наиболее естественна для детей этого возраста. Дети обладают естественной склонностью к игре, они учатся и познают мир через игру. Игра позволяет детям развивать свои способности и навыки, а также познавать себя и окружающий мир.
Как игра влияет на воспитание дошкольников?
Игра влияет на воспитание дошкольников во многих аспектах. Она помогает развивать физическую активность, интеллектуальные способности, социальные навыки и эмоциональную саморегуляцию. Через игру дети учатся делиться, сотрудничать, решать конфликты и развивать свою фантазию и творческие способности.
Как проводилась диагностика уровня развития игровых навыков у детей дошкольного возраста?
Диагностика уровня развития игровых навыков у детей дошкольного возраста проводилась путем наблюдения и анализа их игровой активности. Были выявлены такие параметры, как уровень разнообразия игровых действий, уровень активности в игре, способность к сотрудничеству и общению с другими детьми, уровень фантазии и креативности.
Каковы результаты экспериментальной работы по выявлению влияния игры на воспитание детей дошкольного возраста?
Результаты экспериментальной работы показали, что игра действительно оказывает положительное влияние на воспитание детей дошкольного возраста. Дети, которые активно участвовали в играх, продемонстрировали более высокий уровень развития социальных навыков, эмоциональной саморегуляции и фантазии. Они также показали большую активность в игре и большую склонность к сотрудничеству с другими детьми.