Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 42 42 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 11.02.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития в дошкольном возрасте 4
1.1. Педагогические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста 4
1.2. Особенности сенсорного развития дошкольников средствами дидактических игр и упражнений 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по сенсорному развитию в дошкольном возрасте 22
2.1. Диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста 22
2.2. Программа повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста 29
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 42

Фрагмент для ознакомления

(Средний)
1 балл — ребёнок, но понимает задание, но стремится его выполнить; после обучения, но переходит на адекватные способы действия. (Низкий)
Таблица 4
Результаты диагностической методики «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (М. И. Земцовой, адаптированный вариант)
Уровни развития детей Количество детей Высокий 3 Выше среднего 7 Средний 5 Низкий 0
Уровни сенсорного развития детей после проведенных диагностических методик определим исходя из следующих критериев:
- высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 16–12;
- выше среднего уровень –количество набранных баллов 11–8;
- средний уровень –количество баллов 7–4;
- низкий уровень количество баллов 3–1.
Результаты диагностики педагогического эксперимента представлены в Приложении 1.
Таблица 5
Анализ уровней сенсорного развития дошкольников
Группы
Уровни Количество детей Высокий 3 Выше среднего 9 Средний 3 Низкий 0
Таким образом, проведенная диагностика позволила определить текущий уровень развития сенсорных умений у дошкольников: высокий уровень – 3 детей, уровень выше среднего – 9 детей, средний уровень – 3 детей, низкий уровень отсутствует.

2.2. Программа повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста
На основе анализа полученных результатов нами была разработана программа повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста, состоящая из игр и упражнений, направленных на улучшение развития сенсорных навыков дошкольников.
Таблица 6
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на улучшение развития сенсорных навыков дошкольников
Период Содержание
деятельности Цель Оборудование Январь Дидактическое упражнение «Назови геометрическую
фигуру» Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры; Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Дидактическая игра
«Почтовый ящик» Учить видеть форму в предмете, соотносить
форму фигуры, подбирать с помощью проб и примеривания. Деревянная коробка с прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, в количестве 10 штук, которые совпадают с прорезями коробки. Дидактическая игра
«Магазин игрушек» Закрепление умения выбирать объёмные
формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального
назначения предмета. Кубики, мяч, воздушный шар, пирамидка, часы, телевизор и др. Февраль Дидактическая игра
«Матрёшка» Знакомство с принципом складывания матрешки (прячем маленькую в
большую), соотносить предметы по величине. 3х местная матрешка, 4х местная матрешка, 5 местная матрешка. Дидактическая игра
«Собери пирамидку» 1. Формирование умения разбирать и собирать в правильной
последовательности пирамидку, называя цвет, форму, размер. Трафареты овалов
«колечек» из цветного картона, «палочка» из белой бумаги для пирамидки 2. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами
наложения. Деревянная и пластмассовая пирамидка шестиступенчатая пирамидка Дидактическая игра
«Угости маленького и большого зайца» Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине Два игрушечных зайца и большая и маленькая морковка Март Дидактическая игра Учить различать цвета, Крупные пластмассовые «Цветные кубики» ориентируясь на их кубики четырех цветов. однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами такой» - «не такой»; действовать по подражанию. Дидактическая игра Учить осуществлять Набор картонной одежды «Куклы идут в гости» выбор цвета по образцу, по 4 предмета: кофта, действовать по цветовому юбка, туфли, бант. 4 сигналу, развивать плоскостных одинаковых внимание. куклы Дидактическая игра Закрепить умение Шнурок и деревянные «Собери бусы» действовать по образцу: бусины 4 основных собирать бусы по форме, цветов. цвету и величине. Апрель Дидактическая игра Умение определять Мешочек, длинный и «Определи на ощупь» знакомые предметы на короткий карандаши, ощупь; сравнение большая и маленькая предметов на ощупь по пуговицы, широкая и длине, величине, ширине. узкая линейки и так далее.). Дидактическая игра Учить находить Непрозрачный мешочек; «Узнай фигуру» геометрические фигуры два набора плоскостных и на ощупь по зрительно- объемных геометрических воспринимаемому фигур (кубики, конусы, образцу. цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и так далее.). Дидактическая игра Закрепление развития Две одинаковых емкости, «Перебираем фасоль, тактильных ощущений, фасоль, горох. горох» малкой моторики, координации движений
Подводя итог, можно сказать, что данный комплекс игр направлен на развитие сенсорных способностей у дошкольников, на умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величин.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно помогает ребёнку систематизировать знания, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Ведущей деятельностью в сенсорном воспитании выступает дидактическая игра, она помогает ребёнку узнать, как устроен мир, расширить его кругозор. Только при определённой системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Играя, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

Выводы по второй главе
Проведенная диагностика позволила определить текущий уровень развития сенсорных умений у дошкольников: высокий уровень – 3 детей, уровень выше среднего – 9 детей, средний уровень – 3 детей, низкий уровень отсутствует.
На основе анализа полученных результатов нами была разработана программа повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста, состоящая из игр и упражнений, направленных на улучшение развития сенсорных навыков дошкольников.
Данный комплекс игр направлен на развитие сенсорных способностей у дошкольников, на умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величин.

Заключение
Сенсорное развитие – целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Оно направлено на формирование у ребёнка сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Развитие сенсорных способностей – начальная и необходимая форма развития ребенка, которая обогащает дошкольника в ходе общения с природой, с явлениями общественной жизни, а также с вещами, созданными руками человека.
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы сенсорные эталоны: эталоны цвета, эталоны формы, эталоны величины, эталоны геометрических фигур. Для развития этих эталонов необходимо чётко формулировать задачи, которые будут направлены на развитие сенсорных способностей в игре и упражнениях, такие как: обучающие, развивающие и воспитывающие. Сенсорные эталоны дошкольников развиваются с помощью игровых методов (дидактическая игра и упражнения; воображаемая ситуация в развернутом виде; игровые приемы; игровые упражнения), а также форм (сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми) их организации – во время игр и упражнений. Данные методы и формы работы с дошкольниками позволяют сформировать базовые знания о цветовом спектре, геометрических фигурах, их форме и величине.
Проведенная диагностика позволила определить текущий уровень развития сенсорных умений у дошкольников: высокий уровень – 3 детей, уровень выше среднего – 9 детей, средний уровень – 3 детей, низкий уровень отсутствует.
На основе анализа полученных результатов нами была разработана программа повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста, состоящая из игр и упражнений, направленных на улучшение развития сенсорных навыков дошкольников.
Данный комплекс игр направлен на развитие сенсорных способностей у дошкольников, на умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величин.
Таким образом, задачи исследования выполнены полностью, цель достигнута.
Список литературы
Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников [Текст] / В.А. Аванесова. – М. : Просвещение, 1982. – 84 с.
Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов [Текст] / Н.С. Бабиева и др. – Тамбов. : Фонд развития науки и культуры // Перспективы науки. – 2016. – №6. – С. 64 – 67.
Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде. /Е.С. Басырова. – М. : Международный научно-инновационный центр. // Психология, социология и педагогика. - №2. – 2016. – С. 30 – 32.
Бобрикова, В.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. /В.В. Бобрикова. – Екатеренбург. : Уральский государственный педагогический университет//Потенциалы художественно- творческой деятельности в развитии ребенка, 2015. – С. 45 – 51.
Богомолова, М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике исторический аспект: монография/М.И. Богомолова//Минобрнауки России, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский гос. Пед. Ун-т И.Н. Ульянова. – Ульяновск. : ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им. И.Н. Ульянова. 2015. – 120 с.
Бурейшина, О.М. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста: Наша игротека / О.М. Бурейшина// Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 61 – 67.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М., 1988. – 153 c.
Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 65 с.
Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Дошкольное воспитание. 2004. – № 13. – 14 c.
Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 368 с.
Власова, Н.С. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания [Электронный ресурс]. – URL: http://gendocs.ru/v36673/дидактическая_игра_как_средство_сенсорного_воспитани я (дата обращения: 11.01.2021).
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://bookap.info/deti/vygotskiy_psihologiya_razvitiya_rebenka/bypage/1 (дата обращения: 11.01.2021).
Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМОПресс, 2012. – 560 с.
Габова, М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений. [Текст] /М.А. Габова. - М.: Эдисьон Пресс.-№12, 2013.-С. 16-29
Гаврина, С.Е. Сенсорика: 3+ [для детей дошкольного возраста: для чтения взрослыми детям] [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.П. Кутябин, И.Г. Щербинина. - М. : Экзамен, 2016 - 155с.
Громова, И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук. [Текст] / И. Громова //Дошкольное воспитание: ежемесяч. науч.- метод. журнал/учредитель и изд. : Воспитание дошкольника, 2014. – 76 с.
Димеденко, С.О. Дидактическая игра как средство развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста. [Текст] /С.О. Демиденко.-М. : Образование и информатика. //Информатика в школе. – № 5. 2015. – С. 44 – 49.
Загрудняк, М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста / М.А. Загрудняк// Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 62 – 67.
Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М. : Академия педагогических наук, 2003. – С. 15 – 23.
Ибрагимова, Л.М. Влияние дидактической игры на сенсорное развитие ребенка. [Текст] /Л.М. Ибрагимова. – Чебоксары. : Интерактив плюс. Педагогический опыт. //Теория, методика и практика. – 2015. – № 1. – С. 207 – 208.
Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников: метод. пособие [Текст] / под ред. В.А. Деркунской. - М. : Центр пед. образования, 2013, 2015. – 96 с.: табл. – (Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в ДОУ). - Прил.: с. 70 – 93. - ISBN 978-5-91382-099-0.
Каипкулова, Л.Р. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте в рамках ФГОС. /Л.Р. Каипкулова. – Сибай. : Сибайский институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2015. – С. 163 – 165.
Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников. /А.М. Карапетян. – Чебоксары.:Интерактив плюс. /Новое слово в науке: перспективы развития. – № 2, 2014, – С. 57 – 59.
Ковальчук, С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребенка в младшем дошкольном возрасте//С.П. Ковальчук. - Курск.: Евразийский научный журнал , 2015. - №10. – С. 200 – 201.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. -3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. – 436 с.
Костюк, И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание./И.Г. Костюк. – М. : Сфера, 2000. – №11. – С. 47 – 48.
Мандыякова, И.Н. Влияние сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста. /И.Н. Мандыякова. - Белово. :Беловский государственный университет, 2015. – С. 234 – 235.
Моисеенко, Людмила. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников / Л. Моисеенко // Дошкольное образование. 2014. – № 2. - С. 52 – 55.
Неудахина, Н.И. Сенсорное развитие в семье: рекомендации родителям младшего дошкольника. /Н.И. Неудахина, А.М. Никишина. - М.: Школьная пресса//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. – № 6. – С. 64 – 67.
Новосельцева, Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников/ Т.Ф. Новосельцева, Н.Н. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск.: РИО ИРО. 2011. – 130 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/ped/2138268.html (дата обращения: 11.01.2021).
Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://detskiisad29.ru/d/484781/d/pilyugina_egzanyatiya_po_sensornomu_vospitaniyu.p df (дата обращения: 11.01.2021).
Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников [Текст] / Э.Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2001. – 212 с.
Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова. – М. : Просвещение. 2011. – 192 с.
Поляшова, Н.В. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста/Н.В. Поляшова, Е.В. Уткина. - Чебоксары. : Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»». 2015. – № 2. – C. 195 – 197.
Практическая Монтессори-педагогика; кн. для педагогов и родителей: [с упражнениями для мален. детей]/Е.А. Хилтунен. – М. : Астрель, 2011. – 399 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Самарцева, О.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / О.В. Самарцева// Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2014. – № 6. – С. 30 – 40.
Самохвалова, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста./Н.В. Самохвалова. – Н.Новгород. : Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2016. – C. 81 – 85.
Свиридова, Н.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Н.В. Свиридова// Дошкольная педагогика. 2018. – № 4. – С. 18 – 20.
Ткаченко, А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.//А.С. Ткаченко. - Братск.: Братский государственный университет. - Том 1. 2014. – С. 185 – 186.
Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду./А.П. Усова. – М. : Просвещение, 2005. – 223с.
Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей [Текст] / Ф. Фребель. Сост. предисловие А.М. Волубаева. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2011. – 140 с.
Харитонова, Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников [Текст] / Т.Г. Харитонова. – М. : Перо. // Ступень в педагогическую науку, 2013. – С. 47 – 50.
Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.- метод. пособие [Текст] / Ю.М. Хохрякова – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 120 с.
Хохрякова, Ю.М. Технология сенсорного воспитания раннего возраста. [Текст] Автореф.дис. кандидата педагогических наук / Ю.М. Хохрякова. – Екатеринбург.: 2011. – 24 с.
Шамеева, О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста./О.Г. Шамеева. – Самара. :Асгард //Актуальные вопросы современной педагогики, 2015. – C. 118 – 120.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0018 (дата обращения: 11.01.2021).

Приложение 1
Результаты диагностики
№ п/п Диагностическая методика группировка игрушек (Л. А.
Венгер). Диагностическая методика разбери и сложи матрёшку четырехсоставную Диагностическая методика собери цветок Диагностическая методика
«Какой предмет на ощупь? Итого 1 1 2 2 2 7с 2 2 2 3 3 10вс 3 2 2 2 3 9вс 4 3 3 3 4 11вс 5 2 2 3 3 10вс 6 2 3 3 2 11вс 7 2 2 2 2 8вс 8 2 2 3 3 8вс 9 1 2 1 2 6с 10 3 2 2 4 11вс 11 3 3 4 3 13в 12 2 3 4 4 11вс 13 2 3 4 3 12в 14 2 2 1 2 7с 15 3 3 3 3 12в Всего: В – 3 ВС – 9 С-3 Н-0








21

Список литературы
1. Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников [Текст] / В.А. Аванесова. – М. : Просвещение, 1982. – 84 с.
2. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов [Текст] / Н.С. Бабиева и др. – Тамбов. : Фонд развития науки и культуры // Перспективы науки. – 2016. – №6. – С. 64 – 67.
3. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде. /Е.С. Басырова. – М. : Международный научно-инновационный центр. // Психология, социология и педагогика. - №2. – 2016. – С. 30 – 32.
4. Бобрикова, В.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. /В.В. Бобрикова. – Екатеренбург. : Уральский государственный педагогический университет//Потенциалы художественно- творческой деятельности в развитии ребенка, 2015. – С. 45 – 51.
5. Богомолова, М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике исторический аспект: монография/М.И. Богомолова//Минобрнауки России, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский гос. Пед. Ун-т И.Н. Ульянова. – Ульяновск. : ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им. И.Н. Ульянова. 2015. – 120 с.
6. Бурейшина, О.М. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста: Наша игротека / О.М. Бурейшина// Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 61 – 67.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М., 1988. – 153 c.
8. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 65 с.
9. Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Дошкольное воспитание. 2004. – № 13. – 14 c.
10. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 368 с.
11. Власова, Н.С. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания [Электронный ресурс]. – URL: http://gendocs.ru/v36673/дидактическая_игра_как_средство_сенсорного_воспитани я (дата обращения: 11.01.2021).
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://bookap.info/deti/vygotskiy_psihologiya_razvitiya_rebenka/bypage/1 (дата обращения: 11.01.2021).
13. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМОПресс, 2012. – 560 с.
14. Габова, М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений. [Текст] /М.А. Габова. - М.: Эдисьон Пресс.-№12, 2013.-С. 16-29
15. Гаврина, С.Е. Сенсорика: 3+ [для детей дошкольного возраста: для чтения взрослыми детям] [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.П. Кутябин, И.Г. Щербинина. - М. : Экзамен, 2016 - 155с.
16. Громова, И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук. [Текст] / И. Громова //Дошкольное воспитание: ежемесяч. науч.- метод. журнал/учредитель и изд. : Воспитание дошкольника, 2014. – 76 с.
17. Димеденко, С.О. Дидактическая игра как средство развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста. [Текст] /С.О. Демиденко.-М. : Образование и информатика. //Информатика в школе. – № 5. 2015. – С. 44 – 49.
18. Загрудняк, М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста / М.А. Загрудняк// Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 62 – 67.
19. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М. : Академия педагогических наук, 2003. – С. 15 – 23.
20. Ибрагимова, Л.М. Влияние дидактической игры на сенсорное развитие ребенка. [Текст] /Л.М. Ибрагимова. – Чебоксары. : Интерактив плюс. Педагогический опыт. //Теория, методика и практика. – 2015. – № 1. – С. 207 – 208.
21. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников: метод. пособие [Текст] / под ред. В.А. Деркунской. - М. : Центр пед. образования, 2013, 2015. – 96 с.: табл. – (Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в ДОУ). - Прил.: с. 70 – 93. - ISBN 978-5-91382-099-0.
22. Каипкулова, Л.Р. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте в рамках ФГОС. /Л.Р. Каипкулова. – Сибай. : Сибайский институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2015. – С. 163 – 165.
23. Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников. /А.М. Карапетян. – Чебоксары.:Интерактив плюс. /Новое слово в науке: перспективы развития. – № 2, 2014, – С. 57 – 59.
24. Ковальчук, С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребенка в младшем дошкольном возрасте//С.П. Ковальчук. - Курск.: Евразийский научный журнал , 2015. - №10. – С. 200 – 201.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. -3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. – 436 с.
26. Костюк, И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание./И.Г. Костюк. – М. : Сфера, 2000. – №11. – С. 47 – 48.
27. Мандыякова, И.Н. Влияние сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста. /И.Н. Мандыякова. - Белово. :Беловский государственный университет, 2015. – С. 234 – 235.
28. Моисеенко, Людмила. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников / Л. Моисеенко // Дошкольное образование. 2014. – № 2. - С. 52 – 55.
29. Неудахина, Н.И. Сенсорное развитие в семье: рекомендации родителям младшего дошкольника. /Н.И. Неудахина, А.М. Никишина. - М.: Школьная пресса//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. – № 6. – С. 64 – 67.
30. Новосельцева, Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников/ Т.Ф. Новосельцева, Н.Н. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск.: РИО ИРО. 2011. – 130 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/ped/2138268.html (дата обращения: 11.01.2021).
32. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://detskiisad29.ru/d/484781/d/pilyugina_egzanyatiya_po_sensornomu_vospitaniyu.p df (дата обращения: 11.01.2021).
33. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников [Текст] / Э.Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
34. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2001. – 212 с.
35. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова. – М. : Просвещение. 2011. – 192 с.
36. Поляшова, Н.В. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста/Н.В. Поляшова, Е.В. Уткина. - Чебоксары. : Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»». 2015. – № 2. – C. 195 – 197.
37. Практическая Монтессори-педагогика; кн. для педагогов и родителей: [с упражнениями для мален. детей]/Е.А. Хилтунен. – М. : Астрель, 2011. – 399 с.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
39. Самарцева, О.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / О.В. Самарцева// Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2014. – № 6. – С. 30 – 40.
40. Самохвалова, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста./Н.В. Самохвалова. – Н.Новгород. : Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2016. – C. 81 – 85.
41. Свиридова, Н.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Н.В. Свиридова// Дошкольная педагогика. 2018. – № 4. – С. 18 – 20.
42. Ткаченко, А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.//А.С. Ткаченко. - Братск.: Братский государственный университет. - Том 1. 2014. – С. 185 – 186.
43. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду./А.П. Усова. – М. : Просвещение, 2005. – 223с.
44. Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей [Текст] / Ф. Фребель. Сост. предисловие А.М. Волубаева. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2011. – 140 с.
45. Харитонова, Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников [Текст] / Т.Г. Харитонова. – М. : Перо. // Ступень в педагогическую науку, 2013. – С. 47 – 50.
46. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.- метод. пособие [Текст] / Ю.М. Хохрякова – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 120 с.
47. Хохрякова, Ю.М. Технология сенсорного воспитания раннего возраста. [Текст] Автореф.дис. кандидата педагогических наук / Ю.М. Хохрякова. – Екатеринбург.: 2011. – 24 с.
48. Шамеева, О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста./О.Г. Шамеева. – Самара. :Асгард //Актуальные вопросы современной педагогики, 2015. – C. 118 – 120.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0018 (дата обращения: 11.01.2021).

Вопрос-ответ:

Каковы педагогические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста?

Развитие сенсорных навыков у дошкольников играет важную роль в их общем развитии. Педагогические аспекты включают организацию специальных игр и упражнений, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового восприятия.

Какие особенности сенсорного развития есть у дошкольников и как их можно развивать?

Дошкольники активно сенсорно воспринимают окружающий мир. Они интересуются различными текстурами, звуками, запахами, вкусами. Чтобы развивать сенсорное восприятие детей, можно предлагать им игры с тактильными материалами, звуковыми инструментами, ароматными объектами и продуктами разных вкусов.

Чему помогает диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста?

Диагностика помогает определить уровень развития сенсорных навыков у детей дошкольного возраста. Это позволяет педагогам адаптировать программы и упражнения для каждого ребенка, уделять больше внимания тем аспектам, в которых у него наблюдаются сложности, и помогать ему в развитии.

Какая программа предлагается для повышения уровня сенсорного развития в дошкольном возрасте?

Для повышения уровня сенсорного развития в дошкольном возрасте предлагается специальная программа, которая включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового восприятия. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о сенсорном развитии?

По первой главе статьи о сенсорном развитии в дошкольном возрасте можно сделать вывод, что сенсорное развитие играет важную роль в общем развитии детей. Педагогические аспекты сенсорного развития включают организацию специальных игр и упражнений, которые помогают развивать все основные сенсорные навыки. Также в статье отмечены особенности сенсорного развития дошкольников и предложены способы его развития через игры и упражнения.

Какое значение имеет сенсорное развитие в дошкольном возрасте?

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте имеет огромное значение, так как в этот период формируются основы познавательной деятельности ребенка. Развитие сенсорных навыков и органов чувств позволяет детям лучше понимать и взаимодействовать с окружающим миром, формировать представление о форме, цвете, размере, текстуре и других свойствах предметов.

Какие педагогические аспекты важно учесть при сенсорном развитии детей дошкольного возраста?

При сенсорном развитии детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать разнообразные ситуации для развития органов чувств через игры и упражнения, активно вовлекать детей в познавательные деятельности, обеспечивать наличие разнообразных материалов для сенсорного опыта.

Какими способами можно развивать сенсорные навыки дошкольников через игры и упражнения?

Для развития сенсорных навыков дошкольников можно применять такие игры и упражнения, как распознавание предметов по осязанию, поиск предметов по запаху, команды на движение в пространстве по звуковым сигналам, составление пазлов по форме и цвету, игры с различными текстурами материалов и многое другое.

Что позволяет диагностика уровня сенсорного развития у дошкольников?

Диагностика уровня сенсорного развития у дошкольников позволяет определить имеющиеся недостатки или отклонения, а также выявить сильные стороны ребенка. Это помогает педагогам разработать индивидуальные программы по сенсорному развитию и специальные упражнения для исправления проблемных областей.

Какими методиками можно повысить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста?

Для повышения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста можно использовать различные методики, такие как методика Монтессори, методика Фребеля, методика Рациональ-эмоционального воспитания и другие. Они предлагают специальные игры, упражнения и материалы, способствующие развитию органов чувств и сенсорных навыков.

Какие основные аспекты сенсорного развития в дошкольном возрасте?

Основными аспектами сенсорного развития в дошкольном возрасте являются развитие тактильных ощущений, кинестетической чувствительности, слухового и зрительного восприятия. Эти аспекты позволяют ребенку лучше познавать мир и развивать координацию и моторику.

Какие дидактические игры и упражнения могут использоваться для развития сенсорного восприятия у дошкольников?

Для развития сенсорного восприятия у дошкольников можно использовать различные игры и упражнения. Например, можно предложить ребенку потрогать и описать разные предметы с разной структурой и поверхностью, проводить игры на развитие координации движений, упражнения на восприятие и различение звуков, игры на развитие зрительной памяти и внимания и многое другое.