Латинская патристика:основные темы и представители

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Представители латинской патристики 4
1.1.Общая характеристика развития латинской патристики. Персоналии 4
1.2.Амвросий Медиоланский 12
Глава 2.Вершина латинской патристики: Августин Блаженный 14
2.1.Проблематика учения Августина Блаженного. Теодицея. Троичный догмат 14
2.2.Политическое учение Августина Блаженного 23
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Эти сообщества, описанные в Библии, были определены Августином как Грады. "Два града созданы двумя родами: град земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный - любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, последний - в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести."Те, кто живет верою в Бога, ожидают вечных благ, обещанных им в будущем, поэтому вещами временными, земными они пользуются по необходимости, но не для того, чтобы увлекаться и забывать о своем стремлении к Богу, как это свойственно представителям града земного. Жители Града Божьего уже получили обещание своего искупления, залогом которого является духовный дар. "...Бог, виновник и податель счастия, - поелику один есть истинный Бог, - сам раздает земные царства и добрым и злым. И делает Он это не без разбору и как бы случайно, поелику Он - Бог, ... но сообразно с порядком вещей и времен, - порядком для нас сокровенным, а ему вполне известным... Счастье он ниспосылает только добрым. Это счастье могут иметь и не иметь подданные, могут иметь и не иметь царствующие."В своем земном странствии, которое длится в это время и закончится в день Страшного Суда, Град Божий переплетен и перемешан с Градом зла и постоянно подвергается его гонениям за почитание только одного единого Бога, за праведную веру в Него, направляющую к свершению всего доброго для ближнего, ведь жизнь Града - это жизнь общественная. Главной предпосылкой принадлежности к Граду небесному в этом мире служат смирение и покорность, т.к. человек пребывает на земле не ради себя самого, и не ради этой земли, но ради Бога. Представителем Града Божьего на земле является церковь. Она, по Августину, наряду с Библией - наивысший авторитетный источник веры, последняя инстанция всякой истины. В исторической концепции гиппонского епископа ей отводится особое место: она является обществом Христа, объединением избранных божьей волей, вне церкви невозможно обрести спасение. У церкви две жизни: временная и вечная; в вечной жизни церковь отождествляется с Градом Божьим - единственным конечным пристанищем, где человек познает вечный покой, наслаждается Богом и друг другом в Боге.Церковь имеет иерархическую структуру. Ее иерархия есть отражение иерархии небесной, во главе которой находится Бог. Признанием Августином вслед за неоплатониками концепции иерархичности бытия сыграло определяющую роль в процессе формирования средневекового общества, т.к. на ее основе христианский философ создал свою социально-политическую доктрину, которая опиралась на идею неравенства. По Августину, неравенство представляется как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Поэтому Град земной, с которым в этой жизни перемешан и странствует Град Божий, также имеет иерархическую структуру. Нарушение же установленного Богом порядка, по которому Его разумные творения должны господствовать над неразумными, грозит обществу всяческими несчастьями и катастрофами. Не случайно Августин требовал, чтобы представители сложившихся социальных сословий не смешивались друг с другом и четко выполняли свои функции. Следует заметить, что Августин вполне определил институт рабства, трактуя рабство как заслуженное наказание за грехи. Отмечая, что Град Божий и Град земной не совпадают полностью ни с церковью, ни с земным государством, Августин в ряде случаев приходит к их отождествлению. И "... пока этот небесный град странствует по земле, он привлекает к себе граждан всех народов и собирает со всех концов света общество, не заботясь о различии языков, традиций, законов, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что призвано к одной цели - почитанию единого и истинного Бога." Град Божий должен всегда помнить, что и среди его недругов могут скрываться будущие граждане, которых не бесполезно терпеть как врагов до момента объявления ими о своей вере. Даже среди самых отъявленных недругов могут находиться предопределенные, которые еще сами не знают об этом.Августин вполне принимал существование светского государства, его институтов. Главная функция государства, с точки зрения гиппонского епископа, заключалась в защите христианской религии и церкви. Так как власть духовная выше власти светской, монархи обязаны служить церкви: строго следить за исполнением божьих законов, принимать участие в обращении язычников в истинную веру ради спасения их души, наказывать непокорных, способствуя своими действиями становлению на земле приближенного к Граду Божьему идеального строя, главными признаками которого являются мир, порядок и единство. Но чтобы углубить знание и понимание августиновского Божьего Града, составить его полную завершенную картину, необходимо также рассмотреть историю странствия этого Града на земле и особенности его состояния и существования после Страшного Суда. Несмотря на то значительное влияние, которое оказали античные философские концепции стоиков и неоплатоников на Августина при создании его образа Града Божьего, несомненно, что основным источником данной идеи является Библия. Представляя картину Града, очерчивая круг тех граждан, которые спасутся милостью Божией и достигнут "небесного царства", Августин постоянно апеллирует к текстам Священного Писания. Провиденциальная по своему характеру история земных странствий Божьего Града изложена христианским философом на основе его ветхозаветной части и имеет явные аналогии с 6 библейскими днями творения, эпохами и сферами человеческой жизни. Градом Божьим Августин называет Град, о котором свидетельствует Священное Писание. Этот Град, как и весь мир, сотворен Богом за шесть дней. В день четвертый Бог создал свет. Под именем света Августин склонен понимать Град святой, состоящий из святых ангелов и блаженных духов: "... они несомненно сотворены участниками вечного света, который есть сама неизменяемая премудрость Божия, сотворившая все... Этот свет просвещает всякого чистого ангела так, что последний есть свет не сам в себе, но в Боге."Изначально все ангелы имели добрую природу и жили разумно и блаженно. Но отвернувшись от этого просвещения по своей воле, некоторые из ангелов не удержали за собой преимущества жизни разумной и блаженной. Они согрешили не от сотворившего их начала, а от начала греха, состоящего в гордости, и, таким образом, не устояли в истине, которая обещает всем верным вечное блаженство. По мнению Августина, причина злой воли имеет не производящий, а низводящий характер, злая воля не имеет бытийной причины это убывание от обладающего высочайшим бытием к имеющему меньшее бытие. Таким образом, Августин отводит от Бога обвинение в создании зла. После отлучения злых ангелов "... из добрых ангелов не будет более никакого нового дьявола, равно как и того, что и дьявол не возвратится более в сообщество добрых ангелов", т.к. Богу приятен только один свет (добрые ангелы по достоинству своей природы превосходят все остальное), тьма же ангельская, хотя и должна была войти в мировой порядок, не должна получить одобрения. "Для кого же благо служит общим, те имеют святое сообщество и с Тем, к которому прилепляются, и между собой и составляют один Град Бога, служащий и живою Ему жертвою, и живым Ему храмом".Итак, образ Града божьего, созданный Августином Блаженным, представляет нам уникальную модель идеального общества, построенную на основе теологических воззрений. Не будучи в силах собственными средствами обеспечить себе лучшую участь, человек Августина направляет помыслы и поиски счастья и справедливости в сторону вечности. Вечность же Августина глубоко мистична, т.к. заключает в себе бесконечное созерцание идеальной душой идеального Бога.Исходя из данной концепции, Августин Блаженный выстраивает свои рассуждения относительно сути международных отношений. Согласно позиции мыслителя, государство, которое желает стремиться к идеалу Града Небесного, будет должным образом вести себя и в отношениях с другими государствами, а если государств уклоняется от Божественного закона, то оно и в сфере международных отношений будет вести себя как «шайка разбойников», не соблюдая нормы. Таким образом, исходя из концепции Августина Блаженного, Божественный закон требует того, чтобы все международные обязательства были скреплены посредством религиозной клятвы, а значит, эти обязательства не могут быть нарушены. Также Августин Блаженный считал, что международное право – это удел христианских народов, тогда как язычникам свойственно пребывать вне законов, установленных в рамках цивилизованного международного общения.Концепция Августина Блаженного базируется на достаточно сдержанном отношении к войнам, воинская слава для Августина сродни тем успехам, которых достигает цирковой гладиатор. Вместе с тем, он не отрицал, что в некоторых случаях христианин может и должен принимать участие в войне. Но все же, христианином оружие не может быть применено, чтобы защищать личные интересы, необходимо повеление Бога, той власти, которая была установлена Богом. Для Августина Блаженного был важен этический аспект войны. Он полагал, что самым предосудительным на войне является желание причинения вреда, проявления жестокости, чувства мщения, если человек на войне охвачен яростью, свирепостью, жаждет обрести господство, то он, несомненно, отступает от Божественных законов. Интересно также разделение Августином Блаженным войн на те, которые являются справедливыми и несправедливые. Давая описание войн римлян, он пишет о союзнических войнах, невольнических, гражданских. Справедливость войны, согласно Августину Блаженному, определяется справедливостью ее причины, то есть, для ее ведения нужны законные основания, приказ законных властей. Если же война начинается вследствие несправедливого побуждения, например, чтобы разграбить другое государство из алчности, то царь должен ответить перед Богом, но воин безгрешен, так как он повиновался воле правителя. Августин Блаженный отмечает необходимость соблюдения обычаев войны, он пишет о допущении применения храбрости, силы, но осуждает проявления вероломства, нарушения своего слова и клятв, договоренностей. Мыслитель полагал, что если государством ведется справедливая война, то оно должно непременно одержать победу. Если же победа достанется государству, предпринявшему несправедливую войну, то это является наказанием Божиим за грехи. Рабство побежденного является своего рода естественным следствием одержанной над ним победы. Таким образом, Августин Блаженный решительно выступает против жестокости, кровожадности на войне, он отмечает, что гражданское население заслуживает милосердия. Следует отказаться от опустошений, разрушений, грабежей, пленения, избиения мирного населения, так как это ведет к господству прискорбного, варварского обычая войны. Мыслитель призывал ограничивать произвол в ведении войны, предоставить мирному населению убежища в отведенных для этой цели храмах, проявлять человечность и распространять дух христианства на все народы. Христианин, согласно мысли Августина Блаженного, не может отдать свою душу во власть несправедливости и насилия.Согласно учению блаж. Августина, — «мир есть желанный конец войны». Мир в учении Августина Блаженного является упорядоченным согласием, порядком. И такой мир является богоугодным, ведущим к гармонии двух Градов. Августин Блаженный исходил из того, что мирные соглашения между народами являются гораздо более предпочтительными даже самых справедливых войн против нарушителя мирного состояния и даже предпочтительнее завоеваний. ЗаключениеГлавными представителями латинской патристики являются Тертуллиан, Амвросий Медиоланский, Минуций Феликс. Они обращались к догматическим проблемам, стремились бороться с еретическими течениями, уделяли внимание этическим вопросам. Вершиной латинской патристики стало наследие Августина Блаженного. Августином Блаженным было предложено учение о филиокве. В учении о Filioque ипостасные особенности отходят на задний план, тогда как главенство имеет природа, благодаря чему Святой Дух представляется как своего рода энергия, порожденная взаимодействием между Отцом и Сыном.Особое внимание Августин Блаженный уделял социально-политической проблематике. Итак, официальная мысль Средневековья базируется на учении Августина Блаженного о двух Градах. Августином Аврелием государственное и общественное устройство оценивается как необходимое следствие грехопадения человечества. Это Земной град, в котором господствует теодицея добра и зла. Поэтому Августин Блаженный негативно оценивал государство и политическую власть, он считал, что именно светская власть приводит людей к многочисленным войнам и разрушениям. В результате грехопадения произошло повреждение человеческой природы, это привело к необходимости появления «строгой» власти Бога и земного правителя, являющегося прообразам божественной власти. Концепция Августина Блаженного основана на критике сложившихся политико-правовых отношений по причине господства властвования человека над человеком, зла, взаимного притеснения и воинственных действий. Также философ негативно оценивал деление общества на господ и рабов. Но при этом, Августин допускает, что в Земном граде зло – это естественное явление, обусловленное греховной природой человека. Прообразом Небесного Града является Церковь. Именно она должна контролировать земное государство, не допуская распространения в нем зла и предотвращать войны. Так должно продолжаться до Страшного Суда. Августин Блаженный полагал, что войны должны быть справедливыми, то есть, не носить захватнического характера, кроме того, он выступал за проявление милосердия по отношению к гражданскому населению. Идеальным состоянием Августин Блаженный считал мир, пусть даже и не прочный.Список литературыАвгустин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.htmlАвгустин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000. Августин Аврелий. Исповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/Августин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtmlАвгустин Блаженный. О Троице. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/Бармин А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. - М., 2006.Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000. Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени/Составл., вступит.статья, перевод В. И. Молчанова — М., 1994. Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – Киев, 2008. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/102109Патристика. Лекции. – Режим доступа: http://mmkaz.narod.ru/patristic4/index.htmПетров В., свящ. Блаженный Августин и войне и мире.// http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195304209.htmlСобрание творений прп. Иустина (Поповича). Т 2. - М., 2006.

Список литературы

1. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.html
2. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000.
3. Августин Аврелий. Исповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/
4. Августин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtml
5. Августин Блаженный. О Троице. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/
6. Бармин А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. - М., 2006.
7. Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000.
8. Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени/Составл., вступит. статья, перевод В. И. Молчанова — М., 1994.
9. Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – Киев, 2008.
10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/102109
11. Патристика. Лекции. – Режим доступа: http://mmkaz.narod.ru/patristic4/index.htm
12. Петров В., свящ. Блаженный Августин и войне и мире.// http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195304209.html
13. Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т 2. - М., 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое латинская патристика?

Латинская патристика – это направление в христианской философии и теологии, которое развивалось на западе Латинской церкви вплоть до 8-9 веков.

Кто является представителями латинской патристики?

Среди представителей латинской патристики можно выделить таких ученых, как Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный.

Какие основные темы идеологии латинской патристики?

Основные темы латинской патристики включают учение о Боге, человеке, теодицею (проблема добра и зла), троичный догмат и политическое учение.

В чем заключается проблема учения Августина Блаженного?

Учение Августина Блаженного имеет несколько аспектов, одним из которых является теодицея – попытка объяснить существование зла при добродетельном Боге.

Какие два града были определены Августином?

Августин определил два града, или города – Град Божий и Град Земной. Это образы сообществ, описанные в Библии.

Какие основные темы и представители латинской патристики?

Основные темы латинской патристики включают в себя учение о Боге, проблему зла и страдания, а также вопросы о грехе и искуплении. Среди представителей латинской патристики можно выделить Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и других.

Какое место занимает Августин Блаженный в латинской патристике?

Августин Блаженный считается одним из важнейших представителей латинской патристики. Его учение и философия оказали значительное влияние на развитие христианской мысли.

Какие проблемы рассматривал Августин Блаженный в своих трудах?

Августин Блаженный занимался рассмотрением различных проблем, включая проблему зла и страдания (теодицея), вопросы о грехе и искуплении, природе Бога и Троичном догмате.

Какую роль играли сообщества, описанные в Библии, в трудах Августина Блаженного?

Августин Блаженный определил сообщества, описанные в Библии, как "Грады" и использовал этот термин для обозначения различных уровней духовного развития и прогресса. Это концепция имела важное значение в его учении и философии.

Кто является одним из представителей латинской патристики, кроме Августина Блаженного?

Один из представителей латинской патристики, помимо Августина Блаженного, это Амвросий Медиоланский. Он также внес значительный вклад в развитие христианской мысли и философии.