Языческие верования древних славян
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 13.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Восточнославянские боги в языческой мифологии: истоки и значение. Фольклорно-мифологические персонажи 3
Глава 2.Восточнославянская языческая демонология 9
Глава 3.Пантеон восточнославянских богов. Славянское язычество в современной культуре 11
Заключение 16
Список литературы 17
Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Согласно позиции исследователей, Велес воспринимался как покровитель большей части населения. Как уже отмечалось ранее, в религиозной жизни славян важно место занимали Род и Рожаницы. Род являлся божеством-творцом и его широко почитали на Руси. Но в новом пантеоне его не оказалось. Основная суть языческой реформы – выстроить иерархическую структуру религиозных верований восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.На современном этапе славянское язычество продолжается в неоязычестве. Относительно язычества и неоязычества существуют различные воззрения. В частности, указывается, что невозможно считать неоязычеством язычеством в полном смысле данного понятия, поскольку славянское язычество представляло собой настоящий монолит, оно отличалось цельностью. Что же касается неоязычества, то оно представлено разнородными течениями, которые подчас не имеют ничего общего со славянским язычеством и его истоками. Также есть позиция, согласно которой неоязычество – это субкультура. Суть неоязычества в том, что это субкультура, его можно определить в качестве настоящего буйства воззрений, идей при отсутствии чёткого духовного стержня, который должен определять язычника. Неоязычество многие исследователи определяют как форму без духа, как явление, которое не связано со славянским язычеством. Тем не менее, есть и мнения о том, что язычество и неоязычество можно отождествлять, тогда как в сущности они базируются на следующих аспектах: анимизм, многобожие, культ предков, развитая демонология (Демонология – это практически единственный раздел славянской мифологии, который возможно непосредственно наблюдать и изучать в процессе его живого функционирования. Демонологией называется синтез представлений о том, что такое низшие мифологические существа, эти существа мыслились как тождественные друг другу, им не были присущи яркие выделенные индивидуальные черты).Ситуация с неоязычеством осложняется еще и отсутствием древнеславянских письменных памятников, которые были либо утрачены, либо уничтожены. А те немногие, что сохранились до наших дней, не признаются официальной наукой. В качестве примера выступает Книга Велеса, написанная на деревянных дощечках (к сожалению тоже утраченных), восстановил ее писатель-эмигрант Миролюбов в 40-х годах прошлого века. Славяно-Арийские Веды тоже не имеют достоверного исторического источника, и тоже являются продуктом восстановления современных адептов славянского язычества.Неоязычество или нативизм – это новые или частично реконструированные древние языческие верования. Сторонники этого религиозного течения считают себя служителями возрождённой этнической религии. К таким религиям относятся славянское родноверие, тюркское тэнгрианство, прибалтийское язычество и религия армянских солнцепоклонников. В России наиболее распространено славянское язычество – родноверие, реже встречаются этнические религии народов Сибири. Российский исследователь О. В. Асеев считает, что возникновение неоязычества связано с увлечением восточными культами и с разочарованием в традиционных религиях. Современное неоязычество подразделяется на народно-бытовое, этническое, экологическое и националистическое. Народно-бытовое неоязычество включает в себя набор суеверий и упрощённых представлений о потустороннем мире. Чаще всего этот вид нативизма встречается в сельских местностях, переплетаясь с традиционной религией.Этническое язычество имеет глубокие исторические корни. Культы шаманов коренных народов Дальнего Востока и Сибири относятся к этому разряду политеистических культов. Организациям, относящимся к экологическому неоязычеству, свойственно оккультное, синкретическое и политеистическое мировоззрение с культом идеологии экологизма. К таким организациям относятся общины, входящие в «Круг Языческой Традиции».Националистическое течение включает такие религиозные и политические организации, как «Союз Славянских Общин», «Партия Духовного Ведического Социализма». Отдельные группировки скинхедов также причисляют себя к этому течению.Славянское неоязыческое движение в России возникло как форма идеологического протеста против коммунистической власти. Это движение приобрело националистический характер, который сохранился и по сей день. Ненависть к христианству очень сильна у современных язычников. 90-е годы стали пиком роста численности групп неоязычников. В основном они образуются в городах в интеллигентской среде. Отсутствие единства среди нативистских организаций препятствует активному распространению неоязычества. Заключение Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Мифология восточных славян имеет тесную связь с индоевропейской мифологией. Относительно мифологических языческих представлений славян можно сказать, что они имели сложность и противоречивость. Также в славянской мифологии было принято разделение мира на три сегмента: нижний мир или мир мертвых, подземных духов, земной мир – мир живых, небесный мир – Космос (семь небес). Славянское язычество представлено обширным пантеоном богов, среди которых главное место было отведено Перуну громовержцу. Также важно сказать об особом месте в славянской мифологии Матери Земли, и это не является случайным, поскольку культ природы – это отличительная черта восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, как результат, в славянской мифологии представлена разветвленная демонология. На современном этапе славянские языческие воззрения частично репрезентованы в неоязычестве. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, никак нельзя славянское язычество и неоязычество отождествлять, поскольку в неоязычестве отсутствуют многие славянские традиции. Список литературыПовесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997.Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.
1. Повесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1
2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
3. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с.
4. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с.
5. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997.
6. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
7. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
9. Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006.
10. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.
11. Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с.
12. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.
13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=
14. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.
Вопрос-ответ:
Кто были восточнославянские боги в языческой мифологии?
Восточнославянские боги в языческой мифологии включали таких персонажей, как Перун, Дажбог, Сварог, Хорс, Мокош, Лада и других. Они символизировали различные аспекты природы и были объектами поклонения.
Каково происхождение и значение восточнославянских богов в языческой мифологии?
Истоки и значение восточнославянских богов в языческой мифологии связаны с представлениями о природе и культурных традициях славянского народа. Они символизировали различные аспекты природы, были объектами почитания и молитв. Боги, такие как Перун и Дажбог, относились к важным аспектам жизни славян, таким как грозы и солнце.
Кто такие Мокош и Лада в восточнославянской мифологии?
Мокош и Лада являются персонажами в восточнославянской мифологии. Мокош была богиней женского начала, плодородия и семейного благополучия. Лада, с другой стороны, была богиней красоты, любви и весны. Оба персонажа имели важное значение в религиозных обрядах и верованиях древних славян.
Какое значение имели восточнославянские боги в современной культуре?
Восточнославянские боги имеют значительное значение в современной славянской культуре. Они являются объектами изучения и воссоздания в рамках реконструкций древних славянских ритуалов и обрядов. Некоторые люди также придерживаются языческих верований и поклоняются этим богам, считая их частью своей идентичности и культурного наследия.
Где находилось Капище Волоса в Киеве и почему оно было важным местом?
Капище Волоса находилось в Киеве там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Это было одним из самых значимых культовых мест восточных славян. Исследователи считают, что Волос был покровителем многих славянских племен и имел особое значение для жителей Киева и окружающих областей.
Какие боги были восточнославянской мифологии?
В восточнославянской мифологии существовало множество богов. Некоторые из них включали Велеса, бога магии и знаний, Перуна, бога грома и молнии, Дажбога, бога солнца, и многих других.
Каково значение восточнославянских богов?
Восточнославянские боги имели значительное значение для древних славян. Они были покровителями различных аспектов жизни, таких как природа, земледелие, военное дело и многие другие. Люди почитали их и приносили им жертвы, чтобы обрести благословение и защиту.
Какие персонажи были восточнославянской демонологии?
Восточнославянская демонология включала различные персонажи, такие как леший, домовой, водяной, русалка и многие другие. Эти существа были связаны с природой и обитали в различных местах, например, в лесах, реках или домах.
Какое место занимает славянское язычество в современной культуре?
Славянское язычество имеет свое место в современной культуре как часть исторического наследия. Некоторые люди интересуются и изучают языческие верования, проводят ритуалы и праздники в соответствии с древними традициями. Однако это явление не является массовым и большинство людей исповедуют другие религии или являются атеистами.